Научная статья на тему 'К вопросу о разрешении "основного противоречия" китайской политической системы и легитимности руководящей роли кпк (по материалам XIX съезда компартии КНР)'

К вопросу о разрешении "основного противоречия" китайской политической системы и легитимности руководящей роли кпк (по материалам XIX съезда компартии КНР) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
595
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / КИТАЙ / КОМПАРТИЯ / КПК / XIX СЪЕЗД / РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / СОЦИАЛИЗМ / С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПТ / КОНСТРУКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Графов Д. Б.

В статье рассматривается отчетный доклад председателя КНР, генерального секретаря КПК Си Цзиньпина с точки зрения «основного противоречия», понимаемого руководством компартии, как дестабилизирующий политическую систему Китая фактор. Автор исследует подходы КПК в поиске новых моделей развития китайского общества и обоснования легитимности «руководящей роли» компартии. Особое внимание уделяется конструированию новых смыслов в политическом дискурсе и формированию общественного мнения на новом этапе строительства «социализма с китайской спецификой». Рассматриваются возможные институциональные изменения в поисках нелиберальных моделей развития КНР, которые могут обеспечить большую устойчивость политической системы: от развития традиционной «консультативной демократии» до различных гибридный моделей идентитарной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разрешении "основного противоречия" китайской политической системы и легитимности руководящей роли кпк (по материалам XIX съезда компартии КНР)»

Графов Д. Б.*

К ВОПРОСУ О РАЗРЕШЕНИИ

«ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ» КИТАЙСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЛЕГИТИМНОСТИ

РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПК

(по материалам XIX съезда Компартии КНР)

Аннотация: в статье рассматривается отчетный доклад председателя КНР, генерального секретаря КПК Си Цзиньпина с точки зрения «основного противоречия», понимаемого руководством компартии, как дестабилизирующий политическую систему Китая фактор. Автор исследует подходы КПК в поиске новых моделей развития китайского общества и обоснования легитимности «руководящей роли» компартии. Особое внимание уделяется конструированию новых смыслов в политическом дискурсе и формированию общественного мнения на новом этапе строительства «социализма с китайской спецификой». Рассматриваются возможные институциональные изменения в поисках нелиберальных моделей развития КНР, которые могут обеспечить большую устойчивость политической системы: от развития традиционной «консультативной демократии» до различных гибридный моделей идентитарной демократии.

Ключевые слова: КНР, Китай, компартия, КПК, XIX съезд, руководящая роль, противоречие, легитимность, социализм, с китайской спецификой, модель развития, концепт, конструкт.

Собственная богатая история советских партийных съездов и официальных документов КПСС учит нас тому, что по ним лишь весьма условно можно судить о планах власти и состоянии партийной системы. Тем не менее, они могут быть источником информации о том, что власть тревожит, какие из инструментов влияния она собирается использовать в публичном пространстве. Кроме того, сами партийные документы (речи и решения) являются инструментом влияния, составляют часть политического дискурса, охватывающего не только членов партии, но все общество.

Несмотря на замедление экономического развития, Китай остается впечатляющим примером симбиоза рыночной экономики, основанной на конкуренции, и авторитарной политической системы, не предполагающей политической конкуренции. Ни одной другой стране не удалось добиться жизнеспособного скрещивания авторитарной надстройки и либерального базиса. Концепт Дэн Сяопина «Не важно, какого цвета кот - черный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей» продолжает работать

* Графов Дмитрий Борисович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва. e-mail: [email protected]

Dmitry B. Grafov - PhD (Politology), Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, RAS, Moscow/ e-mail: [email protected]

с 1973 года. Будет ли он работать дальше? Или порождаемые рынком новые отношения и новые люди все-таки несут возрастающие риски для власти КПК.

Китайские политики и раньше производили на свет необычные для классической политической мысли изобретения. Это были не просто теории или теоретические политические механизмы, а причудливые симбиотические конструкции, которые, следуя конфуцианским канонам, основывались на рав-

и и и и 1 т т

новесии западной политической мысли и китайской специфики. Например, один из отцов «китайской республики» революционер Сунь Ятсен, предлагал конституцию пяти властей» [8, с. 637-640]. К трем известным ветвям власти он предлагал добавить контрольную и экзаменационную (селективную). Геттисбергской речь Авраама Линкольна оказала на него огромное влияние. Слова «правительство из народа, созданное народом и для народа» вдохновили Сунь Ятсена на адаптацию идей справедливости к общественному устройству Китая. Но он понимал, что даже теоретическая имплантация в китайскую почву «правительства из народа» невозможна «без сдержек» этого народа. Однако, из кого и как формируются органы контрольной и селективной власти, осталось до конца непроясненным. Правда, и сам «конституционный этап» планировался создателем партии Гоминьдан (Народной партии) после «периода военного правления» и «периода политической опеки», в течение которых предполагалось «успокоить», «накормить» и «воспитать» народ.

