Научная статья на тему 'Помнить о ценностях: как найти согласие между архаикой и современностью в практиках повседневности?'

Помнить о ценностях: как найти согласие между архаикой и современностью в практиках повседневности? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕННОСТНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюкова А.С.

В статье определяется понятие «ценность» через анализ исторического наследия прошлого как объективного источника понимания сущности данной категории. Детерминация понятия «ценность» перманентно актуальна. С одной стороны, осмысление этой аксиологической константы социально обусловлено значением общечеловеческих (абсолютных) ценностей, определяющих смысл бытия человека и общества в целом. С другой стороны, термин чаще всего используется для указания ценности относительно предмета или явления, которые уже воплощены в материальном или процессном формате. Исходя из осмысления понятия «ценность» выводится авторская гипотеза определения наивысших ценностей и связи этих ценностей с формированием у молодежи навыков самооценки, соотносимости ее реальных действий с аксиологическими константами. Обозначен вопрос: создано ли реальное диалоговое пространство для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов-проводников исторически сложившихся традиционных ценностей? Для решения поставленного вопроса автором проведен анализ в двух основных направлениях: первое анализ проводимой работы по формированию ценностей на уровне государственных органов; второе примеры педагогической практики введения в образовательный процесс основ духовных и нравственных ценностей. Автором выносится предложение о расширении блока обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности, которые конкретизируют спектр воспитательного контекста в молодежной среде и удовлетворят потребность общества в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помнить о ценностях: как найти согласие между архаикой и современностью в практиках повседневности?»

Помнить о ценностях: как найти согласие между архаикой и современностью в практиках повседневности?

Сердюкова Анна Сергеевна

соискатель кафедры права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ser-diukova01@gmail.com

В статье определяется понятие «ценность» через анализ исторического наследия прошлого как объективного источника понимания сущности данной категории. Детерминация понятия «ценность» перманентно актуальна. С одной стороны, осмысление этой аксиологической константы социально обусловлено значением общечеловеческих (абсолютных) ценностей, определяющих смысл бытия человека и общества в целом. С другой стороны, термин чаще всего используется для указания ценности относительно предмета или явления, которые уже воплощены в материальном или процессном формате. Исходя из осмысления понятия «ценность» выводится авторская гипотеза определения наивысших ценностей и связи этих ценностей с формированием у молодежи навыков самооценки, соот-носимости ее реальных действий с аксиологическими константами.

Обозначен вопрос: создано ли реальное диалоговое пространство для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов-проводников исторически сложившихся традиционных ценностей? Для решения поставленного вопроса автором проведен анализ в двух основных направлениях: первое - анализ проводимой работы по формированию ценностей на уровне государственных органов; второе - примеры педагогической практики введения в образовательный процесс основ духовных и нравственных ценностей. Автором выносится предложение о расширении блока обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности, которые конкретизируют спектр воспитательного контекста в молодежной среде и удовлетворят потребность общества в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.

Ключевые слова: аксиология, абсолютные и относительные ценности, воспитание ценностей, историческое наследие ценностного опыта человека , формирование духовно-нравственных ценностей.

0

N

01 г

Детерминация понятия «ценность» никогда не потеряет своего значения в процессе формирования духовно-нравственного опыта человека. Это касается и обыденной жизни, и внешних для индивида и его семьи интеракций.

С пониманием сущности ценности связаны значимые универсальные цели и нормы, стандарты человеческой деятельности в целом. Истина, Добро, Красота, Справедливость должны быть основополагающими установками различных видов и форм проявления креативного потенциала человека и человечности в выборе и интериоризации ценностей науки, педагогики, экономики, морали, политики. Но для того, чтобы разобраться в истинности приоритетных, общезначимых, абсолютных и относительных ценностей, нужно проделать немалую работу, так как категория «ценность» берёт начало с древности, развиваясь наряду с такими фундаментальными философскими категориями, как «бытие», «сущность», «культура», «истина».

В условиях преобразования социальных практик, связанных не только с глобализацией, но и с явными тенденциями подавления духовности в российском народе, обостряется задача поиска связи генезиса восприятия смысла понятия «ценность» с практиками современности, прежде всего, на уровне формирования у молодежи навыков самооценки соотносимости ее реальных действий с аксиологическими константами, исторически подтвердившими свое право оставаться всегда актуальными.

Методологическим базисом теоретического анализа стали идеи диалогического, аксиологического, гуманистического, системного-целостного подходов к процессу осмысления, познания и формирования ценностной системы.

Философско-исторический анализ основных подходов осмысления ценности связан с именами Сократ, Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Ф. Аквинский, Р.Декарт, М. Шелер, Б.Паскаль, Э.Э.К.Шефтсбери, Д. Юм, И.Кант, Р. Г. Лоце, Н. Лосский, П.Е. Матвеев, М.С. Каган и др.

Научные подходы к проблеме ценностей и ценностных ориентаций рассматривали Ш.А. Амона-швили, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, З.И. Рав-кин, Н.А. Асташовова, А.В. Кирьякова и др.

