Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ЗАДАЧА ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ЗАДАЧА ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНДИКАТОР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HUMANIZATION / HUMANITARIANIZATION / INDICATOR / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Елена Николаевна

Статья рассматривает гуманизацию и гуманитаризацию образовательной среды как средства формирования культурных ценностей устойчивого развития. В контексте устойчивого развития проанализированы новые значения и результаты гуманизации и гуманитаризации. Определено, что гуманизм в ноосферной проблематике приобретает экологическое измерение, включая интеграцию в смысловые установки деятельности человека его биосферной роли, экологического императива, экологически ответственного мировоззрения. Гуманитаризация образовательной среды рассматривается как средство продвижения в образование базовой ценности современности - культуры устойчивого развития. В контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру рассмотрен информационный компонент образовательной среды антропоэкосистем, как условие и как средство обучения и воспитания. Выявлено, что гуманитаризация информационного компонента образовательной среды в контексте устойчивого развития имеет интегративный, транспредметный, диалогичный и общеинституциональный характер, эко- и природоцентрированную ценностно-мировоззренческую направленность. В качестве индикаторов, целостно отражающих эти характеристики гуманитаризации, рассмотрены глобальная компетенция; динамика культурных концептов под влиянием изучаемых научных понятий; культурная картина мира, в основе которой - современная научная картина мира; функциональная эколого-культурная грамотность, опирающаяся на функциональную экологическую грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE CHALLENGE OF HUMANIZATION AND HUMANITARIANIZATION

The article considers humanization and humanitarianization of the educational environment as a means of forming cultural values of sustainable development. New meanings and results of humanization and humanitarianization are analyzed in the context of sustainable development. It is defined that humanism in a noosphere problem acquires ecological dimension, including integration of its biosphere role, ecological imperative, ecologically responsible world outlook into semantic attitudes of human activity. The humanization of the educational environment is seen as a means of promoting the basic value of modernity - the culture of sustainable development -in education. In the context of broad socio-cultural and attitudinal adaptation of a person to the world, the information component of the educational environment of anthropo-ecosystems is considered as a condition and as a means of education and training. It is revealed that the humanization of the information component of the educational environment in the context of sustainable development has an integrative, transparent, dialogic and all-institutional character, eco-and nature-centered value and worldview orientation. Global competence, the dynamics of cultural concepts under the influence of the scientific concepts under study, the cultural picture of the world based on the modern scientific picture of the world, and functional environmental and cultural literacy based on functional environmental literacy are considered as indicators that comprehensively reflect these characteristics of humanization.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ЗАДАЧА ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ»

Образовательная среда: задача гуманизации и гуманитаризации

Дзятковская Елена Николаевна,

д.б.н., проф., вед.н.сотр. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: dziatkov@mail.ru

Статья рассматривает гуманизацию и гуманитаризацию образовательной среды как средства формирования культурных ценностей устойчивого развития. В контексте устойчивого развития проанализированы новые значения и результаты гуманизации и гуманитаризации. Определено, что гуманизм в ноосферной проблематике приобретает экологическое измерение, включая интеграцию в смысловые установки деятельности человека его биосферной роли, экологического императива, экологически ответственного мировоззрения. Гуманитаризация образовательной среды рассматривается как средство продвижения в образование базовой ценности современности - культуры устойчивого развития. В контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру рассмотрен информационный компонент образовательной среды антропоэкосистем, как условие и как средство обучения и воспитания. Выявлено, что гуманитаризация информационного компонента образовательной среды в контексте устойчивого развития имеет интегративный, транспредметный, диалогичный и общеинституциональный характер, эко- и природоцентрированную ценностно-мировоззренческую направленность. В качестве индикаторов, целостно отражающих эти характеристики гуманитаризации, рассмотрены глобальная компетенция; динамика культурных концептов под влиянием изучаемых научных понятий; культурная картина мира, в основе которой - современная научная картина мира; функциональная эколого-культурная грамотность, опирающаяся на функциональную экологическую грамотность.

Ключевые слова: образовательная среда, гуманизация, гуманитаризация, индикатор, устойчивое развитие.

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-013-00345/19 «Исследование образовательной среды как средства опережающей социализации учащихся в глобальном мире».

