Научная статья на тему 'Л. Н. Толстой в современной школе'

Л. Н. Толстой в современной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1297
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО / «АЗБУКА» Л.Н. ТОЛСТОГО / PEDAGOGICAL IDEAS OF L. N. TOLSTOY / PEDAGOGICAL WORKS OF L. N. TOLSTOY / L. N. TOLSTOY’S THE ABC BOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудакова Мария Александровна

В статье демонстрируется актуальность педагогических идей Л.Н. Толстого для современного образования. В ней показывается, как сегодня может эффективно использоваться «Азбука» Л.Н. Толстого в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. N. Tolstoy in modern school

The article demonstrates the continuing relevance of L. N. Tolstoy’s pedagogical ideas for modern education. It shows how L. N. Tolstoy’s The ABC Book (Azbuka) may be effectively used in modern primary school.

Текст научной работы на тему «Л. Н. Толстой в современной школе»

М. А. чудакова Л. Н. Толстой в современной школе

УДК 371.4 ББК 74.03(2)

«Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

М. Горький

В статье демонстрируется актуальность педагогических идей Л.Н. Толстого для современного образования. В ней показывается, как сегодня может эффективно использоваться «Азбука» Л.Н. Толстого в начальной школе.

Ключевые слова. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого, педагогические труды Л.Н. Толстого, «Азбука» Л.Н. Толстого.

М. A. chudakova L. Н. Tolstoy in modern school

The article demonstrates the continuing relevance of L. N. Tolstoy’s pedagogical ideas for modern education. It shows how L. N. Tolstoy’s The ABC Book (Azbuka) may be effectively used in modern primary school.

Key words: pedagogical ideas of L. N. Tolstoy, pedagogical works of L. N. Tolstoy, L. N. Tolstoy’s The ABC Book.

Давно ли Вы читали произведения Каждый текст, п° мнению автора не

Толстого, или перечитывали их со сво- должен был занимать времени для

ими детьми? Детских произведений чтения более чем I5-20 минут. Сюжет

в школьной обязательной программе рассказ°в должен был быть занимате-

мало. Знакомство детей с Толстым лен, поучителен и прост для детского

надо начинать с маленьких рассказов ума. в каждом тексте утверждает-

из «Азбуки», для которой им было ся нравственное начало, говорится о

написано более 600 произведений. смысле жизни, о том, каким должен

быть человек. В рассказах раскрываются положительные и отрицательные черты людей, их сложные взаимоотношения. Подавляющее число рассказов моралистично, но их назидательность ненавязчива и доносится до ребенка последовательно. Автор надеялся, что при чтении и обсуждении рассказов у детей возникает нравственная самооценка. Мораль незаметно вплетена Толстым в произведение и действует на эмоциональную сферу сознания. А переживание ситуаций, описанных в тексте, даст возможность закрепления правильной самооценки и не приведет к безнравственным поступкам.

Воспитание, с точки зрения Льва Николаевича, опирается на развитие культуры чувств человека. Толстой был уверен в том, что «самое важное в мире» — просвещение. Его произведения уже при жизни вошли в учебные хрестоматии. В современной методической литературе представлены многочисленные варианты уроков по произведениям Льва Толстого. Некоторые из них и предлагаются в этой статье.

В рассказе «Лев и мышь» мышь побеспокоила льва, который спал.

Представьте, в каком настроении проснулся лев! Мыши это тоже понятно, но она просит: «Если ты меня пустишь, я тебе добро сделаю». Конечно, в словах мыши кроется желание спастись любой ценой и заинтересовать в своем спасении самого льва, поэтому она становится многословной и откровенно назидательной. Царственный, могущественный лев не знал и не чувствовал, как хрупка жизнь, ведь он привык доверять своей

силе. Крохотная мышь, чья жизнь в постоянной опасности, пыталась объяснить это льву. Разгневанный и самоуверенный, он не поверил в истинность ее слов «я тебе добро сделаю», которые только позабавили его, «он засмеялся... и пустил ее». В его поступке была лишь снисходительность сильного. А жизнь преподнесла ему суровый урок. Герои произведения учат людей, что нет в жизни большого и малого, все взаимосвязаны.

Большой интерес представляет рассказ, написанный Толстым на пословицу: «Не за то бьют волка, что сер, а за то, что овцу съел». Сюжет прост: волк съел овцу, а за это мужики его побили. Детям из русских сказок известно, что «серого» хищника ноги кормят. Серый волк должен рыскать по лесу в поисках добычи, выслеживать ее, красться. А он воспользовался чужим добром и съел домашнюю овцу. За то и был бит, что украл нажитое чужим трудом.