Исследования ценностей в проявлениях культуры и оценочных суждений человека представлены в работах Дж. Дьюи, А.Дж. Айсе, М. Рокич, Г.Триандис, И.Г. Сечина, Д.А. Леонтьева, А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко и др.

Обращаясь к генезису понятия «ценность», следует определиться в самом значении понятия «ценность». Так, этимологически «ценность» имеет древнегреческие корни от слова «т^п» («тими» (timi)) понимаемое как «оценка, почёт, цена»), далее оно преобразовалось в праславянское слово «cena» от которого произошли древнерусские и старославянские слова «цЪна» и русское слово «цена» [19].

В национальном понятийном аппарате под собственно термином «ценность» принято восприятие трех значений: ценность как «стоимость», ценность как «важность» и ценность как «значение».

Говоря об общеисторических смыслах ценности, следует отметить не только российскую интерпретацию сущности ценности как таковой, но и европейское понимание, связанное с происхождением слова «ценность» («value») [25]. Исследовав этимологию двух ветвей понимания сущности данной категории, мы видим, что наглядно отразились различия лишь в исконных значениях: «тими» (timi), понимаемое как «оценка, почёт, цена», и «wal» в значении «быть сильным». То есть, в первом значении речь идет «о цене» и «оценке» как таковой, а во втором значении - «о силе».

Классический смысл понятия «ценность» совпадает как в русском, так и европейском его толковании. Здесь можно выделить базовое соотнесение понятия «ценность» - это важность и оценка. Под словом «оценка» подразумевается придавать значение (количественное или качественное), производное от слова «цена». Думается, важно отметить этимологическое значение и слова «важность», происходящее от прилагательного «важный», а далее из польского слова «wazny» - то есть «важный; действительный» идет своеобразная трансформация в «waga» - «весы; вес». Аналогичен и немецкий вариант «waage» - «весы» (которое возникло от праин-доевропеского «wegh» - «двигать; везти»).

Сказанное позволяет высказать авторскую гипотезу о том, что «ценность» можно рассматривать как нечто взвешенное (сравненное с какими-то образцами) и оцененное человеком в соответствии с рангами индивидуальной значимости. Для того чтобы понять, что именно ценно для человека, общества, сначала нужно «взвесить» предмет или явление, сравнить с абсолютным и/или относительным образцом и далее дать оценку[15].

Последнее неизбежно выводит на сопоставление понятий абсолютного и относительного смысла ценности. Для исследования проблем, связанных с пониманием общечеловеческих, абсолютных ценностей, нужно сначала выявить проблемы понимания понятия ценности и его места в актуальных проблемах человечества, «взвесить» его по методологии философского и исторического анализа, проследить эволюцию осмысления по-

ставленной проблемы, а затем «оценить» полученные результаты исследования.

На одну чашу «весов» можно «поставить» проблемы, несущие угрозу самому существованию современного мирового сообщества, а на вторую -абсолютные ценности. Какая «чаша» окажется «тяжелее» - зависит от самого человека и человечества. Таким образом, можно приблизиться к истинным ценностям человека, как некоему «определителю тяжести веса» сравниваемых данностей.

В связи с этим согласимся с П.Е. Матвеевым, утверждающим, что «...в таком виде подобные проблемы являются актуальными и для XXI века. Мы придерживаемся точки зрения, что под той или иной ценностью надо понимать как то, что связано с абсолютным значением одноимённых понятий, так и то, что связано с реально-историческими, конкретно-предметными значениями данных понятий. В первом случае мы имеем дело с абсолютной моральной ценностью, а во втором - с относительной моральной ценностью»[14, с.102].

Отсюда представляется целесообразным учесть три основные формы существования человека: материальный мир, духовный мир и социальный мир, а также отношения между этими «мирами». Из обозначенного следует:

Абсолютные ценности - идеальные (совершенные) ценности (те ценности, которые нематериальны, относятся к духовным, проверены на истинность временем и тщательно взвешены, а потом оценены). Здесь можно выделить такие ценности как: жизнь, здоровье, благо, истина, прекрасное, справедливость, добро.

Относительные ценности - предметно воплощенные и связанные с предметом ценности.

Здесь можно разделить:

1. ценности, которые зависят от самого существования человека (флора, фауна, почва, энергия и тп.);

2. ценности как основа отношений между людьми (семья, общество, государство, культура, быт, наука, образование);

3. ценности как отношение между человеком и предметным миром.

Если мы будем рассматривать исследуемую нами категорию в более широком смысле, то понятие «ценность» нужно также «взвесить» и потом «оценить», а для того, чтобы «взвесить» и «оценить», их первоначально нужно определить (выявить) через сравнение с осознанными проблемами и угрозами как «сегодня», так и в рамках социокультурного наследия - «вчера».

