Психология и психиатрия psychology and psychiatry
арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов
резюме
ларионова л.И. 1, Азарова Л.Н. 2
1 ГАОУ ВО г. Москвы
«Московский городской педагогический университет» (129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, Россия)
2 ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»
(125047, г. Москва, Миусская пл., 9, Россия)
Автор, ответственный за переписку: ларионова людмила Игнатьевна,
e-mail: [email protected]
В статье представлен обзор отечественных исследований, цель которого заключается в обобщении результатов в области развития эмоционального интеллекта студентов средствами арт-технологий и поиска актуальных направлений будущих исследований. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта у современных студентов определяется задачами высшего образования. Несмотря на серьёзный опыт по использованию искусства в обучении и воспитании личности, накопленный в России, активное проникновение арт-технологий в систему образования стало происходить сравнительно недавно, чем объясняются временные рамки обзорного исследования - 2019-2021 гг. Анализ был выполнен в декабре2021 г. с использованием национальной библиографической базы данных научного цитирования. Поиск исследований проводился с использованием комбинации ключевых слов «эмоциональный интеллект», «развитие эмоционального интеллекта студентов», «арт-терапия», «педагогическая арт-терапия», «арт-технологии», «арт-терапия в вузе» на русском языке. Из 902 публикаций, посвящённыхарт-терапии, проблеме использования арт-технологий в вузе, развитию эмоционального интеллекта посредством арт-технологий, авторами было отобрано 49 публикаций. Анализ отобранных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта вызывает повышенный интерес у исследователей. Однако развитие эмоционального интеллекта у студентов не является приоритетным направлением. В системе профессионального образования теме эмоционального интеллекта внимания уделяется недостаточно, что является недопустимым и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню подготовки современных специалистов. В исследованиях последних лет недостаточно раскрыты возможности использования арт-технологий в развитии эмоционального интеллекта студентов. Нуждаются в дальнейшей разработке программы по развитию эмоционального интеллекта студентов, представление и описание арт-терапевтических техник и методик, их место и роль в развитии эмоционального интеллекта. Несомненно, перспективным направлением будет наращивание доказательной базы и обоснование методов проверки эффективности различных арт-технологий.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта студентов, арт-технологии, арт-терапия, арт-педагогика, обучение в вузе, профессиональная подготовка
Статья получена: 06.02.2022 Статья принята: 12.04.2022 Статья опубликована: 20.05.2022
для цитирования: Ларионова Л.И., Азарова Л.Н. Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов. Acta biomedica scientifica. 2022; 7(2): 199-211. doi: 10.29413/ABS.2022-7.2.21
art technologies in the development of students' emotional
INTELLIGENCE
ABSTRACT
Larionova L.I. 1, Azarova L.N. 2
1 Moscow City University (Vtoroy Selskohoziajstvenny proezd 4/1, Moscow 129226,
Russian Federation)
2 Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (Miusskaya square 9, Moscow 125047, Russian Federation)
Corresponding author: liudmila I. larionova,
e-mail: [email protected]
The article presents an overview of domestic research devoted to the development of students' emotional intelligence by means of art technologies. The relevance of the problem ofdeveloping emotional intelligence in modern students is determined by the objectives of higher education. Despite the serious experience gained in Russia in the use of art in teaching and personal education, the active penetration of art technologies into the education system began to occur relatively recently, which explains the time frame of the review study - 2019-2021. The analysis was performed in December 2021 using the national bibliographic database of scientific citation. The research was conducted using such combinations of keywords as "emotional intelligence", "development of emotional intelligence of students", "art therapy", "pedagogical art therapy", "art technology", "art therapy at the university" in Russian for the period of2019-2021. Out of 902 publications devoted to art therapy, the problem of using art technologies in higher education, the development of emotional intelligence through art technologies, the authors selected 49 publications. The analysis of the selected publications showed that the problem of the development of emotional intelligence arouses increased interest among researchers. However, the development of emotional intelligence in students is not a priority. In the system of professional education, the topic of emotional intelligence is not given enough attention, which is unacceptable and does not meet the requirements for the level of training of modern specialists. In recent studies, the possibilities of using art technologies in the development of students' emotional intelligence have not been sufficiently disclosed. There is a need for further development of a program for the development of students' emotional intelligence, presentation and description of art therapy techniques and techniques, their place and role in the development of emotional intelligence. Undoubtedly, building up the evidence base and substantiating methods for verifying the effectiveness of various art technologies will be a promising direction.
Key words: emotional intelligence, development of students' emotional intelligence, art technologies, art therapy, art pedagogy, university education, professional training
Received: 06.02.2022 Accepted: 12.04.2022 Published: 20.05.2022
For citation: Larionova L.I., Azarova L.N. Art technologies in the development of students' emotional intelligence. Acta biomedica scientifica. 2022; 7(2): 199-211. doi: 10.29413/ ABS.2022-7.2.21
раздел 1. введение в проблему. основные понятия
Эмоциональный интеллект вошёл в область научного исследования в 1990 г. благодаря работам Дж. Мэйера и П. Сэловея и сразу стал активно изучаться зарубежными (Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, А. Нойбауэр, Х. Фройдент-халер, Д. Карузо, Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, Э. Фернхем) и отечественными (Д.В. Люсин, А.И. Савенков, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, А.П. Лобанов, И.Н. Андреева) учёными.
В настоящее время не существует единого подхода в определении эмоционального интеллекта. Каждый исследователь придавал этому феномену своё значение и наделял его различными компонентами. На сегодняшний день в психологии насчитывается более 7 моделей эмоционального интеллекта. Дж. Мэйер и П. Сэловей [1] стали определять эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: «определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений». Гоулман Д. [2] утверждает, что эмоциональный интеллект играет положительную роль в жизни людей, независимо от их статуса и возраста. Он обращает внимание на то, что интеллект влияет на успешность в жизни человека на 20 %, тогда как компетенции, включённые в эмоциональный интеллект, на 80 % воздействуют на благополучие в жизни. Эмоциональный интеллект определяется Д. Гоулманом как способность человека расшифровывать свои эмоции и эмоции других людей и использовать полученную эмоциональную информацию в достижении собственных целей.
Среди отечественных исследователей широко известен своей моделью эмоционального интеллекта современный психолог Д.В. Люсин [3]. Данная модель связана как с когнитивными составляющими, так и с личностными характеристиками индивида, которые оказывают воздействие на степень развития эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина имеет двустороннюю направленность - на себя и окружающих людей, что описывается как внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Д.В. Люсин определил эмоциональный интеллект как способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. К пониманию эмоций относится способность узнать и идентифицировать эмоцию, а также определять причины, обуславливающие эти эмоции; к управлению эмоциями относится возможность контролировать насыщенность эмоций, а также произвольно провоцировать появление необходимой эмоции.
В последнее время в психолого-педагогической литературе освещаются вопросы теоретических и методологических основ эмоционального интеллекта (И.С. Степанов, Т.В. Манянина); аспекты, связанные с возрастными особенностями эмоционального интеллекта (К.С. Кузнецова, Ю.В. Давыдова, Л.Н. Вахрушева); специфика эмоционального интеллекта у студентов различных направлений подготовки (И.Н. Мещерякова, О.А. Айгунова, Г.В. Ну-
риева); профессиональная специфика эмоционального интеллекта (Т.И. Солодкова, Р.А. Кудрин); изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью профессиональной деятельности, лидерством и социальным успехом, некоторыми личностными характеристиками (А.С. Петровская, О.В. Белоконь, С.А. Григорьев); особенности эмоционального интеллекта в контексте проблемы одарённости личности (Л.И. Ларионова, О.М. Зверев, Д.В. Богданов).