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к проблеме образовательной среды, детально исследованной отечественными и зарубежными педагогами и психологами еще на рубеже тысячелетий, не дань моде и не повторение пройденного. В первой половине 21 века образование оказалось на рубеже очень серьезных, можно сказать, кардинальных изменений. Мир не просто стремительно меняется, мы становимся свидетелями нарастания клубка глобальных проблем, угрожающих жизни каждого человека. Потрясения, которые повлекла эпидемия коронавируса, являются еще одним свидетельством неизбежности рефлексии обществом приоритетов и целей образования, поскольку решить нарастающие проблемы, к сожалению, невозможно с помощью того образования, которое причастно к их порождению. Необходимы системные изменения не только образовательного процесса, но и всей образовательной среды для решения задач выживания общества. В каком направлении необходимо двигаться, какие индикаторы образовательной среды могут адекватно отразить это движение - ключевые вопросы, стоящие перед образованием. «Человечество достигло очень высокого технологического и социально-экономического уровня. И вместе с тем столкнулось с размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования... если хотите - миссии человека на планете Земля», заявил В.В. Путин на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай XVII» (22 окт. 2020 г.). Статья посвящена рассмотрению роли гуманизации и гуманитаризации образования в неизбежной переоценке жизненных ценностей каждым человеком - переоценке, которая неизбежна и, возможно, произойдёт уже в ближайшем будущем.

Методологическими основаниями исследования служили философские представления о гуманизации и гуманитаризации образования (В.С. Би-блер, М.М. Бахтин, Н.М. Мамедова); контекстный подход М.М. Бахтина; научно-педагогические представления об образовании как средстве вхождения в мир культуры, приобщения к культурным ценностям (С.И. Гессен), формирования человека культуры (А.П. Валицкая); труды Л.С. Выготского об историко-культурной детерминации психического развития человека, труды Е.В. Бон-даревской о культурной самоидентификации обучающихся и культуротворчестве; методологические подходы к исследованиям среды в социальной экологии (Д. Маркович), экологической психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов), экологии человека (В.П. Казначеев, А.Л. Яншин); информационной экологии (А.Л. Еремин).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ведущими характеристиками современного образования, которая стала позиционироваться как сфера услуг, выступают: технократизация, рационализация, стандартизация, маркетизация. В качестве ключевых результатов такого образования рассматриваются компетенции и функциональная грамотность, в качестве целей - подготовка кадров, конкурентоспособность личности, ее подготовленность к быстро меняющимся условиям жизни. Понятия культуры, совести, достоинства, не нужные для успешной сдачи ЕГЭ, уходят на второй план. В образовании, генетическая функция которого - воспроизводство культуры, продолжает усиливаться ценностно-мировоззренческий пробел содержания. Увеличивающийся разрыв образования и культуры грозит распадом связующих нитей между традициями, эпохами, поколениями, людьми, народами, измельчением духовных интересов, кризисом культуры.

Альтернативой дальнейшей технократизации образования может выступить его гуманизация и гуманитаризация.

Гуманизм рассматривается обществом как базисная ценность нашей эпохи. Но в зависимости от выбранной идеологической или политической платформы содержание этого понятия может отличаться. Под флагом гуманизма идут практически все изменения в образовании. Поэтому столь важно теоретически осмыслить сущность гуманизма и тенденции его трансформации в условиях современных вызовов [1,7].

Гуманизм - исторически изменяющаяся система взглядов на человека, его отношение к миру и своей роли в нем. Что такое гуманизм в ноос-ферной проблематике? Он приобретает экологическое измерение: отражает цели устойчивого развития и становится мировоззренческой платформой формирования культуры мира; принятия ценности всех людей на планете, не зависимо от их культурной, национальной, религиозной принадлежности; признания равенства прав всех людей на качество окружающей природной среды, достойную жизнь, ликвидацию нищеты и голода. Гуманизм в контексте устойчивого развития - это интеграция в смысловые установки деятельности человека его биосферной роли, осознанности экологического императива и экологически ответственного мировоззрения.

Новое содержание гуманизма нашло отражение в появлении новой терминологии - «новый гуманизм», «интегральный гуманизм», «универсальный гуманизм», «экологический гуманизм», «трансгуманизм», которые объединяет «глобальный гуманизм» как качественно новая форма гуманизма XXI века, ценностная основа двух миро-о вых образовательных процессов - образования £ для устойчивого развития и образования в обла-| сти глобальной гражданственности [4]. Глобаль-~ ный гуманизм, с одной стороны вбирает в себя идеи ненасильственности, экологичности, прима-

та нравственности и человечности в принятии решений, с другой стороны, идеи творческой самореализации человека, адаптации в современном обществе.

