Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагога на фоне комплексного подхода к проблемам вокального обучения'

Формирование профессиональной компетентности педагога на фоне комплексного подхода к проблемам вокального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОКАЛ / ПЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЧУВСТВЕННОГО / ДУХОВНОГО / РАЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕГО СПЕКТРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ / VOCAL / SINGING / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY TRAITS SENSUAL / SPIRITUAL / RATIONAL AND MORAL LIFE OF THE PERSON / THE INTERACTION OF THE ENTIRE SPECTRUM OF HUMAN NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Людмила Геннадьевна

В статье обсуждаются вопросы значимости комплексного подхода к проблемам вокальной работы, так как наука о голосе охватывает ряд смежных дисциплин (анатомия, акустика, психология, физиология), которые позволяют глубже проникнуть в специфику постановки голосового аппарата, что является одной из основ вокальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of teachers against the integrated approach to vocal training

The article discusses the importance of an integrated approach to vocal work as well as the science of voice covers a number of related disciplines (anatomy, acoustics, psychology, physiology), which give us deeper insight into the specifics of setting the vocal apparatus, which is one of the foundations of vocal pedagogy.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагога на фоне комплексного подхода к проблемам вокального обучения»

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

118

пится некоторое количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать" [8, 72]. Задавая в этой связи справедливый вопрос "почему все это не привилось в практической музыкальной педагогике?-автор, называя одной из причин, видит в отсутствии "соответствующих учебных пособий" [9, 246].

Анализ современной учебно-методической литературы позволяет утверждать, что в системе музыкально-инструментального обучения проблема обеспечения соответствующей учебной литературой продолжает оставаться нерешенной. Данная проблематика, по заключению А.Ф. Григорьева, связана не только с недостаточной разработкой практического учебно-методического комплекса, а по некоторым позициям и отсутствием такового, но и другой существующей проблемой - отсутствие эффективных технологий в обучении импровизации, подбору по слуху, транспонированию, и, как следствие, - слабое внедрение в практику обучения данных форм музицирования [10]. Современная музыкальная педагогика доказала его неэффективность и даже вред, обосновав при этом эффективность слухо-двигательного подхода в методике, способствующего развитию музыкальных способностей, музыкального мышления, творческой активности учащихся.

Таким образом, указанные противоречия в теории и практике создают проблемы в общем учебном пространстве и затормаживают внедрение эффективных технологий обучения в практику учебного процесса. Анализ учебнометодической и музыковедческой литературы

позволяет утверждать, что огромным тормозом в творческом развитии учащихся и, как следствие, их профессиональной несостоятельности является двигательный подход в методике обучения, который до сих пор, к сожалению, распространен и практикуется большинством педагогов.

Примечания:

1. Григорьев А.Ф. Проблемы в музыкально-образовательной системе и пути их решения // Государственные стандарты профессионального образования в сфере музыкального искусства, социально-культурной деятельности и народно-художественного творчества: материалы региональной научно-методической конференции (март, 2003 г.) - Ставрополь, 2003. - С. 15-19.

2. Шерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. - В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. - Вып. 3. - М., 1971. — С.85-95.

3. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна.- М., 1975.

4. Григорьев А.Ф. Проблемы и противоречия в современной теории и практике музыкального воспитания и обучения детей // Музыкальное образование детей XXI века: материалы краевого научно-практического симпозиума (Ставрополь, 16 мая 2005 года). -Ставрополь, 2005. - С. 15-21.

5. Григорьев А.Ф. Концертмейстерское мастерство: интеграция теории и практики. Ставрополь: Ставролит, 2007. - 144 с.

6. Шахов Г.И. Тамже.

7. Шерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. - В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. - Вып. 3. - М., 1971. - С. 8595.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1973.-142 с.

9. Баренбойм Ш. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - М.: Музыка, 1969. - 286 с.

