Научная статья на тему 'Функционально-онтологический статус арт-педагогики в России конца XX - начала XXI века'

Функционально-онтологический статус арт-педагогики в России конца XX - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ПЕДАГОГИКА / ИНТЕГРАЦИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС АРТ-ПЕДАГОГИКИ / ART-PEDAGOGICA / INTEGRATION ARTPEDAGOGICS OF THE SYSTEM EDUCATION / ARTPEDAGOGICS METHODS AND TECHNOLOGIS / FUNCTIONAL-ONTOLOGICAL STATUS OF THE ARTPEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранова Евгения Владимировна, Полчанинова Оксана Николаевна

В статье раскрываются современные тенденции реализации арт-педагогики и ее функциональная направленность в условиях отечественного дошкольного, общего, профессионального, специального, дополнительного и послевузовского профессионального образования, учреждениях культуры, интернатского типа, медицинского профиля и социальных службах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional-ontological Status of Artpedagogics in Modern Russia

In this article the authors discuss the modern tendencies realize art-pedagogics and her functional trend in conditions of the native pre-school, school, vocational, speciality, supplementary, post-university education, cultural institutions, boarding schools, hospitals and social service.

Текст научной работы на тему «Функционально-онтологический статус арт-педагогики в России конца XX - начала XXI века»

12. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин и др. М., 1987. С. 51.

13. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 251.

14. Яновский К. П. К вопросу о наших высших учебных заведениях, и об университетах в особенности // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 454-455.

15. Ильминский Н. И. Об образовании инородцев // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 454-455.

16. Как устраивать паломнические и образовательные путешествия // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц. Ч. 1. Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и цер-ковно-приходских школах. М., 1912. С. 529.

17. Там же. С. 529.

УДК 37.013.43

Е. В. Таранова, О. Н. Полчанинова

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС АРТ-ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

В статье раскрываются современные тенденции реализации арт-педагогики и ее функциональная направленность в условиях отечественного дошкольного, общего, профессионального, специального, дополнительного и послевузовского профессионального образования, учреждениях культуры, интернатского типа, медицинского профиля и социальных службах.

In this article the authors discuss the modern tendencies realize art-pedagogics and her functional trend in conditions of the native pre-school, school, vocational, speciality, supplementary, post-university education, cultural institutions, boarding schools, hospitals and social service.

Ключевые слова: арт-педагогика, интеграция арт-педагогики в систему образования, арт-педаго-гические методы и технологии, функционально-онтологический статус арт-педагогики.

Keywords: art-pedagogica, integration artpedago-gics of the system education, artpedagogics methods and technologis, functional-ontological status of the artpedagogics.

Современная воспитательная ситуация в отечественных образовательных учреждениях требует от педагогической науки новых подходов по качественному обновлению всего педагогического процесса, разработки эффективной стратегии не только воспитания, но и обучения, связанной с системно-целостным видением образовательного процесса. Исходя из этого, актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «личность - искусство», поскольку на протяжении всей истории человече-

© Таранова Е. В., Полчанинова О. Н., 2011

ства искусство использовалось как сильнейший и один из самых доступных агентов в организованном образовании личности молодого человека. В связи с этим закономерным является особый интерес педагогического сообщества к арт-педаго-гике как интегративной области современного гуманитарного знания, посвященного проблемам воздействия искусства на человека.

Несмотря на то что арт-педагогика начинает формироваться в России только в последние десятилетия, педагогическая наука имеет значительный опыт ее интеграции в систему отечественного образования. Рассмотрим имеющийся в нашей стране и описанный в различных печатных и информационных источниках опыт реализации арт-педаго-гики в России.

Особый интерес к арт-педагогике как средству развития и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья традиционно проявляет специальная психология и педагогика (В. В. Васильев, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская и др.), в исследованиях объективно подтверждается факт положительного влияния искусства на детей с различными отклонениями. Так, О. С. Булатова, М. В. Гузепа, М. Л. Князева, А. В. Крепи-ца, Н. М. Назарова и другие обращают внимание на возможности внедрения арт-педагогики в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность, где посредством творческой деятельности ребенок преодолевает психофизические комплексы и интенсивно развивается.

