Научная статья на тему 'XVIII съезд коммунистической партии Китая: неокончательные итоги, неотложные задачи, неустойчивые компромиссы'

XVIII съезд коммунистической партии Китая: неокончательные итоги, неотложные задачи, неустойчивые компромиссы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3069
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КПК / XVIII СЪЕЗД / ГОССОВЕТ / ХУ ЦЗИНЬТАО / СИ ЦЗИНЬПИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сыроежкин Константин

Накануне XVIII съезда КПК борьба элитных группировок страны обострилась. Это во многом предопределило как расклад политических сил в высшем руководстве КНР, так и решения самого съезда. Кадровый компромисс, достигнутый в результате этой борьбы, делает политическое будущее КНР весьма туманным. И хотя уходящему тандему «Ху — Вэнь» все-таки удалось сохранить завоеванные позиции, говорить, что «реформаторы» одержали окончательную победу, пожалуй, несколько преждевременно, тем более что XVIII съезд оказался во многом «переходным». Окончательный расклад сил определится только через пять лет, после XIX съезда КПК. Тогда же, очевидно, станет более понятным и тот курс, которому в дальнейшем будет следовать «пятое поколение» китайских руководителей. В ближайшие же пять лет Китай, скорее всего, ждет политика компромиссов. Однако нельзя не признать того факта, что столь часто критикуемый тандем «Ху — Вэнь» оставил своим преемникам неплохое наследство, а главное — вполне разумную «дорожную карту», альтернативы которой на сегодняшний день пока не просматривается. Самая большая интрига грядущего пятилетия заключается в том, сумеет ли новое руководство КПК и КНР, следуя этой «дорожной карте», удержать страну от социальных потрясений и выполнить задачи, поставленные XVIII съездом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XVIII съезд коммунистической партии Китая: неокончательные итоги, неотложные задачи, неустойчивые компромиссы»

XVIII СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ: НЕОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ, НЕУСТОЙЧИВЫЕ КОМПРОМИССЫ

Константин СЫРОЕЖКИН

доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (Алматы, Казахстан)

АННОТАЦИЯ

Накануне XVIII съезда КПК борьба элитных группировок страны обострилась. Это во многом предопределило как расклад политических сил в высшем руководстве КНР, так и решения самого съезда. Кадровый компромисс, достигнутый в результате этой борьбы, делает политическое будущее КНР весьма туманным. И хотя уходящему тандему «Ху — Вэнь» все-таки удалось сохранить завоеванные позиции, говорить, что «реформаторы» одержали окончательную победу, пожалуй, несколько преждевременно, тем более что XVIII съезд оказался во многом «переходным».

Окончательный расклад сил определится только через пять лет, после XIX съезда КПК. Тогда же, очевидно, станет

более понятным и тот курс, которому в дальнейшем будет следовать «пятое поколение» китайских руководителей. В ближайшие же пять лет Китай, скорее всего, ждет политика компромиссов. Однако нельзя не признать того факта, что столь часто критикуемый тандем «Ху — Вэнь» оставил своим преемникам неплохое наследство, а главное — вполне разумную «дорожную карту», альтернативы которой на сегодняшний день пока не просматривается.

Самая большая интрига грядущего пятилетия заключается в том, сумеет ли новое руководство КПК и КНР, следуя этой «дорожной карте», удержать страну от социальных потрясений и выполнить задачи, поставленные XVIII съездом.

Введение

XVIII съезд КПК, состоявшийся 8—14 ноября 2012 года в Пекине, проходил в сложной и противоречивой внешнеполитической и внутриполитической обстановке. По-видимому,

именно этим объясняется как месячная задержка с проведением съезда, так и его противоречивые результаты.

«Арабская весна», «сирийский кризис» и изменение мировых «правил игры» заставили руководство КПК пересмотреть некоторые аспекты своей внешней политики: теперь она станет несколько жестче, хотя и с прежним преобладанием элементов «мягкой силы».

Все больше чиновников КНР вовлекается в коррупционные схемы. «Дело Бо Силая» продемонстрировало, что в высшем руководстве КПК не только нет единства относительно методов управления страной, но и имеет место открытая политическая борьба. Кризис доверия к властям в совокупности с упадком нравов, утратой веры в социалистические идеалы и в способность КПК эффективно управлять государством заставили руководство партии пересмотреть большинство аспектов внутриполитического курса.

Главное, что обращает на себя внимание, — это кадровые перестановки. Съезд лишь легитимировал приход к власти нового поколения китайских руководителей. Пока еще достаточно сложно определить, что оно собой представляет, удастся ли ему повторить успехи своих предшественников и удержать Китай от нарастания социальных и межэтнических конфликтов, а главное — от политического кризиса и, наконец, в каком направлении пойдет КНР. Однако вполне очевидно, что социально-экономический и политический курс страны будет меняться и в ближайшей перспективе нас ждет много интересного.

Ситуация накануне съезда

Несмотря на динамичное развитие экономики КНР, завоевание ею новых позиций в мировой табели о рангах и активное решение социальных проблем, для уходящего тандема «Ху — Вэнь [премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао]» 2012 год выдался непростым.

Первые признаки надвигающегося кризиса появились еще в октябре 2011 года, когда взбунтовалась рыбацкая деревушка Укань в провинции Гуандун1. Протестуя против изъятия земель, крестьяне и рыбаки этой деревни организовали комитет защиты, выгнали местную администрацию и представителей комитета КПК и заявили, что не будут подчиняться никому, кроме ими самими выбранной власти. Перед Пекином возникла дилемма: либо пойти на уступки, либо прибегнуть к мерам устрашения. С учетом волны социальных протестов, захлестнувшей Китай2, был выбран второй вариант.

Этот, казалось бы, рядовой случай показал, что авторитет КПК и ее способность управлять государством снижаются, а коррупция и произвол местных чиновников, напротив, растут катастрофически быстрыми темпами. В статье, опубликованной в партийном журнале «Цюй-

1 Подробнее об этом инциденте см.: Anderlini J. Wukan Villagers Agree Peace Deal // Financial Times, 21 December 2011; Jacob R. Chinese Villagers Step Up Pressure // Financial Times, 15 December 2011; Idem. Communist Party Tested by Village Protests // Financial Times, 18 December 2011; Idem. Wukan Offers Democratic Model for China // Financial Times, 30 January 2012; Idem. Wukan Challenges Party Line on Democracy // Financial Times, 10 February 2012; Idem. Zhou Ping. Intimidation Backfires in Wukan Poll // Financial Times, 5 March 2012; Pilling D. Where Wukan has Led, Beijing will not Follow // Financial Times, 8 February 2012; Иванов И. Китайские крестьяне выгнали из деревни партийных чиновников // Интернет-портал «The Epoch Times», 15 декабря 2011 [http://www.epochtimes.ru/],20 декабря 2011; Скосырев В. В китайской деревне вспыхнул бунт // Независимая газета, 16 декабря 2011.

2 По данным западной прессы, в 2010 году имело место 120 тыс. акций протеста, в 2011 году, по неполным данным, их было 180 тыс. (см.: Скосырев В. Демонстранты блокировали шоссе в Китае // Независимая газета, 23 августа 2011; Он же. В деревнях Китая не прекращаются бунты // Независимая газета, 29 сентября 2011).

ши», Вэнь Цзябао был вынужден констатировать, что «самой большой угрозой способности партии управлять является коррупция»3.

В марте разразился скандал, предопределивший как специфику политического процесса в преддверии XVIII съезда КПК, так и его решения.

О серьезном противостоянии между различными группами внутри политического класса КНР свидетельствует целый ряд событий4. Был снят со всех постов, выведен из числа депутатов ВСНП и исключен из КПК один из главных претендентов на членство в Постоянном Комитете (ПК) Политбюро ЦК КПК 18-го созыва Бо Силай; по его делу начался судебный процесс. Супруга Бо Силая Гу Кайлай была приговорена к смертной казни по обвинению в убийстве, а его ближайший помощник Ван Лицзюнь — к 15 годам тюрьмы. Был начат судебный процесс против большой группы связанных с ним региональных чиновников.

В основе противостояния лежит спор о выборе модели социально-экономического и политического развития КНР5. Исповедующему консервативные методы управления «клану Цзян Цзэминя» (к которому принадлежат Бо Силай и его союзник Чжоу Юнкан, секретарь Политико-юридической комиссии, которого, как и Бо Силая, обвиняют в попытке переворота) противостоит «клан Ху Цзиньтао», членов которого условно называют реформаторами. Во многом именно из-за отсутствия консенсуса при нежелании доводить дело до открытого конфликта КПК начала терять свои позиции и была вынуждена максимально оттягивать политические преобразования, пытаясь откупиться от населения экономическими успехами и тем сгладить накопившиеся проблемы. Однако сегодня эта тактика оказалась на грани провала.

