Научная статья на тему 'Мораль: к вопросу общественных основании в системе воспитания'

Мораль: к вопросу общественных основании в системе воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ / МОРАЛЬ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ДОБРО / ЗЛО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS AND ITS FORMS / MORALS / VALUES / SPIRITUAL MENTALITY / GOOD / EVIL / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грузков Владимир Николаевич

Теории и практике нравственного воспитания исторически уделяется приоритетное внимание. Особое значение данное направление общественной деятельности приобретает в переходные эпохи. Нечто происходит и в современной России, и поэтому особенно важным становится дальнейшее осмысление существа функционирования морали в контексте происходящих в нашей стране нравственных изменений в духовной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL: THE ISSUE OF PUBLIC REASON IN THE EDUCATION

Theory and practice of moral education has historically been given high priority. Of particular importance given the direction of social activity becomes a transitional period. Something is happening in Russia today, and so it is particularly important is the further understanding of the functioning of moral beings in the context of place in our country's moral changes in the spiritual life.

Текст научной работы на тему «Мораль: к вопросу общественных основании в системе воспитания»

іЕіМОЄТИ

MORAL: THE ISSUE OF PUBLIC REASON IN THE EDUCATION Gruzkov Vladimir Nickolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol

Theory and practice of moral education has historically been given high priority. Of particular importance given the direction of social activity becomes a transitional period. Something is happening in Russia today, and so it is particularly important is the further understanding of the functioning of moral beings in the context of place in our country's moral changes in the spiritual life.

Keywords: social consciousness and its forms; morals; values; spiritual mentality; good; evil; moral education.

УДК 37.013 МОРАЛЬ: К ВОПРОСУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

© Грузков В.Н., 2013

&

Теории и практике нравственного воспитания исторически уделяется приоритетное внимание. Особое значение данное направление общественной деятельности приобретает в переходные эпохи. Нечто происходит и в современной России, и поэтому особенно важным становится дальнейшее осмысление существа функционирования морали в контексте происходящих в нашей стране нравственных изменений в духовной жизни.

Ключевые слова: общественное сознание и его формы; мораль; ценности; духовный менталитет; добро; зло; нравственное воспитание.

О

X

сС

О

106

ГРУЗКОВ Владимир Николаевич,

доктор философских наук, профессор, Ставрополь

Для нашей страны проблема нравственного воспитания - одна из наиболее актуальных. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что исторически в основе российского менталитета и всей общественной жизни нравственные принципы и нормы занимали определяющее место. С другой стороны, ход модернизации и реформирования общества обостряет проблему нравственного воспитания.

Одно из следствий реформирования сфер социума, - происходит активная трансформация представлений о морали, ее ценностях, особенностях их проявления в семье, школе, национальных и религиозных отношениях, в образе жизни, межличностном общении и т.п. Сегодня, наряду с закладыванием положительных тенденций, дают о себе знать проявления болезненной стихии в духовной жизни общества и личности, вызванной ускоренным "разрушением" постулатов традиционных ценностей морали, то есть, тех ценностей, которые исторически присущи духовному менталитету наших народов.

В этой связи и возникает закономерный вопрос: о каких ценностях говорим, когда речь идет о ценностях нравственного содержания? Но простых ответов на него не "заготовлено". Мораль (нравственность) как общественное явление в определенной мере можно относить к одной из загадок, а в чем-то к историческим парадоксам для человека и цивилизации. Уже потому, что рассматриваемый феномен "возникает" на заре цивилизаций и все это время о нем постоянно говорят, пишут, по его поводу принимают решения на всех уровнях социума, а "проблем с моралью" из поколения в поколение только прибавляется. Даже вопросы "первичного" свойства: Что такое нравственность (мораль)? Какое место она занимает и должна занимать в жизни человека и общества? Что значит поступать по "законам морали"? Что должно быть в основе нравственного воспитания современных поколений? Кто им должен заниматься? - остаются дискуссионными. Несмотря на то, что теме нравственности посвящено великое множество ученых книг и художественных произведений разного рода.

