Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ'

БАЗОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1914
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шашкин Павел Александрович

Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC SPIRITUAL VALUES OF RUSSIA AS THE BASIS FOR STRATEGIC PLANNING

Theses of the speech at the round table "Traditional Russian spiritual and moral values in the conceptual apparatus of state cultural policy", held at the Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (March 2, 2021, Moscow).

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»

РО! 10.34685/Н1.2021.81.46.013

Посадский А.В.

Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма

Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, конституционализм, Россия.

Дискурс традиционных ценностей отражен в Конституции РФ. Он - неотъемлемая составляющая системы документов стратегического планирования Российской Федерации. В Стратегии национальной безопасности традиционные российские духовно-нравственные ценности видятся фундаментом отечественной государственности, основанием общероссийской идентичности народов нашей страны. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности заявлено сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества. Во имя этих целей реализуются государственная культурная и национальная политика. Стратегией государственной культурной политики предполагается ее осуществление как ценностно ориентированной и направленной на распространение традиционных ценностей. Стратегия развития воспитания полагает формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, в качестве приоритетной задачи. Стратегия государственной антинаркотической политики утверждает, что антинаркотическая идеология России базируется на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

Дискурс традиционных ценностей - неотъемлемая составляющая президентского дискурса В.В.Путина. Президентская концепция национальной идеи (концепция патриотизма как национальной идеи и базовой российской ценности), государственного суверенитета, национальной безопасности, государственной культурной политики (как охватывающей все стороны жизни и направленной на сохранение традиционных ценностей) основывается на дискурсе традиционных ценностей.

Принципиально важно отметить, что президентский дискурс формировался под влиянием идей Д.С.Лихачева. Творческое наследие великого мыслителя выступает контекстом президентского дискурса В.В.Путина. В президентском дискурсе системно воспроизводится идея Д. С.Лихачева о духовно-нравственных основаниях общественно-государственной жизни, его отождествление смысла государственного бытия с трансляцией и развитием культурного и природного наследия, взгляд на государство как гарант сохранения и развития культурного достояния нации, убеждение, что государство обязано видеть в культуре основу духовной безопасности народа, понимание национальной культурной

политики как всеохватывающей. В связи с этим необходимо указать на то, что «Декларация прав

31

культуры» Д.С.Лихачева справедливо может быть отнесена к знаменательным моментам в развитии российского конституционализма*, а сам президентский дискурс может быть продуктивно осмыслен в системе координат лихачевской программы экологии культуры как цели существования современного национального государства.

Традиционные ценности - опорное понятие современного российского конституционализма, его концептуальное и ценностное ядро. Дискурс традиционных ценностей выступает основанием аксиологии российского конституционализма, его ценностной метапарадигмой. Дискурс традиционных ценностей может быть обозначен как дискурс легитимации современного российского политико-правового пространства. Само формирование современного российского конституционализма должно быть осмыслено в качестве процесса обретения традиционными ценностями формально-юридической нормативности, в качестве процесса формально-юридического закрепления стержневого российского ценностного целеполагания.

Следуя парадигме современного российского конституционализма, традиционные ценности, являясь исторически устоявшимися духовными смыслами, предающимися от поколения к поколению, составляют ценностное ядро российской цивилизационной общности. Они определяют самобытный характер российского цивилизационного процесса, выступают основанием государственного суверенитета страны, являются началами культурного и государственного развития нашего Отечества. Их защита и приумножение - основание национальной безопасности. Традиционная идентичность видится идентичностью легитимирующей культурное и государственное бытие России. При этом сама российская государственность рассматривается в качестве сложного социокультурного феномена. Государственная культурная политика, как и государственная политика в целом, понимается как органическое продолжение российского цивилизационного процесса. Государственная культурная политика трактуется не узко-секторально, а всеохватывающе. Дискурс традиционных ценностей интегрирует дискурс российской культурно-цивилизационной самобытности, дискурс государственного суверенитета и национальной безопасности, дискурс национальной идеи, дискурс государственной политики, т.е. базовые составляющие дискурса российского конституционализма.

