Научная статья на тему 'Философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого в развитии духовно-нравственного здоровья ребенка средствами искусства'

Философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого в развитии духовно-нравственного здоровья ребенка средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ИСКУССТВО / ИСКУССТВО МУЗЫКИ / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО / MORAL AND SPIRITUAL HEALTH / ART / ART OF MUSIC / PEDAGOGICAL HERITAGE OF LEO TOLSTOY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Брешковская Каринэ Юрьевна, Петухова-Левицкая Маргарита Ивановна

Предметом данной статьи являются различные аспекты философско педагогического наследия Л. Н. Толстого : прежде всего рассмотрение возможностей искусства, в частности, искусства музыки в становлении и развитии духовно нравственного здоровья ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF LEO TOLSTOY IN THE FORMATION OF THE MORAL AND SPIRITUAL HEALTH OF A CHILD BY THE ART INSTRUMENTS: ART OF MUSIC

The subjects of this article are the different aspects of the philosopho pedagogical heritage of Leo Tolstoy like the art possibilities in particular the art of music in the formation and in the development of the moral and spiritual health of a child.

Текст научной работы на тему «Философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого в развитии духовно-нравственного здоровья ребенка средствами искусства»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ)

УДК 37.01

Брешковская К.Ю. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-56-68, кагте br@mail.ru Петухова-Левицкая М.И. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-56-68, margolev-tula@yandex.ru

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В РАЗВИТИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Предметом данной статьи являются различные аспекты философско-педагогического наследия Л.Н. Толстого: прежде всего -рассмотрение возможностей искусства, в частности, искусства музыки в становлении и развитии духовно - нравственного здоровья ребёнка.

Ключевые слова: духовно-нравственное здоровье, искусство, искусство музыки, философско-педагогическое наследие Л.Н. Толстого

Анализ практики современного образования свидетельствует о том, что организационная структура современной системы не позволяет выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом всего многообразия личностных потенциалов. Процессы социально-экономических преобразований России меняют существующую систему образования в сторону утилитарности, конкретности, то есть в противоположную сторону от бесконечной природы личности.

Процесс обучения и воспитания осуществляется в пространстве напряжения двух полюсов, которое можно представить как противоречивое встречное движение бесконечного (идеального) и конечного (реального). Данные противоречия приводят к деформации не только образовательного пространства, но и внутреннего пространства личности, нарушению ее духовно-нравственного здоровья.

Согласно данным статистики о состоянии здоровья молодого поколения России, озвученным в рамках работы 2-ого Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке", 60% учащихся в РФ имеют разного рода патологии; 60% детей отнесены к категории "нервные дети"; у 64,8% старшеклассников зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства (М.М. Безруких, Н.К. Смирнов, В.Р. Кучма). К этим расстройствам относятся: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютеро-зависимость.

Среди неблагоприятных факторов, влияющих на состояние здоровья, по мнению исследователей (Ю. Лисицин, В. Лободин и др.), 50- 55% определяющих негативных позиций - это образ жизни человека [4, с. 3].

Научный анализ социальной, педагогической и психологической литературы показал, что понятие «образ жизни» в большинстве случаев применяется для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Однако предложенное определение ориентирует прежде всего на характеристику материальных условий и форм жизнедеятельности людей. На наш взгляд, более содержательной представляется точка зрения И.В. Силуяновой, которая отмечает, что «понятие "образ жизни", включающее термины "образ" и "жизнь", представляет собой словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий "существование", "бытие", "жизнедеятельность" оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. «осознание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой прежде всего определенную духовно-нравственную, ценностно-мировоззренческую, целесообразную

упорядоченность жизни личности» [9, с. 8].

Таким образом, духовно-нравственные и ценностно-мировоззренческие ориентации могут способствовать формированию здорового образа жизни, а также формированию духовно-нравственного здоровья.

Важность духовно-нравственной составляющей здоровья была аксиомой уже для авторов античной древности. Сократ, Аристотель, Платон, Пифагор, Гален, Протагор отмечают, что нравственное здоровье человека, его убежденность в праведности своего поведения, в справедливости своих поступков, подкрепленная уважением сограждан, является необходимым условием не только счастливой, но и здоровой жизни [11, с. 128].

Идея взаимообусловленности здоровья и образа жизни, а также взаимосвязи между здоровьем физическим и духовным прослеживается практически во всех мировых культурах: Израиль, Китай, в тибетской медицинской литературе, в культуре Древней Азии, в «Славянской Здраве» и др. [6, с. 240].

В дальнейшем это положение развивали в своих трудах выдающиеся ученые, философы и педагоги Я.А. Коменский, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм, П. Флоренский, М.Я. Мудров, Б. Вышеславцев, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, В.М. Бехтерев и др. [5, с. 238].