Обобщая общечеловеческие ценности, В.М. Таланов выделяет одну из проблем, которую отнес к «самой серьезной» - «это появившаяся в ХХ веке опасность полного самоуничтожения человечества. Это качественно новая угроза - никогда ранее, ни в одну из эпох существования человечества ее не было.

Прошедший век некоторые ученые и философы назвали веком Предупреждений. Ученые доказали, что следствием ядерной войны будут «ядерная

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о

сч

N

SI

Z

зима» и «ядерная ночь», не совместимые с жизнью человека»[17].

Также к самоуничтожению человечества, помимо терроризма и войн, может привести кризис духовности (снижение нравственного уровня общества в целом, разрушение семьи и семейных традиций; материальные удовольствия и «красивая» (роскошная) жизнь зачастую стали выше ценностей общечеловеческих: уважения старшего или ближнего, помощи ближнему, стыда за безнравственное поведение и мысли самого человека). Отсюда идут утрата безопасных для будущего социума ориентиров в поиске смысла жизни, невежество по отношению к историческому наследию прошлого и нежелание осмысления наследия человеческого опыта, увеличение депрессивности в поведенческих практиках населения.

Таким образом, мы видим, что без осознания и понимания личностью абсолютных базовых ценностей культуры общества, без гармонии абсолютных и относительных ценностей жизнь человека становится лишенной смысла, а человечества сталкивается с угрозой самоуничтожения.

Современное образование в России «требует поиска инновационных подходов к реализации качественного обучения и воспитания» [2, с. 44]. На уровне государственной власти ведутся попытки создать реальное диалоговое пространство для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов - проводников исторически сложившихся традиционных ценностей.

Мы видим запрос на изменение образовательной среды в созданном при Президенте Совете по стратегическому развитию и национальным проектам, где ведется обсуждение одного из самых значительных национальных проектов - «Образование», который рассчитан на 6 лет. В этот проект войдут девять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого работника», «Современные родители», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Повышение конкурентоспособности российских вузов» [6].

Реализуется ряд государственных и федеральных целевых программ, в рамках которых запланированы мероприятия по работе с молодежью: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. №1493 [5]; Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. №718 [20].

Отражение запроса по формированию ценностно-ориентированного человека можно найти и в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» [16], ориентиры которой сформулированы следующим образом: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина РФ -

зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Важным представляется отметить и значение определенной образовательной среды, в которой должны сформироваться предложенные ценностные ориентиры. В ней особая роль отводится именно диалоговому образовательному пространству, которое «представляет собой уникальный процесс взаимопроникновения культур, который устанавливает непосредственную связь между образами и представлениями. В данном случае речь идет о выдающихся творениях человечества, влияющих на ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, образ жизни, модели социального поведения» [2, с.43]. Именно формирование представлений, что такое истинная ценность и какое место она занимает у ценностно-ориентированной личности, могут помочь в реализации поставленной стратегической задачи образования. Здесь становится очевидным важность исторического наследия опыта человечества в контексте осмысления сущности ценностей, которые так необходимы для воспитания ценностно-ориентированного человека. Рассмотрим его:

Античность (Сократ, Платон, Аристотель). Философы размышляли на тему ценностей через осознание и понимания таких понятий, как: Благо -Польза; Справедливость - выражается в пользе, «Бог - благ по существу», а мифы про богов, которые рассказывает Гомер и остальные поэты «составили для людей лживые сказания», так как не может быть Бог грешным, ведь истина - справедлива по своей сути. «Благо - причина не всех действий..^ зле оно не повинно» [13, с.82].

Средневековье (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Под ценностью понимается: справедливость, истина, добро, благо, счастье, красота, идея, закон. В продолжении понимания мира Сократом в эпоху средневековья происходит глубокое осмысление: неизменная истина - Бог (Бог неизменен, следовательно, и истина неизменна) [22, с.64], происходит рациональное и логическое осмысления существования Бога (Ф. Аквинский говорил: «бытие Бога может быть доказано 5 путями» [22, с. 67], и здесь мы видим как, не прибегая к учению Церкви, а на основании доводов разума и логики, происходит доказывания Истинности суждения).

Переходный период перед классической картиной мира - здесь впервые ценность находится уже в мире Субъекта. Р. Декарт закладывает формулу использования термина «valeur». Впервые высказывается мнение, что Воля сильнее Интеллекта. Б. Паскаль разделил человеческие достоинства на условные (связанные с высоким положением личности) и естественные (относящиеся к душе и телу). Благодаря этому делению и происходит формирование понимания новой категории «моральное чувство» английскими учеными: Э.Э.К. Шефтсбери (чувства «хорошо»/«плохо»

заложено природой, «очевидности - все люди понимают, что есть нечто почетное и есть бесчестие, есть гнусное и есть превосходное» [1]), Д. Юм (рассудок не является источником наших оценок моральной ситуации), И. Кант (абсолютная ценность - это бескорыстность поведения), здесь есть некая параллель с Платоном, что делать по долгу ниже, чем делать по совести; «Доброе» в отличие от «приятного, прекрасного» - и есть объективная ценность; он выделил иерархию ценностей («Царство целей» и «Царство природы»), где всегда есть вершина ценностей, которые и являются основой основ).

