ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Н. МАКИАВЕЛЛИ
Бутов Александр Владимирович
кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье определены основные типы государственного устройства стран Древнего мира и средневековой Европы, показаны их достоинства и недостатки, а также исследуется кругооборот форм государственной власти. Частые государственные трансформации приводят к войнам, затяжным политическим и экономическим кризисам. Автором проведено детальное изучение их причин и способов поддержания стабильности государственного строя. Особое внимание уделено рассмотрению принципов государственного управления Макиавелли, многие из которых до сих пор актуальны. Результаты исследования позволяют объективно оценить концепцию государственного управления Макиавелли и возможности ее использования в современной практике.
Ключевые слова: монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания, анархия, кругооборот форм государственного устройства, сенат, консул, народный трибун, принципы государственного управления.
THE CONCEPT OF STATE ADMINISTRATION
BY N. MACHIAVELLI
Butov, Alexander V.
PhD, Assistant Professor of the Department for Organizational and Managerial Innovation of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article shows the key types of state structure in countries of the Ancient world and Medieval Europe, describes their advantages and disadvantages and investigates the round of different forms of state power. Frequent state transformations could lead to wars, long political and economic crises. The author studied their causes and methods of providing stability of the state structure. Special attention was paid to principles of state administration by Machiavelli, many of them are still acute today. Findings of the research allow us to assess the concept of state administration by Machiavelli objectively and provide an opportunity to use it in today's practice.
Keywords: monarchy, aristocracy, oligarchy, democracy, tyranny, anarchy, round of forms of state structure, senate, consul, people's tribune, principles of state administration.
Творчество Н. Макиавелли вызывает огромный интерес во всем мире с первой публикации его работы «Государь» до настоящего времени. Политологи и основоположники теории менеджмента давно используют его революционные идеи и принципы управления как в теории, так и на практике.
Никколо Макиавелли (1469-1527) - великий итальянский мыслитель, писатель, основоположник теории государственного управления эпохи Возрождения. Италия в годы жизни Макиавелли находилась в тяжелой политической и экономической ситуации. Экономика страны была в глубоком кризисе, а ее политику определяли раздробленность и соперничество многочисленных итальянских государств, крупнейшими из которых были Папское государство, Венеция, Неаполитанское королевство, Флоренция и Милан. Ситуация усугублялась постоянными вторжениями в Италию армий иностранных государств -Франции и Испании.
В 1498 г. Макиавелли поступил на должность секретаря Второй канцелярии и Совета Десяти республики Флоренции [4. - С. 47]. С начала службы он выделялся своей неутомимостью, энергией, наблюдательностью и остротой ума, обладал прекрасным литературным стилем. Ему доверяли наиболее ответственные и щекотливые поручения, он встречался с виднейшими государственными деятелями той эпохи (королем Людовиком XII, папой Юлием II, Чезаре Борджиа), четырежды ездил во Францию, посетил Германию [9. -С. 11). Это выглядело как начало блестящей дипломатической карьеры. Но в 1512 г. все изменилось, когда под натиском папской армии Юлия II Флорентийская республика пала и к власти вернулось семейство Медичи. Макиавелли был отстранен от службы, арестован по обвинению в заговоре против Медичи, подвергся пыткам, но вскоре был освобожден по амнистии и отправлен в ссылку.
В небольшом семейном поместье лишенный постоянной работы Макиавелли
пишет свои лучшие труды - «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и «История Флоренции». Заветной мечтой автора было превращение Италии в сильное независимое государство. Именно на этой цели были сосредоточены все усилия дипломата, патриота и писателя Н. Макиавелли. В своих работах он изучает формы государственного управления, их преимущества и недостатки, способы захвата и удержания власти, характеристики лидеров и методы управления, потребности и способы мотивации.
Виды, характеристики и эволюция
государственных форм управления
В «Государе» Макиавелли выделяет только два вида форм правления (государств) - республику, под которой он понимает народное правление, или демократию, и единовластие, или монархию [5. -С. 303]. Но в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он расширяет эту классификацию до шести видов, три из которых он относит к хорошим, но крайне неустойчивым видам правления - монархию, аристократию и демократию. Эти три хороших вида государственного устройства с течением времени неизбежно превращаются в три плохих ее вида: монархия превращается в тиранию, аристократия - в олигархию, а демократия - в анархию [5. -С. 383].