Трудности познания нравственного бытия человека, его моральной деятельности можно объяснить разными причинами объективного и субъективного плана. Но, прежде всего, тем, что мораль непосредственно "включена" в ткань мироощущения человека и отражает его внутреннее состояние. А поскольку общество, как и жизнь лю-

дей, во всей их полноте и многообразии постоянно находятся в движении и самодвижении, развиваются и наполняются новым содержанием, ценностями и оценками, то, естественно, в каждый момент происходит, если не изменение морали кактаковой, то изменение ценностного отношения к ней.Как нельзя забывать, что в обществе живут разные по социальному, экономическому, культурно-историческому, этническому, религиозному...положению люди, несущие в миропонимании несхожие мировоззренческие ориентации, "свою" систему ценностного отношения к миру, в том числе и напони-мание и сущностии предназначение морали. Но суть вещей от этого разве меняется? Нравственность есть или ее нет - иного не дано.

Мораль проявляется, функционирует, оценивается, формируется через призму предельно широких противоположных по направленности и значению смыслов и понятий, какими являются категории "добро" и "зло". Так исторически предопределено, что добро и зло стали, своего рода, вехами на границах противоположных начал и оценок нравственных деяний человека. Говоря словами поэта Ю. Кузнецова, борьба между добром и злом "шумит по всем земным дорогам". Она всегда идет напряженно - силы зла никогда "просто так" ничего не сдавали. И потому борьба против него всегда представляется необходимостью и условием самосохранения человека и человечества. При этом нередко так происходит, что добро и зло сами по себе проявляются противоречиво, здесь "одно может переходить в другое": для одних те или иные деяния могут оцениваться как зло, а другими - как добро.

Отсюда возникает вопрос вопросов о критериях нравственного. Поскольку замысел статьи и ее жанр не позволяет обращение к широким аргументациям, выделим главное в существе критерия морали: нравственно то, что в максимальной степени способствует действительному (здоровье, образование, культура и т.д.) развитию большинства людей. Причем , категорию "большинство" можно рассматривать на самых различных уровнях, вплоть до масштабов всего человечества. Это утверждение не претендует на абсолютное значение, но в нем отражается "своя" историческая логика: мораль возникает как всеобщее знание и норма поведения. Ее нормы возникают на уровне родо-племенных отношений, когда еще не было государства, и она фактически стала единственным общественным средством регулирования отношений между людьми (на уровне отдельного человека, рода, племени, между ними). И главной особенностью морали является тот факт, что мораль "никто не придумал", ее нормы рождались вместе с мучительным опытом практической повседневной жизни людей.Они, как говорится,не имели документального оформления, а были общим

1-Л

О

ГЧ

О

СО

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

не—ГА

признанием той или иной нормы "как надо себя вести"в соответствующих обстоятельствах жизни.

Иными словами, вырастая из практического и духовного опыта, нормы морали формируются на основе общественного договора: люди сами решали, как должен вести себя человек в тех или иныхситуацияхжизни и деятельности. Общество само судило "кто чего стоит в жизни". За не выполнение нравственных норм оно спрашивало с индивида через порицание, осуждение, игнорирование и т.п. И это действовало на человека "почище" любого закона: мало кому хотелось быть "изгоем" в глазах тех, с кем каждый день непосредственно общаешься? Что давало свои неоспоримые преимущества. Один из примеров: если в Китае сын оставил без заботы родителей - община презирает его. Как одно из следствий, в Китае дома престарелых - редкостное исключение. Применительно к российско-мудуховномументалитету, существо нравственных норм выражалось в таких, как "не вреди"

"не ленись", "уважай и помогай другим' ' трусь", "помогай сирым и убогим", "не оставляй KNT товарища в беде", "забота о детях и родителях - ^ первейшая забота", "содействуй благу других", "береги Отечество как мать свою" и т.д.