Предклассический и классический этап аксиологии. Р. Г. Лотце - впервые использует категорию «ценность» в своих сочинениях и здесь понятия ценностей - «эстетических, моральных, религиозных - становятся общезначимыми единицами философской лексики» [21]; А.Б. Ритчль соединил веру с ценностными суждениями; Ф. Брен-тано - развивал учение о неком «внутреннем опыте».

Классический период развития понятия «ценность». В.К. Шохин предлагает отнести весь комплекс научных изысканий, связанных с изучением основных проблем теории ценностей, которые, по его мнению, можно рассмотреть через единство понятий: «формальной», «материальной», «онтологической» и «гносеологической» аксиологии [24]:

1 .«Формальные» теории ценностей («ценностная логика») (Ф. Брентано, М. Шелер, Т. Лес-синг) - обобщают логические законы ценностных отношений. Напомним сформулированные Ф. Брентано четыре аксиомы:

Существование положительной ценно-сти=положительная ценность «+»

Существование отрицательной ценность = отрицательная ценность « - »

Несущественнее некоторой «+» ценности = отрицательная ценность « - »

Несущественнее некоторой «-» ценности = положительная ценность «+»

М. Шелер дополнил эту констатацию неким «долженствованием»:

1. Существовать только «+» ценности;

2. Одна и таже ценность не может быть и позитивной и негативной одновременно (Пример: прекрасное не может быть и «+» ценностью и «-» ценностью одновременно, также, как и безобразное. Следовательно, может быть что-то одно: либо «+» ценность, либо « - » ценность).

Т. Лессинг считал, что есть априорные (вне-опытные) «ценностные законы» и есть априорные «ценностные формы» (ценность вообще, конкретная ценность, не ценность), выделил закон «специфического отношения ценностей»: из двух ценностей одна больше другая меньше (пример: если «В» ценно, поскольку ценно «А» следовательно «А» ценно больше, чем «В»);

2. Материальной аксиология. Стоит отметить глубокое осмысление М. Шелером в «предпочтении» неких рангов ценностной иерархии:

- «долговечность» - то, что проходит сквозь время, на примере материального и не материального (то есть картина, которая со временем портится и любовь, которая не материальна и не поддается старению);

- «делимость» - более высокие ценности познания «красоты» или «священного» не нуждаются в делении, следовательно, к ним может приобщиться любое множество людей;

- «удовлетворенность» - не имеет ничего общего с «удовольствием», но удовольствие может быть следствием «удовлетворенности» (здесь мы видим пример логического закона Т. Лессинга);

3. Онтологическая теория ценностей (И. Кант, М. Шелер, Р. Г. Лотце, Н. Лосский) на уровне учебных дискуссий и применения элементов дебатов можно было бы использовать огромный потенциал, заложенный в возможности изучения и анализа ценностных ситуаций (субъективность и объективность ценностей, нахождения их в бытии, соотношение бытия и существования). Так, познавательный акт предполагает наличие: «субъекта» (тот, кто оценивает); «объекта» (то, что оценивают); «субъект - объектные» ценности (без субъекта объект ценностью не обладает); отношения субъекта и объекта (то есть оценивание, через мир культуры, так как сами по себе отношения не возможно увидеть);

4. Гносеологическая теория ценностей - эмпирическое познание ценностных аспектов через понимание того, что исследовать ценности можно только через отношения, которые имеют выражение в культуре, а сам источник ценностей может и находится за пределами поминания, с чем соглашались ученые Баденской школы (В. Вин-дельбанд, Г. Риккерт).

Постклассический этап аксиологической науки (основоположники Дж. Дьюи, М. Рокич, Г. Триандис, Н. Лосский) - этот этап исторического наследия важен уже глубоким эмпирическим внедрением науки о ценностях в различные сферы жизни человека. Дж.Дьюи в своей работе «Теории оценки» (1939) различает объекты («провоцирующие» ценностные отношения) и сами ценности (побуждения и желания), а также фактуальные суждения («мне нравиться то-то», « этим стоит насладиться», «я люблю то-то») и ценностные суждения. Все ценностные суждения - это суждения опыта, а следовательно их можно экспериментально проверить.

Н. Лосский проанализировал психологические теории осмысления ценностей, основными проявлениями которых являются:

- чувства - это лишь одежда ценностей (симптомы цели еще не цель);

- желания - это следствие ценностей (желание обусловлено ценностью предмета, но не является самим источником ценности);

- долженствования - когда встаёт выбор между сталкивающимися ценностями;

- значимость - не относиться к психологическим проявлениям, но подобна долженствованию, отличительная особенность в том, что значимость су-

о о и и т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

N

01 г

ществует там, где есть заданная ценность, но не исполненная» [8].

