М. А. Чудакова
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Кудрявая
Автор статьи - школьный учитель начальных классов. Его волнует проблема нравственного воспитания детей. В статье показан фрагмент из жизни Льва Николаевича Толстого, который раскрывает педагогический опыт писателя.
Being a primary school teacher, the author of the article is concerned with the problem of moral upbringing of children. The article reveals the fragment of life of L. Tolstoy that illustrates the educational experience of the writer.
464
Урок нравственности Л. Н. Толстого
Начало XXI в. С чем мы к нему пришли? Алкоголизм и наркомания, детская преступность и беспризорность, терроризм и войны. Наша страна переживает глубокий кризис во всех сферах - социальной, экономической, национальной. За всем этим прежде всего стоит кризис духовной жизни в стране. За духовным кризисом общества стоит духовный кризис отдельной личности, связанный с утратой смысла жизни, пессимизмом, со стремлением к материальной власти и материальному благополучию, что отождествляется со счастьем.
Каким методом нужно пользоваться, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и прийти к наиболее лучшим воспитательным результатам?
Человек часто находится в ситуации выбора, а потом оценивает результаты своей деятельности. Своеобразным «фундаментом» в обосновании, оценки своего и чужого поведения является нравственность. Современная школа должна рассматривать воспитание как помощь ребенку в его духовном развитии, становлении внутреннего потенциала. Ни одно общество не может обойтись без моральной регуляции поведения своих членов. Это значение морали объясняется тем, что она представляет собой способность человека добровольно,по внутреннему побуждению, без всякого принуждения извне действовать во благо другим людям. Человечество живет по нравственным законам, под которыми подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Процесс духовно-нравственного воспитания должен быть направлен на самореализацию ребенка, на формирование у него положительных мотивов поступков, подлинных идеалов и ценностей. Педагог является онтологическим основанием нравственного развития ребенка. Педагог вправе направлять на принятие правильного решения, а ребенок должен самостоятель-
но его понять, осмыслить и поступить так, как он считает нужным. В этом заключаются, на наш взгляд, условия нравственного воспитания.
Подобный подход был широко представлен в работах Л. Н. Толстого.
Лев Николаевич сам был родителем,, у него были дети. Как же он сам воспитывал своих детей? Для того чтобы удовлетворить это естественное любопытство, у нас есть один крайне интересный факт, описываемый американцем Кросби в книге «Л. Н. Толстой как школьный учитель». Факт этот относится к 1894-1895 гг. Вот что рассказала Кросби гувернантка, жившая в то время в семье Толстых.
«Маленькая Саша, хорошенькая, крепкая десятилетняя дочь Льва Николаевича, играла перед домом с крестьянским мальчиком из деревни. Они поссорились, как обыкновенно ссорятся дети. Мальчик в сердцах схватил палку и ударил Сашу по руке. Удар был сильный, и девочка с плачем побежала в дом. Она, очевидно, еще не читала сочинений своего отца, потому что сейчас же побежала к нему и сквозь слезы просила его выйти и наказать виновного. Толстой ласково взял девочку к себе на колени, вытер ей слезы и посмотрел ушибленное место.
- Ну, Саша, - сказал отец, - что же будет хорошего, если я прибью мальчика? От этого твоя рука не будет меньше болеть.
- Нет, будет! Он гадкий, злой мальчишка, ты должен наказать его. Подумай немножко, Саша. Почему он тебя ударил? Ведь потому, что рассердился на тебя. Значит, он тебя не любит? А если я его прибью, он еще больше тебя возненавидит, да еще возненавидит и меня. Мне кажется, нам лучше всего будет заставить его полюбить нас, и тогда он никогда больше тебя не ударит. А если мы заставим его возненавидеть, то он, пожалуй, будет ненавидеть всю свою жизнь.
