Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого'

Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2219
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / нравственное воспитание / духовное развитие / толстой л.н. / толстой л.н. "азбука" / методика преподавания литературы

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чудакова М. А.

Автор статьи школьный учитель. Его волнует недостаточное внимание к нравственному воспитанию детей. Рассказы «Азбуки» Л. Н. Толстого знакомят детей с нравственными понятиями. В статье автор классифицирует их по темам и раскрывает их воспитательный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article is a school teacher. She points out the lack of moral education of the young and tries to bring up some moral aspects by the examples in the stories «Azbuka» by L. Tolstoy. The stories tell the children about moral basics. The author classifies them by subjects and reveals the educational potential.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого»

М А. Чудакова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАССКАЗОВ «АЗБУКИ»

Л. Н. ТОЛСТОГО

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Кудрявая

Автор статьи - школьный учитель. Его волнует недостаточное внимание к нравственному воспитанию детей. Рассказы «Азбуки» Л. Н. Толстого знакомят детей с нравственными понятиями. В статье автор классифицирует их по темам и раскрывает их воспитательный потенциал.

The author of the article is a school teacher. She points out the lack of moral education of the young and tries to bring up some moral aspects by the examples in the stories «Azbuka» by L. Tolstoy. The stories tell the children about moral basics. The author classifies them by subjects and reveals the educational potential.

309

Проблема духовного развития человека всегда волновала философов, педагогов, писателей, деятелей церкви.

В настоящее время, когда налицо глубокий духовный кризис человечества, когда нравственная деградация достигла крайних пределов, следует прислушаться к голосу Толстого - великого писателя, мыслителя, педагога, который всеми силами хотел предотвратить эти процессы в конце XIX - начале XX в. Он одним из первых ощутил опасность ситуации, когда проблемы духовности как бы исчезли из наук о человеке. Особенно он это относил к педагогике и психологии, которые в большей мере влияли на профессиональное сознание тех людей, которые работали с человеком.

Работа с педагогической, психологической и методической литературой, а также практическая деятельность в школе показали, что проблеме духовно-нравственного воспитания не придавалось должного значения. Поэтому не удивительно, что дети не только не могут дать определение той или иной нравственной категории, но даже не в состоянии назвать их.

Современной методике преподавания литературы, на наш взгляд, недостает духовно-нравственного аспекта анализа литературного произведения. Однако именно его при изучении литературы ставил во главу угла Л. Н. Толстой. Цель нашей статьи - показать, что «Азбука» является разработкой духовно-нравственного учения Толстого о человеке, воспитательный потенциал которой остается не востребованным в современной педагогике.

Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны. Их назидательность естественно вытекает из самого повествования. Смысл рассказов в том, что при чтении их у детей возникает нравственная самооценка. Переживание ситуаций, по мнению Толстого, дает возможность закрепления правильной самооценки, не приведет к безнравственным поступкам.

При анализе духовно-нравственных основ «Азбуки» обратимся к Библии. Мы

будем опираться на духовные ценности -«плоды духа»: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание и «дела плоти»: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идо-лослужение, волшебство, вражда, ссоры, пьянство, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства и тому подобное.

С точки зрения Толстого, духовно-нравственное развитие опирается на развитие культуры чувств человека, что формирует духовный стержень личности.

Опираясь на классификацию нравственных ценностей, мы разложили рассказы первого раздела «Азбуки» Л. Н. Толстого на темы:

1. Чувство справедливости, долга.

2. Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки.

3. Непротивление злу насилием.

4. Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением.

5. Вера - Любовь - Добро - Благо -Красота.

Бог вложил в человека душу, частицу себя, тем самым открыв ему путь к самосовершенствованию. Рассказы первой группы дают «пищу» глубинному «я» человека, являющемуся смысловым, аксиологическим стержнем сознания, который вбирает разум, волю, чувство долга и справедливости. Воспитание начинается в семье. Ребенок способен различать добро и зло, утверждается в своих догадках о чувстве долга перед старшими, которые дали жизнь, и младшими, которые нуждаются в нем. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о задатках нравственных качеств человека.

Писатель не сомневается в том, что от самих людей зависит следование своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внутренний голос диктует как нравственный долг. Стоит упот-

Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н.Толстого

ребить усилия, и может быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы человека, каким является для Толстого самопожертвование.