А вот рассказ «Ученый сын» подводит детей к заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Сын, вернувшись с учебы из города, забыл свой долг перед отцом, за что и был наказан. Отец попросил его взять грабли и помочь в нелегкой крестьянской работе, а сын отвечает: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл». Вот и наступил сын на грабли, которые ударили его в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли. Толстой специально использует слово «мужицкие». Сын показывает отцу, что науки возвысили его, а Толстой показывает нам этим словом, как тяжел труд отца. Торжество идеи

справедливости автор показал путем «от противного». Подобным образом положительный моральный вывод сделает ученик после прочтения рассказа.

Рассказ «К бедному мужику пришел жалкий нищий» Толстой заканчивает поговоркой: «Дай в окно, Бог даст в подворотню», объясняя это так: «Благо телесное, всякие удовольствия мы добываем, только отнимая это у других. Благо духовное, благо любви мы добываем, напротив, только тогда, когда увеличиваем благо других». Женщине, героине рассказа, стало жаль нищего, и она дала ему половину своего хлеба. В рассказе нищий ничего не просит, а добро совершается, как сострадание, без всякого принуждения. За свое добро женщина получила помощь Божью, и как человек, не привыкший к легким подаркам, мудро им распорядилась: «Увидела на веревке сидит рой: баба огребла его, и у нее повелись пчелы».

Сюжет следующего рассказа «Подкидыш» таков: у бедной женщины была дочь Маша, которая нашла у дверей своего дома младенца. Мать девочки не хотела его оставлять, но дочь ее уговорила на доброе дело. Мать посмотрела на младенца и оставила. «Чем больше в человеке жалости, тем лучше для души его», — писал Лев Толстой. Автор специально отдал главную роль девочке, так как считал, что дети представляют «первообраз правды, красоты и добра». Плача, она уговорила мать оставить младенца, потом кормила и пеленала его. Трогательное отношение и жалость девочки к ребенку подчеркивают слова: маленький, ребеночек, матушка,

ручки, пальчики. Лев Николаевич специально уравновесил большое желание девочки и маленькие возможности ее семьи. огромное сострадание и милосердие в душе маленькой девочки, которая может так переживать за беспомощного младенца. Рассказ этот оказывает глубокое эмоциональное воздействие на юных читателей. Проживая и осмысливая каждый момент этой истории, дети наполняются чувством сострадания и жалости.

Рассказ «Камень» побуждает обратиться к народной поговорке: «Держать камень за пазухой» и к выражению из Евангелия: «Пусть бросит камень, кто сам без греха». Два действующих лица в рассказе: богач и бедняк. Бедняк просил милостыню, а богатый бросил в него камень. Обиженный человек камень поднял и носил у сердца, ожидая часа расплаты. И пришло время: богатый сделал дурное дело, и его повезли в тюрьму. Увидел это бедняк, достал камень, а бросить не смог. Замахнулся и раздумал: напрасно я так долго носил этот камень. У бедняка не поднялась рука на страдающего человека, хоть обида его была справедливой. Особенно важны для детей данные Толстым противопоставления: богатый — бедный, добрый — злой, сильный — слабый, бросил камень — подобрал камень. Без всякого внешнего принуждения, руководствуясь потребностью в сострадании и сопереживании, бедняк простил своего давнего обидчика. Озлобившийся бедняк чуть не стал таким же, как богатый — злым и мстительным. В контексте рассказа «камень» — это зло, которое богатый бросил бедному, а бедный это зло по-

добрал. Но прошло время, и пришла мудрость. Не уподобился бедняк богатому, зная, как тяжело жить в нищете.

С самого раннего возраста дети способны различать добро и зло. Толстой считал, что отстаивать добро нужно, но не любыми способами. Применение насилия, все равно психического или физического, обязательно вызовет чувство ненависти у противника, а где ненависть, там нет места добру.

Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Лев Толстой создал новую концепцию героизма: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий. Толстой писал: «Люди не верят в то, что за зло надо воздавать добром, а не злом, только оттого, что их с детства научат тому, что без этой отдачи злом за зло расстроится вся жизнь людская».