Подытожив исторический анализ прошлого как объективного источника понимания сущности понятия «ценность», думается, что без формирования представлений, что такое истинная ценность и какое место она занимает у ценностно-ориентированной личности, тяжело будет ориентироваться молодежи в современном обществе, в котором должна быть ярко выражена потребность в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.

Автором важно учесть и еще одну сторону образовательного пространства направленную на формирование духовно-нравственных ценностей, которые осмысливаются не только через исторического наследия опыта человечества, но и через «множество двусторонних отношений, обеспечивающих обратную связь между субъектами образования», и реализует «разнообразные двусторонние и многосторонние контакты в процессе педагогической деятельности по развитию личности и ее социализации» [2, с. 43].

Поэтому сегодня в образовании особое значение уделено созданию субъект-субъектного диалогового пространства для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны как обучаемых, так и педагогов - проводников исторически сложившихся традиционных ценностей.

Ш.А. Амонашвили точно отметил, что «истинное воспитание Ребенка - это воспитание самих себя» [10]. Отвечая на вопрос о ценностях присущих личности-педагогу при формировании духовно-нарванных идеалов, можно согласиться с мнением Н.А. Асташовой - «несомненно, что ценностной доминантой личности учителя должны быть такие духовные ценности, как любовь, свобода, совесть, вера, ответственность и некоторые другие» [12, с.32]. Согласимся с ученым и в том, что «основной путь предъявления ценностей, естественно, каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог - воспитанник» во всевозможных проявлениях и сочетаниях», где «интериоризация ценностей требует внимательного отношения как к каждому звену, так и к полному циклу их развертывания» [12, с.32]. Н.А. Асташова выделила этапы полного цикла формирования ценностных ориентаций, которые включают:

• предъявление ценностей воспитаннику;

• осознание ценностных ориентаций личностью;

• принятие ценностной ориентации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

• закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т.е. в своего рода потенциальное состояние;

• актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя.

Стоит напомнить, что автор анализирует двусторонние отношения, поэтому целесообразно выделить и реальное диалоговое пространство для проявления духовно-нравственного потенциала со стороны самих обучаемых. Исходя из постановки аналитической задачи, мы видим, что образовательные организации реально участвуют в реализации формирования духовно-нравственных ценностей на практике. Приведём некоторые примеры из исследований:

1. Воспитание духовно-нравственных ценностей у девочек на уроках технологии (г. Ижевск). Например на одном из уроков по технологии озвучен вопрос «Что такое доброта?» и может ли она отражаться на лице человека, учащиеся 5ых классов отвечали на это вопрос через некое творчество связанное с изготовлением «куклы», когда формируем лицо - представляются различные варианты выражений лица «доброта», «сострадание» и др. с параллельным обсуждением самого понятии «Добро» и его проявлениях в обществе. Результат: в заключении эксперимента сделаны выводы о благоприятном воздействии на воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках технологии. Выводы сделаны на основе тестирования до начала и после завершения эксперимента, что показывает достоверную значимость до и после эксперимента. [4];

2. Воспитание духовной нравственности на уроках географии у старшеклассников. Проводилось научное исследование в общеобразовательных школах №37,34, 64 (г. Рязань). Были внедрены основы духовной нравственности в образовательный процесс на естественно-географическом факультете РГУ имени С.А. Есенина, МОУ средней общеобразовательной школе № 37 г. Рязани. Результат: Авторы исследования пришли к выводам о том что: «воспитание духовно-нравственных ценностей влияет на воспитание нравственного идеала, патриотизма, совести, при условии если обращение к ним происходит целенаправленно и системно»; «процесс воспитания духовно-нравственных ценностей будет более эффективным при изучении материала контекстно с ценностями отечественной культуры, а также личного переживания ценностей учащимися в связи с личным жизненным опытом». Также интересны результаты исследования, в котором четко видно, что учащиеся контрольной группы, обучающиеся по стандартной программе, проявили меньшую степень осознания важности воспитания духовно-нравственных ценностей и их влияния на становление личности бедующего взрослого человека, в отличие от экспериментальной группы, в которой ученики изучали дополнительно основы духовно-нравственных ценностей (рис. 1) [23];

3. Многолетний опыт работы МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород). Результат: «Многолетний опыт школы доказывает готовность школы эффективно обеспечить формирование у воспитанников духовной, нравственной, гражданской безопасности личности, успешную социализацию и про-

фессиональное самоопределение обучающихся». В научном исследовании «обоснован современный подход к разработке и реализации учебно-воспитательного процесса на основе православных ценностей и культурных традиций». Развитие личности учителя в духе традиционных православных ценностей является основополагающим условием реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе [9];

Рисунок 1. Динамика воспитания духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников (по показаниям высокого уровня развития) (слева «до» и «после» у Контрольной группы, справа «до» и «после» у Экспериментальной группы)

