Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзятковская Елена Николаевна

Статья посвящена обобщению современных представлений об экологической культуре и ее инвариантах для обновления содержания подготовки педагогов. Несмотря на включение экологической тематики в содержание большинства школьных предметов и организацию педагогами большого количества эколого-ориентированных мероприятий в школе, уровень экологической культуры обучающихся сохраняется низким. Одна из причин сложившейся ситуации - быстрые темпы эволюции экологической культуры в современном мире, которые не находят отражения в подготовке будущих педагогов. Обобщены особенности экологической культуры как платформы формирования культуры устойчивого развития. Обосновывается вариативность экологической культуры и ставится проблема поиска ее инвариантов. Рассмотрена базовая культура личности. Поставлена проблема отражения в ней структурных компонентов ядра экологической культуры. Поставлена проблема обновления языка формирования экологической культуры, опирающегося не только на научные понятия, но и на архетипические культурные концепты, а также дидактические метафоры, способствующие решению личностью противоречий экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODERN ECOLOGICAL CULTURE IN THE CONTENT OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING

The article is devoted to generalization of modern representations about ecological culture and its invariants for updating the content of teachers’ training. Despite the inclusion of environmental themes in the content of most school subjects and the organization of a large number of environmental-oriented activities at school by teachers, the level of environmental culture of students remains low. One of the reasons for this situation is the rapid pace of evolution of ecological culture in the modern world, which is not reflected in the training of future teachers. Features of ecological culture as a platform of formation of culture of sustainable development are generalized. The variability of ecological culture is grounded and the problem of its invariants search is put. The basic culture of the personality is considered. The problem of reflection in it structural components of a core of ecological culture is put. The problem of updating language of formation of ecological culture, based not only on scientific concepts, but also on archetypical cultural concepts, and also didactic metaphors promoting the decision of a personality of contradictions of ecological consciousness is put.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Особенности современной экологической культуры в содержании подготовки будущих педагогов

Дзятковская Елена Николаевна,

доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: dziatkov@mail.ru

Статья посвящена обобщению современных представлений об экологической культуре и ее инвариантах для обновления содержания подготовки педагогов. Несмотря на включение экологической тематики в содержание большинства школьных предметов и организацию педагогами большого количества эколого-ориентированных мероприятий в школе, уровень экологической культуры обучающихся сохраняется низким. Одна из причин сложившейся ситуации - быстрые темпы эволюции экологической культуры в современном мире, которые не находят отражения в подготовке будущих педагогов. Обобщены особенности экологической культуры как платформы формирования культуры устойчивого развития. Обосновывается вариативность экологической культуры и ставится проблема поиска ее инвариантов. Рассмотрена базовая культура личности. Поставлена проблема отражения в ней структурных компонентов ядра экологической культуры. Поставлена проблема обновления языка формирования экологической культуры, опирающегося не только на научные понятия, но и на архети-пические культурные концепты, а также дидактические метафоры, способствующие решению личностью противоречий экологического сознания.

Ключевые слова: педагогическое образование, экологическое воспитание школьников, экологическая культура, устойчивое развитие, понятийно-терминологический аппарат.

о с

U

см см о см

В современном мире от уровня экологической культуры населения страны зависит ее национальная безопасность, конкурентоспособность, успешность модернизации экономики для перехода к устойчивому, экологически безопасному, социально-экономическому развитию [2]. Система общего образования обладает большими возможностями по формированию экологической культуры у молодежи, однако для их реализации необходима соответствующая подготовка педагогов. Проблемы экологического образования будущих педагогов связаны как с недостаточной разработанностью дидактической теории достижения интегрированных результатов общего образования, так и с трансформацией в последние годы представлений о самой экологической культуре, ее фундаментальности, сложности и вариативности, а также с ее новой миссией в 21 веке - как платформы формирования культуры устойчивого развития [11].