Какова бы ни была истинная причина краха Бо Силая, вполне очевидно, что она связана с политической борьбой в руководстве ЦК КПК.

Кроме того, был вскрыт секрет Полишинеля: в коррупционные схемы вовлечены практически все чиновники, в том числе и высшее руководство КПК и КНР. А целью жестких мер ЦК КПК и Госсовета КНР по борьбе с коррупцией было не столько покончить с этим явлением, сколько устранить политических конкурентов.

ЦК КПК пришлось признать неприятную истину: в настроениях правящего класса преобладают личные материальные интересы. И хотя их отчасти сдерживают партийная дисциплина и жесткая борьба с коррупцией, изменить ситуацию невозможно.

Неслучайно и возникновение в современном Китае феномена «голых чиновников»6, число которых растет с каждым днем. По данным «China Economic Weekly», за 2000—2011 годы только во время попытки сбежать за границу с незаконно приобретенными ценностями были задержаны 18 487 чел.

В 2011 году Народный банк Китая сообщил: с середины 1990-х годов из страны безвозвратно сбежали от 16 тыс. до 18 тыс. чиновников, которые прихватили с собой около 800 млрд юаней (128 млрд долл.).

3 См.: Вэнь Цзябао. Жан цюаньли цзай янгуан ся юньсин (Пусть власть движется при солнечном свете) // Цюйши, 2012, № 8.

4 О «деле Бо Силая» подробнее см.: Сыроежкин К. Политический переполох в Поднебесной // Центр Азии, ноябрь/декабрь 2012, № 21—24. С. 83—108.

5 Как пишет видный китайский социолог Сунь Липин, в китайском истеблишменте есть сторонники возвращения к старому. Они доказывают, что в результате преобразований 1990-х годов были ущемлены интересы рабочих госпредприятий и других категорий трудящихся. Эти люди должны теперь платить за жилье, лечение. Все выгоды от рынка получают чиновники, богатые. Есть либеральное направление — за продолжение реформ без социальной ориентации. И третий тренд — те, кто ратует за то, чтобы реформы проводились с учетом требований социальной справедливости, равенства (цит. по: Скосырев В. Политическая драма в КНР стала детективом // Независимая газета, 12 апреля 2012).

6 «Голый чиновник» (ло гуань) — не имеющий официальной собственности на территории Китая чиновник, переправивший семью, родственников и капиталы за границу и имеющий собственность за пределами Китая.

Однако об истинных масштабах этого явления говорит другая цифра: по данным опубликованного в октябре 2011 года отчета Вашингтонской исследовательской организации «Global Financial Integrity», за период 2000—20011 годов незаконный отток денег из Китая составил 3,79 трлн долл.7

Еще одна из обнажившихся проблем — то, что «Центр» теряет контроль над местными органами власти, руководством низовых организаций партии и сельскими парткомами. Этот факт уже открыто признается высшим руководством КПК. По мнению председателя ЦКПД Хэ Гоцяна, это «результат ухудшения отношений между центральным и провинциальными партийными комитетами, которое привело к кризису, способному повлиять на осуществление курса партии в политической и идеологической областях»8.

Согласно результатам соцопроса, опубликованным 12 июля 2012 года, тремя самыми серьезными проблемами, стоящими перед китайским обществом, являются коррупция (80,35%), недостаточная степень демократизации (53,4%) и социальная несправедливость (51,65%). Причем, корнем этих проблем и тормозом развития страны большинство опрошенных назвали социальный слой олигархов9.

Это создает серьезный вызов для сегодняшнего руководства КНР и, в особенности, для руководителей «пятого поколения». Он заключается во все более очевидном и остром кризисе доверия к властям («власти коррумпированы, не прислушиваются к простым людям, работают преимущественно ради личной выгоды и выражают интересы только правящего класса»), в утрате коммунистической партией авторитета и способности эффективно осуществлять управ-ление10.

В результате руководство КПК и КНР признало необходимость политической реформы. На пресс-конференции после завершения 5-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2012 г.) Вэнь Цзябао подчеркнул: «В настоящее время реформа подошла к решающему этапу. Без успеха в реформировании политической системы реформа экономической системы не сможет быть проведена до конца. Уже достигнутые результаты могут быть потеряны, а новые проблемы, возникающие в обществе, также не смогут получить кардинального решения; есть вероятность повторения исторической трагедии Великой культурной революции»11.

14 мая газета «Жэньминь жибао» отвела целую полосу статье о проблемах политической реформы. В статье прямо указывалось, что «активно и разумно продвигать политическую ре-

7 См.: Иванов И. Из Китая массово утекают деньги и уезжают зажиточные люди // Интернет-портал «The Epoch Times», 17 декабря 2012; Линь Джейн. Богатства нации готовят к вывозу // Интернет-портал «The Epoch Times», 17 декабря 2012; Лю Сяочжэнь. «China Economic Weekly» публикует отчет о чиновниках, сбегающих за границу // Интернет-портал «The Epoch Times», 20 июня 2012 [http://www.epochtimes.ru/], 25 июня 2012.

8 См.: Линь Фэн. Ху Цзиньтао: Партия находится в критическом положении // Интернет-портал «The Epoch Times», 1 июля 2012 [http://www.epochtimes.ru/], 10 июня 2012.

9 См.: Иванов И. Необычные результаты соцопроса: китайцы не любят диктатуру и коммунистических лидеров // Интернет-портал «The Epoch Times», 16 июля 2012 [http://www.epochtimes.ru/], 20 июля 2012.

10 По данным гонконгского журнала «Дунсян», 26 октября 2012 года в Пекине состоялось закрытое заседание ПК Политбюро ЦК КПК, на котором очень резко выступил Си Цзиньпин, указав на «несколько почему»: Почему отношения народа и партии с правительством находятся в состоянии напряжения? Почему низок уровень доверия народа к партии? Почему степень удовлетворенности народа стилем работы местных правительств, а также личными моральными качествами местных чиновников низкая? Почему народ дает низкую оценку партии, правительству, государственным учреждениям и кадровым работникам? Почему уровень поддержки народом курса и политики партии низкий? Будущий генсек также подчеркнул, что необходимо не бояться смотреть в глаза самым болезненным проблемам, а также что законность некоторых методов правления очень шаткая и что уже «звенит набат» по легитимности правительства коммунистической партии (цит. по: Иванов И. Си Цзиньпин признал кризис законности правления компартии в Китае // Интернет-портал «The Epoch Times», 29 октября 2012 [http://www.epochtimes.ru/], 30 октября 2012).

11 См.: Началась пресс-конференция премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао // Агентство Синьхуа, 14 марта 2012 [http:www.russian.xinhuanet.com/], 15 марта 2012.

форму — это желание и цель партии и страны». В ней также говорилось об ограничении власти партии и повышении ее жизнеспособности, о защите прав и мобилизации «народного энтузиазма», предполагающего, что «хозяевами» должны стать простые люди. В статье была предложена схема «самоуправления, осуществляемого рядовыми членами партии» посредством трех комитетов: формируемого на выборной основе комитета по надзору за делами села, сельского комитета партии и сельского комитета12.

Согласно задумке уходящего «четвертого поколения», политическая реформа должна стать своего рода ребрендингом власти КПК и тем самым облегчить решение целого ряда структурных проблем (в том числе и проблемы коррупции). Проведением реформы должны заняться Си Цзиньпин и другие представители «пятого поколения». А чтобы им никто не мешал и «не раскачивал лодку», лидеры «четвертого поколения» приняли решение зачистить политическое пространство от неомаоистов из числа «новых левых». Первым в этом списке оказался Бо Силай.

Однако, судя по всему, отстранением Бо Силая дело не ограничилось. Об этом свидетельствует начавшаяся война компроматов и обострившаяся борьба между двумя крупнейшими элитными группировками — объединенной группой «шанхайцев» и «принцев» [детей видных революционеров и руководителей первого поколения], с одной стороны, и группой «комсомольцев» — с другой. «Комсомольцы» в большей степени ориентированы на рынок, «принцам» и «шанхайцам» ближе концепция эгалитаризма.