4. Исследование, направленное на формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе (г. Калуга, Московский округ). Эксперимент проводился в МОУ «средняя школа №10», МОУ «средняя школа №27», МОУ «средняя школа №30», МОУ «средняя школа №46». В эксперименте приняли участие 287 учащихся 10-11 классов. Результат: Сделан общий вывод о том, что формирование духовно-нравственных ценностей оказывает влияние на воспитание ценностей старшеклассников [7];

5. Основы духовно-нравственного, патриотического и культурного воспитания в работе со студентами Можайского техникума. Исследователь считает, что в связи с тем, что дети начали сталкиваться часто с негативными воздействиями окружающей действительности в СМИ, интернет, улицы, мы (ответвленные взрослые) должны «дать им правильное понимание той информации, которую они самостоятельно находят в интернете». Совместно со священниками и православным приходом Никольского собора г. Можайск разработана и внедрена дисциплина «Основы православной культуры», через которую происходит формирование духовно-нравственных ценностей у студентов. Результат: воспитание духовной, нравственной, патриотически настроенной личности [11].

И таких положительных результатов исследования внедрения в учебную деятельность основ духовно-нравственных ценностей достаточно чтобы сделать вывод о необходимости расширения блока обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности, которые конкретизируют спектр воспитательного контекста в молодежной среде и удовлетворят потребность

общества в практической готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям окружающей социокультурной среды.

Также исследователи в области изучения и формирования духовных и нравственных ценностей выделяют недостатки с которыми они сталкивались при практической реализации введения в учебный процесс аксиологических констант:

- педагог не обладает методами подачи, анализа и закрепления теоретических и практических основ духовных и нравственных ценностей;

- нежелание педагогов формировать духовно-нравственные ценности у учащихся, так как, по их мнению, обучение тому или иному предмету достаточно для формирования социально-ориентированной личности;

- неимение, а иногда и нежелание поиска дидактических, учебно-методических пособий по формированию духовно-нравственных ценностей;

- трудности возникают при комплексном подходе по внедрению в образовательную деятельность духовных и нравственных ценностей, так как должна быть проделана целостная, единая, системная комплексная работа по взаимному сотрудничеству между педагогами: литературе, истории, географии и другими предметами;

- противоречивые изменения в сознании воспитанников, так как критерий эффективности воспитания тяжело применить, в отличие от обучения. Воспитательная работа «не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки» [18, с.10].

В завершении анализа исторического наследия прошлого, так и реальных примеров педагогической практики введения в образовательную деятельность основ духовных и нравственных ценностей, автор приходит к выводу, что необходимо детерминировать понятие «ценность» не только теоретически понимая истинную суть этого понятия, но и на практике анализируя индивидуальный ценностный потенциал.

Авторский опыт показывает, что расширение блока обязательных базовых гуманитарных дисциплин аксиологической направленности реально оказывает влияние на духовно-нравственное формирование у молодежи креативной самооценки и оценки окружающих реалий. Чисто теоретическое освоение генезиса понятия «ценность» не должно стать ведущей целевой составляющей. Главное - создать реальные условия образования нравственного базиса каждой личности, осознания значимости национального духовного потенциала.

Думается, если учащийся будет осмысливать и творчески оценивать явления, предметы и отношения между ними в отрыве от практики, то такое обучение можно было бы считать архаикой. Навыки разделения абсолютной и относительной ценности, установления связи между ними, различения истиной ценности и псевдоценности обеспечат умение учащихся размышлять и анализировать прежде, чем реагировать на любую информацию из современности и прошлого, строить индивиду-

о о ш и т

О т э т Д А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

0

сч

N

01

Z

альный ценностно-ориентированный опыт, понимая, какая Ценность пройдет сквозь время, а какая уйдет в небытие. Литература

1. Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. - Москва, 2000. Гл. 1. п. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.rU/books/item/f00/s00/z0000942/s t000.shtml, свободный. (дата обращения 12.01.2019).

2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С.32-67.

3. Блаженный Августин. Исповедь. Издательство Белорусского Экзархата. 2006. - 336 с.

4. Волкова О.М., Наумова Т.А. Особенности воспитания духовно-нравственных ценностей у девочек на уроках технологии // Международный студенческий вестник. - 2016. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15904, свободный. (дата обращения 25.02.2019).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. №1493.

6. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета. 31 июля2018г. - Федеральный выпуск №166 (7629). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html, свободный. (дата обращения 25.02.2019г).

7. Кружкова Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе // автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Кружкова Людмила Алексеевна; Калужский гос. пед. университет им. К.Э. Циолковского. - Смоленск, 2006. -20 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-starsheklassnikov-v-obrazovatelnom-protsesse, свободный. (дата обращения 25.02.2019).

8. Лосский Н. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей: YMCA PRESS Paris,1931. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/cennots_i_bitie/, свободный. (дата обращения 23.02.2019).

9. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Минского университета. - 2017. - №4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/701, свободный. (дата обращения 25.02.2019г).

10.Манифест гуманной педагогики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gumannajapedagogika.com/манифест.ht ml, свободный. (дата обращения 02.02.2019).