Современной России удалось реализовать перспективный синтез конституционализма, осуществив интеграцию республиканской политической системы дискурсом традиционных ценностей, обосновав демократическую политическую систему, исходя из дискурса традиционных ценностей. России удалось стать оплотом синтеза традиционного духовного, высокого культурного и правового политического классицизма.

Благодаря подобному синтезированию Россия имеет все основания сегодня стать достойным подражания примером нравственно-правового народно-исторического государства. Такое государство является проводником в жизнь высоких традиционных ценностей, исторически сложившихся на их основе представлений о солидарности.

* См.: Аксиология российского конституционализма : история и современность / под ред. С.И.Дудкина, И.Д.Осипова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 329 с.

Народно-историческое государство характеризуется непрерывной преемственностью в реализации задач. Его существование определяется не только настоящими задачами и потребностями, но и в не меньшей степени - задачами прошлого и будущего. Такое государство укоренено в истории, зиждется на глубинных народно-культурных основаниях. Оно призвано хранить культурные и цивилизационные начала народной жизни, обеспечивать связь времен и поколений. Речь идет о государстве ценностно насыщенной, высокой идентичности, о государстве, обладающем исторически выверенной стратегией развития, мощным ценностным фундаментом, четкими идентификационными ориентирами, продолжающими играть консолидирующую роль сегодня.

Нравственно-правовое государство выступает выразителем высшего нравственного порядка народной жизни, зиждется на нравственных приоритетах народного правосознания. Оно стремится возводить предписания нравственности в степень положительного закона, формировать юридические начала при опоре на традиционные духовно-нравственные ценности народа. Правовое регулирование здесь органически следует из нравственного права, правовая регламентация человеческих отношений обнаруживает свою зависимость от нравственного порядка общественной жизни как общего блага. Нравственно-правовое государство выражает классическое правопонимание, означающее, что право опирается на уходящие в века традиционные нравственные нормы.

Развитие современного российского конституционализма есть отражение традиционного консенсуса. Традиционный консенсус - достигнутое в прошлом и воспроизводимое в настоящем согласие касательно основополагающих для данного сообщества ценностей, обеспечивающее его консолидацию и непрерывность развития. Речь идет о согласии касательно признания значения традиционных ценностей и основанных на них образов жизни началами развития страны. Речь идет о формулировании принципов достойной жизни в соответствии с исторически сформировавшимися стержневыми ценностями и традиционными формами идентичности. Имеется в виду, что традиционные ценности и идентичности выступают источником современного развития. Движение в современность видится осуществляемым в органическом творческом единстве с исторически сформированными идентичностями, при творческом сохранении культурных почв, а не вопреки им.

Оптимальный путь воспроизводства традиционного консенсуса достигается через гармоничное стратегическое сотрудничество гражданского общества и государства.

В настоящее время в связи с распространением деструктивных практик глобализации, размывающих традиционные ценности стран и народов, для воспроизводства традиционного консенсуса резко возрастает значение социокультурного проектирования, направленного на придание устойчивого характера общественно-государственному развитию, общественно-государственную консолидацию, понижение уровня угроз, идущих извне.

Приходится констатировать серьезное снижение качества разработки и реализации программ социокультурного проектирования в современных национальных государствах и, в частности, в России. Возможно говорить о системном кризисе в сфере общественно-проектного социального знания и практики.

Современные национальные государства остро нуждаются в общественных проектировщиках, способных увидеть корни и содержание социальных проблем, определить оптимальные варианты их проектных решений. Речь идет об экспертах в сфере социального знания, понимающих роль политико-идеологических, ментальных, социально-психологических, духовно-ценностных факторов в общественно-политической жизни, владеющих искусством интерпретации общественно-государственной жизни как с позиции законодательства, так и с позиции ценностных воззрений. Речь идет об экспертах, владеющих глубокими социальными теориями, учитывающих в своей работе специфику истории и культуры страны, а не о «специалистах», односторонне акцентирующих технологические аспекты социального управления и упрощенно определяющих его суть через категории естествознания. Крайне востребовано экспертное сообщество, считающее, что разработка социально-культурных программ, их логики, структуры и содержания немыслима без целостной картины общества и человека. Сам анализ социальной ситуации, ее адекватное видение возможны лишь при использовании теорий, целостно описывающих и объясняющих социальное пространство, учитывающих всю его сложность и многообразие, значение как экономических, технологических, так и культурных, духовно-ценностных, идеологических, религиозных факторов.

