Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ'

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМЕШАННЫЙ ФОРМАТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднев Иван Юрьевич

Отличительной чертой нашего времени является глобальная информатизация всех сфер жизни человека, в том числе, и важнейшей из них - системы образования. Подготовка учителей-предметников в данных условиях - это не только формирование у студентов профессиональных и цифровых компетенций для будущей деятельности, но, прежде всего, воспитание основ духовности, добра, нравственности, патриотизма через преемственность традиций культуры, искусства, в том числе, и с помощью нового инструментария - дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы качественно использовать инновационные технологии с целью совершенствования и повышения устойчивости образовательной системы в информационной среде, педагогика должна быть динамичной и «гибкой», и в условиях невозможности использования традиционных методов обучения (как, например, во время пандемии), необходимо учить студентов в любом доступном формате (смешанном, гибридном, дистанционном). Завтрашние учителя, которые переступят пороги школ, должны быть подготовлены работать в любых условиях и уметь «разговаривать» с учениками на одном «языке». Статья адресована педагогам и обучающимся педагогических вузов художественного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднев Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN A MIXED FORMAT

A distinctive feature of our time is the global informatization of all spheres of human life, including the most important of them - the education system. The training of subject teachers in these conditions is not only the formation of students’ professional and digital competencies for future activities, but, above all, the education of the foundations of spirituality, goodness, morality, patriotism through the continuity of the traditions of culture, art, including with the help of new tools - distance technologies and electronic educational resources. In order to qualitatively use innovative technologies in order to improve and increase the sustainability of the educational system in the information environment, pedagogy must be dynamic and “flexible”, and in conditions where it is impossible to use traditional teaching methods (as, for example, during a pandemic), it is necessary to teach students in any available format (mixed, hybrid, remote). Tomorrows teachers who will cross the thresholds of schools must be prepared to work in any conditions and be able to “speak” with students in the same “language”. The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities in the arts.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

И. Ю. Руднев

Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.162-171 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3 (79). P. 161-171(In Rus)

Научная статья УДК 37.02

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -162-171

Специфика обучения студентов педагогических вузов в смешанном формате

Иван Юрьевич Руднев

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия E-mail: iyu.rudnev@mpgu.su

Аннотация. Отличительной чертой нашего времени является глобальная информатизация всех сфер жизни человека, в том числе, и важнейшей из них — системы образования. Подготовка учителей-предметников в данных условиях — это не только формирование у студентов профессиональных и цифровых компетенций для будущей деятельности, но, прежде всего, воспитание основ духовности, добра, нравственности, патриотизма через преемственность традиций культуры, искусства, в том числе, и с помощью нового инструментария — дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Для того чтобы качественно использовать инновационные технологии с целью совершенствования и повышения устойчивости образовательной системы в информационной среде, педагогика должна быть динамичной и «гибкой», и в условиях невозможности использования традиционных методов обучения (как, например, во время пандемии), необходимо учить студентов в любом доступном формате (смешанном, гибрид-

© Руднев И.Ю., 2022 162

ном, дистанционном). Завтрашние учителя, которые переступят пороги школ, должны быть подготовлены работать в любых условиях и уметь «разговаривать» с учениками на одном «языке».

Статья адресована педагогам и обучающимся педагогических вузов художественного профиля.

Ключевые слова: смешанный формат, электронные образовательные ресурсы, дистанционные технологии, электронные учебные курсы, электронная информационно-образовательная среда, информатизация, цифровизация, художественное образование, изобразительное искусство.

Для цитирования: Руднев И. Ю. Специфика обучения студентов педагогических вузов в смешанном формате // Ценности и смыслы. 2022. № 3(79). С.162-171. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -162-171.

Original article

THE SPECIFICS OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN A MIXED FORMAT

Ivan Yu. Rudnev

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

Abstract. A distinctive feature of our time is the global informatization of all spheres of human life, including the most important of them — the education system. The training of subject teachers in these conditions is not only the formation of students' professional and digital competencies for future activities, but, above all, the education of the foundations of spirituality, goodness, morality, patriotism through the continuity of the traditions of culture, art, including with the help of new tools — distance technologies and electronic educational resources.

In order to qualitatively use innovative technologies in order to improve and increase the sustainability of the educational system in the information environment, pedagogy must be dynamic and "flexible", and in conditions where it is impossible to use traditional teaching methods (as, for example, during a pandemic), it is necessary to teach students in any available format (mixed, hybrid, remote). Tomorrow's teachers who will cross the thresholds of schools must be prepared to work in any conditions and be able to "speak" with students in the same "language".