Понимая, что обвинить тандем «Ху — Вэнь» в отсутствии успехов социально-экономических реформ и в понижении места Китая в мировой табели о рангах вряд ли удастся, «шанхайцы» организовали информационные атаки на Си Цзиньпина как будущего лидера КПК и Вэнь Цзябао как проводника экономической реформы и главного инициатора осуществления политической реформы. Кроме того, именно Вэнь Цзябао и Си Цзиньпин настаивали на судебном процессе над Бо Силаем и на вынесении ему жесткого приговора. Бо был обвинен в коррупции и в преступлениях, связанных с организацией шокировавших весь мир гонений на приверженцев «Фалуньгун» — одной из школ «цигун», а также в подготовке государственного переворота.

В июне в Интернет была вброшена информация о том, что, по данным агентства Bloomberg, братья, сестры и другие члены большой семьи Си Цзиньпина владеют активами на сумму 376 млн долл. в различных компаниях. Помимо этого семье принадлежит часть компании, занимающейся добычей редкоземельных металлов (ее стоимость составляет примерно 1,73 млрд долл.), а также вилла и другая недвижимость в Гонконге13.

Однако проведенное расследование показало, что ни сам Си Цзиньпин, ни его жена, знаменитая певица Пэн Лиюань, ни дочь Си Минцзе, которая обучается в Гарвардском университете США, никоим образом не помогали своим родственникам нажить богатство. Как подчеркивала «Файнэншл таймс», «Си Цзиньпин, напротив, приказал своим братьям и сестрам вести себя правильно и заставил их выйти из некоторых компаний»14.

Хотя ни для кого не секрет, что вся китайская элита сумела «обналичить» свой политический капитал, тем не менее сомнения в чистоплотности будущего лидера КПК и КНР были посеяны, а сам Си Цзиньпин запаниковал15.

12 См.: Чжэнчжи тичжи гайгэ вэнбу туйцзинь (Уверенно проводить реформу политической системы) // Жэньминь жибао, 14 мая 2012.

13 См.: Павлов В. В Китае к власти придет семья миллионеров // РБЫайу, 2 июля 2012.

14 См.: Скосырев В. Репутация Си Цзиньпина может серьезно пострадать // Независимая газета, 2 июля 2012.

15 В начале сентября он на две недели исчез из поля зрения журналистов. И хотя официальная пресса объясняла его долгое отсутствие в публичном пространстве болезнью, впоследствии стало известно, что Си Цзиньпин в конце августа подал прошение не назначать его Генеральным секретарем и Председателем КНР (см.: Линь Фэнь. Почему Бо Силай рухнул, а Си Цзиньпин пропал на время? Часть 2 // Интернет-портал «The Epoch Times», 17 октября 2012 [http:// www.epochtimes.ru/], 20 октября 2012).

Команде Ху Цзиньтао пришлось принимать срочные меры по поиску компромисса с «шанхайцами». Совещание Политбюро ЦК КПК, состоявшееся в начале августа в Бэйдайхэ, определилось со списком будущих лидеров КПК и КНР. В избранный на съезде ПК Политбюро ЦК КПК должны были войти семь человек: Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Юй Чжэншэн, Чжан Дэцзян, Ли Юаньчао, Ван Цишань и Ван Ян. За исключением Си Цзиньпина, компромисс по кандидатуре которого был достигнут еще в 2010 году, трое из будущего состава ПК относились к «шанхайцам» и столько же — к группировке «комсомольцев».

Вторым элементом достигнутого компромисса, по-видимому, стал суд над супругой Бо Силая Гу Кайлай, состоявшийся в конце августа в городе Хэфэй провинции Аньхой. Опираясь на показания Гу Кайлай о том, что убитый англичанин Нил Хэйвуд угрожал ее сыну Бо Гуагуа, суд свел все дело к банальному материнскому инстинкту, под влиянием которого она, находясь в состоянии психического расстройства, и совершила убийство.

Ни о фактически доказанном факте коррупционных преступлений, совершенных семьей Бо Силая, ни об его участии в гонениях последователей движения «Фалуньгун», ни о доказанном факте участия Гу Кайлай и ее мужа в незаконной предпринимательской деятельности и переводе значительных сумм за рубеж на суде речи не шло (имя Бо Силая там вообще не упоминалось).

В середине сентября тандем «Ху — Вэнь» попытался вернуть утерянные позиции. Решить эту задачу был призван начавшийся 17 сентября тайный судебный процесс над Ван Лиц-зюнем — главой управления общественной безопасности города Чунцин и помощником Бо Силая в его криминальных делах. Именно он первым озвучил компромат на Бо Силая, упомянув и его участие в заговоре против Си Цзиньпина.

В официальном сообщении по «делу Ван Лицзюня» многое осталось «за кадром»16, но, по-видимому, данных им показаний оказалось достаточно для начала процесса по делу его бывшего шефа Бо Силая. Оглашенный 24 сентября вердикт суда гласил, что по совокупности преступлений Ван Лицзюнь приговаривается к 15 годам тюремного заключения и лишению политических прав сроком на 1 год. При этом мягкость приговора объяснялась тем, что Ван Лицзюнь дал показания на Бо Силая и помог в расследовании «дела Хэйвуда», а также «раскрывал крупнейшие преступления и нарушения закона, совершенные другими лицами», и «внес большой вклад в защиту правопорядка».

28 сентября на заседании Политбюро ЦК КПК было принято решение, согласно которому Бо Силай был исключен из его рядов и уволен с государственной службы. Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД) решила передать дело Бо Силая в суд. 26 октября Постоянный комитет ВСНП объявил о том, что ПК Чунцинского СНП, забрав у Бо Силая депутатский мандат, лишил его и иммунитета от судебного преследования17.

26 октября в «Нью-Йорк таймс» появилась большая статья Дэвида Барбозы18, в которой утверждалось, что за время руководства Вэнь Цзябао разбогатели многие его родственники, включая мать, сына, дочь, младшего брата и шурина. Активы, которыми они владеют, оценивались журналистом как минимум в 2,7 млрд долл.; однако «по документам невозможно определить, отказался ли премьер принимать решения, которые могли повлиять на вклады его родственников, или к ним было какое-то предпочтительное отношение в плане

16 См.: Ван Лицзюнь аньтин шэнь цзи аньцин шивэй: дуй Бо-Гу Кайлай мими луинь (Суд по делу Ван Лицзюня и материалы дела от начала до конца: тайные записи в отношении Бо-Гу Кайлай) // Синьхуа ван, 20 сентября 2012 [http://www.legaldaily.com.cn/], 25 сентября 2012).

17 См.: По решению ЦК КПК Бо Силай исключен из рядов ЦК КПК и уволен с госслужбы // Агентство Синьхуа, 29 сентября 2012 [http://www.russian.xinhuanet.com/], 10 октября 2012; Бо Силай освобожден от полномочий депутата ВСНП 11-го созыва // Агентство Синьхуа, 26 октября 2012 [http://www.russian.xinhuanet.com/], 30 октября 2012.

18 См.: Barboza D. Billions in Hidden Riches for Family of Chinese Leader // The New York Times (US), 26 October

2012.

инвестиций». При этом на имя самого Вэнь Цзябао никаких вкладов зарегистрировано не было.

Адвокаты семьи Вэнь Цзябао отвергли все обвинения как безосновательные. Сам Вэнь Цзябао инициировал проверку сведений, опубликованных в «Нью-Йорк Таймс»; 5 ноября ПК Политбюро ЦК КПК санкционировал начало расследования19. Чем оно закончится, сказать сложно, но то, что этот компромат повлиял на ход съезда и его решения, особенно кадровые, является уже свершившимся фактом.

Итоги съезда

Как уже отмечалось, XVIII съезд КПК был призван лишь легитимировать смену поколений. Представители «четвертого поколения» во главе с тандемом «Ху — Вэнь» действительно уступили место своим преемникам. Во всяком случае, те, кто к началу съезда достиг 70 лет, не вошли в руководящие органы КПК — ЦК, Политбюро и Центральную комиссию по проверке дисциплины. И это весьма показательно, поскольку означает не только следование установленной Дэн Сяопином традиции обязательной ротации высшего руководства, но и свидетельствует, что ушедший тандем «Ху — Вэнь» полностью доверяет своим преемникам и оценивает обстановку в КНР не столь критично, как некоторые зарубежные издания, особенно западные. Самым очевидным тому подтверждением служит несбывшееся предсказание, гласившее, что Ху Цзиньтао на 2—3 года сохранит за собой пост председателя Центрального военного совета (ЦВС) КПК; это кресло занял Си Цзиньпин.

Однако пока трудно судить, как новое поколение китайских руководителей собирается распорядиться доставшимся ему наследством, на какие слои общества оно предполагает опираться и какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить. Ответы на все эти вопросы мы получим не ранее, чем через год, то есть когда закончится процесс передачи власти и новые руководители КНР начнут осуществлять свой курс.