Остановить кругооборот форм власти в любом государстве крайне сложно. Политические перевороты и заговоры, по мнению Макиавелли, свидетельствуют о неустойчивости даже самых лучших форм государственного устройства. В движении и кругообороте находится все: материальные объекты, формы правления и человеческие судьбы. Природа не позволяет всему оставаться в покое. Достигнув предела совершенства, государство неизбежно вступает на путь упадка и разрушения.
Возникновение государства у Макиавелли начинается с появления единовластия (монархии). Первоначально правите-
ля (царя) избирали его подданные по личным качествам - силе и отваге, справедливости и рассудительности, умению создавать и поддерживать закон и порядок. Однако со временем государственная власть из выборной превратилась в наследственную, и постепенно стал развиваться процесс вырождения потомков великих правителей. Они уже соревновались не в доблести и отваге, как их славные предки, а старались «превзойти всех остальных в роскоши, сладострастии и всякого рода разврате» [5. - С. 385]. Так, в Милане, например, после непобедимого и доблестного выходца из крестьянской семьи герцога Франческо Сфорца к власти пришли его бездарные и изнеженные потомки. И в 1499 г. жители Милана из ненависти к последнему представителю этой династии графу Лодовико Моро Сфорца сдали без боя город французскому королю Людовику Х11.
С разложением наследников великих государей разрушаются единство и доверие в обществе, подданные начинают ненавидеть недостойного правителя, а он, испытывая страх перед народом, все чаще прибегает к насилию. В итоге монархия превращается в тиранию. Однако действия тиранов только углубляли социальные и экономические проблемы, увеличивали раскол между богатой правящей элитой (тираном и его окружением) и бедными гражданами. Тираны не могут обеспечить процветание своих государств, а нанесенный ими вред огромен: они подавляют свободу народа, лишают его политической воли и ответственности за судьбу государства.
Власть тирана, по мнению Макиавелли, неизбежно приводит к крушению единовластия: повсеместно возникают тайные общества, устраиваются заговоры, которые в итоге заканчиваются успешным государственным переворотом.
После свержения тирана к власти приходят освободители государства - самые доблестные и отважные граждане, которые выбирают новую форму правления - ари-
стократию. Войдя в правительство, они защищают отечество от внешних и внутренних врагов, устанавливают справедливые законы, заботятся об общественных и частных интересах больше, чем о собственных. Однако с течением времени аристократов у власти сменяют их потомки, не испытавшие на себе тягот тирании, не закаленные в войнах и борьбе за свободу отечества. Они начинают пренебрегать гражданским равенством, стремятся только к собственному обогащению и защите своей власти.
В результате аристократия превращается в олигархию, где власть принадлежит уже не самым достойным и справедливым, а самым богатым и знатным гражданам. Установление имущественного ценза для успешной карьеры становится нормой политической жизни, и только самые богатые граждане занимают государственные должности.
Олигархия, как и тирания, опирается на армию и держится только на насилии. Это уже не единая страна, а страна двух государств - государства бедных и богатых, которые будут всегда находиться в состоянии гражданской войны.
Главной ценностью олигархического общества является богатство. Вместо стремления к подвигам и добродетели все стремятся только к наживе. В этом заключается слабость олигархии, которая становится неизбежной причиной ее свержения. Народ начинает ненавидеть олигархов так же, как прежде тиранов.
Олигархия, порождая у подданных ненависть к власти и стремление к борьбе за свободу, приводит к победе демократии. Теперь народ выбирает руководителей всех органов власти, судей и военачальников и строго их контролирует, принимает важнейшие государственные решения и законы. Но новый государственный строй внушает почтение недолгое время, затем начинает повсеместно распространяться беззаконие, каждый гражданин начинает жить, как пожелает, не считаясь ни с частными, ни с общественными интересами.
Демократия опьяняет свободой, но ведет к вседозволенности и превращается в анархию, из которой возможным выходом становится переход к монархии - началу следующего кругооборота.
Именно в демократической республике Флоренции работал на дипломатической службе Н. Макиавелли, а после падения республики и восстановления власти Медичи он практически завершил свою карьеру.