Власти современного коммунистического Китая тоже не могут допустить демократические механизмы в политической системе (официально говорится, лишь, о «консультативной демократии»). Во-первых, перед их глазами стоит гибель СССР в процессе «демократизации». Во-вторых, в конкурентной саморегулирующейся политической системе нет гарантий для власти КПК в будущем. И речь идет не о каких-то диссидентах и инакомыслящих. События на площади Тяньаньмэнь не ушли в историю. Недавние массовые протесты китайских студентов, отправленных на учебу за границу, против решения Всекитайского собрания народных представителей снять ограничение в два пятилетних срока на правление Си Цзиньпина в должности председателя КНР, говорят о наличии проблем с действующей моделью развития1. Решаются они не только зачислением студентов и прочих инакомыслящих в списки

«-» 9

«политически активных граждан» и отправкой на перевоспитание2.

Еще с прошлого съезда партии устами генсека признается, что нарастает необходимость «защищать безопасность политической власти и социальную

1 Антиправительственные плакаты "Не мой президент" (Xi's Not My President) на английском и китайском языках появились на стенах нескольких западных университетов и в китайских соцсетях; [15]

2 Лагеря перевоспитания в Китае получили развитие в период Культурной революции. Позднее было объявлено о закрытии лагерей, но сейчас они снова действуют. Людей обязывают хвалить коммунистическую партию, петь патриотические песни, а также раскаиваться в том, что считается проявлением неблагонадежности. По данным Human Rights Watch, "лаогай" или трудовые лагеря используются для заключения «тех, кто критикует правительство, подаёт ходатайства в официальные органы, правозащитников, членов запрещённых религиозных течений, а также других, в ком видят «угрозу для общественного порядка». [13]

стабильность»3. КПК готовится к вопросу о легитимности своей руководящей роли не со стороны каких-то диссидентов, а со стороны народа, который видит, что партия переродилась в паразитирующую бюрократическую надстройку и дает своим членам доступ к государственной ренте - возможность обогащения и обворовывания страны4. В народе партийно-бюрократическую коррупционную карьеру называют «те фань вань» дословно с китай-

ского «железная чашка риса», или в образном переводе «верный кусок хлеба»).

Вызовы рыночной экономики для руководящей роли КПК

Кроме КНР история пока не дает ни одного примера более-менее успешного симбиоза эффективной рыночной экономики и авторитарных принципов политической системы. Либо со временем происходит дрейф в сторону либерализации политической системы (Южная Корея), либо в экономике усиливается огосударствление (Россия), либо эффективная экономика оказывается в руках коллективной монархи (Сингапур).

Известный экономист Милтон Фридман полагал, что: «Экономическая организация, непосредственно обеспечивающая экономическую свободу, а именно капитализм свободной конкуренции, способствует и развитию политической свободы, ибо отделяет экономическую власть от политической и, таким образом, превращает первую в противовес второй. Исторические свидетельства в один голос говорят о связи между политической свободой и свободным рынком...» [9, с. 33].

М. Фридман также указывает, что рынок устраняет источник принуждения со стороны власти. Мощь экономических интересов становится ограничителем политической власти, если она не находится в тех же руках, что и политическая. [9, с.40] Тревога китайской верхушки на этот счет чувствовалась давно, перед XVIII съездом в руководстве КПК шла дискуссия, которая выявила приверженцев либерального пути, близкого к капитализму. В речи Си Цзиньпина на XIX съезде эхом тех дискуссий звучали слова о «порочности лозунга смены знамен» [5].

3 Доклад Генерального секретаре ЦК ККК Си Цзиньпина на 3-м Пленуме ЦК ККК 18-го зозыва, «Решение Пленума ЦК ККК по вопросу о комплексном углублении реформ". Совокупность проблем Си Цзиньпин оценил следующими словами: «Китай стоит перед двойным давлением, с одной стороны, необходимо защищать суверенитет, безопасность и интересы в области развитие во вне, а с другой - защищать безопасность политической власти и социальную стабильность внутри.» [2]

4 за время прихода Си Цзиньпина к власти в ККК Китай узнал о смещении с постов за непотизм и коррупцию крупнейших функционеров и чиновников: 2012 г. - Бо Силай, секретарь партийной организации города центрального подчинение Чунцин; 2013 г. - Чжоу Юнкан, министр общественной безопасности КНР, бывший председатель Колитико-юридической комиссии ЦК ККК и член Колиткомитета Колитбюро; 2014 г. - Лин Цзихуа, бывший начальник Канцелярии ЦК ККК - один из ближайших соратников бывшего генсека Ху Цзиньтао; генерал Сюй Цайхоу и генерал Го Босюн - заместители председателе Центрального военного совета КНР; 2017 - Сунь Чжэнцань, секретарь партийной организации города центрального подчинение Чунцин. Также Центральнае комиссие по проверке дисциплины накануне XIX съезда сообщила: с 2012 года до конца июне 2017-го к ответственности были привлечены 1,343 млн чиновников низового и среднего уровне.

