Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1758
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная политика / традиционные ценности / общество / семья / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юзиханова Э.Г., Смелова С.В.

В статье изложена правовая основа деятельности субъектов государственной политики по обеспечению защиты традиционных ценностей. Традиционные ценности, сформированные многовековой историей нашей страны, представляют собой определенные концепты, выражающие непреложные истины, сложившиеся в конкретном обществе и, безусловно, принятые большинством за морально-нравственные основы. По мнению авторов, немаловажную роль в формировании духовно-нравственных принципов выполняет семья, а «транслятором» государственных установок является общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

П ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-12-11 -15 ЮЗИХАНОВА Эльвира Гумеровна,

NIION: 2021-0079-12/22-223 доктор юридических наук,

MOSURED: 77/27-025-2022-12-223 профессор, профессор кафедры

предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: uzikhanovaeg@yandex.ru

СМЕЛОВА Светлана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: sm3lova.svet@ yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье изложена правовая основа деятельности субъектов государственной политики по обеспечению защиты традиционных ценностей. Традиционные ценности, сформированные многовековой историей нашей страны, представляют собой определенные концепты, выражающие непреложные истины, сложившиеся в конкретном обществе и, безусловно, принятые большинством за морально-нравственные основы. По мнению авторов, немаловажную роль в формировании духовно-нравственных принципов выполняет семья, а «транслятором» государственных установок является общество.

Ключевые слова: государственная политика, традиционные ценности, общество, семья, правовое регулирование.

YUZIKHANOVA Elvira Gumerovna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Preliminary Investigation St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SMELOVA Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department of Preliminary Investigation St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

STATE POLICY FOR THE PROTECTION OF TRADITIONAL VALUES

Annotation. The article outlines the legal basis for the activities of subjects of state policy to ensure the protection of traditional values. Traditional values formed by the centuries-old history of our country represent certain concepts expressing immutable truths that have developed in a particular society and, of course, accepted by the majority as moral foundations. According to the authors, the family plays an important role in the formation of spiritual and moral principles, and society is the "translator" of state attitudes.

Key words: state policy, traditional values, society, family, legal regulation.

В ноябре 2022 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [6]. Обращение к необходимости сохранения традиционных ценностей обусловлено рядом факторов, как

явно, так и потенциально несущих угрозу национальной безопасности страны в целом и духовному развитию личности в частности.

Традиционные ценности, сформированные многовековой историей нашей страны, представляют собой определенные концепты, выражающие непреложные истины, сложившиеся в кон-

кретном обществе и, безусловно, принятые большинством за морально-нравственные основы. И, безусловно, их содержательная направленность должна находить своё воплощение в нормотвор-ческой деятельности [16, с. 11].

Согласно данному Указу, в перечень традиционных включены, как провозглашенные Конституцией Российской Федерации [1] ценности и гарантии: жизнь, достоинство, права и свободы человека и гражданина, так и ценности, характеризующие морально-нравственные качества человека как сознательной личности.

Государственная политика в контексте рассматриваемого Указа представлена рядом четко определенных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, иными органами публичной власти с участием институтов гражданского общества. Реализация государственной политики возлагается на федеральные органы исполнительной власти в соответствующей сфере их деятельности в пределах установленных полномочий.

Утверждение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей явилось логическим продолжением принятых ранее планов стратегического развития России до 2030 г.:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2], являясь базовым документом стратегического планирования обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе, определяет объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации;

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [3] призвана обеспечивать официальный уровень получения и использования информации, в том числе с помощью технологий, позволяющий в полной мере защищать ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [10] представлена рядом мер, направленных на стабилизацию общественно-политической ситуации в стране, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [7], основанная на принципах демокра-

тического федеративного государства, направлена на укрепление государственного единства и целостности многонациональной Российской Федерации, сохранение этнокультурной самобытности ее народов;

- Основы государственной культурной политики [9] направлены на формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности и укрепление единства и сплоченности российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Меры, заложенные в данных Основах, осуществляются путем решения задач в различных областях, включая воспитание, образование, литературу, творчество;

