Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АГРАРНОГО ВУЗА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна

Описана специфика феномена духовности в контексте педагогического исследования. Выявлены и раскрыты потенциал и составные компоненты (ценностно-интеграционный, духовно-творческий и нормативно-оценочный) процесса духовно-нравственного воспитания студентов в условиях аграрного вуза.Describes the specifics of the phenomenon of spirituality in the context of pedagogical research. Identified and resolved potential and compound components (value-integration, spiritual, creative, and normative evaluation) of the process of spirituallymoral education of students in the agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АГРАРНОГО ВУЗА»

в

естник АПК ^ ^

Ставрополья № Проблемы аграрного образования

! № 4(20), 2015

УДК 37.01

201

Тарасова С. И., Таранова Е. В.

Tarasova S. I., Taranova E. V.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АГРАРНОГО ВУЗА

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

Описана специфика феномена духовности в контексте педагогического исследования. Выявлены и раскрыты потенциал и составные компоненты (ценностно-интеграционный, духовно-творческий и нормативно-оценочный) процесса духовно-нравственного воспитания студентов в условиях аграрного вуза.

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, воспитание студентов.

Describes the specifics of the phenomenon of spirituality in the context of pedagogical research. Identified and resolved potential and compound components (value-integration, spiritual, creative, and normative evaluation) of the process of spiritually-moral education of students in the agrarian University.

Key words: spirituality, spiritual-moral education, education of students.

Тарасова Светлана Ивановна -

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, психологии и социологии

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Таранова Евгения Владимировна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Tarasova Svetlana Ivanovna -

doctor of pedagogical Sciences, head of the Department of pedagogy, psychology and sociology Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8(8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Taranova Eugene Vladimirovna -

the candidate of pedagogical Sciences, the Professor of pedagogy, psychology and sociology Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8(8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Рассмотрение своеобразия феномена духовности, представленного в ракурсе философского и психологического знания, позволяет определить его как конституционную особенность человека, предпосылки и возможности развития которого априорно имеются в наличии у всех представителей человеческого рода [6, с. 12]. Данное положение актуализирует интерес к феномену духовности, прежде всего, в педагогике, как науке, раскрывающей особенности процесса воздействия на развитие личности.

Исходя из вышеобозначенного, становится целесообразным в контексте нашего педагогического исследования рассмотреть специфику и потенциал развития духовности современных студентов в условиях аграрного вуза. Однако, прежде чем, представить интерпретацию данного процесса, необходимо раскрыть смысловое содержание термина. Поскольку, несмотря на констатацию актуальности духовного воспитания на современном этапе развития образования, существует некоторая размытость и неопределенность в понимании педагогическим сообществом данного феномена.

В отечественной педагогической литературе термин «духовно-нравственное воспитание», в основном, используется в двух смыслах: в значении «религиозное воспитание» или же «нравственное воспитание». Однако, поскольку в нашем исследовании речь идет о современных государственных образовательных учреждениях наиболее актуальным в связи с этим является обращение к проблеме именно светской духовности. В пользу данного выбора свидетельствует несколько аргументов:

1. Духовность, как оптимальная содержательная основа современного воспитательного процесса и одно из приоритетных фундаментальных качеств человека, не может полностью игнорироваться педагогами в силу определяющего ее влияния на жизнедеятельность студентов.

2. Согласно статье 3 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-Ф3 ред. от 13.07.2015) одним из принципов государственной политики в области образования является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

3. Специфика профессиональной деятельности преподавателей, работающих со студентами, обусловлена тем, что они должны направлять свои творческие усилия на формирование духовного мира всех без исключения воспитанников независимо от их национальности и религиозных убеждений [1, с. 9].

Таким образом, наиболее оптимальным, с нашей точки зрения, в современной образовательной ситуации является обращение к духовности как ценности светского образования, носящей внеконфессиональный характер. При этом ключевым свойством, с нашей точки зрения, ставшим отправной точкой в педагогической интерпретации духовности является свойство интенциональности сознания человека. Данный вывод обусловлен тем, что именно от направленности высшей формы психического отражения личностью действительности зависят все остальные свойства духовности [4, с. 6].