Экологическую культуру нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. В условиях нарастания глобальных проблем стало понятным, что показателем уровня культуры общества следует считать не только степень его духовного развития, но и то, насколько в деятельности людей внедрены принципы по сохранению и воспроизводству окружающей среды, необходимой для жизни настоящих и будущих поколений. Особенно очевидным это становится в условиях глобальных кризисов современности, которые необходимо решать безотлагательно.

Экологическая культура - это и духовная (система ценностей, языковая картина мира, научная картина мира, экологическое сознание) и материальная (орудия и средства труда, техника и сооружения, производство - сельскохозяйственное и промышленное, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта) культура общества [9].

Если философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д., то взаимодействие всех этих культур во взаимодействии человека с окружающей его средой и порожда-

ет экологическую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа» [12].

То есть, любая культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей в определенной окружающей среде, включает в себя экологическую составляющую [9].

Экологическая культура занимает в этой системе базовое положение. Экологическая культура (как и экономическая) - это пронизывающее всю культуру ее «вертикальное» сечение, имеющее витальный (жизнеобеспечивающий) характер для человека. Это значит, что в диалектическом единстве с культурой, как целым, экологическая культура выступает ее органической частью, без которой не возникает эффекта целостности.

Однако это не означает, что экологическая культура лишена специфики. К инвариантным особенностям экологической культуры относят ее направленность на отношения «человек (общество) - жизнеобеспечивающая окружающая среда»; базовую роль в выживании людей, которая в условиях 21 века трансформируется в дилемму сохранения человечества на планете; тесную связь со смысложизненными ориентирами и жизнестойкостью человека, решением им фундаментальных противоречий, связанных с его дуалистической сущностью.

Экологическая культура - это сфера проявления родовой сущности человека как биосоциального существа. Это философия жизни, оперирующая фундаментальными понятиями: жизнь, человечество, природа, мироздание [10].

Экологическая культура общества выступает как сквозной «срез» культуры, включающий весь культурный опыт взаимодействия человечества с окружающей средой, который охватывает все виды культуры, все ее пласты и сферы, интегрируя их элементы на уровне разных сообществ - этнических, учебных, профессиональных, региональных, по убеждениям, по месту жительства и т.д.

И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Экологическая культура - источник социальной динамики: изменение взаимодействия общества с его естественной средой обитания всегда приводило к перестройке всех сфер культуры общества [10].

Экологическая культура в истории человечества существовала всегда. Она является встроенным элементом культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития.

Но не существует единой экологической культуры. В разном климате, у разных народов, в разные исторические эпохи характер отношений людей с природой, позволявший им выживать, отличался, и порой очень существенно. То, что в одних культурах было ценным, в других культурах осуждалось.

Пронизывая и духовную, и материальную культуру общества, экологическая культура предстает

как ее интенсиональная часть, которую можно выделить лишь абстрактно, мысленно. Поэтому так трудно дать определение экологической культуре. Ведь это сквозная характеристика общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок, ценностей, идеалов, реализующихся через отношение человеческого общества к окружающей среде и к экологическим проблемам в целом. В 20-21 веках эти отношения становятся осознанными и осмысленными, благодаря и науке, и очевидности ухудшения качества окружающей каждого человека среды, и глобальной гуманитарной инициативе мирового сообщества - концепции устойчивого развития цивилизации и нового мирового вектора развития образования - образования для устойчивого развития.

До сих пор не существует единой точки зрения на многообразие структурных компонентов экологической культуры. Ясно, что это сложное синтетическое образование. С философской точки зрения в экологической культуре отражены онтологический, аксиологический, гносеологический и праксиологический компоненты. Психологи в структуре экологической культуры выделяют ценностные отношения, экологическое сознание, экологическое мышление и поведение. Педагогическими координатами экологической культуры выступают экологическая грамотность (рядом исследователей обосновано выделение и эколого-культурной грамотности - результата изучения экологической культуры через историю, литературу, искусство, традиции, ее прогноз в будущем); универсальные учебные умения, складывающие экоси-стемную познавательную модель (экологическое мышление), умения обеспечивать экологическую безопасность и решать экологические проблемы в повседневной жизни (ответственное потребление, экологически сообразный здоровый образ, ликвидация и предупреждение экологических рисков и угроз); персонифицированные характеристики - внутренняя позиция личности (включенная во ФГОСы нового поколения), антропо- или эко-центрическое мировоззрение. Вводится понятие глобальной компетенции - способности изучать глобальные и межкультурные проблемы, опираясь на различные мировоззрения и точки зрения, уважительно взаимодействуя с их носителями - для коллективного благополучия и устойчивого развития.