Стремительный рост Китая создал устойчивый миф о его мощи, однако сами китайцы, в том числе и руководство КПК, настроены гораздо более скептично. Следует отметить, что комплекс проблем, стоящих перед «пятым поколением» китайских руководителей, достаточно обширен.

Первая и главная проблема заключается в том, что в настоящее время режим переживает острый кризис легитимности, а борьба группировок внутри КПК лишь усугубляет его. Это понимают все, а потому «раскачивать лодку» никто не желает.

■ Основная задача нового руководства (как, впрочем, и их предшественников) состоит в возвращении доверия к КПК и повышении ее способности управлять государством. С этими установками связаны главные идеи съезда, часть из которых отражена в новой редакции Устава КПК: «человек — основа основ», «установление партии для всех», «осуществление правления для народа», «управление на основе закона» и т.п. Для их практической реализации необходимо значительно снизить уровень коррупции и заставить чиновников исполнять закон и работать в интересах государства, а не для достижения личной выгоды.

■ Во-вторых, новое руководство должно продолжить политику своих предшественников по изменению модели экономического роста. Сделано уже немало, но этого явно

19 См.: ОдинецА. На съезд КПК вынесли важный вброс // КоммерсантЪ, 29 октября 2012; Петрова С. Обвинение Вэнь Цзябао в коррупции — продолжение борьбы фракций в Китае // Интернет-портал «The Epoch Times», 29 октября 2012 [http://www.epochtimes.ru/], 5 ноября 2012.

недостаточно. Действующая модель развития по-прежнему остается преимущественно затратной и опирается на постоянное вовлечение в оборот дополнительных факторов производства. Необходимо сделать больший акцент на научно-технический прогресс и инновационные факторы. За основу следует брать не экспорт, а внутренний спрос, а также активнее инвестировать в слаборазвитые центральные и западные районы страны.

■ Третьей актуальной задачей является укрепление реальной экономики и сокращение ее виртуального сектора. В последние годы в Китае все отчетливее стала проявляться главная болезнь мирового хозяйства — рост виртуального сектора экономики. Из-за разницы в отдаче инвестиций предприятия начали направлять свои капиталы в отрасли виртуального экономического сектора. Это привело к сокращению реальной экономики и увеличению себестоимости производства, что затрудняет деятельность средних и малых предприятий.

■ Четвертая задача заключается в расширении внутреннего спроса. Оптимальный путь решения проблемы видится в уменьшении налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики и в принятии комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня доходов населения. Однако это потребует серьезных затрат и может привести к росту иждивенческих настроений.

■ В-пятых, нет альтернативы продолжению политики в отношении деревни. Как показали последние события на юге страны, 700-миллионная деревня — это крайне взрывоопасный социальный материал. Все, что нужно сделать на данном направлении, прописано в плане 12-й пятилетки; остается лишь реализовать его на практике.

■ В-шестых, социальная сфера выступает для «пятого поколения» своего рода пороховой бочкой. С каждым днем становится все острее конфликт между стратегией «не-дестабилизирующего неравенства» и реалиями катастрофически быстро нарастающей социальной дифференциации общества и даже сегрегации (отсутствие у многих слоев населения доступа к социальным лифтам).

■ В-седьмых, Китай стремительно «стареет», и, как следствие, ухудшается структура трудовых ресурсов. Недалеки те времена, когда при колоссально большом общем населении Китай начнет ощущать нехватку качественных трудовых ресурсов. Конечно, в период пребывания у власти «пятого поколения» этого не произойдет, но задуматься о будущем все-таки стоит.

■ В-восьмых, критически важными вопросами для нового руководства являются постепенная утрата Китаем конкурентных преимуществ (дешевая и относительно качественная рабочая сила, инвестиционная привлекательность, доступность внешних рынков сбыта и получения ресурсов), а также нарастание социальных и демографических проблем.

■ В-девятых, растет апатия среди молодого поколения страны, которому безразличны как социалистические идеи, так и политическая борьба; оно заинтересовано в первую очередь в повышении личного благосостояния, что, с одной стороны, позволяет власти не спешить с форсированием политических реформ, но, с другой — может обесценить идею возрождения величия Китая и китайской нации, которая до последнего времени работала на успех китайской модели.

■ В-десятых, серьезной проблемой для нового руководства станет рост ханьского национализма, особенно в контексте обострения социальных проблем в национальных районах КНР, роста амбиций Китая и постоянного давления со стороны Запада по вопросу соблюдения прав человека в КНР. Уже сегодня существует реальная угроза

перерастания массовых акций протеста в крупномасштабные беспорядки либо на этносепаратистской (Тибет и Синьцзян), либо на социальной (в наиболее бедных регионах с преимущественно крестьянским населением) основе. Прежнее руководство тушило «пожары» старым проверенным способом, заключающимся в выделении масштабных финансовых дотаций из центрального бюджета и предоставлении определенных льгот и преференций бедным регионам. Однако, судя по заявлениям некоторых его представителей, молодое поколение не вполне согласно с подобной «методикой». Это и понятно: при всех своих плюсах она имеет один принципиальный минус — провоцирует завышенные социальные ожидания и ожидание помощи со стороны Центра при одновременном желании региональных элит поменьше от него зависеть.

Сумеет ли новое руководство успешно противостоять ханьским националистам и не поддаться искушению пойти у них на поводу — большой вопрос. Тем более что благодаря Интернету националистические идеи в Китае стали весьма распространены и популярны.

■ И, наконец, новое руководство КНР стоит перед необходимостью допустить определенную политическую либерализацию. Это отнюдь не означает, что до сих пор в плане реформирования политической системы в КНР ничего не предпринималось. Делалось, конечно же, многое, хотя и не так быстро, как хотелось бы радикалам. Во всяком случае, если сравнить тезисы вброшенной в Интернет в 2008 году «Хартии 2008» с курсом, который проводил тандем «Ху — Вэнь», становится очевидно, что большинство идей оппозиции были реализованы на практике20.

Однако, судя по ежегодному увеличению акций протеста, этого недостаточно. И вполне очевидно, что новое руководство КНР будет вынуждено постоянно иметь в виду мысль Алексиса де Токвиля о том, что «революция происходит не тогда, когда в обществе плохо и становится еще хуже а, наоборот, когда в обществе было плохо, становится лучше, но хочется, чтобы было еще лучше».

На всех этих проблемах и было сконцентрировано внимание Ху Цзиньтао в его отчетном докладе на съезде. Более того, некоторые предложенные им новации были включены в Устав КПК и стали руководством к действию.

Акценты в отчетном докладе Ху Цзиньтао

Свой доклад Ху Цзиньтао начал со следующего тезиса: «В настоящий момент ситуация в мире, в стране и внутри партии продолжает претерпевать глубокие изменения; налицо небывалые шансы на развитие, но в то же время и невиданные ранее опасности и вызовы»21.

Кратко остановившись на проделанной после XVII съезда КПК работе и итогах прошедшего десятилетия, Ху Цзиньтао, следуя им самим установленной традиции, заострил внимание на имеющихся проблемах.

20 Текст «Хартии 2008» и комментарии к ней см.: ГаленовичЮ.М. Китайские сюжеты. Чем доволен и недоволен Китай. М.: Восточная книга, 2010. С. 198—243.

21 Здесь и далее см.: Ху Цзиньтао. Цзяндинбуи яньчжэ чжунго тэсэ шэхуйчжуи даолу цяньцзинь вэй цюаньмянь цзяншэ сяокан шэхуй эр доучжэн. Цзай Чжунго гунчан дан ди шиба сы цюаньго дайбяо дахуй шан ды баогао (Неуклонно следовать вперед путем строительства китайского специфического социализма, бороться за всестороннее создание общества сяокан. Доклад на Всекитайском XVIII съезде КПК) // Синьхуа ван, 17 ноября 2012 [http://politics. people.com.cn/], 20 ноября 2012.

В области экономики они вызваны неравномерностью, негармоничностью и неустойчивостью развития, ограниченными инновационными возможностями науки и техники, нерациональной структурой производства, слабым фундаментом сельского хозяйства, все сильнее ощущающимися ресурсными ограничениями и проблемами окружающей среды, заставляющими сдерживать развитие. Для разрешения перечисленных проблем необходимы трансформация модели экономического развития, углубление реформ и повышение открытости.