Все вышесказанное позволило интерпретировать нами духовность следующим образом: смыслообразующей характеристикой духовно-нравственного воспитания студентов является непрерывный творческий процесс формации субъективных внутренних образований высокого уровня интеграции, обуславливающий деятельность и поведение личности, а его центром, связующим началом выступает пер-соналистическое мироотношение как высшее качество интенции человеческого сознания. Определяя таким образом духовность в контексте светского образования, мы исходили из исследования Р. Л. Лившица, чья концепция духовного и бездуховного нам наиболее близка. Он рассматривает духовность как «тип миро-отношения, основанный на открытости личности навстречу миру», антиномическое понятие «бездуховность» обозначается им как «субъективная отгороженность от мира, самоотчуждение» [5, с. 15].

Следовательно, исходя из логики исследования, данное положение стало основанием для дальнейшего анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса современного образовательного учреждения, направленного на стимулирование духовно-нравственного развития личности студента. Рассмотрим содержание данного процесса более подробно. С этой целью представим его в виде нескольких смысловых частей: ценностно-интеграционной, духовно-творческой и нормативно-оценочной.

Ценностно-интеграционный компонент. Духовности нельзя научить или сформировать ее вопреки желанию человека: «мы должны считаться с фактом, что есть проявления, которые не могут возникать по требованию, команде или приказу: меньше всего я могу по своей воле желать или хотеть. Попытки делать все это отражают совершенно манипулятивный подход к таким человеческим феноменам, как вера, надежда, любовь и желание [8, с. 331]. Отсюда единственный способ развития духовности за-

ключается в целенаправленном процессе работы со смыслами и ценностями личности.

Следовательно, первоначальной задачей преподавателя в процессе духовно-нравственного воспитания становится создание условий для интенции сознания воспитанников в сторону духовности через формирование высоких духовных, социально-нравственных потребностей (нравственность, честь, долг, профессиональная и личностная самореализация, смысл жизни и др.). Основным источником нахождения смыслов является, имеющаяся на данный момент времени, смысловая реальность, которая представлена ценностями, сконцентрированными, в образовательном пространстве и в сознании близкий и значимых студенту людей [2, с.133]. Например, это становится возможным через приобщение учащихся к положительному опыту других людей (посещение музея СтГАУ профессионально-ознакомительные экскурсии и др.).

Промежуточный результат этой части процесса духовного воспитания представлен «внутренними жизнепроявлениями» воспитанников: экзистенциальное осмысление действительности, ценностное восприятие жизни, стремление и интерес к осмыслению собственной жизнедеятельности.

Духовно-творческий компонент. Представленные выше новообразования практически нейтральны по отношению к жизнедеятельности воспитанника. Однако поскольку человеческое существование является конкретным и субъективным, основной целью данной части духовно-нравственного воспитания становится осмысление вопросов жизнетворчества конкретного студента. Мы имеем в виду, прежде всего, активное и сознательное созидание человеком самого себя и воплощение его замыслов в условиях собственного существования. Другими словами, жизнетворчество выражается в сознательном жизнеустройстве, выработке жизненной концепции, сознательном выборе целей и реализации их через поведенческую программу.

Поэтому задачей преподавателей на данном этапе духовно-нравственного воспитания студентов становится создание условий для определения стратегии и тактики жизнедеятельности, когда от стихийного способа жизни осуществляется переход к осознанному самоопределению. Средством реализации данных целей выступает вся жизнедеятельность личности, в которой решающую роль играют организуемые коллективом вуза как можно более разнообразные виды активной социально-значимой деятельности самого студента (его спортивная, творческая и профессиональная самореализация). В СтГАУ для этого созданы все условия: функционирует центр эстетического воспитания студентов (занимается более 1500 учащихся; направления деятельности: студенческий хор, эстрадные танцы, эстрадный вокал, КВН, школа диджеев, школа модельеров и др.), первичная профсоюзная организация студентов,

в

№ 4(20), 2015

Проблемы аграрного образования

203

школа актива «Молодежный лидер СтГАУ», инновационные лаборатории по различным направлениям профессиональной деятельности; спортивно-оздоровительный комплекс по 26 видам спорта и др.