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [5] направлена на формирование информационного пространства, позволяющего гражданам получать объективную, достоверную, безопасную информацию для качественного повышения уровня знаний. Достижение качества и безопасности информационного пространства планируется за счет развития науки и отличных от телекоммуникационных форм распространения знаний;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], определяя задачи Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования, требует обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Целью обозначено вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] определяет создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

А.П. Любимов констатирует, сейчас многим странам предлагаются нормы культуры, философии и права, выработанные западной цивилизацией [15, с. 71]. Стоит заметить, что российское общество, «пресытившись» чуждой идеологией и бесконечной погоней за мнимыми показателями успешности и благополучия, уже давно готово вернуться к нормальным человеческим отношениям, где духовное преобладает над материальным, а понятия «справедливость», «милосердие», уважение друг к другу являются безусловными спутниками взаимных отношений.

Несмотря на некоторую эфемерность заявленных традиционных ценностей, предполагается, что именно их сохранение и укрепление позволит в дальнейшем разрешить ряд проблем, возникших в результате эволюционирования общества.

Формированию направлений государственной политики в части рассматриваемых принципов определенно предшествовал количественный и качественный анализ статистических показателей жизнедеятельности общества в целом и ее отдельных граждан.

Удручающие демографические показатели взывают к необходимости не только возрождения института крепкой надежной семьи, но и обеспечения семье и каждому ее члену достойных условий. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, семья и семейные ценности имеют важнейшее значение для всех возрастных групп населения [15, с. 58]. Именно в семье, в первую очередь, закладываются постулаты мировоззрения. По мнению Гэри С. Беккера, семья, основанная на кровном родстве, является важнейшим институтом, обеспечивающим защиту от информационной неопределенности, от бедственного материального положения. Семья, оказывая всяческую поддержку членам, в нее входящим, в традиционном обществе осуществляет помимо прочего контроль за недопустимым поведением, формируя одобряемое поведение и специализированные навыки, передаваемые от поколения к поколению [11, с. 414]. Защита семейных традиций, основанных на морально-нравственных принципах ответственности друг за друга, трансформировалась на примере отдельных семей в защиту своих фамилий как бренда, гарантирующего высококлассную репутацию. Влияние семьи в традиционном обществе распространялось на выбор профессии и выбор партнера для вступления в брак. Причем, чем выше было материальное благополучие семьи, тем сильнее было ее влияние на остальных членов.

Проводя сравнение традиций, характерных для традиционного и современного общества, Г.С. Беккер на основе экономического анализа установил существенное снижение влияния семьи на каждое последующее поколение [11]. Современное динамичное развитие экономики, мощная социальная политика государства способствует все в большей степени индивидуализации членов общества. Развитие рыночного страхования способствует ослаблению зависимости младшего поколения от старшего в материальном плане. Информационные технологии обеспечивают доступность к получению любого рода сведений без обращения к жизненному опыту и накопленным десятилетиями знаниям, носите-

лями которых выступало старшее поколение. Примечательно, но такая форма социальных отношений - независимости между членами семьи - в традиционном обществе была больше характерна для бедных семей.

Принятие любого закона обусловлено либо жизненно важной необходимостью, либо требованием веяния времени. Исследуя природу законов, немецкий философ и юрист Ф. Лассаль пришел к мнению, что «...н'Ьчто такое существуетъ и это ничто иное, какъ фактичесюя отношешя силы, существующiя въ данномъ обществ^. Фактиче-сюя отношешя силы, существующiя въ каждомъ обществ^, и являются активно-реальной силой, которая настолько опредЪляеть всЬ законы и весь правопорядокъ, что они въ своихъ существенныхъ чертахъ могутъ быть именно только такими, а не иными» [12, с. 8]. Применительно к нашему исследованию, полагаем, качество и эффективность проведения государственной политики в части защиты традиционных ценностей, могут быть обеспечены не только законодательно закрепленным перечнем обозначенных концептов, но и однозначным пониманием их содержания и принятием всеми членами общества. Здесь важно совпадение индивидуального восприятия на психическом уровне принципов выстраивания отношений в обществе и роли государства в разрешении проблем, противоречащих здоровому развитию общества. По мнению П.А. Сорокина, организация социальной группы возможна только там, где есть организация единства процесса психического взаимодействия [16, с. 111].