Можно возразить М. Фридману, что, хотя, с одной стороны, рост доходов населения, общего благосостояния, генерируемого конкурентной рыночной экономикой, порождает нового гражданина, независимого от власти и требующего от неё отчета в управлении и обоснования легитимности, с другой стороны, рыночная экономика дает власти больше ресурсов для собственного поддержания через инструменты формирования общественного мнения, которые почти целиком контролируются властью и работают на её «популяризацию». Кроме того, экономический потенциал может быть использован на подкуп определенной группы населения и создания из власти «социальной опоры». Известный социолог Мансур Олсон в работе «Диктатура, демократия и развитие» [4, с. 167-182] предложил теорию, в соответствие с которой возможен симбиоз авторитарной власти и групп бизнес-интересов. Мы вернемся к этой и другим идеям стабилизации политической системы, после анализа новых конструктов и концептов китайского внутриполитического дискурса.

Конструирование новых смыслов

У съезда КПК две аудитории - внутрипартийная и внешняя, общекитайская. И два типа проблем. Высказывания, обращенные к каждому из двух адресатов, решают разные задачи. Внутрипартийные проблемы исчерпываются задачей «устрожения» и сплочения, а сами задачи доводятся по внутрипартийным каналам коммуникации. Проблемы стабильности политической системы лежат в китайском обществе. Поэтому выступление Си Цзиньпина адресовано в первую очередь всей стране. Его можно разделить на лозунги и призывы - как ритуальную форму партийного дискурса - и более информативные политические конструкты и концепты, позволяющие судить о наличии плана сохранения стабильности, которые составляют содержательную часть доклада.

Например, главное противоречие системы сформулировано следующим образом: «основное противоречие китайского общества в новую эпоху -противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития, определяют необходимость осуществлять концепцию развития, в которой народ занимает центральное место, необходимость непрерывно способствовать всестороннему развитию человека и достижению всеобщей зажиточности народа. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют общую схему пятиединого строительства и четырехаспектную всестороннюю стратегическую концепцию развития дела социализма с китайской спецификой»5 [5].

5 Все цитаты приводятся по источнику "Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК", http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm. [5].

«Пятиединое строительство» и «четырехаспектная концепция» имеют дело прежде всего с конструктом «народ занимает центральное место». Он является центральным элементом в обосновании легитимности КПК. Данное изображение «основного противоречия», разумеется, прежде всего адресовано обществу. «Народ - это центр» наделяет легитимностью КПК, через служение народу и представительство его интересов. Это прямая и обратная связь, в которой партия играет роль регента при неокрепшем политически незрелом народе. От регента КПК отличает лишь то, что партия еще и «опирается» на народ. Постоянно упоминается 800 миллионное сельское население, которое лишено плодов экономического процветания («постоянно растущие потребности народа в прекрасной жизни и неравномерность и неполнота развития»)[5]. Но народ - это и источник власти, и инструмент правления, и потенциальный источник индивидуальной свободы, угрожающий любой политической системе, не основанной на демократической конкуренции и саморегулировании.

Доклад Си Цзиньпина, по сути, содержит четыре типа решений в будущей политике партии, которыми:

1) пытаются обосновать легитимность КПК;

2) отвлекают от поворота мыслей общества к этому вопросу;

3) предлагают компенсацию за согласие с руководящей ролью КПК (путь партии - путь побед и процветания);

4) обосновывают руководящую роль КПК чрезвычайными обстоятельствами временной необходимости (трудности проекта Великого Китая, происки врагов и занавес неведения будущего).

В докладе съезду Си Цзиньпин дает еще одно определение «основного про-

е-1 __«-» «-» 1 «-»

тиворечия»: «Со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития уже стало основным противоречием китайского общества. Китай надежно решил проблему обеспечения миллиардного населения питанием и одеждой, в целом реализовал цель «сяокан» - общества среднего достатка, в недалеком будущем среднезажиточное общество будет полностью построено. Изо дня в день растет потребность народа в благополучной жизни, она выражающаяся не только в более высоких материально-культурных потребностях, но и в постоянно растущих запросах, находящихся на уровне демократии, законности, равенства, справедливости, безопасности, экологии и т. д.» [5]

Власти КНР, по сути, находятся на этапе «политической опеки», решая задачу, сформулированную Сунь Ятсеном на заре XX века: сначала накормить народ, а потом воспитать.

Анализируя политические коммуникации, мы можем говорить о коммуникативных стратегиях «воспитания», которые имеют цель, достигаемую через различные тактики. Китайская политическая система необычайно креативна в производстве новых политических смыслов и языковых структур

информационной манипуляции личностью. Можно найти в докладе нарративные конструкты, не имеющие референции, рассчитанные даже не на агитационный, а на ритуальный коммуникативный акт. Например, «Наследуя красный ген, брать на себя ответственность за укрепление армии». Или КПК претендует на роль архитектора счастливого будущего всего человечества: «Стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества». Партийный проект прекрасного будущего может вселять гордость и успокаивать тревогу своего населения в настоящий момент. Транквилизирующий эффект на массы должны оказать призывы КПК к своим членам «осознать серьезность и остроту опасности духовной лени, недостатка умений, отрыва от масс», и обещание углубления «всестороннего устрожения внутрипартийного управления». А вот, например, «вооружать партию идеями о социа-

и и i о и г р п и и

лизме с китайской спецификой новой эпохи» [5] - настоящий политический бизнес-план, к которому мы вернемся, когда будем рассматривать поиски КПК иных оснований (кроме свободы) для конструирования устойчивой политической системы.

