5.2. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Се Чжэнчжэнь, аспирант кафедры сравнительной политологии Место учебы: Российский университет дружбы народов
Аннотация: В статье автором рассмотрена стабилизационная политика Китая в эпоху глобализации. Основное внимание уделено основным причинам экономического и политического развития страны, в частности, политической стабильности КПК. Методологическую основу данной публикации составляют принципы социологического, культурологического и исторического методов научного познания
Ключевые слова: КНР, СССР, ЦК КПК, легитимность власти, политическая стабильность
CTABILIZATSIONNAYA POLICY OF CHINA IN THE GLOBALIZATION ERA
Xie Zhenzhen, postgraduate student. Department of Comparative politics Study place: People's Friendship University of Russia
Abstract: In this article the authors consider stabilization policy of China in the era of globalization. The focus is on main reasons of economic and political development of the country, in particular, the political stability of the CPC. The methodological basis of this publication is the principles of the sociological, cultural and historical methods of scientific knowledge
Keywords: China, the USSR, the CPC Central Committee, the legitimacy of the government, political stability
Политическая стабильность играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны, она является необходимым условием и обеспечением экономического и социального развития. В книге «Системный анализ политической жизни» Дэвид-Истон сказал, что «политическая стабильность состоит в том, что политические системы могут выдерживать давление из внешней среды, если политическая система, распределенная по авторитетной ценности, подвергнется сильному давлению, то эта система рухнет» [2. С. 39]. Политическая стабильность связана с экономикой страны, статусом страны в мире и даже со счастливой жизнью и будущим граждан. «Деятельность политических институтов, эффективность и легитимность власти, сложившийся политический курс не оставляют безучастными ни одну сферу жизни общества и, тем более, влияют на стабилизационные процессы» [1. С.3].
Для Китая, в эпоху глобализации, и в главном экономическом переходном периоде, политическая стабильность становится более заметной и важной темой. После политики реформ и открытости, с изменениями социальной структуры и постепенным регулированием интересов, китайская политическая стабильность привлекает всё больше внимания.
После проведения реформ экономика Китая стала более открытой и стала развиваться быстрее, уровень жизни народа значительно улучшился, при этом политическая ситуация в Китае смогла остаться стабильной. Система политиче-
ской власти в КНР по-прежнему остается вписанной в рамки, которые были оформлены еще при Дэн Сяопине. Важнейшим элементом ЦК КПК и образованный в 1982 году Центральный военный совет ЦК КПК, которые на практике осуществляет прямое политическое руководство не только армией, но и КПК, согласно Конституции, является единственной правящей партией в Китае. Именно ЦВС, в состав, которого входят самые авторитетные и опытные политические деятели страны, определяют баланс между «данами»( политические группы, объединенные общими политическими интересами) В КПК входит около 64 млн. человек. Китай это унитарное, а не федеративное государство, поэтому печальный опыт СССР там помнят все. Наблюдаемые изменения в политической системе Китая (реформа ВНСП, административной и судебной системы) тесным образом связаны с изменениями « среднего китайца», интересы которого коренным образом отличаются от того, что было тридцать лет назад, до начала политики «четырех модернизаций». Показательные процессы над коррумпированными чиновниками и богатыми бизнесменами, многие из которых завершаются вынесением смертных приговоров, лишний раз подчеркивают популистскую ориентацию политической системы КНР.
Надо отметить, что впервые системная модернизация Китая осуществляется к постиндустриальному, глобализационному уровню развития. Китай за последние 30 лет совершил серьезный экономический рывок и по некоторым данным
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
обогнал США по ВВП. Впервые в истории Китая, его модернизация затрагивает очень большую общность людей- 1,5 млрд. человек. Сам процесс модернизации представляет единый, растянутый на столетие, процесс. Современные аспекты китайской модернизации официально не декларирируются, они тщательно скрыты. В этом прослеживается древняя китайская максима о «невидимости мастера», то есть, человека, постигшего дао.