Современные ученые В. Мурашов, В. Лободин, Б.Г. Юдин, Л.С. Шилова и др. продолжают свои исследования в русле данного подхода. По мнению исследователей, термин «здоровье» как целостная характеристика состояния человека, должен включать в себя не только совокупность характеристик и признаков индивидуального психосоматического здоровья индивида, но и интегрировать социально-культурные характеристики, делающие его жизненно необходимой частью того социального организма, каким является общество. Ограниченность медико-биологических представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития можно избежать, если в анализ понятия «здоровье» включить социальный, философский, духовный и нравственный аспекты [6, с. 3].

По мнению В. Лободина, в вопросе о здоровье следует подходить к нему как к многоблочной системе (где самые важные блоки — духовное и нравственное здоровье).

Духовное же здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего.

В основе отечественной традиционной духовности, по мнению исследователя, лежат конкретные базисные нравственные понятия, а именно базисные нравственные чувства нашего народа: стыд, жалость, благоговение перед святыней, жертвенность. Они являются эмоциональными нравственными установками русских, программой целого народа.

Стыд — установка на душевную чистоту. Жалость — специфический вид любви, жалость как начало сострадания. Благоговение перед святыней — благоговение перед истинно высшим. Наши предки считали, что без благоговения возможно лишь обычное информационное образование, но невозможно духовное. Можно смело утверждать, что без этих трех базисных установок россиянин никогда не будет здоров и счастлив.

Из приведенных базисных чувств естественным образом вытекает следующее — жертвенность. Без нее немыслима ни нравственная, ни духовная жизнь, ни обычное здоровье.

«Нравственность, пишет исследователь, - это индивидуальная этика, этика сердца со всеми вытекающими отсюда последствиями: она может сострадать, жертвовать собой и жить по законам совести» [4, с. 7].

Именно духовно-нравственные ценности, по мнению философа-современника Розина В.М., ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они являются необходимым условием не только социального существования человека, но и физического выживания [8, с. 35].

В контексте данной проблематики актуализируется обращение психолого-педагогической науки и практики к наследию выдающихся педагогов, к их опыту духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, который смог бы обеспечить духовно-нравственное здоровье ребенка.

Педагогическое наследие Л.Н. Толстого возможно рассматривать как один из путей гуманизации отечественного образования, гуманитарный потенциал которого способствует переводу собственно педагогических знаний в сферу личностно-ориентированных смыслов личности.

Обращение к философско-педагогическому наследию Л.Н. Толстого предполагает рассмотрение его концепции культуры во взаимосвязи с категориями искусства, науки и образования. Этот подход формирует понимание целостности человека как меры всех вещей, а личности - как обладающей априорной ценностью, способностью к свободному творчеству и самораскрытию (Б. М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, Н. Д. Никандров).

Для мыслителя культурный процесс - это, в первую очередь, становление и духовно-нравственное развитие человека. Л.Н.Толстой считал,

что высшая цель культуры - содействовать благу каждого человека и человечества. Следовательно, человек, его место в мире, смысл и предназначение человеческой жизни - одна из центральных линий культурофилософских и педагогических позиций мыслителя. Это положение весьма важно для понимания взглядов Л.Н. Толстого на педагогическую деятельность как фактор развития личности и общества. Также следует подчеркнуть значимость интерпретации Л.Н. Толстым категорий духовности, разумности, нравственного самосовершенствования в определении им идеалов и целей человека как активного субъекта бытия.

Нравственное самосовершенствование рассматривалось Л.Н. Толстым одновременно как дело, приводящее людей к единению с Богом, между собой и как основание культуросозидающего процесса. Поэтому, по мнению Л.Н. Толстого, истинная культура может быть построена только на высоконравственных, высокодуховных основаниях, а её качественной мерой и критерием является самосовершенствование и самореализация личности в контексте общественной жизни. Таким образом, духовное здоровье человека (и в конечном счете - общества) определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего.

По мнению Толстого, одной из высших форм культурной деятельности является искусство.

Согласно мировоззрению Л.Н. Толстого, искусство есть человеческая деятельность, состоящая в том, что один человек, сознательно, известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их. Л.Н. Толстой рассматривал искусство как необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах. В свое время мыслитель отмечал, что вследствие потери способности заражаться произведениями искусства люди растут, воспитываются и живут без смягчающего, удобряющего действия истинного искусства и потому не только не двигаются к совершенству, не добреют, но, напротив, при высоком развитии внешних средств, становятся всё диче, грубее и жесточе.

Л.Н. Толстой рассматривал искусства как действенные способы общения и прогресса, то есть движения вперёд человечества к совершенству. Он отмечал, что если речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности; то искусство делает возможным для людей последних живущих поколений испытывать все те чувства, которые до нас испытывали люди и в настоящее время испытывают лучшие передовые люди [7, с. 425].

