УДК 37.01 ББК: 74
Коновальцева Н.В., Нуждин А.В.
ДРЕВНЕРУССКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Konovaltseva N. V., Nuzhdin A.V.
THE OLD RUSSIAN TEXT AS THE MEANS OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND SPIRITUAL ENVIRONMENT IN THE MODERN SOCIETY
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, концепция духовно-нравственного развития, духовно-нравственное развитие обучающихся, духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование образовательного пространства, формирование духовного пространства, нравственные ценности, древнерусский текст, литература Древней Руси, лингвистический анализ древнерусского текста, экстралингвистический анализ древнерусского текста.
Keywords: Federal state educational standard, the concept of spiritual and moral development, the spiritual and moral development of trainees, the spiritual and moral education of trainees, the formation of educational environment, the formation of spiritual space, moral values, the Old Russian text, literature of Ancient Russia, the linguistic analysis of the Old Russian text, the extralinguistic analysis of the Old Russian text.
Аннотация: в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта необходимо уделить должное внимание вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предполагающего становление основ их гражданской идентичности и мировоззрения; принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В данной статье рассматривается проблема формирования образовательного и духовного пространства обучающихся посредством обращения к текстам древнерусских памятников письменности. Человек всегда стремился к созданию собственного целостного пространства, которое позволяет ему максимально адаптироваться к обществу и окружающей среде. В интенсивно развивающемся современном мире очень важно научить молодое поколение критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг, формировать образовательное и духовное пространство, позволяющее человеку самореализоваться в обществе. Полагаем, что литературное наследие Древней Руси, утверждающее приоритеты общечеловеческой значимости (милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, исконно национальные идеалы патриотизма и государственности), в значительной степени может способствовать формированию образовательного и духовного пространства в современном обществе. Древнерусские тексты представляют собой источник богатейшей лингвистической и экстралингвистической информации, позволяющей современному поколению проникнуть в культурный контекст Древней Руси, понять свою историческую миссию, усвоить нравственные ценности через культуру и духовное богатство русского народа. Воспитательное и общеобразовательное значение для современного человека имеют памятники письменности различных типов: церковнославянские («Остромирово Евангелие»), светские («Задонщина», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»), деловые («Русская правда», грамоты князей и т.п.).
Abstract: in the conditions of the new Federal state educational standard implementation it is necessary to pay a due attention to questions of spiritual and moral development and education of
trainees, assuming the formation of bases of their civil identity and outlook; the acceptance of moral standards, moral installations, national values by them. The problem of the formation of spiritual and moral development of trainees which are trained by means of the appeal to the texts of Old Russian monuments is considered in this article. The person always sought for the creation of own complete environment which allows him to adapt himself to the society. It is very important to teach the younger generation to think, create, estimate critically from moral positions all the events around, to form the educational and spiritual space allowing the person to self-actualize in society in the developing modern world. We believe that the literary heritage of Ancient Russia approving the priorities of the universal importance (mercy and compassion, the feeling of participation to destinies of the ordinary people, the high spiritual truth of indivisibility of beauty, good and love, the national ideals of patriotism and statehood), substantially can promote the formation of educational and spiritual space in the modern society. Old Russian texts represent the source of the richest linguistic and extralinguistic information allowing modern generation to get into a cultural context of Ancient Russia, to understand the historical mission, to acquire moral values through culture and spiritual wealth of the Russian people. The texts of Old Russian monuments of different types have educational and general education value for the modern person: Church Slavonic ("Ostromir Gospels"), secular ("Zadonshchina", "Tale of Igor's Campaign", "Story of temporary years", "Vladimir Monomakh's Lecture"), business ("The Russian truth", diplomas of princes, etc.).
Человек всегда стремился к созданию собственного целостного пространства, которое позволит ему максимально адаптироваться к обществу и окружающей среде. Пространство как интеллектуальный мир, обволакивающий человека и человеческое общество, не дано само по себе и не может существовать без человеческого участия. В современном мире интенсивно развиваются все сферы жизни: экономическая, социальная, культурная и духовная. В эпоху доступной, всесторонней и глобальной
информативности очень важно научиться критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг, формировать образовательное и духовное пространство, позволяющее человеку самореализоваться в обществе. На наш взгляд, современный человек должен отличаться не только глубокими, всесторонними знаниями, но и благородными, возвышенными чувствами, понятиями. В условиях становления новой системы образования очень важно сохранить духовно-нравственный
компонент в воспитании нового поколения. Образовательно-духовное пространство всегда удерживается волевым усилием человека, поэтому система школьного и высшего образования должна быть, прежде всего, направлена на развитие личности, готовой к самоопределению.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» четко обозначена проблема нарушения духовного единства современного общества, изменения жизненных приоритетов молодежи, разрушения ценностей старшего поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В этой связи ключевой задачей современной государственной и образовательной политики Российской Федерации представляется обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.1
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности - сложный, многоплановый процесс. Оно «неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека».2
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами или
1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/mchalnaya-shkoMnklyuzivnoe-obrazovame/ fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
2 Там же.