Общественное проектирование определимо как проектирование социокультурное. Его методологические основания требуют видения общества, природы, техники и культуры в их неразрывной связи, признания, что в общественно-государственной жизни человек является субъектом глубоких духовных ценностей и культурных традиций, ответственным хранителем и возделывателем культурных ландшафтов.

Современную теорию общественного проектирования целесообразно развивать на базе интеллектуальных традиций национальных государств, в органической связи с их ценностными системами.

Социальное проектирование является органической составляющей жизни и фактором развития современного национального государства. Оно определимо как пакет современных культуросберегающих и следующих из них обществосберегающих и государствосберегающих программ, совершенствующих систему национальной безопасности и создающих условия для стабильного поступательного общественно-политического развития без революций и необратимых катастроф. Оно представляет собой созидательную творческую деятельность, имеющую целью устойчивое развитие государства на основе сохранения исторически сформированных традиционных духовных ценностей.

Posadsky A.

Discourse of traditional values in the space of Russian constitutionalism

Abstract. Theses of the speech at the round table "Traditional Russian spiritual and moral values in the conceptual apparatus of state cultural policy", held at the Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (March 2, 2021, Moscow).

Key words: spiritual and moral values, traditional values, culture, state cultural policy, constitutionalism, Russia.

Посадский Александр Владимирович,

кандидат философских наук, директор Центра евразийских аксиологических исследований Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина (Пушкин)

© Посадский А.В., 2021. Статья поступила в редакцию 10.04.2021. Url: http://cr-joumal.ru/rus/joumals/541html&jjd=47

DOl 10.34685/^.202195.78.014 Рудаков А.Б.

Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте проблематики российской общегражданской идентичности

Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.

Упоминание о традиционных и духовно-нравственных ценностях присутствует в Конституции РФ [1], а также в таких документах, как «Основы государственной культурной политики» [2], «Стратегия национальной безопасности» [3], а также в целом ряде других документов стратегического планирования.

Необходимо отметить, что в современных условиях нельзя строить государственную культурную политику на положениях, которые осуществляющие ее лица понимают лишь интуитивно, на личностном субъективном уровне.

Если мы не пойдем по пути последовательной расшифровки и адекватной, доказательной интерпретации понятия «российские традиционные ценности», то эффективность любых мер в рамках обсуждаемых нами документов будет весьма относительной.

В минувшем году в Конституции РФ появилось положение о традиционных семейных ценностях, о браке как союзе мужчины и женщины. Очевидно и понятно, что тем самым защищены традиционные российские представления о браке.

Вместе с тем, нельзя сказать, что моногамный союз мужчины и женщины является исключительно российской традиционной и духовно-нравственной ценностью.

Думается, что то же самое можно сказать и об остальных ценностях, перечисленных в статье 78 Стратегии национальной безопасности, где к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Можно констатировать, что набор ценностей, представленный в Стратегии, носит универсальный характер. Собственно, значительная часть подобных ценностно-окрашенных норм зафиксирована и в Конституции РФ, начиная со статьи 2, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

При этом, конечно же, совершенно очевидно, что они входят и число российских ценностей - прежде всего ценностей гражданских, имеющих конституционный источник.

А что же тогда представляют собой российские духовно-нравственные традиционные ценности? Попробуем разобрать по пунктам эту формулу.

Итак, мы имеем дело с духовно-нравственными ценностями, поскольку они имеют нематериальный характер.

Что делает эти ценности традиционными? Прежде всего, тот факт, что они укоренены в нашей истории и культуре [4].

Впрочем, это не означает, что данные ценности абсолютно уникальны и присущи только России, только российской цивилизации.

Они присутствуют и в иных комбинациях ценностных рядов, формирующих идентичность других стран и народов. Однако их, очевидно, нельзя признать и универсальными, распространенными повсеместно.

При этом следует признать, что процесс накопления ценностей идет постоянно. Наши традиционные ценности - это и ценности дореволюционной России, и ценности советского периода. Сегодня эти ценности являются одной из важнейших основ общероссийской гражданской идентичности.

