У
X
<D
X
Г
□
t.n
о
□
МЭ
О
120
способность дифференцировать различные оттенки тембра голоса, интонации, понимать особенности певческого звучания. Тембр своего голоса поющий слышит не только через внешнюю воздушную среду, но и через ткани организма. Слуховые ощущения певца нестабильны, так как они зависят от акустической обстановки. При недостаточном развитии двигательного контроля певец становится очень зависимым от акустической обстановки. Для певца важно наличие как слухового, так и мышечного контроля. У певца должны быть установлены прочные связи между представлением о звучании и воплощающим его движением. Связь представления о звуке сдвижением, которым он достигается, является основой вокального слуха. В понятие вокальный слух входит способность понимать мышечную работу певца в разных вокальных ситуациях, что развивается по мере овладения вокальной техникой. В итоге в процессе овладения вокальной техникой вырабатывается способность, позволяющая певцу правильно организовать мышцы, управляющие голосом, чтобы воспроизвести определенную, заранее предслышанную интонацию, тембр, музыкальный тон [1,71].
Так во время занятий вокальный педагог анализирует технику ученика, мысленно представляет работу его голосового аппарата. Во время пения ученик одновременно слышит свой голос, получает представления о работе голосового аппарата, ощущает различные вибрационные явления, видитдвижения артикуляции. И.П. Павлов называл это комплексным анализатором певческого процесса. Работа над голосом состоит в установлении связей между всеми контролирующими системами анализаторов.
Вокальными движениями управляет комплекс органов чувств, каждый вокалист не только слышит себя внутренним слухом, но и ощущает свой голос органами голосового аппарата. Как сказал Р Юссон, каждый певец имеет внутреннюю "вокально-телесную схему". Хорошо обученный певец пользуется своими резонаторными ощущениями, и каждый звук резонаторной шкалы отражен у него в определенном месте нёбного свода.
Помимо анатомических, физиологических и психологических особенностей каждого, обучающегося пению, важно учитывать и возможность развития эмоциональной сферы в певческом процессе. Вокально-педагогический репертуар представлен музыкой разнообразных эпох и жанров. Это музыка различных стилей, которая требует понимания и раскрытия заложенных в ней смыслов, передачи определён-
ных идей, образов, чувств. Воплощение авторского замысла для исполнителей часто бывает достаточно сложной задачей. Чтобы выразить эмоциональный композиторский замысел, исполнитель должен найти необходимые краски, вызвать в себе чувства, которые могут правдиво и естественно передать характер воплощаемого образа. Это связано с такими качествами характера, как умение сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушным. Такая душевная работа ведёт за собой преобразование себя через преобразование эмоций, развивает богатство и разнообразие чувств, делает жизнь полнее, разнообразнее, интереснее, а переживание эмоций высокого порядка делает личность более гуманной. Постигая определенный объём произведений вокальной музыки, исполнитель становится объектом культурного воздействия вокального искусства через исполняемое произведение, обеспечивается процесс общения с эстетическими ценностями различных эпох.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод. В процессе певческой деятельности участвует весь организм человека, его анатомическая, психофизиологическая, чувственно-эмоциональная и интеллектуальная составляющие. Во всех этих сферах человека есть масса индивидуальных различий, т.к. каждый человек уникален по своей природе. Педагог должен тщательно изучить индивидуальные особенности каждого ученика, наблюдать их, анализировать и учитывать в своей работе с каждым учеником, предлагая каждому из них свой метод работы с голосом.
Изучая психофизиологические особенности каждого ученика, как индивидуума, педагог по вокалу рассматривает пение как метод познания и изучения человека в его овладении вокальной техникой, а также в его личностном и духовном развитии.
Ученик со своей стороны должен научиться самонаблюдению, самоанализу, до тонкостей изучить самого себя, такой подход проложит обоим путь к вершинам профессионализма в постижении технологии, исполнительства и просто человеческом развитии, ведь в современной научной концепции развитие каждого отдельного человека является критерием эффективности развития всего общества в целом.
Литература:
1. Дмитриев Л.Д.Основы вокальной методики. - М., 2004.
2. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели.- Л., 1999.
