DOI 10.24412/2227-7315-2024-1-60-67 УДК 342.7
Ю. В. Ермолаева
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
Введение: в современном обществе отмечается отсутствие стремления следовать нравственным нормам, формулируется поиск новых духовно-нравственных идеалов для молодого поколения. Цель — определить духовно-нравственные ориентиры современного общества, сформулировать принципы и направления реализации положений Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Методологическая основа: общенаучные (диалектический, формальной логики, системно-структурный) и частнонаучные методы (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой). Результаты: проведен анализ нормативной базы в сфере духовно-нравственных ценностей, обосновано авторское определение духовно-нравственных ориентиров общества, сформулированы конкретные направления, принципы реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сделаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство, обоснована необходимость обновленного толкования перечня прав и свобод человека и гражданина, перечислены требования к наставнику в сфере духовно-нравственного развития. Выводы: ведущая роль при реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей отводится их общепринятому толкованию, семье, образованию, изучению культурного достояния, облику и авторитету наставников, СМИ, введению «моды» на высокую правовую, нравственную культуру правящей элиты.
Ключевые слова: конституционно-правовые ценности, духовно-нравственные ориентиры, цифровая молодежь, воспитание, толкование, культура, традиции.
Yu.V. Ermolaeva
SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES OF THE RUSSIAN SOCIETY: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ISSUES
Background: in modern society there is a lack of desire to follow moral norms, the search for new spiritual and moral ideals for the younger generation is formulated. Objective — to determine the spiritual and moral guidelines of modern society, to formulate the principles and directions for implementing the provisions of the Fundamentals of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values. Methodology: general scientific (dialectical, formal logic, system-structural) and private scientific methods (historical, formal-legal, comparative legal).
© Ермолаева Юлия Васильевна, 2024
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фар-бера и профессора В.Т. Кабышева (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: yulya. [email protected]
© Ermolaeva Yulia Vasilyevna, 2024
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor 60 I.E. Farber and Professor V.T. Kabyshev (Saratov State Law Academy)
Results: the regulatory framework in the sphere of spiritual and moral values is analyzed, the authors definition of spiritual and moral guidelines of society is substantiated, specific directions, principles of implementation of the Fundamentals of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values are formulated, proposals for amendments to the current legislation are made, the need for an updated interpretation of the list of rights and freedoms of man and citizen, listed the requirements for a mentor in the sphere of spiritual and moral values are specified. Conclusions: the leading role in the implementation of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values is given to their generally accepted interpretation, family, education, the study of cultural heritage, the image and authority of mentors, the media, and the introduction of a "fashion" for a high legal and moral culture of the ruling elite
Keywords: constitutional and legal values, intellectual and ethical guidelines, digital youth, education, interpretation, culture, traditions.
Духовная культура является частью общей культуры человечества, она удовлетворяет и определяет духовные потребности людей (искусство, этика, философия, религия, эстетика, образование и пр.). В настоящее время в условиях глобализации, изменяющегося уровня жизни, существующей информационной перегрузки, политической нестабильности обозначен поиск новых смыслов, ориентиров в формировании духовно-нравственных основ современного российского общества.
В Послании Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 г. Президент России В. В. Путин упомянул о «духовной катастрофе». В научной литературе все чаще отмечается отсутствие стремления следовать нравственным нормам, представления об их содержании, «общество разучилось оценивать и себя и поведение других своих членов на основе моральных идеалов. Происходит деградация ценностей: на первое место выходит карьера, богатство, потребительство, эгоизм, пропаганда вседозволенности, абсолютизация свободы личности и др. <...> народ страдает под гнетом собственной безнравственности» [1, с. 10-11].
Согласно теории поколений, выдвинутой в 90-х гг. прошлого столетия, современная молодежь относится к поколениям Z и А (родившиеся с 1997 г. по наше время). Это представители «цифровой молодежи», которые активно используют современные гаджеты, внедряют технологии во все сферы своей жизни, виртуальное общение ставят наравне или в приоритет живому, точку зрения формируют на основе данных, полученных из интернета, на первом месте — стремление создать личный бренд и получить выгоды материального характера, на этом фоне складывается отрицательное отношение к учебе, семье и обществу, процветает правовой нигилизм.
