Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая культура / экологическое просвещение / межведомственный проект / устойчивое развитие / environmental culture / environmental education / interdepartmental project / sustainable development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзятковская Е. Н., Парфенов М. А., Шленова В. М., Кошкарева Л. Г.

В статье рассмотрена педагогическая проблема ценностно-мировоззренческой целостности экологического образования и просвещения, реализуемых в регионах разными организациями, в разное время, в разных формах, и ее решение на основе базовой модели экологической культуры, разработанной в Институте стратегии развития образования Российской академии образования. Обосновывается актуальность координации мероприятий в области экологического образования и просвещения в целях повышения их воспитательной эффективности по формированию у населения современной экологической культуры, соответствующей решению задач устойчивого развития страны. В качестве основы для такой координации предлагается использование базовой модели экологической культуры личности, включающей инвариантные структурные, функциональные и интегральные компоненты, характерные для всех видов экологической культуры (бытовой и профессиональной, городской и сельской, северной и южной и т.д.), а именно: язык, в том числе ключевые экологические понятия и архетипические культурные концепты; противоречия экологического сознания человека как биосоциального существа; ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты, обеспечивающие культурную самоидентификацию личности. В своей совокупности они направлены на формирование у человека способности и готовности решать экологические проблемы разного уровня. Рассмотрен пример координации экологического образования и просвещения на основе базовой модели экологической культуры в Байкальском регионе. На примере межведомственного экологического образовательно-просветительского проекта «ЭКО-поколение» (ЭКО: Экология, Культура, Образование) показаны возможности координации экологических мероприятий разных ведомств и организаций на основе общности их терминологии, символики, ключевых идей, ценностей, мировоззренческих установок и индикаторов, отражающих инварианты базовой модели экологической культуры. Предложенные в проекте «ЭКО-поколение» способы координации экологических мероприятий на основе инвариантов базовой модели экологической культуры могут быть использованы в любом регионе для создания единого экологического образовательно-просветительского и воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE REGION BASED ON THE BASIC MODEL OF THE PERSONAL ECOLOGICAL CULTURE

The article deals with the pedagogical problem of value and ideological integrity of environmental education and awareness, implemented in the regions by different organizations, at different times, in different forms, and its solution based on the basic model of environmental culture, developed by the Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education. The urgency of coordination of measures in the field of ecological education and awareness in order to increase their educational efficiency for formation of modern ecological culture, corresponding to the objectives of sustainable development of the country, is substantiated. As a basis for such coordination it is proposed to use a basic model of personal environmental culture, including invariant structural, functional and integral components, typical for all types of environmental culture (household and professional, urban and rural, northern and southern, etc.), namely: language, including key environmental concepts and archetypal cultural concepts; contradictions of human environmental consciousness as a biosocial being; value, technological and personal-creative components In their totality they are aimed at forming a person’s ability and readiness to solve environmental problems of different levels. The article describes the example of coordinating environmental education and awareness based on the basic model of ecological culture in the Baikal region. On the example of an interdepartmental environmental education and awareness project “ECO-generation” (ECO: Ecology, Culture, Education) the opportunities of coordination of environmental activities of different agencies and organizations based on the commonality of their terminology, symbols, key ideas, values, attitudes and indicators that reflect the invariants of the basic model of the environmental culture are demonstrated. The ways of coordination of ecological events based on the invariants of the basic model of ecological culture proposed in the “ECO-generation” project can be used in any region to create a single ecological educational and upbringing space.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Е. Н. Дзятковская

А. Парфенов

. Шленова

Л. Г. Кошкарева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С.94-107. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 94-107.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-94-107

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Елена Николаевна Дзятковская1, Максим Александрович Парфенов2, Вера Михайловна Шленова3, Людмила Георгиевна Кошкарева4

1 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия

2 Министерство образования Иркутской области, Иркутск, Россия

3 Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», Иркутск, Россия

4 Центр развития дополнительного образования детей, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена педагогическая проблема ценностно-мировоззренческой целостности экологического образования и просвещения, реализуемых в регионах разными организациями, в разное время, в разных формах, и ее решение на основе базовой модели экологической культуры, разработанной в Институте стратегии развития образования Российской академии образования. Обосновывается актуальность координации мероприятий в области экологического образования и просвещения в целях повышения