Однако мы также видим, что по мере углубления политики реформ и открытости, политическая стабильность в Китае начала сталкиваться с растущими проблемами. Сегодня на политическую стабильность Китая в той или иной степени влияют разнообразные комплексные факторы. Всё чаще они усугубляются таким сложным повсеместным процессом как глобализация:
1. Влияние глобализационных процессов в экономике на политическую стабильность
Глобализационные процессы в экономике оказывают двойственное влияние на политическую стабильность Китая. То, что Китай принимает участие в глобализации и стимулирует социалистическую модернизацию, способствует разрешению главных социальных противоречий Китая. Несомненно, углубление реформ и реализация оптимизации структуры общества, расширение масштабов открытости, использование на международной арене своих преимуществ и укрепление общегосударственной мощи Китая - всё это оказывает положительное влияние на политическую стабильность этой страны. Одновременно участие в глобализационных процессах неразрывно связано с нестабильными факторами в политике, экономике, культуре и идеологии, которые нельзя игнорировать.
Во-первых, глобализационные процессы в экономике несут в себе определённый вызов суверенитету, интересам и безопасности государства. Кроме того международный терроризм, национальный сепаратизм и экстремальный религиозный фундаментализм, вызванные глобализацией экономики, и такие национальные сепаратистские силы и террористические организации, как Тайванская, Тибетская и Уйгурская группировки, при поддержке других государств, тоже несут вызов самостоятельному суверенитету, территориальной целостности и безопасности Китая. Они также непосредственно оказывают влияние на объединительные процессы внутри страны, национальное единство и совместное развитие.
Во-вторых, глобализация в экономике приносит новый вызов преобразованию политических систем, которые начинают вызывать больше трудностей, противоречий и рисков, а также новые политически нестабильные факторы. Из-за того, что Китаю после реформ ещё не хватает опыта и высококвалифицированных кадров для управле-
ния международными делами, механизмами предотвращения рисков и для реагирования на всё чаще возникающие межрегиональные и мировые кризисы, Китаю часто приходится несладко. Разумеется, вышеперечисленные факторы увеличивают политическое давление, ответственность и нагрузку на Китай.
В конце концов, глобализация может принести Китаю и столкновение культур и идеологий разных государств, которые в определенной степени обострят нестабильность политики в Срединном Государстве. На данный момент эпикурейство, меркантилизм, национальный сепаратизм, постмодернизм и другие зарубежные идеологии, особенно капиталистическая демократичная политика, уже оказали непосредственное влияние, проникнув в социалистическую политику и культуру Китая. Они в значительной степени повлияли на изменение представлений китайцев о их политической идеологии, её плюсах и минусах. В особенности это коснулось молодых людей. Нельзя отрицать тот факт, что такое изменение в умах граждан может привести к расслоению общества по политическим предпочтениям, снижению уровня политического доверия, отчуждению политических чувств и так далее. Всё это в свою очередь приведёт к всеобщему политическому беспорядку и хаосу: не будет единой политической идеологии, невозможно будет предугадать политическое настроение китайцев, вся политика станет нестабильной.
2. Экономические проблемы
Несомненно, экономические интересы оказывают важное влияние на политическую систему в современном обществе. Чтобы многие развивающиеся страны смогли создать эффективную политическую легитимность, они должны поступательно развивать экономику и улучшать жизнь народа, устранять и решать многие недовольства и противоречия, а так же должны делать всё возможное, чтобы добиться от граждан политического послушания и политической лояльности. Каждый раз, когда в развивающейся стране появляется экономический спад или внезапное замедление роста экономического развития, это является ни чем иным как ударом и вызовом для страны.