The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities in the arts.

Keywords: mixed format, electronic educational resources, distance technologies, electronic training courses, electronic information, and educational environment, informatization, digitalization, art education, fine arts.

For citation: Rudnev I. Yu. Specifics of teaching students of pedagogical universities in a mixed format // Values and Meanings. 2022. No. 3(79). P. 162-171. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -162-171

В условиях глобальной цифровизации системы образования, как важнейшей социальной сферы, миссией Московского педагогического государственного университета (МПГУ) — ведущего вуза национальной системы подготовки педагогических кадров — является инновационное развитие. Происходящие процессы цифровизации ставят перед МПГУ и его сотрудниками новые задачи. А именно:

- создание образцов качественного образования на базе инновационных технологий;

- продвижение российского образования, языка и культуры в страны СНГ и дальнего зарубежья;

- подготовка лидеров образования на федеральном и региональном уровнях;

- индивидуализация содержания образования;

- оценивание в зоне ближайшего развития обучающегося и его сопровождение;

- внедрение цифровых технологий и мониторинг всех процессов деятельности университета;

- модернизация образовательной среды;

- полное использование возможностей информационных технологий и электронных средств обучения для деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в очном, заочном, дистанционном, гибридном и смешанном форматах обучения;

- формирование культуры личности, воспитание патриотизма, нравственности и духовности;

- разработка и размещение на открытых онлайн-платформах обучающих онлайн-курсов и др.

Интеграция традиций и инноваций позволит повысить качество образовательного процесса и оценивания его результатов, достичь экономии трудозатрат и материальных ресурсов [3].

Одним из востребованных форматов для эффективной организации современного образовательного процесса в МПГУ в условиях цифровизации, а также активно используемый особенно во время пандемии — это смешанный формат обучения, основанный на интеграции традиционных

и дистанционных технологий и средств электронного обучения.

И хотя среди преподавателей-предметников много и «за», и «против» «электронного и дистанционного обучения», нам представляется, что противопоставлять их не совсем корректно и не оправданно, учитывая все возрастающие требования к качеству образования и подготовки специалистов для работы и жизни в цифровой среде. Необходимо учитывать все усиливающиеся тенденции развития цифровых технологий и их широкие возможности для ответа на вызовы в социальной, технологической и культурной сферах.

Современное высшее образование должно быть не только открытым и доступным, но устойчивым и эффективным, и предлагать альтернативные способы обучения различным категориям граждан, желающим получить качественное высшее образование. Сегодня появились большие возможности для осуществления дифференцированного подхода к целостному жизненному и образовательному процессу человека, а, следовательно, к выбору форм, осуществления операций, действий и форматов деятельности. Факторы целесообразности, функциональности, ускоренности и экономичности затрат времени и усилий, скорости осуществления отдельных видов деятельности, достижения образовательных результатов, играют значительную роль при выборе форматов обучения. Если выбранная форма не оказывает отрицательного влияния на результаты образования человека (обучение, воспитание, развитие, приобретение компетенций), его формирование и социализацию, то целесообразно предпочесть те форматы, которые в интегральном выражении менее затратны (по параметрам времени, труда, материальных и других видов ресурсов), и более эффективны и оптимальны для конкретного обучающегося.

Смешанный формат обучения — это естественный отклик системы образования на существующие условия и происходящие изменения. Он позволяет сочетать традиционные формы с элементами электронного и дистанционного обучения, расширить аудиторию обучающихся и фактически стереть географические границы. В МПГУ каждый год повышается число иностранных студентов, поэтому вуз должен быть готов вести качественную подготовку специалистов в различных форматах обучения, гибко реагируя на ситуацию и предъявляемые требования.

Преподавателю, работающему в современных условиях, необходимы не только педагогические компетенции, позволяющие осуществлять

процесс обучения в различных формах и с помощью различных методов и средств, но и цифровые компетенции. А это — информационная культура и грамотность, навыки проектирования и использования цифровых технологий и электронных средств обучения, способности к критическому анализу, экспериментированию, управлению образовательным процессом, а также способность быстро переключаться между онлайн и оффлайн-форматами или осуществлять их вместе.

Для создания механизмов эффективного управления инновационными процессами и с целью «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [7], достижения нового качества образования, обеспечивающего непрерывность и преемственность всех уровней образования, вуз в своей деятельности ориентируется на реальные требования времени и следующие документы:

— «Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года» (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1701) [5].

— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203) [6].

— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7].

