Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ В ЭПОХУ ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ В ЭПОХУ ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прагматизация / потребление / духовно-нравственные ценности / воспитание.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курашинова А.Х., Макоева Е.Р.

Произошедшие в стране с начала перестройки перемены нельзя охарактеризовать однозначно. Безусловно, есть много положительного, но также немало и отрицательного. На наш взгляд, одной из негативных тенденций современного российского общества, которая зародилась именно тогда, является его прагматизация, поворот в сторону потребления при одновременной утрате интереса к духовно-нравственным ценностям. Повышенная тяга наших современников к потреблению объяснима. Его причиной является существовавший в эпоху социализма тотальный дефицит, отсутствие разнообразия в предлагаемой промышленностью того периода продукции, опять же навязываемая советской моралью необходимость быть таким, как все и пр. С началом перестройки и ознаменовавшим ее снятием запретов у народа появилась в кои-то веки возможность внешне самовыразиться, как-то разнообразить свой быт, одежду, автомобили и т.д. Но как это часто бывает с теми, кто жил долгое время в условиях ограничений, наши граждане кинулись из одной крайности в другую. Выражение «Хлеба и зрелищ!», предложенное в свое время Ювеналом для описания примитивных желаний древнеримского простонародья, стало актуальным для современного российского общества. Само потребление, безусловно, не является злом, но оно, будучи превращено в некий абсолют, несет в себе определенные угрозы обществу. Эти угрозы прежде всего касаются духовных и нравственных ценностей, которые для российского народа всегда имели экзистенциальное значение, были основой сохранения самого общества, его единения. Их возрождение сегодня, когда окружение России все больше проявляет свое враждебное настроение, является одной из приоритетных задач общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ В ЭПОХУ ПОТРЕБЛЕНИЯ»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

П ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КУРАШИНОВА Анжела Хафановна,

старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук, e-mail: mail@law-books.ru

МАКОЕВА Евгения Руслановна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат философских наук, подполковник полиции,

e-mail: mail@law-books.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ В ЭПОХУ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация. Произошедшие в стране с начала перестройки перемены нельзя охарактеризовать однозначно. Безусловно, есть много положительного, но также немало и отрицательного. На наш взгляд, одной из негативных тенденций современного российского общества, которая зародилась именно тогда, является его прагматизация, поворот в сторону потребления при одновременной утрате интереса к духовно-нравственным ценностям. Повышенная тяга наших современников к потреблению объяснима. Его причиной является существовавший в эпоху социализма тотальный дефицит, отсутствие разнообразия в предлагаемой промышленностью того периода продукции, опять же навязываемая советской моралью необходимость быть таким, как все и пр. С началом перестройки и ознаменовавшим ее снятием запретов у народа появилась в кои-то веки возможность внешне самовыразиться, как-то разнообразить свой быт, одежду, автомобили и т.д. Но как это часто бывает с теми, кто жил долгое время в условиях ограничений, наши граждане кинулись из одной крайности в другую. Выражение «Хлеба и зрелищ!», предложенное в свое время Ювеналом для описания примитивных желаний древнеримского простонародья, стало актуальным для современного российского общества. Само потребление, безусловно, не является злом, но оно, будучи превращено в некий абсолют, несет в себе определенные угрозы обществу. Эти угрозы прежде всего касаются духовных и нравственных ценностей, которые для российского народа всегда имели экзистенциальное значение, были основой сохранения самого общества, его единения. Их возрождение сегодня, когда окружение России все больше проявляет свое враждебное настроение, является одной из приоритетных задач общества.

Ключевые слова: прагматизация, потребление, духовно-нравственные ценности, воспитание.