Цель уроков литературы показать через произведение положительные и отрицательные качества человека. Специфика воздействия литературы на духовный мир личности заключается в возможности читателя сверять свои нравственные оценки героев с авторитетными оценками писателя. Кроме того, художественная литература при помощи эстетических средств делает привлекательными или отталкивающими различные человеческие качества и тем самым сортирует жизненные и моральные ценности, оказывает воздействие на идейный выбор читателя. Так становится возможным

духовно-нравственное воспитание ребенка. С самого раннего детства рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого начинают учить добру, честности, справедливости, сопереживанию...

Первый вопрос, который задает себе учитель: а не суживаем ли мы для ребенка мир большой литературы, предлагая размышлять лишь над произведениями Толстого? Но в этом и состоит одно из главных достоинств его рассказов. Маленький человек, едва научившись читать, вряд ли увидит большую литературу в произведениях многочисленных авторов, которых он еще не в состоянии даже запомнить. Совсем иначе раскрывается для ребенка мир русской словесности и человеческой мудрости, когда в школе его встречает не только первый учитель, но и учитель-наставник, который рассказывает забавные или грустные истории. Толстой приглашает ребенка к диалогу, к сотворчеству. Через общение с Толстым ребенок опосредованно готовится к встрече с произведениями других авторов. Такие встречи могут проходить при изучении толстовских текстов, так как нетрудно заметить, что некоторые произведения «Азбуки» представляют собой переложение сказок, басен, и в их основе лежат знакомые сюжеты.

Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на самореализацию ребенка, на формирование у него положительных мотивов поступков, подлинных идеалов и ценностей. При этом воздействие педагога на воспитанника должно быть неявным. Педагог вправе направлять на принятие правильного решения, а ребенок должен

самостоятельно его понять, осмыслить и поступить так, как он считает нужным. В этом заключается, на наш взгляд, условия нравственного воспитания.

Возможно, читателю будет интересно узнать, как Толстой воспитывал своих детей? Для того чтобы удовлетворить это естественное любопытство, у нас есть один очень интересный факт, описываемый американцем Кросби в своей книге «Л. Н. Толстой как школьный учитель». Факт этот относится к 1894—1895 гг. Вот что рассказала Кросби гувернантка, жившая в то время в семье Толстых: «Маленькая Саша, хорошенькая, крепкая десятилетняя дочь Льва Николаевича играла перед домом с крестьянским мальчиком из деревни. Они поссорились, как обыкновенно ссорятся дети. Мальчик в сердцах схватил палку и ударил ее по руке. Удар был сильный, и девочка с плачем прибежала в дом. Она, очевидно, еще не читала сочинений своего отца, потому что сейчас же побежала к нему и сквозь слезы просила его выйти и наказать виновного. Толстой ласково взял девочку к себе на колени, вытер ей слезы и посмотрел ушибленное место.

— Ну, Саша, сказал отец, что же будет хорошего, если я прибью мальчика? От этого твоя рука не будет меньше болеть.

— Нет, будет! Он гадкий, злой мальчишка, ты должен наказать его.

— Подумай немножко, Саша. Почему он тебя ударил? Ведь потому, что рассердился на тебя. Значит, он тебя не любит? А если я его прибью, он еще больше тебя возненавидит, да еще возненавидит и меня. Мне кажется, нам лучше всего будет заставить

его полюбить нас, и тогда он никогда больше тебя не ударит. А если мы заставим его возненавидеть, то он, пожалуй, будет ненавидеть всю свою жизнь.

Между тем Саша перестала плакать, так как ее рука больше не болела, а жажда мести несколько утихла в ней.

— Вот что я сделал бы, милая, если бы был на твоем месте, — продолжал Толстой. — Ты знаешь, в кладовой есть малиновое варенье, оставшееся вчера от ужина. На твоем месте я бы положил его на блюдечко и отнес мальчику.

Этот совет, вероятно, поразил Сашу. Но почему же она последовала ему? А она ему последовала. Может быть, потому, что хотела сделать удовольствие отцу, которого нежно любила, может быть, из любопытства, чтобы посмотреть, что сделает мальчик, а может быть, потому, что здесь было затронуто ее нравственное чувство. Как бы то ни было, она пошла в кладовую, взяла варенье, как свидетельствует гувернантка, и отнесла его своему врагу». Л. Н. Толстой с присущей ему гениальной прозорливостью опередил свое время. Многие идеи его на самом деле явились пророческим видением будущего. Он создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.

Лев Толстой создал мировые шедевры художественной литературы. И мы должны гордиться тем, что имя Льва Николаевича Толстого известно и почитаемо во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.