Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И РЫНКА ТРУДА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Викторовна

Рассмотрены вопросы лидерства в современном аспекте психологии управления, а также классификация типов лидеров. Показана роль стиля управления, возможности, которыми обладают подчиненные, и насколько они заинтересованы в качественном выполнении работы, основные факторы, способствующие в достижении организационной эффективности при выполнении поставленных задач.This article considers the issues of leadership in modern psychology of management, as well as a classification of types of leaders. The role of management style, the opportunities possessed by the subordinates and if they would be interested in qualitative performance of work, the main contributing factors in achieving organizational effectiveness in performance of assigned tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И РЫНКА ТРУДА»

Вестник АПК „ ^ „

Проблемы аграрного образования -! № 2(26), 2017 " " " "

УДК 377.5.14.33

Т. В. Колесникова Kolesnikova T. V.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И РЫНКА ТРУДА

THE ACTUALIZATION OF LEADERSHIP POTENTIAL

OF THE STUDENT IN THE MODERN UNIVERSITY TAILORED

TO THE NEEDS OF THE INDIVIDUAL AND THE LABOUR MARKET

Рассмотрены вопросы лидерства в современном аспекте психологии управления, а также классификация типов лидеров. Показана роль стиля управления, возможности, которыми обладают подчиненные, и насколько они заинтересованы в качественном выполнении работы, основные факторы, способствующие в достижении организационной эффективности при выполнении поставленных задач.

Ключевые слова: лидер, лидерство, стиль управления, теория харизматических качеств.

This article considers the issues of leadership in modern psychology of management, as well as a classification of types of leaders. The role of management style, the opportunities possessed by the subordinates and if they would be interested in qualitative performance of work, the main contributing factors in achieving organizational effectiveness in performance of assigned tasks.

Key words: leader, leadership, management style, theory of charismatic qualities.

Колесникова Татьяна Викторовна -

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

агарный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)71-72-50

E-mail: stgau@stgau.ru

Kolesnikova Tatyana Viktorovna -

Ph.D of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of pedagogy, psychology and sociology

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Tel.: 8(8652)71-72-50 E-mail: stgau@stgau.ru

Всегда, когда собираются вместе более двух человек, возникает вопрос о лидерстве. В процессе формирования группы некоторые из её участников начинают играть более активную роль, берут на себя обязанности руководителя. Этим людям оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением. Таким образом происходит разделение участников образовавшейся группы - на лидеров и последователей.

Личность лидера и стиль его поведения во многом определяют судьбу группы. Так как именно лидеры своими харизматичными качествами влияют на социализацию индивидов данной группы [1]. Преобразование личности осуществляется в деятельности, точнее, в сложнейшем объединении различных ее форм. Каждому периоду жизни человека соответствует вид деятельности, развитие которых приводит к серьезному изменению психики и личности в данный период времени [2]. С появления на свет и до смерти вся жизнь человека изменяется в зависимости от деятельности, которую ему задают в обществе и которую человек изучает.

Таким образом, лидерство - это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу людей, направляя усилия всех на достиже-

ние целей организации. Понятие «лидер» имеет свое значение лишь вместе с понятием «цель». Невозможно представить лидера, не имеющего цели в деятельности своей организации, группы, коллектива.

Личность формируют две программы, генетическая и социальная, но также существуют субъективные и объективные условия формирования личности, совершенствование её в ходе всей жизни, а также при развитии и воспитании индивида.

Процесс становления личности производится с помощью объединения видов деятельности. Когда биологические факторы, социальные факторы, социализация, воспитание и психологический момент становятся относительно самостоятельными, он включает в себя еще три других вида деятельности. При такой совокупности видов и происходит становление и совершенствование личности в ходе жизни человека.

З. Фрейд рассматривал лидерство как двусторонний психологический процесс: с одной стороны - групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит умение лидеров притягивать к себе людей, не осознавая того, вызывать чувство восхищения, уважения, любви.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник АПК

Ставрополья

Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства. Первым и наиболее распространенным является «Соверен», или «патриархальный повелитель». Этот тип выступает как строгий, но любимый отец, он умеет подавлять отрицательные эмоции и внушать людям уверенность в себе. Его выдвижение осуществляется по согласию всех членов группы, на основе любви и почитания.