Обосновывая роль искусства как метода развития ценностного отношения к миру, Л.Н. Толстой следует своей нравственно-этической концепции бытия, в соответствии с которой педагогическая деятельность должна быть ориентирована на привитие учащимся понятий любви, ненасилия, духовности.

Он писал: «Чувства, вытекающие из сознания сыновности богу и братства людей, как чувства твердости в истине, преданности воле бога, самоотвержения, уважения к человеку и любви к нему, вытекающие из христианского религиозного сознания, и чувства самые простые — умиленное или веселое настроение от песни, или от забавной и понятной всем людям шутки, или трогательного рассказа, или рисунка, или куколки — производят одно и то же действие — любовное единение людей. Бывает, что люди, находясь вместе, если не враждебны, то чужды друг другу по своим настроениям и чувствам, и вдруг или рассказ, или представление, или картина, даже здание и чаще всего музыка, как электрической искрой, соединяет всех этих людей, и все эти люди, вместо прежней разрозненности, часто даже враждебности, чувствуют единение и любовь друг к другу. Всякий радуется тому, что другой испытывает то же, что и он, радуется тому общению, которое установилось не только между ним и всеми присутствующими, но и между всеми теперь живущими людьми, которые получат то же впечатление; мало того, чувствуется таинственная радость загробного общения со всеми людьми прошедшего, которые испытывали то же чувство, и людьми будущего, которые испытают его. Вот это-то действие производит одинаково как то искусство, которое передает чувства любви к богу и ближнему, так и житейское искусство, передающее самые простые, общие всем людям, чувства» [7, с. 428].

Характеризуя искусство как один из методов воздействия на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка, Л.Н. Толстой отмечал: «Христианское искусство или вызывает в людях те чувства, которые через любовь к богу и ближнему влекут их ко все большему и большему единению, делают их готовыми и способными к такому единению, или же вызывает в них те чувства, которые показывают им то, что они уже соединены единством радостей и горестей житейских. И потому христианское искусство нашего времени может быть и есть двух родов: 1) искусство, передающее чувства, вытекающие из религиозного сознания положения человека в мире, по отношению к богу и ближнему, — искусство религиозное, и 2) искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира, — искусство всемирное» [7, с. 428]. Эти два рода искусства Л.Н. Толстой рассматривал в единстве, что, по его мнению, обеспечивает «свободную» и «радостную» деятельность людей, «устраняя насилие».

Рекомендуя учителю ввести искусство в учебный процесс (лепка, рисование, пение), Л.Н. Толстой руководствовался мыслью о том, что назначение искусства «в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою, и установить на место царствующего теперь насилия то царство божие, т.е. любви, которое представляется... высшею целью жизни человечества» [7, с. 428].

Размышляя на тему «нужны ли искусства для народа», Толстой пишет: «я полагаю, что потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности, к какой бы природе и среде она ни

принадлежала, и что эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена» [7, с. 233].

Среди всех родов искусств Л. Толстой выделяет «искусство музыки». Музыка - любимое искусство Льва Николаевича - составляла неотъемлемую часть его собственной жизни. В доме Толстых в Хамовниках постоянно устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие известные и не очень известные музыканты. Эти впечатления нашли отражение в творчестве писателя. Страницы художественных произведений Л.Н.Толстого, его эпистолярное наследие и дневниковые записи наполнены музыкальными картинами, звуковыми реминисценциями, эстетическими размышлениями, теоретическими рассуждениями о музыке.

С годами Толстой не утрачивал любви к музыке не только как к источнику истинного наслаждения, но и как к высокому искусству, волнующему душу, пробуждающему в человеке чувство красоты и добра.

В 1910 г. после последнего музыкального вечера в Ясной Поляне Толстой напишет «Музыка как и всякое другое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переносишься в других, хочется чувствовать через них» [4, с.773-774].

Анализ философско-педагогического творчества Толстого и работ исследователей свидетельствуют о том, что в своих главных гуманистических устоях музыкальная концепция Толстого сформировалась уже в его ранних музыкально-теоретических работах, сочетающих в себе пытливый ум исследователя и эмоциональный подход художника. В своей концепции Толстой выдвинул идею объяснения музыки как «стенографии чувств» и всю свою долгую жизнь размышлял о ее ускользающей специфике, так и не разрешив ее загадки. Результаты осмысления феномена музыки «несомненно, породили выдающиеся по силе духовного проникновения в тайны музыки человеческой души литературные, психологические шедевры» пишет О.И. Филатова [10, с. 219].