KURASHNOVA Anzhela Khafanovna,

Senior lecturer of the State, of State and Civil Law Disciplines Department North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia candidate of Pedagogic Sciences

MAKOEVA Evgenija Ruslanovna,

Docent the Department of State and Civil Disciplines of the North-Caucasian Institute for Continuing Education (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russian Federation, Candidate of Philosophical Sciences, Police lieutenant colonel

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-15-17 NIION: 2021-0079-3/23-134 MOSURED: 77/27-025-2023-03-134

SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN RUSSIA IN THE ERA OF CONSUMPTION

Annotation. The changes that have taken place in the country since the beginning of perestroika cannot be described unambiguously. Of course, there is a lot of positive, but also a lot of negative. In our opinion, one of the negative trends of modern Russian society, which originated at that time, is its pragmatization, a turn towards consumption while simultaneously losing interest in spiritual and moral values. The increased craving of our contemporaries for consumption is understandable. Its cause is the total deficit that existed in the era of socialism, the lack of diversity in the products offered by the industry of that period, again, the need imposed by Soviet morality to be like everyone else, etc. With the beginning of perestroika and the lifting of prohibitions that marked it, the people for once had the opportunity to express themselves externally, somehow diversify their way of life, clothes, cars, etc. But as is often the case with those who have lived under restrictions for a long time, our citizens rushed from one extreme to the other.

Key words: pragmatization, consumption, spiritual and moral values, education.

Наблюдая за гражданами нашего государства в последние десятилетия, все больше утверждаешься в мысли, что материальный мир окончательно вытеснил из их жизни нравственные начала. А «базовыми ценностями стали потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают и общество в целом и душу отдельно взятого человека» [1].

Психология потребления охватила все стороны жизни, даже те, которые, как нам кажется, в силу «нематериальности» конечного продукта, совсем не вписываются в концепцию потребления - например, медицина, образование.

Процесс потребления предполагает участие как минимум двух субъектов - того, кто производит и того, кто потребляет. Тот, кто производит, заинтересован как можно выгоднее продать свой продукт, поэтому ориентируется на спрос. Если при этом у производителя отсутствуют нравственные принципы, то его аппетиты ничто не сдерживает, и он пускается на всякие ухищрения, чтобы получать сверхприбыль. Ярким примером сочетания предприимчивости и аморальности являются события 2020 года, когда в стране началась пандемия, был объявлен карантин, и наиболее «сообразительная» часть населения не преминула этим воспользоваться, продавая по баснословной цене антисептики и маски. Впрочем, такая меркантильная мотивация у ряда граждан не является исключительно приметой современности. Принцип «Кому - война, а кому - мать родна» имеет давнюю историю. Люди, лишенные нравственных принципов, чувства сострадания, были всегда. Но это не отменяет убеждения в том, что в основе такого поведения лежит духовно-нравственная нищета.

Социально одобряемыми ценностями во все времена были и разделялись большинством людей такие, как добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Но зачем они и прочие категории высшего нравственного порядка

нужны, если они не имеют практической пользы и их нельзя «выгодно вложить» [3, С.52-55]?

Неоспоримым негативным следствием культивирования в обществе потребительской психологии является и вред, наносимый экологии. То и дело в средствах массовой информации мы слышим и видим сообщения о загрязнении мирового океана, о горящих лесах и прочих катаклизмах. Человечество как будто живет одним днем, не думая о будущем планеты, о том, что они оставят детям и внукам. Это по меньшей мере нерационально, не говоря уже о том, что точно безнравственно.

Психология потребления прослеживается и в том, как работают средства массовой информации. Их мало заботит то воздействие, которое они оказывают на умы людей, на их мировоззрение. Особенно уязвимым в этом отношении является подрастающее поколение. Принцип «хорошо продаются плохие новости» стал руководством к действию и позволяет сохранять первые позиции в рейтинге. Рейтинг - категория математическая. Вот и получается, что в этом споре количества с качеством выигрывает первое. Но при этом проигрывает все общество, которое постепенно откатывается назад в духовно-нравственном плане. Не успеешь обрадоваться новости о том, что такая передача, как «Дом-2», которая, разумеется, являлась чисто коммерческим проектом, прекратила свое существование, как узнаешь об истинных причинах ее прекращения и еще больше утверждаешься в мысли о том, что дух потребления неистребим. Оказывается, она прекратилась из-за конфликта нового руководителя «Газпром-медиа» и продюсеров проекта, а совсем не потому, что кто-то осознал ее аморальную сущность. Более того, планируется ее возродить в скором времени на YouTube, в ШТок или даже на отдельном телеканале, где будет идти исключительно «Дом-2». Это ли не яркое подтверждение существования нашего общества в парадигме потребления. Спрос рождает предложение, ска-