В работе «О военном искусстве» он писал, что демократия - лучшая из шести чистых форм правления, так как в ней создаются самые благоприятные условия для привлечения из всех слоев общества и развития наиболее талантливых людей в военном деле, искусстве, политике и других сферах деятельности. «Выдающиеся люди, - писал Макиавелли, - чаще всего встречаются в республиках, где таланты в большем почете, чем в монархиях, где их боятся. Там воспитывают дарования, здесь их истребляют» [7. - С. 90].
Основой любого государства, по его мнению, должно стать равенство всех граждан перед законом, уважение личных интересов каждого. Он считал, что главным пороком монархии и аристократии является лишение граждан права участвовать в принятии политических решений. Поэтому народ в недемократических государствах лишен подлинной самостоятельности, ограничен в правах и обречен на полную общественную пассивность.
Следует отметить, что Макиавелли объективно оценивал не только достоинства, но и недостатки демократии. Он писал: «Государства, особенно плохо устроенные, управляющиеся как республики, часто меняют правительства и порядок правления, что ввергает их... в беспорядочное своеволие. Ибо простолюдины, которые стремятся к своеволию, и знатные граждане, жаждущие порабощения других, прославляют лишь имя свободы: и те и другие не хотят повиноваться ни другим людям, ни законам» [6. - С. 143]. Но в итоге своих рассуждений Макиавелли приходит к выводу, что
все же «народное правление лучше самодержавного» [5. - С. 440].
Кругооборот форм государственного устройства и смена власти, по мнению Макиавелли, определяются его пессимистическим взглядом на природу человека, склонностью потомков великих людей, находящихся у власти, к вырождению, а также совокупностью внешних и внутренних политических условий, балансом сил в обществе, его социальными и экономическими проблемами. Этот кругооборот непрерывен, и если государства не переходят поочередно ко всем шести исходным формам правления, то лишь потому, что ни у одного из них не хватает сил перейти через все эти изменения и сохранить независимость. Чаще всего в пору мучительных перемен, когда государство ослаблено и лишено мудрого правителя, «оно становится добычей какого-нибудь соседнего государства, обладающего лучшим политическим строем» [5. - С. 385].
Описав недостатки всех шести перечисленных форм правления, Н. Макиавелли считал седьмую, смешанную форму власти наиболее прочной и устойчивой. Он писал, что легендарный царь Ликург, давая Спарте законы, смешал наследственную монархию, аристократию и демократию и создал государственный строй, просуществовавший свыше 800 лет. А афинскому архонту Солону, давшему законы Афинам, повезло меньше. Поставив народное правление над властью аристократии, он дал ему очень короткую жизнь и еще до своей смерти увидел в Афинах тирана Писист-рата. Ошибка Солона, по мнению Макиавелли, заключалась в том, что он не смог соединить демократию с сильными сторонами монархии и аристократии. Поэтому демократические «Афины, по сравнению со Спартой, прожили очень недолгую жизнь» [5. - С. 386].
И все же лучшей смешанной формой правления Макиавелли считал не Спарту, а Римскую республику, наиболее динамично развивающуюся, устойчивую и долговечную, просуществовавшую с IV по I в.
до нашей эры, сменившуюся империей при Юлии Цезаре [10. - С. 45].
Раскрывая основы государственного управления Римской республики, Макиавелли упоминает, что политическое устройство греческих государств создавалось, как правило, одним человеком: в Спарте -Ликургом, в Афинах - Солоном. Но Римское государство создано умом не одного человека, а многих людей, и не в течение одной человеческой жизни, а в течение нескольких веков, на протяжении жизни нескольких поколений. В этом заключается сила Рима, так как ум одного человека не в состоянии охватить все многообразие дел, положений и обстоятельств в государстве, предвидеть все, что может возникнуть в нем с течением времени.
История создания Римского государства обагрена кровью. Первый римский царь Ромул убил своего брата, а затем участвовал в убийстве избранного для совместного с ним правления второго царя Тита Тация Собина. Вслед за этим он учредил сенат, с которым постоянно советовался при принятии решений. При этом он ограничил свою власть правом командования войсками в случае объявления войны, а также правом собирать сенат [8. - С. 39].
Ромул заложил основы гражданского общества в Риме. Когда римские цари ли-
шились власти (после изгнания царя Тар-квиния Гордого), вместо одного царя римляне учредили коллегию консулов и стали ежегодно избирать двух консулов, занявших его место.
