Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов младших курсов аэрокосмического университета'

Духовно-нравственное воспитание студентов младших курсов аэрокосмического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИИ МИРА / ТЕОЛОГИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХРАМЫ / КОНФЕССИИ / ЭКСКУРСИИ / КОСМОГОНИЯ / RELIGIONS OF THE WORLD / THEOLOGY / ORTHODOX DOGMA / SPIRITUAL MORAL EDUCATION / TEMPLES / FAITHS / EXCURSIONS / COSMOGONY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окорочкова Валентина Михайловна, Старостина Антонина Петровна

Изложен и обобщен опыт введения теологической дисциплины «Религии мира» в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Приведены тематика лекций, результаты анкетирования, обоснована необходимость экскурсий по храмам различных конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF YOUNGER RATES OF SPACE UNIVERSITY

In the report experience of introduction of theological discipline of Religion of the world at the Samara state space university is stated and generalized. The subjects of lectures, results of questioning are resulted, necessity of excursions on temples of various faiths is proved.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов младших курсов аэрокосмического университета»

УДК.271.2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2009 В. М. Окорочкова, А. П. Старостина Самарский государственный аэрокосмический университет

Изложен и обобщен опыт введения теологической дисциплины «Религии мира» в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Приведены тематика лекций, результаты анкетирования, обоснована необходимость экскурсий по храмам различных конфессий.

Религии мира, теология, православное вероучение, духовно-нравственное воспитание, храмы, конфессии, экскурсии, космогония

Современное общество безусловно признает все возрастающую роль духовнонравственной компоненты в образовании молодежи. Такой подход обусловлен процессами в окружающей среде - это и экологические проблемы, и экономические, и криминализация различных общественных структур, и демографические вопросы. И если старшему поколению нужна хотя бы спокойная жизнь, то в наше как раз неспокойное время, труднее всего приходится молодым: им нужно получить профессиональное образование, создать молодую семью, растить детей, заботиться о своих стареньких родителях и созидать уже сейчас будущее своей страны. При этом у них нет ни высоких должностей, ни жилья, да и здоровье часто слабое. Но за ними - будущее, поэтому их интересы следует учитывать. Год молодежи

- 2009 -й - ознаменован активизацией молодежных движений.

Русская Православная церковь ведет большую работу с молодежью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и другие иерархи активно участвуют в общественной жизни России, проводят встречи с молодежью. На встрече со студентами Москвы 23 мая 2009 г. в рамках XIII Всемирного Русского Народного Собора и III Православного студенческого форума «Вера и дело» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Нам кажется, что с появлением новых видов техники, с новыми технологиями, с созданием современной инфраструктуры улучшится жизнь людей, повысится качество жизни. Но в это понятие входит не только материальное благополучие. Поток инфор-

мации оказывает воздействие на психику и душу человека. Но надо критически воспринимать то, что на нас обрушивается. Для этого необходим внутренний критерий. То, что громко, на весь мир, говорит Церковь, сегодня мало кто говорит. Это риск, и тут Церковь идет против течения. Церковь говорит, что есть объективная истина в системе ценностей; Бог создал человека, даровав ему Свой образ, а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство». Нравственная основа - критерий истины. Нравственность - это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. Это голос совести. Есть феномен: люди разных эпох и культур, по сути, имеют одно и то же понимание добра и зла. Но помимо нравственного чувства должно быть еще и мировоззрение, набор идей. Понятия «что такое хорошо и что такое плохо» у разных народов не должны быть антагонистичны. Ясно, что потеря нравственных ценностей есть основа конфликтов, войн, криминализации экономики вплоть до кризиса, когда экономическая деятельность оторвана от реальных ценностей и нравственности. Человеческая деятельность должна соединять духовное и материальное, в этом залог благоуспешной счастливой жизни.