В течение 30-летней политики реформ и открытости Китай постепенно участвует в развитии экономической глобализации. И можно сказать, что участие в глобализационных процессах приносит Китаю больше плюсов нежели минусов. Как мы видим, экономическая глобализация позволила Китаю узнать передовые технологии, сосредоточить в своих руках значительную часть капитала и получить опыт управления. С другой стороны, глобализация отрицательно сказалась на китайской экономике: глобализация повысила риск на мировом финансовом рынке, усилила зависимость развивающих стран от развитых
стран, ещё более увеличила разрыв между богатыми и бедными. Кроме того экономическая глобализация создала и ряд внутренних проблем. Важнейшими проблемами являются огромные потери ресурсов и загрязнение окружающей среды. Кроме того глобализация в экономике породила разноскоростное и разноуровневое развитие региональной экономики, что в свою очередь создало определённые препятствия на пути повсеместного улучшения условий жизни граждан. А как мы знаем, разрыв в уровне жизни граждан легко может привести к ухудшению социального порядка внутри страны, повлиять на мнение народа о политической системе. И если Китай не хочет столкнуться с политической нестабильностью в ближайшее время, то ему стоит начать разрешать данные вопросы. Особенно китайцев в последние годы волнуют такие проблемы как рост цен на недвижимость и продовольственная безопасность.
3. Неравномерное распределение доходов и социальное неравенство - слишком большая проблема.
Разрыв в доходах слишком велик и проблема несправедливого распределения доходов является важным фактором, оказывающим негативное влияение на политическую стабильность в стране. В 2000 году общий коэффициент Джини в Китае составил 0.4071, а в 2005 году - 0.4583, [4. С. 319] что является показателем выше между-народнопризнанной предупреждающей линии, которая находится на уровне 0,4 и, что самое опасное, этот коэффициент увеличивается с каждым годом. Эта цифра безусловно является поводом для беспокойства, но главное то, насколько люди удовлетворены ситуацией распределения, как люди чувствавуют собственное положение и то, каковы их психологические ожидания. На данный момент социальное распределение очень несправедливо, источники доходов многих богатых людей незаконные. Когда обычные люди узнают об этом, у них наступает тяжелое разочарование и психический дисбаланс, затем их настроение распространяется и на остальных членов общества и дисгармонию уже испытывают группы людей. Без всяких сомнений, такая негативная психология будет в значительной степени влиять на отношение и эмоции людей ко всей политической системе, и естественно может подорвать их политические предподчте-ния и поддержку системы, уменьшить легитимность политической системы, что приведет к социальным конфликтам и политической нестабильности.
4. Должностная коррупция
Коммунистическая партия Китая и китайское
правительство всегда придают большое значение борьбе с коррупцией, и не жалеют сил, чтобы наказать распространителей коррупции,- это неоспоримый факт. Однако механизмы политиче-
ской системы, контрольной системы, а также механизмы борьбы с коррупцией всё ещё не со-вершенственны. При этом отношения между различными группами интересов сложные и присутствует негативное влияние китайской традиционной культуры. Поэтому на данный момент в Китае по-прежнему стоит проблема коррупции. Коррупция наносит большой вред стране и обществу: она принесла большое расточение социальных ресурсов, увеличила затраты на поддержание политической системы и сделала её более неопределенной, коррупция ослабила эффективности политической системы, а также повлияла на ее нейтральность, разрушила понятие справедливости политической системы. Дальнейшее распространение коррупции принесёт обществу множество проблем: коррупция отравит социальную атмосферу, вызовет хаос нравственных ценностей общества и расстройство в социальной моральной системе. Для политической системы самая большая трагедия заключается в том, что она сама разрушает моральные системы общества и отравляет ума людей. Сегодня Китаю надо сделать всё возможное, чтобы сохранить нормальное моральное состояние общества и избежать его разложения.