В современных определениях экологической культуры объем понятия то сужается до любви к природе и ее охране, то расширяется до понимания культуры в целом. Одни определения экологической культуры носят безоценочный характер (экологическая культура как взаимодействие людей с окружающей средой), другие - оценочный (экологическая культура - лишь та, которая обеспечивает сохранение природной среды). В силу большого разночтения определений экологической культуры педагоги-практики выбирают то или

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

иное из них эмпирически, интуитивно и ситуативно. Эта ситуация вызывает беспокойство [11].

Ведь в последние десятилетия статус задачи формирования экологической культуры существенно изменился. Пунктом е6 части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, внесенным в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, к полномочиям Правительства отнесено создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры [1].

В «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» формирование экологической культуры население рассматривается как механизм перехода страны к устойчивому (биосферосовместимому развитию) [3].

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации девяти стратегических национальных приоритетов, одним из которых является экологическая безопасность и рациональное природопользование (с. 26), путем обеспечения качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранения и восстановления природной среды, сбалансированного природопользования, смягчения негативных последствий изменения климата, в том числе, с помощью «повышения уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности» (ст. 83, п. 17) [2].

Переоценка роли экологической культуры в обществе характерна и для всего международного сообщества. Культура рассматривается как основа образования для устойчивого развития, без которого не могут быть реализованы все три составляющие устойчивого развития - природная, социальная и экономическая. Сформировались представления мирового сообщества об экологической культуре, как средстве перехода к биосфе-росовместимому развитию и достижения Целей устойчивого развития [13].

В принятой в 2015 году на мировом саммите ООН Повестке дня в области устойчивого развития были сформулированы 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), в каждой из которых есть экологическая составляющая.

Решение проблемы повышения эффективно-5 сти формирования экологической культуры об-5 учающихся требует разработки базовой модели й формирования экологической культуры в общеоб-еЗ разовательной школе, включая ее инварианты -Ц своеобразного «всеобщего знаменателя» форми-

рования базовых основ экологической культуры, а также разработки технологической карты ее поэтапной реализации по уровням обучения и предметным областям [4].

Первым шагом является унификация понятийно-терминологического аппарата эколого-педагогической подготовки педагога - педагогического «метаязыка». Условием его разработки является включение в него не только научных понятий современного экологического образования, но бытовых понятий, архетипических культурных концептов, отражающих коды средо-сберегающего поведения, инвариантов духовной культуры общества, представленных в ее ядре [6,7,8].

Ядро каждой культуры состоит из доминирующих черт каждого из элементов культуры и выполняет роль сохранения и передачи идентичности социума. Благодаря ядру культуры обеспечивается ее целостность, неповторимый облик, устойчивость, стабильность и безопасность общества. Если духовные инварианты культуры, ее ядро, не воспроизводится в новом поколении или заменяется, то соответственно исчезает и изменяется сама культура. Отражение инвариантов культуры, ее ядра, в содержании образования является условием воспроизведения «культурного кода» в новом поколении [9].

При отсутствии в структуре базовой модели формирования экологической культуры такого компонента вне поля зрения оказываются такие важные компоненты культуры, как культурные концепты, мифологемы, смысловые установки и другие.

Не случайно, некоторые специалисты в области общего экологического образования считают, что сегодня проблема формирования экологической культуры - это проблема, прежде всего, используемого языка. Язык, концептосфера выступают важнейшим интегрирующим фактором для всех структур базовой культуры личности, без которого задача решения противоречий неизбежно отрывается от культурного опыта человечества.