В силу этого, к примеру, самым презираемым человеком на Руси считался тот, кто оставил товарища без помощи на поле боя или в других обстоятельствах. И до настоящего время, по сравнению с другими армиями мира (на число воюющих), случаи оставления на поле боя товарища были крайне редкими. В современной жизни нормы морали рассматриваются как духовные ценности. Назовем ряд из них, что у каждого на слуху: это справедливость, совесть, уважение старших, гордость за страну и традиции ее народов, национальное достоинство, честь, патриотизм, героизм, мужество, трудолюбие, сострадание, "ответственность, долг (гражданский и воинский).

В целом, применительно к нашей стране, процесс формирования нравственных ценностей обусловливался исторической необходимостью: воспитание поколений на идеях добра, трудности освоения природы, борьба за существование в суровых условиях выживания (освоение земель, неурожаи, природные стихии, нашествие врагов и т.д.) требовали нравственного сплочения людей. Мораль и ее нормы обладают не только способностью регулирования индивидуальными поступками. Она является всеобщим атрибутом национального самосознания и тем самым способствует самосохранению народа как народа. К примеру, разве не сила национального нравственного самосознания двигала народами России на борьбу с поляками и изменниками боярами в "смутное время" начала XVII века, подняла "дубинународной войны" против наполеоновских войск, германских фашистских орд...

Щ

107

I—

о

о

г

1/1

о

X

сс

о

108

Безусловно, контекст анализа общего характера функционирования морали имеет самые широкие аспекты и выходы. К примеру, заинтересованный читатель может соответственно прочитать о значении и особенностях проявления морали в таких видах деятельности, как педагогическая [1,2], воинская [3], различных видах хозяйственной деятельности [5,7]. Безусловный интерес вызывают работы, где рассматриваются нравственные стороны таких особенных качеств человека, как интеллигентность [6], человеческого капитала [4]. И список работ и направлений, где анализируются самые различные стороны (причем,через призму различных мировоззренческих подходов) функционирования морали можно продолжать и продолжать.

В мировой и отечественной научной мысли сегодня общепризнано (хотя здесь наличествуют несхожие по форме интерпретации), что мораль является одной из исторически сложившихся форм (наряду с экономической, правовой, политической, религиозной и т.д.) общественного сознания, соответствующих отношений и деятельности людей. Но, в отличие от норм права, политики, экономики, которые возникают вместе с государством и вырабатываются им (теми или иными социальными институтами), утверждаются силой его авторитета и административной мощи, - нормы нравственности изначально были и остаются ведущим общественным институтом саморегулирования поступков и действий людей.

Более того, например, нормы права и политики признаются "общественно легитимными" в том смысле, в каком они совпадают с общественной моралью. И то из права и политики, что не получает нравственного одобрения, может определяться в общественном сознании" "безнравственной политикой", "безнравственным законом" и т.д. Мораль, таким образом, оказывает свое влияние на формирование направлений и содержания не только политики и права, но и другие формы общественной жизни, в том числе и на экономику. Что, кстати говоря, осознавалась задолго до нашего времени. Так, выдающийся мыслитель и экономист первой половины XIX века Дж. С. Милль отмечал, что "нравственные качества работников столь же эффективно влияют на эффективность и качество труда, как и их умственное развитие". Стоит ли "забывать" сегодня об этом, когда рассуждаем об условиях успешной модернизации экономики?

Современная теория и практика общественной жизни подтверждает как очевидное: несмотря на то, что в обществе расширяются системы мер правового, экономического, политического и других видов воздействия на отношения между людьми, мораль не утрачивает своего регулирующего значения. Разве что, наоборот, по мере развития цивилизации и усложнения

противоречий в обществе, потребность именно в нравственных механизмах регулирования взаимоотношений людей только возрастает. И как только эта сторона социума начинает деформироваться, в обществе нарастает напряженность во всех сферах. И потому надо думать не только над решением задач повышения качества нравственного воспитания человека, но и над тем, чтобы само общество соответствовало высшим нравственным принципам и ценностям. Как отмечал русский мыслитель В.С. Соловьев, "личное совершенствование каждого человека никогда не может быть отделено от общего, личная нравственность - от общественного...Как отделить здесь личную нравственность от общественной, когда первая есть внутреннее начало второй, а вторая - предметное осуществление первой".