3. Маркуорт Л. Самоучитель по пению.- М., 2009.
4. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни.- М.,1979.
SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATOR IN THE EDUCATION SYSTEM
Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol
Gruzkov Igor Vladimirovich, PhD, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
Article main objective is the substantiation of theoretical and methodical aspects of research of essence of spiritually-moral values and features of their display and functioning in system of educational activity of teachers. рц
Keywords: values; subjective; objective; spiritually-moral values; spiritually-moral orientations; professionalism.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ УДК37.013
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью статьи является обоснование теоретико-методических аспектов исследования сущности духовно-нравственных ценностей и особенностей их проявления и функционирования в системе образовательной деятельности педагогов.
Ключевые слова: ценности; субъективное; объективно; духовнонравственные ценности; духовно-нравственные ориентации; профессионализм.
© Грузков В.Н., 2012 © Грузков И.В., 2012
Сегодня нельзя не понимать, что знания и информация становятся главным ресурсом экономики и всего общественного развития. Носителем знаний и информации является человек, и это предъявляет более жесткие требования ко всей системе образования. Именно образование является основным ресурсом, на основе которого и с помощью которого формируется интеллект человека и общества. Вместе с тем, все большее значение приобретают личностные качества специалистов. Надо понимать, общество, в котором будет преобладать интеллектуальный труд, предъявит новые требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Следует подумать, что такое образованный человек будущего. В этой связи, надо ли проводить знак тождества между понятиями "профессионализм" и "образованность", "компетентность". Высокообразованный человек - это не только квалифицированный профессионал, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры на уровне мировых аналогов. Он знает отечественную и мировую историю и литературу, философию, владеет иностранными языками и т.д. Его также отличает постоянное стремление учиться, гибкость мышления, коммуникабельность, способность к установлению сотрудничества.
В настоящее время в России начала ХХІ столетия нельзя не учитывать важнейшего обстоятельства: формируются новые социальные контексты жизни и деятельности человека, его идеалы и эталоны поведения, происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей во всех сферах общества. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Качественные изменения условий жизнедеятельности человека расширяют диапазон требований к образованию, прежде всего, с точки зрения его способности к личностному развитию обучаемых, с одной стороны, а с другой - все более возрастает роль и значение самообразования. Последнее требует должного обеспечения образовательных технологий.
Нельзя не учитывать, что современный этап развития образовательной системы страны и ее регионов находится под прямым воздействием коренных изменений, происходящих во всех основных сферах общественной жизни: идет переориентация на рыночные принципы и механизмы хозяйствования, трансформация системы политического и государственного управления. В идеологии провозгла-
ГРУЗКОВ Владимир Николаевич,
доктор философских наук, профессор, Ставрополь
ГРУЗКОВ Игорь Владимирович,
кандидат
экономических наук, доцент,
Ставропольский
государственный
аграрный
университет,
Ставрополь
0
сС
гл
■ QII
■
121
122
шаются приоритеты демократических прав и свобод, общечеловеческих ценностей, идеи существования альтернативных идеологических направлений.
Образование должно (возможно, обязано) отвечать на создавшуюся социальную ситуацию пересмотром, казалось бы, незыблемых категорий, к числу которых относятся профессиональная подготовка, подходы к оценке ее эффективности. Расширяющееся образовательное пространство способствует и одновременно востребует необходимость научного осмысления происходящих процессов в вузовском обучении и воспитании, в других видах и системах профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Однако, как показывает практика, происходящие реформы не есть некий "процесс самоосуществления" тех или иных направлений проводимых модернизаций. Скорее, наоборот, по мере "решения" одних проблем, на повестке дня появляются другие, причем, нередко более трудные для теоретического и практического разрешения. Разумеется, данное обстоятельство "по-своему" отражается на характере проводимых реформ в образовании. О существе причин нарастающих здесь противоречий выше уже говорилось. Но нельзя, в порядке дополнения, выделить и такие причины, которые непосредственно отражаются на вопросах реализации задач обучения и воспитания граждан страны. Это процессы, связанные со снижением уровня нравственной культуры населения (а в определенной мере и самих педагогов), "накоплением" в духовном мире человека "цен-ностныхустановок" сомнительного содержания и направленности. Это привело к росту у людей социальной апатии, скептицизму в их отношении ктаким фундаментальным ценностям бытия людей, как труд, социальная ответственность, патриотизм, профессионализм, образованность.
