Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / STRUCTURE OF A STATE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / МАРКСИЗМ / MARXISM / ФАШИЗМ / FASCISM / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чирикин В. А.

В статье предпринимается попытка сравнить такие понятия, как «государство» и «государственность». Рассматриваются отдельные подходы к модели государственного устройства как мыслителей древности, так и более поздних и современных философов и религиозных деятелей, которые во главу угла развитого государственного образования ставили, прежде всего, нравственные категории добра и справедливости. Подчеркивается важность и значимость религиозно-нравственных ценностей в различных моделях государственного устройства. Дается краткая характеристика особенностям основных идеологий ХХ в.: либеральной демократии, фашизму, коммунизму. Обращается внимание на особенности становления и развития российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES OF STATEHOOD

The author of the article tries to compare concepts such as "state" and "statehood". Considers some approaches to model of government as the thinkers of antiquity, and later modern philosophers and religious figures who are at the forefront of developed public education put, first of all, the moral categories of good and justice. Emphasizes the importance and significance of religious and moral values in different models of government. Brief description of the characteristics of the main ideologies of the twentieth century: liberal democracy, fascism, communism. Draws attention to the peculiarities of formation and development of Russian statehood.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

собрании Владимирской области, органах местного самоуправления. Ежегодно студенты в рамках учебных занятий знакомятся с деятельностью Конституционного Суда РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Традиционно студенты факультета проходят практику в органах государственной власти и местного самоуправления с возможностью дальнейшего трудоустройства.

В процессе обучения будущие юристы участвуют в проводимых академией мероприятиях. Стало традицией участие в Межрегиональной студенческой юридической олимпиаде в Центральном Федеральном округе России, где наши студенты занимали призовые места. Среди них — Барсуков Юрий, Кузьмина Александра, Рыбакова Дарья.

Одним из приоритетных направлений совершенствования юридической подготовки студентов филиала является организация учебного процесса таким образом, чтобы они смогли максимально овладеть тем спектром общегуманитарных и специальных правовых дисциплин, который предоставит возможность юристу активно участвовать в управленческом процессе. Он должен уметь работать в коллективе, а если нужно, то и осуществлять руководство, принимать профессиональные решения с учетом реальной ситуации и норм закона.

В.А. Чирикин,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

V.A. Chirikin,

Candidate of Law, Assistant Professor, Head of the Theory and History of State and Law Department, Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Chirikin_ V@vlad. ranepa. ru

Духовные ценности государственности

Аннотация: в статье предпринимается попытка сравнить такие понятия, как «государство» и «государственность». Рассматриваются отдельные подходы к модели государственного устройства как мыслителей древности, так и более поздних и современных философов и религиозных деятелей, которые во главу угла развитого государственного образования ставили, прежде всего, нравственные категории добра и справедливости. Подчеркивается важность и значимость религиозно-нравственных ценностей в различных моделях государственного устройства. Дается краткая характеристика особенностям основных идеологий ХХ в.: либеральной демократии, фашизму, коммунизму. Обращается внимание на особенности становления и развития российской государственности.

Ключевые слова: государственное устройство, духовность, нравственность, либерализм, марксизм, фашизм, российская государственность.

Spiritual values of statehood

Abstract: the author of the article tries to compare concepts such as "state" and "statehood". Considers some approaches to model of government as the thinkers of antiquity, and later modern philosophers and religious figures who are at the forefront of developed public education put, first of all, the moral categories

of good and justice. Emphasizes the importance and significance of religious and moral values in different models of government. Brief description of the characteristics of the main ideologies of the twentieth century: liberal democracy, fascism, communism. Draws attention to the peculiarities of formation and development of Russian statehood.

Keywords: structure of a state, spirituality, morality, liberalism, Marxism, Fascism, Russian statehood.

В последнее время как в политической, так и в юридической терминологии все чаще наряду с понятием «государство» используется как синоним понятие «государственность». Вместе с тем эти понятия не являются синонимами. Под государственностью следует понимать не только комплекс структур, институтов публичной власти, но и наличие компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью социально-экономических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа на определенном этапе своего развития. Поэтому в данной статье мы рассмотрим не только религиозно-нравственные контуры государственного устройства, но и в целом духовные ценности института государственности.

Существует или существовал в прошлом идеал государства, которое бы соответствовало интересам и потребностям всего общества? Каким образом х данный феномен рассматривали мыслители древности и как себе представля-§ ют современное государство сегодняшнее научное сообщество, представители ^ институтов власти и общества?

! Совершив краткий экскурс в историю, можно увидеть, как вырисовы-о ваются контуры идеального государства в постулатах древних философов, <с какие пути построения совершенного государства они представляли, как с следует обустраивать государственную власть, каким методам и приемам ^ правления отдавать приоритет.

