Научная статья на тему 'Духовные императивы профессиональной деятельности'

Духовные императивы профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна

В статье освещены концептуальные моменты формирования профессионализма педагогов. Установлена связь между профессионализмом и ценностями через духовно-практическую деятельность людей. Предпринята попытка нового философского осмысления роли и места духовных императивов. Дана авторская интерпретация ряда понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные императивы профессиональной деятельности»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ДУХОВНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Миронова

SPIRITUAL IMPERATIVES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Mironova E.N.

The article considers conceptual moments of teachers' professionalism development. The correlation between professionalism and values through human spiritual-practical activity has been determined. An attempt of new philosophical comprehension of spiritual imperatives' place and role has been made. The author's interpretation of several notions is given.

В статье освещены концептуальные моменты формирования профессионализма педагогов. Установлена связь между профессионализмом и ценностями через духовно-практическую деятельность людей. Предпринята попытка нового философского осмысления роли и места духовных императивов. Дана авторская интерпретация ряда понятий.

Ключевые слова: педагог, профессионализм, духовные ценности.

УДК 130.3

Как показывает анализ самой различной литературы, проблема осмысление духовного, в самом широком смысле его понимания, всегда занимала одно из ведущих мест в сознании и деятельности человека. С той лишь разницей, что ее осмысление в переломные эпохи принимает наиболее острый характер. В настоящее время в России формируются новые социальные контексты жизни и деятельности человека, его идеалы и эталоны поведения. Сегодня в нашей стране происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей во всех сферах общества. Разумеется, все это относится к профессиональной деятельности, как на уровнях всеобщего (имеется в виду обстоятельство, когда профессиональная деятельность рассматривается как определенная практика человека и общества) и особенного (здесь идет речь о видах профессиональной деятельности). Качественное изменение условий жизнедеятельности человека расширяет диапазон характеристик профессиональной деятельности, прежде всего, с точки зрения предъявления требований к личностному потенциалу человека.

Отсюда, возникает правомерный вопрос: что значит готовить профессионалов? В нашем материале акцентируем внимание на концептуальных моментах формирования профессионализма педагогов. Но чтобы говорить о профессионализме педагогов, нужно определиться в существе профессиона-

лизма как такового, и уже на этой основе размышлять о его духовных императивах.

Профессионализм в философской литературе преимущественно рассматривается как сложное, многоплановое социальное явление, выражающее результат творческого самоутверждения и самореализации общественного человека. Предметным выражением (результатом) профессионализма как дея-тельностного процесса являются те или иные достижения социума в области создания или развития предметов, различных сторон материальной или духовной культуры, тех или иных аспектов культурно-творческих отношений. В данном понимании, профессиональная подготовка педагога может по «конечным результатам» стать эффективной в случаях, если она будет «выстраиваться» в соответствии с сущностными (деятельно-творческими) основаниями человека. Реализация требования и содержания отмеченных выше идей позволит в ходе осуществления, например, профессиональной подготовки всесторонне воздействовать на личность профессионала, целостно и активно развивать его профессиональ-ный,интеллектуальный,психофизиологическ ий, образовательный, коммуникативный, ценностно-мотивационный и другие потенциалы.

Профессионализм, его уровень и качественное состояние, на наш взгляд, наиболее адекватно «соизмерим» с ценностями. В понимании ценностей следуем авторам, которые рассматривают ценности как отношение, ставшее результатом предметного субъект-объектного взаимодействия. В своем функциональном выражении они выполняют роль, своего рода, барометра-регулятора, показывающего меру и качество самоутверждения личности и общества на данном конкретно-историческом этапе их развития. Весь вопрос здесь о «разделении» объективного и субъективного в ценностях для человека. На наш взгляд, они не есть суть одного и того же. Если первое выступает жизненно важной мерой всеобщего соответствия между человеком и действительным миром, а также мерой человеческого в человеке и человеческого в окружающем

мире, то второе фактически подтверждает способности и возможности человека осваивать мир в соответствии с мерой объективно ценностного.