Отсюда коренные изменения в социальноэкономическом, государственном устройстве и духовной жизни, происходящие в России, требуют самого пристального внимания и изучения происходящего переворота в сознании людей, в их ценностном миропонимании. А это уже одна их прямых задач систем образования. В поисках выхода, гуманитарные и социальноэкономические, исторические и другие общественные науки закономерно обращаются к поиску и обоснованию путей и средств возрождения лучших национальныхтрадиций, выработке представлений о существе и отличиях действительно социальной деятельности от деятельности ложной. Важно понять и реализовать возможности ценностного миропонимания в подготовке в первую очередь тех, кто учит -педагогов.
Сложившаяся ситуация в стране и образовании подтверждает идею о зависимости успеха реформ в первую очередь от профессионализма и состояния духовного мира тех, кто её осуществляет, - от воспитателей и педагогов. И потому все более необходимым становится создание для них условий личностного и профессионального самоопределения и самоутверждения. Ведь ясно же, если в избранной профессиональной деятельности личность ориентируется на то или иное общественное призвание, то она в наибольшей степени реализует свои сущностные силы. Особенно важно ценностное ориентирование духовного мира личности педагога на основополагающие духовные императивы, то есть, на смыслообразующие ценностные ориентации,усваивая и осваивая которые педагог утверждается как представитель общественно значимого труда. В своем профессиональном предназначении педагог утверждается, в конечном итоге, должен ориентироваться и хорошо осознавать смыслы и цели своей деятельности через призму исторических итогов жизни поколений, через видение перспектив развития материальной и духовной культуры. И, конечно же, он должен быть знающим и способен нести социальную и профессиональную ответственность за выполнение гражданского и служебного долга.
Современные преобразования в российском обществе и в системе образования обусловливают необходимость переосмысления существа многих основополагающих постулатов, в том числе и процесса профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. Образование, соответственно, должно быть ориентировано как на подготовку специалистов в соответствии с запросами и требованиями развивающейся рыночной экономики, так и на формирование условий для всесторонней подготовки высокообразованных личностей, способных обеспечивать стране интеллектуальные приоритеты в мире. И это, в первую очередь, относится кси-стемам повышения квалификации работников образования, от эффективной деятельности которых во многом зависит качественная составляющая образовательных систем: именно институты повышения квалификации призваны "дополнять" и "наращивать" знания и опыт педагогов образовательных учреждений всех форм и уровней в условиях модернизации образования.
Входе повышения квалификации педагогов становится все более необходимым активное и предметное участие в обеспечении методического сопровождения правового реформирования регионального образования, его структурной перестройки (модернизации), управлении процессами совершенствования научно-исследовательской и опытно-экспериментальной (инновационной) деятельностью, повышать качества подготовки кадрового потенциала системы об-
разования. Думается, предстоит многое сделать. Как в плане придания устойчивости процессу расширения позитивных тенденций (национальные проекты, расширение законодательной базы и т.п.), так и в плане снижения уровня негативного воздействия на процессы обучения и воспитания, прежде всего, в образовательных учреждениях. Особое значение в этом процессе приобретают императивные духовные факторы и ресурсы, под воздействием которых формируются базовые ценности учеловека. При этом, как нам представляется, в системе духовного воздействия на людей нет строго очерченных границ, когда подразумевается "это для детей, а это для взрослых". Да, особенности и специфика восприятия у человека в зависимости от возраста, безусловно, есть. Но существо проблемы больше в том, что в современных условиях информация имеет характер массового влияния на человека. Особенно это характерно для духовно-нравственной ценностной тематики, где процесс воздействия на человека приобретает наиболее противоречивый характер.