© Дзятковская Е. Н., 2022 © Парфенов М. А., 2022 © Шленова В. М., 2022 © Кошкарева Л. Г., 2022

их воспитательной эффективности по формированию у населения современной экологической культуры, соответствующей решению задач устойчивого развития страны. В качестве основы для такой координации предлагается использование базовой модели экологической культуры личности, включающей инвариантные структурные, функциональные и интегральные компоненты, характерные для всех видов экологической культуры (бытовой и профессиональной, городской и сельской, северной и южной и т.д.), а именно: язык, в том числе ключевые экологические понятия и архетипические культурные концепты; противоречия экологического сознания человека как биосоциального существа; ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты, обеспечивающие культурную самоидентификацию личности. В своей совокупности они направлены на формирование у человека способности и готовности решать экологические проблемы разного уровня. Рассмотрен пример координации экологического образования и просвещения на основе базовой модели экологической культуры в Байкальском регионе. На примере межведомственного экологического образовательно-просветительского проекта «ЭКО-поколение» (ЭКО: Экология, Культура, Образование) показаны возможности координации экологических мероприятий разных ведомств и организаций на основе общности их терминологии, символики, ключевых идей, ценностей, мировоззренческих установок и индикаторов, отражающих инварианты базовой модели экологической культуры. Предложенные в проекте «ЭКО-поколение» способы координации экологических мероприятий на основе инвариантов базовой модели экологической культуры могут быть использованы в любом регионе для создания единого экологического образовательно-просветительского и воспитательного пространства.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое просвещение, межведомственный проект, устойчивое развитие

Благодарности. Статья подготовлена в рамках Государственного задания «Разработка базовой модели экологической культуры в интересах устойчивого развития России и ее конкретизация для системы общего образования», № 073-03-2022-130/2 от 04.02.2022.

Для цитирования: Дзятковская Е. Н., Парфенов М. А., Шленова В. М., Кошкарева Л. Г. Организация экологического образования и просвещения в регионе на основе базовой модели экологической культуры личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 94-107. аок 10.24412/2224-0772-2022-85-94-107

Original article

ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE REGION BASED ON THE BASIC MODEL OF THE PERSONAL ECOLOGICAL CULTURE

Elena N. Dzyatkovskaya1, Maksim A. Parfenov2, Vera M. Shlyonova3, Lyudmila G. Koshkareva4

1 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2 Ministry of Education of the Irkutsk Region, Irkutsk, Russia

3 Irkutsk Regional Branch of the All-Russian Society for Nature Conservation, Irkutsk, Russia

4 Center for the Development of Children's Supplementary Education, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Abstract. The article deals with the pedagogical problem of value and ideological integrity of environmental education and awareness, implemented in the regions by different organizations, at different times, in different forms, and its solution based on the basic model of environmental culture, developed by the Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education. The urgency of coordination of measures in the field of ecological education and awareness in order to increase their educational efficiency for formation of modern ecological culture, corresponding to the objectives of sustainable development of the country, is substantiated. As a basis for such coordination it is proposed to use a basic model of personal environmental culture, including invariant structural, functional and integral components, typical for all types of environmental culture (household and professional, urban and rural, northern and southern, etc.), namely: language, including key environmental concepts and archetypal cultural concepts; contradictions of human environmental consciousness as a biosocial being; value, technological and personal-creative components In their totality they are aimed at forming a person's ability and readiness to solve environmental problems of different levels. The article describes the example of coordinating environmental education and awareness based on the basic model of ecological culture in the Baikal region. On the example of an interdepartmental environmental education and awareness project "ECO-generation" (ECO: Ecology, Culture, Education) the opportunities of coordination of environmental activities of different agencies and organizations based on the commonality of their terminology, symbols, key ideas, values, attitudes and indicators that reflect the invariants of the basic model of the environmental culture are demonstrated. The ways of coordination of ecological events based on the invariants of the basic model of ecological culture proposed in the "ECO-generation" project can be used in any region to create a single ecological educational and upbringing space.