Проблема развития эмоционального интеллекта у студентов также широко представлена в научных работах последних лет (А.М. Белобородов, С.А. Григорьев, А.М. Двойнин, И.Н. Мещерякова, Г.Р. Нуриева, Н.А. Овеш-никова, О.Б. Полякова, Г.И. Родионова, Д.В. Фурсова, М.М. Царенкова и др.).
Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта у современных студентов определяется задачами высшего образования. Профессионализм и самопознание личности неразрывно связаны между собой. Профессиональное саморазвитие во многом зависит от стремления человека к личностному росту. Значимое место в подготовке специалиста должно отводиться приобретению навыков, которые оказывают влияние на профессиональное становление. Навыки, связанные с пониманием и управлением эмоциями, имеют особое значение.
Эмоциональный интеллект и проблема эмоциональных состояний. Необходимость развития эмоционального интеллекта студентов отмечается в работах современных учёных. Вызывают интерес данные, полученные В.И. Долговой и М.Ю. Буслаевой [4] в результате изучения эмоциональной устойчивости студентов колледжа (под эмоциональной устойчивостью понимается неподверженность эмоциональных процессов внешним и внутренним отрицательным влияниям). Авторы выявили специфические особенности эмоциональной устойчивости, характерные для студентов с различной степенью выраженности учебной мотивации. Так, у студентов с высокой мотивацией определён низкий уровень тревожности, что позволяет им лучше владеть своей эмоциональной сферой. Эмоциональная устойчивость активно развивается в этот период, так как является результатом деятельности студента в сложных ситуациях, которым наполнена жизнь современного студента, например, ситуация эмоционального стресса. В исследованиях Е.А. Раевской [5] установлено, что в стрессовой ситуации находятся от 30 до 60 % первокурсников. Положительные эмоции автор считает маркерами успешной адаптации, отрицательные - дезадаптации. Свыше 18 % первокурсников переживают отрицательные эмоции, что оказывает значительное влияние на учебную деятельность, общее состояние и является показателем недостаточного развития эмоционального интеллекта в целом.
Исследование Д.С. Никулиной [6] показало наличие взаимосвязи между эмоциональной направленностью личности студента и уровнем удовлетворённости жизнью. Она доказала, что студенты с высоким уровнем удовлетворённости жизнью переживают разнообразные эмоции, многомерно воспринимают окружающую действительность. У студентов со средним индексом
жизненной удовлетворённости выражено стремление < к успешности, желание получить признание окружаю- I щих, преобладает гностический, праксический и пуг-нический тип эмоциональной направленности. Студенты с низким уровнем удовлетворённости жизнью демонстрируют стремление к самоутверждению и славе, I им важно признание их значимости, одарённости, уни- I кальности другими людьми. Для них характерно пре- < обладание праксического и пугнического типа эмоци- I ональной направленности.
В исследовании Д.В. Фурсовой [7] эмоциональный J интеллект студентов определялся как условие учебной
успешности. Исследуя проблему позитивности обра- I
за мира и образа «Я» у студентов, О.В. Цаплина [8] выя- I
вила, что у большинства обследуемых присутствует не- 1
гативный эмоциональный фон, наличие по отношению I
к себе таких эмоциональных реакций, как как раздра- I
жение, презрение и пр. Исследования, проведённые I
под руководством Л.И. Ларионовой [9] на базе различ- I
ных вузов, говорят о наличии следующих проблем у сту- I
дентов в эмоциональной сфере: недостаточная осознан- I ность своих и чувств и эмоций, а также чувств и эмоций
других людей; низкий уровень развития способности I управлять своими эмоциями.
Данные о связи возраста и развития эмоционально- I
го интеллекта неоднородны. Результаты обзора, прове- I
дённого О.М. Исаевой и С.Ю. Савиновой [10], показали I наличие дискурса о сензитивных периодах для этого
феномена. А. Белобородов и Е. Сыманюк [11] доказали, I
что учебная среда вуза обладает потенциальными воз- I
можностями для работы с эмоциональной сферой обу- J
чающихся и формирования необходимой современно- I му специалисту эмоциональной компетентности.
В психолого-педагогической литературе отмечается 1
множество подходов к развитию эмоционального интел- I
лекта, предполагающих использование различных тех- ,
нологий: рефлексивный анализ эмоциональных состо- (
яний, технологии работы с телом, когнитивно-поведен- I
ческие технологии и др. I
Особенность нашего исследования заключается
в рассмотрении роли творчества и разнообразной твор- I
ческой деятельности в развитии эмоционального ин- I
теллекта современных студентов, в использовании арт- I терапевтических технологий.
Арт-терапевтические технологии и педагогиче- I ская арт-терапия. Понятие «арт-терапевтическая техно- I логия» ещё не имеет точного определения. Если рассма- J тривать его относительно сферы образования, наиболее близким к нему является понятие «арт-технологии», I которое М.В. Киселёва [12] связывает с инновационным I подходом в образовании, рассматривает как новую форму взаимодействия обучаемого и обучающегося, направленную по повышение эффективности учебного процесса. Интересно определение Е.В. Тарановой [13], ко- I торая рассматривает арт-технологии как совокупность средств, принципов и механизмов разных видов искусства, использующихся для пробуждения художествен- ( ной активности личности в целях оптимального профес- I сионально-педагогического решения задач воспитания, I
обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования).
Мы считаем целесообразным раскрыть понятие «арт-терапевтические технологии» через понятия «арт-терапия» и «педагогическая арт-терапия». Несмотря на то, что сам термин «арт-терапия» появился только в 1938 г., в 30-е годы XX в. закладываются теоретические и практические основы арт-терапии. Существенный вклад в теоретические основы арт-терапии внёс психоанализ (З. Фрейд), а потом аналитическая психология (К. Юнг), где рисование использовалось для подтверждения идеи существования персональных и универсальных символов, а также описал возможность применения рисунка в терапевтическом процессе. Практическая арт-терапия также активно развивается с 1920-х годов. Сначала искусство начинает отделяться от лечения разного рода деятельностями, затем применяется как средство лечения в здравоохранении. Арт-терапия используется в лечебных заведениях, санаториях и профилакториях. В 1938 г. (А. Хил) открываются возможности и сила рисования одновременно как лечебного и воспитательного средства, что постепенно приводит к проникновению нового направления в социальную работу, педагогику и психологию. Появляются опыты применения искусства в практике оказания помощи во всех её элементах - в диагностике, в консультировании, в воспитании, терапии и коррекционной деятельности.
В настоящее время в русскоязычных источниках существуют различные трактовки термина «арт-терапия». Мы опираемся на определение, представленное в Резолюции Арт-терапевтической ассоциации, основателем которой является А.И. Копытин, где арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [14].