Попробуем теперь ответить на вопрос, каким образом они проявляют себя в культурной сфере?

После принятие корпуса поправок 2020 года в обновленной Конституции РФ появилась формулировка, согласно которой культура как конституционная ценность - это, прежде всего, «наследие многонационального народа». И именно в этом качестве она подлежит защите со стороны государства и общества.

Представляется вполне обоснованным утверждение, согласно которому лучшие произведения русской культуры всегда имели не только эстетическое, но и этическое измерение, были тесно связаны с идеалами гражданственности.

Для русской культуры характерен синтез этического, эстетического и гражданского начал. И эта несомненно традиционная черта русской культуры является одновременно и нашей традиционной ценностью.

Эту традиционную для нас ценность (этическую и гражданскую ориентацию нашей культуры) необходимо культивировать, в том числе и путем соответствующего государственного заказа.

Коснемся теперь сферы образования в контексте ее пересечения, соприкосновения с культурной сферой. Что является традиционной, характерной именно для российской цивилизации особенностью в данной сфере?

Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что практика нашей педагогической науки, от Ушинского до Макаренко и Сухомлинского, базируется на синтезе образования и воспитания, интеллектуальных и этических ценностей.

Является ли эта практика универсальной, общераспространенной? Пожалуй, нет, поскольку широко известны примеры, когда образовательные стратегии были лишены этического измерения. Значит, в данном случае речь идет именно о российских традиционных духовно-нравственных ценностях. Очевидно, что данное положение коррелирует и с содержанием «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Не менее обоснованным будет утверждение о том, что традиционной для российской науки ценностью будет тесная взаимосвязь интеллектуальных и этических ценностей [5].

К примеру, российская историческая наука в своих лучших проявлениях, восходящих к Карамзину, Соловьеву, Ключевскому, всегда защищала историческую правду. Сегодня же, как мы знаем, защита исторической правды является еще и конституционной обязанностью, зафиксированной в корпусе конституционных поправок.

Не менее важной ценностью российской науки, ценностью на стыке интеллектуальной и этической сфер, является восходящая к Михаилу Ломоносову концепция гармонии научного знания и религиозного опыта.

Это черта, характерная именно для российской науки и нехарактерная для науки западной, где научное значение зачастую накапливалось и передавалось в конфликте с религиозными институциями.

Как представляется, при подобной интерпретации понятия «традиционные духовно-нравственные ценности» ставится возможной решение задачи выработки единого подхода к вопросам науки, образования и искусства, о необходимости которого говорилось в Основах государственной культурной политики.

При этом наилучшим иллюстративным материалом по теме традиционных российских ценностей, как представляется, было бы обращение к личностным образцам, к личному примеру тех людей, которые упомянутые ценности олицетворяют.

Отметим, что подобное обращение могло бы способствовать решению и другой важной задачи, которая была поставлена в «Основах государственной культурной политики». Речь идет о задаче «формирования личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».

В этом контексте представляется важным соотнести российские традиционные ценности с культурно-исторического опытом российского искусства, российского образования, российской науки.

Как представляется, это поможет обосновать ценностные стандарты, которые призваны быть современным продолжением того, что воплощали в своем творчестве, в своих научных поисках Пушкин [6] и Достоевский [7], Ключевский [8] и Ломоносов [9], Ушинский [10], Сухомлинский [11], Макаренко [12].

Научная, творческая, педагогическая деятельность этих выдающихся исторических деятелей представляет собой образец воплощения российских традиционных ценностей в социальной практике.

Как представляется, это важно еще и потому, что в вопросе ценностного регулирования государственные институты должны максимально убедительно и доходчиво донести свою точку зрения до творческих союзов, научных и педагогических сообществ, до гражданского общего в целом.

Таким образом, в данном случае предлагается сфокусироваться на тех российских духовно-нравственных традиционных ценностях - культурных, образовательных, научных, которые являются исторически верифицируемыми.

Гуманитарный канон российской цивилизации, свод российских цивилизационных ценностей должен выстраивается не столько путем теоретических обобщений, сколько путем обобщений эмпирического характера.

