УДК 323
ЩЕННИКОВА Ксения Юрьевна — аспирант факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82, стр. 1; [email protected])
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ
КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И ЕДИНЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются традиционные ценности россиян с точки зрения национальной безопасности. Выделяются такие уникальные характеристики российского общества, как общинность, семейственность, приоритет идеального над материальным. Максимально точно определив ценности через объективную оценку современного состояния общества и знание его истории (понятия «традиции», «ценности», «культура»), можно выстраивать политику для достижения единения народов России. Обращение населения к традициям и истории, предпочтение национального заимствованному будет способствовать нейтрализации внутренних и внешних угроз обществу и государству и нивелированию негативного влияния глобализации, экономической, политической, информационной, культурной и иной экспансии в рамках обеспечения духовной безопасности России.
Ключевые слова: традиции, ценности, духовная безопасность, национальная безопасность, Россия
Национальные интересы России чаще всего рассматриваются с точки зрения геополитики, экономики, военной безопасности. Однако существуют национальные интересы России и с точки зрения общественных устоев и циви-лизационного единства. В этом смысле фундаментальные ценности российского народа нередко идентифицируются с национальными интересами. Политическая и экономическая обстановка в мире, взаимоотношения России с другими государствами на международной арене активизировали рост интереса к традиционным ценностям в российском обществе. Актуальность вопроса не вызывает сомнения, поскольку единые скрепы для народного единства, общность ценностей и, в конечном счете, самоидентификация являются обязательным условием стабильного развития государства, что доказывает пример той же Украины: выбор между европейской и евразийской идентичностью фактически расколол украинское общество.
Отстаивание Россией традиционных ценностей на международной арене стало одним из камней преткновения в международных отношениях между Россией и Западом. Тем не менее именно сейчас «мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее»1.
В России опора преимущественно на традиционные ценности началась чуть раньше введения санкций, о чем говорят, например, решения о проведении в 2014 г. Года культуры, а в 2015 г. - Года литературы. Фокус на культуре является определенным фактором духовной консолидации общества.
Духовное состояние российского общества. Исторически Россия представляет собой естественно сложившийся культурно-политический организм, объединяющий огромное число народов и народностей. На протяжении всей российской истории именно духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими стало источником
1 Амелина Т., Головко О. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. - Официальный сайт журнала «Православие и мир». 2015. 9 июня. Доступ: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ (проверено 14.05.2016).
растущей бездуховности и гражданской пассивности, что ослабило государство и общество.
Конечно, в условиях глобализации сложно говорить о сохранении государства-нации и его традиционных ценностей. Глобализация представляет открытый, нелинейный, многоаспектный и необратимый процесс, который обнажил фундаментальное противоречие между традиционными ценностями цивилизаций и нетрадиционными ценностями глобального мира и индивидов. Глобализация постепенно внедряет так называемые общечеловеческие ценности, которые, однако, на деле игнорируют интересы и ценности значительной части человечества, способствуя размыванию чувства единения в умах людей и повсеместному распространению культа потребления1.
О роли традиционных ценностей в современном российском обществе не раз говорил президент России В.В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение»2.
Эксперты тоже все чаще говорят о духовном кризисе общества, утрате духовности, распространении западной вседозволенности и т.п. Действительно, определенную трансформацию и наличие проблемной ситуации отрицать нельзя. Это в первую очередь ценностная переориентация, меньшее число самозапретов личности, самоконтроля, приоритет физиологических и материальных потребностей. Стоит заметить, что, например, А. Маслоу считал удовлетворение таких потребностей необходимой основой для последующего удовлетворения более высоких [Леонтьев 1996: 19]. Именно эти потребности и выводятся на первый план в западных системах ценностей, что получает ввиду своей простоты и доступности широкое распространение и выражается в низкопробном массовом искусстве.
В 2007 г. исследователи отмечали, что в России сложилось атомизированное общество, в котором практически отсутствуют горизонтальные связи и для которого характерны очень низкая предрасположенность к самоорганизации и готовность к солидарным действиям. Более 50% опрошенных считали, что главными являются личные интересы человека и только 31,2% - что во имя интересов государства и общества возможно ограничение личных интересов [Базовые ценности... 2003]. Выделяются три формы ценностей: «общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности» [Кессиди 2000]. В нашем случае мы говорим об общественных ценностях, необходимости их верховенства над личными побуждениями.
Традиции. Ценности. Традиционные ценности. Термин «традиция» трактуется по-разному. В отечественной гуманитарной науке, например в словарном определении А.Б. Гофмана, традиция представляет «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного
1 Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». - Официальный сайт Московского Патриархата. 2016. 23 мая. Доступ: http://www.patriarchia.ru/db/ texV4475400.html (проверено 30.05.2016).
2 Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 12 декабря 2012. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (проверено 16.02.2016).
времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования...»1.