На встречу пришли студенты 169 вузов Москвы и ближних городов. Молодежь покорила великолепная речь, широта взглядов Святейшего и сформулированное им четкое и ясное руководство к действию - если хочешь быть счастливым, то ты должен быть образованным, рассудительным и глубоко нравственным человеком.

Русская Православная Церковь вынуждена встать на защиту народа от алкогольной угрозы. РПЦ разработала ряд рекомендаций и неотложных мер, с которыми обратилась к светской власти для охраны здоровья и благополучия человека, общества и государства.

На всех уровнях священноначалие обращается к народу, предпринимая конкретные меры для спасения молодого поколения.

Духовно-нравственное воспитание студентов не тождественно гуманитаризации высшего технического образования, а требует изучения теологических дисциплин. Первым таким курсом является знакомство с религиями мира. Предмет «Религии мира» в нашем аэрокосмическом университете введен на 1-х курсах в объеме 24 часов лекционных занятий. Каждой мировой религии посвящена отдельная лекция, где излагаются ее догматы, значение и роль в жизни человека, народа и страны. Несколько подробнее изложено Христианское Православное вероучение. Активизация деятельности деструктивных сект вызывает необходимость знакомить студентов с формами воздействия на психику человека и контроль сознания, применяемыми сектантами. Подробно разработана тема «Патриотизм и Православие» на основе закона РФ о 15-ти памятных датах в истории России (от Ледового побоища до Победы над фашизмом, от Святого благоверного великого князя Александра Невского, св. адмирала Федора Ушакова до Георгия Жукова).

Неоценимое значение имеют экскурсии по храмам г. Самары - Православный Собор, мечеть, кирха, костел, синагога, старообрядческая церковь, где студентов встречают пастыри разных конфессий, в том числе из Греции, Польши, Германии. Эти экскурсии способствуют веротерпимости, дружбе, развивают широту кругозора и несколько компенсируют отсутствие семинарских занятий.

Тематика рефератов обширна и включает темы по разным вероучениям, по вопросам веры и знания, а также атеизма. Опыт показал, что узкоспециальные теологические курсы, такие как «Вера и знание», «Социальное учение Христианства» целесообразно предлагать студентам старших курсов, так как требуется определенная базовая подготовка.

Посещаемость занятий составляет около 90%, что обусловлено в первую очередь высоким уровнем лекций. Половину лекций читают священники семинарии, имеющие ученые степени, а также ученые СГАУ, авторитет которых укрепляет курс «Религии мира». Впечатляет и лекция «Патриотизм и Православие» с демонстрацией видеофильма (создан студентами), которую читает доцент-подполковник, летчик, доцент военной кафедры.

Обучающиеся в СГАУ студенты-иностранцы с пониманием относятся к предмету «Религии мира». Они рассказывают, что у них на родине преобладает католицизм и во всех учебных заведениях (дошкольных, школьных и вузов) изучают основы религиоведения. Следует отметить, что международный стандарт высшего университетского образования содержит теологические дисциплины, что необходимо для получения диплома международного образца (согласно Болонской конвенции).

Согласно решения Совета ректоров г. Самары и руководствуясь нормативноправовыми актами: приказом № 58 от

01.07.99 г. министра образования РФ, информационным письмом министра образования от 04.06.99 г. № 14-53-281 ин/14-04 о преподавании основ вероучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, законами РФ № 125-ФЗ, № 3266-1, постановлением Правительства РФ № 122 и др. документами, в г. Самаре создана региональная межвузовская кафедра теологии.

1.02.1999 года Коллегия Министерства образования РФ ввела в классификатор магистратуру по направлению «Теология», а

2.03.99 г. специальность «Теология» была внесена в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, создан соответствующий ГОС ВПО с позиций религиозного мировоззрения. Принят стандарт по специальности «Теология» на принципах поликонфессиональности -православный, мусульманский, иудейский, т.е. учтены культурообразующие вероисповедания, существующие на территории России.