Первоначально консулы избирались только из патрициев, но с 367 г. до нашей эры один из консулов стал избираться из плебеев. После этого в Риме была учреждена республика, в управлении которой принимали участие два консула и сенат, соединившие в себе власть монархии и аристократии.
Позднее в результате многочисленных народных смут и волнений, возникших из-за притеснений знатью бедных граждан, были учреждены народные трибуны, отстаивающие интересы народа. Все это значительно упрочило государственное устройство Римской республики, в основе которого уже находились три основные формы правления - монархия, аристократия и демократия.
С началом образования республики высшими должностными лицами были ежегодно избираемые консулы, которые обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат, назначали диктаторов (рисунок).
МАГИСТРАТУРЫ
КОНСУЛЫ
ПРЕТОРЫ
КВЕСТОРЫ
ЭДИЛЫ
АРМИЯ
ЛЕГАТЫ
ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ
ЦЕНТУРИОНЫ
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рис. Организационная структура государственного управления Римской республики
И все же основой государственной власти в Риме являлся сенат, в состав которого избирались потомки древнейших и знатнейших римских родов. Сенату принадлежал надзор за Римом, Италией и центральными провинциями государства. Он также распоряжался государственной казной, издавал постановления и законы.
Пополнялся сенат преимущественно из отслуживших свой срок должностных лиц, в основном из семей патрициев. Молодые люди, отслужившие один год в какой-нибудь комиссии при городском управлении, становились квесторами (чиновниками по провинциям). Еще через определенное время они становились эдилами, отвечающими за благоустройство города и развлечения народа. Затем они могли претендовать на должности преторов по судебным делам и, наконец, стать консулами. Отслужив один год, консулы и преторы отправлялись наместниками в провинции.
Военная карьера римлянина, в отличие от гражданской, развивалась иначе. Простой солдат мог дослужиться только до центуриона (унтер-офицера). Но знатный и состоятельный молодой человек мог сразу стать центурионом, а затем возвыситься до начальника конницы, войска и легиона. Сделав военную карьеру, римляне могли претендовать на место в сенате, а также на должности преторов и консулов.
Высшим сословием римского общества были патриции. Патриций должен был обладать значительным состоянием (от миллиона сестерциев).
Средним сословием римского общества были всадники (член этого сословия должен был содержать боевого коня), их имущественный ценз составлял 400 тыс. сестерциев. Если доходы сенаторов шли преимущественно от земельных владений, то доходы всадников - от торговли.
Низшим сословием римского общества были плебеи - крестьяне, ремесленники и городская чернь. Жители Рима периодически собирались на народные собрания, где выбирали всех должностных лиц, включая
консулов. В эпоху республики народное собрание имело реальную политическую силу, и народ участвовал в избрании всех высших должностных лиц.
Органом государственного управления в республике, выражающем интересы третьего сословия, стали народные трибуны. В 494 г. до нашей эры плебсу было дано право выбирать своих магистров - народных трибунов, отстаивающих их интересы, пользующихся личной неприкосновенностью и правом законодательной деятельности, привлечения к ответственности любого должностного лица, включая консула, нарушающего права народа.
Для того чтобы быть доступными, народные трибуны должны постоянно находиться в городе, не отлучаться из дома более чем на 1 день. Их двери должны быть открыты для всех нуждающихся в защите круглосуточно.
Во II в. до нашей эры в Римской республике развивается кризис. После победы над Карфагеном в 201 г. до нашей эры, покорения и присоединения Греции в 146 г. до нашей эры Рим погружается в бесконечную череду междоусобных и гражданских войн, которые привели к провозглашению Цезаря императором и установлению режима единоличной власти. И тут все изменилось: Рим стал абсолютной монархией, империей. С этого момента начался закат Римского государства. Из 26 императоров от Цезаря до Максимилиана 16 были убиты, и лишь 10 императоров умерли своей смертью.
Концепция государственного управления Н. Макиавелли совпадает с взглядами Платона и Аристотеля в том, что смешанная форма правления является наиболее устойчивой и совершенной, но противоречит их негативным оценкам демократической формы правления [2; 3].
Принципы государственного
управления
Принципы государственного управления - это рекомендуемые Н. Макиавелли способы завоевания и удержания власти,
управления подданными. Первый из них связан с ориентацией на результат, победу любой ценой, а не с обязательным следованием нравственным принципам в практике управления. Н. Макиавелли считал, что при разработке успешной государственной политики нельзя находиться в плену иллюзий и религиозных догм, «ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, чем во благо» [5. - С. 345].