Keywords: environmental culture, environmental education, interdepartmental project, sustainable development

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the State Assignment "Development of a basic model of ecological culture in the interests of the sustainable development of Russia and its specification for the general education system", No. 073-03-2022-130/2 of 04.02.2022.

For citation: Dzyatkovskaya E. N., Parfenov M. A., Shlyonova V. M., Koshkareva L. G. Organization of environmental education and enlightenment in the region based on the basic model of the personal ecological culture. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):94-l07. (In Russ.). htpps/doi. org/10.24412/2224-0772-2022-85-94-107

Актуальность

«Еще в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило»

(В. В. Путин) [3].

В XXI веке стала очевидной бесперспективность модели цивилизации, которая не считается с возможностями биосферы. Настало время осознания необходимости перехода к модели устойчивого, биосферо-совместимого развития для выживания человечества. Но осуществить такой переход способен не столько технологический прогресс, сколько изменение ценностных установок, мотивов, мировоззрения и поведения людей [7; 14]. Для этого необходимы и наука экология, способная обосновать границы дозволенного природой изменения окружающей среды и сформировать научную экологическую картину мира, и культура как совокупность ценностей, традиций и исторического опыта поколений следовать мудрости природы, отказываясь от роли ее «хозяина», и образование, которое, опираясь на науку и культуру, формирует у человека экологическую культуру — знания, отношения, способы деятельности в окружающей природной среде. Глобальность экологических проблем убеждает, что эти направления действий не могут ограничиваться только формальным образованием, а должны охватывать все сферы жизни общества, все его информационно-коммуникативные ресурсы, исполь-

зовать широкие возможности просвещения. Так, в 2017 году на берегах Байкала зародилась идея «ЭКО-поколения» (ЭКО: Экология, Культура, Образование) — просветительского движения в интересах экологически устойчивого развития Байкальского региона, объединяющего добровольцев от совсем юных до представителей «серебряных» поколений, гражданских, государственных и бизнес-структур.

Проект разработан и реализуется усилиями Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны природы, министерства образования Иркутской области, министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области и министерства культуры и архивов Иркутской области. «ЭКО-поколение» — проект общественного движения молодежи и людей старшего поколения, которое соединяет экологическое и патриотическое воспитание населения и направлено на сбережение для будущих поколений духовного центра России — Байкала: его природного разнообразия и многонационального культурного наследия. Цель движения — накопление в обществе критической массы людей — носителей идей и ценностей устойчивого развития, готовых показывать пример ответственного потребления и экологически безопасной созидательной деятельности на берегах Байкала, вносить реальный практический вклад в создание в регионе и стране «зеленой экономики».

Потребность в таком эколого-просветительском проекте, с одной стороны, была обусловлена возрастанием роли экологической тематики во всех сферах жизни общества и каждого человека — от вопросов обеспечения национальной безопасности страны до культуры потребления и здорового образа жизни каждого гражданина. С другой стороны, в постиндустриальном обществе, в условиях нарастания темпов изменения условий жизни у населения возросла объективная потребность в обновлении экологической информации, в том числе о возможностях личного вклада в сохранение Байкала и создание в регионе устойчивой модели социально-экономического развития. И, наконец, третье обстоятельство — в условиях усиления конкуренции и изменения соотношения сил на мировой арене экологическая тематика оказалась на переднем крае не только социально-экономических преобразований, но и идеологического противоборства. Это не случайно. Ведь вопросы экологии входят во все области обеспечения национальной безопасности страны — государственную, общественную, информационную, экономическую, транспортную, энергетическую, а также безопасность

личности. Экологическая составляющая присутствует во всех базовых, сформировавшихся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, нормах морали и нравственности, которые позволяют сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых результатов в развитии общества и личности [10].

Необходимость повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии и устойчивого развития была зафиксирована еще в 2002 году, в Экологической доктрине Российской Федерации [13]. В ней предусматривалось «создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения»; «включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса»; «усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности; ...государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование; разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации» [13], что, к сожалению, по большинству пунктов до сих пор не выполнено. Сегодня экологическая культура населения остается на низком уровне, о чем говорится в Указе Президента Российской Федерации «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» [9]. Вопросы устойчивого развития остаются малопонятными для многих граждан.

