16. Столетие Вятской губернии: сб. материалов: в 2 т. Вятка, 1880. С. 239.
17. Юрьев В. П. Указ. соч. С. 29.
18. Столетие Вятской губернии: сб. материалов: в 2 т. Т. 2. С. 616.
19. Юрьев В. П. Указ. соч. С. 35.
20. Там же. С. 36.
21. Там же. С. 46-47.
22. Там же. С. 47.
23. ГАКО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1. С. 55.
24. Там же. С. 2.
25. Там же. С. 2, 55.
26. Для сравнения: в 1811 г. в Вятке пуд муки стоил 1 р. 40 к., пуд крупы - 2 р., фунт мяса -12-15 к., сажень дров - 2 р. 20 к., фунт свечей -30 к.
27. Юрьев В. П. Указ. соч. С. 26.
28. Там же. С. 59.
29. Там же. С. 60.
30. Там же. С. 60-61.
31. Там же. С. 78.
32. Там же. С. 79.
33. Спицын А. А. Указ. соч. С. 57-58.
34. Столетие Вятской губернии: сб. материалов: в 2 т. Т. 2. С. 79.
35. ГАКО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 12. С. 2.
УДК 378.18
А. Г. Сахарова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВЕРОТЕРПИМОСТИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В статье анализируются теоретические подходы отечественных педагогов к вопросу формирования веротерпимости у учащейся молодежи в начале XX века в контексте особенностей государственной религиозной политики.
The article analyses theoretical approaches of Russian pedagogues to the development of students' religious tolerance in the beginning of the XX century. The context of the state religious policy of the period is taken into account.
Ключевые слова: веротерпимость, межконфессиональные отношения, православно-антропологическое педагогическое направление, либеральное педагогическое направление, этноконфессиональные группы.
Keywords: religious tolerance, interconfessional relations, the Orthodox-anthropological pedagogical trend, ethno-confessional groups.
Проблема межконфессиональных отношений в Российской империи, являвшейся многоконфессиональным государством, не теряла актуальности на протяжении всей истории ее развития.
Целью нашего исследования является анализ основных педагогических подходов начала XX в. к определению значимости, формам и методам формирования веротерпимости у учащейся молодежи в поликонфессиональном государстве с традиционно ведущими позициями православия.
Вопрос о необходимости формирования на государственном уровне основ веротерпимости у населения, и особенно у молодежи, в масштабах Российского государства возникает наиболее остро в начале XX в.
Суть новой государственной религиозной политики, имеющей значительное влияние на формирование педагогических идей, была сформулирована в «Высочайше утвержденных 17 апреля 1905 г. положениях Комитета об укреплении начал веротерпимости». Позиция государства служила для населения ориентиром для формирования отношения к представителям различных конфессий.
Содержание понятия «веротерпимость» с точки зрения государственной позиции в Российской империи начала XX в. сводилось к следующему:
© Сахарова Л. Г., 2011
- возможность исповедовать традиционную веру (неправославную), возможность выбора веры: преследования за «отпадение от Православной веры» и ограничения в правах прекращались, признавалась возможность за человеком выбора исповедания;
- возможность свободно совершать «богомо-ления и обряды», не нарушая норм российского законодательства;
- право для различных конфессий на владение имуществом: постройку храмов, печатание книг, устройство кладбищ;
- предоставление возможности для представителей различных конфессий получения религиозного образования и др. [1].
Анализ научных исследований, архивных и фольклорных источников позволяет сделать ряд выводов об общих взглядах на содержание понятия «веротерпимость» в понимании представителей различных конфессий Российской империи:
- признание права на возможность существования других религий, при строгом (традиционном) следовании верности своей религии;
- отказ от публичной демонстрации своего мнения в отношении «неправильности» иной религии (в семейном воспитании это допустимо);
- отказ от публичной демонстрации превосходства своих религиозных убеждений в формах, способствующих порождению масштабных конфликтов;
- стремление избегать сравнения религий и споров на религиозную тематику;
- стремление к вежливому общению с представителями иных конфесиональных групп как залог успешных хозяйственно-бытовых и культурных контактов;
- стремление к получению элементарных представлений об иной религиозной культуре на основе практического опыта общения [2].
