Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты поддержки первокурсников в период адаптации к вузу средствами арт-технологий'

Психолого-педагогические аспекты поддержки первокурсников в период адаптации к вузу средствами арт-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / АРТПЕДАГОГИКА / ADAPTATION / PSYCHOLOGISTIC AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ART TECHNOLOGIES / ART PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна, Волобуева Евгения Валерьевна

Раскрывается феномен адаптации к вузу как интегративный процесс, влияющий на личностное и профессиональное развитие студента. Представлены практические результаты исследования различных видов адаптации к вузовской системе обучения; предлагаются современные подходы к профилактике и оптимизации индивидуального адаптационного процесса обучающихся в системе высшего профессионального образования средствами арт-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна, Волобуева Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты поддержки первокурсников в период адаптации к вузу средствами арт-технологий»

в

естник АПК ^

Ставрополья ^ ^ 2013 ^^£2бЛ£МЫаГЕ2РН2Г002Е222£2ШЯ

УДК 37.015.3:159.9

19

Тарасова С. И., Таранова Е. В., Волобуева Е. В.

Tarasova S. I., Taranova E. V., Volobuyeva E. V.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

PSYCHOLOGISTIC AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF SUPPORT OF FIRST-YEAR STUDENTS DURING THEIR ADAPTATION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTION BY MEANS OF ART TECHNOLOGIES

Раскрывается феномен адаптации к вузу как интегратив- The article deals with phenomenon of adaptation to higher ный процесс, влияющий на личностное и профессиональное education institution as the integrative process influencing развитие студента. Представлены практические результа- personal and professional development of the student. Practical ты исследования различных видов адаптации к вузовской results of research of different types of adaptation to educational системе обучения; предлагаются современные подходы к system of University are presented; modern approaches to профилактике и оптимизации индивидуального адаптаци- prevention and optimization of individual adaptation process by онного процесса обучающихся в системе высшего профес- means of art technologies are.

Keywords: adaptation, psychologistic and pedagogical

сионального образования средствами арт-технологий.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогичес- support, art technologies, art pedagogics. кая поддержка, арт-технологии, артпедагогика.

Тарасова Светлана Ивановна -

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 35-22-82 E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Tarasova Svetlana Ivanovna -

Doctor in Pedagogics,

Professor of Department of Pedagogics, Psychology and Sociology Stavropol State agrarian University Tel.: (8652) 35-A2-82 E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Таранова Евгения Владимировна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 35-22-82 E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Taranova Evgenia Vladimirovna -

Ph. D. in Pedagogics

Docent of Department of Pedagogics,

Psychology and Sociology

Stavropol State agrarian University

Tel.: (8652) 35-22-82

E-mail: vfvfgfgf-53@yandex.ru

Волобуева Евгения Валерьевна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики,, психологии и социологии

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел.: (8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Volobuyeva Evgenia Valerevna -

Ph.D. in Psychology,

Docent of Department of Pedagogics, Psychology and Sociology Stavropol State agrarian University Tel.: (8652) 71-72-50 E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Проблема психолого-педагогической поддержки студентов в период адаптации к вузу является одной из актуальных проблем для системы современного высшего профессионального образования, поскольку студенчество, начиная профессиональное обучение, испытывает на себе груз физических и психо-социальных трудностей, отражающихся на их дальнейшем обучении. Согласно статистике, контингент студентов, имеющих признаки дезадаптации на первых курсах обучения, составляет до 30 % обучающихся, что приводит к снижению успеваемости, функциональным расстройствам и в конечном итоге к отчислению [1-3].

Несмотря на то что различные аспекты проблемы адаптации студентов были рассмотрены в работах отечественных педагогов, социологов, психологов (Н. А. Агаджанян, Р. Р. Блажис, А. А. Гройсман, В. И. Крутов, С. М. Мадорская, Ю. А. Самарин, Е. И. Третьякова, М. С. Яницкий и др.), данное направление исследований по-прежнему остается одним из актуальных и востребованных образовательной практикой [4].

Именно в этом смысловом направлении, содержащем описание арт-технологий, способствующих психолого-педагогической поддержке и адаптации личности студента, было осуществлено наше исследование.