В социальной сфере наблюдается высокий и постоянно растущий разрыв в развитии города и села, отставание в экономическом росте многих регионов и неравенство в распределении доходов; сохраняется множество нерешенных вопросов в сферах образования, трудоустройства, социального обеспечения, медобслуживания, строительства жилья, экологии, безопасности пищевых продуктов и медикаментов, производственной безопасности, общественного порядка, правоисполнения и правосудия. Стремительно нарастают социальные противоречия.

В области управления существует ряд проблем, связанных с аморальностью и бесчестностью, довольно слабыми возможностями некоторых кадровых работников, руководящих научным развитием, неорганизованностью и расхлябанностью низовых парторганизаций, неуверенностью части партийных деятелей в своих идеалах и недопониманием ими своего основного предназначения. Среди других негативных явлений можно перечислить формализм, бюрократизм, стремление к роскоши, расточительство, моральное разложение и др.

Особый акцент Ху Цзиньтао сделал на доставшемся преемникам «четвертого поколения» теоретическом наследстве; речь идет о научной концепции развития как одной из пяти-базовых теоретических основ КПК22.

По мнению Ху Цзиньтао, «научная концепция развития, как результат соединения марксизма с реалиями современного Китая и особенностями эпохи, является концентрированным выражением марксистских мировоззренческих и методологических принципов по этому вопросу». Он также подчеркнул, что «если смотреть в будущее, то углубленное претворение в жизнь научной концепции развития будет иметь огромное реальное и далеко идущее историческое значение для сохранения и развития социализма с китайской спецификой, а потому эта концепция должна пронизывать собой весь процесс модернизации страны и воплощаться во всех аспектах партийного строительства».

Теории посвящен и второй раздел доклада. В нем подчеркивается важность концепции китайского специфического социализма. При этом Ху Цзиньтао дает оценку всем своим предшественникам, внесшим свой вклад в формирование этой концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мао Цзэдун «осуществил социалистические преобразования, ввел основные институты социализма и тем самым успешно выполнил самое глубокое и самое великое в истории Китая преобразование общества... И хотя в процессе поисков были серьезные «зигзаги», но оригинальность теоретических достижений и огромные успехи партии в области социалистического строительства стали ценным опытом, теоретической подготовкой и материальной базой для закладки начал китайского специфического социализма в новый исторический период».

2. Дэн Сяопин «принял историческое решение о переносе центра тяжести партийно-государственной работы на экономическое строительство и переходе к реформам и открытости... На основе глубокого раскрытия сущности социализма была определена основная линия для его начальной стадии. Он четко сформулировал идею о необходимости идти собственным путем и строить китайский специфический социализм».

22 Четыре другие составные части — марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина и «важные идеи тройного представительства» Цзян Цзэминя.

3. Цзян Цзэминь «выдержал суровые испытания перед лицом чрезвычайно сложной внутренней и международной обстановки, а также серьезных «зигзагов» мирового социализма. Он отстоял социализм с китайской спецификой... На основе новой практики была сформулирована основная программа и обобщен основной опыт партии, определены задачи и основные рамки реформы по созданию системы социалистической рыночной экономики, введена основная экономическая система и система распределения для начальной стадии социализма».

Новый состав ЦК «в ходе полного строительства общества «сяокан» продолжил практическое, теоретическое и институциональное новаторство и подчеркнул неизменную необходимость видеть в человеке основу основ и осуществлять всестороннее, гармоничное и устойчивое развитие общества. Были также озвучены идеи создания гармоничного социалистического общества, ускорения экоцивилизованного строительства и составления общей «схемы» китайского специфического социализма».

Как подчеркнул Ху Цзиньтао, «общим основанием для построения социализма с китайской спецификой служит начальная стадия социализма, общей схемой — строительство в пяти областях23, а общей задачей — осуществление социалистической модернизации и великого возрождения китайской нации».

По мнению Ху Цзиньтао, «во имя завоевания новой победы социализма с китайской спецификой в новых исторических условиях необходимо прочно усвоить нижеследующие требования, превратив их в общие убеждения как самой партии, так и всех народов страны:

— сохранять положение народа как субъекта политической деятельности страны;

— освобождать и развивать общественные производительные силы;

— продвигать реформы и открытость, которые являются неизменным путем сохранения и развития китайского специфического социализма;

— оберегать социальную беспристрастность и справедливость как внутренние требования китайского специфического социализма;

— идти по пути всеобщей зажиточности, выступающей коренным принципом китайского специфического социализма;

— стимулировать социальную гармонию, которая представляет собой существенный атрибут китайского специфического социализма;

— поддерживать мирное развитие, являющееся неизбежным выбором китайского специфического социализма;

— твердо держаться партийного руководства, так как КПК — это руководящее ядро дела китайского специфического социализма».

Ху Цзиньтао в очередной раз подчеркнул, что Китай находится и еще будет долго находиться на начальной стадии социализма. Главное противоречие общества, заключающееся в несоответствии между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством, осталось неизменным. Между тем Китай продолжает сохранять за собой статус самой большой в мире развивающейся страны.

Ху Цзиньтао вновь упомянул о целях, обозначенных в Уставе КПК: к столетнему юбилею Компартии полностью построить общество «сяокан», а к 100-летию КНР превратить Китай в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное, гармоничное и модернизированное социалистическое государство.

23 Экономическое, политическое, культурное, социальное и экоцивилизованное строительство.

Далее в докладе ставятся задачи на ближайшую перспективу.

1. Полное построение общества «сяокан» к 2020 году. Для этого предлагается осуществить следующие меры:

— обеспечивать устойчивое и здоровое развитие народного хозяйства страны, завершить трансформацию модели экономики, стимулировать ее рост посредством научно-технического прогресса, попасть в число государств инновационного типа, а также удвоить ВВП и среднедушевые доходы городского и сельского населения по сравнению с 2010 годом;

— поступательно расширять и совершенствовать народную демократию, разнообразить ее формы, более эффективно поощрять творческую активность и инициативу народных масс;

— наращивать «мягкую силу» в лице культуры, повышать ее уровень среди граждан, укоренять в сознании людей систему основных ценностей социализма и развивать цивилизованность общества;

— поднимать жизненный уровень народа, гарантировать выравнивание основных общественных услуг, повышать образованность всего населения и уровень подготовки кадров инновационного типа, осуществлять модернизацию образования и обеспечивать более полное трудоустройство, уменьшить разрыв в распределении доходов, продолжать расширять слой людей со средними доходами и стремиться к значительному сокращению числа лиц, получающих помощь по бедности;

— добиваться больших сдвигов в создании ресурсоэкономного общества, дружелюбного к окружающей среде.

2. Формирование новой модели экономического развития, в основу которой должно лечь следующее:

— стимулирование развития, повышение его качества и эффективности;

— наращивание новых движущих сил, стимулирующих развитие за счет инноваций;

— создание новой системы современных производств;

— опора на стимулирующую роль внутреннего потребительского спроса;

— мобилизующая роль современного сервиса и новых стратегических производств;

— активизирующая сила научно-технического прогресса.

Особый акцент Ху Цзиньтао сделал на необходимости развивать реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, а также на продолжении политики льготных условий для сельской местности. Он подчеркнул, что необходимо «продолжать держаться курса на обратное кормление сельского хозяйства промышленностью и на поддержку села со стороны города, а равно и принципа «больше давать, меньше взимать и открывать простор», более динамично реализуя политику укрепления аграрного сектора и создания выгод и зажиточной жизни для крестьян, обеспечивая широким крестьянским массам право на равное участие в процессе модернизации и совместное пользование ее достижениями».

В качестве одной из мер предупреждения социальных конфликтов было предложено реформировать порядок реквизиции земли, «повышая при этом долю крестьян в распределении доходов от роста стоимости земельных участков».

3. Углубление и расширение политической реформы. Пожалуй, впервые со времени XIII съезда КПК (1987 г.) эта проблема рассматривалась столь подробно. Как подчеркнул Ху Цзиньтао, «реформа политической системы — важная составная часть всего на-

шего реформирования в целом. Ее следует активно и разумно продолжать, создавая более широкую, более полную и более совершенную народную демократию».

По мнению Ху Цзиньтао, на этом направлении необходимо решить несколько задач:

— и далее неуклонно обеспечивать органическое единство партийного руководства, хозяйское положение народа и управление государством по закону;

— уделять больше внимания улучшению форм партийного руководства и государственного управления. Это позволит гарантировать эффективное управление государством со стороны народа под руководством партии;

— уделять больше внимания улучшению демократического строя и разнообразию форм демократии, обеспечивая законное участие народа в демократических выборах, демократической выработке решений, демократическом управлении и демократическом контроле;

— сделать акцент на усиление роли законности в управлении государством и обществом, а также на охране единства, святости и авторитета законов в интересах обеспечения в их рамках широких прав и свобод народа;

— отводить видное место институциональному строительству, полностью выявлять преимущества политических институтов социализма, активно привлекать полезные достижения политической культуры человечества, но при этом ни в коем случае не копируя модель политической системы Запада.

