Научная статья на тему 'К постановке проблемы адаптации на разных этапах социального онтогенеза'

К постановке проблемы адаптации на разных этапах социального онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ADAPTATION / HEALTH / FUNCTIONAL SYSTEMS / ENVIRONMENT OF LIFE AND ACTIVITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL ADAPTATION / ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Татьяна Васильевна, Волобуева Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема адаптации личности на разных этапах социального онтогенеза, т. к. это является одной из важнейших задач в модернизации образования. Цель статьи выделить и охарактеризовать основные проблемы адаптации в различные периоды социального онтогенеза. В статье отмечается, что в современных условиях социально-экономических преобразований требуются люди, которые быстро приспосабливаются к новым требованиям и задачам в различных сферах деятельности. Анализ существующих в настоящее время потребностей в определении и реализации приоритетов развития всех уровней образования России ставит перед государством первостепенную задачу сделать наше образование конкурентоспособным и эффективным. Одним из важнейших направлений структурного и содержательного изменения образования является исследование процессов адаптации на разных ступенях социального онтогенеза. Так же в статье рассматривается взаимосвязь процессов адаптации на разных этапах социального онтогенеза с приобретённым в процессе взаимодействия со средой опытом. Выработанные и приобретенные навыки на предыдущей ступени адаптации играют большую роль при переходе с одного возрастного периода социальной адаптации на другой. Поэтому в данной статье рассматриваются наиболее важные в жизни человека периоды адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Татьяна Васильевна, Волобуева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To statement of the problem of adaptation at different stages of social ontogenesis

In this article, we describe the use of problem of adaptation of the personality at different stages of social ontogenesis, as is one of the most important in the direction of structural and substantial modernization of education. Article purpose to allocate and characterize the main problems of adaptation during various periods of social ontogenesis. In article, it is noted that in modern conditions of social and economic transformations people who quickly adapt to new requirements and tasks in various fields of activity are required. The analysis of the needs for definition and realization of priorities of development of all education levels of Russia existing now sets a paramount task to make our education competitive and effective for the state. One of the most important directions of structural and substantial change of education is research of processes of adaptation at different steps of social ontogenesis. Also in article, the interrelation of processes of adaptation at different stages of social ontogenesis with the experience gained in the course of interaction with Wednesday is considered. The developed and acquired skills at the previous step of adaptation play large role upon transition since one age period of social adaptation to another. Therefore, in this article the most important adaptation periods in human life are considered. In this paper, we describe the most important in human life the adaptation periods.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы адаптации на разных этапах социального онтогенеза»

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Т. В. Климова, Н. А. Волобуева DOI: 10.15293/2226-3365.1406.04

УДК 371-372.3/4 + 612.821

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СОЦИАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА

Т. В. Климова, Н. А. Волобуева (Новосибирск, Россия)

В статье рассматривается проблема адаптации личности на разных этапах социального онтогенеза, т. к. это является одной из важнейших задач в модернизации образования. Цель статьи - выделить и охарактеризовать основные проблемы адаптации в различные периоды социального онтогенеза. В статье отмечается, что в современных условиях социально-экономических преобразований требуются люди, которые быстро приспосабливаются к новым требованиям и задачам в различных сферах деятельности. Анализ существующих в настоящее время потребностей в определении и реализации приоритетов развития всех уровней образования России ставит перед государством первостепенную задачу сделать наше образование конкурентоспособным и эффективным. Одним из важнейших направлений структурного и содержательного изменения образования является исследование процессов адаптации на разных ступенях социального онтогенеза. Так же в статье рассматривается взаимосвязь процессов адаптации на разных этапах социального онтогенеза с приобретённым в процессе взаимодействия со средой опытом. Выработанные и приобретенные навыки на предыдущей ступени адаптации играют большую роль при переходе с одного возрастного периода социальной адаптации на другой. Поэтому в данной статье рассматриваются наиболее важные в жизни человека периоды адаптации.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, функциональные системы, среда жизнедеятельности, образовательный процесс, социальная адаптация, онтогенез.

