Научная статья на тему 'Студенты с инвалидностью в вузе: пути к социальной образованности'

Студенты с инвалидностью в вузе: пути к социальной образованности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENT WITH DISABILITY / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / QUALITY OF SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Маслова Татьяна Федоровна

В статье раскрываются особенности социального образования как условия и результата интеграции личности в общество; проблемы достижения социальной образованности студентами с инвалидностью в условиях вуза. Дается обоснование понятиям "студент с инвалидностью", "социальная образованность", "качество социального образования лиц с инвалидностью". На основе выделенных показателей: когнитивного, праксиологического, аксиологического и морально-психологического, осуществлен анализ достижения уровня социальной образованности студентов с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Маслова Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students with disabilities: on the way to social education

The article reveals the features of social education as a condition and result of integration of the individual into society; problems of achieving social education by students with disabilities in the conditions of the university. The substantiation of the concepts "student with a disability", "social education", "the quality of social education for persons with disabilities" is given. On the basis of the selected indicators: cognitive, praxeological, axiological and moral-psychological, an analysis was made of the achievement of the level of social education of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Студенты с инвалидностью в вузе: пути к социальной образованности»

STUDENTS WITH DISA BILITIES: ON THE WAY TO SOCIAL EDUCA TION

Annikova Lyudmila Vladimirovna, PhDofSociological sciences, Associate Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol

Maslova Tatiana Fedorovna, DSc of Sociological sciences, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article reveals the features of social education as a condition and result of integration of the individual into society; problems of achieving social education by students with disabilities in the conditions of the university. The substantiation of the concepts "student with a disability", "social education" "the quality of social education for persons with disabilities" is given. On the basis of the selected indicators: cognitive, praxeological, axiological and moral-psychological, an analysis was made of the achievement of the level of social education of students with disabilities.

Keywords: student with disability; social competence; social education; competence approach; quality of social education.

СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ: ПУТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

© Анникова Л.В., 2018 В статье раскрываются особенности социального образования как условия и

© Маслова Т.Ф., 2018 результата интеграции личности в общество; проблемы достижения социаль-

ной образованности студентами с инвалидностью в условиях вуза. Дается обоснование понятиям "студент с инвалидностью", "социальная образованность" "качество социального образования лиц с инвалидностью". На основе выделенных показателей: когнитивного, праксиологического, аксиологического и морально-психологического, осуществлен анализ достижения уровня социальной образованности студентов с инвалидностью.

Ключевые слова: студент с инвалидностью; социальные компетенции; социальная образованность; компетентностный подход; качество социального образования.

УДК 316/61 ВАК РФ 22.00.06

АННИКОВА Людмила Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

annikova.sta v@yandex.ru

МАСЛОВА Татьяна Федоровна, доктор социологических наук, профессор, кафедра Философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

tatianavaslova@rambler.ru

Люди с инвалидностью составляют значительную долю граждан российского общества. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России 12,751 тыс. инвалидов, из них - 617 тыс. человек составляют дети-инвалиды [6], которые представляют специфическую социальную категорию подрастающего поколения.

До недавних пор процесс социализации таких детей зависел главным образом от сторонней помощи, прежде всего - государства, что во многом блокировало личностный потенциал и ставило людей с ограниченными физическими возможностями в позицию социальных иждивенцев. В настоящее время во взаимоотношениях личности и государства четко определились ориентиры отхода от "зависимости", "иждивенчества" к стратегиям самореализации, саморазвития, конкурентоспособности; проявления активной гражданской позиции в интересах субъектов отношений в социуме. В этой связи актуализируется вопрос активизации социального потенциала личности, необходимого для достижения стабильного положения в социуме, который решается с помощью социального образования.

Важность идеи социального образования личности подчеркивает ряд исследователей, считая его главным предназначением "помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе" [1, С. 45]; "подготовить человека к адаптации и самореализации в социуме, помочь преодолеть возникающие социальные проблемы, и вернуть его к нормальной жизнедеятельности в социуме" [8, С. 39].