По сути, речь идет о ценностных кодексах, ценностных меморандумах в трех важных сферах -образования, культуры, науки, где была бы четко очерчена ценностная основа деятельности государственных органов и их партнееров с опорой на исторические традиции российского народа.

В этой ситуации также важно зафиксировать обязывающий характер конституционных ценностей, гражданских ценностей, среди которых есть как универсальные этические, эстетические, интеллектуальные ценности, которые являются базовыми для нашего общества, так и переданные нам от предков ценности, традиционные для России [13].

При этом основным вопросом, обращенным к творческим, научным, педагогическим сообществам, является вопрос о признании конституционных, гражданских ценностей, которые закреплены в Основном законе страны.

На наш взгляд, вполне логично, что именно принятие этих ценностей является условием для полноценного партнерства с государством, в том числе и в вопросе получения финансовой поддержки, выделения бюджетных средств.

Отрицание этих ценностей не ставит художника вне закона, однако предполагает, что свое конституционное право на свободу творчества он реализует либо самостоятельно, либо при поддержке симпатизирующих ему единомышленников. Вариант государственной поддержки, государственного заказа при этом не должен обсуждаться.

Культурное творчество - это в первую очередь создание произведений с высоким эстетическим качеством. Но этот же «культурный продукт», очевидно, должен соответствовать этическим и гражданским ценностям, должен служить целям формирования и укрепления российской общегражданской идентичности.

Очевидно, что смысл государственного регулирования деятельности в сфере культуры заключается в том, чтобы поощрять создание контента, соответствующего гражданским ценностям.

Вместе с тем, необходимо отдавать себе отчет в том, что сферы образования, науки и культуры - эта не те сферы, в которых органично принуждение. Напротив, это пространство, где нужно убеждать и уметь быть убедительным.

Именно по этой причине обращение к конституционным и гражданским ценностям является базовым условием для сотрудничества государства с творческими союзами, научными коллективами, образовательным учреждениями.

Диалог с такой позиции убедителен в силу того, что ценностное регулирование опирается на конституционные нормы.

В свою очередь, ограничительные меры, если они все-таки применяются, четко вытекает из очевидного факта необходимости защиты конституционных ценностей, защиты культурных прав граждан РФ, защиты культуры как наследия многонационального российского народа.

В данном контексте подобные меры - это о не «красные флажки», ограничивающие вход в «запретную зону», а скорее трамплин, позволяющий поддерживать высокую планку российскую культуры в двадцать первом веке.

Сегодня мы можем говорить об этих ограничениях, опираясь прежде всего на конституционные гражданские ценности, благо в тексте самой Конституции сохранилось положение, предполагающее ограничение прав и свобод с целью защиты нравственных норм.

Но, конечно, же, мы не можем и не должны говорить о подобных ограничениях в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей. Обращение к ним - это стимул к тому, чтобы не ограничивать, а, наоборот, расширять творческий потенциал.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 года // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : [сайт]. — Ш: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 15.04.2021).

[2] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» // Президент России : [сайт]. - www.kremlin.ru/acts/bank/39208, дата обращения 10.03.2021.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета : [сайт]. - Ш: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 10.03.2021).

[4] Безвесельная З.В. Фундаментальные ценности русской культуры: история и современность // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 8. - С. 34-43.

[5] Юлов В.Ф. Ценности науки и высшей школы России // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 2. - С. 177-179.

[6] Ходжаева М. Дж Нравственные идеалы Пушкина // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2009. - № 2. - С. 165-172. - Ш: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-idealy-pushkina (дата обращения: 14.03.2021).

[7] Казаков А.А. Ценностный анализ как методологическая проблема (на материале творчества Ф.М.Достоевского) // Сибирский филологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 72-80.

[8] Меньшиков В.М. Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России / Меньшиков В.М., Гатилова Н.Н., Хохлова А.Б. // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №13 (184). - С. 288-295.

[9] Костылев П.Н. М.В.Ломоносов и научное изучение религии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.

[10] Константинова Н.Д. Ключевые ценности отечественного образования в трудах К.Д.Ушинского // Проблемы современного образования. - 2020. - № 2. - С. 103-107. - Ш: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-tsennosti-otechestvennogo-obrazovaniya-v-trudah-k-d-ushinskogo (дата обращения: 14.03.2021).