Через ценностное измерение можно рассматривать все виды духовно-практической деятельности людей, ее результаты - политику, экономику, религию, науку, мораль, труд, этическое и т. д. В том числе и деятельность педагогическую, где личность, как представитель человеческого «рода», утверждает профессиональную деятельность через реализацию сущностных сил в системах формирования сущностных сил воспитанников и обучаемых. Сущностная сторона ценностей (как отношения) нисколько не утрачивается в процессе любого взаимодействия, в том числе и в ходе профессиональной деятельности педагогов.

Что значит реализовать духовные ценности в системах профессиональной деятельности педагогов? В ответе на этот вопрос в современной философской и педагогической литературе наличествуют самые различные ответы. В нашем понимании, процесс интериоризации духовных ценностей на уровне отдельного человека рассматривается в виде следующих взаимосвязанных форм: в форме выделения их объективно существующего ценностного отношения духовного аспекта; в форме предметной реализации духовно-ценностного отношения; в форме интериоризации, а затем и реализации духовных ценностных ориентации; в форме образования базовых (как высшее) духовных смыслов профессиональной деятельности.

В форме выделения из объективно существующего ценностного отношения духовного аспекта. Ценностно-духовное (назовем его так) вначале выделяется через уровень непосредственно-чувственного восприятия (перцепция), в результате которого складывается простой предметный образ и еще только намечается контур ценностного переживания, точнее - переживания ценности как значимости для себя. Благодаря продуктивному воображению, вживанию в образ происходит "очеловечивание" и одухотворение предметного образа, а с ним и цен-

ностного чувства. Здесь уже воспроизводится социальный опыт личности в форме осознания чувственного образа как ценности. Посредством воображения ценностный образ обобщается, типизируется. На его основе формируется духовное ценностное отношение личности, выражающее по форме диалектическое единство эмоционально-чувственной и рациональной сфер ее духовного мира, - в нем органично сочетаются оценка, вкус и интерес, потребности, идеалы и т.д. Ценностное понимание, а вместе с ним и ценностное освоение действительного мира становится в таком случае определенной потребностью, стимулируя развитие духовного мира человека, интернируя в систему его мировоззрения и убеждений идеи ценностного миропонимания и деятельности.

В форме предметной реализации духовно-ценностного отношения в творческой предметно преобразующей деятельности индивида. В данном случае речь идет о характере "фиксации" ценностного отношения в культурно-историческом контексте существования человека. На этом уровне оно формируется в "виде" ценностного отражения "второй природы" и выражает в определенном смысле способность личности целостно и творчески осваивать в ходе профессиональной деятельности ценностный духовно-практический опыт цивилизации как культурно-исторического феномена. И в этом смысле справедливым будет утверждение о том, что ценностное отношение человека формируется и реализуется в основе своей в культуре и через ее предметно-творческое освоение и созидание (1).

В форме интериоризации, а затем и реализации духовных ценностных ориентации в системе профессиональной деятельности. В результате и порождаются внешние действия, предпочтения, мотивации, высказывания, симпатии и антипатии, стремления к самоутверждению и т.д. В этом смысле, по справедливой мысли Б.Г. Ананьева, духовные ценностные ориентации являются общим центром групп и личности, общественных целей деятельности, мотивации людей. И в чем сходятся результаты ис-

следований социологов, социальных психологов, ученых других научных дисциплин.

В форме (это рассматриваем как итоговое в целях интериоризации) образования базовых смыслов профессиональной деятельности. Собственно, духовные смыслы в системе духовных ценностных ориентации становятся для личности своего рода духовно-психологическими установками на "что-то", - на общество, на природу, на труд, на профессию, на человека, на жизнь в целом. Иными словами, - что точнее выражает суть процесса итериоризации для деятельного субъекта, - духовные ценности в функциональном плане "начинают" выполнять роль духовных ценностных императивов лишь тогда, когда они приобретают для человека значение ведущих смыслов жизнедеятельности. В таком случае они ориентируют человека на высшие духовные смыслы, применительно к той или иной конкретной деятельности.