Можно сделать вывод, что позиции государства и общества во многом совпадали.
К этому времени, по мнению швейцарского исследователя в области этнографии А. Каппе-лера, значительная часть этноконфессиональных групп Российской империи была готова к реформам, направленным на расширение гражданских прав, способствующих прогрессивному развитию [3].
Это подтверждается активизацией деятельности представителей интеллигенции различных религиозных групп в России: старообрядчества, мусульманских молодежных обществ, либеральных движений в рамках традиционных национальных религий. Например, суфийские братства - тарикаты, которые объединяли студентов-мусульман, недовольных консервативностью официального духовенства и отличавшихся опреде-
ленным либерализмом. Основоположником учения «накышбендия-халидия» являлся шейх Зай-нулла Расулаев (1835-1917), основавший медресе «Расулия» в г. Троицке Оренбургской губернии, ставшим одним из лучших центров мусульманского образования [4].
Финно-угорские народы, исповедующие традиционные национальные религии, движением за расширение прав и свобод были охвачены в меньшей мере. У марийцев данный процесс был выражен в отказе от православия и возвращении к традиционной национальной религии. Прослеживался рост числа марийской интеллигенции, осуществлявшей исследования марийского фольклора, этнографии [5]. Данные факты указывали на необходимость корректировки государственной политики в отношении неправославных групп населения.
В начале XX в. отмечалось постепенное становление педагогических идей развития веротерпимости у учащейся молодежи как школ и гимназий, так и вузов.
Теоретические подходы развивались в рамках двух основных направлений философско-педа-гогической мысли:
- православно-антропологического направления (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, В. В. Зеньковс-кий, И. А. Ильин, Г. П. Федотов и др.);
- либерального направления (В. П. Вахтерев, Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, П. А. Сорокин, К. П. Яновский и др.). Данная плеяда педагогов рубежа Х1Х-ХХ вв. осуществляла преподавательскую деятельность в учебных заведениях России. Часть педагогов в 1920-1930-е гг. продолжила преподавание в зарубежных школах и вузах, где обучались русские эмигранты.
Суть православно-антропологического подхода выражалась в стремлении укрепить ведущие позиции православия и обосновать возможность развития иных религиозных культур в Российской империи.
Великий русский философ и педагог Н. А. Бердяев считал начало XX в. поворотным моментом в материальной и духовной культуре России, связанный с развитием высшего образования: «Только в начале XX в. были оценены результаты русской мысли XIX в. и подведены итоги. Но сама проблематика мысли в начале XX в. очень усложнилась, и в нее вошли новые веяния, новые элементы. В России в начале XX в. был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой культурный подъем у нас был пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия переживала расцвет поэзии и философии, переживала напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения» [6].
Именно Н. А. Бердяев стал инициатором образования в Петербурге религиозно-философского студенческого общества в 1908 г., которое рассматривало вопросы духовной культуры, социальной жизни России, укрепления социального мира.
В рамках православно-антропологического направления обосновывается важность формирования веротерпимости у молодежи и делается попытка определить рамки поведения людей в поликонфессиональном пространстве, в частности в России, оценивается значимость вклада всех этноконфессиональных культур в развитие общемировой культуры: «В жизни и культуре всякого народа есть Божие и есть земное. Божие надо и можно любить у всех народов, что выражено словами Писания: "всякая и во всех Xрис-тос", но любить земное у других народов необязательно. Сострадание же к "человеческому естеству не имеет ограничений"» [7].
В начале XX в. в России были заложены основы идеи формирования веротерпимости как значимого гражданского качества (С. И. Гессен, В. В. Зеньковский): «В составе жизни современного человека мы различили как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово "культура" как наиболее общее и неопределенное мы сохраним поэтому для обозначения совокупности всех трех слоев» [8].