Возникновение концептов как «коллективного бессознательного», или «коллективных представлений» - результат стихийного, органического развития общества и человечества в целом. Концепт, в отличие от научного понятия, отражает мир, в котором нет места однозначности, категоричности и ограниченности. Это - своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром. Это - сгусток культуры в сознании человека. Это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Фактически, это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. И в то же время, культурный концепт - это и оперативная единица мышления, обеспечивающая его дискурсивность, метафоричность, эмотивность, экспрессивность, оценочность. В него входят: образы, представления и ассоциации, обыденные и научные понятия, ценности и оценки, сознательное и бессознатель-

ное, включая архетипы, «коллективное бессознательное», этнические конструкции, буквальные и метафорические смыслы; стереотипы мышления, деятельности и чувствования [8].

Отражение в базовой культуре личности культурного опыта фундаментальных противоречий, включая архетипические коды поведения, отраженные в концептосфере, становится особенно востребованным в 21 веке, в условиях появления новых культурных универсалий - новых ценностей, норм, идеалов и даже образа жизни.

Мы полагаем, что базовыми научными понятиями современного экологического образования являются: экологическая система (природная -естественная, искусственная; социоприродная); окружающая среда, устойчивое (биосферосовме-стимое) развитие, природное и культурное разнообразие, принципы устойчивого развития, экологический императив, экологическая культура устойчивого развития, глобальные проблемы, экологическая этика, универсальный (глобальный) эволюционизм, жизнеспособность.

Базовыми культурными концептами выступают: наследие (природное и культурное), род-природа-Родина, мера, среда-середина-сердце, герои народных сказок - образы природы (Василиса Прекрасная), экологического императива (Баба-Яга), устойчивого развития (Гуси-Лебеди) и др.

Полезные экологические метафоры «Экологическая арифметика», «Экомир», «Экологический след», «Экологические линзы» и др. (при тщательном устранении из учебных материалов метафор антропоцентрического отношения к природе) [11].

Язык экологического образования выступает средством осознания обучающимися ключевых противоречий экологического сознания, которые сопутствуют всей жизни человека. Речь идет не о противоречиях, устраняемых при решении тех или иных житейских, коммуникативных или профессиональных проблем, а о неустранимых противоречиях сознания, порожденных сущностной природой самого человека, как биосоциального существа, и присутствующих во всех видах, сферах и пластах культуры (от общества до личности). Это неистребимые, перманентно присутствующие противоречия, связанные с дуалистической сущностью взаимодействия человека со средой во все времена и у всех народов. С одной стороны, человек социальный влияет на природную среду для удовлетворения своих потребностей. А с другой стороны, природная среда, уже измененная под влиянием человека, влияет на его социопри-родную сущность, ограничивая удовлетворение его новых социальных и природных потребностей, порождая новые аспекты противоречия бытия и сознания, в котором сочетаются элементы пользы и вреда; «антропоцентризма - экоцентризма»; противоположности: Я - как часть природы и Я -как часть общества, где оба «Я» - одинаково мои; Я - общественное и Я - личностное; «ценность природы вокруг и ценность моего благосостояния, социального статуса» и т.д.. Недостаток осмысле-

ния таких противоречии с использованием языковых средств, знаков, символов, лишает личность культурных ориентиров, заставляет действовать на свой страх и риск, неимоверно усложняет принятие решения и повышает его риски; тормозит формирование конструктивной внутренней позиций личности [5].

Представления об экологической культуре в современном мире претерпевают существенные изменения, связанные с ее ролью в переходе общества к экологически безопасному, биосферосовме-стимому, устойчивому социально-экономическому развитию. Проблема формирования у педагогов компетенции формирования экологической культуры требует пошагового обновления содержания профессионального образования. Первым шагом такого обновления должна стать педагогическая рефлексия используемого языка - научных и бытовых понятий, а также используемых на разных уровнях образования дидактических метафор, помогающих обучающимся принимать решения с учетом ключевых противоречий экологического сознания.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // https:// base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 13.03.2022)

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 13.03.2022)

3. Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года // https://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения 13.03.2022)

4. Брыкалова О.Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 99-106.