Второй тип лидерства - «Вожак». В нем люди видят выражение своих желаний, которые соответствуют определенному групповому стандарту. Личность вожака рассматривается как носитель этих стандартов. На него стараются быть похожи в группе.

«Тиран». Он - лидер, потому что внушает окружающим чувство страха, тем самым принуждая к повиновению. Его боятся, потому что считают самым сильным, поэтому подчиняются беспрекословно.

«Организатор». Данный вид лидера выступает для членов группы как пример для подражания. Он удовлетворяет потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Объединяя людей, вызывает уважение и благодарность за проявленную заботу и внимание как руководитель.

«Соблазнитель». Личность становится лидером, пользуясь слабостями других. Он выступает как «магическая сила», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, уходит от конфликтов, разрешает их, разряжает напряженную обстановку. Такого лидера почитают и зачастую не замечают его недостатков.

Также рассматривают такие виды лидеров, как «Герой», «Дурной пример», «Кумир», «Изгой» и «Козел отпущения». Два последних типа по сути антилидеры, так как являются объектом агрессии в свой адрес.

Проблему лидерства рассматривают множество исследователей как в нашей стране, так и за рубежом [3]. Они выделили более 80 характеристик лидера. Наиболее общими чертами, отличающими эффективного лидера, ведущего за собой людей, принято считать такие качества личности, как: честность, энергичность, готовность вести за собой других, честолюбие и прямота, уверенность в своих возможностях, знания и способности.

Главный вывод исследователей проблем лидерства сводится к тому, что поведение, направленное на эффективное решение производственных задач, влечет за собой высокие показатели работы, дисциплину и невысокую текучесть, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, не рассматривающие эти вопросы. Таким образом, целью организации считается не только распознание эффективного лидера во время отбора персонала, но и то, чтобы научить его успешно управлять людьми.

С начала 1960-х гг. все большую популярность начинает приобретать высказывание о том, что, выбирая стиль управления, предпо-

чтение необходимо отдать тому стилю, который в большей степени учитывает особенности данной ситуации.

Для начала следует обратиться к работе Ф. Фидлера. Он в своих работах смог выйти на новый уровень исследований проблемы личности, сказав, что эффективность работы группы может зависеть от двух важных факторов: во-первых, от того, как сильно выбранный стиль управления соответствует особенностям подчиненных, и, во-вторых, от того, какими способностями обладает руководитель, чтобы оказывать влияние на их поведение. Проанализировав поведение лидера и его уникальность в разных ситуациях, Фидлер пришел к выводу, что эффективному лидеру следует попеременно демонстрировать то один, то другой стиль управления.

Однако, выбирая стиль управления, необходимо учитывать, какими возможностями обладают подчиненные и насколько они заинтересованы в качественном выполнении работы [4]. Ведь бывают случаи, когда работники могут успешно решить поставленную задачу, но не хотят прилагать усилий для проявления инициативы. Следовательно, необходимо воспользоваться более принудительным стилем управления, основанном на привлечении их к принятию решений, усилении их мотивации, введении дополнительных стимулов, будет наиболее подходящим [5].

В последнее время среди рассматриваемых теорий лидерства самыми актуальными становятся теории, рассматривающие харизматические качества лидера. Было сделано множество попыток сформулировать качества лидера, которые придают им в глазах подчиненных ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий вести за собой людей. К наиболее значимым относятся:

- полная уверенность в собственных идеях и способностях;

- умение видеть перспективу развития дела лучше, чем другие;

- способность привлечь своей идеей остальных, талантливо разъясняя и рассуждая;

- преданность идее, стремление рисковать и брать на себя ответственность;

- нестандартное поведение, иногда идущее наперекор общепринятым нормам;

- умение правильно понимать ситуацию и подбирать ресурсы, необходимые для достижения цели.