Особое внимание обращалось на воспитание у студенческой молодежи таких ценностей, как патриотизм и толерантность (В. В. Зеньковский). К высшим (надындивидуальным) чувствам он относил религиозное моральное и эстетическое чувства, тесно связанные друг с другом: «Чувство любви к людям, сострадание, стремление дать им радость - вот это выдвигает перед нами моральные задачи в отношении к другим людям <...>. Любовь если не идеализирует, то всегда смягчает острое и тяжелое в людях» [9]. Педагог одним из первых сформулировал идею о консолидации усилий различных образовательных структур в предоставлении возможности молодежи познать суть своей религии и формирования культуры межконфессиональных отношений. Такими эффективными формами деятельности молодежи он считал молодежные объединения (организации), являющиеся формальной или неформальной составляющей учебного заведения.
В данный период развивалась и идея о необходимости участия государства в формировании культуры межконфессиональных отношений (И. А. Ильин, Г. П. Федотов и др.): «Россия должна дать образец, форму мирного сотрудничества народов не под гнетом, а под водительством великой нации. Задача политиков - найти гибкие, но твердые формы этой связи, обеспечивающей каждой народности свободу развития в
меру сил и зрелости <...>. Всякое дело, творимое малым народом, как бы скромно оно ни было, всякое малое слово должно вложиться в русскую славу, в дело России. В наш век национальное самолюбие значит порою больше национальных интересов. Объединение народов России не может твориться силой только религиозной идеи. Здесь верования не соединяют, а разъединяют нас <...>. Но в православии дано нам религиозное освящение нации. Церковь благословляет наше национальное делание при условии просветленности его Светом Xристовым» [10].
Однако педагоги ограничились лишь целевыми установками необходимости формирования веротерпимости, способствующей укреплению социальной стабильности, а практические методики формирования у учащейся молодежи веротерпимости не были разработаны.
В рамках либерального направления отмечалась ориентированность на правовой и личностный подходы, выражающиеся в уважении религиозной самобытности всех людей. Формирование веротерпимости у учащейся молодежи в правовом контексте (В. П. Вахтеров, П. Ф. Капте-рев) прослеживалось в развитии идеи соблюдения прав человека и гражданина, возможности светского изучения вопросов религии: «Оставляя в стороне вероисповедные различия, что составляет дело специального ведения представителей соответствующего вероисповедания, имея в виду лишь основные начала религии как всеобщего явления между людьми, мы можем признать каждого учителя языка, истории, природоведения и учителем религии [11]. В. П. Вахтеров ориентировался на реализацию идей правового государства при формировании культуры межконфессиональных отношений: «Им придется вращаться среди других людей, и мы должны внушить им уважение к правам и достоинству других людей, мы должны образовать в них привычку воздерживаться от обиды и вреда ближнему» [12]. Именно данное положение является актуальным в процессе развития у молодежи веротерпимости. Педагог обращался к деятельност-ному подходу: «Ученик развивается, когда он сам действует» [13]. Педагог акцентировал внимание на таких методах обучения, как эксперимент и наблюдение за жизнью людей.
Воспитание уважения у молодежи, особенно у студенчества, к правам людей и закону пропагандировал К. П. Яновский: «Существующие интересы общества и государства требуют, чтобы высшие заведения давали нам людей, развитых духовно и телесно, не только обладающих известной суммой научных знаний, но и воспитанных в строгом уважении к закону» [14].
Соблюдение законодательства, регулирующего межрелигиозные отношение, рассматривалось как
средство предупреждения конфликтов на религиозной почве.
Представитель социально-философского направления П. А. Сорокин объясняет своеобразие и исторические корни наличия развития основ веротерпимости в России особенностями сложившейся культурной суперсистемы - «единства многообразия», строящейся на развитии культуры межнациональных и межконфессиональных отношений: «Дореволюционная и Советская Россия включает в свой состав более сотни этнических групп и разные расовые группы <...>. Одна из основных предпосылок успеха политики "единства в многообразии" состоит в юридическом и фактическом равенстве разнообразных расовых и этических групп населения империи, наций, а также любых обществ» [15].