Говоря о ценности, М. Вебер рассматривал ее как норму, способом бытия которой является значимость, или важность, для субъекта. Т. Парсонс придавал ценности методологический смысл как средству выявления и описания социальных отношений и институтов через общие для их членов ценности. В работе «Эстетика» Н. Гартман перечисляет следующие классы ценностей, начиная классификацию «снизу»: ценности блага, ценности удовольствия, жизненные ценности, нравственные ценности, эстетические ценности, познавательные ценности [Гартман 2004: 477]. Последние три класса относятся к духовным ценностям, причем нет верховенства одного класса над другими.
На чем же основываются традиционные духовные ценности России? Здесь можно выделить присущее русскому человеку стремление к высшим идеалам, надприродным смыслам, стремление к «небесному», а не к «земному» раю. Это фундаментальные характеристики российского менталитета. Беспокойство о «вечном» и определенное попустительство и пренебрежение по отношению к непосредственным условиям быта - важная черта россиянина. Иными словами, российскому человеку ближе идеальное, чем материальное. Внезапное погружение с головой в 1990-е гг. во внешнее проявление западного образа жизни и его законов существенно повлияло на сознание людей.
Российскому человеку также присущи склонность к коллективизму, обусловленная условиями географического положения и историей; общинность и соборность - ощущение духовного единства. Это не самоидентификация себя американцем, немцем или австрийцем как отдельным самодостаточным гражданином своего государства, это духовная близость народа всего государства.
Коллективная крайность в советский период после 1991 г. постепенно обернулась крайностью индивидуалистической. Ф.Х. Кессиди заметил, что «отказ от того, что являлось негативным (или казалось таковым) в прошлом, оборачивалось и оборачивается в наши дни решительным разрушением чуть ли не всего прошлого, а стало быть, разрывом связи времени и поколений, прерыванием собственной истории» [Гартман 2004: 88]. Соответственно, произошла трансформация общества. Однако в сфере духовности невозможны мгновенные коренные изменения. Таким образом, нельзя говорить о полной переориентации в системе ценностей россиян.
В проекте закона «О традиционных ценностях», разработанном инициативной группой в Оренбурге, эти ценности определяются как «вид базовых культурных ценностей», «устойчивых, позитивных, нематериальных этических категорий, имеющих статус общепризнанных и общепринятых в российском обществе; которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный сакральный социальный опыт общества, выраженный в виде целостной системы <...> и обладающий качествами социально-исторической универсальности и уникальности; образующие культурную идентичность и суверенитет общества, этическое ядро национального духа и характера народа, его самобытность, жизнеспособность и потенциал развития; обеспечивающие непрерывность общественной жизни, коллективную социальную сплоченность, коллективное и индивидуальное моральное совершенствование личности, единство культурно-исторической социальной памяти; являющиеся базисными и универсальными в отношении прав и свобод человека, признанных международным
1 Гофман А.Б. 1977. Традиция. - Энциклопедии и словари. Доступ: http://enc-dic.com/enc_sovet/ 1^^-89817/ (проверено 06.04.2016).
162
ВлАсть
2 017'01
законодательством»1. Несмотря на весьма длинные формулировки, это определение в целом отражает господствующий подход к традиционным ценностям в России: это ценности, призванные не допустить разобщенности общества и сохранить единство многонациональной страны.
Поддержание духовной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 констатируется возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и консолидация общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Сохранение традиционных ценностей названо одним из национальных интересов на долгосрочную перспективу.
В разделе «Культура» подобные ценности названы «основой общероссийской идентичности», и к ним отнесены приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание этих ценностей и ослабление единства многонационального народа России путем внешней культурной и информационной экспансии.
Таким образом, на официальном уровне вопрос о традиционных ценностях поднимается не только регулярно, но и концептуально; появилось понимание необходимости проведения должной воспитательной, образовательной и в целом культурной политики в стране. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года3 уже обозначенные ценности дополнены человеколюбием, справедливостью, честью, совестью, волей, личным достоинством, верой в добро, стремлением к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством - иными словами, базовыми идеалами и ориентирами, которые поддерживаются представителями всех конфессий. Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко замечает, однако, что в документе отсутствует понятие «патриотизм», а некоторые другие названные ценности могут быть поняты субъективно4, что предполагает потенциал для совершенствования Стратегии.
О важности традиционных ценностей российской цивилизации все чаще говорится в законодательных актах России. Одна из последних инициатив - проект Основ государственной культурной политики РФ, в котором утверждается: «В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих
1 Железняк А. О Проекте Закона «О традиционных ценностях». - Сайт Проза.ру. 2016. 22 мая. Доступ: http://www.proza.ru/2016/05/22/1183 (проверено: 08.06.2016).
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - Российская газета. 2015. 31 дек. Доступ: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (проверено 22.03.2016).
3 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - Российская газета. 2015. 08 июня. Доступ: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (проверено 16.06.2016).
4 Амелина Т., Головко О. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. - Официальный сайт журнала «Православие и мир». 2015. 9 июня. Доступ: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ (проверено 14.05.2016).
полноценную жизнь общества. Это, прежде всего, честность, правдивость, зако-нопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека»1.