Реагирование общества на принятие закрепленных традиционных ценностей условно можно разделить на три категории:

1) поведение в рамках соблюдения и выполнения взаимных прав и обязанностей в отношениях между членами общества, обществом и государством;

2) поведение, выходящее за рамки установленных правил, но имеющее позитивную направленность;

3) поведение, выходящее за рамки установленных правил, противоречащее нормам, закрепленным законом и морально-нравственным представлениям общества.

Несмотря на условность представленной классификации, вполне очевидно, что «транслятором» духовно-нравственных ценностей, сформулированных государством, выступает общество. Но здесь нужно учитывать и еще один немаловажный фактор - желание самой личности быть полноценной частью общества и порядочным гражданином своего государства. Поскольку только при добровольном и осознанном отношении граждан к чувствам других людей, интересам общества и государства, возможно возрождение и сохранение традиционных ценностей.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.11.2022).

[2] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38 9271/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e/ (дата обращения: 14.11.2022).

[3] Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 14.11.2022).

[4] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс].

- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения: 14.11.2022).

[5] Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 14.11.2022).

[6] Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 14.11.2022).

[7] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 14.11.2022).

[8] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.11.2022).

[9] Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 (ред. от 25.01.2023) «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 14.11.2022).

[10] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/(дата обращения: 14.11.2022).

[11] Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории /Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 670 с.

[12] Лассаль Ф. О сущности конституции / Пер. с нем. С предисловием Эд. Берштейна. - Киев: кн. маг. С.И. Иванова и К°, 1905. - 36 с.

[13] Любимов А.П. Конфуцианство как этико-социально-политическое учение и его место в современном государственном и международном праве // Философские науки. 2015. № 3. - С. 71-77.

[14] Любимов А.П. Парламентская этика и нравственность законов // Представительная власть

- XXI век. 2007. № 16. - С. 10-14.

[15] Серебрякова А.К. Традиционные семейные ценности в современном российском обществе // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). - С. 57-59.

[16] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали /вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 624 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(data obrashcheniya: 14.11.2022).

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Feder-acii» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/942772d-ce30cfa36b671bcf19ca928e/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) «O nacional'nyh celyah i strategich-eskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(data obrashcheniya: 14.11.2022).

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_216363/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[7] Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 № 1666 (red. ot 06.12.2018) «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[8] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[9] Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 (red. ot 25.01.2023) «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172706/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[10] Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753) (red. ot 29.05.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LA W_194160/ (data obrashcheniya: 14.11.2022).

[11] Bekker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod. Izbrannye trudy po ekonomich-eskoj teorii/Per. s angl. / Sost., nauch. red., poslesl. R.I. Kapelyushnikov; predisl. M.I. Levin. - M.: GU VSHE, 2003. - 670 s.

[12] Lassal' F. O sushchnosti konstitucii / Per. s nem. S predisloviem Ed. Bershtejna. - Kiev: kn. mag. S.I. Ivanova i K°, 1905. - 36 s.

[13] Lyubimov A.P. Konfucianstvo kak etiko-social'no-politicheskoe uchenie i ego mesto v sovremen-nom gosudarstvennom i mezhdunarodnom prave // Filosofskie nauki. 2015. № 3. - S. 71-77.

[14] Lyubimov A.P. Parlamentskaya etika i nravstvennost' zakonov // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek. 2007. № 16. - S. 10-14.

[15] Serebryakova A.K. Tradicionnye semejnye cennosti v sovremennom rossijskom obshchestve // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 9 (177). - S. 57-59.

[16] Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sociologicheskij etyud ob osnovnyh formah obshchestvennogo povedeniya i morali / vstup. stat'ya, sost. i primech. V.V. Sapova. - M.: Astrel', 2006. -624 s.

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.