Педагогическая арт-терапия, как отмечает А.И. Копытин [15], занимается вопросами социализации и воспитания личности. Педагогическая арт-терапия предполагает использование искусства и творческой деятельности с целью оказания «исцеляющего» воздействия на личность, повышения её психосоциальной адаптации, изменения стереотипного поведения, развития творческой индивидуальности. Педагогическая арт-терапия или арт-педагогика может быть использована в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования. Методы педагогической арт-терапии являются эффективным способом выражения эмоций, гармонизации эмоционального самочувствия и сохранения и улучшения психологического здоровья. А.И. Копытин
рассматривает термины «арт-педагогика» и «педагогическая арт-терапия» как синонимичные, при этом указывает на то, что в отечественной науке определения арт-педагогики многообразны. Так, Н.Ю. Сергеева рассматривает арт-педагогику как практическое направление педагогической науки, основанное на применении различных средств искусства для решения профессиональных педагогических задач. В.П. Анисимов представляет её, прежде всего, как технологию воспитания, социализацию и развития личности, базирующуюся на использовании искусства [15]. Е.А. Медведева [16] представляет арт-педагогику как синтез искусства и педагогики, сущность которой видит и в формировании у детей, включая и детей с проблемами, основ художественной культуры и в овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности. В данном исследовании мы опираемся на мнение А.И. Копытина, который пишет, что арт-педагогику можно рассматривать «в качестве частной - педагогической - модели арт-терапии» [17]. Эту позицию развивает Л.Д. Лебедева, рассматривая педагогическую модель арт-терапию как одну из составляющих триады (трёх моделей арт-терапии) феномена арт-терапии - медицинской, социальной, педагогической. Автор пишет: «Педагогическая модель арт-терапии (упрощённо: педагогическая арт-терапия) отражает специфику деятельности подготовленного к арт-терапевтической работе специалиста с базовым психолого-педагогическим образованием в учебных учреждениях различного вида» [18].
Несмотря на серьёзный опыт по использованию искусства в обучении и воспитании личности, накопленный в России, как одно из направлений психологической деятельности в нашей стране арт-терапия появилась в 1990-е годы. Однако её активное проникновение в систему образования стало происходить сравнительно недавно, при этом в первую очередь арт-терапия появилась в системе дополнительного образования, далее - в дошкольных образовательных организациях, в средней школе, и в последнюю очередь в системе высшего и среднего профессионального образования. Этим объясняется временные рамки нашего обзорного исследования - 2019-2021 гг.
лее - РИНЦ). Поиск исследований проводился с использованием комбинаций ключевых слов «эмоциональный интеллект», «развитие эмоционального интеллекта студентов», «арт-терапия», «педагогическая арт-терапия», «арт-технологии», «арт-терапия в вузе» на русском языке за период 2019-2021 гг.
Из 902 публикаций, посвящённых арт-терапии, проблеме использования арт-технологий в вузе, развитию эмоционального интеллекта посредством арт-технологий, нами было отобрано 49 публикаций, анализ которых позволил ответить на следующие вопросы:
1. Каковы условия использования арт-терапев-тическихтехнологий в вузе?
2. Для решения каких задач используются арт-терапевтические технологии в вузе?
3. Какие направления арт-терапии в большей степени используются в вузе?
4. Как используются арт-терапевтические технологии для развития эмоционального интеллекта?
5. Является ли использование арт-терапевтических технологий эффективным средством развития эмоционального интеллекта у студентов?
Для анализа не использовались диссертационные исследования, рецензии статей и книг.
На рисунке 1 представлено распределение публикаций по годам. На нём хорошо видно наличие тенденции к повышению интереса исследователей к данной тематике и увеличение количества исследований.
0 5 10 15 20 25 30
раздел 2.
организация и методы исследования
Цель исследования
Провести обзор ключевых статей отечественных исследователей, представленных в системе РИНЦ, для обобщения результатов в области развития эмоционального интеллекта студентов средствами арт-терапевтических технологий и поиска актуальных направлений будущих исследований.
Отбор исследований для анализа. Обзор исследований, посвящённых теме развития эмоционального интеллекта студентов средствами арт-терапевтических технологий, был выполнен в декабре 2021 г. (с 15.12.2021 по 25.12.2021) с использованием национальной библиографической базы данных научного цитирования (да-
РИС. 1.
Распределение публикаций по годам FIG. 1.
Distribution of publications by year
Далее были выявлены 7 направлений исследований: арт-терапия в пространстве вуза; арт-терапевтические технологии в обучении студентов; арт-терапевтические технологии в формировании личности студентов; арт-терапия в сопровождении стрессовых и кризисных ситуаций, а также в условиях самоизоляции; арт-терапевтические технологии в сохранении психологического здоровья студентов; арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов; представление конкретных арт-терапевтических методик. Выявленные направления исследований представлены в таблице 1.
таблица 1
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
TABLE 1
RESEARCH DIRECTIONS
Направления исследований
Автор, год издания публикации
Арт-терапия в пространстве вуза
Арт-терапевтические технологии в обучении студентов
Арт-терапевтические технологии в формировании личности студентов
Арт-терапия в сопровождении стрессовых и кризисных ситуациях, также в условиях самоизоляции
Арт-терапевтические технологии в сохранении психологического здоровья студентов
Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов
Представление конкретных арт-терапевтических методик
Жаров А.М. (2021); Шабанова О.П., Шабанова М.Н. (2021); Бережная М.С. (2019); Христидис Т.В. (2019); Дегтярёва С.Б., Потапова М.К. (2019)
Хаменок М.А. (2021); Крылов С.Ю.,Якушева О.В. (2021); Кузьминова Е.А. (2021); Тодорова Т.Н., Куликова Е.В., Чвякин В.А. (2019); Васильева М.Г. (2019)
Чистякова Е.Н., Рязанов С.В. (2021); Воспитанник И.В. (2021); Ананина Ю.П. (2021); Мищенко В.И. (2021); Станоева Ю.П. (2021); Чурсинова О.В. (2021); Ветерок Е.В. (2020); Царевина О.В. (2020); Клокова Э.С. (2020); Кузнецова Е.В. (2020); Новикова К.В., Конох М.А. (2020); Вавилкина Н.Г. (2020); Антипина Е.А., Шефов С.А. (2019); Киселёва А.В. (2019); Антипина Е.А., Шефов С.А. (2019)
Досманова Т.Н. (2021); Петухова Л.М. (2021); Ибраева А.Б., Длимбетова Г.К. (2021); Маликова Д.Р. (2021); Панкстьянова Н.А., Афанасенкова Е.Л. (2021); Краснова В.С., Горбачёва В.А. (2021); Мищенко В.И. (2021); Ческидова И.Б. (2021); Смирнова Н.С., Брюханова А.Д. (2021); Ванчугова Л.В., Дружинина И.Е. (2019)
Смирнова Н.С., Брюханова А.Д. (2020); Кривоногова К.Д., Оганесян Г.Н. (2019)
Ческидова И.Б. (2021); Зорина Н.Н. (2021); Шитова Н.В.(2021); Галич Т.В. (2019); Азарова Л.Н., Ларионова Л.И., Смирнова П.В. (2021); Азарова Л.Н., Корабанова Ж.В. (2021); Зорина Н.Н. (2021)
Адилова М.Р. (2021); Молчанова Н.В. (2021); Олифирович Н.И., Гонта А.В. (2021); Родичева-Яровенко А.О. (2020); Ярыгина А.В., Мусийчук М.В. (2019); Каяшева О.И. (2020); Кривоногова К.Д. Оганесян Г.Н. (2019); Саввинова К.П. (2019); Михальчи Е.В. (2020)
раздел 3. результаты и их обсуждение
Условия и использование арт-технологий в вузовской среде. Процесс внедрения арт-терапевтических технологий в процесс обучения в вузе рассматривается авторами как достаточно простой, так как не требует от обучающихся специализированных умений в области художественной деятельности. Важно отсутствие противопоказаний к применению данных, их личност-но ориентированная направленность, бережность и ре-сурсность, подкрепляемые отсутствием оценки результатов [19, 20]. В организационном контексте использование арт-терапевтических техник возможно как во внеаудиторной работе со студентами, так и в аудиторной, например, в преподавании курсов по выбору [21, 22].