Таким образом, результатом рассмотренной части духовно-нравственного воспитания является становление студентов на продуманную и созидательную жизненную позицию, возвышение до уровня социального субъекта, то есть творца своей жизни и себя, замены хаоса неконтролируемых поступков одним руководитель-ным созидательным началом, проектирующим движение по направлению к духовному росту.

Нормативно-оценочный компонент. Однако для полноценного духовно-нравственного развития важно, чтобы смысложизненная установка воспитанника была ориентирована не только на продуктивное будущее, но и обращена к настоящему, к действительности индивидуального бытия, где совершается неисчислимое множество поступков.

Поэтому основной задачей преподавателя при реализации данной части духовно-нравственного воспитания студентов является его работа с внешними жизнепроявлениями воспитанника, включающими всю совокупность единичных актов индивидуальной жизни: действия, поступки, события, которые возможно оценивать по меркам моральных нормативов.

При этом функционирование духовности разворачивается как специфическая деятельность при условии, что преподаватель апеллирует одновременно к двум феноменам: свободе выбора и ответственности за данный выбор. Так, признание свободы воспитанника предполагает формирование у него понимания постоянной вариабельности индивидуального выбора. Важно, чтобы студент усвоил, что человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется ценностями и смыслами, не испытывающими прямого воздействия со стороны таких факторов, как влечения и внешние обстоятельства [7, с. 175].

Несмотря на то, что в каждый период своего жизненного цикла воспитанник имеет дело с объективной заданностью множественности жизненных ситуаций, где создается «номенклатура» выбора, конечное единичное решение определяется желанием и направленностью его личности. Следовательно, осознание собственной свободы ставит студента перед дилеммой добра и зла, что призвано привести его к пониманию ответственности при принятии решений. При этом происходит осознание того, что возможности носят преходящий характер, однако будучи единожды осуществленными, они реализованы навсегда.

Отсюда наиболее оптимальным способом работы с воспитанником в ситуации выбора является осмысление возникших условий через актуализацию нравственной рефлексии студента. Следует отметить, что традиционно, в системе отечественного образования не принято обра-

щение к феномену совести воспитанника. Однако совесть есть один из центральных, обязательных и неустранимых элементов внутреннего мира воспитанника, своего рода скрытый духовный акт, отличающийся особой интенсивностью, действенностью и ценностно-положительной устремленностью и выступающий в качестве основы человеческой нравственности.

При этом, стимулирование обращения воспитанника к рефлексии осуществляется в двух ситуациях. Первоначально в ситуации принятия решения и временного отсутствия внешнего действия, когда совесть становится внутренним моральным ориентиром, своеобразной формой оценки предполагаемого выбора с точки зрения его ценностно-значимого содержания. Вторичное обращение к совести возможно после констатации совершенного поступка, когда она проявляется как определенный момент переживаемости жизни, выражаясь в форме внутреннего субъективного состояния психики, психологического и морального переживания удовлетворенности (или не удовлетворенности) собственными действиями [3, с. 10].

Таким образом, результатом данной части духовно-нравственного воспитания становится способность проявлять эмоционально-оценочное отношение к реализуемому или совершенному выбору с позиции единства моральных норм и реализуемых ценностей; осмысление личностью собственного поведения с точки зрения свободы и ответственности.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что интегрированным целостным результатом совместных усилий преподавателей и студентов в процессе духовно-нравственного воспитания, является наполнение и обогащение индивидуальной жизни каждого ценностным содержанием, включающим как найденные субъективные высшие смыслы и ценности, так и качественно новые события, поступки, социально полезную деятельность, окрашенные положительными духовными переживаниями.