Модернизация образования в современных условиях реализуется по инициативе государства. В настоящее время существует потребность в определении и реализации приоритетов развития всех уровней образования России, что в впоследствии должно сделать

наше образование конкурентоспособным и эффективным. Одним из важнейших направлений структурной и содержательной модернизации образования является исследование процессов адаптации на разных ступенях социального онтогенеза.

Климова Татьяна Васильевна - доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: fppd.klimova@ngs.ru

Волобуева Наталья Александровна - доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: volobueva.nata2011@yandex.ru

6(22)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Сегодня востребованы на рынке труда люди, которые могут быстро меняться и адаптироваться к новым требованиям времени, способные получать новые знания и навыки, переориентироваться с одной сферы профессиональной деятельности на другую, т. е. быть профессионально мобильными.

В своем проявлении процессы адаптации имеют наследственную предрасположенность. Поэтому ответная реакция человека зависит от возможности определенным образом реагировать на изменения, происходящие в среде, в том числе и образовательной [1, с. 188].

Известно, что адаптация включает такие процессы как аккомодация и ассимиляция. Процесс аккомодации связан с механизмами приспособления организма к условиям среды [8, с. 236; 9, с. 10-13]. Если в процессе своей жизни человек способен к процессам аккомодации, то он встраивается в среду и довольно

успешно выполняет свои социальные функции. В процессе ассимиляции происходит изменение условий среды и «подстраивание» ее к своим потребностям. Однако не все люди могут успешно ассимилироваться в новых условиях и требованиях, что может приводить к снижению психофизиологических показателей здоровья и ситуации напряжения.

Известно, что процессы адаптации осуществляются в течение всей жизнедеятельности человека. Адаптация на разных этапах социального онтогенеза связана как с психическими и физиологическими изменениями в организме, так и с приобретенным опытом в процессе взаимодействия со средой. В данной работе мы рассмотрим наиболее важные в жизни человека периоды адаптации. При переходе с одного возрастного периода социальной адаптации на другой большую роль играют выработанные и приобретенные навыки на предыдущей ступени адаптации (рис. 1).

Рисунок 1.

Ступени социальной адаптации

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

45

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Период новорожденности характеризуется важными преобразованиями в деятельности организма. Структурно-функциональные процессы, происходящие после рождения, характеризуются дальнейшим формированием, развитием и осуществляются с достаточной скоростью. Новорожденный ребенок из относительно постоянных и комфортных условий попадает в совершенно иную экстремальную среду жизнедеятельности (перепад температур, давления, смена суточных ритмов, избыток кислорода, света). Однако в этот переломный момент у новорожденного ребенка имеются созревшие механизмы, которые способны реализовать наследственно обусловленные врожденные программы по адаптации в пределах нормы реакции.

В процессе постнатальной адаптации значительную роль играют факторы, как со стороны здоровья матери, так и со стороны уровня развития функциональных систем организма [6, с. 5-24].

По мнению Н. В. Зайцевой, нарушение адаптационных процессов у новорожденных детей могут вызывать различные факторы здоровья матери. Например, патологическое течение беременности, наличие заболеваний репродуктивной сферы матери, экстрагениталь-ная патология и ведение нездорового образа жизни: самостоятельное или пассивное курение, злоупотребление алкоголем, несоблюдение санитарно-гигиенических мероприятий [7]. Следовательно, состояние здоровья матери и необходимая для обеспечения процессов жизнедеятельности сформированность функциональных систем новорожденного (состояние центральной нервной системы, респираторной системы, системы кровообращения и гемодинамики, изменение процессов метаболизма и гуморально-регуляторной системы) оказывает определенное влияние на процессы

адаптации в этот критический период. Нарушение этих процессов приводит к затруднению адаптации в период новорожденности.

