В.А. Чирикин,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Владимирского филиала РАНХиГС
М.А. Некрасова,
студент факультета права Владимирского филиала РАНХиГС
V.A. Chirikin,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of Department of theory and history of state and law of Vladimir Branch of the RANEPA
Chirikin_ [email protected] M.A. Nekrasova,
Student of the Faculty of Law Of Vladimir Branch of the RANEPA marianekrasova1998@yandex. ru
возрастание роли духовно-нравственных ценностей для современной российской государственности
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью духовно-нравственных ценностей для развития и укрепления общества. Цель статьи — показать природу и значимость сохранения духовно-нравственных ценностей для современной российской государственности. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза, функционального, системного) и частнонаучных (формально-юридического, сравнительно-правового) методов. Авторы приходят к выводу, что духовно-нравственные ценности — фундамент, без которого не сможет существовать даже самое развитое общество и государство. Необходимо предпринять целый ряд мер в сфере формирования, сохранения, защиты и воспроизводства духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности должны стать частью государственной политики в области воспитания и образования, процесса самосовершенствования личности и социального взаимодействия граждан.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, государственность, государство, общество, культура, мораль, воспитание.
The increasing role of moral values for modern Russian statehood
Abstract: topicality of the article bases on the importance importance of the role of spiritual and moral values for the development and strengthening of society. The purpose of the article is to show the nature and importance of preservation of spiritual and moral values for the modern Russian statehood. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis, functional, system) and special scientific methods (formal-legal and comparative-legal methods). The authors come to the conclusion that spiritual and moral values are the Foundation without which even the most developed society and state cannot exist. It is necessary to take a number of measures in the sphere of formation, preservation, protection and reproduction of spiritual and moral values in the younger generation. Spiritual and moral values should become part of the state policy in the field of education, the process of self-improvement of the individual and social interaction of citizens.
Keywords: spiritual and moral values, statehood, state, society, culture, morality, education.
Глубокие преобразования, произошедшие в конце XX — начале XXI в., являются новой вехой в истории человечества, переходом на новый уровень развития с использованием новых научных разработок и информационных технологий. Указанные процессы существенно опережают духовно-нравственную составляющую общества, поэтому проблемы совершенствования внутреннего мира человека, его духовно-нравственных ценностей и морали становятся в обществе главными.
Духовно-нравственные ценности — это прежде всего жизнеутверждающие ценности, которые лежат в основе главных целей человеческой жизни: человеколюбие, взаимопомощь, милосердие, справедливость, честь, совесть, воля, вера в добро, служение Отечеству, единство народов, преемственность истории страны. Такие материальные ценности, как благополучие, комфорт, достаток, выступают лишь средством для достижения высших ценностей.
Для современной российской государственности сущность духовно-нравственных ценностей состоит в том, что именно на них строится наша страна, ее общественный и государственный строй. Духовно-нравственные ценности — фундамент, без которого не может существовать даже самое развитое общество и государство.
Проблематика, связанная с сохранением и приумножением духовно-нравственных ценностей российского народа, становится все более актуальной, приобретает особую остроту.
Сегодня различные слои общества все чаще сталкиваются с тем, что базовыми ценностями становятся потребление, бездушие, безверие, нажива, развлечения, индивидуализм, прочие вещи, разрушающие не только людские души, но и страну. Российское общество забывает и отвергает прошлое, его не ^ устраивает настоящее, при этом даже в общих чертах сложно спрогнозировать ^ будущее. Событие, произошедшее 15 января 2018 г. в одной из пермских к школ, наглядно это продемонстрировало.
Двое подростков, вооруженных ножами, напали на школьников ш и учительницу, в результате пострадали более 15 человек. С одной оъ стороны, событие, обернувшееся трагедией и бедой для многих, показало ^ безнравственность, бездушие, хладнокровие, деградацию и духовную нищету <5 подрастающего поколения, с другой — продемонстрировало, как общество ¡Е может сплотиться в трудную минуту, проявить милосердие, сострадание, ^ заботу и душевную теплоту.