Эстетические богатства музыкального искусства органично увязывались Толстым с этическим аспектом человеческого бытия. Толстовские поиски истины в музыке породили основания его музыкальной концепции: «Я думаю, что музыка - это наиболее яркое практическое доказательство духовности нашего существа» [3, с. 774].

Таким образом, педагогика Толстого восходит к современной парадигме образования, выражающей гуманистическую направленность образовательного процесса. Педагогика искусства в интерпретации Толстого созвучна сегодняшним тенденциям музыкального образования, его лучшим традициям: формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и общих гуманистических убеждений; творческое развитие личности ребенка; развитие фантазии и образного мышления - сопутствующих богатств, обретаемых в опыте общения с музыкальным искусством. Искусство, по мнению Толстого, является

неотъемлемой частью человеческой деятельности, и личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства.

Искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, поскольку является художественным отражением жизни, а с другой -средством воспитания, так как позволяет через художественные образы воздействовать на чувства и сознание людей, формировать отношение к окружающему, воспитывать мировоззрение. Музыка воздействует посредством музыкальных образов.

В современной искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом ритмоинтонационно организованных звуковых последований.

Восприятие музыки, как вида искусства, основывается на принципе переживания. Музыкальные образы обращены к раскрытию содержания искусства на уровне личностного смысла, где важно не только движение от неизвестного к известному, но и от известного к значимому. Именно здесь реализуется цель диады: знание - значение.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию. Особенно музыка близка эмоциональной природе ребенка. Под ее влиянием развивается художественное восприятие ребенка, обогащается опыт переживаний, осуществляется постижение глобальности картины мира всего, обретение себя в мире.

Таким образом, в современной отечественной парадигме образования актуализируется мысль Толстого о единении и взаимосвязи всего сущего. Толстой писал: «Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но и будущего. Как происходит совершенствование знаний, т.е. более истинные, нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные. Так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства» [7, с. 453].

Теоретический анализ проблем современного образования, среди которых проблема духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения занимает особое место, показал, что обращение к философско-педагогическому наследию Л.Н. Толстого, актуализирует основные положения его нравственно-этической концепции бытия:

- основным содержанием искусства является разнообразный мир эмоций и состояние внутреннего мира человека;

- назначение искусства заключается в развитии у каждого ребенка многообразия чувств;

- искусство способно пробудить в душе как простые, доступные всем чувства - веселья, умиления, спокойствия, так и возвышенные состояния;

- искусство способствует формированию бодрых чувств, чувства единения и братства;

- освоение искусства ребенком должно осуществляться через художественно-творческую социально-значимую деятельность.

Считая важнейшей задачей человеческого существования духовное совершенство, великий мыслитель видел в искусстве средство самопознания, постижения мира через себя, важнейшее условие формирования системы жизненных ценностей.

В контексте современной гуманистической парадигмы образования образовательный процесс должен быть направлен на развитие, прежде всего, духовного потенциала, системы жизненных ценностей, на развитие позитивного художественно-эстетического мировосприятия, разнообразных способностей личности, а значит, ее духовно-нравственного здоровья.

Литература

1. Брешковская К.Ю. Философско-педагогическое осмысление Л.Н. Толстым специфики профессиональной деятельности учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2008. 194 с.

2. Л.Н.Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. Н.И. Бурнашева. М.: Просвещение, 2009. 848 с.

3. Лободин В. Формула здоровья. СПб.: Невский проспект, 1999. 65 с.

4. Папченко Е.В., Петухова М.И. Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1, ч. 2. С. 235-244.

5. Петухова М.И. Проблема здоровьесозидания субъектов образовательного процесса и возможности ее решения средствами прикладной музыки [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://www.science-education.ru/100-5019 (дата обращения: 12.10. 2014).

6. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. С. 35-62.

7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Кудрявая. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 592с.

8. Силуянова И.В. Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости [Электронный ресурс] // Слово: образовательный портал. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38067.php (дата обращения: 12.10.2014).

9. Социальная психология: словарь / под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.

10. Филатова О.И. Концепция музыки Льва Толстого / Л.Н. Толстой и судьбы современной цивилизации: материалы XXIX Международных Толстовских чтений. В 2 ч. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. Ч. 1. С. 219-229.

Breshkovskaya K. Yu., Petuhova-Levickaya M.I.

ryMaHMTapHbie BegoMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

№ 3 (11), OKT*6pb 2014 r.

THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF LEO TOLSTOY IN THE FORMATION OF THE MORAL AND SPIRITUAL HEALTH OF A CHILD BY THE ART INSTRUMENTS: ART OF MUSIC.

The subjects of this article are the different aspects of the philosopho -pedagogical heritage of Leo Tolstoy like the art possibilities in particular the art of music in the formation and in the development of the moral and spiritual health of a child.

Key words: moral and spiritual health, art, art of music, pedagogical heritage of Leo Tolstoy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.