[11] Днепрова Т.П. «Педагогика духовности» В.А.Сухомлинского // Педагогическое образование в России. - 2011. -№ 2. - С. 50-56.

[12] Куряков А.В. Этико-педагогическая система А.С.Макаренко // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42). - С. 16-19.

[13] Рассадина Т.А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 1. -С. 44-58.

Rudakov A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Traditional Russian spiritual and moral values in the context of problems of Russian general civil identity

Abstract. Theses of the speech at the round table "Traditional Russian spiritual and moral values in the conceptual apparatus of state cultural policy", held at the Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (March 2, 2021, Moscow).

Key words: spiritual and moral values, traditional values, culture, state cultural policy, Russia. Рудаков Александр Борисович,

руководитель проектов Департамента по взаимодействию с экспертным сообществом Экспертного института социальных исследований (Москва). email: [email protected]

© Рудаков А.Б., 2021. Статья поступила в редакцию 10.04.2021. Url: http://cr-joumal.ru/rus/joumals/542.html&jjd=47

DOl 10.34685Л-Л.2021.10.26.015 Шашкин П.А.

Базовые духовные ценности России как основа стратегического планирования

Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.

С точки зрения государственного управления система ценностей задает вектор национального развития - его стратегическую цель и составляет основу формирования национальных интересов. В этом смысле оправдано нормативное определение культуры как национального приоритета и фиксация первостепенной роли культуры для национального развития и обеспечения национальной безопасности.

Сохранение и трансляция из поколения в поколение позитивных ценностей, сохранение культурной преемственности и идентичности - основа ценностно ориентированной государственной политики и устойчивости общества. Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317) предусмотрена реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей, продвижение в культурном пространстве ценностей

41

и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности. К целям государственной культурной политики в числе прочих отнесена передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения (Основы государственной культурной политики, раздел IV. Утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года №808).

Учитывая сказанное, конкретизация нормативного определения того, что относить к традиционным ценностям, поддерживаемым государством, и что не может быть к ним отнесено, необходима. Сохранение, производство, трансляция и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам, требует четких и подлежащих транспарентной научно обоснованной оценке критериев предоставления государственной поддержки субъектам ценностно ориентированной государственной политики.

Действующая Конституция Российской Федерации справедливо признает идеологическое многообразие и запрещает возводить какую-либо идеологию в ранг государственной или обязательной (ст. 13). В демократическом обществе неприемлемы подавление и дискриминация со стороны государства идеологических установок меньшинства. Однако это не означает отказ государства от целенаправленной управленческой деятельности по формированию общегражданской системы ценностей, консолидирующих нацию.

Формирование социальных интересов как целенаправленный, специально организованный процесс предполагает последовательное формирование интересов личности, осознание большинством общества национальных интересов как объективно значимых потребностей личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития (п.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от РФ от 31 декабря 2015 г. №683) и поддержание необходимого для достижения национальных целей развития нормативного порядка в обществе. Реализация национальных интересов как ключевая цель стратегического планирования, в свою очередь, требует поддержания культурного и духовного потенциала нации на уровне, необходимом для достижения национальных целей развития, выступая важнейшим компонентом политики обеспечения национальной безопасности.

Принимая во внимание международный опыт стратегического планирования, Стратегией национальной безопасности России к числу национальных интересов на долгосрочную перспективу было отнесено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в число которых включаются: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Однако само по себе простое перечисление этих ценностей, многие из которых носят абстрактный характер и относятся к общепризнанным ценностям мирового сообщества, не задает вектор национального развития. В прежней редакции Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537) справедливо подчеркивалось: «ценности и модели развития

стали предметом глобальной конкуренции». В чем специфика строительства российской модели развития и ее ценностей, в чем ее преимущества в рамках глобальной конкуренции? Государственная политика, в том числе культурная, в конечном счете преследует цель сохранения и развития преимуществ нации, претендующей на лидерство и сохранение суверенитета.