Это обусловливается уже тем, что ее решение требует учета всего комплекса факторов, от которых может прямо или опосредованно зависеть "соответствующее отношение" человека к избранному "делу жизни", а также способы и средства, на основе которых он утверждается (или будет утверждаться) в своем труде и его целях "для себя". Для понимания существа процесса реализации, в нашем случае, духовно-нравственных ценностных ориентаций в профессиональной подготовке педагогов, важно учитывать характер влияния на него всего комплекса "внутренних" и "внешних" условий жизнедеятельности личности. Сами условия для человека представляют по форме сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния объективных и субъективных факторов.
В ряду объективного можно выделить: характер и уровень развития общественной системы; состояние экономики, политики, культуры, идеологии; особенности функционирования той или иной деятельности как процесса труда; состояние общественного образования и воспитания; наличный уровень свободы личности и возможности творческого ее самоутверждения.
Из субъективного - это состояние духовного мира личности, ее жизненных ориентаций; способности человека к творчеству, самосознанию и самооценке; степень устойчивости его мотиваций, интереса к избранной профессии и труду в целом; характер и направленность потребностей; уровень нравственного и эстетического воспитания.
В нашем материале акцентируем внимание на концептуальных моментах формирования профессионализма педагогов как духовной ценности, которая всегда присуща деятельномуче-
ловеку. Другое дело - вопрос меры и уровня развития. И здесь исходим из понимания, что без педагога, для кого профессиональная деятельность не стала духовной ценностью, - качественное решение проблем образования будет всегда оставаться проблематичным.
Но чтобы формировать такое состояние у педагогов, нужно всесторонне определиться в существе содержания данного процесса, начиная с понимания профессионализма как такового. Разумеется, здесь и далее, материал, в силу ограниченности, выстроен больше в тезисной форме. Под профессионализмом в целом понимаем целостное интегральное образование "человеческого материала" (как диалектическое единство внутреннего и внешнего объективного и субъективного), позволяющего личности исполнять обязанности в соответствии с изменяющимися условиями, статикой и динамикой педагогической деятельности по все-муспектрусубъект объектного взаимодействия.
Профессионализм тем самым представляет сложное, многоплановое социальное явление, отражающее одновременно процесс и результат творческого самоутверждения и самореализации сущностных сил деятельного общественного человека. Предметным выражением (результатом) профессионализма являются не только те или иные качественные изменения в самом человеке, но и те или иные достижения социума в области создания или развития предметов и сторон материальной или духовной культуры, различных аспектов культурно-творческой деятельности, общественных отношений в целом. В этом смысле, профессиональную подготовку педагога можно рассматривать более эффективной, если в шкалу измерения ее "конечных" результатов вносить не только антропологические и профессиональные характеристики тех или иных педагогов, но и общие показатели их влияния на духовно-нравственный мир населения. Это, в свою очередь, обязывает вузы в ходе осуществления профессиональной подготовки педагога всесторонне воздействовать на его личностный мир, целостно и активно развивать его профессиональный, интеллектуальный, психофизиологический, образовательный, коммуникативный, ценностномотивационный и другие потенциалы как личности и профессионала.
Профессионализм, его уровень и качественное состояние, на наш взгляд, наиболее адекватно "соизмерим" с ценностями. Рассмотрение ценностей как отношения позволяет преодолеть "извечную" дилемму о том, что важнее в механизмах формирования и функционирования ценностей - объект или субъект, объективное или субъективное. Ценности есть отношение, ставшее результатом предметного субъект-объектного взаимодействия. Они являются своего рода барометром действительно самоутверждения личности и общества на данном конкретно-
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
123
^ ■
У
X
о
X
г
□
1/1
о
□
мэ
о
124
историческом этапе их развития. Объективно ценностное и субъективно ценностное не всегда суть одного и того же. Если первое выступает жизненно важной мерой всеобщего соответствия между человеком и действительным миром, а также мерой человеческого в человеке и человеческого в окружающем мире, то второе фактически подтверждает способности и возможности человека осваивать мир в соответствии с мерой объективно ценностного.
Через ценностное измерение можно рассматривать все виды и результаты духовнопрактической деятельности людей. В том числе, политическую, экономическую, научную, религиозную, этическую, эстетическую. В том числе и деятельность педагогическую, где личность как представитель человеческого "рода" утверждает профессиональную деятельность через реализацию сущностных сил в системах формирования сущностных сил воспитанников и обучаемых. Сущностная сторона ценностей (как отношения) нисколько не утрачивается в процессе любого взаимодействия, в том числе и в ходе профессиональной деятельности педагогов. И здесь нужен постоянный поиск и осмысление действительно ценностного в субъект-объектном взаимодействии.