^ Своеобразие российского духовного и нравственного кризиса, с точки к зрения отечественного научного сообщества, состоит в том, что у российского т народа утрачено понятие общей цели и блага. Ценности, где возможно, ^ подменяются «ценой», которой можно измерять вещи, но не духовную с составляющую, нравственные мотивы и поступки, которые по природе своей бесценны. На сегодняшний день утвердились и социально значимые 56 представления об органическом единстве свободы с ответственностью, прав — человека с обязанностями. Полагаем, многие не знают, что человеческая нравственность начала формироваться не с разрешений, а с ограничений и ? запретов. Несомненно, сложившуюся ситуацию надо качественно менять. ° Возрастающая значимость духовно-нравственных ценностей отмечается со не только различными слоями населения, но и на государственном уровне. Так, в указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что угрозой национальной безопасности России в области культуры, наряду с попытками ослабления единства многонационального российского народа, является размывание традиционных российских духовно-нравственных
ценностей [1]. Для ее преодоления необходимо признавать первостепенную роль культуры, создавать систему духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, улучшать материально-техническую базу организации культуры.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, говорится, что приоритетной задачей в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности. Российское воспитание должно опираться «на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [2].
В данный перечень следует добавить такие категории, как российский народ, народная вера, глубинные традиции и обычаи, язык и патриотизм.
В отрыве от веры, прежде всего христианской, перечисленные выше ценности превращаются в абстрактные, а порой и пустые понятия. Русское о семейное, общественное и государственное устройство сложилось под □ а сильным влиянием православной культуры, которая формирует базисные духовно-нравственные ценности: любовь к ближнему, красоту, смирение, жертвенность, трудолюбие, соборность и др.
Язык — носитель генотипа отечественной культуры. Сознание и язык Н | неразрывно связаны друг с другом. Благодаря языку сознание становится йу реальным, существующим для себя и других людей. Сегодня русский язык о °
- о о
о Ю
0 I
01 2 тз со го
2 "5
его языковой ткани и смысла, перестают действовать нормы. Русский язык
О н
засоряется иностранной терминологией и тематикой, происходит разрушение и -
й н К а
переполнен сленгом и жаргоном. Сохраняя родной язык, нация сохраняет й о себя и свою культуру. о е
Патриотизм — один из самых главных нравственных и политических а Ы
принципов, выражающийся в любви к своей стране, в готовности пожертвовать О * ради нее своими интересами. Данная Стратегия направлена на нравственное е н
н
воспитание молодого поколения. У детей необходимо формировать чувство о О
_ о
патриотизма, воспитывать верных сынов своего Отечества, готовых служить и й Родине и быть ответственными за ее будущее.
Обратим внимание, что Стратегия определяет временные рамки 57
формирования духовно-нравственных ценностей — десять лет. Полагаем, что -
Стратегию нравственного воспитания нельзя принимать на определенный
срок, поскольку стратегия — категория постоянная, мало меняющаяся и ^ ®
через десять лет не должна поменяться содержательно. Обозначенные цели и задачи не должны быть сиюминутными. Сфера нравственного воспитания ^ ■§ личности должна ориентироваться на традиционные ценности, которые были $ | актуальны и сотни лет назад. § *
Примерно с середины 90-х гг. ХХ в. в российских учебных заведениях всех уровней значительно меньше стали уделять внимания процессу воспитания, сосредоточившись в основном на процессе образования.
В результате без системного духовно-нравственного воспитания молодого поколения в российском обществе практически исчезли такие базовые понятия, как «государственность», «преданность своему профессиональному и гражданскому долгу», «ответственность», «совесть», «нравственность». Без их восстановления и формирования здоровое возрождение общества невозможно. Думается, что педагогику, как и все общество, решили перевести на либерально-рыночные отношения, возобладала идея о том, что главное — научить молодого человека, а «рынок все отрегулирует». В итоге подавляющее большинство государственных учреждений перестали заниматься целенаправленной воспитательной работой. Молодежь оказалась в моральной пустоте. Ей порой трудно разграничить истинное добро от зла.