Макиавелли полагал, что люди порочны и одновременно добродетельны. Поэтому людям свойственно стремиться выглядеть честнее, чем они есть на самом деле. Если правитель принимает желаемое за действительное и верит людям, он обманывает себя. Между тем какими люди себя считают и какими являются на самом деле - огромная разница. Поэтому умный правитель внимательно изучает людей и не питает иллюзий.
Поскольку существуют два пути достижения цели - путь закона и путь насилия, то правитель должен уметь пользоваться двумя путями. Н. Макиавелли разграничивает политику и мораль, он считает, что политик не может руководствоваться нравственными нормами, так как политика -сфера относительного, а нравственность -сфера абсолютного.
Исходя из этого Макиавелли определяет первый принцип государственного управления - «победителей не судят» [6. - С. 120]. Н. Макиавелли писал, что если государь хочет приобрести или сохранить свою власть, он должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением при необходимости [5. - С. 345].
Второй принцип государственного управления связан с выбором типа власти. Рассуждая о влиянии на подданных, наградах и наказаниях, Н. Макиавелли писал: «...что лучше: чтобы государя любили или боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, по-
этому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх» [5. - С. 348349].
Управляя людьми, надо либо их ласкать, либо угнетать. Поведением людей руководят два мотива - страх и любовь. Правителю важно понять, что лучше: внушать подданным страх или любовь. Любовь очень тонка, а страх прочнее и тверже. Любовь держится на очень зыбкой основе - человеческой благодарности. Но благодарность легко забывается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личных интересов изменить вам.
Поскольку правитель заранее не знает, кто предаст его, а кто сохранит преданность, то ему необходимо быть реалистом и лучше внушать страх, а не любовь. Макиавелли приходит к заключению, что из всех видов власти лучшей является власть, основанная на принуждении.
Исходя из выбора лучшей формы власти Макиавелли определяет третий принцип государственного управления - принцип мотивации: «вознаграждай постепенно, наказывай сразу». Добрые дела и благодеяния следует расточать по капле, чтобы у подчиненных было достаточно времени для их благодарной оценки. Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки. Наказание же, напротив, лучше производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, чем растянутая во времени.
Определяя четвертый принцип государственного управления - принцип относительности, Н. Макиавелли писал, что люди достигают целей разными способами: честные и смелые идут напрямик, слабые - в обход, умеряя свои аппетиты, отступая при необходимости, притворяясь, играя роли и надевая маски. Любимцев судьбы мало, они честны и благородны -настоящие личности. Большинство же -безликая толпа: жадная, коварная, вероломная.
Каждый, стремясь к власти и богатству, идет своим путем: один поступает осмотрительно, другой действует смело и решительно, третий берет хитростью, но все способны добиться успеха при благоприятных обстоятельствах. Успех зависит от соответствия выбранного образа действий сложившимся условиям. В одних обстоятельствах нужна жестокость, в других -снисходительность.
Исходя из этого принцип относительности в управлении Макиавелли определяет следующим образом: «универсальных способов достижения целей нет: каждый успех индивидуален, и выбор средств должен соотноситься со сложившейся ситуацией, оценка результата - со средствами».
Данный принцип успешно использовал Юлий Цезарь, кардинально изменяя свое отношение к врагам, сменяя жестокость на милосердие. Так, в январе 49 г. до нашей эры Цезарь перешел реку Рубикон, по которой проходила граница Галлии и Италии, и направился в Рим для решающей схватки с Гнеем Помпеем, развязав гражданскую войну. Захваченный врасплох Помпей бежал со своими легионами в Грецию. По мере того как Цезарь продвигался на юг, многочисленных сторонников Помпея, оставшихся в Риме, охватил ужас. За время войны в Галлии Цезарь приобрел репутацию человека беспощадного, не знающего жалости к врагам. Тем не менее, захватив город Коринфиум и взяв в плен сторонников Помпея (сенаторов, офицеров), он не стал их наказывать; напротив, он распорядился вернуть деньги и добро, награбленное его солдатами при взятии города.
Цезарь и впоследствии обращался со всеми сторонниками Помпея великодушно и снисходительно. И теперь ряды Цезаря пополнялись бывшими соратниками Помпея, а его путь в Рим стал стремительным и бескровным [1. - С. 35].