Отмечается также недостаточное обращение к методам арт-терапии организаций, работающих с молодёжью, в то время как их использование с целью диагностики эмоционального состояния могло бы способствовать сохранению здоровья и психического благополучия личности [23].
Задачи, решаемые с помощью использования арт-терапии в вузе. В соответствии с выделенными направлениями арт-терапия может использоваться в широком контексте как воспитательная технология. В публикациях рекомендуется с её помощью проводить работу по формированию личностных компетенций, без которых невозможна жизнь в поликультурном обще-
стве. Это формирование толерантности и этнопсихологической культуры у студентов. Выделены функции арт-терапии, реализация которых позволит интегрировать внутренний опыт студента с аддиктивным поведением [24], будет способствовать повышению культуры общения в коллективе, профессионального исполнительского уровня [25], решению проблем адаптации [26, 27]. Средства арт-терапии являются тем инструментом, который помогает человеку становиться глубоко понимающим себя и окружающих, что способствует решению задач гуманизации профессиональной деятельности человека [28]. Технологии арт-терапии целесообразно использовать для активизации творческого потенциала, пробуждения глубинных психологических ресурсов, развития креативности [29], развития стрессоустойчивости [30].
Эффективность методов арт-терапии в развитии мотивации учебной деятельности студентов колледжа показана в работе Ю.П. Станоевой [31]. Автор доказала, что включение студентов в специально организованное обучение в форме развивающего арт-терапевтического тренинга даёт положительную динамику в развитии мотивации учебной деятельности, усиливает профессионально-познавательную систему мотивов. Арт-терапевтические технологии используются для преодоления кризиса взросления [21], а также в ситуации личностного кризиса. Различные виды искусства вызывают положительные эмоции, помогают восстановить позитивный взгляд на себя и окружающих. Положительное
эмоциональное состояние является основой для формирования у студентов устойчивости к воздействию критической ситуации и развитию адаптивных стратегий [32].
Некоторые публикации посвящены периоду самоизоляции и представляют опыт использования арт-терапии в это непростое для студентов время. И.Б. Ческидова [33] использовала изобразительную деятельность в работе со студентами, обучающимися в дистанционном формате. Задания на тему «Самоизоляция» и «Мои эмоции» давались студентам по их просьбе с целью выявления эмоционального состояния в условиях дистанционного обучения, после выполнения задания студенты просмотрели и обсудили все рисунки. В течение периода дистанционного обучения студенты неоднократно отмечали роль занятий изобразительной деятельностью в психологической разгрузке.
Использование арт-терапевтических методов при обучении наиболее часто упоминается в статьях, по-свящённых изучению иностранного языка. Отмечается, что применение арт-терапевтических технологий на занятиях по иностранному языку у студентов неязыкового вуза развивает мышление, уверенность в своих силах, повышает уровень усвоения лексических и грамматических структур, позволяет проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей [34]. Обучающиеся на таких занятиях чувствуют себя более уверенно в иноязычной коммуникации [35]. Использование такой арт-терапевтической технологии как фотопроект, основанной на визуальном закреплении изображения, способствует повышению результативности формирования профессионально ориентированной лексической компетенции студентов [36].
Во многих работах делается вывод о воздействии арт-терапевтических технологий на академическую успешность. Давая студентам жизненную энергию, занятия арт-терапией улучшают их концентрацию на учёбе. Благодаря арт-терапевтическим технологиям студенты с большей вероятностью могут учиться более эффективно [37, 38].
Таким образом, арт-терапевтические технологии воздействуют на личность студента иносказательно и ненавязчиво и могут использоваться в условиях вуза достаточно широко: в формировании активной, профессиональной жизненной позиции; коммуникативной компетенции; поддержании межкультурной коммуникации в обучающем процессе; в процессе осуществления психолого-педагогической поддержки; в развитии учебно-профессиональной мотивации; в повышении академической успешности. Арт-терапевтические технологии способствуют смягчению влияния определённых факторов, связанных с образовательной системой и характерными для неё психологическими и физическими нагрузками, а также институциональными отношениями.
Препятствия использования арт-терапевтичес-ких технологий в вузе. Во всех работах авторы единодушно приходят к выводу об эффективности использования арт-терапевтических технологий в учебном процессе вуза, так как они подходят студентам с различными индивидуальными учебными стилями. Однако их ак-
тивное внедрение связано с рядом трудностей. В системе последипломного педагогического образования в качестве препятствий применению арт-технологий А.М. Жаров [39] выделяет влияние образовательных традиций вуза, в основе которых лекционный формат, не предполагающей активности студентов; неготовность преподавательского состава вуза обращаться к нетрадиционным технологиям ведения занятий; недостаточная сформированность необходимых психолого-педагогических компетенций, что вызывает дискомфорт при работе с такими методами; недостаток мотивации к изменениям. Чтобы использовать арт-терапевтические технологии в педагогической деятельности преподавателю вуза необходимо повышать уровень своего профессионального мастерства, разрабатывать и обновлять содержание преподаваемых курсов, включая новые тематики. К сожалению, смена ФГОС, происходящая слишком часто, забирает львиную долю усилий, что негативно сказывается на мотивации преподавателей. Кроме того, грамотное использование арт-технологий предполагает прохождение специального обучения, в результате которого специалист овладеет внушительным арсеналом арт-терапевтических техник, приобретёт собственный опыт участия в арт-терапевтических тренингах как в роли участника, так и в роли тренера. К сожалению, такие программы повышения квалификации встречаются крайне редко. Нам известен опыт АНО ДПО «Академия искусств Игоря Бурганова», где разработана и реализуется программа повышения квалификации (объём - 72 академических часа) «Современные педагогические технологии: педагогическая арт-терапия и арт-педагогика», направленная на обучение педагогов применению арт-технологий в обучении и воспитании. Несомненно, подобный опыт должен расширяться.
Наиболее часто используемые методы и направления арт-терапии. Одним из востребованных направлений является изотерапия, что объясняется её простотой, доступностью и главное возможностью регулировать степень открытости. В отличие от драматерапии, работы с текстовым или музыкальным материалом, рисуночные техники могут применяться и в групповой, и в индивидуальной формах работы, не требуя специального оборудования [40]. Обращаются специалисты к использованию лепки, глинотерапии, скульптуроте-рапии [41]. Описан опыт по составлению коллажей [42].
Также представлен метод нейрографики (разработанный П. Пискаревым), основанный на сглаживании острых углов и работе с цветом [43]. При помощи ней-рографики студенты могут регулировать своё эмоциональное состояние, уменьшать стрессовое напряжение на четырёх уровнях: моторном, образном, символьном и процессуальном. Обучение студентов алгоритмам ней-рографики позволяет им в дальнейшем использовать эту методику самостоятельно во время различных стрессовых периодов, к которым обычно относятся: адаптация к обучению в ВУЗе, экзаменационная сессия, зачётная неделя и т. д.
Рассматриваются широкие возможности маскоте-рапии в работе с молодёжью [44]. Автор представляет
различные формы маскотерапии (активную, пассивную, смешанную) и техники создания масок, особо выделяя изготовление масок из папье-маше. Маскотерапия рекомендуется к применению при решении проблем, связанных с навыками социальных контактов.