Проблема заключается в том, что при обилии экологических мероприятий, в которых участвуют дети и молодежь, они не скоординированы между собой по направленности на формирование экологической культуры граждан, носят узкоутилитарный характер, не позволяя «увидеть большее, пренебрегая меньшим», практически не реализуют ценностно-мировоззренческий потенциал экологических акций [6].

Поэтому острота задачи формирования экологической культуры населения сохраняется. Экологическая культура населения рассматривается как фактор обеспечения культурного суверенитета нашей страны и ее национальной безопасности [10], как условие общероссийской, гражданской и культурной идентичности граждан, реализации их

конституционных прав на здоровую и безопасную окружающую среду [4; 9]. Сохраняет свою актуальность и проблема вовлечения разных возрастных групп населения в сохранение, возрождение и восстановление утраченных или искаженных традиционных базовых ценностей и культурных норм россиян как условие противостояния насаждению чуждых российской культуре идеалов и ценностей вседозволенности, потребительского отношения к природе, противоречащих духовно-нравственным традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации. Академик Н. Н. Моисеев писал: «Лидером наступающего века станет не та страна, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая современная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям» [6].

Результаты

Важнейшим социальным механизмом оперативного распространения новой общественно значимой экологической информации, включения в общественное сознание ценностей устойчивого развития и формирования у населения экологической культуры могут выступить согласованные действия экологического образования и просвещение. Экологическое просвещение — важнейший социальный механизм оперативного распространения новой общественно значимой экологической информации, включения в общественное сознание ценностей устойчивого развития, формирования у населения экологической культуры не вчерашнего, а завтрашнего дня.

Теоретико-методологической основой реализации проекта выступает разработанная в Институте стратегии развития образования базовая модель экологической культуры личности, которая включает инвариантные структурные, функциональные и интегрирующие их компоненты. Так, к инвариантным компонентам базовой модели экологической культуры были отнесены ценностный и технологический компоненты, к функциональным — личностно-творческий компонент (самоидентификация в экологической культуре и культуротворчество), к объединяющим их компонентам — общий язык, в том числе ключевые экологические понятия и архетипические культурные концепты, и опыт решения противоречий экологического сознания человека как биосоциального существа. В своей совокупности они отражают общие компоненты

разных видов экологической культуры (бытовой и профессиональной, городской и сельской, северной и южной и т.д.) и направлены на формирование у человека способности и готовности решать экологические проблемы разного уровня.

Выполненная разработка базовой модели экологической культуры личности послужила основанием для проектирования внутренней целостности, согласованности движения «ЭКО-поколение» в Байкальском регионе. «ЭКО-поколение» — это общественное движение, которое соединяет экологическое и патриотическое образование, просвещение и воспитание населения и направлено на сбережение для будущих поколений духовного центра России — Байкала, его природного разнообразия и многонационального культурного наследия.

Иркутская область — территория уникального природного и культурного наследия россиян и всего мира. Байкал — это больше, чем «объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО», «уникальный геологический объект», «лимнологическое чудо», «крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов)», водная экосистема, в которой обитает 745 эндемичных животных и 150 эндемичных видов растений [1]. Байкал — это священное для души каждого россиянина озеро-море, символ и гордость России, ее «жемчужина», воспетая поэтами и рождающая шедевры человеческого созидательного гения. Это и территория тревог и совести каждого россиянина.

Начало идее и движению «ЭКО-поколение» положил Первый Байкальский международный экологический водный форум (2017 г.), собравший ученых и педагогов из 40 стран мира, экспертов ЮНЕСКО. На Втором Байкальском международном экологическом водном форуме (2018 г.) была принята Концепция «ЭКО-поколения» и проведена презентация книги «ЭКО-поколение. Мои экологические привычки» — своеобразной декларации этого движения. Участниками движения являются волонтеры разных возрастов, дети и молодежь, учащиеся и работающие, семьи, пенсионеры, люди разных профессий, представители государственных, гражданских и бизнес-структур.