^ Мыслители древности Сократ и Платон во главу угла совершенного государ-^ ства ставили нравственно-правовую категорию справедливости. Справедливость, о на их взгляд, состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое, ^ не вмешиваясь в посторонние дела, будь то правитель или подвластный.

Справедливый человек не будет отличаться от справедливого государства, ибо § каковы люди, живущие в государстве, таково и само государство [1, с. 138]. □Е Древнегреческий философ Аристотель видел в государстве высшее осуществление добра и правды, составляющее конечную цель всей человеческой жизни. т Изображение идеального политического строя изложено в работе 0 Аристотеля «Политика»: «Наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому челове-^ ку благоденствовать и жить счастливо. У счастливых людей должны быть о налицо три вида благ: внешние, физические, духовные. Ведь никто не назовет счастливым того, кто не обладает, хотя бы в значительной степени, мужеством, воздержанностью, справедливостью, рассудительностью, кто не останавливается ни перед какими преградами» [2, с. 10].

Таким образом, моделируя устройство идеального государства, древние философы в его основу закладывали, прежде всего, нравственные ценности.

Известный русский религиозный философ П.А. Флоренский смотрел на устройство правового государства сквозь призму нравственного государства.

Кроме того, он выступал за создание федеративного государства, но с сильной, централизованной вертикалью власти. Взгляды Флоренского отличались системностью, т. к. сплоченность государства он видел не в монотонной унификации всех его частей, а во взаимной их связи, обусловленной глубоким сознанием взаимной необходимости частей, проявлении их разнообразия через организацию государства как единого целого, а не механически накопленных случайных элементов.

На протяжении многих столетий человеческой истории идет постоянная борьба между силами добра и зла, от которой никакая власть уклониться, в принципе, не может. В реальной жизни не может быть «нейтральной» власти, поскольку не может быть нравственного вакуума: любая власть в определенной степени служит либо добру, либо злу.

Как говорят философы, истина в мире одна, но уклоняться от нее можно в разные стороны. ХХ век стал ареной противостояния трех основополагающих идеологий: либеральной демократии, марксизма (коммунизма) и фашизма. Каждая из них предлагала обществу свой вариант «светлого будущего».

Либеральная демократия стала принципиально новым общественным строем, возникшим на Западе в результате повсеместного отказа от монархического устройства, определенного отхода от христианства (православия). Источник государственной власти при таком строе, в отличие от монархии, видится не в Боге, а в воле народа, т. е. демократия опирается на совокупную д волю индивидуумов, которым государство необходимо в первую очередь для ХО разрешения их споров между собой и как полицейский, разграничивающий Ы личные свободы и охраняющий накопленное имущество. 5

Либерально-демократический строй изначально не отдает приоритета Н существующих у народа и государства высоких, духовных ценностей над о земными эгоистичными заботами массы; провозглашается принцип плю- 5 рализма как равенства всех мнений. Это размывает границы между добром 3 и злом, между нравственным и безнравственным (легализация однополых а браков этому подтверждение). Весьма актуально и своевременно на этот счет 8 высказался Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который определил е либерализм как неправильно познанную свободу, отметив при этом, что О сегодня грех законодательно оправдывается и закрепляется (из интервью и тележурналисту Дмитрию Киселеву, 7 января 2014 г.).

Вовне государства такая демократия стремится к упрощенному смешению 41 различных народов в виде объединенного сообщества индивидуумов. С этой — целью «права человека» (индивидуума) провозглашаются более важными, чем права и ценность государства, вследствие чего оно ослабляется — и этот 2 подход навязывается всему миру как единственно эффективный и правиль- х ный (демократический тоталитаризм). ^

В основе политической теории марксизма (коммунизма) лежит протест | против эгоистичной и безудержной власти капитала. Но эта идеология отличается от предыдущей только тем, что хотела установить точно такое же «светлое будущее» не для господствующих слоев, а для всех трудящихся — и как можно быстрее, порой не считаясь с определенными жертвами.

Данный общественный строй планировал победу над злом посредством всеобщего контроля над обществом, максимально его упростив (отмирание семьи, нации, религии, частной собственности и государства).

Идеология фашизма явилась следствием определенной реакции, прежде всего западноевропейской, как на демократический либерализм, так и на различные оттенки марксизма, после их победы над рядом монархий в Первой мировой войне. Сторонники этой идеологии стремились установить «светлое будущее» не для богатых или трудящихся, а для своей нации как цельного биологического организма. В этом суть классического (итальянского) фашизма, который не следует смешивать с его расистской крайностью — гитлеровским нацизмом, обожествлявшим германскую расу, стремившимся к господству над всем миром [3].