Для понимания процесса реализации духовных ценностных императивов, в нашем случае, в подготовке педагогов, важно учитывать, что на него могут активно влиять внутренние и внешние условия профессиональной подготовки и жизнедеятельности личности в целом. Сами условия представляют по форме сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния объективного и субъективного. В ряду объективного можно выделить: характер и уровень развития общественной системы; состояние экономики, политики, культуры, идеологии; особенности функционирования той или иной деятельности как процесса труда; состояние общественного образования и воспитания; наличный уровень свободы личности и возможности творческого ее самоутверждения. Из субъективного - это уровень целостности духовного мира, а соответственно и целостности жизненных ориентации личности, ее диспозиций; способности человека к творчеству, самосознанию и самооценке; устойчивость мотивации, интересов к избранной профессии к труду в целом; воспитанность и характер потребностей, уровень нравственного и эстетического воспитания; и т.д.

Духовные ценности императивного значения в профессиональной деятельности условно можно разделить на две основные группы: а) духовные ценности, связанные с их профессиональной деятельностью; б) духовные ценности общегражданского характера. Применительно к профессиональной педагогической деятельности, к первой группе относятся - педагогический долг, честь, достоинство, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, профессиональное мастерство, педагогические традиции и другие. Ко второй - патриотизм, гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей и другие.

Рассмотрение всех духовных императивов по данному основанию в одном материале не представляется возможным. Для примера возьмём императивные духовные ценности, без которых и вне которых, думается, невозможно рассматривать качественное состояние духовного мира педагогов. В нашем понимании, в ряду ведущих императивов духовного мира человека особое место занимают педагогический долг и ответственность. Долг - это категория, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц или класса, народа достичь чего-то, что-то сделать в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (10). Долг в разговорном языке означает обязанность перед кем-либо или чем-либо (7).

Содержанием долга как духовной ценности выступают осознанные человеком обязанности и требования к нему со стороны общества, государства, семьи, профессиональной группы и т.д. Это содержание, как правило, формируется в виде какого-то конкретного требования, повеления, политической, правовой или нравственной обязанности. Категория долга носит конкретно-исторический характер.

Существуют разнообразные виды долга - патриотический, профессиональный, семейный, гражданский и т.д. Одним из видов является педагогический долг. В его со-

держании можно выделить две стороны -объективную и субъективную. Объективная сторона обусловлена социальными внутренними и внешними обстоятельствами, необходимостью подготовки конкурентно способных, ответственных за выполнение своих профессиональных обязанностей специалистов. Субъективная сторона педагогического долга складывается из нескольких моментов. Во-первых, это те задачи или требования субъектов управления образованием, которые ставятся перед педагогами. Во-вторых, способность студента и самого педагога правильно понять требования профессионального долга, осмыслить свою роль в их выполнении, осознать, проникнуться стремлением и волей быть верным своему долгу. Таким образом, педагогический долг - это важнейшая богатая по своему содержанию и сложнейшая в её конкретном практическом применении духовная ценность педагога. Она отражает, с одной стороны, осмысленное восприятие и осознание личностью позитивных норм и требований, как самого общества, так и конкретной среды; а с другой - их реализацию в своей профессиональной педагогической деятельности.

Выполнение своего долга является школой формирования нужных моральных качеств педагога, нравственного самоутверждения в глазах окружающих. Недаром так живуча крылатая фраза Гёте «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Для полного исполнения своего долга педагогу всегда нужны такие духовные качества, как убеждения, прочные и глубокие знания, способность к самосознанию и самоутверждению. Для педагога, осознавшего долг как высшую духовную ценность, характерно знание общественных и профессиональных обязанностей, понимание общественной значимости своего труда, положительная личностная направленность, организованность и инициативность, духовная удовлетворенность сделанным жизненным выбором.