5. Прецеденты массовых протестов
С конца 1990-х годов количество массовых протестов в Китае увеличивается из года в год. Массовые протесты отражают интенсивный конфликт многочисленных интересов, равнодушие представителей политической системы к интересам и правам граждан, отсутствие социальной справедливости, бездействие местных органов и другие социальные проболемы. Когда происходят массовые протесты, местные правительства, как правило, не стараются быть терпеливыми и понимающими, и не проявляют какой-либо интерес к требованиям масс, наоборот зачастую они прибегают к применению простых и грубых мер принуждения. В основном, главная задача правительств в данной ситуации - скрыть события и блокировать распростронение информации. Один из членов китайской академии общественных наук, анализируя протесты, указал, что "если чиновники часто мобилизуют полицейских в решении массовых событий, слишком доверяют военным силам, в теории, то они не смогут полностью исключить возможность появления кровопролития, конфликты и даже смерть" [5. С.15].
Если неправильно разрешать конфликты и неверно реагировать на массовые события, то легко можно подорвать уверенность людей в местных правительствах, и даже повлиять на доверие населения к политической системе, возбудить в нём ненависть по отношению к правительствам, ослабить легитимность власти и привести народ к тому, что он захочет уже организовать антиправительственную демонстрацию, подрывающую политический режим страны.
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
6. Национальный сепаратизм
Целью сепаратиста является отделение определённой территории от страны и создание независимого государства, очевидно, что такое намерение является огромной опасностью для целостности и безопасности государства. В последние годы националисты всё чаще организуют и инспирируют сепаратисткие инциденты. Достаточно вспомнить Тибетский «мятеж» под которым подразумеваются массовые антикитайские протесты, вспыхнувшие в Тибете 14 марта 2008 года, или Массовые беспорядки в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района), вспыхнувшие 5 июля 2009 года, которые привели к чрезвычайно тяжёлым последствиям, нанесли громальный ущерб жизни и имуществу людей, причинили вред общественному порядку, повлияли на социальную и политическую стабильность Китая.
Кроме того, при сложной структуре международного общества, сепаратистские силы активно стремятся к поддержке некоторых стран (некоторые из сепаратистских сил сами являются результатами агрессий и разделений в некоторых странах), чтобы привлечь внимание международного сообщества и попытаться использовать внешнее вмешательство для достижения раскола страны. В разной ситуации, некоторые страны могут противоборствовать или поддерживать сепаратистские силы для достижения своих целей. Такой вид деятельности конечно же сильно влияет на политическую стабильность страны.
7. Этнические и религиозные вопросы
Китай является страной, имеющей множество наций с различным вероисповеданием. Как говорил Ху Цзиньтао: «В реальной жизни этнические вопросы выражаются в виде пересечения вопросов экономических и политических, реальных и исторических, этнических и религиозных, внутренних и внешних. Возможность правильного разрешения этнических и религиозных вопросов всегда касается и экономического, политического, культурного строительства, а также строительства гармоничного общества внутри нашей страны» [3. С. 319]. Поэтому этнические и религиозные вопросы, тесно связанные со стабильностью политики, общества и функционированием страны в целом, нельзя игнорировать.
В Китае уже реализовано политическое равенство всех наций и сформированы основные политические условия для совместного процветания и развития всех наций, основные интересы которых являются совпадающими. Тем не менее, «из-за ограничения географических условий, слабой экономической базы, нехороших условий для эксплуатации, неспособности саморазвития и других причин, возникающих в процессах экономического и социального развития, в этнических регионах еще встречаются трудности и проблемы. Разница уровня развития между при-
брежными развитыми регионами и этими регионами (внутри континента) всё ещё большая»[3. С. 320], эта разница легко превращается в причину формирования и распространения настроения неудовлетворительности и даёт почву для роста национализма, которое оказывает влияние на политическую стабильность Китая. Сегодня важными темами в политической повестке Срединного Государства являются такие вопросы как «Как воспитать в народах национальных мен-шинств современное сознание?», «Как укрепить их признание и лояльность по отношению к политическим системам?», «Как способствовать их признанию в политическом сообществе?».
