УДК 342.4
DOI 10.23672/z2291 -8462-6917-b
Чунихина Татьяна Николаевна
кандидат политических наук, доцент,
доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Tatiana N. Chunikhina
Candidate of Political Science, Associate Professor, Associate Professor ot the Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University [email protected]
Конституционная матрица
духовных ценностей российского общества
Constitutional matrix
of spiritual values russian society
Аннотация. В работе рассматриваются проблемы трансформации духовных ценностей современного российского общества и возможности нормативного, институционального управления этим процессом со стороны государства и институтов гражданского общества. В условиях системного кризиса особое внимание приобретают нравственные ориентиры молодежи, от которой зависит дальнейшее развитие страны. Отечественные духовно-нравственные ценности декларируются на всех уровнях системы непрерывного образования, но в практику образовательных систем внедряются с трудом. Вследствие этого, наблюдается противоречие между потребностью в позитивных социокультурных преобразованиях общества и недостатком высокодуховных, патриотически настроенных людей, готовых их осуществлять. Авторы обращают внимание, что отсутствие стабильных ценностей может негативно отразиться на состоянии политической, экономической и социальной сфер общества. Для борьбы с подобными явлениями необходимо формирование и реализация конституционной матрицы духовных ценностей.
Ключевые слова: духовные ценности, конституционные поправки, патриотизм, гражданственность, нравственность, историческая память.
Annotation. The article deals with the problems of transformation of the spiritual values of modern Russian society and the possibility of normative, institutional management of this process by the state and civil society institutions. In the context of a systemic crisis, special attention is paid to the moral guidelines of the youth, on which the further development of the country depends. Domestic spiritual and moral values are declared at all levels of the system of continuous education, but they are introduced into the practice of educational systems with difficulty. As a result, there is a contradiction between the need for positive socio-cultural transformations of society and the lack of highly spiritual, patriotic people who are ready to implement them. The authors draw attention to the fact that the lack of stable values can negatively affect the state of the political, economic and social spheres of society. To combat such phenomena, it is necessary to form and implement a constitutional matrix of spiritual values.
Keywords: spiritual values, constitutional amendments, patriotism, citizenship, morality, historical memory.
Потеря ценностных ориентиров, нравственных и духовных идеалов, составляющих смысл существования любого общества, является большой социальной трагедией современности. Сознание современного человека формируется под воздействием информационного манипулирования, сомнительных политических призывов, исторических мистификаций. «Исторические войны» подрывают доверие к научному знанию, негативно влияют на историческую память, подрывают основы этнической и государственной идентичности, искажают представления отдельных социальных групп о гражданственности и патриотизме [1, с. 394]. Средства массовой информации навязывают унификацию мыслей и чувств, что особенно влияет на молодежь, наблюдается
процесс направленной манипуляции с целью расширения и создания искусственных потребностей: человек должен стремиться к удовольствию и комфорту. Проецирование нравственных ценностей и социального опыта стран Запада без учета российского исторического опыта оказывает негативное влияние на формирование и функционирование системы духовных ценностей у подавляющего большинства населения.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, на сегодняшний день в России налицо «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей», ослабление единства многонационального народа Российской Федерации», осуществляемое путем «внешней культурной и информационной
экспансии», «пропагандой вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости», «попытками фальсификации российской и мировой истории...» и еще целым рядом негативных факторов [2]. Вследствие этого, одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности государства должно выступать «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности».
Становится очевидной необходимость продуманной, аргументированной, целенаправленной государственной политики в области формирования нравственных ценностей. Такая политика должна быть напрямую связана с позитивным развитием национальной культуры, просвещения и воспитания, а также институтов гражданского общества, обуславливающих эффективное функционирование общественных механизмов сплочения граждан.
Не вызывает сомнений, что основной социального взаимодействия любого общественного объединения выступают единые нравственные установки. Устройство или уклад того или иного социума формируется усвоением каждым его членом определенных духовных ценностей, которые, по определению И.А. Ерзылевой, представляют собой совокупность личных качеств индивида, формирующих культурные, этические, интеллектуальные атрибуты личностного характера, не имеющие качественного измерения, объективно эксплицированные разумной активностью и целепо-лаганием человека [3, с. 74].