20

научно-практическии журнал

Ключевым в организуемой нами работе является понятие «адаптация», которое возникло первоначально в биологии, а в дальнейшем стало рассматриваться как общенаучное понятие. В психологии и педагогике адаптация характеризуется в контексте активности личности. Она имеет объективно-субъективный характер (приспособление), благодаря чему человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, нормы, традиции общества, в котором действует и с помощью которых приспосабливается к обстоятельствам жизни. Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции, внутренние процессы, в системе которых обеспечивается сохранение ее внешних функций по отношению к среде, то есть сохранение гомеостаза.

Что касается адаптации студентов к вузу, то она рассматривается как один из видов общей адаптации человека. По мнению В. В. Лагерева, адаптация студентов к обучению в вузе это интенсивный, многосторонний процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе приспособительных реакций вырабатывает навыки удовлетворения требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения в высшей школе [5]. Другими словами, успешность адаптации к учению в вузе служит показателем наличия адекватного психологического новообразования - «позиции студента», дающего возможность первокурснику безболезненно вписаться в новую среду и нормально в ней реализоваться, т. е. соответствовать ее требованиям [6].

В связи с этим актуальность приобретает целенаправленная комплексная психодиагностика студентов в адаптационный период, при организации которой мы исходили из того, что у первокурсников период адаптации характеризуется синхронным протеканием ряда специфических процессов. Другими словами, процесс адаптации у обучающихся в вузе, с нашей точки зрения, включает в себя пять динамических подструктур или видов адаптации:

1) физическая адаптация;

2) психологическая адаптация;

3) адаптация к учебному процессу вуза (дидактическая);

4) социальная адаптация;

5) адаптация к новым бытовым условиям.

На основе данных видов адаптации

нами было организовано в начале учебного года (сентябрь - октябрь) исследование в форме анкетного опроса 846 студентов-первокурсников всех факультетов СтГАУ. Анализ результатов данного анкетирования по всем видам адаптации (физическая, психологическая, дидактическая, социальная и бытовая) обобщен и представлен в таблице, где в качестве основного критерия успешности адаптации студентов к обучению в вузе выступила степень их адаптированности (высокая, средняя, низкая) по каждому из представленных видов адаптации.

Общий уровень адаптации первокурсников к вузу (по результатам анкетирования)

Вид адаптации Уровень адаптации в %

Высокий Средний Низкий

Физическая 55,3 31,7 13,0

Психологическая 27,4 38,3 34,3

Дидактическая 31,6 49,2 19,2

Социальная 28,2 40,5 31,3

Бытовая 59,5 35,8 4,7

Общая адаптация 40,4 39,1 20,5

Из данной таблицы видно, что наиболее проблемными видами адаптации студентов являются психологическая и социальная адаптации, поскольку 34,3 и 31,3 % первокурсников соответственно имеют низкий уровень их сформи-рованности.

Таким образом, проблема адаптации студентов к вузу определяется наличием множества противоречий, главное из которых можно выразить следующим образом: с одной стороны, существует острая необходимость в успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в условиях высшего учебного заведения, а с другой стороны, эффективные способы, методы и приёмы такой адаптации разработаны частично и используются явно недостаточно. Поэтому перед сотрудниками вуза стоят задачи подбора наиболее продуктивных подходов, методов работы, обеспечивающих отбор и системный подход к процессу адаптации первокурсников. Несомненно, что отдельные вузовские мероприятия в этом направлении проводятся, но, по всей видимости, зачастую они не приносят того ожидаемого результата, которого можно было бы достичь.

Речь идет о том, что необходима разработка системы по оптимизации адаптации студентов к вузу, проведение своего рода психологопедагогической поддержки, то есть ряда мер, обеспечивающих создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях учебного выбора. Другими словами, на 1-2 курсах важны проведение программы адаптации, организация контроля за успеваемостью студентов, проведение консультаций, деятельность кураторов и т. д. Реализация подобной комплексной адаптационной программы позволит существенно уменьшить симптомы дезадаптации среди студентов и тем самым оптимизировать показатели адаптации первокурсников к условиям вуза.