Исследуя результаты процесса принятия управленческих решений, Макиавелли
формулирует пятый принцип государственного управления: «безупречных решений не бывает». Он скептически оценивал результаты принятия рациональных решений и писал о том, что никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из него не возникло другое. Так, Макиавелли писал, что если правитель хочет сделать народ сильным, великим и непобедимым для любого врага, то им станет сложно управлять. Если же сделать народ слабым и безропотным, то он станет легко управляемым, но у него не будет шансов на победу в войне [5. - С. 395].
Определяя шестой принцип государственного управления - принцип бережливости, Н. Макиавелли писал: «Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе» [5. - С. 346].
Щедрость истощает казну, вынуждает правителя сверх меры обременять народ поборами, разорять свою страну. Все это неизбежно приведет к ненависти, а затем и к презрению со стороны подданных, а это две самые большие беды для государя.
«Государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость» [5. - С. 346]. Только благодаря бережливости правители действительно становятся щедрыми по отношению к тем, у кого ничего не отняли, а таких большинство, и скупыми по отношению к тем, кого бы могли обогатить, а таких единицы.
Следуя этому принципу, Кир, Цезарь и Александр раздаривали щедрой рукой в основном чужое имущество во время войн или для достижения определенных личных целей, а после захвата власти и в мирное время они забывали о былой щедрости.
Таким образом, принципы управления Макиавелли содержат его наиболее революционные идеи и открывают новые пути завоевания и удержания власти.
Список литературы
1. Аксельрод А. Гай Юлий Цезарь. Законы лидерства. - М. : Эксмо, 2014.
2. Бутов А. В. Вклад Аристотеля в развитие теории управления // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 4 (88). - С. 92-99.
3. Бутов А. В. Развитие теории государственного управления в трудах Платона // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2014. -№ 4 (84). - С. 99-112.
4. Каппони Н. Макиавелли. - М. : Вече, 2012.
5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М. : Художественная литература, 1982.
6. Макиавелли Н. История Флоренции. - М. : Наука, 1987.
7. Макиавелли Н. О военном искусстве. Сочинения исторические и политические. -М. : Астрель, 2012.
8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М. : Альфа-книга, 2008.
9. Разуваев В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. - М.; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2014.
10. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М. : Правда, 1988.
11. Хаммонд Н. История Древней Греции / пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М. : Центр-полиграф, 2008.
References
1. Aksel'rod A. Gay Yuliy Tsezar'. Zakony liderstva [Gaius Julius Caesar. The laws of leadership]. Moscow, Eksmo, 2014. (In Russ.).
2. Butov A. V. Vklad Aristotelya v razvitie teorii upravleniya [The Contribution of Aristotle in the Development of Management Theory]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 4 (88), pp. 92-99. (In Russ.).
3. Butov A. V. Razvitie teorii gosudarstvennogo upravleniya v trudakh Platona [Development of the Theory of Public Administration in the Writings of Plato]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Russian State Trade and Economics University], 2014, No. 4 (84), pp. 99-112. (In Russ.).
4. Capponi N. Makiavelli [Machiavelli]. Moscow, Veche, 2012. (In Russ.).
5. Makiavelli N. Izbrannye sochineniya [Selected Writings]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1982. (In Russ.).
6. Makiavelli N. Istoriya Florentsii [The History of Florence]. Moscow, Nauka, 1987. (In Russ.).
7. Makiavelli N. O voennom iskusstve. Sochineniya istoricheskie i politicheskie [On the Art of War. Essays Historical and Political]. Moscow, Astrel', 2012. (In Russ.).
8. Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya [Comparative Biography]. Moscow, Al'fa-kniga, 2008. (In Russ.).
9. Razuvaev V. Kommentarii k «Gosudaryu» Makiavelli [Comments to "the Prince" Machiavelli]. Moscow; Saint Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2014. (In Russ.).
10. Svetoniy G. T. Zhizn' dvenadtcati tcezarey [Life of Twelve Tsezary]. Moscow, Pravda, 1988. (In Russ.).
11. Hammond N. Istoriya Drevney Gretsii [History of Ancient Greece], translated from English by L. A. Igorevskiy. Moscow, Tsentrpoligraf, 2008. (In Russ.).