Следующей важной ступенью социальной адаптации является переход ребенка к образованию в дошкольном учреждении. Проблемы адаптации детей в изменившихся условиях современного дошкольного образования - введение федеральных государственных требований и проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появления новых форм обучения и воспитания дошкольников -становятся более чем актуальными. Особую значимость проблеме придает состояние здоровья детской популяции, тесно коррелирующее с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру. Эти проблемы вызывают затруднения в психомоторном развитии, уровне физической, умственной работоспособности и здоровья детей дошкольного возраста, приводит к снижению адаптационных процессов. Важным аспектом в процессе успешной адаптации является социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся сформирован-ностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка, компетентностью и профессионализмом педагогов и особенно единством требований сотрудников детского сада и семьи. Важным в процессе адаптации является готовность педагогов к принятию ребенка и родителей. Эффективность адаптации зависит, в том числе и от изначальной организации данной работы, выведение этого процесса на индивидуальный маршрут здо-ровьесбережения и обеспечение интеграции

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

и социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи [2, с. 14; 9, с. 14-15; 13, с. 112-134].

На ступени школьного образования сложным и в равной степени значимым является процесс адаптации для первоклассников, пятиклассников и для подростков. Именно от показателей ее успешности зависит результат дальнейшего обучения, эффективность стиля общения, возможность личностной самореализации в школьной среде, а также в дальнейшей жизни. Важно, чтобы этот процесс был пройден ребенком без серьезных психофизиологических потерь и ухудшения состояния здоровья. Известно, что каждый третий ребенок испытывает значительные трудности в процессе адаптации к обучению. Длительное напряжение может привести к школьной дезадаптации и к снижению социального и психофизиологического статуса ребенка к существующим современным требованиям образования в ситуации реализации ФГОС второго поколения школьного обучения [3, с. 58-60; 4, с. 143]. В адаптационный период необходимо учитывать и тот факт, что к моменту поступления в школу не все первоклассники готовы к обучению, т. к. в силу разных причин они не посещали дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, а также проблемы детей из семей мигрантов.

При переходе с одной ступени на следующую образовательную ступень вопросам адаптации в системе образования и преодолению трудностей уделяется все больше внимания. Переход от общего (полного) среднего к высшему профессиональному образованию сопровождается серьезными проблемами [1, с. 188]. Необходимо отметить разный образовательный уровень вчерашних школьников. Организация образовательной деятельности в

вузе связана со сменой форм и методов получения информации, увеличением ее объема и усложнением содержания, отсутствием навыков организации самостоятельной работы, своеобразным контролем за посещением занятий и выполнением заданий, формированием нового коллектива для студентов первого курса связана с необходимостью перестраиваться и приспосабливаться к совершенно иной социальной среде.

Е. Н. Леонова считает, чтобы минимизировать отрицательные последствия адаптационного процесса необходимо введение «Значимого Другого» - наставника, который тщательно изучает первокурсников и начинает работу совместного взаимодействия. При этом формируется чувство собственной ответственности за происходящие события, выстраивается личная жизненная стратегия и сохраняется индивидуальность каждого [5, с. 133-136; 11, с. 3—22].

В условиях смены парадигмы образования со знаниевой модели, ориентированной на общественное производство, на компетент-ностную модель, ориентированную на самореализацию человека в интересах общества, встает очень серьезная проблема адаптации людей к новым производственным отношениям. Адаптацию молодого специалиста и интеграцию его в профессиональную среду организации рассматривают с нескольких позиций:

1) это адаптация к среде организации и своему рабочему месту;

2) адаптация к конкретному работнику и коллективу организации;

3) адаптация к процессам, происходящим в организации;

4) адаптация организации к ожиданиям и потребностям нового сотрудника.

6(22)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

От того как пройдет этот процесс адап- многофакторный и многоуровневый. Однако

тации зависит кадровый потенциал самой ор- на наш взгляд решение проблем адаптации не

ганизации, достижение профессиональной должно быть стереотипным и односторонним.