Представлен опыт работы со сравнительно новым арт-терапевтическим инструментарием - ассоциативными фотографическими картами [45]. Показаны возможности такого метода, как фольклорное песнетворчество, применяемого для коррекции эмоциональных состояний
[46]. Раскрыты особенности применения фототерапии и, в частности, метода психотерапевтической фотосессии, с целью улучшения психоэмоционального состояния
[47]. Проанализированы особенности техник арт-коуча в профессиональном становлении и саморазвитии [48].
Использование такого направления арт-терапии, как песочная терапия в работе со студентами позволяет сконцентрироваться на поиске сильных сторон и ресурсов личности студентов, поддержать их интерес к самопознанию, экологично сопровождать процесс принятия решения и помогать решать возникающие социально-психологические проблемы [49].
Есть публикации, посвящённые использованию достаточно редкого в России направления - музейной арт-терапии [50]. Авторы показывают её особенности и возможности применения в социализации молодых людей.
На наш взгляд, в анализируемых работах представлен широкий диапазон арт-терапевтических направлений, куда вошли традиционные (использование рисунка, составление коллажа, лепка) и инновационные (песочная терапия, метафорические ассоциативные карты, фольклорное песнетворчество и пр.) методы. Выбор методов может определяться спецификой профессиональной подготовки студентов.
Как используются арт-терапевтические технологии для развития эмоционального интеллекта студентов. Прежде всего, необходимо отметить, что в отечественной практике программы развития эмоционального интеллекта появились сравнительно недавно. При этом основное количество таких программ ориентировано на дошкольников и дошкольные образовательные организации. И только в последние годы стали появляться программы для работы с подростками и взрослыми людьми. В первую очередь, тема развития эмоционального интеллекта появилась в профессиональной подготовке руководителей и управленческого персонала, рекрутёров, а также специалистов помогающих профессий. Однако крайне редко такие курсы представлены в образовательных программах вузов, чаще всего это касается системы повышения квалификации. Таким образом, возможности студентов в условиях вуза пройти обучение, направленное на развитие эмоционального интеллекта, достаточно ограничены. По нашему мнению, это является одной из причин скудной представленности публикаций по проблеме развития эмоционального интеллекта студентов в вузе. Соответственно, круг публикаций, посвящённых использованию арт-терапевтических технологий в развитии эмоционального интеллекта студентов в условиях вуза, ещё уже.
Можно выделить работу Н.Н. Зориной [51], где арт-терапия наряду с поведенческой и когнитивной терапией относится к наиболее эффективным методам развития эмоционального интеллекта. Автором также приводятся результаты проведённого исследования по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода нейрографики. Анализ результатов исследования показал положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования [52].
Считаем необходимым сослаться на предыдущие работы авторов, представляющие результаты исследования по развитию эмоционального интеллекта студентов посредством арт-терапевтических технологий, проведённого на базе трёх московских вузов [53].
К сожалению, других работ, где объединены основные категории нашего исследования - эмоциональный интеллект, арт-терапевтические технологии, период студенчества, вуз - обнаружены не были. Но мы считаем целесообразным представить в этом разделе публикации, раскрывающие опыт использования арт-терапевтических технологий в работе с эмоциональными состояниями студентов. Прорабатывая собственные эмоциональные состояния, студенты развивают способность дифференцировать их у себя и других, овладевают определёнными техниками воздействия на свои негативные эмоциональные состояния, что, в свою очередь, способствует развитию таких компонентов эмоционального интеллекта, как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями.
Комплекс арт-терапевтических методик, включающий техники изотерапии, музыкотерапии, сказкотера-пии, может обеспечить коррекцию эмоциональных состояний, если применять их в каждом отдельном случае [54, 55, 56, 57]. Например, при переутомлении рекомендуется рисование цветов, при переживании агрессии - рисование плавных линий. Соматические боли лучше нейтрализовать работой с пластичными материалами, состояние тревоги и стресса нормализуют рисованием яркой радуги. Отчаяние и фрустрация корректируются изображением тропинок и дорог, а для чёткости осознания жизненных целей рекомендуется создание коллажей. Эмоциональные реакции и понимание собственных чувств активизируются при изображении автопортрета, систематизация информации обеспечивается в процессе рисования ромбов и квадратов, проблемы концентрации сознания корректируются изображениями мишеней. Фо-бические состояния и страхи нейтрализуются работой с тканевыми материалами, вязанием, макраме, лоскутной аппликацией, а снять напряжение и выразить ярость можно, разорвав на мелкие кусочки бумагу или сделав несколько активных физических упражнений [58].
Работа с негативными психическими состояниями студентов военных вузов, которые могут стать толчком для развития личности, укрепления нервной системы и формирования новых деструктивных форм поведения, представлена в исследовании Т.В. Галич [59]. Автор описывает различные формы работы с арт-
терапевтическими методиками в парах и мини-группах: совместный тематический рисунок на тему «Стресс в учёбе» или «Мой стресс»; совместное написание и инсценировка сказки «Как Иванушка стресс победил»; создание подборки музыкальных произведений и пр. Результаты исследования, проведённого с курсантами Владимирского юридического института ФСИН России, доказали эффективность использования арт-терапевтических технологий и показали, что арт-терапия помогает за короткое время сформировать целостное представление о роли негативных психических состояний в развитии личности и способах снятия напряжения и трансформации своего отношения к ситуации. Арт-терапевтические методики близки к обычным видам деятельности, носят игровой характер и не вызывают повышенной тревоги. При этом любой художественный образ возникает не как логично-сознательное образование, а как проекция бессознательных установок и импульсов, а потому может нести информацию, которая становится неожиданной даже для самого создателя.
Эффективность использования арт-терапевти-ческих технологий в развитии эмоционального интеллекта у студентов. Наиболее доказательно эффективность использования арт-технологий в развитии эмоционального интеллекта студентов представлена в предыдущих работах авторов [53]. Проведя исследование, в котором участвовало 149 студентов московских вузов, авторы доказали, что путём организации формирующего обучения, учитывающего особенности эмоционального интеллекта и включающего применение арт-терапевтических технологий, можно повысить уровень развития эмоционального интеллекта участников. Разработанная авторами программа развития эмоционального интеллекта у студентов, основанная на использовании арт-терапевтических технологий, была апробирована в трёх группах: группа А (студенты Московского городского педагогического университета), группа Б (студенты Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева), группа В (студенты Финансового университета при правительстве Российской Федерации).
Анализ динамики уровня развития эмоционального интеллекта показал наличие позитивных изменений в каждой группе студентов. Статистический анализ данных показал наличие значимых различий.
раздел 4. заключение
Анализ литературы показал, что проблема развития эмоционального интеллекта вызывает повышенный интерес у исследователей. Однако развитие эмоционального интеллекта у студентов не является приоритетным направлением. В системе профессионального образования теме эмоционального интеллекта уделяется недостаточно внимания, что является недопустимым и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню подготовки современных специалистов. В исследованиях последних лет недостаточно раскрыты возможности использования арт-технологий в развитии эмоци-
онального интеллекта студентов. Нуждаются в дальнейшей разработке программы по развитию эмоционального интеллекта студентов, представление и описание арт-терапевтических техник и методик, их места и роли в развитии эмоционального интеллекта. Несомненно, перспективным направлением будет наращивание доказательной базы и обоснование методов проверки эффективности различных арт-терапевтических технологий.
Конфликт интересов
Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов.
литература
1. Mayer J, Salovey P, Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. PsycholInq. 2004; 15(3): 197-215.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ; 2009.
3. Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональ-ном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; 2014.
4. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ; 2010.
5. Раевская Е.А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование:XXI век. 2019; 4(28): 45-61. doi: 10.15393/j5.art.2019.5148
6. Никулина Д.С. Особенности эмоциональной сферы студентов с разным уровнем удовлетворённости жизни. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009; 9: 56-60.
7. Фурсова Д.В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5(42): 87-89.
8. Цаплина О.В. Исследование позитивности образа мира и образа «Я» у современных студентов. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014; 1: 155-156.
9. Ларионова Л.И., Петров Д.Ю., Горелышева В.Г. Взаимосвязь общего и эмоционального интеллектов с показателями психологического благополучия студентов. Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. 2020; 9(2-1): 23-33. doi: 10.34670/AR.2020.73.68.003
10. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований. Современная зарубежная психология. 2021; 10(2): 105-116. doi: 10.17759/jmfp.202110011
11. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов. Образование и наука. 2018; 20(7): 109-127. doi: 10.17853/19945639-2018-7-109-127
12. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. М.: Речь; 2017.
13. Таранова Е.В. Методология артпедагогики в контексте современных междисциплинарных исследований образования. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006; 1(56): 13-18.
14. Копытин А.И. (ред.). Нормативный документ по регулированию профессиональной психотерапевтической
и психологической деятельности в сфере арт-терапии (арт-психотерапии). Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии). СПб. - М.; 2018.
15. Копытин А.И. Арт-терапия и арт-педагогика как факторы поддержки и развития личности, семьи и сообществ. В: Копытин А.И. (ред.). Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт; 2016: 10-18.
16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Изд. центр «Академия»; 2001.
17. Копытин А.И. Клинические, социальные и педагогические аспекты арт-терапии в контексте профессионализации и саморегулирования. В: Копытин А.И. (ред.). Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. Копыти-на А.И. СПб.: Скифия-принт; 2017: 10-23.
18. Лебедева Л.Д. Педагогическая модель арт-терапии в российском образовании. В: Копытин А.И. (ред.). Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт; 2017: 23-29.
19. Бережная М.С. Использование элементов арт-терапии в педагогической среде вуза дополнительного послевузовского образования. Психотехнологии в бизнесе и образовании: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Саранск; 2019: 5-9.
20. Христидис Т.В. Потенциал арт-педагогики в гармонизации развития личности. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019; 6(92): 146-152.
21. Иванова Л.Г. Арт-терапия в учебно-воспитательной работе со студентами. Психология обучения. 2010; 5: 111-120.
22. Дегтярева С.Б., Потапова М.К. На арт-пространствах УГ-СВУ: инновационный опыт организации арт-терапевтического пространства УГСВУ средствами арт-терапии и арт-педагогики. Вестник военного образования. 2019; 3(18): 98-102.
23. Ибраева А.Б., Длимбетова Г.К. Арт-терапия как средство профилактики и сохранения физического здоровья молодёжи. Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург; 2021: 216-220.
24. Ветерок Е.В. Арт-терапия в работе с аддиктивной личностью. Смальта. 2020; 2: 13-19.
25. Клокова Э.С. К вопросу о роли арт-занятий в процессе формирования личности. Modern Science. 2020; 12(4): 325-328.
26. Вавилкина Н.Г. Использование различных видов арт-терапии в работе студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху. Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Изд-во ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; 2019: 423-429.
27. Ванчугова Л.В., Дружинина И.Е. Арт-терапия как средство адаптации обучающихся педагогического колледжа. Информационно-коммуникационные технологии в педагоги-
ческом образовании: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2019; 1(58): 22-25.
28. Маликова Д.Р. Возможности арт-терапии в гуманизации профессиональной деятельности. Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты - 2021: Сборник научных трудов. Казань: Изд-во «Познание»; 2021: 214-216.
29. Воспитанник И.В. Арт-терапевтические техники как метод активизации и раскрытия творческих способностей студентов. Творчество как национальная стихия: роль индивидуальности в творческом контекстеXXI века: Сборник статей шестой международной научной конференции. СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»; 2021: 234-242.
30. Антипина Е.А., Шефов С.А. «Стресс-менеджмент» в контексте психологического сопровождения профессионализации студенческой молодёжи. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы VМеж-дународной научной конференции. Кострома: Изд-во ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»; 2019: 128-131.
31. Станоева Ю.П. Развитие мотивации учебной деятельности студентов колледжа средствами арт-терапии. Заметки учёного. 2021; 9(1): 226-231.
32. Мищерина И.В., Пашина С.А. Пути преодоления личностного кризиса студентами средствами арт-педагогики. Проблемы современного педагогического образования. 2020; 68(3): 198-201.
33. Ческидова И.Б. Рисунок как средство выражения эмоционального состояния студентов в период самоизоляции. Проблемы современного педагогического образования. 2021; 70(3): 271-274.
34. Кузьминова Е.А. Арт-терапевтические технологии как эффективное средство социализации и повышения мотивации студентов неязыкового вуза к изучению английского языка. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021; 5: 30-32.
35. Тодорова Т.Н., Куликова Е.В., Чвякин В.А. Возможности применения арт-терапевтических методов в педагогической практике обучения иностранному языку. Педагогическое образование в России. 2019; 9: 32-37. 10.26170/ро19-09-04
36. Хаменок М.А. Фотопроект как инструмент формирования профессионально ориентированной иноязычной компетентности студентов. Человек и образование. 2021; 3(68): 113-118.
37. Краснова В.С., Горбачёва В.А. Социальная адаптация студентов колледжа средствами культурнодосуговой деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2021; 3(88): 141-143.
10.24412/1991-5497-2021-388-141-143
38. Васильева М.Г. Приёмы арт-терапии в подготовке студентов-журналистов. Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2019; 1(31): 25-29.
39. Жаров А.М. Проблема теоретико-методологического развития арт-педагогики в системе высшего образования. Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях: сборник научных статей. Курган: Изд-во ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»; 2021: 27-31.
40. Галич Т.В. Техники арт-терапии как средство коррекции представлений о профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018; 8(195): 8-14.
41. Кривоногова К.Д., Оганесян Г.Н. Метод арт-терапии: лепка и её влияние на состояние психологического здоровья студентов с нарушением слуха. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал»; 2019: 215-217.
42. Кузнецова Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов средствами арт-терапии. Вопросы педагогики. 2020; 9(1): 68-72.
43. Чушикина Е.Ю., Винарчик Е.А. Нейрографика как способ борьбы со стрессовыми ситуациями в обучении в вузе. Ярославский психологический вестник. 2021; 1(49): 70-74.
44. Адилова М.Р. Возможности применения маскотерапии в работе с молодёжью с ОВЗ. Обмен знаниями в образовательном процессе. сборник научных трудов. Казань: Изд-во ООО «СитИвент»; 2021: 163-166.
45. Дарвиш О.Г. Технология использования спектрокарт в психологической практике. Актуальные вопросы общей и юридической психологии: образование, право и социальные практики: Материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»; 2018: 37-48
46. Молчанова Н.В. Песенный фольклор как средство арт-терапевтического воздействия в здоровьесберегающих технологиях социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Казань: Издательско-полиграфи-ческая компания «Бриг»; 2021: 276-279.
47. Осин В.С. Реализация социокультурного проекта «Фотоискусство для всех». Проблемы современного педагогического образования. 2021; 71(3): 146-150.