Задача современного государства, как центрального политического института, создать законодательную базу, осуществляющую «бесперебойное» регламентирование, упорядочивание социальных, экономических и политических процессов. Должное регулирование внешних факторов существования человека обеспечивает нормальное, целостное формирование высоконравственной личности. Только уверенный в стабильности, порядке, государственной защите, справедливом миропорядке гражданин будет морально поддерживать власть, соблюдать интересы окружающих, ценить свою свободу и собственность наравне со свободой и собственностью окружающих. По мнению В.В. Барабанова, «только правовое государство может способствовать полному развитию личности, а значит, и ее морально-нравственных качеств» [4, с. 11].
Конституция государства является оплотом целостности и стабильного развития страны и общества в целом. Принятый в 1993 г. Основной закон России определил высшей ценностью государства человека, его права и свободы, в условиях демократического политического режима. Но современное кризисное состояние духовности и нравственности вызвало необходимость создания новой системы организационных и правовых мер, обеспечивающих защиту жизненно важных социальных ценностей. Речь идет о конституционных поправках 2020 г. [5]. Они привнесли в
Основной закон «дополнительные смыслы, вытекающие:
- во-первых, из опыта четвертьвекового действия Конституции РФ;
- во-вторых, уровня зрелости политической системы и велений переживаемой страной эпохи;
- в-третьих, тенденций мирового развития» [6, с. 8].
Наше внимание обращено, прежде всего, к поправкам, которые затрагивают идейные, духовно-нравственные аспекты:
- признание правопреемства в развитии российского государства, объединенного тысячелетней историей, памятью предков, передавших идеалы и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1);
- обеспечение защиты исторической правды (ч. 3 ст. 67.1);
- закрепление в качестве важнейшего приоритета государственной политики детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, обеспечения семейного воспитания (ч. 4 ст. 67.1);
- закрепление культуры в Российской Федерации как уникального наследия ее многонационального народа (ч. 4 ст. 68);
- сохранение общероссийской культурной идентичности (ч. 3 ст. 69); создание условий для взаимного доверия государства и общества, социального партнерства, социальной солидарности (ст. 75.1).
Кроме указанных положений конституционно-правовое значение для эффективной реализации государственной политики в духовно-нравственной сфере имеют нормы, закрепленные в ст. 72 (о защите института брака как союза женщины и мужчины), ст. 114 (о проведении единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей).
Включение в текст Конституции России понятий «память предков», «историческая правда», «патриотизм», «гражданственность», «культура как уникальное наследие» означает поиск собственной модели конституционного развития и формирует представление о новых духовно-нравственных ориентирах как для самого государства, общества в целом, так для и отдельной личности. Государству необходимо здоровое и трудоспособное общество, готовое принимать вызовы и отражать угрозы, формировать компетенции в соответствии с профессиональными стандартами современности [7, с. 49]. Закрепление таких нравственных установок выражает актуальную потребность современного российского общества в признании государства как защитника общего блага и национальной идентичности. Следствием конституционных поправок стало юридическое осмысление ряда важнейших духовных и
морально-нравственных категорий. А само конституционное законодательство наполнилось духовной и нравственной составляющей.
Центром матрицы духовных конституционных ценностей стал патриотизм. Еще в 2012 г. Президент России В.В. Путин отметил, что наша страна должна «строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм» [8].
Возложение на конституционном уровне государством на себя обязанности чтить память защитников Отечества, обеспечивать защиту исторической правды предполагает обязательность реализации более широкой задачи по обеспечению сохранения исторической памяти народов России.
Одна из наиболее значимых составляющих матрицы духовных ценностей Конституции России -создание организационных и правовых условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Дети выступают в качестве особого приоритета государственного развития, а не просто слабоза-щищенной категории. И задача государства -формирование у детей необходимой гражданской сознательности с раннего возраста, возложение на себя ответственности за их моральное становление как граждан. Усвоение необходимых ценностей берет начало на раннем этапе развития личности, именно в детстве закладываются основы социальной адаптации и культурной оценки существующего порядка.
Признание культуры уникальным наследием многонационального народа и установление обязанности Правительства России проводить единую социально ориентированную государственную политику в области культуры (п. «в» ч. 1 ст. 114) формулирует задачу государства по созданию эффективных механизмов поддержки и охраны культуры в интересах общества, в том числе, по
Литература:
1. Яковлева И.П. Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне в условиях информационных войн / И.П. Яковлева // Военная история России: проблемы, поиски, решения. Материалы IV Международной научной конференции, посвященной 75-летию победы в Сталинградской битве. Волгоград, 2017. С. 393-398.