Проект направлен на развитие мотивации молодежи, населения повышать свою экологическую грамотность, сотрудничать для поддержания и улучшения экологического качества окружающей среды; действовать предосторожно; ценить природу как источник духовного развития, мудрости, красоты, здоровья; переосмысливать и перепроектировать

свой образ жизни и хозяйствования в интересах устойчивого развития общества и природы; вести работу по экологическому просвещению в своем окружении о недопустимости экологического эгоизма, вандализма, экологического терроризма, пропаганды идеологии «золотого миллиарда», «раскачивания лодки» военными и иными конфликтами в условиях неустойчивого мира.

Цель эколого-просветительского проекта «ЭКО-поколение» имеет комплексный характер, следовательно, она может достигаться только путем консолидации усилий органов регионального и местного самоуправления, природоохранных, образовательных, информационных, общественных структур и бизнеса, способных организовывать и поддерживать экологическое движение в интересах устойчивого развития Байкальского региона.

Начало взаимодействию государственных, гражданских и бизнес-структур региона в интересах устойчивого развития было положено еще в начале 90-х годов благодаря инициативе академика В. А. Коптюга, участвовавшего в подготовке Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Как известно, результатом работы конференции стало подписание всеми странами Повестки дня на XXI век и ряда международных соглашений, которые в совокупности представили основу Концепции устойчивого развития [5].

Сегодня крупные компании Иркутской области — Иркутская нефтяная компания, En+Group, Сбербанк, Восточно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», осознают важность глобальных трендов в контексте устойчивого развития и активно работают над внедрением лучших ESG-практик (Environmental, Social and Governance — воздействие на окружающую среду, социальная ответственность, корпоративные стандарты управления) в свои бизнес-стратегии, учитывая особенности региона присутствия, и проявляют интерес к участию в эколого-про-светительской деятельности [8; 12].

В условиях готовности региона к реализации эколого-просвети-тельского межведомственного проекта встала задача разработки его психолого-педагогического обеспечения, включая не только единую воспитательную направленность всех мероприятий, проводимых разными ведомствами в разное время в разных формах, но и целостность их длительного воспитательного воздействия на личность — по осмыслению экологической информации, пониманию ее мировоззренческого

содержания, формированию адекватной экологической картины мира, включению нового опыта экологических отношений в повседневную практическую деятельность.

Формой организации межведомственного взаимодействия в области экологического просвещения выступили так называемые экологические старт-проекты.

Экологические старт-проекты — сквозные межведомственные проекты, включающие мероприятия, проводимые в разное время разными организаторами в разных формах, но сходные в том, что все они направлены на понимание экологического императива — центрального понятия базовой модели экологической культуры. Экологический императив — это границы допустимой активности человека, определяемые объективными запретами (табу) природы, которые «не зависят от воли человека». Это объективные основания ограничения потребления и использования природных ресурсов, несоблюдение которых приводит к необратимым вредным последствиям для здоровья и жизни людей и для состояния окружающей среды: к потере необходимых для жизни человека природных благ, которые невозможно заменить искусственным путем (состав атмосферы, ландшафты, биоразнообразие, озоновый слой, климат, эстетические качества окружающей среды) [7].

Экологический императив — центральная категория современного экологического мировоззрения. Его значение раскрывается через понимание целостности мира; экосистемной формы организации жизни; общности среды жизни на планете для всех людей; взаимосвязей природных, социальных и экономических процессов; локального и глобального; настоящего, прошлого и будущего. Экологический императив определяет роль природного разнообразия как условия сохранения экологического качества природной среды; роль культурного разнообразия как условия здорового общества. Экологический императив обосновывает объективность ограничений деятельности человека со стороны природы; неизбежность соблюдения меры изменений окружающей среды и учета природных ресурсов, которые не безграничны; принципиальную возможность гармонизации общества и природы [2; 11].