В современных условиях не только общественные институты, но и церковь видит свой долг в том, чтобы способствовать возвращению обществу утраченных культурных ценностей, в т.ч. через различные формы воспитания и образования, нацеленные на становление духовной и нравственной личности и гражданина2.
Таким образом, сложность современной ситуации осознается всеми, что также делает необходимым появление единой и понятной для всех национальной идеи. Вышеназванные ценности и идеалы носят общий - универсальный и приемлемый для всех - характер и перекликаются с идеалами советского периода. Однако сейчас идет не возврат к ценностям социализма, который, кстати, также призывал к справедливости, равенству, стабильности, а постепенное выстраивание приоритетности в сознании народа основных духовных ценностей независимо от социально-экономической модели, поскольку именно они выступают системообразующим звеном социальной системы общества.
В современных условиях после всех происшедших перемен возвращение всем обществом к религиозности и вере невозможно. Более того, возможно, верования теперь даже больше разделяют, чем объединяют людей из-за огромного числа альтернатив [Фукуяма 2008: 59-73]. Однако остался еще внутренний мир человека, который и содержит в себе характерную для россиян метафизичность, склонность к Абсолюту. Иррациональное в российском обществе может стать основой его развития и консолидации на основе традиционных ценностей, о которых столько говорится в последнее время. Необходимо возрождать любовь к искусству, содействовать его развитию, как и сферы культуры в целом. Наконец, необходим механизм выработки главного критерия, используя который личность могла бы критически воспринимать возрастающий поток информации и использовать ее во благо, отсеивая все то, что может разрушать духовные, ценностные основы личности, общества и государства.
Список литературы
Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы (отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева). 2003. М.: Дом интеллектуальной книги. 448 с.
Гартман Н. 2004. Эстетика. М.: Иностранная литература. 640 с.
Кессиди Ф.Х. 2000. О парадоксе России. - Вопросы философии. № 6. С. 87-91.
Леонтьев Д.А. 1996. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции. - Вопросы философии. № 4. С. 15-26.
Фукуяма Ф. 2008. Конец истории и последний человек. М.: АСТ. 588 с.
1 Проект Основ государственной культурной политики РФ. - Президент России. Официальный сайт. 16 мая 2014. Доступ: http://state.kremlin.ru/face/21027 (проверено 14.12.2015).
2 Проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви». - Официальный сайт Московского Патриархата. 2016. 11 марта. Доступ: http://www.patriarchia.ru/db/text/4396010.html (проверено 11.04.2016).
SHCHENNIKOVA Kseniya Yur'evna, postgraduate student at the Faculty of National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (bld. 1, 82 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; kse6516@ yandex.ru)
TRADITIONAL VALUES AS A FACTOR OF CONSERVATION AND UNITY OF MODERN RUSSIA
Abstract. The article deals with traditional values of Russians in terms of national security. It allocates unique characteristics of Russian society, such as community, nepotism, priority of ideal. Forming a policy to achieve unity of peoples of Russia is possible if we accurately determine such values as tradition, value, culture, knowledge of its history, through an objective assessment of the current state of society. Handling of the people to traditions and history, the priority of the national to the borrowed will help neutralizing internal and external threats to society and the state, and leveling the negative impact of globalization, economic, political, informational, cultural and other expansion in the framework of providing spiritual security of Russia.
Keywords: traditions, values, spiritual security, national security, Russia
ШАЛЫГИНА Наталья Валентиновна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (119334, Россия, г. Москва, Ленинский пр-кт, 32а; [email protected])
ИГРЕКИ И ЦЕНТЕНИАЛЫ: НОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье предпринята попытка дать предварительный анализ новых поколений российской молодежи на основе маркетинговых опросов известных российских компаний. Автор определяет основные и наиболее важные черты двух последних поколений, выявляет перспективы их интеграции в социально-экономическую структуру российского общества. Особое внимание уделяется предварительной оценке адаптивных возможностей молодежи. Автор определяет некоторые качественные различия между двумя новыми поколениями молодежи и конструирует их собирательный портрет. Ключевые слова: теория поколений, игреки, центениалы, ценности, ментальные различия, виртуальный мир, миллениум
Смена поколенческой ментальности во все времена была связана с изменениями в условиях и образе жизни, с технологическими достижениями и появлением новых ценностных ориентиров. Отличительной особенностью современного этапа этого процесса, очевидно, следует считать скорость происходящих в технологической сфере изменений, что неизбежно сказывается и на динамике ценностных ориентиров сегодняшней молодежи.
Проблема, однако, заключается в том, что изучение двух последних поколений, названных экспертами поколениями Y (игрек) и Z (зет), со стороны психологов, антропологов и других представителей гуманитарных профессий заметно отстает от аналогичных усилий маркетологов, и этот разрыв способен привести к неадекватной оценке реальных перспектив применения потенциала новых поколений в ближайшем будущем.
Прогностические риски относительно новых поколений увеличивает и непонимание качественных различий между ними1.
1 https://rugenerations.su