родителями обращаются к содержанию «истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностью значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания».1
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования в число личностных характеристик выпускника включает следующие показатели: 1) любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; 2) осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 3) активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества2.
Так как каждый человек есть связующее звено между прошлым и будущим, человеческая деятельность в современном мире является
индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики всего человечества. Именно поэтому обращение к историческому наследию, в том числе и к древнерусскому тексту, в процессе формирования духовного и
образовательного пространства особенно актуально в наши дни. Н.М. Карамзин справедливо заметил: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и
пример будущего».
Язык русского народа - это великое национальное богатство. История русского языка отражает исторический путь русского народа, его характер, его восприятие мира. Мысль о тесной взаимосвязи языка, культуры и истории народа высказывали многие ученые. Выдающийся
отечественный лингвист Г.О. Винокур писал о том, что история языка «есть наука культурно-историческая в абсолютно
4
точном смысле этого термина».
А.Т. Хроленко считает язык одним из продуктов духовного творчества народа, ставит его в один ряд с письменностью, наукой, искусством, государством, правом, моралью, отмечая при этом особое положение языка, поскольку он «одновременно составляет условие всех других культурных образований.5
Е.Д. Поливанов отмечал, что филологические науки состоят из «совокупности дисциплин.., изучающих явления культуры, отраженные в памятниках слова, то есть в языке и в
памятниках литературы, а также ... ив
6
памятниках других искусств».
Действительно, «анализ культуры с позиции лингвистики и ее методами заметно обогащает - расширяет и углубляет - понимание и самой культуры, и языка
у
(этноязыка)».
Важность и значимость изучения различных аспектов истории языка и особенностей памятников древнерусской
письменности неоднократно отмечалась
8
современными исследователями.
1 Там же.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/ catalog/pdf2txt/768/72768/50521
3 Карамзин, Н.М. История государства Российского. В 6-ти книгах. Книга 1 (Т. 1-2). - М.: Изд-во «Книжный сад», 1993. - С. 18.
4 Винокур, Г.О. О задачах истории языка // Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 216.
5 Хроленко, А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Бондалетова. 4-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2008. - С. 15.
6 Поливанов, Е.Д. Труды по восточному и общему языкознанию. - М.: Наука, 1991. - С. 444.
7 Бондалетов, В.Д. Предисловие // Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Бондалетова. 4-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2008. - С. 4.
8 Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней
Древнерусское литературное наследие предоставляет огромные возможности в развитии не только образовательного, но и духовного пространства современного человека.
Древнерусские тексты - это источник богатейшей информации, как
лингвистической, так и
экстралингвистической. Анализ
древнерусского текста предполагает «знание специфики исторического периода, которому текст принадлежит, языка, на котором он создан, особенностей психологии писателя и адресата, на который текст рассчитан. Надо знать круг явлений -политических, философских, эстетических, - в контексте которых только и может быть понят изучаемый текст».1 О.Г. Каменская, Э.К. Мустафина полагают, что древнерусский текст позволяет «вникнуть в культурный контекст Древней Руси, воспитать ... людей духовных, понимающих свою историческую миссию; чтобы ценности усваивались ими не через лозунги и пропаганду, а через культуру
Руси. - М.: Наука, 1970; Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.: Современник, 1975; Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. - Саратов: Лицей, 2003; Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 1992; Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. - М.: АСТ: Олимп, 1999; Зайцева Е.А. Изучение истории русского языка на филологическом и нефилологических факультетах педагогического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология». «Филология и искусствоведение». 2008. № 2. Октябрь-декабрь. - С. 45-49; Зайцева Е.А. О специфике постановки историко-лингвистических дисциплин на неязыковом факультете // Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.) / Под ред. проф. Р.И. Тихоновой. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - С. 94112.
1 Паклина, Л.Я. Межпредметные связи в процессе преподавания русской литературы XIX века // Пути совершенствования профессиональной направленности преподавания филологических дисциплин на заочном отделении педвузов. Методическое руководство. - Саратов, 1988. - С. 74.
русского народа, через его духовное богатство».2
Воспитательное и
общеобразовательное значение для современного человека имеют памятники письменности различных типов:
церковнославянские («Остромирово
Евангелие»), светские («Задонщина», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»), деловые («Русская правда», берестяные грамоты и т.п.).
Собственно языковой анализ должен обязательно предваряться беседой об исторической эпохе, в которую текст был создан, исторических лицах, фигурирующих в нем, о месте и значении данного памятника письменности в истории русской культуры, о том, какой отклик нашло это произведение у потомков. Такой подход способен обеспечить заинтересованное обращение к древнерусскому тексту, сознательное и более глубокое усвоение содержания всего памятника письменности, а не только анализируемого отрывка, четкое осознание роли его в истории развития русского языка и русской культуры в целом.
«Поучение Владимира Мономаха» представляет собой самостоятельное оригинальное произведение, входящее в состав летописи «Повесть временных лет». Это образец проповеднической литературы XII века. Написано «Поучение» выдающимся государственным деятелем Киевской Руси, внуком Ярослава Мудрого Владимиром Мономахом, который обращается к своим детям с рассказом о собственной жизни, прошедшей большей частью в неустанных трудах и многочисленных воинских походах. Хотя «Поучение Владимира Мономаха» обращено к детям, но и по замыслу, и по своим функциям оно является не только частным документом, завещанием, но и представляет собой литературное произведение, относится к учительскому жанру древней литературной традиции.3
Каменская, О.Г., Мустафина, Э.К.
Древнерусский текст на уроках русского языка // Русский язык в школе, 2004, № 2. - С. 8.
3 Судавичене, Л.В., Сердобинцев, Н.Я., Кадькалов, Ю.Г. История русского литературного
Памятник представляет интерес для современного поколения и как нравоучительная речь великого князя, и как его духовное завещание. В сознании людей того времени духовная грамота ассоциировалась и с реально существовавшим, подлинным деловым документом, и нравственной категорией -духовной исповедью перед Богом, перед близкими, перед народом. Именно так была названа первая публикация данного памятника - «Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (СПб, 1793), осуществленная видным историком и археографом А.И. Мусиным-Пушкиным).1
Поучение, составленное Владимиром Мономахом, призывает в первую очередь выполнять христианские заповеди: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. В памятнике встречаются и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом принимать послов, изучать иностранные языки. Все советы Владимира Мономаха остаются
актуальными и в наши дни. Они представляют собой вечные истины, которые не просто не утратили своего значения, но и являются непревзойденными. Современное поколение должно стремиться заполнить ими свое образовательно-духовное пространство.
Полагаем, что при изучении данного памятника письменности, целесообразно обратиться к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, в котором дана оценка деятельности Владимира Мономаха последующим поколением: «Сей Государь щадил кровь людей, но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей ... Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого Князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев,
языка. - Л.: Просвещение, 1984. - С. 39.
1 Никитин, О.В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома, 2005, № 4. С. 4-5.
гремело в мире, и страны соседственные трепетали оного».2
М.К. Юрасов также отмечает важную роль Владимира Мономаха в истории российского государства: «Владимир Мономах оставил глубокий след в истории Древней Руси, представ на страницах летописных источников в образе князя, наиболее близкого к идеальному правителю».3
С точки зрения О.В. Никитина, «Поучение» - исключительно ценный памятник письменности, «один из первых образцов авторского светского
произведения, в котором объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, культура духовная и культура обыденная».4
Важным источником понимания истории и культуры народа является памятник делового стиля Киевской Руси «Русская правда». Этот свод светских законов был создан при князе Ярославе Мудром в начале XI века и включает некоторые поправки, внесенные его сыновьями. Полагают, что
зафиксированные в «Русской правде» законы сложились сначала в устной форме, а затем были записаны. То, что оригинал памятника не сохранился, но дошел до нас в многочисленных списках трех его основных редакций (краткой, пространной и сокращенной), свидетельствует о его чрезвычайной государственной важности. Списки «Русской правды» исчислялись тысячами. По мнению Н.М. Карамзина, в «Русской правде» определена главная цель общежития Древней Руси - личная безопасность и неотъемлемость
собственности.5 Примечательно, что свободные граждане не терпели телесных наказаний. Виновный платил или жизнью, или вольностью, или деньгами. Законы «Русской правды» достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти.
2 Карамзин, Н.М. Указ. соч. - С. 263.
3 Юрасов, М.К. Владимир Мономах. - М: ИД «Комсомольская правда», 2015. - С. 91.
4 Никитин, О.В. Указ. соч. - С. 5.
5 Карамзин, Н.М. Указ. соч. - С. 202.
Заслуживает внимания и сама личность князя Ярослава Владимировича. Имя его знакомо нам еще со школьной скамьи, а время его правления (1019-1054) справедливо называют золотым веком Киевской Руси: «Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый -пожалуй, наиболее лестным для любого государственного мужа. [...] «Умом совершен, и храбр на рати, и христиан любил, и сам книги читал» - такую характеристику дает ему летописец, его младший современник».1
Толкование лексического состава «Русской правды» - это не только средство расширения лингвистической компетенции, но и путь к пониманию нравственных и социальных устоев Киевского государства. Так как степень наказания зависела от социального статуса человека в Древней Руси, в своде законов представлены наименования всех социальных слоев населения: мужь - свободный человек; тиунъ - чиновник, должностное лицо при князьях, боярах; огнищанинъ - владелец дома, хозяин; гридь - княжеский воин; мечникъ - княжеский воин; изгои - название одного из слоев населения Древней Руси. Следует обратить внимание на то, что лексическое значение многих слов в древнерусских текстах является
мотивированным и понятным: правда -свод правил и законов; судъ - разбор дела, судебный устав; разграбление -конфискация имущества; послухъ -свидетель, который что-то слышал; видокъ -свидетель, который что-либо видел, изгои -человек, изгнанный или выпавший из своей социальной среды.
Изменения грамматического строя древнерусских памятников письменности дает представление о развитии мышления и мировосприятия человека. Например, утрату двойственного числа и формирование противопоставленности только единственного и множественного чисел следует рассматривать как результат развития человеческого мышления от представления о конкретной
1 Карпов, А.Ю. Ярослав Мудрый. - М: ИД «Комсомольская правда», 2015. - С. 3.
множественности к абстрактной. Становление категории одушевленности связано с разграничением субъекта и объекта действия. Первоначально категория одушевленности была актуализирована только для определения объекта, выраженного именем собственным или нарицательным, обозначающим социально активное лицо, полноправного члена общества. Так, слово человек в разных значениях: «слуга» и «индивидуум вообще» - имело разную форму винительного падежа единственного числа прямого дополнения. Таким образом, исследование языка древнерусских памятников письменности позволяет понять, как развивалось сознание человека, его духовное и нравственное мировоззрение.
В целом литературное наследие Древней Руси утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Все эти основы и должны формировать образовательно-духовное пространство в современном мире.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондалетов, В.Д. Предисловие // Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие / под ред. В.Д. Бондалетова. - 4-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2008. - С. 46.
2. Винокур, Г.О. О задачах истории языка // Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959. - С. 207-226.
3. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература: учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 1992. - 256 с.
4. Древнерусская литература. Книга для ученика и учителя. - М.: АСТ: Олимп, 1999.
- 604 с.
5. Зайцева, Е.А. Изучение истории русского языка на филологическом и нефилологических факультетах педагогического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология». «Филология и искусствоведение». - 2008. № 2, октябрь-декабрь. - С. 45-49.
6. Зайцева, Е.А. О специфике постановки историко-лингвистических дисциплин на неязыковом факультете // Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.) / под ред. проф. Р.И. Тихоновой. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008.
- С. 94-112.
7. Каменская, О.Г., Мустафина, Э.К. Древнерусский текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2004. - № 2. - С. 6-13.
8. Карамзин, Н.М. История государства Российского. В 6-ти книгах. Книга 1 (Т. 1-2).
- М.: Книжный сад, 1993. - 368 с.
9. Карпов, А.Ю. Ярослав Мудрый. - М: ИД «Комсомольская правда», 2015. - 96 с.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Ц^: М1р:// mosmetod.ru/metodicheskoe-рго81гап81уо/паска1пауа-8кко1а/1пк1уи21упое-оЬга20уап1е/Г§08/коп18ер181уа-ёиккоупо-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-1ichnosti-grazhdanina-rossii.html
11. Лихачев, Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.: Современник, 1975. - 375 с.
12. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука, 1970. - 180 с.
13. Никитин О.В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома. - 2005. - № 4. - С. 4-7.
14. Паклина Л.Я. Межпредметные связи в процессе преподавания русской литературы Х1Х века // Пути совершенствования профессиональной направленности преподавания филологических дисциплин на заочном отделении педвузов. Методическое руководство. - Саратов, 1988. - С. 74-75.
15. Поливанов, Е.Д. Труды по восточному и общему языкознанию. - М.: Наука, 1991. - 624 с.
16. Судавичене, Л.В., Сердобинцев, Н.Я., Кадькалов, Ю.Г. История русского литературного языка. - Л.: Просвещение, 1984. - 256 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Ц^: http://window.edu.ru/cata1og/pdf2txt/768/72768/50521
18. Фокеев, А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: учебное пособие. -Саратов: Лицей, 2003. - 224 с.
19. Хазагеров, Г.Г. Введение в русскую филологию: учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 205 с.
20. Хроленко, А.Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие / под ред. В.Д. Бондалетова. - 4-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2008. - 184 с.
21. Юрасов, М.К. Владимир Мономах. - М: ИД «Комсомольская правда», 2015. -
96 с.
в