Помимо категории экологического императива объединяющим началом для экологических образовательных и просветительских мероприятий «ЭКО-поколения» выступает их регенеративный характер: формирование основ культуры устойчивого развития для устойчивого

будущего региона преемственно с эколого-культурными корнями прошлого и настоящего Иркутской области. Инвариантной направленностью всех мероприятий выступает их культуротворческий характер и культурная идентификация личности в условиях освоения культурных универсалий, решения проблем опережающей социализации и освоения новых социальных ролей.

Опирающиеся на базовую модель экологической культуры межведомственные старт-проекты направлены на преодоление фрагментарности экологических знаний, освобождение населения от экологических мифов и заблуждений, противодействие экологической дезинформации. Они помогают устанавливать содержательные связи между формальным и неформальным образованием и просвещением, разъяснять населению идеи устойчивого развития, учат видеть за привычными экологическими мероприятиями решение проблем сохранения качества окружающей среды, здоровья населения, развития экономики региона и повышения качества жизни.

Совокупность экологических старт-проектов направлена на рефлексию значения и значимости экологического императива для жизни общества, семьи, каждого человека, «зеленых» производств, сохранения здоровья населения, экологического качества окружающей среды.

Сформулированные темы сквозных межведомственных старт-проектов: «Природное разнообразие», «Культурное наследие», «Экологическая безопасность», «Экологическое творчество», охватывают разные направления применения экологического императива для решения экологических проблем региона и каждого гражданина.

Основой внутренней целостности каждого экологического старт-проекта выступают общие для организаторов разнообразных мероприятий методические рекомендации, в которых представлены: название старт-проекта, его направленность и ключевые идеи (что не исключает их дополнения специфическими задачами, решаемыми в каждом отдельном мероприятии); термины, знаки, символы, образы, раскрывающие сущность рассматриваемого направления проявления экологического императива; а также общие индикаторы ожидаемых результатов, которые могут дополняться специальными показателями. Каждый экологический старт-проект обеспечивает его участников книжками-малышками, в которых в популярной, образной форме раскрывается сущность экологических ценностей, экологической культуры XXI века.

Такая форма организации просветительской работы позволяет ее участникам понять существенные, а не поверхностные связи между мероприятиями, в которых они участвуют, несмотря на их значительные отличия друг от друга по содержанию, методам, формам и времени проведения, повышает социокультурную и личностную значимость мероприятий, их воспитательный эффект. Старт-проекты побуждают участников инициировать собственные проекты, организовывать процесс экологического самообразования. Важно, что при этом преодолевается мозаичность и фрагментарность экологических знаний, получаемых человеком из разных источников, реализуется базовая модель экологической культуры личности [6].

Старт-проекты, опирающиеся на инварианты базовой модели экологической культуры личности и обеспеченные методически, позволяют педагогам общего и профессионального образования систематизировать тематику учебно-исследовательских работ и учебных проектов, предлагаемых для обучающихся, соотнести требования ФГОС с задачами ЮНЕСКО по образованию и просвещению в области окружающей среды и устойчивого развития [14; 15].

Заключение

В условиях возрастающей значимости экологической тематики во всех сферах жизни человека и государства, обострения вопросов экологической безопасности и культурного суверенитета страны крайне своевременной является разработка инструмента координации экологического образования и просвещения в регионах — базовой модели экологической культуры личности. Инварианты базовой модели экологической культуры позволяют обеспечивать ценностно-мировоззренческую координацию многочисленных разнообразных мероприятий экологической направленности, которые проводятся разными ведомствами в разное время в разных формах. Предложенные в проекте «ЭКО-поколение» способы координации экологических мероприятий на основе инвариантов базовой модели экологической культуры могут быть использованы в любом регионе для создания единого экологического образовательно-просветительского и воспитательного пространства.

Список источников

1. Байкал — наследие ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://u-n-e-s-c-o.ru/baykal.

php (дата обращения: 29.03.2022).

2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 116-128.

3. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/53602 (дата обращения: 29.03.2022).

4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 29.03.2022).

5. Коптюг В. А. Устойчивое развитие цивилизации и место в нем России — проблемы формирования национальной стратегии // Наука в Сибири. 2011. № 23. С. 4-5.