Будучи включенной в гуманистическую парадигму образования, психолого-педагогическая поддержка исследуется в отечественной науке в русле образования [7]. В современной психологической литературе проблема поддержки освещается в рамках изучения вопросов психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Однако, с нашей точки зрения, рассуждая о профилактике дезадаптации и повышении

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 1(9), 2013 =

продуктивности адаптации в вузе, нам представляется необходимым использовать для обозначения таких мероприятий термин «оптимизация», который относится ко всем сферам жизнедеятельности студентов. В основе психолого-педагогической поддержки личности находится устранение противоречия между требованиями, предъявляемыми новой средой, и готовностью личности к ним. Разрешение данных противоречий осуществляется путём перестройки поведения личности, а также контролируемого влияния преподавателей на процесс взаимодействия личности и среды.

Среди мер профилактики дезадаптации ранжируется снижение влияния психогенных факторов через повышение стрессоустойчивости, формирование навыков саморегуляции в ходе проведения соответствующих тренингов, основанных на принципе обратной связи. Применение психологических методов воздействия позволит повысить показатели адаптации на социально-психологическом уровне и одновременно улучшить продуктивность учебной деятельности.

Проведение специальной групповой профилактической и коррекционной работы с первокурсниками в период адаптации наиболее эффективно осуществляется в форме арт-терапевтических и артпедагогических тренингов, которые для лучшего закрепления результатов коррекционной работы в учебной деятельности проводятся в виде серии диагностических и коррекционных занятий. Поскольку искусство, являясь формой художественноэстетического освоения мира, оказывает многогранное воздействие на формирующуюся личность первокурсника, оно заключает в себе художествен но-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на физическое, нравственное, духовное и социальное становление личности.

Накопленный на протяжении существования человечества опыт применения искусства в реабилитационных и адаптационных целях привел к возникновению целого направления в современной психолого-педагогической работе, названного артпедагогикой [8]. Артпедагоги-ка - педагогическая технология, основанная на интегративном применении воспитательного воздействия на личность разных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра).

Артпедагогика - интегрированное научное явление, возникшее на стыке искусства и педагогики. Она вобрала в себя достижения психологии, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы могут быть адаптированы к полифункциональным задачам, начиная от решения проблем психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья.

В настоящее время артпедагогику все чаще рассматривают как инструменты прогрес-

Проблемыаграрногообразования

сивной педагогической работы, способствующей реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизационной, регулятивной, реабилитационной, профилактической). Арт-педагогика применяется для решения широкого круга психолого-социальных задач в лечебных и образовательных учреждениях, в центрах психолого-социальной помощи населению.

Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается и как инновационная педагогическая технология в системе высшего профессионального образования [9, 10]. Так, в высшей школе артпедагогика находит свое применение как практическое средство фасилитации учебного и воспитательного процесса прежде всего в работе гуманитарных кафедр высших учебных заведений.

Обобщая весь вышеперечисленный опыт, следует обратить внимание на то, что своеобразие артпедагогических методик в качестве средства адаптации заключается в ориентации учащихся на участие в современном культурном процессе через организацию различных форм художественной активности (знакомство с произведениями искусства, художественное общение, индивидуальное и коллективное создание художественных работ, игры с художественным материалом, организация творческих мастерских, защита художественно-творческих проектов и т. д.). Поскольку творчество возможно проявлять во многих областях, основные виды арт-технологий, применяемые с первокурсниками, это: музыка, рисуночная техника (как базовая), театротерапия, танцевально-двигательная терапия (использование резервов своего тела), библиотерапия (включает в себя сочинение литературных произведений), лепка.

При этом основными задачами интегративной артпедагогики в работе со студентами в адаптационный период, как правило, являются:

1) формирование положительного самовос-приятия и восприятия окружающих;

2) повышение уровня мотивированности в эмоциональной и поведенческой сферах;

3) развитие творческого потенциала, способности нестандартно разрешать жизненные ситуации;

4) самовыражение личности посредством совместного творчества;

5) повышение адаптации за счет гармонизации внутриличностных и межличностных отношений.

Организуемая нами работа по адаптации студентов средствами арт-технологий включала в себя два этапа, каждый из которых представляет собой систему творческих арт-педагогических занятий.