2. О Стратегии наци ональной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (Ч. II). Ст. 212.
3. Ерзылева И.А. Роль вузов в формировании духовных ценностей студентов / И.А. Ерзылева // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 40. С. 73-76.
защите граждан Российской Федерации от злоупотреблений свободой творчества и правом свободно производить и распространять информацию любым законным способом.
Направление государственной политики в области сохранения общероссийской культурной идентичности народа Российской Федерации предполагает работу по решению важнейшей стратегической задачи по формированию такой идентичности у детей и молодежи.
Государству предстоит организационно и законодательно обеспечить реализацию всех этих конституционных установок, причем в самых приоритетных сферах общественной деятельности: воспитании, образовании, творчестве, защите семьи и детей, функционировании средств массовой информации.
В заключении следует отметить, что какие бы ни происходили политические, экономические и социальные процессы, как бы они ни влияли на содержательную интерпретацию духовных ценностей, они не могут изменить сути, ядра этих ценностей. По мнению А.А. Гуссейнова, «ценности предельны, абсолютны, равны самим себе. Это -то, что в обыденной речи называют словом «святое» [9, с. 19]. Ценность - это то, что имеет для человека значимость в духовном, нравственном, эстетическом и познавательном отношении: вера, добро, любовь, справедливость, патриотизм, ответственность за себя, своих близких, свою страну. Наполнение новым содержанием существующих ценностей выразило потребность российского общества в стабильности, единении, отторжении навязанных и бездумно скопированных чужих идеалов. Признание на конституционном уровне идеалами нравственности, морали, духовности свидетельствует о том, что жизнь и интересы отдельного человека, соотнесение личного и общественного находятся в сфере государственных интересов, что существует общественный запрос на устойчивое социальное единство и правопорядок.
Literature:
1. Yakovleva I.P. The historical memory of youth about the Great Patriotic War in the context of information wars / I.P. Yakovleva // Military history of Russia: problems, searches, solutions. Proceedings of the IV International scientific conference dedicated to the 75th anniversary of the victory in the Battle of Stalingrad. Volgograd, 2017. Р. 393-398.
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 № 683 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 01/04/2016. № 1 (Part II). Art. 212.
3. Erzyleva I.A. The role of universities in the formation of students' spiritual values / I.A. Erzyleva // Humanities. Bulletin of the Financial University. 2021. Vol. 11. № 40. Р. 73-76.
4. Барабанов В.В. Духовно-нравственные ценности в образовании как приоритет государства / В.В. Барабанов // Вестник Герценовского университета. 2010. № 8(82). С. 10-14.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 27.04.2022).
6. Эбзеев Б.С. Актуализация Конституции России: собирательный образ поправок Президента
B.В. Путина и новые смыслы Основного Закона / Б.С. Эбзеев // Государство и право. 2020. № 4.
C. 7-24.
7. Хронова И.А. Актуальные вопросы трудового права и его практикоприменимость / И.А. Хронова // Кадровик. 2020. № 9. С. 48-59.
8. Путин В.В. Выступление на совещании представителей власти и общественности по во про-сам нравственного и патриотического воспи та-ния молодежи 2012. URL : http://ros-idea.ru/site (дата обращения 30.04.2022).
9. Гусейнов А.А. Философия: между знаниями и ценностями / А.А. Гусейнов // Философия науки. 2001. № 2. С. 15-21.
4. Barabanov V.V. Spiritual and moral values in education as a priority of the state / V.V. Barabanov // Bulletin of Herzen University. 2010. № 8(82). P. 10-14.
5. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020). URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (date of application 27.04.2022).
6. Ebzeev B.S. Actualization of the Constitution of Russia: a collective image of the amendments of President V.V. Putin and new meanings of the Basic Law / B.S. Ebzeev // State and Law. 2020. № 4. Р. 7-24.
7. Khronova I.A. Topical issues of labor law and its practical applicability / I.A. Khronova // Kadrovik. 2020. № 9. P. 48-59.
8. Putin V. V. Speech at a meeting of representatives of the authorities and the public on the issues of moral and patriotic education of youth in 2012. URL : http://ros-idea.ru/site (date of application 30.04. 2022).
9. Huseynov A.A. Philosophy: between knowledge and values / A.A. Huseynov // Philosophy of Science. 2001. № 2. Р. 15-21.