26.01.2002 г. Министерством образования утвержден стандарт по образовательно-

му направлению «Теология», таким образом, система светского богословского образования получила признание и была включена в общую систему российского образования.

За время преподавания курса «Религии мира» неоднократно проводилось анонимное анкетирование. Всего за два учебных года по кафедре «Теология» СГАУ прошли обучение около 3000 студентов. Результаты анкетирования показывают положительную оценку студентами как содержания курса, так и организацию и методику преподавания. Курс считают необходимым не менее 80% студентов. Особенно уважительные отзывы о лек-торах-священниках. Вообще появление -приход священника в ВУЗ буквально жизненно необходим, после лекции студенты с личными вопросами обступают батюшку, а вопросы их беспокоят непростые, даже тема суицида бывает, и конечно, гражданские браки, смешанные браки, и о мироздании, войнах и т.д. Для лекторов анкеты студентов

- это важный ориентир умонастроения молодежи, да и полезные рекомендации по курсу.

Важным событием можно считать выход книги «Основы современного естествознания» - Православный взгляд, 2008 г., авторы: доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ

A.Г.Хунджуа и кандидат физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ

B. И. Неделько.

Для студентов технических вузов и ученых-естественников это серьезная поддержка в работе, так как большая часть литературы написана философами, нередко атеистами.

Наш Владыка архиепископ Сергий много сил и времени уделяет ВУЗам, постоянно участвует в работе Совета ректоров, проводятся различные интересные мероприятия с участием студентов и преподавателей - семинары межвузовские с выступлениями ответственных лиц Правительства губернии, священства, семинаристов, поездка «Волга Православная», конкурсы, выставки,

- всего не перечесть. Для нашего вуза определены высококвалифицированные лекторы-священники с высшим светским и богословским образованием. Без такой помощи работа филиала кафедры «Теология» была

бы просто невозможна. Конечно, руководство университета и его службы поддерживают новый предмет. Это в первую очередь сам ректор - СОЙФЕР В. А., учебный отдел, основная часть работников деканатов. Трудности есть, но они преодолимы, начало уже состоялось. Дальше нужны продолжатели и активная работа. Наметилось участие студентов в студенческом научном обществе: уже и старшекурсники изучали на 1-м курсе «Религии мира»; уже привычно появление в ВУЗе священнослужителей. Сейчас «переходное» время в работе с молодежью, так как они в школе не получили начальных сведений по основам мировых религий. Вот и приходится в ВУЗе заниматься «ликбезом» в этой области.

При изучении основ Православной культуры (ОПК) в школах наши вузовские программы будут переработаны, и сама молодежь станет другой, надеемся, - лучше.

Неотъемлемым фактом является значительное влияние традиционных вероисповеданий на формирование духовнонравственных и мировоззренческих ориентиров российских граждан. Поэтому совместная деятельность государства и традиционных религий в сфере воспитания, образования и науки - один из главных факторов возвращения к духовным основам отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Такое сотрудничество в форме теологического образования в системе отечественного высшего образования дает свои первые хорошие результаты во благо людей, их социальной жизни и развития государства.

В мировой практике присутствует твердое убеждение, что теология, наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук, составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом.

Следует приветствовать дальновидность руководства Самарских вузов, учитывающих, что 46 стран мира, выполняющих условия Болонских соглашений, составляют единое образовательное пространство, где действуют дипломы международного образца при безусловном включении теологии в университетские стандарты.