Таким образом, представленная модель духовно-нравственного воспитания личности студента, реализуемая в СтГАУ, отличается от традиционного воспитания, организуемого в большинстве образовательных учреждений, уходом от ситуации воздействия только на духовную периферию, то есть внешние формы поведения. Она ориентирована на расширение горизонта сознания студента, создание условий для понимания и выбора нравственных ценностей (интериаризации), последующую внутреннюю работу каждого студента над своими действиями и поступками. Основная опора в реализации духовно-нравственного воспитания студентов при этом делается на присущие человеку способность к созданию и воплощению смыслов, жизнетворчество и самоосуществление в образовательном пространстве аграрного вуза. Все это в совокупности способствует созданию возможности воплощения духовной индивидуальности каждого обучающегося.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Литература

1. Анникова Л. В., Тарасова С. И., Тарано-ва Е. В. Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» с использованием средств социального образования // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12). С. 7-10.

2. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, С. В. Окрут, О. А. Чередниченко, Е. В. Долгих. Ставрополь, 2011. 68 с.

3. Горовая В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания : моногр. Москва ; Ставрополь : Илекса, 2004. 256 с.

4. Гулян Е. В., Духина Т. Н. Проблемы воспитания молодого поколения // Социально-политические, экономические и демографические проблемы Северо-Кавказского федерального округа : сб. статей по материалам регион. науч.-практ. конф., Ставрополь, 22-23 апреля 2013 г. / СтГАУ ; [редкол.: Ю. И. Асеев (пред.) [и др.]. Ставрополь, 2013. С.9-11.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2011. 27 с.

6. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ) : моногр. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. 152 с.

7. Таранова Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами арт-педагогики : автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.

8. Тарасова С. И., Анникова Л. В., Беспалова Д. А. Ценностные установки современной молодежи в виртуальной реальности (на примере текстов социальной сети VKONTAKTE.RU) // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания : сб. науч. статей по материалам 78-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов СтГАУ / СтГАУ. Ставрополь, 2014. С. 173-177.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. ; общ. ред. Л. Я. Гоз-мана и Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

References

1. Annikova L. V., Tarasova S. I., Taranova E. V. Enhancement of social education of students with disabilities fsbei HPE «Stavropol state agrarian University» by means of social education // Bulletin AIC Stavropol. 2013. № 4 (12). S. 7-10.

2. Gorovaya V. I., Tarasova S. I. Pedagogical activity in the system of modern chelovecheskaya : Monogr. Moscow, Stavropol : Ilex, 2004. 256 p.

3. Gulian, E. V., Dugina T. N. The problems of upbringing of young generation // the Sociopolitical, economic and demographic problems of the North Caucasus Federal district : collected articles on the materials of regional scientifically-practical conference, Stavropol, Russia, 22-23 April 2013 / FGBOU VPO Stavropol state agrarian University ; [editorial Board.: Y I. Aseev (PREV.) etc.]. Stavropol : AGRUS, 2013. S. 9-11.

4. The concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia /danyluk A. Y., Kondakov A. M., Tishk-ov V. A. the. - M. : Education, 2011. 27 S.

5. Livshits R. L. Spirituality and spiritual impoverishment of a person (socio-philosophical analysis) : monograph. Ekaterinburg: publishing house Ural. University press, 1997. 152 p.

6. Taranova E. V. Moral education of senior preschool children by means of arcidiocesi : author. dis. ...candidate. PED. Sciences. Stavropol, 2003. 23 p. 168 p.

7. Tarasova S. I., Annikova L. V., Bespalov D. A. Value orientations of modern youth in virtual reality (on the example of texts for social networks VKONTAKTE.RU) // the Current philosophical and methodological problems of modern scientific knowledge : scientific collection. articles on materials of the 78th scientific and practical conference of teachers and students SSAU / SSAU. Stavropol, 2014. P. 173-177.

8. Frankl V. Man's search for meaning: collection: Per. angl. / Total. edited by L. J. Gozman and D. A. Leontiev. M.: Progress, 1990. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.