Несмотря на это ценности общества всегда были и продолжают существовать, они не только служат ориентиром в сфере духовных, семейно-бытовых, межличностных и политических отношений, но и «позволяют защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»1. Выдающийся государствовед, философ права Н.Н. Алексеев отме-
1 См.: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977. 61
чал, что можно изобрести совершеннейшие социальные учреждения, однако если исполнителями будут люди, не знающие, что такое честность, самая совершенная политическая форма превратится в общественную клоаку [2, с. 300].
Е.В. Куракина отмечает, что для нашей страны в историческом контексте характерен приоритет групповых (классовых) ценностей над общечеловеческими. Кроме того, довольно высокая ориентация на духовность вызывает для нас сложность в сопоставлении таких ценностей, как рынок и нравственность, в связи с чем появляется проблема в восприятии массовым сознанием становления новой культуры. Возникает ситуация: молодежь не вполне принимает ценности коллективизма: уважение традиций, умеренность, равенство, а более старшие люди — ценности индивидуализма: разнообразие жизни, интересная жизнь, наслаждение жизнью, удовольствие. Наряду с этим весьма необычно то, что для части молодежи творчество (изобретательность, уникальность) не представляет собой ценности, хотя эта ценность относится к значимым ценностям индивидуалистической культуры. То есть в конце XX столетия фундаментальные ценности русской культуры и базовые основания национального русского характера претерпели радикальные изменения [3].
От духовности общества зависит его прогресс, поэтому духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности рассматриваются не только в рамках философской науки, общей педагогики, истории образования, но и в конституционно-правовом аспекте [4-7]. Каковы же духовно-нравственные ориентиры современного общества и что под ними стоит понимать? Понятие традиционных ценностей нашло свое законодательное закрепление в упомянутом ранее Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, однако значение духовно-нравственных ценностей и ориентиров раскрыто не было.
Понятие духовности можно рассматривать с разных точек зрения: светской и религиозной. При этом обе позиции предполагают, что источником духовности является совесть как чувство справедливости и внутренней гармонии. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самих себя и свое место в мире. Нравственность представляет собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Она рассматривается в единстве с ценностями человека, его знаниями, пониманием моральных категорий1, это некая субъективная индивидуальная сторона, характеризующаяся гуманным отношением к другому.
Использование в научной мысли понятия «ценность» восходит к И. Канту и понимается как целесообразность предельного порядка, моральные цели, требования должного, а также взаимосвязь ценностей с высшими целями человека [8, с. 153]. Ценности — это то, что наиболее дорого для человека применительно к явлениям действительности, к другим людям и самому себе. В разных культурах, у разных народов или социальных групп это отношение может быть разным. Общепринятые ценности в обществе определяют вектор формулирования личностных ценностей.
Под духовно-нравственными ориентирами современной России следует понимать фундаментальные, исторически сложившиеся, основанные на самобытных культурах многонационального народа Российской Федерации единые
1 См.: Албасова К.О. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020841 (дата обращения: 11.03.2023).
духовно-нравственные и культурные ценности, являющиеся значимыми как для государства, так и для отдельного человека. Такие ориентиры не только пронизывают бытие человека, но и приобретают общегосударственное значение: современное общество, функционирование государства основываются на таких общечеловеческих ценностях, как приоритет прав и свобод человека, гуманизм, равноправие и др., которые нашли свое воплощение в конституционных нормах. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечал: «Национальная правовая система не может функционировать и, соответственно, правовое развитие общества невозможно в отрыве от его исторической, моральной и ценностной основы»1.