В диалектическом единстве с педагогическим долгом как духовной ценностью формируется социальная ответственность педагога. Ответственность в целом характе-

ризует личность с точки зрения выполнения её каких-то социальных или нравственных требований. В историческом развитии существует несколько векторов ответственности: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, психологической, от

ретроспективной (ответственность за прошлое, вина) к перспективной (ответственность за будущее, обязанность).

Понятие «ответственность» имеет два взаимосвязанных аспекта: а) правовой - ответственность как необходимость и обязанность личности отвечать за свои поступки, действия, нести соответствующие (материальные, моральные и др.) издержки за их последствия. В этом плане ответственность выступает как социально обоснованное требование общества (государства) к своим членам в интересах удовлетворения потребностей общественного развития и самих граждан.

Ответственность здесь проявляется как средство (система мер) внешнего контроля, внешнего воздействия на личность, как механизм регуляции деятельности личности, которая обязана выполнять возложенные на неё функции, правила и нормы поведения, требования общества и т.д.; б) профессионально-нравственный - ответственность как деятельность личности, отвечающая (соответствующая) потребностям развития общества, как осознанное отношение личности к выполнению своих обязанностей, долга, возложенных на неё обществом (государством). В данном аспекте ответственность выступает уже как средство (способ) внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая добровольно и сознательно, без внешнего принуждения выполняет профессиональные установки и требования, обусловленные общественными потребностями и интересами самой личности. В этом плане ответственность носит позитивный характер и проявляется как позитивное качество личности: личность поступает именно так не потому, что так «надо», а потому, что иначе поступать не может, это её убеждение, её жизненная позиция, её социальное качество.

Профессиональная ответственность -это интегральная характеристика отношения субъекта к определённой профессиональной деятельности, определяющая отношение должностного лица или коллектива в целом к выполнению профессионального долга и, включающая в себя правовой, моральный, психолого-педагогический и другие аспекты.

Под профессиональной педагогической ответственностью предлагаем понимать интегративное качество, проявляющееся в способности педагогов принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации, а также готовность отвечать за результаты и последствия своего труда. В качестве основных показателей развития профессиональной ответственности можно выделить следующее: устойчивое понимание существа свой профессиональной ответственности перед обществом и другими людьми, нравственных норм и ценностей своего труда; убеждение в необходимости следовать названным видам норм и ценностей; чувство долга, стремление стать специалистом высокой квалификации, высокая мотивация к успеху; эмоционально-волевая устойчивость и стабильность, способность к позитивным эмоциональным переживаниям в ходе выполнения обязанностей; развитая воля как условие достижении профессиональных целей; готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

В порядке общего вывода, можно сказать, чтобы педагог ориентировался на духовные императивы в своей профессии, нужно разрабатывать создавать систему воспитания и обучения студентов (и самих педагогов) на основе и через систему высших (императивных) духовных ценностей профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - С. 299-300.

2. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - М., 2001.

3. Грузков В.Н.. Духовное и профессионализм. -Ставрополь, 1996.

4.

5.

6. 7.

9.

Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев, 1986.

Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. - Ставрополь, 1995. Моральные ценности и личность. - М., 1994. Словарь русского языка: В 4-т. - Т.1. - М., 1985. - С. 422.

Сознание и трудовая деятельность (ценностные аспекты сознания, вербальное и фактическое поведение в сфере труда). - Киев, 1985.

Сулейманов М.Н. Методологические и теоретические вопросы исследования профессионализма: Автореф. дис... д-ра филос. наук. - Свердловск, 1991.

10. Философский энциклопедический словарь. -М, 1989. - С. 181.

11. Философия, вера, духовность: истоки, позиции и тенденции развития. - Воронеж, 2004.

Об авторе

Миронова Евгения Николаевна, заведующая лабораторией кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского технологического института сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Сфера научных интересов - социальная философия, социология, духовность и нравственность в профессиональной деятельности. stavsu@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.