СПИСОК ВУЗОВ, ИМЕЮЩИХ ЛИЦЕНЗИЮ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТЕОЛОГИИ

ВУЗЫ Образовательные программы Начало занятий

КЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

1. Омский государственный университет бакалавр специалист 1996/1997 2004/2005

2. Белгородский государственный университет бакалавр специалист 2001/2002

3. Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток специалист 1999/2000

4. Орловский государственный университет бакалавр специалист 2002/2003 2004/2005

5. Сургутский государственный университет бакалавр 2003/2004

6. Алтайский государственный университет, г. Барнаул бакалавр 1992/1993

7. Тульский государственный университет бакалавр специалист 2001/2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

8. Саратовский государственный физико-технический университет бакалавр специалист 2002/2003

9. Нижегородский государственный педагогический университет специалист 2004/2005

10. Арзамасский государственный педагогический университет им. А.П. Г айдара бакалавр специалист 2005/2006

11. Московский государственный лингвистический университет специалист 2003/2004

12. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова специалист 2004/2005

13. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург бакалавр специалист 2001/2002 2003/2004

14. Мурманский государственный технический университет специалист 2004/2005

15. Ростовский государственный педагогический университет бакалавр 2004/2005

16. Рязанский государственный педагогический университет бакалавр специалист 2001/2002 2003/2004

17. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Толстого бакалавр 2001/2002

18. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Ушинского специалист 2004/2005

19. Курский государственный педагогический университет специалист 2003/2004

20. Московский государственный социальный университет специалист 2004/2005

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

21. Институт богословия и философии, г. Санкт-Петербург бакалавр 1992/1993

22. Русский христианский гуманитарный институт, г. Санкт-Петербург бакалавр

23. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва бакалавр магистр специалист 1993/1994 2002/2003 2002/2003

24. Библейско-богословский институт им. св. ап. Андрея Первозванного, г. Москва бакалавр 1997/1998

25. Свято-Филаретовский православно-христианский институт, г. Москва бакалавр 1999/2000

26. Российский исламский университет, г. Казань бакалавр 2002/2003

27. Духовно-гуманитарный институт им. Саидбега Даитова, г. Хасавюрт специалист 2003/2004

28. Институт теологии и религиоведения им. Мама Дибира аль Рочи, г. Махачкала бакалавр 2004/2005

29. Чиркейский институт им. Саида Афанди, респ. Дагестан бакалавр 2004/2005

30. Московский исламский университет бакалавр 2005/2006

31. Университет XXI века, г. Москва бакалавр 2002/2003

В Англии, Франции, Германии, Бельгии, Болгарии и многих других странах осуществляется государственное финансирование преподавания теологии. Отсутствие теологического образования как раз и является нарушением закона свободы совести, лишающее студента возможности получить необходимые знания для всесторонне-

грамотной ориентации в окружающем мире.

Безграмотно отождествлять светскость с атеистичностью, так как последнее есть тоже вариант веры как убеждение в определенном миропонимании. В современной России необходимо учить молодежь в соответствии с мировыми стандартами.

SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF YOUNGER RATES

OF SPACE UNIVERSITY

© 2009 V. M. Okorochkova, A. P. Starostina Samara State Aerospace University

In the report experience of introduction of theological discipline of “Religion of the world” at the Samara state space university is stated and generalized. The subjects of lectures, results of questioning are resulted, necessity of excursions on temples of various faiths is proved.

Religions of the world, theology, orthodox dogma, spiritual - moral education, temples, faiths, excursions, cosmogony

Информация об авторах

Окорочкова Валентина Михайловна, кандидат технических наук, доцент Самарского государственного аэрокосмического университета. Тел. (846) 273-37-86. E-mail: nau-ka@ssau.ru. Область научных интересов: теология.

Старостина Антонина Петровна, кандидат технических наук, доцент Самарского государственного аэрокосмического университета. Тел. (846) 992-04-92. E-mail: nauka@ssau.ru. Область научных интересов: теология.

Okorochkova Valentina Mihailovna, candidate of Technical Science, associate professor of Samara state aerospace university. Phone: (846) 273-37-86. E-mail: nauka@ssau.ru. Area of research: theology.

Starostina Antonina Petrovna, candidate of Technical Science, associate professor of Samara state aerospace university. Phone: (846) 992-04-92. E-mail: nauka@ssau.ru. Area of research: theology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.