В литературе отмечается, что не являются отечественными духовно-нравственными ориентирами права и интересы конкретного индивида [9, с. 17]. Однако стоит отметить, что когда происходит пересечение интересов конкретного индивида с духовно-нравственными ориентирами общества — это считается целью государства, наивысшим проявлением правовой культуры гражданина. Если человек воспитан правильно, то даже в условиях вседозволенности он будет проявлять высокий уровень правосознания. И тогда Российское государство будет соответствовать тому образу, о котором писал И.А. Ильин: «Государство есть организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотической любовью и поддерживающих ее самоотверженною волею» [10, с. 331]. Поэтому соединение этих ориентиров со стороны человека в лице гражданина и государства — это некий правовой идеал, к которому стремится демократическое государство.
В связи с этим реализация Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей становится возможной при осуществлении следующих действий.
Во-первых, общепринятое толкование каждой ценности. Нравственные ориентиры нуждаются в правовой интерпретации, в раскрытии их смысла для населения, в постоянной демонстрации проявления этих ценностей теми, кто заслужил авторитет для детей, молодежи — для людей любого возраста. Единое понимание их смысла (способов донесения) будет формироваться посредством деятельности СМИ, культурных и творческих коллективов, образовательных учреждений и благодаря общественному контролю в области традиционных семейных ценностей.
Во-вторых, совершенствование нормативной базы. Например, рассмотреть принятие федеральных законов «О правах человека в Российской Федерации», «Об охране детства в Российской Федерации», внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» и т.д.
1 Зорькин В.Д. Право и государство на перекрестке времен. URL: http://www.ksrf.ru/ru/ News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=89 (дата обращения: 07.10.2021).
Традиционные российские духовно-нравственные ценности перечислены в ст. 91 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указанный перечень ценностей нельзя считать исчерпывающим. Базовыми духовно-нравственными ценностями, сформировавшимися на протяжении столетий отечественной истории, являются также уважение, почитание старших, внимание и любовь к детям, долг, честь, совесть, ответственность, верность, дружба, такт, вежливость, правда. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года помимо прочего названы человеколюбие, воля, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством.
Кроме того, актуальность приобретает новое звучание конституционных прав и свобод граждан, так как особое значение получают нормы о пределах, ограничениях прав, о необходимости соблюдать права других людей, о появлении новых прав людей, о необходимости внимания к правовому статусу отдельных граждан: детей, беременных женщин, одиноких женщин (жен участников СВО). Человек имеет право на свободу слова, но это не дает ему права не пользоваться русским языком, используя сленговую речь, не дает права не знать традиций своей страны, игнорировать духовно-нравственную сторону жизни общества.
В.В. Дорошков высказывает мнение о том, что перечень духовно-нравственных ценностей подлежит упорядочению в определенную систему с соответствующей классификацией [9, с. 19]. Кроме того, в истории права имеются примеры попыток унифицировать нормы морали — это и религиозные источники, Декларации прав человека и гражданина, а также Моральный кодекс строителя коммунизма, Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека (Декларация Любви от 23 ноября 2010 г.)1. Представляется, что внимание к исследованию духовно-нравственных ценностей заслуживает одобрения, особенно, если это будет происходить в рамках всех отраслей права. Вопрос о том, нужен ли закон о нравственности, по-прежнему остается открытым, так как появляется опасность смещения баланса в соотношении права и морали.
Что касается отдельных правовых актов, то, например, есть проект закона о патриотическом воспитании, разработанный на основе модельного закона «О патриотическом воспитании», но в 2018 г. процесс его принятия был остановлен на этапе дачи заключения Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В-третьих, реализация положений, направленных на формирование духовной культуры населения, должна происходить поэтапно, плавно. В качестве положительного примера можно привести практику Министерства внутренней политики и общественных отношений Саратовской области в помощи организации экскурсий для обучающихся по имеющимся на территории области религиозным сооружениям, организациям разных конфессий. Такие мероприятия проводились по желанию обучающихся. Однако молодежь почувствовала навязывание и негативно отреагировала на попытки заставить поверить в то, во что авторитет, автор мнения сам до конца не верит. Любому поколению важно видеть соответствие слов и действий — а это тоже одна из нравственных ценностей человечества.