10. Григорьев А.Ф. Импровизация в формировании концертмейстерского мастерства учителя музыки // Педагогическая наука и практика - региону: материалы региональной научно-практической конференции (22-23 апреля 2004 года) / под ред. Ш.Ш. Редько, Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: СГПИ, 2004. - С. 167-172.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS AGAINST THE INTEGRATED APPROACH TO VOCAL TRAINING

Gorlova Lyudmila Gennadyevna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article discusses the importance of an integrated approach to vocal work as well as the science of voice covers a number of related disciplines (anatomy, acoustics, psychology, physiology), which give us deeper insight into the specifics of setting the vocal apparatus, which is one of the foundations of vocal pedagogy.

Keywords: vocal; singing; physiological characteristics; personality traits sensual; spiritual; rational and moral life of the person; the interaction of the entire spectrum of human nature.

УДК37.013 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ФОНЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Горлова Л.Г., 2012 В статье обсуждаются вопросы значимости комплексного подхо-

да к проблемам вокальной работы, так как наука о голосе охватывает ряд смежных дисциплин (анатомия, акустика, психология, физиология), которые позволяют глубже проникнуть в специфику постановки голосового аппарата, что является одной из основ вокальной педагогики.

Ключевые слова: вокал; пение; психофизиологические особенности; индивидуальные черты чувственного; духовного; рациональнонравственного бытия человека; взаимодействие всего спектра человеческой природы.

Современная педагогическая наука в ходе своего развития в течение ряда последних десятилетий все более настойчиво ставит вопрос о создании сущностной концепции о человеке. Идея целостных знаний о человеке приводит к формированию комплексного исследования человека. Таким многосторонним исследованием человека занимаются А.Г. Асмолов, Б.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский, И.П. Чукичев и другие. Представители разных наук стремятся создать теорию, объединяющую сумму знаний о человеке, о его биологических особенностях, о функции его психики, об основных способах его жизнедеятельности и т. д.

Основанием всему, что мы говорим о человеке, должны служить общие понятия о его натуре, побуждениях человека и его потребностях. Сложность и многогранность проблемы человека требует синтеза различных областей научного знания.

Всякая личность развивается в процессе своей деятельности. Построить целостный образ человека можно лишь, вскрыв основополагающие моменты его жизнедеятельности, индивидуальные черты его чувственного, духовного, рационально-нравственного бытия, взаимодействия всего спектра человеческой природы.

Одной из форм человеческой деятельности является музыкальная деятельность, а также такая отрасль музыкальной деятельности, как вокальное исполнительство. По определению Л.Б. Дмитриева, "пение является одной из функций организма, одним из видов его деятельности, и поэтому оно подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т. е. для организма в целом" [1,202]. Чтобы знать, что такое пение, необходимо ознакомиться с деятельностью нервной системы, ее законами, которые определяют работу организма вообще и певческую деятельность в частности. Л. Маркуорт пишет: "голос певца напрямую зависит от анатомических особенностей голосового аппарата, также очень важно знать о том, что происходит на физическом уровне, когда мы поем" [3, 25]. По определению Д. Лаури-Вольпи, "пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувств, работу воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека" [2,274].

Ф.И. Шаляпин считал правильным индивидуальный подход к горлу каждого певца и справедливо называл голос частью организма, который отражает все чувства и настроения телесного состояния [4,312]. Поэтому певческую деятельность справедливо определить сложным психофизиологическим процессом, являющимся по своей природе комплексным двигательным актом, который управляется и координируется нервной системой.

Координация певческой деятельности довольно сложна. Развитие речевой и певческой функций связано с совершенствованием системы управления органами голосообразования. Голосовой аппарат -сложная анатомическая структура, связанных между собой многочисленных систем, которые расположены в голове, в шейном отделе, в грудной клетке. В голосообразовании принимают участие дыхательные мышцы, мышцы брюшной полости, мышцы спины. Для пения важна физическая форма, тонус мышц поющего. Хороший мышечный тонус, малая утомляемость организма присуща людям определенной нейро-эндокринной конституции, т.е. для пения важен ряд факторов анатомического и конституционального характера. В пении очень важны физиологические процессы. Голосовой аппарат тесно связан со слухом, который может выразить только то, что вошло в мозг через слуховое восприятие. Вокалист должен выработать у себя