В «формуле» основного противоречия содержится указание на неравномерность развития, распределения богатства, выражающееся в разрыве между

«-» и гл

городом и деревней, развитыми и неразвитыми районами. Это указание говорит о том, что идеологи КПК предпочитают говорить скорее о противоречиях между «трудом и капиталом» (которое власти обещают отрегулировать), нежели чем о политических свободах и легитимности правящего режима. Это «классовая» уловка. В конце цитаты для защиты от критики признается «запрос на демократию и справедливость», но акцента на этом не делается.

Конструкты6, как вербальные структуры, выстраивают требуемые коммуникатору отношения адресата с фактами, идеями, чувствами. Нормативная миссия КПК отличается от представления КПСС в сознании народа. Если советские коммунисты были боевым отрядом общества, направляющей и организующей силой, то КПК представляет свою миссию, как квазидемократическую функцию. Это представитель и проводник интересов китайского народа, с одной стороны, и регулятор всех процессов в государстве - с другой. Здесь нет кричащей претензии на мобилизационную тотальность, как в советской парадигме. Призывы к борьбе руководство КПК обращает лишь к низовым членам партии. Китайское общество по отношению к КПК рассматривается с позиции заботы «старшего о младшем», «врача о пациенте», наделяется мудростью, ответственностью, обязанностью профилактики отклонений. У врача есть разные средства: скальпель, иглоукалыванине, мудрость внушения. Публично это провозглашается, как «линия партии является для партии и государства жизненной артерией, а для народа фактором, ведущим к благосостоянию».

6 Конструкт представляет собой "механическое" соединением более простых и ранее известных понятий и концептов. Концепт обладает "единицей смысла", а также суггестивностью. Концепт переживается в отличие от "понятия", которое понимается. [7]

В поисках оснований легитимности

Мы видим, что идеологи КПК апеллируют к известным типам легитимности: традиционному, харизматическому, рационально-легальному [16, Рр. 137-138].

КПК спасла народ от угнетения, КПК вела народ путем побед, КПК создала общество достатка и правит на основе Конституции. Традиционный тип легитимности для Китая включает идеологический, технократический, структурный и онтологический способы обоснования легитимности. Хотя власти называют политическую систему Китая «социализмом с китайской спецификой», нынешний тип этой власти, по нашему мнению, соответствует просвещенной идеологической коллективной автократии.

Механизм влияния. Используется механизм рациональной аргументации, имеющий производную от коллективной харизмы партии: «партия ведет от победы к победе», «удача благосклонна партии».

Сразу следует провести черту: часть вводимых в политическое сознание концептов и конструктов имеют политическое воплощение, а часть существует только в политическом дискурсе, не более чем вербальные конструкции. Например, «построение инновационного общества», раскрываемое, как «цифровой Китай» и «умное общество», находится в области агитационных мантр. Отличительное свойство таких речевых конструкций - они говорят о цели, о том «что» надо сделать, но не говорят «как», «механизм решения» в данный момент не важен, а, возможно, и не известен.

Политическое воплощение определенно имеет концепт «верховенства закона». Он, во-первых, должен убедить, что в правовом государстве партия правит по праву, и, во-вторых, что партия является хранителем закона и гарантом, требует подчинения ему всех в стране и своих членов в первую очередь.

В лозунге «править по закону», который КПК с гордостью относит к себе самой, подчеркивается лишь один смысл - борьбы с коррупцией. Вопрос о том, может ли править в Китае кто-то еще, какой закон и кем должен для этого поменяться, может ли в этом процессе быть учтена воля гражданского общества - все это предстает фигурой умолчания. То, что власть закона - это закон власти КПК, не обсуждается. Обсуждается борьба с коррупцией. Причем именно борьба, а не сама коррупция. Власти создали музей борьбы с коррупцией, после XVIII съезда компартии появилась образная изобразительность этой борьбы - объявлена охота на «тигров» и «мух» (ЯЙЙЙ - «да ху пай ин», буквальный перевод с китайского «убивать тигров, прихлопывать мух»), что означает борьбу с коррупционерами как на высшем, так и на низшем уровнях. Новый этап борьбы должен иллюстрировать 55-серийный фильм «Во имя народа», первый эпизод которого к апрелю 2017 года по спутниковому телевидению набрало 1,4 млрд просмотров [17]. В марте 2018 года власти заявили о создании антикоррупционного суперагентства по борьбе с коррупцией с полномочиями, которых нет даже у Верховного суда. Возможности нового ведомства для проверки всех чиновников (не только партийных) будут втрое

больше, чем те, которыми располагает государственный аппарат сейчас [12]. К партийным функционерам, заподозренным в коррупции, предполагается вместо меры «в назначенное время и в назначенном месте дать разъяснения» использовать «меру задержания»7. Задержание по партийной линии - мера прямо-таки оруэлловская. Это бесконечная кампания, по сути, выражается формулой «цель - ничто, движение - все». Смысл - фокусировать внимание именно на борьбе партии с коррупцией, а не на «партийных» причинах возникновения коррупции.