В качестве конкретных направлений политической реформы было предложено:

1) поддерживать и обеспечивать исполнение государственной власти через собрания народных представителей;

2) совершенствовать институт консультативной демократии социализма;

3) совершенствовать систему низовой демократии;

4) осуществлять управление государством исключительно на основе закона, нормам которого должны безоговорочно следовать все. Ху Цзиньтао особо подчеркнул: «Партия руководит народом в разработке Конституции и других законов, но и сама она обязана действовать в их рамках. Никакие организации и никакие лица не вправе пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов. Абсолютно недопустимо подменять закон словом, попирать его с применением власти и третировать ради личной выгоды»;

5) углублять реформу административной системы;

6) совершенствовать порядок ограничения и контроля над действиями власти;

7) укреплять и развивать широчайший патриотический единый фронт.

Кроме того, Ху Цзиньтао поставил еще 5 задач, касающихся не менее значимых аспектов развития Китая: продвижение строительства социалистической культурной державы, усиление социального строительства и улучшение жизни народа, продвижение экокультурного строительства, продолжение модернизации национальной обороны и армии, реализация принципа «одно государство — две системы» и движение в сторону воссоединения Родины.

В качестве самых сложных задач были определены возвращение доверия к КПК, усиление контроля над партийными кадрами и повышение способности Компартии страны к управлению государством. «В условиях новой обстановки партия стоит перед лицом длительных, сложных и суровых испытаний на поприще государственного управления, реформ и открытости, рыночной экономики, а также во внешней среде. Опасность духовной инертности, недо-

статка способностей, отрыва от масс, пассивности и разложения встает перед ней все острее и острее».

Практическую реализацию этих задач уходящее «четвертое поколение» видит в следующем.

1. Твердо укрепляться в своих идеалах и убеждениях, оставаясь верными духовным устремлениям коммунистов.

2. Продолжать придерживаться понимания, что основное предназначение КПК — это служение народу, с которым она должна постоянно поддерживать кровные связи. Признание человека основой основ и управление государством во имя народа — высший критерий в проверке всей деятельности партии.

3. Активно развивать внутрипартийную демократию и наращивать творческую энергию партии.

4. Углублять реформу кадровой системы и создавать костяк работников государственного управления, наделенных высокими качествами.

5. Твердо держаться принципа «партия ведает специалистами» и направлять работу незаурядных специалистов всех профилей на благо партии и страны.

6. Обновляя низовое партийное строительство, закладывать прочный организационный фундамент для осуществления КПК ее правящих функций.

7. Неуклонно борясь с разложением, навеки сохранять такие присущие коммунистам политические качества, как честность и неподкупность. По словам Ху Цзиньтао, «борьба с разложением и обеспечение политической чистоплотности — та четкая политическая позиция, которой неизменно держится партия, и та важная политическая проблема, которая привлекает к себе внимание народа. Неадекватное разрешение этой проблемы может нанести смертельный вред партии и даже погубить и ее, и страну».

8. Ужесточить партийную дисциплину, сознательно беречь централизм и единство партии.

Раздел, посвященный международным отношениям не богат новациями: Ху Цзиньтао лишь повторил тезис о том, что «мир и развитие по-прежнему остаются лейтмотивом нашей эпохи», хотя «в мире происходят глубокие и сложные перемены». Он также отметил: «Углубляется процесс формирования многополярного мира, усиливаются тенденции глобализации в развитии мировой экономики, продолжает расти многообразие культур и увеличиваются темпы роста информатизации общества. Рост мировой экономики порождает нестабильность и неопределенность, усугубляет неравномерность глобального развития; в известной мере поднимают голову гегемонизм, силовая политика и неоинтервенционизм, а также учащаются локальные потрясения. Более острыми становятся глобальные проблемы продовольственной, энергоресурсной и сетевой безопасности».

Следует отметить, что в докладе Ху Цзиньтао впервые в развернутой форме были обозначены основные внешнеполитические принципы КНР, которым, как предполагается, должны следовать и руководители «пятого поколения». Таким образом, можно предположить, что опыт лидеров «четвертого поколения» в решении вышеизложенных проблем будет взят на вооружение их преемниками.

Кадровый компромисс

Как уже отмечалось, кадровый состав руководящих органов КПК стал результатом компромисса между двумя ведущими элитными группировками: объединенной группой «прин-

цев» и «шанхайцев» с одной стороны, и «партией комсомольцев» — с другой. Наглядной демонстрацией этого компромисса служат как присутствие в президиуме съезда Цзян Цзэминя, так и подчеркнуто уважительное отношение к нему со стороны Ху Цзиньтао.

Однако это не означает, что тандем «Ху — Вэнь» сдал позиции и вновь уступил первенство «шанхайцам».

■ Во-первых, как уже говорилось, XVIII съезд носил переходный характер. Окончательный расклад сил определится лишь на ХК съезде КПК в 2017 году.

К тому времени из 25 членов Политбюро ЦК КПК 18-го созыва предельного 70-летнего возраста достигнут 10 человек, а из 7 членов ПК Политбюро ЦК КПК — четверо (см. табл. 1—2)24.

Таблица 1

Члены Политбюро ЦК КПК

г— Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

Г Переизбраны ^

Си Цзиньпин 1953 Генеральный секретарь КПК, председатель ЦВС КПК «принцы»

Ван Цишань 1948 Секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины, вице-премьер «принцы»

Лю Юньшань 1947 Член Секретариата ЦК КПК, начальник Отдела пропаганды ЦК КПК «комсомольцы»

Лю Яньдун (женщина) 1945 Член Госсовета КНР, в 2002—2003 годах возглавляла Отдел Единого фронта ЦК КПК «комсомольцы»

Лю Цибао 1953 Член Секретариата ЦК КПК, секретарь комитета КПК и председатель ПК СНП провинции Сычуань; 20 ноября назначен начальником Отдела пропаганды ЦК КПК «комсомольцы»

Ли Кэцян 1955 Заместитель премьера Госсовета «комсомольцы»

Ли Юаньчао 1950 Член Секретариата ЦК КПК, начальник Орготдела ЦК КПК; вероятный кандидат на пост вице-председателя КНР «комсомольцы»

Ван Ян 1955 Секретарь комитета КПК провинции Гуандун «комсомольцы»

Чжан Гаоли 1946 Секретарь комитета КПК г. Тяньцзинь «шанхайцы»

Чжан Дэцзян 1-_- 1946 Заместитель премьера Госсовета, секретарь комитета КПК г. Чунцин; 20 ноября освобожден от этого поста «шанхайцы» -)

24 См.: Габуев А. Масти китайской власти // КоммерсантЪ Власть, 2012, №№ 42—45; Чжунго гунчан дан ди шиба цзюэ чжунян вэйюаньхуй ицы цюаньхуй хуйи гунбао (Коммюнике Ьго пленума ЦК КПК 18-го созыва) // Агентство Синьхуа, 15 ноября 2012 [http://www.russian.xinhuanet.com/], 20 ноября 2012.

Таблица 1 (продолжение)

1- Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

Юй Чжэншэн 1945 Секретарь комитета КПК г. Шанхай «принцы»

Новые члены ^

Ма Кай 1946 Член Госсовета, секретарь комитета по работе центральных государственных органов, ректор Института государственного управления нет данных

Ван Хунин 1955 Начальник Канцелярии политических исследований ЦК КПК «шанхайцы»

Сюй Цилян 1950 Заместитель председатель ЦВС КПК, член ЦВС КНР «принцы»

Сунь Чуньлань (женщина) 1950 Секретарь комитета КПК и председатель ПК СНП провинции Фуцзянь; 20 ноября назначена секретарем комитета КПК г. Тяньцзинь «комсомольцы»

Сунь Чжэнцай 1963 Секретарь комитета КПК и председатель ПК СНП провинции Гирин (Цзиелинь); 20 ноября назначен секретарем комитета КПК г. Чунцин «комсомольцы»

Ли Цзяньго 1946 С 2009 года заместитель председателя ПК ВСНП нет данных

Чжан Чуньсянь 1953 Секретарь комитета КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района «комсомольцы»

Фань Чанлун 1947 Заместитель председателя ЦВС КПК, командующий Цинаньским военным округом «шанхайцы»