В данной статье акцентируется внимание на проблемах молодых инвалидов, которые наиболее подвержены социальной дезадаптации, выражающейся в трудностях освоения профессий, конкурентоспособности на рынке труда, достижения высокого уровня

своего благосостояния. Наиболее полно данная проблематика воспроизводится на примере студентов с инвалидностью.

Студент с инвалидностью - это молодой человек в возрасте от 16 до 23 лет, имеющий ограниченные возможности здоровья, но обладающий мотивацией и компенсаторным потенциалом для обучения. По данным Министерства образования и науки РФ, на начало 2015/2016 учебного года в учреждениях среднего и высшего профессионального образования обучались 32831 студенте инвалидностью. В этом же году выпущено 7015 специалистов среднего и высшего звена [6].

Как показывает практика, помимо традиционных студенческих проблем (дефицит денежных средств, приобщение к новым педагогам и однокурсникам, образу жизни и учебному графику и т.п.), данная категория студентов имеет ограничения в обучении и взаимодействии в студенческой среде. Такие ограничения, по оценкам исследователей, возникают из-за дискретности полученных ранее знаний и выражаются в трудностях обретения духовной и интеллектуальной самодостаточности, в изменении уровней самооценки и притязаний, в преодолении чувства изолированности от нормальной жизни [3, С. 115]. Большой проблемой для студента с инвалидностью является противоречие между высокими квалификационными требованиями к уровню подготовки специалистов и спецификой умственного и психофизического развития, обусловленной инвалидностью, что ограничивает возможности в овладении многими профессиями.

На фоне обозначенных трудностей для студентов с инвалидностью проблема формирования социально значимых для интеграции в общество качеств имеет особое значение, выражающееся в корректировке социального статуса "неполноценного и зависимого" в сторону "способного и самостоятельного", конкурентоспособного и успешного в профессиональной сфере; в изменении предвзятого отношения к специалистам с инвалидностью.

Поэтому для самих студентов с инвалидностью открытым остается вопрос преодоления недостаточности их социальных компетенций, возможность формирования которых видится в актуализации их социального образования. Состояние социального образования позволяет оценить степень социальной образованности/необразованности личности.

Под социальной образованностью здесь понимается уровень социального научения,

раскрывающего потенциал самореализации, самоорганизации личности в социальных отношениях, в определенных социокультурных условиях, включая трудные жизненные ситуации; дающего уверенность в значимости своего статуса. В зависимости от потребностей и предпочтений студентов с инвалидностью, социальная образованность может включать "минимум специального образования, необходимый для профессиональной деятельности, а также минимум общей культуры и эрудиции для преодоления барьеров общения и самодостаточности личности" [4, С. 56]. Иными словами, речь идет о качестве социального образования, включающего коммуникационные, эмоционально-нравственные, когнитивные, ценностно-мотивационные компетенции личности, необходимые для ее успешной интеграции в общество.

В ходе исследования, нацеленного на получение результатов формирования данных свойств у студентов в период их обучения в вузе, нами была предпринята попытка методологического обоснования качества социального образования студентов с инвалидностью. На основе предварительного анализа объекта, позволившего выявить признаки социальной образованности данной категории студентов, выделены группы показателей: когнитивные, праксиологические, аксиологические и морально-психологические с соответствующим каждому из них набором индикаторов. Наличие тех или иных свойств у студентов с инвалидностью в определенных объемах отражает условный уровень их социальной образованности как низкий (от 0 до 35%), средний (от 36 до 75%), высокий (от 76 до 100%).

Для сравнения уровней социальной образованности при вхождении в образовательное пространство вуза и при выходе из него, мы обратились к методу панельного исследования, которое проводилось в два этапа: 1 -й этап (сентябрь - октябрь 2013 г.), 2-й этап (сентябрь-октябрь 2016 г.). Методы исследования - анкетный опрос студентов с инвалидностью в возрасте 17-20 лет, обучающихся в ФГБОУ ВО "Ставропольском государственном аграрном университете" (объем выборки - 42 чел.), и полуформализованное интервью (количество интервьюируемых -15 чел.). Тип выборки - неслучайная целенаправленная. Информация о состоянии сформированности социальных компетенций у студентов с инвалидностью дополнялась вторичными данными результатов социологических исследований по проблемам интеграции людей с инвалидностью (Га-

пича A3., Денисовой O.A., Маковкиной Г.В., Романова П.В., Ткаченко B.C., Ярской-Смирно-вой Е.Р., и др.).