компетентности, интеграция в кадровую и со- Мы считаем, что на каждой ступени социаль-

циальную структуру организации, накопление ной адаптации необходимо учитывать допол-

профессионального опыта, налаживание дело- нительные факторы: социокультурную и ми-

вых и профессиональных контактов с коллек- грационную ситуацию, преемственность ме-

тивом, включение в общественную деятель- тодов обучения и воспитания родителей и пе-

ность, повышение заинтересованности не дагогов, типы высшей нервной деятельности,

только в личных достижениях, но и в достиже- принятие или не принятие личности в новый

ниях коллектива [10, с. 141-144; 14, с. 4-16]. коллектив и коллектива личностью. Один из

Анализ исследований, посвященных во- способов решения этой проблемы заключа-

просам адаптации, показывает, что психофи- ется в реализации индивидуального подхода к

зиологические, социально-психологические и человеку на каждой ступени его социальной

педагогические показатели позволяют пред- адаптации.

ставить данный процесс как взаимосвязанный,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриенко О. А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009. - 188 с.

2. Волобуева Н. А., Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 14-19.

3. Волобуева Н. А. Проблемы школьной адаптации и здоровье учащихся начальных классов // Якутский медицинский журнал. - 2009. - № 3 (9). - С. 58-60.

4. Волобуева Н. А., Абаскалова Н. П. Предшкола как эффективный педагогический фактор адаптации детей к образованию // Вестник Читинского государственного университета. - 2012. - № 6 (85).- С. 143.

5. Волобуева Н. А. Социально-психологические проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1 (13). - С. 133-136.

6. Дашичев К. В. Сравнительная характеристика регуляции сердечного ритма в раннем пост-натальном онтогенезе у преждевременно родившихся детей и незрелорождающихся животных: автореферат дис. ... канд. мед. наук. - СПб, 2011. - С. 3-24.

7. Зайцева Н. В. Особенности ранней постнатальной адаптации новорожденных у матерей с артериальной гипертензией [Электронный ресурс]: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.09. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net_(дата обращения: 08.09.2014)

8. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - 240 с.

9. Климова Т. В., Абаскалова Н. П. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1 (13). - С. 141-144.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

48

6(22)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

10. Климова Т. В. Педагогическое моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Читинского государственного университета. - 2012. - № 6 (85).- С. 14-22.

11. Леонова Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза: автореферат дис. ...канд. пед. наук. - Хабаровск, 2010. - С. 3-22.

12. Маркова Е. В. Механизмы нейроиммунных взаимодействий в реализации поведенческих реакций. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - 236 с.

13. Маркова Е. В., Смык А. В., Климова Т. В., Волобуева Н. А. Гл. 6. Социально-гуманитарные проблемы современности // Психолого-педагогические подходы к коррекции тревожности у подростков в условиях реформирования образования: монография. - Saint Louis, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. - С. 22.

14. Редлих С. М. Освоение особенностей образовательной среды как фактор успешной социально-профессиональной адаптации начинающего учителя // Педагог: наука, технология, практика. - 1999. - № 2 (7). - С. 10-13.

15. Сопоев С. А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях: автореферат дис. ... канд. социол. наук. -М, 2013. - С. 4-27.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

49

2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1406.04

Klimova Tatiana Vasilyevna, The senior lecturer of Department of Log-opedics and the Children's speech, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: fppd.klimova@ngs.ru Volobueva Natalia Aleksandrovna, The senior lecturer of Department of Anatomy, Physiology and Safety of ability to live, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: volobueva.nata2011@yandex.ru