11. Новиков В.А. Основы духовно-нравственного, патриотического и культурного воспитания в работе со студентами Можайского техникума // Развитие образования. - 2019. - № 1 (3). - ISSN 2619-1466. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journaledu.com/ru/article/21894/discussion_pla tform, свободный. (дата обращения 25.02.2019).

12. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монографии. Серия «Научные школы» / Под ред. Н.А. Асташовой. - Брянск: изд-во «Ладомир», 2013. - с. 301

13. Платон. Государство; [пер.с древнегреч. А.Н. Егунова]. - Москва: Издательство АСТ, 2016.

- 448 с.

14. Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали / П.Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. - 115 с.

15. Сердюкова А.С. Напоминание о ценностях: архаика или современность в поисках согласия (статья) // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. С.160-166.

16. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. // Российская газета. 8 июня 2015 г. - Федеральный выпуск №6693 (122).

17.Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. Издательство «Академия Естествознания», 2010г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monographies.ru/ru/book/view?id=97, свободный. (дата обращения 25.01.2019).

18. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шия-нов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. - 576с.

19. Фасмер М. Цена. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва.

- 1-е издание: 1964 - 1973; 2-е издание: 1986 -1987 (редактор русского текста М. А. Оборина); 3-е издание: 1996; 4-е издание: 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1—4 https://vasmer.lexicography.online/ц/цена, свободный. (дата обращения 30.09.2018).

20. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718.

21. Философия: Энциклопедический словарь. -Москва: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/36/АКС ИОЛОГИЯ, свободный. (дата обращения 17.02.2019).

22. Фома Аквинский. Сумма теологии: Т. 1.Певрвая часть: Вопросы 1-64. Пер. с лат. / под ред. Н. Лобковица, А. В. Апполонова. Изд. 2-е, испр. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 832 с.

23. Шилина О.А. Воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников в процессе изучения географии в школе // автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Шилина Ольга Александровна; Рязанский гос. университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2010г - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/users/n.dolgova/science/autoref_shili na.pdf, свободный. (дата обращения 25.02.2019).

24. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альманах «Альфа и Омега».№ 17,18, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/klassicheskaya-filosofiya-tsennostey/, свободный. (дата обращения 15.02.2019).

25.Электронный англо-русский словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский^^^, свободный. (дата обращения 30.09.2018).

Remember the values: how to find harmony between archaic

and modernity in the practices of everyday life? Serdyukova A.S.

Russian state vocational pedagogical University The article defines the concept of «value» through the analysis of the historical heritage of the past as an objective source of understanding of the essence of this category. The definition of «value» is permanently relevant. On the one hand, the understanding of this axiological constant is socially determined by the value of universal (absolute) values that determine the meaning of human existence and society as a whole. On the other hand, the term is most often used to indicate value in relation to an object or phenomenon that is already embodied in a material or process format. Based on the understanding of the concept of «value», the author's hypothesis of determining the highest values and the connection of these values with the formation of self-esteem skills in young people, the correlation of its real actions with axiological constants is derived. The question is raised: has a real dialogue space been created for the manifestation of spiritual and moral potential on the part of both students and teachers-conductors of historically established traditional values? To solve this question, the author analyzes in two main directions: the first-the analysis of the work on the formation of values at the level of state bodies; the second -examples of pedagogical practice of introduction of spiritual and moral values into the educational process. The author makes a proposal to expand the block of compulsory basic Humanities axiological orientation, which concretize the range of educational context in the youth environment and meet the need of society in the practical readiness of students to confront the devastating effects of the surrounding socio-cultural environment. Key words: axiology, absolute and relative values, education of values, historical heritage of human value experience, formation of spiritual and moral values.

References

1. Abramov M.A. Scottish Philosophy of the Age of Enlightenment. -

Moscow, 2000. Ch. 1. p. 4. [Electronic resource]. - Access mode:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000942/st000.shtm l, free. (the date of circulation is 12.01.2019).

2. Astashova N.A., Bondyreva S.K., Smancer A.P. The develop-

ment of the axiosphere of the future teacher in the dialog space of modern education // Education and Science. 2018. T. 20. No. 7. P.32-67.

3. Blessed Augustine. Confession. The publishing house of the

Belarusian Exarchate. 2006. - 336 p.

4. Volkova OM, Naumova T.A. Features of education of spiritual

and moral values in girls in technology lessons // International Student Gazette. - 2016. - № 2. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15904, free. (the date of circulation 25.02.2019).

5. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian

Federation" for 2016-2020, approved by Government Decree No. 1493 of December 30, 2015.

6. Nine assignments of Minister Vasilyeva. As Russia plans to enter

the top ten leading countries in the quality of general education // Rossiyskaya Gazeta. July 31, 2018 - Federal issue №166 (7629). [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html, free. (the date of circulation 25.02.2019g).