Средством реализации гуманистических идей выступает гуманитаризация образования - придание образованию культурологического и культуро-творческого характера.

Современная гуманитаризация образования -это средство продвижения в образование базовой ценности современности - культуры устойчивого развития: культуры гармонизации общества и природы, самоидентификации в ней, культивирования человечности, достоинства, чести, экологической ответственности. Это придание образованию культурологической и культуротворческой направленности: освоение знаков, символов, кодов культуры, вхождение в нее через культурные контексты, формирование культуроцентрирован-ной картины мира, освоение историко-культурного мышления. Это общение и бытие в силовом поле зарождающейся культуры устойчивого развития [8].

Гуманитаризация образования в контексте идей устойчивого развития - это его интегратив-ность и транспредметность, диалогичность, обще-институциональность, экологическая направленность.

Интегративность процесса гуманитаризации означает проникновение культуры в содержание не только общественных, но и технических, и естественных наук, в деятельность всех без исключения специалистов, в быт, повседневную жизнь людей. «Гуманитарные и общественные науки выступают как пространство критического мышления, которое учит видеть сложность социальных процессов и опасность поиска простых ответов на вопросы общественного развития» [10]. Это транс-дисциплинарность в науке и транспредметность в образовании, «изучение проблемных исследовательских полей и алгоритмов развития, характерных для гуманитарного и социального знания в целом» и «поиск интегральной парадигмы, нацеленной на синтез гуманитарного и социального знания с естественно-научным в самом широком диапазоне» [10].

Ключевой транспредметной проблемой выступает экологическая проблема - проблема взаимодействия человека и природы. Она относится к числу узловых в диалоге современного гуманитарного и социального знания.

Гуманитаризация - это диалоги логик и смыслов, разных типов сознания, рационального и иррационального, прошлого, настоящего и будущего, диалоги в поликультурном мире, отражающие сущность эпохи Нового Просвещения. Отсюда -диалогичный характер гуманитаризации.

Гуманитаризация образования предполагает охват всех сторон и компонентов образования, то есть, общеинституциональный, целостный подход. Это значит, что гуманитаризация образования не может ограничиться только изменением

учебных программ, она охватывает все виды деятельности всех участников образовательного процесса, всю образовательную среду.

Однако образовательная среда неоднородна. О каких именно ее компонентах, в первую очередь, мы ведем речь? В структуре образовательной среды учеными выделяются разные компоненты, например: пространственно-семантический (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.); содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.); коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры) [2,9]; пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая субъектов образования); социальный (определяется особой формой общности); психодидактический (содержание образовательного процесса, способы действий, организация обучения) [11] и др.

Обобщая, можно сказать, что образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Важнейшую роль в определении характера взаимодействия с ними человека играют информационные взаимодействия. Информационный компонент образовательной среды любого уровня является слож-носоставным объектом системной природы, социальной общностью, развивающей совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру не только как условие, но и как средство обучения и воспитания [6].

Взаимодействие человека с информационным окружением является важнейшей экологической проблемой современности, как с точки зрения выживания человечества в условиях всеобщей глобальной информационной среды, так и с точки зрения его роли в формировании культуры устойчивого развития. Культура, как системное образование, для своего формирования требует соответствующего информационного обеспечения, обусловленного как самим образовательным процессом, так и взаимодействием участников образовательного процесса между собой и с социокультурным и природным окружением.

Информация сегодня становится самостоятельным экологическим фактором. Ни в коем случае не умаляя значение физических, химических, биологических экологических факторов в гуманизации образования, в данном исследовании мы ограничились изучением ее информационного компонента.

Использовали интегративный общенаучный, противоположный редукционистскому технократическому, методологический аппарат экологии

человека - комплекса наук об антропоэкосисте-мах различного уровня - от глобальных до локальных и микролокальных: «человек, как биологическое и как социальное существо, - социоприрод-ная среда его обитания». Информационные взаимодействия в таких антропоэкосистемах приобретают всё большее значение в ноосферном обществе.

