Научная статья на тему 'Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» с использованием средств социального образования'

Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» с использованием средств социального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / SOCIAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL LEARNING / SOCIAL DIALOGUE / SOCIALIZATION / SOCIAL COMMUNICATION / SOCIAL CONTROL / SOCIAL INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна

Проведен анализ основных средств социального образования студентов с инвалидностью в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Выявлены проблемы повышения уровня социальной образованности студентов с инвалидностью как фактора их успешной социокультурной интеграции в сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the basic means of social education of students with disabilities during their training at the university. The problems of increasing social culture of students with disabilities as a factor in their successful integration into the socio-cultural community.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» с использованием средств социального образования»

Вестник АПК „ ^ „

Проблемы аграрного образования -:№ 4(12), 2013. " " " "

УДК 31.316.7

Анникова Л. В., Тарасова С. И., Таранова Е. В.

Annikova L. V., Tarasova S. I., Taranova E. V.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ФГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IMPROVING SOCIAL CULTURE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN FSBEI HPE STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY USING THE MEANS OF SOCIAL EDUCATION

Проведен анализ основных средств социального образования студентов с инвалидностью в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Выявлены проблемы повышения уровня социальной образованности студентов с инвалидностью как фактора их успешной социокультурной интеграции в сообщество.

Ключевые слова: социальное образование, социальная образованность студентов с инвалидностью, социальное воспитание, социальное обучение, социальный диалог, социализация, социальная коммуникация, социальный контроль, социальная инклюзия.

The analysis of the basic means of social education of students with disabilities during their training at the university. The problems of increasing social culture of students with disabilities as a factor in their successful integration into the socio-cultural community.

Key words: social education, social education of students with disabilities, social education, social learning, social dialogue, socialization, social communication, social control, and social inclusion.

Анникова Людмила Владимировна -

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 71-72-50 E-mail: annikova.stav@yandex.ru

Тарасова Светлана Ивановна -

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и социологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 71-72-50 E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Таранова Евгения Владимировна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 71-72-50 E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Annikova Lyudmila Vladimirovna -

Ph. D. in Sociology, Senior Lecturer

of the Department of Pedagogics, Psychology and Sociology Stavropol State Agrarian University Tel.: (8652) 71-72-50 E-mail: annikova.stav@yandex.ru

Tarasova Svetlana Ivanovna -

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Head of Docent of the Department

of Pedagogics, Psychology and Sociology

Stavropol State

Agrarian University

Tel.: (8652) 71-72-50

E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Taranova Evgeniya Vladimirovna -

Ph. D. in Pedagogical Sciences

Docent of the Department of Pedagogics,

Psychology and Sociology

Stavropol State

Agrarian University,

Tel.: (8652) 71-72-50

E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

В процессе профессиональной подготовки студентов ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» (СтГАУ) особое внимание обращается на формирование у них таких общекультурных и профессиональных компетенций, которые бы, прежде всего, позволили выпускнику стать конкурентоспособной личностью на рынке труда. Среди

характеристик конкурентоспособного специалиста отдельно можно выделить социальную защищенность, которая предполагает достижение его устойчивости в социуме, в частности в тех сообществах и средах, в которых осуществляется его профессиональная жизнедеятельность. Особая роль в этом процессе отводится повышению уровня социальной образованности студен-

8

,,„ „„„„, щ ^ Ставрооодья

научно-практическии журнал

тов, которая в своем роде обеспечивает эту социальную защищенность и устойчивость в сообществе.

Социальная образованность отражает, прежде всего, такие свойства личности, которые характеризуют степень освоения ею социальных знаний, умений, ценностей, внешних и внутренних ресурсов. В итоге социальная образованность позволяет личности определять стратегии жизненного выбора в конкретном обществе (сообществе), способность к их мобилизации в конкретной жизненной ситуации.

Анализ публикаций по проблемам социального образования, социального воспитания, социальной инклюзии личности в социум показывает, что совокупность проблем в этих сферах, в том числе связанных с ограничением жизнедеятельности и, как следствие, с нарушением процесса социокультурной интеграции отдельных социальных субъектов, являются объектом социологической рефлексии.

В особо трудной ситуации среди обучающихся в СтГАУ оказываются студенты с разными статусными возможностями, среди которых -молодые люди с инвалидностью. Для данной категории важным в процессе профессиональной подготовки является формирование комплекса социальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих их самоактуализацию и профессиональное становление. Реализация именно этих двух задач является, по нашему мнению, первостепенной в системе высшего образования студентов с инвалидностью.