Ученые установили, что люди, которые идут за лидерами, обладающими харизматическими качествами в характере, отличаются высокой степенью мотивации в работе, с энтузиазмом приступают к любой поставленной задаче и достигают невероятно высоких результатов. Такие лидеры востребованы на переломных этапах развития организации, в период выхода из кризисного состояния, осуществляя радикальные реформы.

в

естник АПК

Ставрополья

: № 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

171

Таким образом, проблемы лидерства являются основными в достижении организационной эффективности при выполнении поставленной задачи. С одной стороны, лидерство рассматривают как совокупность качеств управленца, с другой стороны, лидерство - это процесс либерального метода воздействия на подчиненных, для достижения группой либо организацией своих целей [6, 7]. Лидерство является своеобразным типом управленческого взаимодействия, которое основано на эффективном сочетании различных источников власти и направлено на стимулирование людей к достижению общих целей. Тем самым можно сказать, что становление личности лидера - сложный долгий, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние

и внутренние силы, постоянно взаимодействуют и меняют свои роли в зависимости от стадии развития [8]. Началом личности является объединение её общественных отношений к миру, но только тех отношений, которые реализуются, а они реализуются только в совокупности её многообразных деятельностей.

Лидерство как вид взаимоотношений в группе между работниками отличается от управления и строится больше на отношении вида «лидер - последователь», нежели «начальник -подчиненный». Но не каждый менеджер пользуется лидерством в своем поведении. Успешный менеджер не всегда эффективный лидер, и наоборот. Успех в управлении не избавляет от плохого лидерства.

Литература

1. Тарасова С. И., Горовая В. И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. М. : Илекса, 2002. 151 с.

2. Лобейко Ю. А., Тарасова С. И., Зибер А. Э. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студентов учетно-финансового факультета. М. : Илекса, 2003. 343 с.

3. Тарасова С. И. Педагогическая деятельность как базовая категория педагогики. М. : Илекса ; Ставрополь : Ставропольсер-висшкола, 2005. 352 с.

4. Горовая В. И., Ушакова Л. С., Тарасова С. И. Педагогическая диагностика как средство управления учебным процессом. М. : Народное образование, 2003. 160 с.

5. Лобейко Ю. А., Тарасова С. И., Зайцева О. Г. Психология и педагогика. М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола, 2002. 160 с.

6. Колесникова Т. В., Таранова Е. В., Аннико-ва Л. В., Тарасова С. И. Производственная практика как форма профориентационной работы в аграрном вузе. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2015. С. 32-37.

7. Горовая В. И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. М. : Илекса, 2002. 128 с.

8. Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в смене поколений как субъектов культур. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 2. С. 146-152.

References

1. Tarasova S. I., Gorovaya V. I. Teacher training for research activities. M. : Ileksa, 2002. 151 p.

2. Lobeyko Yu. A., Tarasova S. I., Ziber A. E. Psychological and pedagogical support of personal development of students of accounting and financial faculty. M. : Ileksa, 2003. 343 p.

3. Tarasova S. I. Pedagogical activity as a basic category of pedagogy. M. : Ileksa ; Stavropol : Stavropol servis shkola, 2005. 352 p.

4. Gorovaya V. I., Ushakova L. S., Tarasova S. I. Pedagogical diagnostics as a means of managing the educational process. M.: Public Education, 2003. 160 p.

5. Lobeyko Yu. A., Tarasova S. I., Zaitseva O. G. Psychology and pedagogy. M. : Ileksa ; Stavropol : Service School, 2002. 160 p.

6. Kolesnikova T. V., Taranova E. V., Anniko-va L. V., Tarasova S. I. Industrial practice as a form of career guidance work in an agricultural university. Professional self-determination of youth in the innovation region: problems and prospects : Collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2015. P. 32-37.

7. Gorovaya V. I., Tarasova S. I. Preparation of the teacher for research pedagogical activity. M. : Ileksa, 2002. 128 p.

8. Tarasova S. I. Pedagogical activity in the change of generations as subjects of cultures. Humanitarian and socio-economic sciences. 2005. № 2. P. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.