— Национальный проект «Образование» (от 24.12.2018, протокол № 16) [2] и др.

Реализация изложенных в документах задач предусматривает не только изменение методики обучения (содержательной части, методов и форм обучения), но и кардинальную перестройку всего образовательного процесса, ориентированного на использование широких возможностей цифровых технологий и электронных средств обучения, вследствие чего система высшего образования постепенно переходит на новые форматы обучения (смешанный, дистанционный и др.) и компетентностный уровень подготовки специалистов, умеющих самостоятельно учиться в новой цифровой образовательной среде и использовать полученные знания и умения на практике.

«Дистанционное сопровождение образовательного процесса как совокупность информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие и быструю доставку обучающимся изучаемого материала в удаленном режиме, для студентов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) осуществляется на базе образовательной платформы дистанционного обучения LMS MOODLE» [4].

«ИнфоДа Moodle — это система электронной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения в МПГУ, содержащая электронные образовательные ресурсы и обеспечивающая взаимодействие между участниками образовательного процесса» [1].

Базовой основой дистанционного и смешанного форматов обучения в информационно-образовательной среде вуза, равно как и основным компонентом научно-методического обеспечения дидактического процесса в условиях цифровизации, являются электронные средства обучения: электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебные курсы (ЭУК), электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) и др.

«Электронные учебные курсы, размещенные на платформе ИнфоДа Moodle МПГУ, представляют собой информационную систему комплексного назначения, которая обеспечивает реализацию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения» [1].

В системе смешанного или дистанционного обеспечения каждый ЭУК «призван обеспечить непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, тренировочную, учебную и информационно-поисковую деятельность, а также контроль уровня знаний» [1].

Базовой основой педагогического проектирования ЭУК являются принципы традиционной дидактики, которые координируют весь образовательный процесс, и принципы менеджмента — основные положения, которые реализуются в процессе педагогической деятельности, такие как: принцип мотивации и компетентности, учет интересов и потребностей, принципы интеграции, вариативности, гибкости и открытости, непрерывного развития, преемственности и др.

Именно с помощью качественно спроектированных ЭУК студенты учатся организовывать свою учебную деятельность, приобретают навыки информационной и коммуникационной грамотности и безопасности.

Поэтому каждый электронный учебный курс должен быть не только предметной базой, но и островком межкультурной коммуникации. С учетом роста числа иностранных студентов, поступающих учиться в МПГУ, многие абитуриенты ориентируются именно на смешанный и дистанционный форматы обучения. С использованием ЭУК создается возможность формирования у иностранных и российских студентов уважительного отношения к российской истории, искусству и культуре, продвижения качественного высшего образования и культурного международного обмена.

При столь пристальном внимании педагогического сообщества к проблемам дистанционного образования существует еще много нерешенных проблем, таких как: интеграция традиций и инноваций, психологическая перестройка профессорско-преподавательского состава к восприятию инноваций и др.

Сегодня необходимо ориентироваться не на принципиальную новизну инновационных технологий и средств обучения, а постараться органично вписать новый инструментарий в современный культурный контекст, придав высшему педагогическому образованию новые смыслы, расширив и обогатив существующие традиции на новой научно-технологической базе.

Необходимо также признать и тот факт, что возможности традиционных средств обучения (бумажных) в век стремительного развития цифровых технологий, все-таки ограничены и в то же время затратны (выпуск новых учебников дело не быстрое и недешевое). Они не обладают в достаточной мере совокупностью представления графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации в одном ресурсе, а также динамизмом обучающего процесса, диалоговыми возможностями, функциями контроля, диагностики, координации, то есть, функциями управления и координации процесса обучения в любой заданный момент времени.

Использование смешанного формата в образовательном процессе педагогического вуза позволит:

— обеспечить инновационный характер базового образования, не отторгая традиционной системы преподавания;

— обновить содержание образования;

— подготовить квалифицированных специалистов для работы в новой цифровой среде;

— индивидуализировать образовательный процесс, сделав его открытым, доступным и дифференцированным для различных категорий обучающихся, в т.ч. для иностранных студентов и студентов с ОВЗ;

— расширить границы охвата качественным высшим образованием от ведущего вуза страны;

— создать качественные локальные, а затем и открытые ресурсные базы знаний по различным учебным дисциплинам, обобщив, переложив и умножив бесценный опыт многих поколений педагогов, психологов, методистов МПГУ в цифровой вид, в электронные образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, доступные для различных категорий пользователей;

— осуществлять эффективное управление образовательным процессом.