Однако препятствует данному процессу чаще всего дезинтеграция студентов с инвалидностью, которая заключается в том, что они оказываются социально необразованными в плане социокультурной ориентации и социального взаимодействия в образовательном пространстве вуза. Основные социокультурные проблемы этой группы связаны с неудовлетворенностью их потребностей в саморазвитии, самореализации, в организации социокультурного взаимодействия в вузе, в достижении устойчивости и стабильности социально-культурного статуса, в коммуникации, социальной мобильности, социальной защищенности и безопасности, социальной информации. Эти проблемы в будущем создают трудности для вхождения личности в социокультурное пространство сообщества, полноценной реализации и защиты ею своих гражданских прав (свободный выбор профессии, места жительства, вида досуга и отдыха, получение дополнительного профессионального образования и др.). Навыки конструктивного общения и взаимодействия, а также механизмы ретрансляции социального опыта и культурных ценностей, стандартов, образцов поведения, необходимые для нормального воспроизводства культуры социальной жизни, которыми должны обладать социально образованные члены общества, оказываются у молодых людей нарушенными.

Имеющиеся ограничения создают барьеры на пути обучения, социальной коммуникации и общения, трансляции общекультурных ценностей, воспроизводства культуры социальной жизни в целом и, как следствие, создают трудности в социокультурной интеграции студентов с инвалидностью. В этой связи актуализируется роль социального образования молодых людей с инвалидностью, обучающихся в СтГАУ, как важнейшего фактора их успешной социокультурной интеграции в сообщество.

Применительно к данной категории социальное образование предстает как процесс формирования и развития таких социокультурных качеств личности, которые актуализируются в ходе ее адаптации и социокультурной интеграции в современных условиях; свободного выбора жизненных стратегий, предполагающих согласованность между притязаниями личности и степенью их реализации [1, с. 21].

Сложившаяся ситуация требует разработки в рамках общей профессиональной подготовки научно-практических форм и средств социального образования, обеспечивающих успешную интеграцию студентов с инвалидностью в сообщество. На наш взгляд, к таким средствам, прежде всего, относятся компоненты социального образования как целостной, комплексной системы.

Новизна исследований в этой области состоит в выделении таких составляющих социального образования, как социальное обучение, социальное воспитание, социальный диалог, социализация, социальная коммуникация, социальная инклюзия, социальный контроль. Рассмотрим их более подробно.

Социальное обучение направлено на формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на различных уровнях - от межличностного до социального, ориентировано на достижение разнообразных, общественно значимых целей.

В контексте данного исследования социальное обучение представляет собой целенаправленный процесс формирования социально полезных знаний, умений, навыков студента с инвалидностью, осуществляемый посредством организации усвоения им научных знаний и способов деятельности, которые помогают ему успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды. Благодаря социальному обучению в системе высшего образования студенту прививаются знания, которые помогут ему занять устойчивое положение в системе общественно-производственных отношений, добиться поставленных личностных и профессиональных целей, которые будут способствовать его успешной социокультурной интеграции в социум.

Следующий компонент социального образования - социальное воспитание.

Л. К. Синцова понимает под социальным воспитанием «процесс целенаправленной дея-

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 4(12), 2013:

Проблемы аграрного образования

9

тельности социума по воспроизводству культуры социальной жизни» [2, с. 7]. При этом она подчеркивает, что социально воспитанный человек - тот, кто «умеет ориентироваться в изменяющемся мире, выявлять его характерные тенденции и обладает практическими навыками» [2, с.12]. В контексте социального образования студентов с инвалидностью социальное воспитание является действенным средством формирования их социально активной жизненной позиции.

Социальное воспитание представляется нами как целенаправленный процесс развития у студентов с инвалидностью социально-культурной целостности, значимости своего Я, устойчивой гражданской позиции и социокультурного статуса в сообществе. Его конечная цель - предоставить молодому человеку возможность самому выбирать свой жизненный путь, обусловленный имеющимся социокультурным потенциалом развития.

Достижению результативности и эффективности в формировании интеллектуально развитой, социально активной личности студента с инвалидностью, являющегося потребителем созданных собственным трудом материальных благ и услуг, способствует третий компонент социального образования - социальный диалог.

Смысл социального диалога заключается, по мнению В. И. Жукова, в том, чтобы «найти возможности обеспечения необходимого баланса между производством и распределением общественного продукта» [3, с. б]. По сути, социальный диалог сориентирован на защиту интересов человека в различных сферах общественной жизни, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод. Он является базисом, объединяющим социальное воспитание и социальное обучение.

Значимую роль в будущей профессиональной деятельности для студента с инвалидностью, как и любого другого молодого человека, играет социализация, которая представляет собой продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей [4, с. 575]. В процессе социализации студент с инвалидностью приобретает те социально-полезные навыки, которые позволяют ему успешно жить в сообществе, идентифицировать себя с остальными его членами и осуществлять социально-полезную деятельность.

Однако без взаимодействия и общения членов сообщества друг с другом не может быть полноценного развития личности. В этой связи актуализируется роль социальной коммуникации в социальном образовании студента с инвалидностью, которую А. В. Соколов определяет как «движение смыслов в социальном времени и пространстве, что возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу» [5, с. 102].