Появляется концепт «клетки закона». Руководство КПК объявляя закон общим для всех знаменателем, преследует сразу нескольких целей. Это и борьба с внутрипартийными конкурентами, и мобилизация («быть единым целым, чтобы дать отпор») против сепаратизма и религиозного экстремизма, и консолидация вокруг партии против посягающих на строй сторонников либеральных путей развития. Не все из которых диссиденты и инакомыслящие, отправленные на перевоспитание. Объявление политики строжайшего подчинения всех и вся закону позволяет поддерживать в обществе напряжение чрезвычайного положения, конструирует парадигму «крепости, окруженной врагами», «лодки, которую нельзя раскачивать».

Кроме «устрожения» контроля развивается концепт «народного контроля» (или демократического контроля). «Шестикратный контроль: совмещать партийный контроль и внутрипартийный контроль с контролем со стороны государственных органов, демократическим контролем, судебным контролем, контролем со стороны народных масс и общественности».

Контроль со стороны народных масс и общественности отсылает нас к старой идее, чтобы народ был сопричастен к правлению, но своим волеизъявлением не был опасен власти. Мы знаем об этом «ноу-хау» еще из статьи Ульянова Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» [3, с. 383-388]. Рабочие и партийцы, действительно, включались в различные партийные органы, но Центральная Контрольная Комиссия с полномочиями, ставившими её в независимое положение, не была создана. В китайской реинкарнации этот концепт в виде «выявлять обеспечивающую связь с народными массами - роль мостов и скрепов» может стабилизировать политическую систему.

Сейчас проводится эксперимент по «народному контролю за контролирующими». В Пекине и провинциях Шаньси и Чжэцзян местные Советы народных представителей будут избирать комитеты контроля8. О самой процедуре контроля (кто и как, например, запускает «судебный контроль»,

7 "Разработать государственный закон о контроле, в соответствии с законом определить для контрольных комиссий служебные обязанности, права и методы обследования, использовать вместо меры "в назначенное время и в назначенном месте дать разъяснения" меру задержания" [5].

8 "...создана новая «властная вертикаль» в системе ЦКПД (Центральный комитет партийной дисциплины - Д.Г.), которая позволяет местным органам по проверке дисциплины функционировать независимо от местных парткомов, что повышает статус местных комиссий и усиливает контроль Центральной комиссии над ними. Верховная народная прокуратура КНР (ВНП) вводит разделение административной и судебной юрисдикции прокурорских органов ниже провинциального уровня. Создается межрегиональная прокуратура по служебным преступлениям. В ноябре 2016 года было принято решение о проведении в экспериментальном порядке реформы государственной системы контроля

или, куда и как обращаться «народным массам»), мало что известно. «Шестикратный контроль» - симулякр9. Цель власти не в контроле, а в формальном провозглашении права на него. Так же как наличие суда не гарантирует, что в нем получится защитить свои интересы. Но наличие суда снимает власти предъявить обвинение в беззаконии. А народ через «народный контроль» делит ответственность и сопричастность с властью. Подобно средневековым крестьянам, которые перестают чувствовать себя ограбленными, если разбойник поселяется в их деревне и включает их в свою банду.

Но конструкт «шестикратного контроля» совершеннее, чем ленинское «ноу-хау» с рабоче-крестьянской инспекцией, т. к. «шестикратный контроль» не дает одной партийной силе бороться против другой. Именно по этому, как нам кажется, И. Сталин на стал реализовывать ленинскую идею Рабкрина.

Новые модели развития. «Обмануть императора, чтобы переплыть море»10

Политические конструкты и концепты по цели можно разделить на те, что тормозят негативные процессы (консервируют существующую модель политической системы, углубляют принятые подходы развития) и те, что пытаются опробовать пути и формы новой модели развития.

Если на «незаданный» вопрос общества, «почему компартия стоит у власти», КПК предлагает объяснения, то более неудобного вопроса, «может ли кто-то другой (другая сила, другие люди, другая партия, само общество) формулировать предложения, выносить их на обсуждение, иметь право голоса при их принятии - этого вопроса власти Китая предпочитают избегать.

Не допуская возможности политической конкуренции, КПК продолжает развивать концепт «консультативная демократия». В целом, он еще имеет потенциал для развития. Мнение народа в данной конструкции учитывается только в той степени, в какой оно может затруднить проведение политики партии. Консультативная демократия должна: 1) видеть и знать; 2) упредить и убедить. В патерналистской системе реакция объекта управления на управляющий импульс субъекта управления (хоть и называется отрицательной) предотвращает автовозбуждение системы, возвращает в первоначальное состояние, стабилизирует состояние, как у автомобиля на хорошей дороге. В китайском варианте функцию «знать - упредить - выслушать - поправить» выполняют институты консультативной демократии, действие которых

в Кекине и провинциех Шаньси и Чжэцзен, где местные СНК (Советы народных представителей - Д.Г.) будут избирать комитеты контроле".[5]

9 Симулецие (симулекр) - акт притворства, репрезентацие того, что на самом деле не существует. Диссимулеции - это значит делать вид, что вы не имеете того, что у вас есть. [11, Рр.4-6]

10 Одна из стратагем древнекитайского труда о военном искусстве V века н. э. «36 стратагем» («н+ДМЧ рассказывающае об "обмане во благо" войнами императора, чтобы провести "спецоперацию" за морем, которое он боелсе переплывать. В данном контексте под императором понимаетсе народ, интересами которого кленетсе ККК.