В Конституции России человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью (ст.2). Одновременно в преамбуле Конституции, наряду с утверждением прав и свобод человека, отмечается почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в такие ценности как добро и справедливость, утверждается сохранение исторически сложившегося государственного единства. В статье 67.1 говорится о сохранении памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также утверждаются преемственность в развитии Российского государства, правопреемство с Союзом ССР (ч. 1, 2), то есть в какой-то мере декларируется правопреемство и с ценностями дореволюционной России, и с ценностями СССР, что требует дальнейшей конкретизации. В посланиях к Федеральному Собранию Президенты В.В.Путин и Д.А.Медведев неоднократно обращались к ценностям патриотизма, демократии, справедливости, свободы и общественной нравственности как государствообразующим, задающим цели государственной политики [1].

Подчеркивая преемственность в развитии государства, Конституция, таким образом, определяет синтез общечеловеческих гуманитарных ценностей и ценностей самобытной российской культуры, в них укорененных, в качестве уникального наследия - базовых ценностей, которые задают вектор национального развития и всей государственной политики в целом. Подчеркивая важность сохранения культурной самобытности в условиях глобальной конкуренции ценностей и моделей развития и возрастающих угроз национальному культурному суверенитету, Конституция (ч.4 ст.68) определяет, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа, поддерживается и охраняется государством.

Культурная самобытность как фактор, обеспечивающий преимущества России в условиях глобальной конкуренции, и защиту ее национальных интересов, предполагает реализацию комплексной государственной политики по трем основным направлениям:

- приоритет культурного развития личности (образование, воспитание, просветительская деятельность, нацеленные на развитие творческого интеллектуального потенциала) - ключевой фактор развития производительных сил страны, что прямо коррелирует с нормой Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). В том числе речь идет о правах на свободу творчества, на участие в культурной жизни и коррелирующую с перечисленными правами обязанность сохранения исторического и культурного наследия (ст.44 Конституции РФ);

- формирование и поддержание общероссийской идентичности и единого культурного пространства, обладающего своей неповторимой спецификой. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N№1666) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) определяется как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу,

обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества (пп. «г» п.4.2 Стратегии). Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание), согласно Стратегии, основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру (п.11.1 Стратегии). Благодаря объединяющей роли русского народа -системообразующего звена российской нации и государствообразующего народа (ч.1 ст.68 Конституции РФ), многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм (п.11 Стратегии);

- защита культурного суверенитета. Под гуманитарным (культурным) суверенитетом следует понимать совокупность культурных, религиозных, мировоззренческих и социально-психологических факторов, позволяющих народу и государству утверждать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешних центров влияния, быть защищенным от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, следовать своим национальным идеалам и ценностям [2]. Обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации реализуется посредством не только ограничительных мер, направленных на защиту общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия (п.82 Стратегии), но и через признание первостепенной воспитательной, образовательной и просветительской роли российской культуры в укреплении единства и целостности нации, в формировании осознанных ценностей гражданственности и патриотизма, приверженности базовым ценностям общества, на которых основывается общенациональная идентичность и способность к стратегическому целеполаганию и реализации национальных интересов, обеспечению национальной безопасности.

Достижение целей стратегического планирования по этим трем ключевым направлениям призвано обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной самобытности, уникального наследия российского общества как основы реализации всего комплекса национальных интересов на долгосрочную перспективу.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008.

[2] Соборное слово XVI Всемирного Русского Народного Собора // Всемирный Русский Народный Собор : [сайт]. -URL: https://vrns.ru/news/sobornoe-slovo-xvi-vsemimogo-russkogo-narodnogo-sobora//#.UHrnzUcl9Zs (дата обращения: 15.04.2021).

Shashkin P.

Basic spiritual values of Russia as the basis for strategic planning

Abstract. Theses of the speech at the round table "Traditional Russian spiritual and moral values in the conceptual apparatus of state cultural policy", held at the Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (March 2, 2021, Moscow).

Key words: spiritual and moral values, traditional values, culture, state cultural policy, Russia. Шашкин Павел Александрович,

кандидат философских наук, советник генерального директора

Международного научно-исследовательского института проблем управления (Москва), e-mail: [email protected]

© Шашкин П.А., 2021. Статья поступила в редакцию 10.04.2021. Url: http://cr-joumal.ru/rus/journals/543.html&j_id=47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.