6. Моисеев Н. Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка. М.: МНЭПУ, 1994. 21 с.

7. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.

8. Отчеты об устойчивом развитии. Социальная ответственность [Электронный ресурс]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9386/page/103290?id=17643#main-header (дата обращения: 06.04.2022).

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 400 от 02.07. 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/ (дата обращения: 29.03.2022).

10. Пустовалова В. В., Осипова О. А., Казадаева Т. В. Азбука работы с «Зелеными аксиомами». М.: Перо, 2018. 168 с.

11. О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента № 176 от 19.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215668/71330e43fc48d840d45e7c44eb8e184f03207692/ (дата обращения: 29.03.2022).

12. Устойчивое развитие Иркутской нефтяной компании [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskoil.ru/sustainable-development/ (дата обращения: 06.04.2022).

13. Экологическая доктрина Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/8-10220.html (дата обращения: 29.03.2022).

14. Education for sustainable development: a roadmap // UNESCO. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (дата обращения: 29.03.2022).

15. Education 2030. Incheon declaration // UNESCO. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-im-plementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (дата обращения: 29.03.2022).

References

1. Bajkal — nasledie YuNESKO [Elektronnyj resurs]. URL: http://u-n-e-s-c-o.ru/baykal.php (data obrashcheniya: 29.03.2022). [In Rus].

2. Dzyatkovskaya E. N., Zahlebnyj A. N. Gumanitarizaciya ekologicheskogo obrazovaniya kak vektor ego razvitiya do 2030 g. // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2021. № 1 (33). S. 116-128. [In Rus].

3. Zasedanie Gosudarstvennogo soveta po voprosu ob ekologicheskom razvitii Rossijskoj Federacii v interesah budushchih pokolenij [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/53602 (data obrashcheniya: 29.03.2022). [In Rus].

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 29.03.2022). [In Rus].

5. Koptyug V. A. Ustojchivoe razvitie civilizacii i mesto v nem Rossii — problemy formirovaniya nacional'noj strategii // Nauka v Sibiri. 2011. № 23. S. 4-5. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Moiseev N. N. Sistema «Uchitel'» i sovremennaya ekologicheskaya obstanovka. M.: MNEPU, 1994. 21 s. [In Rus].

7. Moiseev N. N. Universum. Informaciya. Obshchestvo. M.: Ustojchivyj mir, 2001. 198 s. [In Rus].

8. Otchety ob ustojchivom razvitii. Social'naya otvetstvennost' [Elektronnyj resurs]. URL:

https://company.rzd.ru/ru/9386/page/103290?id=17643#main-header (data obrashcheniya: 06.04.2022). [In Rus].

9. O strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta № 176 ot 19.04.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_215668/71330e43fc48d840d45e7c44eb8e184f03207692/ (data obrashcheniya: 29.03.2022).

10. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF № 400 ot 02.07. 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (data obrashcheniya: 29.03.2022).

11. PustovalovaV. V., Osipova O. A., Kazadaeva T. V. Azbuka raboty s «Zelenymi aksiomami». M.: Pero, 2018. 168 s. [In Rus].

12. Ustojchivoe razvitie Irkutskoj neftyanoj kompanii [Elektronnyj resurs]. URL: https://irkutskoil. ru/sustainable-development/ (data obrashcheniya: 06.04.2022). [In Rus].

13. Ekologicheskaya doktrina Rossijskoj Federacii: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 № 1225-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://helpiks.org/8-10220.html (data obrashcheniya: 29.03.2022). [In Rus].

14. Education for sustainable development: a roadmap // UNESCO. 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (data obrashcheniya: 29.03.2022).

15. Education 2030. Incheon declaration // UNESCO. 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (data obrashcheniya: 29.03.2022).

Информация об авторах

Е. Н. Дзятковская — доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник М. А. Парфенов — министр В. М. Шленова — председатель Л. Г. Кошкарева — методист

Information about the authors

E. N. Dzyatkovskaya — PhD (Biology), Professor, Leading researcher M. A. Parfenov — Minister V. M. Shlyonova — Chairman L. G. Koshkareva — Methodist

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 11.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 11.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.