В контексте представления социального образования социальная коммуникация осуществляется в открытом социокультурном пространстве. Это означает, что, взаимодействуя, личности обмениваются не только какой-то информацией, но и живым социальным опытом, эмоционально поддерживают и мотивируют друг друга. Создавая группы самопомощи, студенты с инвалидностью учатся разрешать собственные личностные проблемы в рамках группового взаимодействия.

Вышеперечисленные составляющие процесса социального образования являются условиями для обеспечения социальной инклюзии студента с инвалидностью.

Социальная инклюзия - процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся, который предполагает активное участие обучающихся в процессе получения знаний, в культурной и общественной жизни [6, с. 25].

Социальная инклюзия в широком смысле позволяет студенту с инвалидностью развиваться и самосовершенствоваться, приобретать определенные социокультурные качества и ценности, обусловливающие его устойчивость и стабильность в изменяющемся социуме. В узком смысле социальная инклюзия означает для студента с инвалидностью получение возможности пользования всеми социокультурными благами: возможность получить достойное образование, достойную профессию, пользоваться услугами культурно-досуговых и культурно-образовательных учреждений, быть активным участником общественной жизни вуза, транслировать свой социально-культурный опыт другим студентам в рамках группового взаимодействия, участвовать в межкультурной коммуникации и т. д.

Внутри любой социальной группы или любого социального института действует механизм социального контроля, регулирующий внутри-групповые и межгрупповые отношения, который рассматривается как совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления [7, с. 140].

Как важнейшая составляющая социального образования социальный контроль в системе общей профессиональной подготовки СтГАУ способствует установлению определенных нормативно-ценностных границ общения и взаимодействия между студентами, между студентами и преподавателями, обеспечивает регулировку и сбалансированность интересов и целей социальной коммуникации студентов с инвалидностью с остальными участниками образовательного процесса, гармонизацию взаимоотношений в образовательном пространстве вуза.

Таким образом, выделенные компоненты социального образования студентов с инвалидностью в системе общей профессиональной подготовки СтГАУ создают условия для реализации

10

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

ими своей социальной роли и интеллектуально- создание в образовательном пространстве нравственного потенциала, что, в конечном вуза открытой системы сотрудничества и вза-счете, позволит им стать социально и культурно имодействия между преподавателями и сту-образованными личностями, успешно интегри- дентами, взаимообмена социальным опытом, рованными в социум. социальными знаниями, умениями, навыкаВ свою очередь условия, при которых воз- ми, информацией, при наличии у последних можна реализация социального образования высокой мотивации к обучению, общению и студентов с инвалидностью, предполагают созиданию.

Литература

1. Анникова Л. В., Маслова Т. Ф. Семья как субъект социального образования детей с инвалидностью // Интеграция социально уязвимой семьи в современное российское общество: социологическое измерение : монография. Гл. V. Ставрополь : Изд-во НОУ ВПО СКСИ, 2011. 215 с.

2. Синцова Л. К. Социально-философский анализ социального воспитания: теоретико-методологический аспект : ав-тореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2007. 32 с.

3. Жуков В. И. Социальное образование в контексте развития мировой цивилизации // Социальная работа. Ученые записки Российского государственного социального университета. Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы : научный журнал. М. : Издательство РГСУ, 2007. № 4. 128 с.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология : учебник. М. : ИНФРА-М, 2005. 624 с.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.

6. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. М. : Изд-во РООИ «Перспектива». ЮНЕСКО, 2007.

7. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология : учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Добренькова. М. : Гардарика, 1998. 244 с.

References

1. Annikova L. V., Maslova T. F. The family as a subject of social education of children with disabilities / Social integration of vulnerable families in contemporary Russian society: a sociological dimension. Monograph. Ch. V. Stavropol Publishing House of the NOU VPO NCSI, 2011. 215 p.

2. Sintsova L. K. Socio-philosophical analysis of social education: theoretical and methodological aspects : Avtorefer. diss ... Dr Philosophy. Science. Barnaul, 2007. 32 p.

3. Zhukov V. I. Social education in the context of the development of world civilization // Social Work . Proceedings of the Russian State Social University. Bulletin of Association of Russian universities on education in social work : a scientific journal. M. : Publishing RSSU, 2007. № 4. 128 p.

4. Dobrenkov V. I., Kravchenko A. I. Sociology : A Textbook. M. : INFRA-M, 2005. 624 p.

5. Sokolov A. V. The general theory of social communication: the manual. St. Petersburg : Publ Mikhailov V. A., 2002. 461 p.

6. Guidelines for inclusion: ensuring access to education for all. M. : Publishing House «Per-spektiva». UNESCO, 2007.

7. Wolkov Y. G., Mostovaya I. V. Sociology : A Textbook for high schools / ed. prof. V. I. Dobrenkov. M. : Gardarica, 1998. 244 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.