48. Чурсинова О.В. Техники арт-коучинга в профессиональном становлении и саморазвитии. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; 10-2(61): 120-122. doi: 10.24412/2500-1000-2021-10-2-120-122
49. Олифирович Н.И., Гонта А.В. Методические аспекты использования песочной терапии в работе со студенческой молодёжью. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021; 21(4): 298-305.
50. Саввинова К.П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019; 3(15): 39-42.
51. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта. Проблемы современного педагогического образования. 2021; 71(1): 300-304.
52. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Человеческий фактор: социальный психолог. 2020; 1(39): 331-342.
53. Ларионова Л.И., Смирнова П.В., Азарова Л.Н. Особенности развития эмоционального интеллекта у современных студентов. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021; 10(1-1): 78-84. doi: 10.34670/AR.2021.56.30.010
54. Шитова Н.В. Применение арт-терапевтических методик в коррекции негативных эмоциональных состояний. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодёжи.
Липецк: Изд-во ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского»; 2020: 145-147.
55. Галит Т.В. Методы арт-терапии как средство профилактики негативных психических состояний курсантов ВЮИ ФСИН России. СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2019; 7(35): 134-138.
56. Новикова К.В., Конох М.А. Арт-терапия в коррекции негативного самоотношения будущих психологов. Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов. Хабаровск: Изд-во ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»; 2019: 321-324.
57. Чистякова Е.Н., Рязанов С.В. Арт-терапия как один из эффективных методов коррекции и развития личности обучающегося. Педагогика, психология, общество: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: «Издательский дом «Среда»; 2021: 124-127.
58. Шитова Н.В. Применение арт-терапевтических методик в коррекции негативных эмоциональных состояний. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодёжи. Липецк: Изд-во ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского»; 2020: 145-147.
59. Галич Т.В. Методы арт-терапии как средство коррекции негативных психических состояний курсантов Владимирского юридического института ФСИН России. IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: Сборник тезисов выступлений и докладов участников, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России; 2019: 133-134.
references
1. Mayer J, Salovey P, Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. PsycholInq. 2004; 15(3): 197-215.
2. Goleman D. Emotional intelligence. Moscow: AST; 2009. (In Russ.).
3. Lyusin DV. Modern ideas about emotional intelligence.
Social Intelligence: Theory, measurement, research. Moscow; 2014. (In Russ.).
4. Dolgova VI, Buslaeva MYu. Formation of emotional stability (of students of pedagogical college). Chelyabinsk: Publishing House of RECPOL; 2010. (In Russ.).
5. Raevskaya EA. Features of the emotional states of first-year students in the context of continuing education. Lifelong education: The21stcentury. 2019; 4(28): 45-61. (In Russ.). doi: 10.15393/ j5.art.2019.5148
6. Nikulina DS. Features of the emotional sphere of students with different levels of life satisfaction. Psikhologiya ipedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009; 9: 56-60. (In Russ.).
7. Fursova DV. Emotional intelligence as a condition of educational success of a student psychologist. The World of Science, Culture and Education. 2013; 5(42): 87-89. (In Russ.).
8. Tsaplina OV. The study of the positivity of the image of the world and the image of "I" in modern students. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psikhologii. 2014; 1: 155-156. (In Russ.).
9. Larionova LI, Petrov DYu, Gorelysheva VG. The relationship of general and emotional intelligence with indicators of psychological well-being of students. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2020; 9(2-1): 23-33. (In Russ.). doi: 10.34670/ AR.2020.73.68.003
10. Isaeva OM, Savinova SYu. Development of emotional intelligence: Research review. Journal of Modern Foreign Psychology. 2021; 10(2): 105-116. (In Russ.). doi: 10.17759/jmfp.202110011
11. Beloborodov AM, Simanyuk EE. Stability of development of emotional intelligence of future specialists. The Education and Science Journal. 2018; 20(7): 109-127. (In Russ.). doi: 10.17853/19945639-2018-7-109-127
12. Kiseleva MV. Art therapy in practical psychology and social work. Moscow: Rech'; 2017. (In Russ.).
13. Taranova EV. Methodology of art pedagogy in the context of modern interdisciplinary studies of education. Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. 2006; 1(56): 13-18. (In Russ.).
14. Kopytin AI. (ed.). Normative document on the regulation of professional psychotherapeutic and psychological activities in the field of art therapy (art psychotherapy). The standard of professional psychotherapeutic (psychological) assistance in the field of art therapy (art psychotherapy). Saint Petersburg - Moscow; 2018. (In Russ.).
15. Kopytin AI. Art therapy and art pedagogy as factors of support and development of personality, family and communities. Art-terapiya i art-pedagogika: novye vozmozhnosti dlya raz-vitiya i sotsializatsii lichnosti: Sbornik materialov pervoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoykonferentsii. Saint Petersburg; Skifia-print; 2016: 10-18. (In Russ.).
16. Medvedeva EA, Levchenko IYu, Komissarova LN, Dobro-volskaya TA. Art pedagogy and art therapy in special education. Moscow; 2001. (In Russ.).
17. Kopytin AI. Clinical, social and pedagogical aspects of art therapy in the context of professionalization and self-regulation. Art-terapiya i art-pedagogika: novye vozmozhnosti dlya razvitiya i sotsializatsii lichnosti: Sbornik materialov vtoroy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saint Petersburg: Skifia-print; 2017: 10-23. (In Russ.).
18. Lebedeva LD. Pedagogical model of art therapy in Russian education. Art-terapiya i art-pedagogika: novye vozmozhnosti dlya razvitiya i sotsializatsii lichnosti: Sbornik materialov vtoroy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saint Petersburg: Skifia-print; 2017: 23-29. (In Russ.).
19. Berezhnaya MS. The use of elements of art therapy in the pedagogical environment of the university of additional postgraduate education. Psikhotekhnologii v biznese i obrazovanii: Sbornik materialov IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saransk; 2019: 5-9. (In Russ.).
20. Khristidis TV. The potential of art pedagogy in the harmonization of personality development. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2019; 6(92): 146-152. (In Russ.).
21. Ivanova LG. Art therapy in educational work with students. Psychology of Education. 2010; 5: 111-120. (In Russ.).
22. Degtyareva SB, Potapova MK. In the art spaces of UGSVU: Innovative experience in organizing the art-therapeutic space of UGSVU by means of art therapy and art pedagogy. Vestnik voen-nogo obrazovaniya. 2019; 3(18): 98-102. (In Russ.).
23. Ibraeva AB, Dlymbetova GK. Art therapy as a means of prevention and preservation of physical health of young people.
Sovremennye problemy obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kul'tury i be-zopasnosti zhiznedeyatel'nosti: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yekaterinburg; 2021: 216-220. (In Russ.).
24. Veterok EV. Art therapy in working with an addictive personality. Smalta. 2020; 2: 13-19. (In Russ.).
25. Klokova ES. On the role of art classes in the process of personality formation. Modern Science. 2020; 12(4): 325-328. (In Russ.).
26. Vavilkina NG. The use of various types of art therapy in the work of students with hearing disabilities. Problemy raz-vitiya sovremennogo obshchestva: Sbornik nauchnykh statey 4-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kursk; 2019: 423-429. (In Russ.).
27. Vanchugova LV, Druzhinina IE. Art therapy as a means of adaptation of students of pedagogical college. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2019; 1(58): 22-25. (In Russ.).
28. Malikova DR. The possibilities of art therapy in the hu-manization of professional activity. Nauchnye issledovaniya: fundamental'nye i prikladnye aspekty - 2021: Sbornik nauchnykh trudov. Kazan; 2021: 214-216. (In Russ.).