В Вятском регионе имелись педагоги-практики, сформулировавшие теории воспитания веротерпимости в условиях специфического поликонфессионального региона с ведущими позициями православия (Н. И. Ильминский, П. Н. Луппов и др.).
Региональные педагоги акцентировали особое внимание на уважении религиозных чувств неправославных групп населения: «Как бы ни были просты и неразвиты понятия и верования инородцев, но они составляют всю сущность их мышления и основу их нравственности; они не сознательны, но глубоки и любимы, как наследие отдаленнейшей старины» [16].
Тенденции развития либеральных взглядов на религиозное образование постепенно входили в практику работы учебных заведений Российской империи.
Важную роль в данном направлении постепенно начинала играть внеучебная деятельность учащихся и студентов, направляемая официальными государственными органами, которые были ответственны за реализацию образовательной политики. Следует отметить, что работа в направлении формирования веротерпимости не имела целенаправленного характера. Отмечались лишь отдельные формы и методы, способствующие познанию иной культуры и уважительного отношения к представителям различных религиозных групп. Обосновывалась полезность таких форм, как экскурсии, экспедиции, научные исследования. Так, в начале XX в. придавали большое воспитательное значение экскурсиям к объектам религиозного ландшафта. В положении «Как устраивать паломнические и образовательные путешествия» с целью формирования у студенческой молодежи представлений о конфессиональном многообразии России рекомендовалось посещать православные и мусульманские объекты в Казани: «В Казани. Соборы и монастыри: Благовещенский с гробницей Св. Гурия, Спасо-Преображенский с гр. Варсоновия каз., Городс-
кой музей, башня царицы Сумбеке». В начале XX в. в России наряду с путеводителями для молодежи по православным святыням разрабатывались методические рекомендации в связи с организацией экскурсий по районам с выраженной поликонфессиональностью, например по Крыму, Кавказу [17].
Наблюдение за конфессиональным многообразием российских регионов способствовало развитию у молодежи религиозной терпимости и формированию представлений о сути различных религиозных культур.
Таким образом, идеи, изложенные российскими педагогами начала XX в., сводятся к постановке вопроса о необходимости формирования веротерпимости в учебных заведениях, в том числе и высшего профессионального образования. Педагогические подходы к проблеме формирования веротерпимости у учащейся молодежи выстраивались с учетом развития либеральных тенденций государственной религиозной политики и этноконфессиональной специфики российских регионов.
Примечания
1. Высочайше утвержденные, 17 апреля 1905 г., положения комитета министров об укреплении начал веротерпимости // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительственном сенате 1905 г. Отдел первый. Первое полугодие. СПб., 1905.
2. Сахарова Л. Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи на Вятке в новейшее время (1918 - начало XXI в.). Киров, 2008.
3. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 1997. С. 30-31.
4. Касимова Д. Г. Формирование религиозной толерантности в средней и высшей школе: актуальность, содержание, перспективы // Актуальные проблемы теории и практики духовно-нравственного воспитания молодежи: сб. ст. Киров, 2006. С. 9-13.
5. Калинин И. К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М., 2000. С. 71.
6. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М., 1990. С. 43272.
7. Ильин И. А. О государственном правосознании // Новый мир. 1991. № 10. С. 200-202.
8. Гессен С. И. Образовательная политика в советской школе // Педагогические сочинения / сост. Е. Г. Осовский. Саранск, 2001. С. 233-238.
9. Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / сост. Е. Г. Осовский. Саранск, 2003. С. 581, 615.
10. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия // О России и русской философской культуре послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. Е. М. Чехарин. М., 1990. С. 403-405.
11. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 434.