Регулирующая роль морали проявляется не"сама по себе", а через последовательную и целеустремленную работу в жизни всех поколений. Когда человек с самого раннего детства учится поступать "так и иначе" - в соответствии с общепринятыми ценностными нормами нравственности. Но в реальности все сложнее. Сегодня любой здравомыслящий человек как бы не может не понимать, что нельзя отменить мораль. Это равносильно "отменить духовную ментальность народа": именно при сохранении духовно-нравственных устоев и основ жизни народ остается предсказуемым народом. Тогда как разрушение нравственных основ традиций несет в себе предпосылки для роста конфликтности. Что убедительно подтверждается современной практикой. Например, если когда-то на Северном Кавказе, чтобы прекратить конфликт, достаточно было женщине бросить белый платок между враждующими сторонами, то сегодня здесь льется кровь невинных людей в ходе непрекращающихся вооруженных столкновений и диверсий против человека. Сегодня объектом нападения экстремистских элементов становятся даже религиозные духовные лидеры, кто издревле обладал на Кавказе непререкаемым авторитетом. И это происходит, несмотря на то, что здесь задействована вся мощь государства. Нечто подобное, пусть и в других формах, происходит повсеместно. Те же события в печально знаменитой Кущевке? А массовые драки молодежи в разных уголках страны? Даже в армейской среде отмечался рост конфликтности между военнослужащими. Существо выделенных конфликтов доказывает, что общество "сдвинулось" в понимании пределов между добром и злом. И поэтому, несмотря на наличие причин объективного и субъективного порядка, делать вид, что "кто-то" не причем, по крайней мере, неразумно: речь идет о проблемах "всех и каждого".

В настоящее время нельзя не учитывать, что результаты "размывания" традиционных ценно-

стей не замедлили сказаться и на общем состоянии "качества населения".Очем свидетельствуют социологические исследования, где "фиксируется" снижение уровня духовно-нравственной культуры школьников и молодежи (а в определенной мере и самих воспитателей, в том числе, родителей), рост в духовном мире человека ценностных нравственных установок деструктивного содержания и направленности. Это, в конечном итоге, приводит к росту социальной апатии, скептицизма по отношению к таким фундаментальным основам бытия людей, кактруд, учеба, отношение к стране, общественному долгу. Тем самым социальная среда,грубо говоря, все больше заполняется противоречивой аморальной атмосферой, здравый выход из которой под силу не каждому человеку. Не этим ли объясняется тот факт, что наша страна по количеству преступлений, суицидов среди детей и молодежи находится впереди планеты всей?

Конечно же, существо общей проблемы неразумно сводить только, скажем, к российскому кино и ТВ. По сути, все намного сложнее. То же ТВ есть своего рода "социальное зеркало", отражающее общий контекст противоречий в обществе. Как нельзя не учитывать, что модернизация России идет в контексте модернизации мировых цивилизаций, и у нас, надо понимать, то же ТВ работает в духе, присущем всему "цивилизованному миру". На одну из особенностей функционирования современных СМИ обратил внимание американский журналист

К. Бернстейн. Он, в частности, пишет, что СМИ его страны "создают культуру идиотов. Не субкультуру идиотов, которая существует в каждом обществе где-то, но не на поверхности, и может служить некоторой забавой, но настоящую культуру идиотов". Для этого, отмечает далее он, глупость преподносится как образец, используется дезинформация, презрение к истине и настоящей жизни.