5. Дзятковская Е.Н. Противоречия экологической культуры и проблема отбора содержания школьного экологического образования // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Биологические науки. 2009. № 1. С. 62-67.

6. Килькеев В.Н. Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к её изучению // Вестник ЧелГУ. 2009. № 11. С. 138-142.

7. Ковалева А. Р. К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 1-2.

8. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 9-247.

9. Мамедов Н.М. Культура устойчивого развития // Век глобализации. 2012. № 1. С. 188-190.

10. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.198 с.

11. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным об-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ластям общего образования: Колл. монография / Под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятков-ской. 170 с.

12. Филончик О.А. Экологическая культура в контексте культурологических исследований // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 19. С134-139.

13. Education for sustainable development. A Roadm-ap // https://www.umweltbildung.at/wp-content/up-loads/2020/11/Roadmap-ESD2030-EN.pdf (дата обращения 13.03.2022)

PECULIARITIES OF MODERN ECOLOGICAL CULTURE IN THE CONTENT OF FUTURE TEACHERS' TRAINING

Dziatkovskaya E.N.

Institute for Strategy and Development of Education Russian Academy of Education

The article is devoted to generalization of modern representations about ecological culture and its invariants for updating the content of teachers' training. Despite the inclusion of environmental themes in the content of most school subjects and the organization of a large number of environmental-oriented activities at school by teachers, the level of environmental culture of students remains low. One of the reasons for this situation is the rapid pace of evolution of ecological culture in the modern world, which is not reflected in the training of future teachers. Features of ecological culture as a platform of formation of culture of sustainable development are generalized. The variability of ecological culture is grounded and the problem of its invariants search is put. The basic culture of the personality is considered. The problem of reflection in it structural components of a core of ecological culture is put. The problem of updating language of formation of ecological culture, based not only on scientific concepts, but also on archetypical cultural concepts, and also didactic metaphors promoting the decision of a personality of contradictions of ecological consciousness is put.

Keywords: teacher education, environmental education of students, environmental culture, sustainable development, conceptual and terminological apparatus.

References

1. The Constitution of the Russian Federation // https://base.ga-rant.ru/10103000/ (accessed 13.03.2022)

2. National Security Strategy of the Russian Federation // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (Accessed 13.03.2022)

3. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of Russia until 2030 // https://base.garant.ru/70169264/ (accessed 13.03.2022)

4. Brykalova O.G. Basic culture of personality in pedagogical understanding // Siberian Pedagogical Journal. 2010. No. 10. S. 99-106.

5. Dzyatkovskaya E.N. Contradictions of ecological culture and the problem of selecting the content of school environmental education // Uchenye zapiski ZabGU. Series: Biological Sciences. 2009. No. 1. pp.62-67.

6. Kilkeev V.N. Clifford Girtz: the concept of culture and the semi-otic approach to its study // Bulletin of ChelGU. 2009. No. 11. pp.138-142.

7. Kovaleva A.R. On the issue of using the semiotic approach in the study of culture // Culturology and art history: materials of the IV Intern. scientific conf. Kazan: Young scientist, 2018. S. 1-2.

8. Lotman Yu.M. Selected articles in three volumes. T. 1. Articles on semiotics and topology of culture. Tallinn: Alexandra, 1992, pp. 9-247.

9. Mamedov N.M. Culture of sustainable development // Century of globalization. 2012. No. 1. pp. 188-190.

10. Moiseev N.N. Universe. Information. Society. Moscow: Sustainable world, 2001.198 p.

11. Domestic and foreign experience in adapting the ideas of sustainable development to the subject areas of general education: Coll. monograph / Ed. A.N. Zakhlebny, E.N. Dzyatkovskaya. 170 s.

12. Filonchik O.A. Ecological culture in the context of cultural studies // Culture. Spirituality. Society. 2015. No. 19. C134-139.

13. Education for sustainable development. A Roadmap // https:// www.umweltbildung.at/wp-content/uploads/2020/11/Roadmap-ESD2030-EN.pdf (Accessed 03/13/2022)

о с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.