Важно заметить, что информационный компонент образовательной среды не следует отождествлять с учебными программами по освоению информатики и информатизацией образовательного процесса. Он является результатом действия широкого спектра разнородных факторов и социальных институтов, и не только образовательных - тех, которые тесно связаны с развитием и совершенствованием общественных отношений и всей организации общества [3].

Особенность экологической составляющей информационного компонента образовательных сред сегодня - его эклектичность, неупорядоченность, конфликтность. Это нельзя не учитывать, решая проблемы гуманитаризации образовательной среды. Сосуществование разных педагогических парадигм (классика, неклассика, элементы постнеклассики) и направлений экологического образования (природоохранного, естественнонаучного, интегрированного), разное отношение участников образовательной среды к идеям устойчивого развития (от полного непонимания и отрицания до принятия часто в искаженном, утрированном виде), эклектика формируемых картин мира, которые уживаются в едином информационном поле (антропо-, эко-, природо-, космо-центризм), при недостаточности педагогической рефлексии этих различий - составляет тот информационный комплекс влияний, условий, факторов формирования культуры устойчивого развития, который реально существует в образовании. Это нельзя не учитывать при определении индикаторов гуманитаризации образовательной среды: воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и индивидуально-психологических особенностей ребенка, они во многом детерминируются внешней средой: социокультурными условиями, характером межкультурных и межличностных взаимодействий, СМИ, социальными сетями, информационным окружением в широком смысле.

Это накладывает определенные требования к разрабатываемым индикаторам гуманитаризации образовательной среды, которые, очевидно, должны отражать ее противоречивость, с одной стороны, и иметь интегрированный характер, с другой стороны.

Ранее детально, аналитически были выделены критерии и показатели образовательной среды, которые традиционно используются для ее проектирования и сегодня. Были выделены пять «базовых» параметров образовательной среды широта, интенсивность, модальность, степень осознавае-мости и устойчивость; а также шесть параметров

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

«второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. В какой степени эти индикаторы могут быть использованы для интегральной характеристики результатов гуманитаризации образовательной среды?

С одной стороны, выше названные параметры, безусловно, описывают изменения в образовательной среде. Но достаточны ли они? Есть ли индикаторы, целостно характеризующие культурологический результат гуманитаризации образовательных антропоэкосистем? То есть, индикаторы, которые были бы релевантными формируемой культуре по структуре, составу, функции и характеризовали бы изменение образовательной среды с точки зрения ее интегративности, транспредметности, экологической направленности, диалогич-ности, общеинституциональности?

Выбираясь из плена редукционистского технократического подхода, можно признать, что первым объектом на пути поиска информационных индикаторов, целостно отражающих интегратив-ный, транспредметный, диалогичный и общеинституциональный характер гуманитаризации, является язык.

Гуманитаризация, реализуемая на языке только научных понятий, без выхода на их связь с понятиями житейскими, с образным мышлением, в том числе, мифологическим, религиозным, художественным не способна решить культурологические задачи. Формируемая образованием система ценностей устойчивого развития, миропонимания, оценок происходящего, входящая в противоречие с массовым общественным сознанием, может быть отторгнута, если не найдет резонанса с исторически сложившимися архетипическими культурными концептами, отражающими культурные коды поведения. Культурный концепт называют «сгустком культуры в ментальном мире» человека, который интегративен и комплементарен культуре в ее структурной полноте. Проблема языка, мы считаем, является ключевой в успешности переоценки ценностей и жизненных ориентиров каждого человека.

Следующим индикатором, целостно отражающим особенности гуманитаризации современного образования могут быть интегрированные результаты образования.

Поскольку именно интегрированное экологическое образование (то есть, естественнонаучно-гуманитарно-технологическое) выступает содержательной платформой гуманитаризации в контексте устойчивого развития, рассмотрим его планируемые результаты.