TO STATEMENT OF THE PROBLEM OF ADAPTATION AT DIFFERENT STAGES OF SOCIAL

ONTOGENESIS

In this article, we describe the use ofproblem of adaptation of the personality at different stages of social ontogenesis, as is one of the most important in the direction of structural and substantial modernization of education. Article purpose - to allocate and characterize the main problems of adaptation during various periods of social ontogenesis. In article, it is noted that in modern conditions of social and economic transformations people who quickly adapt to new requirements and tasks in various fields of activity are required. The analysis of the needs for definition and realization ofpriorities of development of all education levels of Russia existing now sets a paramount task to make our education competitive and effective for the state. One of the most important directions of structural and substantial change of education is research ofprocesses of adaptation at different steps of social ontogenesis. Also in article, the interrelation ofprocesses of adaptation at different stages of social ontogenesis with the experience gained in the course of interaction with Wednesday is considered. The developed and acquired skills at the previous step of adaptation play large role upon transition since one age period of social adaptation to another. Therefore, in this article the most important adaptation periods in human life are considered. In this paper, we describe the most important in human life the adaptation periods.

adaptation, health, functional systems, environment of life and activity, Federal State Educational Standard, educational process, social adaptation, ontogenesis.

1. Andriyenko O. A. Pedagogical conditions of increase of efficiency of social adaptation offirst-year students in professional lyceum. Magnitogorsk, 2009, 188 p. (In Russian)

2. Volobuyeva N. A., Klimova T. V., Shirshov V. M. Adaptation of children to conditions of preschool institution. Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university, 2012, no. 5, pp. 14-19. (In Russian)

3. Volobuyeva N. A. Problems of school adaptation and health of pupils of initial classes. Yakut Medical Journal. 2009, no. 3 (9), pp. 58-60. (In Russian)

4. Volobuyeva N. A., Abaskalova N. P. Predshkol as effective pedagogical factor of adaptation of children to education. Chita State University Journal. 2012, no. 6 (85), p. 143. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

Abstract

Keywords

REFERENCES

50

2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5. Volobuyeva N. A. Social and psychological problems of adaptation of the child to preschool educational institution. Modern researches of social problems, 2013, no. 1 (13), pp. 133-136. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dashichev K. V. The comparative characteristic of regulation ofa warm rhythm in early post-natal ontogenesis at prematurely been born children and the animals born the unripe. St. Petersburg,

2011, pp. 3-24. (In Russian)

7. Zaytseva N. V. Features of early post-natal adaptation of newborns at mothers with arterial hypertension. Available at: http://www.lib.ua-ru.net (accessed: 08.09.2014) (In Russian)

8. Klimova T. V., Markova E. V. Formations of a healthy lifestyle at children of the advanced preschool age with limited opportunities health. Krasnoyarsk: Scientific and innovative center Publ.,

2012, 240 p. (In Russian)

9. Klimova T. V., Abaskalova N. P. Medico-social problems of formation of a healthy lifestyle of children of the advanced preschool age with limited opportunities of health. Modern researches of social problems, 2013, no. 1 (13), pp. 141-144. (In Russian)

10. Klimova T. V. Pedagogical modeling of work on formation of a healthy lifestyle at children of the advanced preschool age with limited opportunities of health. Chita State University Journal. 2012, no. 6 (85), pp. 14-22. (In Russian)

11. Leonova E. N. Pedagogical maintenance ofprocess of adaptation offirst-year students of Higher Education Institution. Khabarovsk, 2010, pp. 3-22. (In Russian)

12. Markova E. V. Mechanisms of neuroimmune interactions in realization of behavioural reactions. Krasnoyarsk, Scientific and innovative center Publ., 2012, 236 p. (In Russian)

13. Markova E. V., Smyk A. V., Klimova T. V., Volobuyeva N. A. Chapter 6. Social and humanitarian problems of the present. Psychology and pedagogical approaches to correction of uneasiness at teenagers in the conditions of reforming of education. Monograph. Saint Louis, USA, Science and Innovation Center Publ., 2014, p. 22. (In Russian)

14. Redlikh S. M. Development of features of the educational environment as a factor of successful social and professional adaptation of the beginning teacher. The Teacher: science, technology, practice. Barnaul, 1999, no. 2 (7), pp. 10-13. (In Russian)

15. Sopoyev S. A. Adaptation of young specialists in the modern Russian organizations. Moscow, 2013, pp. 4-27. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU

All rights reserved

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.