Мэн Цзяньчжу 1947 Член Госсовета КНР, заместитель секретаря Политико-юридической комиссии ЦК КПК, министр общественной безопасности; 20 ноября назначен секретарем Политико-юридической комиссии ЦК КПК «шанхайцы»

Чжао Лэцзи 1957 Секретарь комитета КПК и председатель ПК СНП провинции Шэньси; 20 ноября назначен начальником Орготдела ЦК КПК «комсомольцы»

Ху Чуньхуа 1963 Секретарь комитета КПК и председатель ПК СНП автономного района Внутренняя Монголия «комсомольцы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ли Чжаньшу к- 1950 Начальник Канцелярии ЦК КПК, секретарь комитета по работе органов центрального подчинения (по совместительству), член Секретариата ЦК КПК «комсомольцы» -)

Таблица 1 (продолжение)

г— Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

Го Цзиньлун 1947 Секретарь комитета КПК г. Пекин «комсомольцы»

Хань Чжэн 1954 Заместитель секретаря комитета КПК и мэр г. Шанхай; 20 ноября назначен секретарем комитета КПК г. Шанхай «шанхайцы» __))

Таблица 2 Члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК

Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

Переизбраны

Си Цзиньпин 1953 Генеральный секретарь КПК, председатель ЦВС КПК, член ЦВС КНР, заместитель Председателя КНР; в марте 2013 года займет пост Председателя КНР «принцы»

Ли Кэцян 1955 Заместитель премьера Госсовета; в марте 2013 года займет пост премьера Госсовета КНР «комсомольцы»

Новые члены

Ван Цишань 1948 Секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины, вице-премьер «принцы»

Лю Юньшань 1947 Член Секретариата ЦК КПК, начальник Отдела пропаганды ЦК КПК «комсомольцы»

Чжан Гаоли 1946 Секретарь комитета КПК г. Тяньцзинь; вероятный кандидат на пост первого вице-премьера Госсовета «шанхайцы»

Чжан Дэцзян 1946 Заместитель премьера Госсовета, Секретарь комитета КПК г. Чунцин; 20 ноября освобожден от этого поста. Вероятный кандидат на пост председателя ВСНП «шанхайцы»

Юй Чжэншэн 1- 1945 Секретарь комитета КПК г. Шанхай; вероятный кандидат на пост председателя НПКСК «принцы» -^

■ Во-вторых, судя по списочному составу членов и кандидатов в члены ЦК КПК, в этом органе присутствуют главным образом те, кто своим карьерным ростом обязан тандему «Ху — Вэнь». Из 205 постоянных членов ЦК КПК 18-го созыва 89 являлись членами ЦК КПК 17-го созыва, 58 — кандидатами в члены ЦК КПК 17-го созыва, а

17 — членами ЦКПД ЦК КПК 17-го созыва. Новичков только 41 человек, и большинство из них — выдвиженцы Ху Цзиньтао25.

■ В-третьих, Ху Цзиньтао обеспечил себе (или своим преемникам) поддержку армии. За полгода до съезда он сменил практически все высшее руководство Народно-освободительной армии Китая (НОАК), а 24 октября осуществил назначения, обеспечивающие ему поддержку Центрального военного совета (ЦВС) КПК, а в перспективе и ЦВС КНР, поскольку персональный состав этих органов идентичен.

Все новые назначенцы вошли в новый состав ЦВС КПК (см. табл. 3)26. Поэтому наличие в его составе четырех прежних членов: адмирала У Шэнли (командующий ВМС), генералов Чан Ваньцюаня и Сюй Циляня, а также Си Цзиньпина в качестве нового председателя — в раскладе сил практически ничего не меняет. Тем более что в свое время все трое в очередной раз присягнули на верность Ху Цзиньтао.

Таблица 3

Члены Центрального военного совета КПК

( "м- Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

^ Переизбраны ^

Си Цзиньпин 1953 Генеральный секретарь КПК, председатель ЦВС КПК, заместитель председателя ЦВС КНР «принцы»

Сюй Цилян 1950 Заместитель председателя ЦВС КПК, член ЦВС КНР «принцы»

Чан Ваньцюань 1949 Бывший начальник Главного управления вооружений, член ЦВС 17-го созыва, член ЦВС КПК, член ЦВС КНР «шанхайцы»

У Шэнли 1945 Командующий ВМФ, член ЦВС КПК, член ЦВС КНР «принцы»

^ Новые члены ^ |

Фань Чанлун 1947 Заместитель председателя ЦВС КПК, командующий Цинаньским военным округом «шанхайцы»

Фан Фэнхуэй i_'_ 1951 Бывший командующий Пекинского ВО, 24 октября назначен главой Генерального штаба, член ЦВС КПК «комсомольцы» -J

25 См.: Чжунго гунчан дан ди шиба цзюэ чжунян вэйюаньхуй вэйюань миньдань (Список членов ЦК КПК 18-го созыва) // Агентство Синьхуа, 14 ноября 2012 [http://www.russian.xinhuanet.com/], 20 ноября 2012; Чжунго гунчан дан ди шиба цзюэ чжунян вэйюаньхуй чобу вэйюань миньдань (Список кандидатов в члены ЦК КПК 18-го созыва) // Агентство Синьхуа, 14 ноября 2012 [http://www.russian.xinhuanet.com/], 20 ноября 2012.

26 См.: Hille K. China's «Princeling» Generals Hit by Bo Purge // Financial Times, 7 May 2012; Габуев А. Молодые драконы // КоммерсантЪ Власть, 2012, № 44; Чжунго гунчан дан ди шиба цзюэ чжунян вэйюаньхуй ицы цюаньхуй хуйи гунбао (Коммюнике I-го пленума ЦК КПК 18-го созыва) // Агентство Синьхуа, 15 ноября 2012 [http://www. russian.xinhuanet.com/], 20 ноября 2012.

Таблица 3 (продолжение)

г— Год рождения Занимаемая должность в партийной и иной иерархии Принадлежность к элитной группировке

Чжан Ян 1951 Бывший политкомиссар Гуанчжоуского ВО, 24 октября назначен главой Главного политического управления, член ЦВС КПК «комсомольцы»

Чжао Кэши 1947 Бывший командующий Нанкинского ВО, 24 октября назначен главой Главного управления тыла, член ЦВС КПК «комсомольцы»

Ма Сяотянь 1949 Бывший заместитель начальника Генерального штаба, 24 октября назначен командующим ВВС, член ЦВС КПК «принцы»

Чжан Юся 1950 Бывший командующий Шэньянского ВО, 24 октября назначен главой Главного управления вооружения и военной техники «принцы»

Вэй Фэнхе 1 1954 Бывший заместитель начальника Генерального штаба, в 2006—2010 годах — начальник штаба Второго артиллерийского корпуса. 24 октября назначен командующим Вторым артиллерийским корпусом, член ЦВС КПК; 23 ноября Си Цзиньпин присвоил ему звание генерал-полковника «комсомольцы» -)

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что само деление на «принцев», «шанхайцев» и «комсомольцев» достаточно условно: если судить по происхождению, месту службы и покровителям новых руководителей КПК, большинство из них можно отнести сразу к нескольким группировкам.

Для примера рассмотрим персональный состав ПК Политбюро ЦК КПК и Политбюро ЦК КПК 18-го созыва.

Новый генеральный секретарь КПК, а в перспективе и председатель КНР Си Цзиньпин по происхождению является «принцем». В свое время он был секретарем партийного комитета КПК Шанхая (и, кстати говоря, активно участвовал в свержении главы «шанхайского клана» Чэнь Лянъюя), но, по сути, выступает активным сторонником курса, намеченного тандемом «Ху — Вэнь».

То же самое можно сказать еще об одном члене ПК Политбюро — Ван Цишане. Знатными родителями похвастаться он не может, зато является зятем бывшего вице-премьера, члена ПК Политбюро Яо Илиня, правой рукой Вэнь Цзябао и финансовым гуру команды тандема «Ху — Вэнь».

Что касается Ли Кэцяна, то это будущий премьер Госсовета КНР и протеже Ху Цзиньтао.

Чжана Гаоли, Чжана Дэцзяна и Юя Чжэншэна относят к группе «шанхайцев», однако в 2017 году все трое будут вынуждены покинуть руководящие органы КПК и, скорее всего, им на смену придут сторонники Ху Цзиньтао — Ван Ян (секретарь комитета КПК провинции Гуандун) и Ли Юаньчао (начальник Орготдела КПК).

Аналогичный расклад наблюдается и в Политбюро ЦК КПК. Из 25 его членов к «принцам» и «шанхайцам» можно отнести 10 человек; в 2017 году пятеро из них достигнут предельного 70-летнего возраста.