Разумеется, надо верить в лучшее. Весь вопрос, сколько времени история отводит современной России? И если с надеждой смотрим в будущее, то тем более нельзя не признавать многократно доказанного ходом развития цивилизаций факта: восходящее развитие в экономике, политике, культуре невозможно без соответствующего духовно-нравственного воспитания поколений. Как нельзя не учитывать, что мораль обладает "способностью" утверждаться по принципу снежного кома, как в сторону добра, так и зла. Если нравственные нормы все больше и больше игнорируются на уровне отдельной личности и "не замечаются" (по Ф.М. Достоевскому, это называется "все позволено"), их формированию не уделяется должного внимания на уровне семей, бизнеса, учебных и других учреждений, организаций и всего общества - неизбежно идет нарастание в поступках людей в сторону зла. И потому те или

иные решения и программы по вопросам нравственного воспитания должны, грубо говоря, подаваться вовремя на повестку дня.

Как нельзя не понимать, что нравственность несет в себе не только функцию регулирования по "законам совести" и т.п. Как форма общественного сознания, мораль является "хранителем" генезиса нравственных чувств, через которые и с помощью которых народ осознает себя народом. Размывание этих чувств, а тем более их разрушение ведет к накоплению отрицательной нравственной энергии, которая может прорывать любые правовые, политические, религиозные и т.п. общественные правила и предписания. Последнее проявляется в форме самых различных форм деструктивного поведения, начиная от желания все унижать и принижать, до преступлений против человека и государства.

В целом нельзя сегодня не учитывать важнейшей особенности в нравственной жизни современного российского общества и личности:-государство, освобождая себя "от бремени" нравственного воспитания поколений, тем самым создает условия для создания ситуации, когда "все и вся" становится уделом самого государства. Иными словами, расширяя условия для свободы без нравственного самоконтроля, государство оказывается своего рода заложником "недостаточного" воспитания граждан общества. Выход - проще некуда: чтобы преодолеть рост деструктивных форм поведения, государство нажимает на силовые педали, наращивая мощности полиции. А рост количества сотрудников силовых ведомств, как известно, не дает желаемых результатов. Так, может, дешевле и эффективнее будет, если расширять ресурсы нравственного воспитания? Вести программную работу по возвышению роли и значения нравственных норм регулирования светских отношений между людьми.Ведь ясно же - у каждого "опасного угла" полицейского не поставишь.

Безусловно, простых ответов по вопросам нравственного воспитания поколений не бывает. Но ведь под лежащий камень вода не течет. А впечатление такое, что "отцы нации" решили, что все вопросы с моралью решит церковь, без мощной широко разветвленной базы светского воспитания. Не умаляя роли церкви здесь в воспитании нации, в то же время кто назовет светскую страну, где успехи в этой сфере нравственности достигнуты на основе религии без соответствующего участия государства и всех звеньев общества? Так что речь, насколько понимаем, должна идти о совместных усилиях всего общества, а не что-то другое.Степень проявления добрых начал в мыслях и делах людей во многом будет зависеть от того, что поколения будут читать, слушать, смотреть, с кем и по какому поводу общаться.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ QII

I—

109

Литература:

1. Григорьев А.Ф., Близниченко И.Н., Острикова М.В. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // KANT. - 2013. - № 1. - С. 124-127.

2. Грузков В.Н. Духовно-нравственные основания профессиональной деятельности педагога в системе образования//Философия, вера, духовность: истоки, позиции и тенденции развития : монография / под общ.ред. О.И. Чирикова. - Книга 24. - Воронеж: ВГПУ, 2011.- С.104-133.

3. Грузков В.Н.Духовное и профессионализм: социально-философский анализ: монография. - Ставрополь, 1996. - 223 с.

4. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в интересах инновационного развития: монография. - М.: ИЛЕКСА, 2011. -344 с.

5. Кушетеров Р.М., Кочкарова З.Р. Проблемы российской кооперации на современном этапе модернизации сельского хозяйства // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.-2007.- № 4.- С. 78-83.

6. Келеман Л.А. Интеллигентность как интегральное качество человека : монография. - Ставрополь: СГУ, 2005. - 221 с.

7. Рих Артур. Хозяйственная Этика / пер. с нем Е.М. Довгань; отв. ред., автор вступ. статьи и комментариев В.В. Сапов. - Посев, 1996. -810 с.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.