Между тем Саша перестала плакать, так как ее рука больше не болела, а жажда мести несколько утихла в ней.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
- Вот что я сделал бы, милая, если бы был на твоем месте, - продолжал Толстой. Ты знаешь, в кладовой есть малиновое варенье, оставшееся вчера от ужина. На твоем месте я бы положил его на блюдечко и отнес мальчику.
Этот совет, вероятно, поразил Сашу. Но почему же она последовала ему? А она ему последовала. Может быть, потому, что хотела сделать удовольствие отцу, которого нежно любила, может быть, из любопытства, чтобы посмотреть, что сделает мальчик, а может быть, потому, что здесь было затронуто ее нравственное чувство. Как бы то ни было, она пошла в кладовую, взяла
варенье, как свидетельствует гувернантка,
1
и отнесла его своему врагу» .
Л. Н. Толстой считал, что нужно отстаивать добро, но не любыми способами. Применение насилия, все равно психического или физического, обязательно вызовет чувство ненависти у противника, а где ненависть, там нет места добру. Из этого не следует, что надо отказаться от борьбы со злом, - нет, но надо бороться только ненасильственными средствами, отказаться совершать безнравственные поступки. Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший может задуматься или даже устыдиться своего поступка. Учение Толстого устраняет противоречие между идеалами христианства и стремлением к героизму.
Что же сделал Л. Н. Толстой в области воспитания?
Практически здесь, разумеется, нельзя было сделать того, что было сделано в области образования, нельзя было открыть школы, нельзя было написать учебников и т. п., потому что все подобные меры в вос-
питательном отношении могли бы оказаться совершенно безрезультатными. Задача распадалась на две части: помочь родителям и воспитателям выработать себе достойное человека мировоззрение и дать им в руки какое-нибудь пособие, с которым они могли бы подойти к детям и передать им те высшие истины, которые должны руководить жизнью человека. Первая часть задачи относится к религиозно-публицистической деятельности Толстого. Целым рядом своих работ он старался указать на высокое значение, которое имеет исповеды-ваемое нами христианское учение, и на то, какое руководящее значение в наших жизненных поступках оно должно иметь. Он издал целый ряд книг, таких как «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни», где собрал сокровища человеческой мудрости. Вторая часть задачи - дать родителям и воспитателям в руки пособие, посредством которого они могли бы передать детям сокровища человеческой мудрости. Он составляет «Круг чтения для детей», «Учение Христа, изложенное для детей», ряд нравственных уроков, «Азбуку», а в последний год своей жизни рассказы под заглавием «Детская мудрость».
Литературно-художественное чтение как фактор духовно-нравственного развития имеет огромное значение для младших школьников, что обусловлено их возрастными особенностями. Эти особенности проявляются в том, что нравственную опору ребенка составляют преимущественно наглядно-образные представления, а не абстрактные идеи, и это определяет воспитательную значимость литературно-художественных образов. Свойственные этому возрасту повышенная эмоциональность, наивно-реалистический уровень восприятия искусства обеспечивают доверие детей к изображаемому, создают ощущение своей причастности к нему и активное сопереживание. Авторитетность для учащихся самого писателя способствует принятию
его оценок. Воспитательный потенциал восприятия литературного произведения не отделим от его художественного влияния.
Особую роль Толстой отводил духовно-нравственному аспекту анализа литературного произведения. Именно его при изучении литературы он ставил во главу угла: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»2. Своей «Азбукой» Толстой стремился не только развить умственные способности ребенка, но и дать в процессе восприятия художественного произведения возможность усваивать
сложные мировоззренческие понятия о месте человека в мире, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки.
Толстой с присущей ему гениальной прозорливостью опередил свое время, общественно-педагогическое сознание. Многие идеи, высказанные им, нередко.воспри-нимались его современниками, да и в наше время, как ошибки и заблуждения, которые на самом деле явились пророческим видением будущего. Лев Толстой создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кросби Э. Л. Н. Толстой как школьный учитель. 2-е изд., М., 1908. 2Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 30. М., 1957.