Таким образом, смешанный формат с использованием цифровых технологий и средств электронного обучения делает образовательный процесс более доступным, гибким и автономным. Студенты получают более персонализированный опыт обучения, самостоятельно организуя время и место занятий, преподаватели адаптируют процесс обучения к потребностям разных категорий обучающихся. Все это в целом позволяет эффективно управлять педагогическим процессом, более точно анализировать и корректировать качество образования, выявлять талантливых и одаренных обучающихся, проектировать индивидуальные программы обучения.

«Обучение в смешанном или дистанционном формате даст положительные результаты лишь при определенных условиях:

— если будут разработаны качественные электронные средства обучения;

— если студент на момент введения смешанного или дистанционного формата обучения уже имеет определенный опыт и практические навыки работы на очных занятиях;

— если обучающийся знаком с информационными технологиями и владеет в определенной степени программными средствами;

— если у студентов высокий уровень самомотивации, самоорганизации и ответственности, есть желание учиться в любых условиях;

— и, конечно же, главную роль в любом формате обучения играет сам педагог, его знания, опыт, умение заинтересовать обучающихся, наладить сотрудничество с аудиторией» [4].

Литература

1. Методические рекомендации по разработке электронных учебных курсов на платформе ИнфоДа Moodle МПГУ. Утверждены Учебно-методическим советом МПГУ, протокол от 24.02.2022, № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu. su/obrazovanie/distancionnoe-obuchenie/metodicheskie-rekomendacii-prepodavatel-jam/ (дата обращения: 06.04.2022).

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 07.04.2022).

3. Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» на 2016-2030 годы [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/novosti/programma-strategicheskogo-razvitiya-mpgu-na-2016-2030-god-prinyata-resheniem-konferentsii-rabotnikov-i-obuchayushhihsya-mpgu/ (дата обращения: 08.04.2022).

4. Руднев И. Ю. Особенности применения электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в высшем художественно-педагогическом образовании/ И. Ю. Руднев, С. Е. Игнатьев // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С. 325-333.

5. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 N1701) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc 11772942395c6357491e784f/ (дата обращения: 07.04.2022).

6. Указ Президента РФ от 09.05.2017. N203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 07.04.2022).

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 14.03.2022).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Ш73-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 14.03.2022).

References

• Metodicheskie rekomendacii po razrabotke elektronnyh uchebnyh kursov na platforme InfoDa Moodle MPGU. Utverzhdeny Uchebno-metodicheskim sovetom MPGU, pro-tokol ot 24.02.2022, № 3 [Elektronnyj resurs]. URL: http://mpgu.su/obrazovanie/distan-cionnoe-obuchenie/metodicheskie-rekomendacii-prepodavateljam/ (data obrashcheni-ya: 06.04.2022). [In Rus].

• Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_319308/ (data obrashcheniya: 07.04.2022). [In Rus].

• Programma strategicheskogo razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byudzhet-nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Moskovskij peda-gogicheskij gosudarstvennyj universitet» na 2016-2030 gody [Elektronnyj resurs]. URL: http://mpgu.su/novosti/programma-strategicheskogo-razvitiya-mpgu-na-2016-2030-god-prinyata-resheniem-konferentsii-rabotnikov-i-obuchayushhihsya-mpgu/ (data obrashcheniya: 08.04.2022). [In Rus].

• Rudnev I. Yu. Osobennosti primeneniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i dis-tancionnyh tekhnologij v vysshem hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii/ I. Yu. Rudnev, S. E. Ignat'ev // CITISE. 2021. № 4. S.325-333. [In Rus].

• Strategicheskie prioritety v sfere realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii \"Razvitie obrazovaniya\" do 2030 goda (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 07.10.2021 N1701) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (data obrashcheniya: 07.04.2022). [In Rus].

• Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017. N203 \"O Strategii razvitiya informacionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody\". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya: 07.04.2022). [In Rus].

• Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018. № 204 «O nacional'nyh celyah i stra-tegicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038?inde x=1&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 14.03.2022). [In Rus].

• Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N273-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (data obrashcheniya: 14.03.2022). [In Rus].

Информация об авторе

И. Ю. Руднев — кандидат педагогических наук, доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н. Н. Ростовцева, доцент кафедры живописи, художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета

Information about the author

Ivan Yu. Rudnev — PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Methods of Teaching Fine Arts named after N. N. Rostovtsev, Associate Professor of the Department of Painting, Artistic and Graphic Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 29.06.2022; принята к публикации 04.07.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 29.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.