жут некоторые. Но проблема как раз и заключается в том, что выбор этот представители современного общества делают благодаря культивируемому эпохой потребления дурновкусию, низкой нравственной культуре.

Возможна ли жизнь без морали? Вне морали речь идет всего лишь о форме жизни, какая, например, имеет место в джунглях, среди животных. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, «есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух» [5, С. 152]. Именно с целью урегулирования отношений, ухода от хаоса дикого природного существования и даже духовного возвышения человечеством были придуманы моральные нормы, что дало его представителям право считать себя членами культурного сообщества. Так почему же сегодня люди с таким упорством хотят избавиться от морали? Не потому ли, что, как им кажется, она ограничивает их свободу? Или может потому, что процесс становления моральной личности - трудоемкий, энергозатратный процесс как для тех, кто воспитывает, так и для тех, кто усваивает нормы морали? А жить без морали просто. «Легко только злыдни живут», - говорит героиня известного

советского фильма «Три тополя на Плющихе» как бы в подтверждение этой мысли.

Современный человек в обществе потребления «хочет себе счастья в той парадигме, которая ему предлагается - это финансовый успех» [4]. В числе первых атрибутов успешного человека современники, особенно поколение, родившееся и выросшее в эпоху господства психологии потреблении, все чаще «называют материальное благосостояние и власть, которая может его обеспечить» [3, С.52-55].

По мнению А.Н. Ильина, потребление является причиной и условием кризиса личности, общества и природы [2, С. 83-99].

Все сказанное позволяет утверждать, что эпоха потребления рождает ряд проблем, решение которых зависит от согласованных действий всех социальных институтов - школы, семьи и общества. Только продуманная сбалансированная образовательная и воспитательная политика способна предотвратить дальнейшую духовную деградацию и отупение людей. От этого зависит сохранение культурного наследия и духовного богатства российского народа, и даже экологии, недр и прочих материальных благ.

Список литературы:

[1] В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. Что священники думают о списке утвержденных ценностей? https://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ (Дата обращения: 22.03.2023)

[2] Ильин А. Н. Потребление и его глобальные последствия. // Философия и общество. 2013. № 2 (70). С. 83-99

[3] Курашинова А.Х. Прагматизация ценностей современной молодежи. // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 52-55.

[4] Общество потребления и мораль. https://proza.ru/2015/06/19/575 (Дата обращения: 22.03.2023).

[5] Русская идея /Николай Бердяев. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. - 318, [1] с.; 18 см. - (Азбука-классика). С. 152.

Spisok literatury:

[1] VRossii utverzhden spisok duhovno-nravstvennyh cennostej. CHto svyashchenniki dumayut o spiske utverzhdennyh cennostej? https://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ (Data obrashcheniya: 22.03.2023)

[2] Il'in A. N. Potreblenie i ego global'nye posledstviya. // Filosofiya i obshchestvo. 2013. № 2 (70). S.

83-99.

[3] Kurashinova A.H. Pragmatizaciya cennostej sovremennoj molodezhi. // Uspekhi sovremennoj nauki. 2017. T. 1. № 4. S. 52-55.

[4] Obshchestvo potrebleniya i moral'. https://proza.ru/2015/06/19/575 (Data obrashcheniya: 22.03.2023).

[5] Russkaya ideya / Nikolaj Berdyaev. - Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2008. - 318, [1] s.; 18 sm. -(Azbuka-klassika). S. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.