29. Vospitannik IV. Art-therapeutic techniques as a method of activating and revealing the creative abilities of students. Tvorchestvo kak natsional'naya stikhiya: rol' individual'nosti v tvorcheskom kontekste KhKhI veka: sbornik statey shestoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Saint Petersburg; 2021: 234242. (In Russ.).
30. Antipina EA, Shefov SA. "Stress management" in the context of psychological support of professionalization of student youth. Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, blagopoluchie: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kostroma; 2019: 128-131. (In Russ.).
31. Stanoeva YuP. Development of motivation of educational activity of college students by means of art therapy. Zametki uche-nogo. 2021; 9(1): 226-231. (In Russ.).
32. Mishcherina IV, Pashina SA. Ways to overcome the personal crisis of students by means of art pedagogy. Problems of Modern Pedagogical Education. 2020; 68(3): 198-201. (In Russ.).
33. Cheskidova IB. Drawing as a means of expressing the emotional state of students during the period of self-isolation. Problems of Modern Pedagogical Education. 2021; 70(3): 271-274. (In Russ.).
34. Kuzminova EA. Art-therapeutic technologies as an effective means of socialization and increasing motivation of students of a non-linguistic university to study English. Economic and Humanitarian Studies of the Regions. 2021; 5: 30-32. (In Russ.).
35. Todorova TN, Kulikova EV, Chvyakin VA. Possibilities of using art-therapeutic methods in pedagogical practice of teaching a foreign language. Pedagogical Education in Russia. 2019; 9: 32-37. (In Russ.). doi: 10.26170/po19-09-04
36. Khamenok MA. Photo project as a tool for the formation of professionally oriented foreign language competence of students. Man and Education. 2021; 3(68): 113-118. (In Russ.).
37. Krasnova VS, Gorbacheva VA. Social adaptation of college students by means of cultural and leisure activities. The World of Science, Culture and Education. 2021; 3(88): 141-143. (In Russ.). doi: 10.24412/1991-5497-2021-388-141-143
38. Vasilyeva MG. Techniques of art therapy in the training of journalism students. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2019; 1(31): 25-29. (In Russ.).
39. Zharov AM. The problem of theoretical and methodological development of art pedagogy in the system of higher education. Razvitie sovremennykh innovatsionnykh tekhnologiy i metodik v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: Sbornik nauchnykh statey. Kurgan: Publishing House of the Kurgan State University; 2021: 27-31. (In Russ.).
40. Galich TV. Art therapy techniques as a means of correcting ideas about the professional activity of an employee of the penal system. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. 2018; 8(195): 8-14. (In Russ.).
41. Krivonogova KD, Oganesyan GN. Method of art therapy: Modeling and its impact on the state of psychological health of students with hearing impairment. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika: Sbornik statey po materialam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Simferopol: Arial; 2019: 215-217. (In Russ.).
42. Kuznetsova EV. Development of professional orientation of psychology students by means of art therapy. Voprosy peda-gogiki. 2020; 9(1): 68-72. (In Russ.).
43. Chushikina EYu, Vinarchik EA. Neuro graphics as a way of dealing with stressful situations in higher education. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik. 2021; 1(49): 70-74. (In Russ.).
44. Adilova MR. The possibilities of using maskotherapy in working with young people with disabilities. Obmen znaniyami v obrazovatel'nom protsesse. sbornik nauchnykh trudov. Kazan: OOO SitIvent; 2021: 163-166. (In Russ.).
45. Darvish OG. Technology of using spectrocards in psychological practice. Aktual'nye voprosy obshchey i yuridicheskoy psikhologii: obrazovanie, pravo i sotsial'nye praktiki: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Barnaul; 2018: 37-48. (In Russ.).
46. Molchanova NV. Song folklore as a means of art-therapeutic influence in health-saving technologies of socio-cultural activity. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skikh iprakticheskikhperspektiv. Kazan: Brig; 2021: 276-279. (In Russ.).
47. Osin VS. Implementation of the socio-cultural project "Photo art for everyone". Problems of modern pedagogical education. 2021; 71(3): 146-150. (In Russ.).
48. Chursinova OV. Art coaching techniques in professional formation and self-development. Mezhdunarodnyy zhurnal guman-itarnykh i estestvennykh nauk. 2021; 10-2(61): 120-122. (In Russ.).
49. Olifirovich NI, Gonta AV. Methodological aspects of the use of sand therapy in working with students. Nauchnye trudy
Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2021; 21(4): 298-305. (In Russ.).
50. Savvinova KP. Museum art therapy as one of the forms of social art therapy. Vestnik of North- Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2019; 3(15): 39-42. (In Russ.).
51. Zorina NN. Opportunities for the development of emotional intelligence. Problems of modern pedagogical education. 2021; 71(1): 300-304. (In Russ.).
52. Zorina NN. Application of neuro graphics for the development of emotional intelligence of the individual. Chelovecheskiy faktor:sotsial'nyypsikholog. 2020; 1(39): 331-342. (In Russ.).
53. Larionova LI, Smirnova PV, Azarova LN. Features of the development of emotional intelligence in modern students. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2021; 10(1-1): 78-84. (In Russ.). doi: 10.34670/AR.2021.56.30.010
54. Shitova NV. Application of art-therapeutic techniques in the correction of negative emotional states. Aktual'nye prob-lemy khudozhestvenno-esteticheskogo i nravstvennogo vospitaniya iobrazovaniyadeteyimolodezhi. Lipetsk; 2020: 145-147. (In Russ.).
55. Galit TV. Methods of art therapy as a means of preventing negative mental states of cadets of the VUI FSIN of Russia. SKIF. Voprosystudencheskoynauki. 2019; 7(35): 134-138. (In Russ.).
56. Novikova KV, Konokh MA. Art therapy in the correction of negative self-attitude of future psychologists. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti: problemy, soderzhanie, resursy: Sbornik nauchnykh trudov. Khabarovsk; 2019: 321-324. (In Russ.).
57. Chistyakova EN, Ryazanov SV. Art therapy as one of the effective methods of correction and development of the student's personality. Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Cheboksary: Sreda; 2021: 124-127. (In Russ.).
58. Shitova NV. Application of art-therapeutic techniques in the correction of negative emotional states. Aktual'nye problemy khudozhestvenno-esteticheskogo i nravstvennogo vospitaniya i obrazovaniya detey i molodezhi. Lipetsk; 2020: 145-147. (In Russ.).
59. Galich TV. Methods of art therapy as a means of correcting negative mental states of cadets of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. IV Mezhdunarodnyy penitentsiarnyy forum "Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie":Sbornik tezisov vystupleniy i dokladov uchastnikov, k 140-letiyu ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii i 85-letiyu Akademii FSIN Rossii; 2019: 133-134. (In Russ.).
Сведения об авторах
Ларионова Людмила Игнатьевна - доктор психологических наук, профессор, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected]
Азарова Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социологии и права, ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», e-mail: [email protected], http://orcid.org/0000-0001-6044-2562
Information about the authors
LiudmilaI. Larionova - Dr. Sc. (Psychol.), Professor, Professor at the Psychology Department of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow City University, e-mail: [email protected] Liudmila N. Azarova - Cand. Sc. (Pedagog.), Docent, Associate Professor at the Department of Psychology, Sociology and Law, Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, e-mail: [email protected], http://orcid.org/0000-0001-6044-2562
Статья опубликована в рамках III Международной научно-практической конференции «Психология одарённости и творчества».