передается в настоящем и - что важно! - в незавершенном времени: «усовершенствование института собраний народных представителей, института многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК, института национальной районной автономии, институтов самоуправления масс на низовом уровне» [5].

КПК представляет «консультацию» с самой собой, как реализацию традиционного для системы политического управления многовекового Китая принципа патернализма. Однако, рыночная экономика, как раз, разрушает патерналистский тип отношений, патерналистское сознание, потому что дает индивиду возможность опоры на собственные силы. Что делать, если система на управляющие импульсы будет реагировать с увеличением рассогласования, т. е. система управления приобретет положительную обратную связь, никто не знает. Как не знали это в СССР, проводя «перестройку». Чтобы не допустить смены власти, надо исключить из системы возмущающий

и «-» т»

элемент, или уравновесить его другой силой. В первом случае - это «хирургическая операция» на площади Тяньанмэнь. Во втором - поиск «здоровой» силы для подавления «нездоровой». Однако, пока политическая система КНР справляется с возмущающими импульсами.

Принципиальным ноу-хау идеологов КПК является представление политической системы, как процесса. Конструкт «придерживаться новой концепции развития» не оставляет возможности для критики потому, что «настоящее» (имеющее недостатки) уже отправляется в прошлое, объявляется властью устаревшим. «Нового» еще нет, оно есть только, как совершенный образец - в планах, воплощаемых партией - все время ускользающий в будущее. Предмет для критики превращается в симулякр наоборот - несовершенная копия уже несуществующего в настоящем оригинала. Это может считаться универсальным концептом. Если партию упрекают в том, что стакан наполовину пуст, то партия его как бы «наполняет», и он уже наполовину полон. И наоборот. Это идеологическая технология КПК основана на традиционных для китайского общества конфуцианских представлениях «пути», «середины» и «серединного пути».

Стратегию развития общества («углубление реформ», «придерживаясь новой концепции»)[5] можно выразить на китайский манер формулой «твердо стоять на левой ноге, осторожно нащупывая место правой». Но совершенно не факт, что новое положение ноги означает шаг вперед. Для КПК важно представить обществу это движением вперед, а обществу трудно в этой ситуации предъявлять претензии власти, приходится верить, что все плохое превращается во все «более лучшее». Если только не наступает хуже, чем было. Концепт работает, если не допустить свидетельства ошибок и неправильной работы государственной машины.

В теории ретроспективного голосования, известной как теория Мориса Фиорина, население принимает решение «за» или «против», основываясь на собственных ощущениях от курса власти за электоральный период [14, р. 6]. «Справлялась» власть или «не справлялась» - ответ на этот вопрос для

населения зависит от того, какого ему жилось. Возможны два типа оценки: эгоцентрический - оценка собственного экономического положения индивида и социотропный - результаты работы всей экономики и страны в целом. И задача власти убедить подданного, что сделано лучшее из возможного, но в ближайшем будущем возможностей будет больше.

Пусть стакан только наполовину полон, а ведь вчера он был наполовину пуст. В политическом сознании китайцев должны деконструироваться переживания о том, «как могло бы быть» (о возможном упущенном), а большую ценность приобретать «настоящее достигнутое». Это способ отделить активную часть общества (которая может дать начало гражданскому обществу) от традиционной части общества и предложить последней стабильность. Стабильность в обмен на неопределенность перемен.

«Занавес неведения»

Если серьезно относится к заявлениям КПК, что мозговые центры партии работают над поиском институциональных путей преодоления кризиса политической системы, то мы, возможно, продолжаем наблюдать самый масштабный эксперимент над природой устройства человеческого общества. Эксперимент, начатый в 1917 году и неоконченный в 1991. Вопрос, который до сих пор не разрешен политической философией - вопрос о возможности устойчивого саморегулируемого устройства общества не на основе свободы индивидуума, а на иных основаниях, продолжает решаться на наших глазах.

Мансур Олсон, о котором было умомянуто в начале, в работе «Диктатура, демократия и развитие» доказывает, что авторитарная власть - если она умеренна в налогах, стабильна, обладает преемственностью, охраняет частную собственность («сильная рука» «оседлого бандита») - может быть для групп бизнес-интересов, особенно крупных, более предпочтительной, чем неустойчивая демократия. Единственный минус - отсутствие верховенства закона над самой властью [4, с. 171-176]. Но в случае Китая это не выглядит большим минусом, т. к. власти долго и без особого успеха пытаются привить китайскому обществу уважение к закону. Однако, китайцы в гражданско-правовых отношениях не полагаются на суды и контракты, а привыкли использовать традиционные механизмы гарантий, основанные на коллективной лояльности, групповых интересах, понятии «гуаньси», включающем связи с родственниками, земляками, друзьями, одноклассниками, бывшими начальниками и коллегами и т. д. Поэтому китайская авторитарная политическая система, основанная на бюрократической преемственности власти (подобно коллективной монархии), имеет большой модернизационный потенциал в направлении «сингапурской» модели. Более того, крупные собственники могут быть приняты в КПК (а не наоборот - назначаться из партии в бизнес, как сейчас). Тогда компартия получит новую социальную базу. Правда, придется закрыть глаза на «позорный лозунг смены знамен». Но в перспективе это

будет настоящая меритократия. Остается вопрос, как быть с мелким бизнесом и с мелким человеком вообще (студентом, менеджером, инакомыслящим), которому не хватило синекуры в «социализме с китайской спецификой».