Е. В. Таранова, О. Н. Полчанинова. Функционально-онтологический статус артпедагогики в России.
12. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин и др. М., 1987. С. 51.
13. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 251.
14. Яновский К. П. К вопросу о наших высших учебных заведениях, и об университетах в особенности // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 454-455.
15. Ильминский Н. И. Об образовании инородцев // Антология педагогической мысли России второй половины XX - начала XX вв. М., 1990. С. 454-455.
16. Как устраивать паломнические и образовательные путешествия // Народная школа. Руководство для учителей и учительниц. Ч. 1. Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и цер-ковно-приходских школах. М., 1912. С. 529.
17. Там же. С. 529.
УДК 37.013.43
Е. В. Таранова, О. Н. Полчанинова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС АРТ-ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
В статье раскрываются современные тенденции реализации арт-педагогики и ее функциональная направленность в условиях отечественного дошкольного, общего, профессионального, специального, дополнительного и послевузовского профессионального образования, учреждениях культуры, интернатского типа, медицинского профиля и социальных службах.
In this article the authors discuss the modern tendencies realize art-pedagogics and her functional trend in conditions of the native pre-school, school, vocational, speciality, supplementary, post-university education, cultural institutions, boarding schools, hospitals and social service.
Ключевые слова: арт-педагогика, интеграция арт-педагогики в систему образования, арт-педаго-гические методы и технологии, функционально-онтологический статус арт-педагогики.
Keywords: art-pedagogica, integration artpedago-gics of the system education, artpedagogics methods and technologis, functional-ontological status of the artpedagogics.
Современная воспитательная ситуация в отечественных образовательных учреждениях требует от педагогической науки новых подходов по качественному обновлению всего педагогического процесса, разработки эффективной стратегии не только воспитания, но и обучения, связанной с системно-целостным видением образовательного процесса. Исходя из этого, актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «личность - искусство», поскольку на протяжении всей истории человече-
© Таранова Е. В., Полчанинова О. Н., 2011
ства искусство использовалось как сильнейший и один из самых доступных агентов в организованном образовании личности молодого человека. В связи с этим закономерным является особый интерес педагогического сообщества к арт-педаго-гике как интегративной области современного гуманитарного знания, посвященного проблемам воздействия искусства на человека.
Несмотря на то что арт-педагогика начинает формироваться в России только в последние десятилетия, педагогическая наука имеет значительный опыт ее интеграции в систему отечественного образования. Рассмотрим имеющийся в нашей стране и описанный в различных печатных и информационных источниках опыт реализации арт-педаго-гики в России.
Особый интерес к арт-педагогике как средству развития и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья традиционно проявляет специальная психология и педагогика (В. В. Васильев, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская и др.), в исследованиях объективно подтверждается факт положительного влияния искусства на детей с различными отклонениями. Так, О. С. Булатова, М. В. Гузепа, М. Л. Князева, А. В. Крепи-ца, Н. М. Назарова и другие обращают внимание на возможности внедрения арт-педагогики в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность, где посредством творческой деятельности ребенок преодолевает психофизические комплексы и интенсивно развивается.
Экспериментальные площадки организованы на базе многих специализированных учреждений, а в рамках лаборатории модернизации подготовки кадров для специального образования (Научно-исследовательский институт столичного образования) разрабатывается направление «Искусство в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития». Результатом такой деятельности становится описание особенностей реализации артпедагогических методик в системе специального образования, отраженные в отдельных научных публикациях специалистов [1].
Однако наиболее концептуально особенности реализации арт-педагогики в системе специального образования раскрыты в диссертации Е. А. Медведевой [2]. Все содержание коррекци-онно-развивающей помощи по социокультурному становлению ребенка с проблемами посредством искусства ею представлено в виде двух направлений: арт-педагогического и арт-терапевти-ческого. По ее мнению, арт-педагогика определяет культурно-ценностную ориентацию сопровождения такого ребенка в его социокультурном становлении с помощью искусства. По ре-