Религия в Китае всё еще имеет обширную народную базу, к той или иной конфессии относит себя множество народов Китая. Таким образом, для сохранения политической стабильности правительству Китая необходимо найти ответы на то, как реализовать гармонию между религией и обществом; между всеми религиями; народами, верующими в религию и неверующими в нее; народами, верующими в разные религии; как укрепить центростремительные силы по отношению к КПК в народах, верующих в религию, и снизить уровень центробежных сил.
Несмотря на то, что в настоящее время в Китае существует большое число факторов, влияющих на его политическую стабильность, однако благодаря большим политическим, экономическим и культурным ресурсам, а также благодаря улучшению механизма разрешения конфликтов, в Китае можно прогнозировать сохранение общей политической стабильности. При этом, конечно же, Китай не сможет действовать по идеальному, бесконфликтному сценарию и время от времени, возможно, возникновение незначительных инцидентов.
Список литерат уры:
1. Негрова М.С. Гражданское общество как политический фактор стабильности // Электронный документ.
шг!:ИНр ://ммш. isras.rU/abstractbank/1210603325.pdf.
2. Дэвид-Истон. Системная анализа политической жизнь [М] Пекин: Издательство Хуася, 1999.
3. Ху Цзиньтао. Выступление в центральной национальной рабочей конференции[Я].2005.
4. Хун Синцзянь. Новая разложённая формула коэффициента Джини --- разложение китайского общего коэффициента Джини о городских и сельских районах^].экономика, 2008.
5. Юй Цзяньжун. Последующее влияние массовых событий^]. Южное окно, 2009.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Чжэнчжэнь Се «Стабилизационная политика Китая в эпоху глобализации»
Статья посвящена актуальной в эпоху глобализации проблеме обеспечения политической стабильности, необходимой для экономического и социального развития страны. Ссылаясь на мнение Дэвида Истона, автор говорит о важности политической стабильности для существования любой политической системы. Эта проблема рассматривается на примере феномена китайской политической стабильности.
Методологическую основу данной публикации составляют принципы социологического, культурологического и исторического методов научного познания.
В статье отмечается, что, несмотря на проведенные во всех сферах жизни общества реформы, система политической власти в КНР по-прежнему остается стабильной. Однако автор доказывает, что глобализационные процессы оказывают двойственное влияние на политическую стабильность Китая: как положительное, так и отрицательное.
Основным дестабилизирующим фактором в эпоху глобализации Чжэнчжэнь Се считает столкновение культур и идеологий, которые могут привести в изменениям в умах китайцев. Кроме того, глобализация привела к появлению целого ряда как внешних, так и внутренних проблем, которые нужно незамедлительно решать. Среди этих проблем важное место, по мнению автора статьи, занимает проблема неравномерного распределения доходов, социального неравенства, которая может вызвать ухудшение политической ситуации.
В статье справедливо отмечается, что КПК ведет непримиримую войну с коррупцией. Однако механизмы этой борьбы еще недостаточно совершенны. Это явление также является дестабилизирующим фактором, угрожающим устойчивости политической системы страны.
По мнению автора статьи, увеличение количества массовых протестов отражает конфликт интересов различных групп в обществе. Ошибки в разрешении этих конфликтов также угрожают стабильности политической системы Китая.
Чжэнчжэнь Се убежден, что угрозой для целостности и безопасности государства являются национальный сепаратизм, а также нерешенные этническое и религиозные проблемы.
Анализ факторов, оказывающих влияние на стабилизационную политику Китая, позволяет автору сделать вывод о том, что эта страна способна избежать масштабных конфликтов.
Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес для широкого круга читателей, а также специалистов в области политологии, социологии, государственного управления и других наук.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
Рецензент:
к.с. н., генеральный директор
научно-информационного
издательского центра ООО «Ростра»
Шахов Денис Андреевич