Одной из концепций, противостоящих индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии.

Не власть сдерживает свободу личности, а плечо (плечи!) других личностей. И демократия возможна, как плебисцитарная и коллективистская демократия одновременно. В боевой дружине древних германцев тоже была демократия. Демократия выбора вождя и раздела добычи в условиях похода. Опробованным конструктом коллективистской демократии является положение о триедином представительстве11. Где интересы одной группы уравновешивались на пропагандистских весах интересами другой.

Это китайский путь к идентитарной демократии, которая основывается на модели социально-гомогенной структуры общества. Общество, которое было построено в СССР и продолжает еще существовать в современной России, основная часть которого признает образцом социальное единство и единство целей для всего общества. В идентитарной демократии признается верховенство общенародной государственной воли над волей групп и индивидуумов. Главная задача - пресечь автономность отдельных субъектов, и индивидов, сконструировать демократическую систему без гражданского общества, объявить нелегитимным любой конфликт интересов и ценностей.

Мы видим, что политический дискурс КПК развивается вокруг вопроса, как создать «демократическое большинство» авторитарных индивидуумов. Такая конструкция общества будет жизнеспособна, пока авторитарное большинство поддерживается демократическим образом. Эрих Фромм в работе «Бегство от свободы» описывает структуру авторитарной личности, и в каких условиях она возникает [10, с. 72-75]. Он отмечает, что авторитарной личности свойственны не сильные доминирующие черты, а потребность в опоре, потребность соединять свое «я» с кем-то или с чем-то, чтобы обрести силу. Данный тип возникает, когда рациональней отказаться от независимости своей личности, вручив судьбу внешней силе, общей судьбе, власти. В противном случае личность испытывает скованность, тревогу, бессилие. Сопротивление внешней тотальности может привести к деструкции личности (как это происходит в армии или тюрьме). «Бегство от свободы» возникает не только в условиях экономического кризиса, войны, но и при монополизации и централизации экономики, когда индивидуум чувствует себя винтиком огромного несокрушимого механизма. Спорить с машиной бессмысленно, соревновательность интересов и индивидуальность ей не нужны. Если власть будет подобна безликой администрации, то не будет понятно, как против неё протестовать. Эта власть, подобна администрации гипермаркета, где покупатель чувствует себя статистической единицей. Он в отдельности не важен

11 Концепция «трёх представительств» сформулирована на XVI съезде КПК в докладе Цзян Цзэминя. КПК, согласно данной концепции, должна представлять не только пролетариат, но и все производственные силы, передовую китайскую культуру, и интересы самых широких слоёв китайского населения.

для безликого владельца бизнеса, «хочешь - бери, не нравиться - проходи, меньше очередь в кассе», и не найти директора, а есть только дежурный менеджер, который принесет книгу жалоб. И в ней человек-винтик прочитает против одной жалобы десять благодарностей. Главное, чтобы не завелись «защитники потребителя». А чего стоят посулы «винтику» рекламных бил-бордов - отдать свой доллар, юань (голос, согласие) за товар (компанию), который завтра изменит жизнь «винтика». Счастье в будущем времени. КПК повторяет о «построении», «полном построении», «победы в полном построении», «решающей победы в полном построении». КПК обещает не только «цифровой Китай», но даже «зеленый Китай» («зеленых» семей, «зеленых» финансов, «зеленых» технологий), хотя, он остается «красным».

Наиболее часто упоминаемая программная цель «построение соци-

и и 1 и и 1 «_»

ализма с китайской спецификой» объявляется некой формой, вопрос о содержании которой еще не решен: «Необходимо ответить на вопрос о том, в новую эпоху какой именно социализм с китайской спецификой нужно отстаивать и развивать, и как его необходимо отстаивать и развивать» [5]. То есть, в поисках институциональных изменений самой политической системы КПК не связывает себе руки. «Не важно, какого цвета кот - черного или белого...»

Чтобы «плечо» соседа чувствовалось сильнее и надежнее ограничивало индивидуалистические импульсы свободы, в теории «народного представительства», можно просто широко распахнуть двери КПК. Распространить «институт народных представителей» на саму партию. Если более 50% социально активного населения будут членами партии, то стабильность будет обеспечена по вполне демократическому механизму. Если КПК превратится в местное самоуправление и возьмет функции представления всех китайцев на всех уровнях по типу «совета» (магистрата, парламента), в который кооптируются низовые члены партии, то система партийной демократии может выполнять функцию плебисцитарной демократии. По сути, это дальнейшее развитие все того же принципа триединого представительства, который трансформируется в принцип представительства всех китайцев, желающих быть представленными через собственное участие в общественной жизни. Связанные партийной дисциплиной, они будут править, как свободные граждане, сознающие ответственность (партийную), т. е. добровольно ограничивающие свою свободу. Но у партии одновременно будут и демократическое большинство в обществе и безопасная свобода выражения мнений. Просто добровольно свободных индивидов будет меньше, чем добровольно несвободных. Бросить упрек в недемократичности такой системы будет трудно.