Русский философ И.А. Ильин отмечал, что «воспитание духовности человека является важнейшей педагогической задачей, решение которой он видит в приобщении человека к духовно-нравственным ценностям посредством включения его в самоорганизации своей духовной жизни в процессе творческого созидательного поиска смысла своего бытия» [3, с. 344]. По его мнению, «судьба будущей России лежит в руках русского учителя, который должен знать и понимать, что дело не только в развитии ^ наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности ^ в детях» [4, с. 235].
к В последнее время ситуация постепенно начинает выравниваться. Многие учебные заведения, как школы, так и вузы, целенаправленно и системно ш уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию. К их числу относится оъ и Владимирский филиал РАНХиГС.
^ Формирование, приумножение, всестороннее обсуждение базовых < духовно-нравственных ценностей без юридического сопровождения ¡Е в основном останется элементом дискуссий, но не результатом государствен-^ ного строительства. Следует по-новому взглянуть на Основной закон ^ нашей страны — Конституцию Российской Федерации, провозглашающую к либерально-демократические постулаты (например, отсутствие т государственной идеологии) в определенной степени в ущерб традиционным ^ духовно-нравственным ценностям. Время и ситуация диктуют необходимость с конституционного закрепления традиционных базовых ценностей, которые формируются в российском обществе (ценность традиционной семьи, 58 приоритет интересов общества и государства и др.).
— На протяжении последней четверти века Российское государство в попытке разрешить проблемы в различных сферах деятельности ? подготавливает и проводит законодательные, экономические, социальные, ° управленческие реформы, часто не обращая внимания на духовную со составляющую государства, как следствие, многие начинания не достигают желаемого результата.
Крайне важным и необходимым в современных условиях видится духовное возрождение российского общества, которое станет основой для экономической или политической стабильности и безопасности в государстве.
На XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества», состоявшихся 24 янва-
ря 2018 г., президент РФ В.В. Путин отметил, что «незыблемые духовно-нравственные идеалы, традиции патриотизма и гражданственности на протяжении веков скрепляли наш народ, задавали жизненные ориентиры, помогали стране двигаться вперед, по пути прогресса» [5]. Необходимо развивать духовно-нравственные ценности в российском обществе, чтобы наша страна оставалась такой цивилизацией, в которой традиционно на первом месте стоят идеалы сострадания, милосердия, добра, нравственной чистоты и красоты.
Список литературы:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 1, ч. 2, ст. 212.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 23, ст. 3357.
3. Ильин, И.А. О воспитании в грядущей России: собр. соч.: в 10 т. / И.А. Ильин.
— М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. — Кн. 2. — 620 с.
4. Ильин, И.А. Собр. соч.: в 10 т. / И.А. Ильин. — М.: Русская книга, 1996.
— Т. 1. — 560 с.
5. Президент Российской Федерации. — URL: http://www.krem1in.ru/events/ president/news/55947 (дата обращения: 15.02.2018).
А.П. Стариков,
главный инспектор инспекции УМВД России по Владимирской области
А.Е. Михайлов,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Владимирского филиала
РАНХиГС
A.P. Starikov,
The Chief Inspector of Inspectorate of Ministry of internal Affairs of Russia in the Vladimir region wh itegyrfalcon 19 @yandex. ru A.E. Mikhailov,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of legal support of state and municipal administration of Vladimir branch of RANEPA [email protected]
к вопросу о содержании термина «негативные изменения психической деятельности»: правовой аспект
Аннотация: проблема борьбы с преступностью требует применения не только методов, направленных на раскрытие и расследование уголовно-наказуемых деяний, но и методов, позволяющих обеспечить права и законные интересы лиц, совершивших преступления. Особенно данная проблематика становится актуальной в рамках борьбы с преступлениями лиц, страдающих психическими расстройствами или совершивших преступление под воздействием измененных психических состояний. Для определения сущности и пределов применения приемов и средств, позволяющих обеспечить законные права и интересы указанных лиц, следует сформировать четкий понятийно-категориальный аппарат. Критически оценивая применяемый в уголовном праве термин «уголовно-релевантное состояние», автор обосновывает преимущества термина «негативные изменения психической деятельности» и определяет его содержание.
59