Толстой писал своей жене: «...я думаю, что первое условие хорошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользуется, не спадет готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей. ...Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравственного воспитания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и равны между собой»1 .

Особую роль в мотивах и поступках человека играет совесть - «интуитивный оценочный критерий» (вторая тема нашей классификации рассказов). Благодаря совести человек способен обнаружить тот единственный смысл, который содержится в каждой житейской ситуации и который иногда не осознается человеком, но заставляет его действовать тем или иным образом. «В человеке есть свой суд - совесть. Дорожить надо только ее оценкой»2. Л. Н. Толстой отмечал, что человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно - слепое, чувственное, а другое - зрячее, духовное. Зрячее существо, которое можно сравнить с компасом и которое в просторечии мы называем совестью, всегда показывает одним концом на добро, другим - на противоположное зло. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающего отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью. Совесть - уникальный «механизм» связи человека и среды, судья в споре желаемого и должного, посредник в борении страстей. Не имеющая в основании гуманных, духовно-нравственных убеждений, она бессильна: получается то, что называют «совесть молчит».

Третьей темой нашей классификации стал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. «Люди не верят в то, что за зло надо возда-

вать добром, а не злом, только оттого, что их с детства научат тому, что без этой отдачи злом за зло расстроится вся жизнь людская»3. Читателям дается право осознанного выбора, а затем раскрываются его последствия. Толстой считал, что нужно отстаивать добро, но не любыми способами. У разных людей могут быть разные представления о добре, свои представления о способах решения тех или иных проблем, но любые попытки добиться добра с помощью силы, с применением насилия закончатся торжеством зла.

Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший человек может задуматься или даже устыдиться своего поступка, а это уже путь к его нравственному излечению. Учение Толстого устраняет противоречие между идеалами христианства и стремлением к героизму. Толстой создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.

Четвертая тема связана с ошибками и хаосом, которые человек порождает своим поведением. Человек не властелин над ми -ром, обстоятельствами, другими живыми существами. Более того, он зависим от многих внешних условий. Но никто не может овладеть душой человека. Источник несча-стий и бед сокрыт в самом человеке. И все это, считал Толстой, произошло из-за грехов («потворства похотям тела»), соблазнов («ложных представлений о благе») и суеверий («ложных учений, оправдывающих грехи и соблазны»). Человек выломан из истиной шкалы ценностей, отуманен ложной идеологией. Он устроен так, что склонен к оправданию собственных недостатков : виноват кто угодно, только не я.

Люди в жизни часто вынуждены учиться на собственных ошибках, на собственном опыте, иногда горьком, когда ничего нельзя исправить.

Пятая тема - Любовь, Вера, Бог, Добро, Благо - нравственные ориентиры, которые должны быть свободно и осознанно приняты человеком. Все эти понятия объединены нами неслучайно. Проведенный анализ книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» позволил сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости. По мнению Толстого, Бога нельзя постичь мыслью, он проявляется в нравственных поступках людей, в отношении их друг к другу. Для духовного человека Бог становится символом добра, любви, истины.

В своей «Азбуке» Толстой последова-тельно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимопомощи, долга. Утверждение этих начал осуществляется им как через показ положительных примеров, так и с помощью текстов, раскры-

вающих отрицательные качества и проявления людей.

Эти темы, на наш взгляд, составляют направления духовно-нравственного воспитания.

Чтение и обсуждение маленьких рассказов, в ходе которых у детей происходила нравственная самооценка, рождалось чувство сострадания, помогало детям освоить науку жизни. Как известно, при анализе поступков героев своих произведений, для выявления огромного разнообразия мотивов Толстой большое внимание уделял чувствам, эмоциям, их роли в принятии решения. Рассказами «Азбуки» он по-своему решал еще одну философскую проблему о взаимосвязи нравственности и чувственности. Мораль в его рассказах как бы вплетена в художественную ткань произведения, воздействующего на эмоциональную сферу сознания.

«Азбука» - своеобразный детский вариант нравственного воспитания, изложенного в «Беседах с детьми по нравственным вопросам», прообраз духовно-нравственного учения, раскрытого Толстым в «Пути жизни».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худ. лит-ра, 1983. С. 171.

2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М., 1957, Т. 45. С. 248.

3 Там же. Т. 45. С. 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.