Самый важный вопрос, на каком уровне будет позволено не только голосовать «за» и «против» по сформулированной повестке, но и формулировать саму повестку. Данный вид симулятивной демократии, доведенный, до своих крайних демократических форм, может также угрожать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

партийному руководству и служить инструментом для его смены. Он может привести в ту же точку, что и концепт «народного контроля».

Но, еще раз надо подчеркнуть: мы ничего не знаем достоверно о задачах, которые поставлены партийными идеологами мозговым центрам КПК.

После завершения строительства «среднезажиточного общества» дальше партия прямо и открыто обещает построение «модернизированного социалистического государства»12.

Дальше всего в исследовании теоретических социальных конструкций, созданных на основе добровольного ограничения свободы, продвинулся Джон Роллз. По его мнению, чувство справедливости, генерирующее все либеральные инстинкты, может быть заменено рациональностью в подходе к справедливости перед неведомостью выбора. Перед «занавесом неведения» люди склонны договариваться о таком равномерном распределении благ и статусов, при котором они меньше всего пострадают в неизвестных обстоятельствах. [6, с. 126-131] Роллз делает утверждение очень интересное для КПК: в этой ситуации люди «настаивают на ослаблении роли природных и социальных случайностей в преуспевании или непреуспевании людей». При таком распределении не возникает конкуренции и борьбы за общественный продукт13. Его ценность не известна. Равенство на краю новой жизни в новом мире. Можно подумать о загробной жизни, но Роллзу нравится жизнь в космических мирах. Очень по-китайски. Можно сказать, что будущее закрыто от китайского народа почти роллзовским «занавесом неведения», на котором партией начертаны иероглифы возвышения, богатства и счастья.

Литература/References

1. Антикоррупционная кампания Си Цзиньпина и её последствия; [электронный ресурс] http://korruptsiya-china.tass.ru/borba-s-korrupciey/

2. Доклад Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на 3-м Пленуме ЦК КПК 18-го созыва; [электронный ресурс] http://russian.cntv.cn/special/ 18thcpcsession/index.shtml;

12 «Период, начиная с XIX съезда и до открытия следующего съезда партии, - важный переходный исторический период, за который мы должны полностью построить среднезажиточное общество. И начать "новый поход" к цели, намеченной к столетию КНР, - всестороннему построению модернизированного социалистического государства...С 2020 года по 2035 год. На основе полного построения общества среднего достатка за 15 лет упорной борьбы предстоит в основном осуществить социалистическую модернизацию». [5]

13 Роллз представляет это на примере подготовки к путешествию на неведомую планету. Каждый может взять любые ценности, навыки, должности, но никто не знает, что будет цениться на далекой планете больше - умение копать, или иностранный язык, слиток золота, или карманный фонарик. В «коллективе исследователей» не возникает чувства несправедливости и борьбы перед «занавесом неведения». Ибо эти люди принимают решение о правильном способераспределения вещей, находясь перед «завесой неведения», которая скрывает от них знание о том, что будет востребовано и иметь цену в колонии-поселении. Однако, вопрос, как выработать вне рамок чрезвычайных обстоятельств принцип рационального благоразумия в применении к совокупной (aggregative) концепции благосостояния группы, остается слабым местом теории Роллза. [6 с. 117].

3. Ленин В.И. Как нам реорганизовать Рабкрин // Полн. собр. соч. Т. 45. с. 383-388.

4. Олсон М.»Диктатура, демократия и развитие», Экономическая политика, № 1, 2010, с. 167-182

5. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК, [электронный ресурс] http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

6. Роллз Дж. Теория справедливости, Издательство Новосибирского университета, Новосибирск, 1995, с. 126-131;

7. Степанова Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации, М., 2007.

8. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.

9. Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006, с. 33

10. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Аспект Пресс, 1990, с. 72-75;

11. Baudrillard J. Simulacres et simulation, ÉDITIONS GALILÉE, Paris, 1981, Pp.4-6

12. China's anti-corruption campaign expands with new agency, BBCnews, 20 March 2018; [электронный ресурс] http://www.bbc.com/news/world-asia-china-43453769

13. China: Don't Legalize Incommunicado Detentions, Human Rights Watch; March 12, 2012; [электронный ресурс] https://www.hrw.org/news/2012/03/12/ china-dont-legalize-incommunicado-detentions;

14. Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. New Haven, 1981, p. 6.

15. Mao F. Xi Jinping: 'Not my president' posters emerge outside China, BBC News, 12 March 2018; [электронный ресурс] http://www.bbc.com/news/ world-australia-43339804;

16. Weber M. Weber's Rationalism and Modern Society. Translated and Edited by Tony Waters and Dagmar Waters, New York: Palgrave Macmillan, 2015, Рр. 137-138;

17. »^йШ&Н^ШИ: 2017-04-19; [электронный ресурс] http://ru.hrbtv.net/folder73/folder429/folder437/2017-04-19/ 169265.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.