К числу «комсомольцев» можно отнести 13 человек, из которых в 2017 году предельного возраста достигнут трое.

Двое членов Политбюро — Ма Кай и предполагаемый глава ВСНП Ли Цзяньго по формальным признакам ни к одной из группировок не относятся, однако в 2017 году они оба достигнут предельного возраста и, следовательно, уступят свои места более молодым кадрам.

Подобный «расклад» свидетельствует, что кадровый компромисс действительно имел место, но, насколько он устойчив, сказать трудно.

Принимая во внимание, что, в отличие от «принцев» и «шанхайцев», «комсомольцы» являются более сплоченной группой, их окончательная победа, скорее всего, не за горами, и на XIX съезде КПК они это докажут. В этом случае линия, предложенная и частично реализованная кумирами «комсомольцев» Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, будет продолжена.

Кроме того, несмотря на всю полемику в КПК по поводу будущего развития Китая, курсу, который предложил и начал реализовывать тандем «Ху — Вэнь», по большому счету, альтернативы нет.

Заключение

Таким образом, из решений ХУШ съезда КПК и складывающейся в КНР социально-политической ситуации можно сделать несколько предварительных выводов.

Анализ мировых публикаций, посвященных как подготовке, так и итогам съезда показывает, что сегодня на Китай смотрят все с большей опаской; и это связано не только с ростом его мощи, но и с тем, что китайцы могут с ней не справиться. Сильный Китай представляет собой вызов, а слабый, распадающийся и неуправляемый — угрозу, масштабы которой невозможно переоценить.

Несмотря на острую политическую борьбу между элитными группировками, смена поколений китайских руководителей прошла мирно. Однако, по-видимому, достигнутый консенсус — явление временное и на очередном XIX съезде КПК окончательную победу одержат «комсомольцы». Именно они предложат свой курс развития КНР, который, скорее всего, не будет сильно отличаться от того, что проводился тандемом «Ху — Вэнь».

Современный Китай стоит перед массой проблем, которые предстоит решать новому поколению руководителей страны; среди них китайские эксперты называют следующие:

— незавершенность урегулирования экономической структуры;

— недосформированность модели экономического роста, основанной на внутреннем потреблении;

— колоссальная разница в доходах населения;

— нерешенность жилищного вопроса;

— несовершенство и узкий охват системы социального обеспечения;

— необходимость реформирования института прописки и недостатки в области общественного обслуживания;

— старение населения;

— загрязнение окружающей среды;

— усиление администрирования образования;

— недостаточность научно-технических достижений;

— упадок общественной морали;

— консервация социального расслоения;

— все более заметное проявление противоречий между чиновниками и народом;

— сохранение низкого уровня общественного обслуживания и способности к управлению со стороны общества;

— недостаточное качество и количество среднего класса.

Часть вышеперечисленных проблем требуют незамедлительного решения; об этом свидетельствуют как выступления представителей нового руководства, так и материалы самого съезда.

В центре внимания «пятого поколения» окажется, по-видимому, реформа политической системы, однако ожидать ускоренной либерализации не стоит; она, скорее всего, будет осуществляться в рамках «дорожной карты», очерченной Ху Цзиньтао.

Главный акцент будет сделан на укрепление позитивного имиджа КПК, борьбу с коррупцией и разложением кадрового корпуса. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует первое публичное выступление Си Цзиньпина в качестве генерального секретаря КПК. Основное внимание он заострил на необходимости «чистки партийных рядов», проблеме их отрыва от масс и борьбе с разложением, коррупцией, формализмом и бюрократизмом. Как подчеркнул Си Цзиньпин, «вся партия должна очнуться и начать бить тревогу»27.

Усилится и социальная направленность реформ: другого пути завоевать доверие простого народа у КПК просто нет. Так, в своей короткой речи Си Цзиньпин подчеркнул: «Наш народ — жизнелюбивый, он питает надежды на улучшение образования, на стабилизацию работы, большую удовлетворенность доходами, более надежное социальное обеспечение, более высокий уровень медицинского обслуживания, более комфортные жилищные условия, более благоприятную окружающую среду; он надеется на то, что дети смогут расти в лучших условиях, получат лучшую работу и будут жить лучше. Движение в сторону улучшения жизни народа — цель нашей борьбы».

Обращает на себя внимание и тот факт, что Си Цзиньпин, говоря образным и простым языком, обращался не к узкой партийной номенклатуре, а ко всей китайской нации. Около 10 раз в том или ином контексте он использовал словосочетание «возрождение китайской нации» и только один раз — «социализм с китайской спецификой»28.

Это означает, что, возможно, в новом политическом курсе приоритеты будут смещены в сторону поддержания традиционных ценностей, в том числе национализма.

Сегодня Китай пришел к переосмыслению своего гуманитарного влияния в мире. В руководстве страны понимают, что массово экспортировать следует не только товары и инвестиции, но и свои идеи и культурные ценности. Однако в силу традиционной самодостаточности китайской цивилизации, определенной изолированности КНР в средние века и новое время, а также сложного и не всегда адекватного восприятия Западом китайских ценностей сделать это будет непросто. Именно поэтому в речи Си Цзиньпина китайцам предложено «слушать мир», а миру — «слушать Китай».

В последние годы в китайском обществе стихийно сформировалась потребность в проведении более решительной внешней политики и появлении лидеров, которые могли бы смелее говорить с мировым сообществом.

27 См.: Си Цзиньпин чжунян чжэнчжицзюй чанвэй цзичжи цзяньмяньхуй цзянхуа (Выступления члена ПК Политбюро Си Цзиньпина на встрече с журналистами) // Синьхуа ван, 20 ноября 2012 [http://edu.people.com.cn/], 20 ноября 2012.

28 См.: Там же.

В среде китайской молодежи существуют активные национально-патриотические группы (движения), готовые откликнуться на любой призыв партии и правительства; ярким тому примером является реакция на конфликт между КНР и Японией вокруг принадлежности островов Дяоюйдао (Сенкаку).

Таким образом, подходы к внешней политике, и, в особенности, к концепции национальной обороны претерпевают изменения. При этом особое неприятие вызывают такие внешнеполитические установки, как необходимость «держаться в тени», «стараться ничем не проявлять себя» и «не лезть на первое место»29.

По мнению ряда китайских экспертов, сегодня Китай уже может «спокойно выйти из тени» (в отдельных сферах он де-факто уже вышел); пришло время предлагать миру свои инициативы. КНР, оттесняя США, имеет право претендовать на мировое лидерство.

Подобный настрой особенно распространен среди военных. Многие китайские военные эксперты «рвутся в бой» и говорят об «устарелости» курса на избегание конфликтов и лавирование. Открыто предлагается «не бояться конфликтов», не избегать их, а, наоборот, занять жесткую наступательную позицию. По их мнению, КНР уже способна «дать отпор любому врагу».

Некоторые из этих призывов были косвенно поддержаны прошедшим съездом. Так, в докладе Ху Цзиньтао открытым текстом говорится о необходимости «твердо оберегать наши морские права и интересы, создавать морскую державу», а также «активно планировать использование военных сил в мирный период», повышать возможности «в завоевании победы в локальных войнах, идущих в условиях информатизации»30.

Это означает, что внешняя политика КНР станет жестче, хотя и с преобладанием «мягкой силы», а перевооружение НОАК с упором на военно-морскую составляющую продолжится. Тем более что съездом поставлены конкретные задачи — к 2020 году завершить механизацию НОАК и обеспечить серьезные сдвиги в информатизации.

29 В начале 1990-х годов Дэн Сяопин, уже не занимавший никаких официальных постов в партии и государстве, но фактически остававшийся самым авторитетным человеком в руководстве Китая, определил стратегический курс в области внешней политики и безопасности, который в дальнейшем получил название «Стратегия 24 иероглифов» (лэнцзин гуаньча; чжаньвэнь цзяогэнь; чэньчже инфу; таогуан янхуй; шаньюй шоучжо; цзюэбу дантоу): хладнокровно наблюдать; укреплять расшатанные позиции; проявлять выдержку и справляться с трудностями; держаться в тени и стараться ничем не проявлять себя; быть в состоянии защищать, пусть неуклюже, но свои собственные взгляды; ни в коем случае не лезть вперед, на первое место. Позже к этой формуле было добавлено еще четыре иероглифа (юсо цзовэй) — делать что-то реальное.

30 См.: Ху Цзиньтао. Цзяндин бу и яньчжэ чжунго тэсэ шэхуйчжуи даолу цяньцзинь вэй цюаньмянь цзяншэ сяокан шэхуй эр доучжэн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.