Первый этап «Введение в жизнь вуза» предполагал проведение таких занятий, как «Мое имя» (ассоциативное рисование и визуализация), «Арт-экскурсия по вузу», «Моя жизнь в школе и в вузе» (проективно-ассоциативная творческая деятельность) и др.

Ежеквартальный 22 научно-практический журнал

Второй этап «Я и моя студенческая группа» включал задания на совместное и коллективное творчество по темам «Психологический портрет коллектива», «Эмоциональный климат группы», большая психологическая арт-игра «Новоселье», арт-тренинг «Камни дружбы», проблемно-деятельностная игра «Межличностное взаимодействие: проблемы и пути решения», арт-тренинг «Целеполагание как важный

этап развития профессиональной саморегуляции студентов».

Таким образом, описанная нами методика системной адаптации первокурсников к вузу средствами арт-технологий является хорошо структурированной продуманной поэтапной системой художественно-адаптационной деятельности студентов, дающей видимые позитивные результаты.

Литература

1. Чурикова И. Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2004. С. 63-64.

2. Соловьев А., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 54-56.

3. Трухачев В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» качество, профессионализм, международное сотрудничество // Стандарты и качество. 2010. № 9. С. 106-107.

4. Волобуева Е. В. Роль профессионального самоопределения родителей в формировании профессионального выбора старшеклассника //Альманахсовременнойна-уки и образования (научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля). Тамбов, 2010. № 5 (36). С. 93-96.

5. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебновоспитательного процесса с первокурсниками. М. : Просвещение, 1991. 339 с.

6. Тарасова С. И., Таранова Е. В. Исследование процесса формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С.92-108.

7. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. № 2. С. 16-45.

8. Таранова Е. В., Полчанинова О. Н. Функционально-онтологический статус арт-педагогики в России конца ХХ - начала XXI века // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Киров, 2011. № 2(3). С. 85-88.

9. Кожуховская Л. С., Масюкевич Н. В. Арт-педагогика в высшей школе. Минск : РИВШ, 2005. 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Новикова А. В., Анкуда С. Н. Арт-педаго-гические технологии в учебном процессе высшей школы // Современный спорт, современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XI Междунар. науч. конгр. : в 4 ч. Ч. 1 / ред. кол.: М. Е. Кобрин-ский. Минск : БГУИФК, 2007. С. 438-441.

References

1. Churikova I. E. Features of adaptation of students in the conditions of teacher training college. Ryazan : RGPU named after S. A. Esenin, 2004. P. 63-64.

2. Soloviev A., Makarenko E. Entrant student: adaptation problems // The Higher education in Russia. 2007. № 4. P. 54-56.

3. Trukhachev V. I. Federal State Educational Institution of Higher and Professional Education «the Stavropol State Agrarian University» quality, professionalism, the international cooperation // Standards and Quality. 2010. № 9. P. 106-107.

4. Volobuyeva E. V. Role of professional self-determination of parents in formation of a professional choice of the senior// The Almanac of modern science and education (the scientific-theoretical and applied magazine of a wide profile). Tambov, 2010. № 5 (36). P. 9396.

5. Lagerev V. V. Adaptation of students to training conditions in technical college and features of the organization of teaching and educational process with first-year students. M. : Education, 1991. 339 p.

6. Tarasova S. I., Taranova E. V. Research of the process of formation of competitiveness of the graduate of higher education institution // Scientific problems of humanitarian researches. 2009. № 9-1. P. 92-108.

7. Gazman O. S. From authoritative education to pedagogics freedom // New values of education. M., 1995. № 2. P. 16-45.

8. Taranova E. V. Polchaninova O. N. The functional and ontologic status of art pedagogics in Russiav in the late XX - early XXI century // The Messenger of Vyatka State University of Humanities. Pedagogics and psychology. Kirov, 2011. № 2(3). P. 85-88.

9. Kozhukhovskaya L. S., Masyukevich N. V. Art pedagogics at the higher school. Minsk : RIVSh, 2005. 64 p.

10. Novikova A. V., Ankuda S. N. Art and pedagogical technologies in educational process of the higher school // Modern sports, modern Olympic sports and sports for all : Proceedings of XI International Scientific Congress. : 4 volumes. V. 1 / editorial board: M. E. Kobrinsky. Minsk : BGUIFK, 2007. P. 438-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.