1 См.: Ивентьев СИ. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека (Декларация Любви от 23 ноября 2010 г.). URL: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/ 64 deklarazia.shtml (дата обращения: 11.03.2023).
В-четвертых, нельзя не отметить современность при интерпретации общечеловеческих ценностей. Формирование духовно-нравственных ориентиров применительно к цифровой культуре (форматы ее использования и применения, интерпретации в период развития цифрового телевидения, социальных сетей, виртуальной реальности и сети Интернет) являются необходимыми условиями для формирования качественно новой модели самостоятельно мыслящей, творческой, нравственной и в то же время ответственной личности. В данном случае будет уместна пропаганда «моды» на человеческие ценности посредством создания отечественных аналогов продуктов, поддержки малого предпринимательства, финансирования проектов, поддержка инициатив, новых видов творчества со стороны органов публичной власти, тех организаций, которые участвуют и могут повлиять на их реализацию. Это формирование здоровых ценностей так же, как это происходит с такими глобальными трендами, как правильное здоровое питание, культура потребления, сбережение природы — всех тех ценностных основ, которые уже заложены в тексте нашей Конституции.
В-пятых, основополагающее значение воспитания в семье и в рамках образования. В раннем детстве каждого человека происходит формирование моральных качеств, ценностей, закладываемых в семье, родителями и близкими родственниками, еще до взаимодействия с другими людьми и обществом. Нравственные качества формируются общественным строем, всеми присущими ему институтами, включая институт семьи, который особо ценится на Востоке1. Семья, брак, материнство, воспитание ребенка в семье, равноправие супругов, забота о родителях — вот основные традиционные семейные ценности, которые законодательно закреплены и на которые ориентируется практика. В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года отмечаются такие ценности, как большая многопоколенная семья с присущей ей сплоченностью, преемственностью, многодетностью, уважением младшего поколения старшего и др. Однако не названы приобщение к труду, стремление познать ребенка, учиться у него, учить общечеловеческим ценностям на своем примере. Важно на уровне публичных органов власти рассмотреть образование школ родительства, правового и психологического просвещения беременных женщин (молодых семей) на предмет возможных прав, социальных гарантий, психологических особенностей взросления детей.
Во исполнение норм Конституции РФ о детях, как важнейшем приоритете государственной политики России, о необходимости создания условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, не менее важен уровень предоставляемого образования. Президент РФ В.В. Путин отмечал: «...Главная цель школы — воспитание. Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую.»2. Для имплементации тем духовно-нравственных ценностей в школьные дисциплины в настоящий момент создана экспертная группа, в состав которой вошли представители религиоз-
1 См.: Жуков Д.В. Особенности защиты культурных прав в условиях развития цифровых технологий // Журнал российского права. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-zaschity-kulturnyh-prav-v-usloviyah-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 11.03.2023).
2 Путин В.В. О нравственности, образовании и воспитании. URL: https://pravera.ru/index/ putin_v_v_o_nravstvennosti_obrazovanii_vospitanii/0-4123 (дата обращения: 29.03.3023). 65
ного образования, ученые, преподаватели и другие эксперты. При реализации планируемых изменений учителями и наставниками должны стать высокообразованные люди, имеющие не только заслуги перед обществом и государством, но и широкий кругозор, стойкую жизненную позицию, соответствующий образ жизни, одним словом — иметь право преподносить культурные ценности в общерелигиозном контексте, учить трактовать источники духовно-нравственного воспитания. Известно, что эффективнее всего происходит обучение на примерах. Если учитель говорит одно, а делает другое, то возникает диссонанс, что подталкивает личность самостоятельно искать вопросы, в том числе используя деструктивные способы решения проблем.
Выдающиеся педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский главной задачей воспитания считали именно духовное развитие человека. Культура — это средство формирования духовности и ценностей, а духовность — цель развития индивидуальной культуры человека, которую призван сформировать учитель. Поэтому задача семьи, образовательных учреждений состоит не в достижении желаемых результатов, а в актуализации механизмов самопознания, в создании необходимых условий для самовоспитания.