Экспериментальные площадки организованы на базе многих специализированных учреждений, а в рамках лаборатории модернизации подготовки кадров для специального образования (Научно-исследовательский институт столичного образования) разрабатывается направление «Искусство в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития». Результатом такой деятельности становится описание особенностей реализации артпедагогических методик в системе специального образования, отраженные в отдельных научных публикациях специалистов [1].

Однако наиболее концептуально особенности реализации арт-педагогики в системе специального образования раскрыты в диссертации Е. А. Медведевой [2]. Все содержание коррекци-онно-развивающей помощи по социокультурному становлению ребенка с проблемами посредством искусства ею представлено в виде двух направлений: арт-педагогического и арт-терапевти-ческого. По ее мнению, арт-педагогика определяет культурно-ценностную ориентацию сопровождения такого ребенка в его социокультурном становлении с помощью искусства. По ре-

зультатам данного исследования издан первый отечественный учебник по арт-педагогике с грифом МОРФ «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» [3].

Однако, несмотря на разработку теоретических и практических основ арт-педагогики в специальном образовании, мы склонны считать, что подобно арт-терапии ресурсы арт-педагогики нельзя ограничивать лишь госпитальной и реабилитационной средой. Сужение ее до рамок специального образования не способствует эффективной реализации ее воспитательного потенциала.

Подтверждением расширения педагогических возможностей арт-педагогики и изменения ее места в системе отечественного образования является все более масштабное ее распространение в отечественных общеобразовательных учреждениях и вузах. Так, что касается дошкольной практики, то в деятельность данных учреждений арт-педагогические методы также внедряются достаточно интенсивно и своеобразно, о чем свидетельствует целый ряд публикаций. Например, В. П. Анисимов рассматривает арт-педагогику (эс-тетопедагогику или психотехнику искусства) как «новое направление личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании, которое призвано разрабатывать и реализовывать психотехники искусства» [4].

Еще одно из интересных и специфичных направлений актуализации артпедагогики в дошкольном (и школьном) возрасте представлено в деятельности В. Линьковой, которая создала серию книг под общим названием «Арт-педагоги-ка». Их объединяет применение искусства с целью повышения эффективности первоначального обучения грамоте [5].

Научное обоснование возможностей применения арт-педагогики в рамках дошкольного образования представлено и в кандидатской диссертации Е. В. Тарановой, где обоснованы и апробированы содержание и механизм реализации арт-педагогической технологии для решения задач нравственного воспитания старших дошкольников [6].

В школах нашей страны арт-педагогика также находит свое применение как средство фаси-литации учебно-воспитательного процесса. Так, опыт арт-педагогической работы, облегчающей усвоение академических знаний, представлен во многих городах и регионах России. В 2008 г. в г. Великие Луки состоялась даже первая видеоконференция по теме «Арт-педагогика в парадигме инновационного педагогического опыта».

Опыт интеграции арт-педагогики в воспитательную систему общеобразовательной школы интересно представлен: г. Усть-Илимск МОУ СОШ № 14 (тема «Арт-педагогика в работе классного руководителя как средство воспитания нравствен-

но-эстетических ценностей»), г. Южно-Сахалинск гимназия № 3 (областная экспериментальная площадка «Арт-педагогика как одно из направлений художественного развития личности»), Санкт-Петербургская школа театра, телевидения и шоу-бизнеса (воспитательная система «Арт-педагогика»), в арт-педагогических играх Л. Уфим-цевой, Н. Осиповой [7].

Отдельно обратим внимание на научные публикации, посвященные данной теме. Так, Е. Г. Хри-сановой, Н. Ю. Сергеевой, С. В. Павловой [ 8] представлен опыт работы с учащимися младших классов с использованием арт-педагогики (программа «Мой мир в рисунке») в качестве средства обеспечения эмоционального развития и психологического благополучия.

В методическом пособии Е. Г. Тарасовой «Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы» рассматриваются возможности арт-педагогических методов и технологий в практике преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла в школе. С точки зрения Е. Г. Тарасовой, использование элементов арт-педагогики в школе призвано содействовать духовно-нравственному воспитанию детей [9].

В рамках интеграции арт-педагогики в школьную среду отдельного внимания заслуживает и первая в стране докторская диссертация по арт-пе-дагогике, в которой обосновывается интеграция искусства и спорта в системе физического воспитания школьников [10]. Н. Ю. Шумакова констатирует, что арт-педагогическая деятельность сводится к использованию в образовательном процессе так называемых «сидячих искусств», в то время как искусствам, формирующим «школу движений», не уделяется должного внимания.