Поэтому существующая власть не должна декларировать своего стремления к «всеобщему миру и счастью» на земле, в которой много несовершенного (войны, преступность и др.). Назначение истинной, авторитетной власти — защитить свой народ от различных проявлений зла. Думается, что для выполнения данной миссии государство должно обладать не только политической, экономической властью, но и властью духовной, которая проявляется в поддержке и доверии народного большинства (не только успешных граждан, но и обездоленных, ^ проигравших, переживающих нищету, безысходность) к этой власти. ^ Православная государственность, по мнению преподобного Иосифа к Волоцкого, представляет собой симфонию церкви и государственной власти,

которые разными средствами служат одной цели [4, с. 17]. ш Несколько суждений об особенностях российского государственного устройства, основанного, прежде всего, на православном мировоззрении. ^ Православное мировоззрение облагораживает природный коллективизм <5 общества и возводит его до высшего уровня — до церковного народа как соборной личности. Ценность государства также очевидна — это организо-^ ванная форма земного бытия народа. Однако эта ценность не абсолютна. ^ Государственная власть не имеет оправдания в самой себе, а является лишь к органом защиты народа от сил зла.

т Исторически Российская империя отличалась от колониальных европейки ских держав одним из важнейших качеств — все народы в ней были юриди-с чески равны, благодаря равенству духовному. Можно смело утверждать, что ни одна народность не понесла материальных или духовных утрат в связи 42 с включением ее в состав империи, а наоборот, многие из них смогли со— храниться и подняться до более высокого уровня самосознания.

У большинства западных народов юридическая система власти основыва-? лась на борьбе отдельных индивидуумов друг с другом и с верховной властью ° в целом. В условиях постоянного столкновения интересов, рассматриваемого ^ как естественный процесс, было необходимо детально регулировать ее системой формальных правил. Видимо, поэтому юридический рационализм у них преобладает над нравственным содержанием (как пример — детальная регламентация брачных договоров).

Природа российской государственности основывалась преимущественно на приоритете общественных интересов над индивидуальными, на соборно-

сти принятия решений, на глубоком нравственном чувстве, а не на детально регламентированном нормативном правовом акте. Во все времена на Руси, в отличие от Европы, духовное жизненное содержание было важнее формы. На это обращал внимание и великий русский философ И.А. Ильин, утверждая, что «в религии, как и во всей культуре, русский организм творил и дарил, но не искоренял, не отсекал и не насиловал...» [5, с. 25].

Таким образом, можно заключить, что становление и развитие государственности не является процессом спонтанным, произвольным, устанавливаемым обществом по своему усмотрению. Данный институт, прежде всего, должен соответствовать духовным основам жизни человечества.

На современном этапе главным оружием российской государственности в противодействии жесткому политическому, экономическому давлению, массированной западной пропаганде антиценностей является не до конца разрушенный духовно-нравственный пласт, сохранившиеся осколки коллективизма, общинности, соборности, стремления к высоким нравственным идеалам, отвергающие расчетливость, рациональную организацию собственной жизни.

Список литературы:

1. Платон. Государство. Кн. 5 / Платон. — М.: Мысль, 1971. — 333 с.

2. Аристотель. Политика // Сочинения : в 4 т. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — 830 с.

3. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фашизм.

4. Волоцкий, И. Послание иконописцу / И. Волоцкий. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 340 с.

5. Ильин, И.А. О русском национализме : сборник статей / И.А. Ильин. — М.: Российский фонд культуры, 2007. — 152 с.

References:

1. Platon. Gosudarstvo. Kn. 5 / Platon. — M.: Mysl', 1971. — 333 s.

2. Aristotel'. Politika // Sochinenija : v 4 t. — M.: Mysl', 1983. — T. 4. — 830 s.

3. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Fashizm.

4. Volockij, I. Poslanie ikonopiscu / I. Volockij. — M. : Izobrazitel'noe iskusstvo, 1994. — 340 s.

5. Il'in, I.A. O russkom nacionalizme : sbornik statej / I.A. Il'in. — M.: Rossijskij fond kul'tury, 2007. — 152 s.

А.В. Кудрявцев,

доктор юридических наук, доцент, декан факультета права, Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

A.V. Kudryavtsev,

Doctor of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration kudriavcev. ru @mail. ru

43

О месте оперативно-розыскной деятельности в структуре уголовной политики государства

Аннотация: в статье анализируется роль оперативно-розыскной деятельности в общей структуре уголовной политики государства; рассматривается система факторов, определяющих место оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в механизме уголовной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.