7. Kruzhkova L.A. Formation of spiritual and moral values of high

school students in the educational process // abstract. dis. on the competition uch. step. Cand. ped. Sciences (13.00.01) / Kruzhkova Lyudmila Alekseevna; Kaluga State ped. University. K.E. Tsiolkovsky. - Smolensk, 2006. - 20 p. [Electronic resource]. - Access mode: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-starsheklassnikov-v-obrazovatelnom-protsesse, free. (the date of circulation 25.02.2019).

8. Lossky N. Value and being. God and the kingdom of God as the

basis of values: YMCA PRESS Paris, 1931. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.odinblago.ru/cennots_i_bitie/, free. (the date of circulation February 23, 2019).

9. Malinin V.A., Mukhina T.G., Eliseeva N.Yu. The mission of the

modern school is the spiritual and moral education of youth // Bulletin of the University of Minsk. - 2017. - №4. [Electronic resource]. - Access mode: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/701, free. (the date of circulation 25.02.2019g).

10. The manifesto of humane pedagogy. - [Electronic resource]. -Access mode: http://www.gumannajapedagogika.com/Manifest.html, free. (the date of circulation 02.02.2019).

11. Novikov V.A. Basics of spiritual, moral, patriotic and cultural education in working with students of the Mozhaisk technical school // Education development. - 2019. - № 1 (3). - ISSN 2619-1466. [Electronic resource]. - Access mode: https://journaledu.com/ru/article/21894/discussion_platform, free. (the date of circulation 25.02.2019).

12. Pedagogical axiology: value dominants of modernity: collective monographs. Series "Scientific Schools" / Ed. ON. Astashovoy.

- Bryansk: Ladomir publishing house, 2013. - p. 301

13. Plato. State; [trans. of ancient Greek. A.N. Egunova]. - Moscow: AST Publishing House, 2016. - 448 p.

14. Religious ethics: a course of lectures. In 3 hours. Part 1. Basics of the general theory of morality / P.E. Matveyev; We hold. state un-t - Vladimir: Publishing house Vladim. state University, 2009.

- 115 p.

15. Serdyukova A.S. Reminder of values: archaic or modernity in search of agreement (article) // Actual problems of pedagogy and education: a collection of scientific articles / scientific. ed. and comp. ON. Astashova. - Bryansk: RIO BSU; Publishing house "Beloberezhie", 2018. P.160-166.

16. "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025" Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-p. // Russian newspaper. June 8, 2015 - Federal Issue №6693 (122).

17. Talanov V.M. Universal Values: monograph. Publisher "Academy of Natural History", 2010. [Electronic resource]. - Access mode: https://monographies.ru/ru/book/view?id=97, free. (appeal date 01/25/2019).

18. Tutorial for students. higher ped. studies. institutions / V.A. Slas-tenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Ed. V.A. Slastenin. - M .: Academic Academy Publishing House, 2002. - 576^

19. Fasmer M. Price. Etymological dictionary of the Russian language / per. with him. and add. O. N. Trubacheva. - 1st edition: 1964 - 1973; 2nd edition: 1986 -1987 (M.A. Oborin's Russian editor); 3rd edition: 1996; 4th edition: 2006. [Electronic resource]. - Access mode: 1-4

о о и n m

О m n m й А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О п А X X m

https://vasmer.lexicography.online/ts/tsena, free. (the date of circulation September 30, 2018).

20. Federal Target Program "Strengthening the Unity of the Russian Nation and the Ethnocultural Development of the Peoples of Russia (2014-2020)", approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of August 20, 2013 No. 718.

21. Philosophy: Encyclopedic Dictionary. - Moscow: Gardariki. Edited by A. A. Ivin. 2004. [Electronic resource]. - Access mode: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/36/AXIOLOGY, free. (the date of circulation is February 17, 2019).

22. Thomas Aquinas. The sum of theology: Vol. 1. The French section: Questions 1-64. Per. from lat. / ed. N. Lobkowitz, A. V. Ap-polonova. Ed. 2nd, rev. - Moscow: LIBROKOM Book House, 2013. - 832 p.

23. Shilina O.A. Education of spiritual and moral values of national culture among high school students in the process of studying geography at school // author. dis. on the competition uch. step. Cand. ped. Sciences (13.00.01) / Shilina Olga Aleksandrovna; Ryazan State. University. S.A. Yesenin. - Ryazan, 2010 - 23 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rsu.edu.ru/wp-

content/uploads/users/n.dolgova/science/autoref_shilina.pdf, free. (the date of circulation 25.02.2019).

24. Shokhin V.K. Classical philosophy of values: prehistory, problems, results // Almanac "Alpha and Omega". № 17,18, 1998. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pravmir.ru/klassicheskaya-filosofiya-tsennostey/, free. (the date of circulation is February 15, 2019).

25.Electronic English-Russian dictionary. [Electronic resource]. -Access mode: https://dictionary.cambridge.org/ru/slovar/anglo-Russian/value_1, free. (the date of circulation September 30, 2018).

o w

N ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.