Арт-педагогика находит свое место и в отечественной системе профессионального образования. Результаты реализации арт-педагогики в условиях вуза нашли отражение в серии пособий Л. С. Кожуховской и Н. В. Масюкевич [11]. В них предлагаются арт-педагогические игротехники как интерактивные технологии, направленные на формирование рефлексии студентов, прежде всего, при изучении культурологических дисциплин.

С точки зрения авторов статьи «Арт-педаго-гические технологии в учебном процессе высшей школы» А. В. Новиковой и С. Н. Анкуды, арт-пе-дагогика определяется как новое направление, которое берет свое начало из теории и практики арт-терапии и является альтернативой стандартным средствам вузовского образования. Арт-пе-дагогические техники реализуются посредством применения художественно-игрового творчества, которое стимулирует всестороннее развитие личности [12].

Имеются и диссертации, описывающие арт-пе-дагогику в качестве средства организации учеб-

но-воспитательного процесса в высшей школе. Например, в диссертации В. В. Горева предлагается арт-педагогическая методика, направленная на структурирование многомодальной картины мира и трансформацию личностно-смысловой сферы личности на основе художественного трехмерного абстрактно-геометрического моделирования [13].

В диссертации С. В. Стариковой рассматриваются арт-технологии в профессиональной подготовке социального педагога. Арт-технологии она понимает как важный культурно-образовательный ресурс, обеспечивающий качество профессиональной компетентности специалистов [14]. Еще в одной диссертации разработана модель формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами арт-педа-гогики [15].

При этом следует отметить постепенное расширение сферы реализации арт-педагогики. Появилось одновременно несколько диссертационных работ, посвященных воспитательным возможностям арт-педагогики, выходящим за границы традиционной триады «дошкольное образование - школа - вуз». Например, в докторской диссертации Н. Ф. Хилько дается обоснование педагогики аудиовизуального творчества (аудиовизуальной арт-педагогики), возникшей на стыке ме-диапедагогики, педагогики творчества и теории социально-культурной деятельности [16]. В диссертации Ж. С. Валеевой описывается реализация арт-педагогики в синтезе с культурно-досу-говыми формами, способствующая социальной адаптации подростков [17]. В работе Р. Б. Улен-говой раскрыт потенциал арт-педагогики как средства формирования семейных ценностей у детей-сирот в условиях детского дома [18].

Чрезвычайно перспективным явлением для внедрения арт-педагогики в массовую педагогическую практику является также ее представленность в тематических планах курсов повышения квалификации для работников образования. Обобщение опыта работы подобных курсов находит воплощение в теоретических работах, посвященных применению арт-педагогики для повышения мастерства педагогов. Так, в 2008 г. Южно-Сахалинский областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров выпустил сборник «Арт-педагогика как одно из направлений развития личности»; в журнале «Методист» содержится статья Т. А. Соколовой «Арт-педагогика в повышении профессионального мастерства педагогов» [19].

Однако воспитательные возможности арт-пе-дагогики востребованы гораздо шире и находят свое применение в загородных оздоровительных центрах, в отделениях восстановительного лече-

ния и дневных стационарах детских поликлиник, в детских домах, в центрах реабилитации и коррекции, в музеях, в детских школах искусств, в социальных службах и др.

Отметим и возрастающий интерес общественности к этому новому направлению художественно-гуманитарной деятельности, который выражается в проведении конференций, направленных на рассмотрение различных аспектов арт-педа-гогики; появлении периодических изданий, посвященных арт-педагогике (например, научно-методический журнал арт-психологии, арт-педаго-гики и эстетики «Искусство. Творчество. Здоровье»). Организовано даже Московское научно-просветительское общество арт-терапевтов и арт-педагогов «Метаморфоза» (организаторы И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова).