Ценности в духовном мире личности, по сути, можно рассматривать как духовные ценности. Это обусловливается тем, что они "образуют" не только "свою" сферу, но и оказывает доминирующее влияние на другие сферы духовного мира человека, "ориентируя" их на восприятие и усвоение именно ценностного. То есть, на формирование в духовном мире личности ценностного отношения к природе, обществу, труду, профессии, любви, долгу, семье, Отечеству и тд. Этот процесс приобретает целенаправленность и соответствующее качество в условиях сознательной и активной реализации ценностей и в деле профессиональной подготовки педагогов.
Складывающаяся ситуация в духовной жизни общества и личности, в нашем случае, в педагогической деятельности, подтверждает идею о прямой взаимозависимости успеха реформ от качества профессиональной подготовки. Особое место занимает состояние духовно-нравственных качеств ("идеалов и эталонов поведения") тех, кто непосредственно обучает и воспитывает, - от учителей в самом широком смысле этого понятия и явления. В первую очередь, речь идет о характере и направленности ценностных ориентаций духовного мира педагогов "на профессию" как общественно значимое явление. А также степени осознания ими духовно-нравственных ценностных смыслов и целей своей деятельности в контексте исторических итогов жизни поколений, через осознание роли и значения своего труда в создании ценностей материальной и духовной культуры. На этой основе
становится возможным формирование духовной готовности и способности педагогов к личностному и профессиональному самоопределению и самоутверждению в педагогическом труде как общезначимой социальной ценности, нести за его результаты гражданскую и профессиональную ответственность сточки зрения нравственного долженствования.
Но что значит реализовать духовные ценности в системах профессионального воспитания личности педагогов? В ответе на этот вопрос в современной философской и педагогической литературе наличествуют самые различные ответы. В нашем понимании, процесс интериориза-ции духовных ценностей на уровне отдельного человека рассматривается в виде следующих взаимосвязанных форм: в форме выделения их объективно существующего ценностного отношения духовного аспекта; в форме предметной реализации духовно-ценностного отношения; в форме интериоризации, а затем и реализации духовных ценностных ориентаций; в форме образования базовых (как высшее) духовных смыслов профессиональной деятельности.
В форме выделения из объективно существующего ценностного отношения духовного аспекта. Ценностно-духовное (назовем его так) вначале выделяется через уровень непосредственно-чувственного восприятия(перцепция), в результате которого складывается простой предметный образ и еще только намечается контур ценностного переживания, точнее - переживания ценности как значимости для себя. Благодаря продуктивному воображению, вживанию в образ происходит "очеловечивание" и одухотворение предметного образа, а с ним и ценностного чувства. Здесь уже воспроизводится социальный опыт личности в форме осознания чувственного образа как ценности. Посредством воображения ценностный образ обобщается, типизируется. На его основе формируется духовное ценностное отношение личности, выражающее по форме диалектическое единство эмоционально-чувственной и рациональной сфер ее духовного мира, - в нем органично сочетаются оценка, вкус и интерес, потребности, идеалы и т.д. Ценностное понимание, а вместе с ним и ценностное освоение действительного мира становится в таком случае определенной потребностью, стимулируя развитие духовного мира человека, интернируя в систему его мировоззрения и убеждений идеи ценностного миропонимания и деятельности.
В форме предметной реализации духовноценностного отношения в творческой предметно преобразующей деятельности индивида. В данном случае речь идет о характере "фиксации" ценностного отношения в культурно-историческом контексте существования человека. На этом уровне оно формируется в "виде" цен-
ческих, познавательных, бытовых и т.д., и т.п. условий и факторов, средств, форм и методов. И здесь нельзя отдавать явное предпочтение "чему-то". При этом следует учитывать и специфику влияния учебно-воспитательного процесса (на уровне общего, особенного, единичного) на содержание и характер проявления "самих" ценностных ориентаций.