ГОРЛОВА Людмила Геннадьевна,

ст. преподаватель,

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

ГЧ

О

ГЧ

0

сС

гл

■ QII

119

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

120

способность дифференцировать различные оттенки тембра голоса, интонации, понимать особенности певческого звучания. Тембр своего голоса поющий слышит не только через внешнюю воздушную среду, но и через ткани организма. Слуховые ощущения певца нестабильны, так как они зависят от акустической обстановки. При недостаточном развитии двигательного контроля певец становится очень зависимым от акустической обстановки. Для певца важно наличие как слухового, так и мышечного контроля. У певца должны быть установлены прочные связи между представлением о звучании и воплощающим его движением. Связь представления о звуке сдвижением, которым он достигается, является основой вокального слуха. В понятие вокальный слух входит способность понимать мышечную работу певца в разных вокальных ситуациях, что развивается по мере овладения вокальной техникой. В итоге в процессе овладения вокальной техникой вырабатывается способность, позволяющая певцу правильно организовать мышцы, управляющие голосом, чтобы воспроизвести определенную, заранее предслышанную интонацию, тембр, музыкальный тон [1,71].

Так во время занятий вокальный педагог анализирует технику ученика, мысленно представляет работу его голосового аппарата. Во время пения ученик одновременно слышит свой голос, получает представления о работе голосового аппарата, ощущает различные вибрационные явления, видитдвижения артикуляции. И.П. Павлов называл это комплексным анализатором певческого процесса. Работа над голосом состоит в установлении связей между всеми контролирующими системами анализаторов.

Вокальными движениями управляет комплекс органов чувств, каждый вокалист не только слышит себя внутренним слухом, но и ощущает свой голос органами голосового аппарата. Как сказал Р Юссон, каждый певец имеет внутреннюю "вокально-телесную схему". Хорошо обученный певец пользуется своими резонаторными ощущениями, и каждый звук резонаторной шкалы отражен у него в определенном месте нёбного свода.

Помимо анатомических, физиологических и психологических особенностей каждого, обучающегося пению, важно учитывать и возможность развития эмоциональной сферы в певческом процессе. Вокально-педагогический репертуар представлен музыкой разнообразных эпох и жанров. Это музыка различных стилей, которая требует понимания и раскрытия заложенных в ней смыслов, передачи определён-

ных идей, образов, чувств. Воплощение авторского замысла для исполнителей часто бывает достаточно сложной задачей. Чтобы выразить эмоциональный композиторский замысел, исполнитель должен найти необходимые краски, вызвать в себе чувства, которые могут правдиво и естественно передать характер воплощаемого образа. Это связано с такими качествами характера, как умение сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушным. Такая душевная работа ведёт за собой преобразование себя через преобразование эмоций, развивает богатство и разнообразие чувств, делает жизнь полнее, разнообразнее, интереснее, а переживание эмоций высокого порядка делает личность более гуманной. Постигая определенный объём произведений вокальной музыки, исполнитель становится объектом культурного воздействия вокального искусства через исполняемое произведение, обеспечивается процесс общения с эстетическими ценностями различных эпох.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод. В процессе певческой деятельности участвует весь организм человека, его анатомическая, психофизиологическая, чувственно-эмоциональная и интеллектуальная составляющие. Во всех этих сферах человека есть масса индивидуальных различий, т.к. каждый человек уникален по своей природе. Педагог должен тщательно изучить индивидуальные особенности каждого ученика, наблюдать их, анализировать и учитывать в своей работе с каждым учеником, предлагая каждому из них свой метод работы с голосом.

Изучая психофизиологические особенности каждого ученика, как индивидуума, педагог по вокалу рассматривает пение как метод познания и изучения человека в его овладении вокальной техникой, а также в его личностном и духовном развитии.

Ученик со своей стороны должен научиться самонаблюдению, самоанализу, до тонкостей изучить самого себя, такой подход проложит обоим путь к вершинам профессионализма в постижении технологии, исполнительства и просто человеческом развитии, ведь в современной научной концепции развитие каждого отдельного человека является критерием эффективности развития всего общества в целом.

Литература:

1. Дмитриев Л.Д.Основы вокальной методики. - М., 2004.

2. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели.- Л., 1999.

3. Маркуорт Л. Самоучитель по пению.- М., 2009.

4. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни.- М.,1979.

SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATOR IN THE EDUCATION SYSTEM

Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.