Таким образом, как видно из вышеприведенных примеров, функционально-онтологический статус современной артпедагогики обусловлен прогрессивным опытом ее интеграции в различные социальные и культурно-гуманитарные практики. Развиваясь скорее экстенсивно, чем интенсивно, она расширяет свои «территории», являясь инновационной зоной распространения в пределах инициативной деятельности отдельных педагогов или учреждений на уровне эмпирических методик в системе отечественного дошкольного, общего, профессионального, специального, дополнительного и послевузовского профессионального образования, учреждениях культуры, интернатского типа, медицинского профиля и социальных службах. При этом функциональное поле реализации арт-педагогики включает в себя культурологическую, образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую, стимулирующе-мо-тивационную, созидательно-творческую, профилактическую, здоровьесберегающую, релаксационную, реабилитационную и методическую функции.

С нашей точки зрения, дальнейшими перспективными направлениями развития и распространения арт-педагогики в России, с учетом осуществленного анализа, являются: 1) изменение содержательного наполнения арт-педагогических технологий - от визуальных искусств в начале ХХ в. до мультимодального содержания, базирующегося на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности; 2) расширение функций арт-педагогики - от реабилитационных и коррекционных до воспитывающих, дидактических и профилактических; 3) изменение социальных сфер и возрастных границ применения арт-педагогики.

Примечания

1. Кацер О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушения речи детей // Музыкальная палитра. 2003. № 3(14). С. 29-31.

2. Медведева Е. А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2007.

3. Медведева Е. А, Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.

4. Анисимов В. П. Арт-педагогический потенциал методик Н. А. Зайцева // Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н. А. Зайцева. Минск, 2006. С. 11-16.

5. Линькова В. Учись читать! М., 1998.

6. Таранова Е. В.Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.

7. Уфимцева Л, Осипова Н. Артпедагогика - лекарство от стресса // Здоровье детей. 2006. № 23. C. 30-35.

8. Хрисанова Е. Г., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Воспитательная работа в школе. 2005. № 6. С. 38-44.

9. Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы / под ред. С. В. Федотовой. Тамбов, 2006.

10. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2006.

11. Кожуховская Л. С., Масюкевич Н. В. Арт-педагогика в высшей школе. Минск, 2005.

12. Новикова А. В., Анкуда С. Н. Арт-педагоги-ческие технологии в учебном процессе высшей школы // Современный спорт, современный олимпийский спорт и спорт для всех. Ч. 1. Минск, 2007. С. 438-441.

13. Горев В. В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Астрахань, 2003.

14. Старикова С. В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологии: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008.

15. Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедаго-гики: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

16. Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2007.

17. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в условиях культур-но-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2007.

18. Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2008.

19. Соколова Т. А. Артпедагогика в повышении профессионального мастерства педагогов // Методист. 2007. № 6. С. 8-15.

УДК 51

В. И. Варанкина, С. В. Тебенькова

ПРОФЕССОР Ф. Ф. НАГИБИН. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье открываются новые страницы биографии известного советского математика-методиста, профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976), работавшего в Кировском государственном педагогическом институте в 1934-1976 гг. Также рассматриваются направления исследования его научного творчества.

The article reveals some new facts of the biography of the famous Soviet mathematician and methodologist professor F. Nagibin (1909-1976) who worked at Kirov State Teachers' Training Institute in 1934-1976. The directions of studying professor Nagibin's works are also considered in this paper.

Ключевые слова: история математического образования, Ф. Ф. Нагибин, расшифровка рукописей.

Keywords, history of mathematical education, F. Nagibin, deciphering of originals.

Фёдор Фёдорович Нагибин (18.02.1909 г. -25.09.1976 г.) - один из выдающихся методистов-математиков советского периода. Во второй половине XX в. у математиков всего Советского Союза название нашего города -Киров ассоциировалось с именем Нагибина, так как именно здесь, в Кировском государственном педагогическом институте (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), сложилась его творческая и научная биография. Он, выпускник 1933 г. математического отделения нашего вуза (тогда Вятского педагогического института им. В. И. Ленина), прошёл путь в профессии от сельского учителя до всеми признанного профессора, мастера своего дела. Личность этого Человека по сей день вызывает наш неподдельный интерес.

В архиве ВятГГУ хранится личное дело профессора Ф. Ф. Нагибина, а в методическом кабинете факультета информатики, математики и физики - архив самого Фёдора Фёдоровича. За свою творческую жизнь Нагибин собрал и разместил в отдельные папки свои конспекты лекций, рукописи статей, заметки, задачи, газетные вырезки.

© Варанкина В. И., Тебенькова С. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.