Традиционно в рабочих программах фигурируют такие планируемые результаты экологического образования, по умолчанию связывающие° ся с формированием экологической культуры, как " экологическое мышление, экологическое созна-^ ние, экологическая грамотность (функциональная экологическая грамотность), картина мира, Ц экологическое мировоззрение. В каком соотно-

шении их формирование находится между собой? В каком отношении с экологической культурой? С реальным поведением человека в окружающей среде? К сожалению, ответы на подобные вопросы во многом остаются умозрительными, серьезных исследований здесь мало: все эти «средства формирования культуры» изучаются изолированно, что не дает общей картины. Например, функциональная экологическая грамотность, которая не включает этического, ценностного компонента, в какой степени коррелирует с экологической культурой? Означает ли высокий уровень ключевых компетенций высокий уровень экологической культуры? Вопросов больше, чем ответов. Ряд исследований доказывает, что мы еще мало знаем о механизмах формирования культуры. Так, например, известно, что не существует прямой корреляции между типом экологического сознания и поступками человека: в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств один и тот же человек может поступать или эко- или антропоцентри-рованно.

Более того, все указанные результаты экологического образования имеют отличающиеся от культуры структуру, состав, системообразующие элементы, и могут рассматриваться лишь как средства ее формирования, а не целостная характеристика. Системный результат - экологическая культура - автоматически не может быть достигнут из суммы экологических компетенций, экогра-мотности, экосознания и т.д.

А есть ли такие результаты, которые комплементарны культуре в ее структурной полноте? Ученые всего мира ведут исследования в этом направлении. Одним из результатов сегодня является предложение «глобальной компетенции», сочетающей знания, умения и отношения человека к проблемам глобального мира (Р^А18). Сюда же, по результатам собственных исследований, мы добавим:

- динамику культурных концептов под влиянием изучаемых научных понятий;

- культурную картину мира, в основе которой -научная картина мира [4];

- функциональную эколого-культурную грамотность, которая вовсе не равна экологической грамотности, а имеет иное содержание, как результат изучения культуры взаимоотношений человека и природы в пространственно-временных масштабах и исторической перспективе.

Особенность этих индикаторов - их гомологич-ность структуре ядра культуры, как основы непрерывности, воспроизводства культуры в поколениях. Ядро культуры - это архетипы, коды поведения, ценности, культурные концепты, традиции, менталитет, верования. Пропущенные через призму ядра культуры, результаты экологического образования могли бы наиболее полно отразить эффективность его гуманитаризации.

Еще одним интегрированным культурологическим результатом гуманитаризации образования

может выступать самоидентификация субъекта в культуре, способ самоопределения в ней, в которую он входит через ядро культуры, язык, общечеловеческие ценности, культурные традиции. На роль информационного индикатора гуманитаризации образовательной среды можно рассматривать формируемые у обучающихся ценностно-смысловые установки на отношения человека с природой. Эти отношения определяют соответствие культуры, формируемой в процессе гуманитаризации образовательной среды - культуре устойчивого развития. Варианты таких ценностно-смысловых установок:

1. Ценность природы, которая поддерживает пригодное для выживания человека качество окружающей природной среды и обеспечивает его ресурсами.

2. Ценность общества и природы - двух систем, каждая из которых живет по своим законам, периодически приходя в конфликтное состояние, отсюда ценность их гармонизации пределах хозяйственной емкости природных экосистем.

3. Ценность Природы как Мироздания, в котором общество, человек, мир вещей, природные объекты - это разные формы одного целого, и эти формы, несмотря на различия, подчиняются единым законам. Отношения людей с природой регулируются осознанием единых объективных законов Космоса, которым подчиняется все сущее.

Какой из этих вариантов ответа выбирается при гуманитаризации образования? Ответ надо искать не в целях, озвучиваемых в образовании, а в языке, используемом в образовательном процессе в учебниках (лингвокультурологическая экспертиза текстов учебников) и речи участников образовательного процесса (контент анализ их текстов, рисунков).

ВЫВОДЫ

Сделанные в входе исследования выводы об интегративном, транспредметном, диалогичном и общеинституциональном характере гуманитаризации образовательной среды ставит вопрос о разработке индикаторов, целостно отражающих происходящие в ней изменения. Обосновывается целесообразность поиска интегрированных индикаторов, гомологичных структуре культуры, составу ее ядра и отражающие ее ценностно-мировоззренческую направленность. Рассмотренные индикаторы носят междисциплинарный характер и поэтому требуют дальнейшего изучения с привлечением педагогики, психологии, философии, культурологии, лингвистики.

Литература

1. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-

i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 08.11.2020).

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений //Дисс. на со-иск. уч. ст. канд.пед.н.. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2000.

3. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 7884.