Основу духовности российского народа составляла идея общего мира для людей разных национальностей и конфессий. Поэтому поддержание самобытности, национальной идентификации и одновременно сплоченности, традиционности народов страны, многообразие культур народов России — это то, что является основным духовно-нравственным ориентиром современного российского общества.
Таким образом, поднятая проблема столь многогранна, что ее можно изучать в разных контекстах, просматривая законодательство и формируя базовые ценности для дальнейшей правовой регламентации. Можно исследовать реализацию каждого затронутого аспекта на практике как на уровне Российской Федерации, так и уровне ее субъектов. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения. В настоящее время остро возникла необходимость реконструкции духовных смыслов, ориентиров культурного развития общества, причем как на уровне работы с носителями правовой культуры, так и посредством создания общественных институтов для более широкого воздействия на повышение уровня правовой культуры населения.
Библиографический список
1. Трунцевский Ю.В. К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 2. С. 10-11.
2. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 635 с.
3. Куракина Е.В. Проблема ценностных ориентаций в становлении и развитии современной правовой культуры // Гуманистические ориентиры профессионального и нравственно-правового воспитания будущих юристов: сб. ст. по матер. Всерос. круглого стола в рамках конф. / сост. В.Г. Бондарев (г. Санкт-Петербург, 22 ноября 2018 г.). СПб.: Петрополис, 2019. С. 80-84.
4. Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.
5. Коровина Ю.В. Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 184 с.
6. Джагарян А.А. Нравственная утопия современного конституционализма: государство и традиционные ценности в условиях глобализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 4(101). С. 57-74.
7. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
8. Кант И. Основы метафизики нравственности. СПб.: Азбука, 1785. 320 с.
9. Дорошков В.В. Современный уголовный процесс через призму духовно-нравственных основ российского общества // Журнал российского права. 2021. № 12. С. 14-25.
10. Ильин ИА. Родина и мы: статьи. Смоленск: Посох, 1995. 511 с.
References
1. Truntsevsky Yu.V. Toward the Need for a Moral Law as a National Idea // Culture: Management, Economics, Law. 2007. No. 2. Р. 10-11.
2. Alekseev N.N. The Russian People and the State. Moscow: Agraf, 1998. 635 p.
3. Kurakina E.V. The Problem of Value Orientations in the Formation and Development of Modern Legal Culture Humanistic Guidelines for Professional and Moral and Legal Education of Future Lawyers: a collection of articles based on the materials of the All-Russian round table within the framework of the conference / comp. V. G. Bondarev (St. Petersburg, November 22, 2018). SPb.: Petropolis, 2019. Р. 80-84.
4. Magadov Sh.R. Morality as a Constitutional Value in the Russian Federation: extended abstract of diss. ... cand. of law. M., 2012. 26 р.
5. Korovina Yu.V. Constitutional Foundations of the Protection of Moral Health of the Population of the Russian Federation: diss. ... cand. of law. M., 2009. 184 p.
6. Dzhagaryan AA. The Moral Utopia of Modern Constitutionalism: State and Traditional Values in the Context of Globalization // Comparative Constitutional Review. 2014.
No. 4(101). Р. 57-74. с
7. Tsybulevskaya O.I. Moral Foundations of Modern Russian Law: extended abstract и diss. ... Dr. of Law. Saratov, 2004. а
8. Kant I. Fundamentals of the Metaphysics of Morality. SPb.: Azbuka, 1785. 320 p. |
9. Doroshkov V.V. Modern Criminal Process Through the Prism of Spiritual and Moral к Foundations of Russian Society // Journal of Russian Law. 2021. No. 12. Р. 14-25. Г
10. Ilyin IA. The Motherland and Us: articles. Smolensk: Posokh, 1995. 511 p. |
а
—i
5
I
а
|
5 )
2 О N) 4