Иными словами , для понимания процесса реализации духовных ценностных ориентаций, в нашем случае, в подготовке педагогов, важно учитывать, что на него могут активно влиять внутренние и внешние условия профессиональной подготовки и жизнедеятельности личности в целом. Сами условия представляют по форме сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния объективного и субъективного. В ряду объективного можно выделить: характер и уровень развития общественной системы; состояние экономики, политики, культуры, идеологии; особенности функционирования той или иной деятельности как процесса труда; состояние общественного образования и воспитания; наличный уровень свободы личности и возможности творческого ее самоутверждения. Из субъективного - это уровень целостности духовного мира, а соответственно, и целостности жизненныхориентаций личности, ее диспозиций; способности человека к творчеству, самосознанию и самооценке; устойчивость мотивации, интересов к избранной профессии ктруду в целом; воспитанность и характер потребностей, уровень нравственного и эстетического воспитания; и т.д. Рассмотрение особенностей формирования каждого выделенного направления - тема отдельного исследования.
ГЧ
О
ГЧ
□
У
0
сС
чэ
гл
■ Он
f
=Ti£_
Kf'
■
125
ностного отражения "второй природы" и выражает в определенном смысле способность личности целостно и творчески осваивать в ходе профессиональной деятельности ценностный духовно-практический опыт цивилизации как культурно-исторического феномена. Справедливым будет утверждение о том, что ценностное отношение человека формируется и реализуется в основе своей в культуре и через ее предметно-творческое освоение и созидание.
В форме интериоризации, а затем и реализации духовных ценностных ориентаций в системе профессиональной деятельности. В результате и порождаются внешние действия, предпочтения, мотивации, высказывания, симпатии и антипатии, стремления к самоутверждению и т.д. По справедливой мысли Б.Г. Ананьева, духовные ценностные ориентации являются общим центром групп и личности, общественных целей деятельности, мотивации людей, в чем сходятся результаты исследований социологов, социальных психологов, ученых других научных дисциплин.[1]
В форме (это рассматриваем как итоговое в целях интериоризации) образования базовых смыслов профессиональной деятельности. Духовные смыслы в системе духовных ценностных ориентаций становятся для личности своего рода духовно-психологическими установками на "что-то", - на общество, на природу, на труд, на профессию, на человека, на жизнь в целом. Иными словами, - что точнее выражает суть процесса интериоризации для деятельного субъекта, - духовные ценности в функциональном плане "начинают" выполнять роль духовных ценностных ориентаций лишь тогда, когда они приобретают для человека значение ведущих смыслов жизнедеятельности. В таком случае они ориентируют человека на высшие духовные смыслы, применительно к той или иной конкретной деятельности.
Однако важно отметить, что "соответствующее отношение" человека к избранному "делу жизни" формируется не только на основе и через реализацию духовных ценностей. Фактически вся атмосфера учебного заведения (во всяком случае, должно быть так) пронизана "духом и действием" воспитания обучаемых. И не случайно, а закономерно "эта жизнь" называется не иначе как "учебно-воспитательный процесс". Для воспитания человека в нем задействован целый комплекс взаимодействующих материальных, духовных, организационно-управлен-
Примечания:
1 .См.: Ананьев Б.Г. Человек какпредмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.-С. 299-300.
2. В понимании ценностей следуем сложившемуся подходу: ценности есть то, что общезначимо для отдельного человека и социума в целом. Аксиология как наука о ценностях рассматривает их через сложную и многоуровневую классификацию. В рамках рассматриваемого материала, речь идет о нравственных ценностях как атрибуте духовного мира личности. Их существо предлагается "оценивать" через кантовскую идею долженствования человека перед обществом.
3. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: колл. монография / рук. авт. коллектива В.Н. Грузков; отв. ред.:
B. Н. Грузков, Д.Е. Давыдянц. - Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. См.: Словарь русского языка: в 4-х т. - Т. 1. - М., 1985. - С. 422.
5. См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -
C. 181.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL INSTALLATIONS OF YOUTH IN SYSTEM OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION MEANS OF MUSIC
Kotaeva Tatiana Valentinovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol