Общетеоретические и отраслевые проблемы юридической науки и практики
General theoretical and branch-related issues of juridical science and practice
Научно-теоретическая статья
УДК 342.723 © Д. Е. Баталов, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-234-239
5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки; 5.1.5 Международно-правовые науки
Духовно-нравственное состояние общества как фактор стабильности национальной безопасности
Российской Федерации
Данила Евгеньевич Баталов \ адъюнкт кафедры конституционного и международного права; BaDa4815@yandex; https://orcid.org/0000-0002-4575-2391 10мская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия Реферат
Введение. Проблема духовности и морали наравне с вопросами безопасности занимает значительное место в жизни общества. Там, где уровень духовно-нравственного состояния социума высокий, сформировалась довольно эффективная система противодействия возникающим вызовам и угрозам. Материалы, результаты и обсуждение. Духовность и нравственность выступают категориями общественной жизни, которые формировались под воздействием исторических культурологических особенностей, тем самым создавая современные ценностные ориентиры. Рассматриваемые явления определяют место человека в жизни социума и способствуют своевременному реагированию на возникающие кризисы. Государство в целях обеспечения национальной безопасности проводит политику, направленную на духовно-нравственное воспитание человека и гражданина. Выводы. Государство в целях обеспечения национальной безопасности в духовно-нравственной сфере применяет комплексный подход, используя как правовые, так и неправовые методы. Только взаимодействие органов публичной власти с институтами гражданского общества может способствовать повышению уровня духовно-нравственного состояния российского общества.
Ключевые слова: духовность; нравственность; национальная безопасность; общество; духовно-нравственное состояние;
государство; ценности
Благодарности: выражаю благодарность научному руководителю Марине Александровне Бучаковой, доктору юридических наук, доценту, начальнику кафедры конституционного и международного права.
Для цитирования: Баталов Д. Е. Духовно-нравственное состояние общества как фактор стабильности национальной безопасности Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 234-239. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-234-239
Scientific and Theoretical Article
UDC 342.723 © D. Е. Batalov, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-234-239
5.1.2 Public Law (State Law) Sciences; 5.1.5 International Law Sciences
Spiritual and Moral State of Society as the Factor of Stability of National Security of the Russian Federation
Danila E. Batalov \ post-graduate student of the chair of Constitutional and International Law; BaDa4815@yandex; https://orcid.org/0000-0002-4575-2391
' the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia Abstract
Introduction. The problem of spirituality and morality, along with security issues, occupies a significant place in the life of society. Where the level of the spiritual and moral state of society is quite high, a fairly effective system of counteraction to emerging challenges and threats has been formed. Materials, Results and Discussion. Spirituality and morality are categories of social life, which were formed under the influence of historical cultural characteristics, thereby forming modern value guidelines. The phe-
nomena under consideration determine the place of a person in the life of society and contribute to a timely response to the crisis arisen. In order to ensure the national security of the Russian Federation the state pursues a policy aimed at the spiritual and moral education of citizen and man. Conclusions. In order to ensure national security in the spiritual and moral sphere, the state applies an integrated approach, using both law and non-law methods. Only the interaction of public authorities with civil society institutions can help to raise the level of the spiritual and moral state of the Russian society.
Keywords: spirituality; morality; national security; society; spiritual and moral state; state; values
Acknowledgments: The author is grateful to his research supervisor — Buchakova Marina Alexandrovna, Doctor of Law, associate-professor, chief of the chair of Constitutional and International Law.
Citation: Batalov D. E. Spiritual and Moral State of the Society as the Factor of Stability of National Security of the Russian Federation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27. No. 2(89). Pp. 234-239 (In Russ.). https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-234-239
Основные положения
1. Вопросы нравственности и морали относятся к ключевым в цивилизационном процессе развития общества. В настоящее время духовные ценности — это объект конституционно-правового регулирования. Государство пришло к пониманию того, что общество, где высоко развиты духовные и нравственные устои, является более способным отразить различного рода угрозы.
2. На сегодняшний день российское общество находится в состоянии формирования системы нравственных и духовных ценностей. Данный процесс длительный, так как он подвержен негативным проявлениям девиантного поведения человека: противоправным действиям, алкоголизму, употреблению наркотических и психотропных веществ. На общество влияет также общее снижение уровня культурного воспитания и образованности. Осознавая это, государство разрабатывает комплекс правовых и социальных мер, направленных на формирование ценностно-ориентированного общества, в основе которого лежит нравственное развитие.
Введение
Актуальность, значимость, сущность проблемы.
В современных реалиях Российская Федерация находится в центре геополитических процессов, которые влияют на развитие общества. В условиях глобализации формируется общество потребления, не способное отстаивать коллективные интересы, что приводит к культивированию эгоцентризма, распаду семьи. Политика ряда западных государств подрывает институт семьи и детства, создает препятствия гармоничному развитию общества. Для защиты духовно-нравственных ценностей государство принимает комплекс мер, направленных на защиту общества от угроз, исходящих от антисоциальных явлений, а также на формирование значимых духовных ценностей. Эти положения нашли отражение в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 1
Уровень духовно-нравственного состояния общества во многом зависит от удовлетворения комплекса жизненно важных потребностей личности и общества. Согласно пирамиде Маслоу [1, с. 124] высшими потребностями являются эстетические и духовные. Вместе с тем без удовлетворения базовых потребностей (физиологические, в безопасности, социально-экономические) достигнуть вершины не представляется возможным. Таким образом, духовно-нравственное состояние общества напрямую зависит от общего уровня жизни граждан, защиты их прав и свобод, а также обеспечения их безопасности. А. А. Возмитель, подчеркивая данную взаимосвязь, отметил, что духовно-нравственная безопасность — это специфическая составная часть национальной безопасности, включенная во все ее виды [2, с. 21]. Следовательно, в целях построения целостного образа национальной безопасности необходимо понять сущность данного явления через отдельные виды, одним из которых выступает духовно-нравственная безопасность.
Материалы, результаты и обсуждение
Вопросы духовности, нравственности и морали уже не один век представляют предмет исследования. Многие великие философы, такие как Сократ, Аристотель, Платон, искали ответы на вопросы, что есть духовная составляющая человека, что такое мораль, так как понимали, чем нравственнее общество, тем спокойнее и безопаснее будет его существование. В своих трудах они описывали природу человека, рассуждая о том, что ее понимание невозможно без знаний о нормах и ценностях жизни.
В дальнейшем вопросы нравственности и морали рассматривались в прямой взаимосвязи с религией. Во времена эпохи Возрождения наиболее полно эту тему исследовали Фома Аквинский и Пьер Абеляр.
Позже тема нравственных и духовных ценностей стала больше обусловливаться инстинктами. Так, Жан-Жак Руссо описывал мораль как «миролюбие, продиктованное страхом». Нравственные законы взаимосвязаны с естественным правом на жизнь, самосохранением.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Сама человеческая природа порождает взаимосвязь между нравственностью и безопасностью. С одной стороны, инстинкты помогают человеку чувствовать приближающуюся опасность, с другой — они же определяют потребность в безопасности. Чарльз Дарвин считал, что факт взаимопомощи является преобладающим в природе, так как он обеспечивает сохранение, процветание и прогрессивное развитие самого биологического вида [3, с. 68].
На основе взаимодействия нравственности и безопасности общество и государство вырабатывают свою социально-экономическую политику. Если согласиться с мнением И. Ильина о том, что «государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности» [4, с. 130], то можно прийти к выводу, что государство само в своей основе имеет два базовых фактора: нравственное состояние общества и потребность в безопасности. П. А. Кропоткин, рассуждая в русле высказанного нами тезиса, указывал, что нравственность выступает «основным началом, без которого было бы невозможным существование ни общества, ни, тем более, государства» [3, с. 68]. В. С. Соловьев и П. А. Сорокин также рассматривали нравственность и духовность как «потребность человека в самопознании, своего предназначения в мире и смысла жизни» [5, с. 453].
Современные ученые-правоведы и философы, такие как В. С. Нерсесянц, Р. Г. Апресян, А. Б. Венгеров, продолжают изучать категории духовности и нравственности, отмечая их значимость в развитии межличностных отношений. Р. Г. Апресян, рассуждая о сущности рассматриваемых категорий, отмечает, что «личность ответственна не только за исполнение требования (правовая обязанность), но и за его осознание, признание, интерио-ризацию в качестве своей личной нравственной задачи» [6, с. 84]. В связи с этим уместно вспомнить непреложное правило: «свобода каждого кончается у пределов чужой свободы» [7, с. 42].
Таким образом, на протяжении всей истории человечества ученые и философы пытаются постичь сущность категорий морали, духовности и нравственного состояния человека. Понимание данных категорий неразрывно было связано с духом времени, теми объективными обстоятельствами (социальными, экономическими и политико-правовыми), в которых находилось общество. Поднимался вопрос их регулятивной функции общественной жизни наравне с правом. Актуализировался вопрос значения нравственности в процессе обеспечения безопасности, в том числе национальной, сквозь призму изучения ее отдельных видов (безопасность личности,
общества и государства). Однако в связи со стремительным изменением условий жизни общества возникают новые угрозы национальной безопасности (экстремизм и терроризм, приобретающие новые формы, например в виртуальном пространстве; рост правонарушений уголовного и административно-правового характера; пандемии тех или иных вирусных заболеваний, в частности COVID-19). Все это заставляет вновь обратиться к морали и нравственности как одному из факторов нейтрализации вышеупомянутых деструктивных явлений.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — приоритетное направление деятельности государства. В реализации политики по обеспечению указанной деятельности в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ участвуют органы публичной власти, а также граждане и объединения 2. Эта деятельность заключается в «реализации политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности» 3. Реализация данной политики нацелена в том числе на «наращивание... духовного потенциала России» 4. Следовательно, государство признает, что российское общество на сегодняшний день испытывает потребность в приращении духовно-нравственных национальных ценностей. В ходе активного геополитического противостояния между государствами деструктивные силы способны стать катализатором радикализации протестных движений, активности антисоциальных групп, что подрывает внутреннее единство общества и конституционные основы государства. Таким образом, государство обязано сформировать условия для нравственного благосостояния общества. Этот факт будет способствовать созданию духовной среды, обусловливающей «гуманизацию общественных отношений и всех сфер жизнедеятельности общества» [8, с. 196], т. е. обеспечивать нравственную безопасность жизни общества и государства.
Нравственность как часть общечеловеческой культуры есть основа «духовности, содержанием которой выступают этические ценности, основанные на знаниях и убеждениях, являющиеся регулятором поведения и определяющие нравственное состояние и нравственную позицию личности» [9, с. 152]. Имея социально-правовую окрашенность, данный феномен способствует определению уровня развития общества и служит одной из важнейших «парадигм цивилизационных процессов» [10, с. 78]. К. Маркс и Ф. Энгельс считали мораль формой общественного сознания, которая коррелировалась
2 О безопасности : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Там же.
с господствующим общественным строем. По мнению Ф. Энгельса, «мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, истинная человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике» 5.
Нравственность как один из социальных регуляторов общественных отношений. Рассматривая нравственность как один из социальных регуляторов общественных отношений, В. С. Нерсесянц выделяет два основополагающих компонента: «.. .личностную сторону, т. е. субъективное усмотрение субъекта по поводу определенного поведения и его этической оценки, и объективную сторону — господствующую в социуме систему этических ценностей, норм и принципов» [11, с. 39-40]. Если считать, что нравственность является эталоном, соблюдать ее правила должно стремиться все общество, то, с позиции А. А. Гогина, она выступает в качестве «базового критерия правомерного поведения, выполняет регулятивную, воспитательную и контролирующую функцию» [12, с. 18]. К тому же, по мнению И. Канта, «моральный закон в душе каждого человека — только он может обеспечить выживание человечества во все более сложном и опасном мире» [13, с. 294]. Таким образом, мораль и нравственность уже не одно столетие служит регуляторами общественного порядка, а также одним из условий обеспечения национальной безопасности.
От безопасности и нравственности зависят уровень жизни граждан, общее благополучие и уровень удовлетворенности жизнью, иными словами, безопасность и нравственность — основополагающие характеристики государства. Стратегия развития государства, соответственно, также определяется уровнем безопасности и духовного развития общества. В зависимости от этого создаются те или иные государственные органы и институты, определяется политика и т. п.
Внутренний порядок в обществе зависит от многих факторов, но уровень духовного развития и нравственности, так же как и обеспечение безопасности, являются основополагающими. Так, по результатам социологического исследования на тему, чего боятся россияне, что вызывает у них страх, выяснилось, что за период с 2015 г. по первый квартал 2021 г. в обществе возрос уровень страха перед беззаконием и произволом властей с 29 до 59%; нищетой и бедностью — с 44 до 46%; возможностью потерять сбережения — с 27 до 44%; фактом преступного нападения — с 30 до 44 % 6. При социологическом опросе о том, как изменились люди и отношения
между ними за последние 15-20 лет, 60% респондентов ответили, что снизилась доброжелательность, 10% — она возросла, 23% — осталась на прежнем уровне. По мнению 68% опрошенных, агрессивность возросла, 11% считают, что ослабла, 15% — осталась прежней. Полагают, что душевность ослабла, 59% респондентов, усилилась — 8%, не изменилась — 26%. Снижение искренности констатировали 61% обследованных, усиление — 8%, указали на тот же уровень — 24%. Сокращение честности отметили 60%, усиление — 6%, сохранение прежнего уровня — 26%. Повышение цинизма — 61%, уменьшение — 10%, сохранение на прежнем уровне — 17% [14, с. 306].
Можно заключить, что в обществе, где все люди удовлетворены своим уровнем жизни, закрыты все их базовые потребности и есть четкое понимание и ощущение того, что их права и свободы уважают и защищают, довольно низкий уровень антисоциального поведения. Данное утверждение не является чем-то новым, так как корреляцию между уровнем жизни и состоянием преступности отметили уже давно.
Однако потребность в безопасности для людей определяется не только уровнем ее обеспечения со стороны государства, но и нравственным развитием. Ребенку, который растет в семье, где родители находятся на грани выживания, а страх, раздражение и злость — постоянные спутники их взаимоотношений, очень тяжело вырасти стабильным и уверенным в себе человеком, способным как сохранять свои личные границы, так и помогать и поддерживать других. В случае если у человека нет ресурсов и возможности обеспечить свое благосостояние, опираясь на чувство безопасности и имея добротную базу нравственного воспитания, он опустится на уровень своих животных инстинктов и будет защищать и обеспечивать себя животными методами: через агрессивную самозащиту и девиантное поведение.
Таким образом, мы видим прямую взаимосвязь между нравственным состоянием общества и национальной безопасностью. Более высокий уровень нравственности и культуры обусловливает снижение преступности, наркомании, алкоголизма, социальной напряженности, коррупции и иных явлений. В свою очередь, девальвация духовно-нравственных ценностей служит почвой для пьянства, наркомании, проституции, семейного насилия, порнографии, бытовой преступности, пренебрежения интересами окружающих, совершения противоправных действий 7.
Выявив взаимосвязь между высоким уровнем нравственного состояния общества и национальной безопасностью, стоит отметить роль государства. Не-
5 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1988. С. 96.
6 URL: https://www.levada.ru/2021/04/21/harakter-i-struktura-massovoj-trevozhnosti-v-rossii/ (дата обращения: 17.09.2021).
7 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
оспорим тот факт, что духовность и нравственность — это явления, которые зародились в обществе и не были навязаны извне. Однако сегодня, осознавая большое значение рассматриваемых категорий в процессе регулирования общественной жизни, государство стремится правовыми средствами усилить свое воздействие на духовно-нравственную основу жизни. Ярким примером является закрепление в Конституции Российской Федерации таких общечеловеческих ценностей, как права и свободы (ст. 2), историческая память (ч. 2 ст. 671) и т. д. В то же время нравственность представляет собой один из критериев ограничения прав граждан в целях обеспечения национальной безопасности (ч. 3 ст. 55). Наряду с этим государство в целях обеспечения нравственного благосостояния общества обязано содействовать его культурному развитию, тем самым создавать духовную среду, «способствующую гармонизации общественных отношений и всех сфер жизнедеятельности человека» [8, с. 196]. Вновь обращаясь к статистическим данным, стоит отметить, что наблюдается снижение доли тех, кто считает, что поддержание благоприятного духовно-нравственного климата в обществе невозможно без участия государства. В 2005 г. таковых было 72%, в настоящее время — 68%. Соответственно, полагающих, что духовность и нравственность — это сфера частной жизни человека, а государство не должно в нее вмешиваться, было 28%, стало 32% [14, с. 334]. Таким образом, мы видим, что российское общество находится в процессе переоценки роли государства в создании духовно-нравственных установок. Вместе с тем, осознавая, что Российская Федерация имеет свои исторические, культурные, религиозные, географические и иные особенности, общество нуждается в субъекте, который благодаря административным ресурсам будет способствовать сбалансированному изучению и восприятию духовно-нравственных ценностей всех народов нашей страны и уважительному отношению к сформировавшимся в других государствах [15, с. 278].
Российская Федерация в рассматриваемой сфере общественных отношений проводит политику патриотического духовно-нравственного воспитания. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 была принята программа «Патриотического воспитания» в целях укоренения в обществе нравственных идеалов защитников Отечества и сохранения исторической памяти. В ноябре 2017 г. в ГД РФ был внесен законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», который не нашел поддержки в научной среде, так как основная часть его положений направлена на «закрепление принципов, целей и задач, но не права субъектов, их обязанности и ответственность» [5, с. 456]. 21 мая 2020 г. Президент РФ предложил внести поправки в закон об об-
разовании в части организации воспитательной системы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание учащихся станет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся 8. Связано это с тем, что воспитательная функция в преподавательской деятельности играет значительную роль и содействует формированию нравственных качеств у молодого поколения [16, с. 362]. Воспитание нравственности является отдельной целью школьного образования, так как она необходима для полноценного и гармоничного функционирования индивида в обществе [17, с. 267].
Выводы. Нравственное воспитание сегодня представляется одним из приоритетных направлений государственной политики. Взаимосвязь духовно-нравственного состояния общества и безопасности государства трудно переоценить. В связи с этим органы публичной власти совместно с институтами гражданского общества правовыми, социальными, педагогическими и другими методами обеспечивают условия для реализации рассматриваемой политики. Только системный подход в избрании методов будет способствовать воспитанию в обществе необходимых духовно-нравственных ценностей. Отдавать предпочтение правовым механизмам не представляется возможным, учитывая личностную природу рассматриваемых явлений.
В современной России государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности должна строиться с учетом меняющихся духовно-нравственных ценностей. В связи с этим основные усилия органов публичной власти должны быть направлены на применение комплексного подхода в использовании методов в целях обеспечения духовно-нравственного благополучия общества с опорой на традиционные семейные ценности.
В процессе правотворческой деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания общества необходим более гибкий и разносторонний подход в выборе объекта. Патриотическое воспитание как приоритетное направление бесспорно важно, но оно является не единственно необходимым для общества, основной упор на него затрудняет своевременное реагирование на возникающие угрозы национальной безопасности в области духовно-нравственного состояния общества.
Перспективы. Рассматривая духовно-нравственные ценности общества в качестве объектов правового регулирования, необходимо проводить дальнейшие исследования по разработке мероприятий и подходов в целях совершенствования государственной программы, направленной на обеспечение информационной безопасности как одного из видов национальной безопасности.
8 URL: https://edu.gov.ru/press/2758/odobreny-svyazannye-s-vospitaniem-izmeneniya-v-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federa-cii (дата обращения: 25.09.2021).
Список источников
1. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2019. 400 с.
2. Возьмитель А. А. Актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности // Социальная политика и социология. 2008. № 2(38). С. 20-33.
3. Кропоткин П. А. Этика: избранные труды. М., 1991. 496 с.
4. Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М., 2006. 510 с.
5. Бучакова М. А., Дизер О. А. Совершенствование правового регулирования в сфере общественной нравственности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 452-458. https://doi.org/ 10.24411/1999-6241-2020-14013.
6. Апресян Р. Г. К базовому определению морали // Философский журнал. 2014. № 1. С. 78-91.
7. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. 235 с.
8. Миролюбова Л. Р. Проблемы духовного кризиса России и пути выхода из него // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4(25). С. 194-201.
9. Бахчиева О. А. Подходы к определению понятия нравственности // Наука и школа. 2013. № 4. С. 147-153.
10. Richerson P. J., Boyd R. The Evolution of Ultrasociality in I. Eibl-Eibesfeldt and F. K. Salter (eds.) Indoctrinability, Ideology and Warfare. N.-Y., 1998. Pp. 71-96.
11. Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). М., 1986. 63 с.
12. Гогин А. А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. № 13. С. 14-18.
13. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. 353 с.
14. Российское общество и вызовы времени / Е. М. Арутюнова, Р. Э. Бараш, Ю. А. Гаврилов [и др.]. М., 2015. 432 с.
15. Valk J. Plural public schooling: religion, worldviews and moral education. British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29, № 3. Pp. 273-285.
16. Cavalli-Sforza L. L., Feldman M. W. Cultural Transmission and Evolution. Princeton, 1981. 388 p.
17. Cubukcu F. Values education through literature in English classes. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. Pp. 265-269.
Поступила 02.11.2021; одобрена после рецензирования 20.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.
References
1. Maslow A. Motivation and personality. 3rd edition. St. Petersburg, 2019. 400 p. (In Russ.)
2. Vozmitel A. A. Actual theoretical, methodological and practical problems of spiritual security. Social Policy and Sociology. 2008. No. 2(38). Pp. 20-33. (In Russ.)
3. Kropotkin P. A. Ethics. Selected papers. Moscow, 1991. 496 p. (In Russ.)
4. Ilyin I. General doctrine of law and state. Moscow, 2006. 510 p. (In Russ.)
5. Buchakova M. A., Dizer O. A. Improving legal regulation in the field of public morality. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No. 4(83). Pp. 452-458. https://doi.org/ 10.24411/1999-6241-2020-14013. (In Russ.)
6. Apresyan R. G. Towards a basic definition of morality. Philosophy Journal. 2014. No. 1. Pp. 78-91. (In Russ.)
7. Ilyin I. A. On the essence of legal consciousness. Moscow, 1993. 235 p. (In Russ.)
8. Mirolyubova L. R. Problems of the spiritual crisis of Russia and means to overcome it. Bulletin of the Volga Region Academy of Public Administration. 2010. No. 4(25). Pp. 194-201. (In Russ.)
9. Bakhchieva O. A. Approaches to the definition of the concept of morality. Science and School. 2013. No. 4. Pp. 147-153. (in Russ.)
10. Richerson P. J., Boyd R. The Evolution of Ultrasociality in I. Eibl-Eibesfeldt and F. K. Salter (eds.) Indoctrinability, Ideology and Warfare. N.-Y., 1998. Pp. 71-96.
11. Nersesyants V. S. Law in the system of social regulation (history and present). Moscow, 1986. 63 p. (In Russ.)
12. Gogin A. A. On the issue of the protection of morality as a fundamental social value. History of State and Law. 2015. No. 13. Pp. 14-18. (In Russ.)
13. Kant I. Metaphysics of morals. In two parts. Kant I. Critique of practical reason. St. Petersburg, 1995. 353 p. (In Russ.)
14. Russian society and challenges of the time. Arutyunova E. M., Barash R. E., Gavrilov Yu. A. [et al]. Moscow, 2015. 432 p. (In Russ.)
15. Valk J. Plural public schooling: religion, worldviews and moral education. British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29. No. 3. Pp. 273-285.
16. Cavalli-Sforza L. L., Feldman M. W. Cultural Transmission and Evolution. Princeton, 1981. 388 p.
17. Cubukcu F. Values education through literature in English classes. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 116. Pp. 265-269.
Submitted: 02.11.2021; approved after reviewing: 20.11.2021; accepted for publication: 30.11.2021.