4. Горелов А.А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) // Режим доступа к изд.: http://rudocs.exdat.com/docs/index-247592.html (дата обращения: 08.11.2020).

5. Заболотских Л.В. Национальная концептосфе-ра как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии). Дисс. .канд. культурол. М., 2018. 172 с.

6. Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза //Научная мысль Кавказа. 2006. Спецвыпуск № 2. С. 69-71.

7. Петрова Л.А. Сущность гуманизма и тенденции его трансформации в условиях современного образования // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24. С. 321-328.

8. Савенкова Л.Г. Гуманитаризация образования и интегрированное обучение - условия развития современной школы // Гуманитарное пространство. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/gumanitarizatsiya-obrazovaniya-i-integrirovannoe-obuchenie-usloviya-razvitiya-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 08.11.2020).

9. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов; Ком. общ. и проф. образования Ленинград. обл. Ленинград. обл. ин-т развития образования. СПб., ЛОИРО, 2003. 139 с.

10. Чубарьян А., Исэров А. Большая история: От Большого взрыва до глобализации // https://yandex.ru/turbo/ng.ru/sZ science/2018-04-11/9_7209_history.html (дата обращения: 08.11.2020)

11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE CHALLENGE OF HUMANIZATION AND HUMANITARIANIZATION

Dzyatkovskaya E.N.

Institute for Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education

The article considers humanization and humanitarianization of the educational environment as a means of forming cultural values of sustainable development. New meanings and results of humanization and humanitarianization are analyzed in the context of sustainable development. It is defined that humanism in a noosphere problem acquires ecological dimension, including integration of its biosphere role, ecological imperative, ecologically responsible world

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

outlook into semantic attitudes of human activity. The humanization of the educational environment is seen as a means of promoting the basic value of modernity - the culture of sustainable development -in education. In the context of broad socio-cultural and attitudinal adaptation of a person to the world, the information component of the educational environment of anthropo-ecosystems is considered as a condition and as a means of education and training. It is revealed that the humanization of the information component of the educational environment in the context of sustainable development has an integrative, transparent, dialogic and all-institutional character, eco-and nature-centered value and worldview orientation. Global competence, the dynamics of cultural concepts under the influence of the scientific concepts under study, the cultural picture of the world based on the modern scientific picture of the world, and functional environmental and cultural literacy based on functional environmental literacy are considered as indicators that comprehensively reflect these characteristics of humanization.

Keywords: educational environment, humanization, humanitarian-ization, indicator, sustainable development.

References

1. Antip'ev A.G. Humanization and humanitarianization of education: status and challenges // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Belyaev G.YU. Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions //Diss. na soisk. uch. st. kand.ped.n.. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2000.

3. Boyarov E.N. Ecology of the information and education environment // Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. 2012. № 3. P. 78-84.

4. Gorelov A.A. Development of humanism (from antiquity to the present day) // Rezhim dostupa k izd.: http://rudocs.exdat.com/ docs/index-247592.html.

5. Zabolotskih L.V. National Conceptual Sphere as a factor in forming a cultural picture of the world (Austria, for example). Diss. ...kand. kul'turol. M., 2018. 172 p.

6. Nazarov S.A. Pedagogical modelling of the personal information and educational environment of the university //Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2006. Specvypusk № 2. P. 69-71.

7. Petrova L.A. The essence of humanism and its transformation trends in contemporary education // Nauchnye vedomosti. Seri-ya Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2013. № 9 (152). Vypusk 24. P. 321-328.

8. Savenkova L.G. Humanisation of education and integrated learning - conditions for the development of a modern school // Gu-manitarnoe prostranstvo. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/gumanitarizatsiya-obrazovaniya-i-integrirovannoe-obuchenie-usloviya-razvitiya-sovremennoy-shkoly.

9. Tarasov S.V. Educational environment and student development / S.V. Tarasov; Kom. obshch. i prof. obrazovaniya Leningrad. obl. Leningrad. obl. in-t razvitiya obrazovaniya. SPb.: LOIRO, 2003. 139 p.

10. CHubar'yan A., Iserov A. Big story: From the Big Bang to globalization // https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/sci-ence/2018-04-11/9_7209_history.html

11. Yasvin V.A. Educational environment: from modelling to design. M.: Smysl, 2001. 365 p.

o ci u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.