Проведенное исследование показало, что реализация компетенций студентов с инвалидностью, воспроизводящих потенциал социальной образованности, главным образом, соотносится с начальным этапом вхождения в вузовскую среду. На первом этапе исследования социальная образованность студентов с инвалидностью составила: по когнитивному показателю - 54%, праксиологическому - 53%, по аксиологическому - 53% (средний уровень); а по морально-психологическому показателю - 34% (низкий уровень). Низкий уровень определяется у 38% студентов-инвалидов; средний - у 62%; высокий - не выявлен ни у кого из опрошенных.

Повторное изучение состояния социальной образованности тех же студентов на 4 курсе обучения показало, что оценка состояния социальной образованности у исследуемых изменилась в аспекте увеличения уровней аксиологического (62%), когнитивного (67%) и морально-психологического (42%) показателей. Вероятно, это связано с произошедшей переоценкой системы инструментальных ценностей (ценностей самоутверждения, самообразования, межличностного общения и профессиональной самореализации), формированием положительных ориентаций в обучении, обусловленных повышением образовательного уровня и расширением круга общения. Состояние социальной образованности исследуемых по праксиологическому показателю осталось практически неизменным (54%). Возможно, это вызвано тем обстоятельством, что к концу обучения большинство студентов неизменно приходят к выводу отом, что проблемы ихтру-доустройства все же остаются, что вызвано невостребованностью данной категории населения на современном рынке труда. Повторное исследование определило, что наиболее низкий уровень социальной образованности условно наблюдается у 31 % студентов-инвалидов; средний - определяется у 69% опрошенных; высокий - не выявлен ни у кого из респондентов.

Для повышения уровня социальной образованности студентов следует, по нашему мнению, создавать условия вовлечения студента

в общественную жизнь вуза, содействовать развитию его личностного и профессионального потенциалов за счет расширения и укрепления связей с будущими работодателями.

Таким образом, методология количественного анализа состояния образованности студентов с инвалидностью дает возможность определить векторы его развития; указывает на то, что его состояние определяется, с одной стороны, уровнем сформированности у студентов определенных социальных компетенций, необходимых для преодоления социальной, экономической и культурной изоляции в социуме. С другой стороны, качество социального образования зависит от создания единой социокультурной образовательной среды для студентов с инвалидностью (с вовлечением в учебный процесс родителей, всего студенческого сообщества, педагогов, представителей общественности, работодателей, и др.), что, в конечном счете, обусловит их ин-тегрированность в общество.

Литература:

1. Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов. - СПб., 2013. - 144 с.

2. Денисова O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями : автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 489 с.

3. Егоров О.Г. Социальная адаптация студентов-инвалидов // Образовательные технологии. -2012.-№2.-С. 113-117.

4. Никитин В.А., Медведева Г.П. Направления и проблемы развития социального образования // Журнал исследований социальной политики. -2007. - № 4. - С. 54-57.

5. Положение в г. Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью : общественный доклад / сост. B.C. Ткаченко, Г.В. Маковкина, A3. Га-пич. - Ставрополь : Сервис-школа, 2005. - 48 с.

6. Положение инвалидов в Российской Федерации в 2016 году. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con ne ct/ros sta t_ma in/ross tat/r u/s tati sties/ population/disabilities/*.

7. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В. Романов, Е.Р. Ярс-кая-Смирнова. - Саратов : Научная книга, 2006. -260 с.

8. Старовойтова Л.И. Социальное образование и просвещение в современном обществе //Ученые записки РГСУ. - 2007. - № 4. - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.