Научная статья на тему 'Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» в школах? о результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий»'

Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» в школах? о результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» в школах? о результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий»»

А. Ю. Григоренко

КТО ДОЛЖЕН ПРЕПОДАВАТЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ШКОЛАХ?

О результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий»

Как известно, на совещании 21 июля 2009 г. бывший тогда Президентом Российской Федерации Д. А. Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения и заявил о своем решении поддержать «идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Во исполнение поручений Президента от 02 августа 2009 г., правительство Российской Федерации приняло решение о проведении в 19 субъектах РФ эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ). Преподавание этого курса должно было проходить в течение 2010-2011 гг. в экспериментальном режиме в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса. Была разработана экспериментальная программа курса ОРКСЭ, который включал в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Апробация курса ОРКСЭ в школах РФ была успешно завершена в 2011 г. После обсуждения итогов апробации указанного курса было принято решение, что в течение трех лет этот курс будет поэтапно внедряться во всех школах как обязательный предмет. В результате с 1 сентября 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ был включен в обязательную часть образовательной программы четвертого класса начальной школы в объеме 34 часа. В последующем планировалось продолжить изучение ОРКСЭ и в старших классах.

Преподавать ОРКСЭ в некоторых школах поручили учителям ОБЖ, труда и музыки, чаще — преподавателям мировой художественной культуры и учителям начальной школы, которых спешно переучили на краткосрочных курсах при институтах повышения квалификации и которые после такой краткосрочной переподготовки должны были быть готовы прочитать на «отлично» любой из шести модулей комплексного курса ОРКСЭ. Но и таких учителей все равно не хватило во время эксперимента. Еще более обострится ситуация после того, как преподавание ОРКСЭ будет продлено и этот курс будет читаться в старших классах российских школ. Чтобы не оказаться в ситуации цейтнота 2010/12 учебного года, когда курс ОРКСЭ надо было читать, а преподавателей по нему не было и их надо было готовить в спешном порядке, Министерство образования и науки РФ предприняло соответствующие шаги. Понимая, что нужно будет готовить педагогов, способных профессионально читать курс ОРКСЭ в различных классах российских школ, Минобрнауки РФ создало рабочую группу по разработке экспериментальной программы бакалавриата по направлению «050100 — Педагогическое образование» для подготовки молодых учителей к преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.

В рамках выполнения проекта «Внедрение комплексного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий» Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» и ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» приступили к работе над экспериментальной программой бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом нового профиля «Культура конфессий» для подготовки молодых учителей к преподаванию ОРКСЭ в начальных и старших классах российской школы.

С 01.02.2013 г. по 31.03.2013 г. была проведена экспертиза ПООП. В ней принял участие 21 эксперт в области профессионального образования. В ходе экспертизы экспертами было получено 20 положительных экспертных заключений. В их числе 2 положительных экспертных заключений (без замечаний), 10 положительных экспертных заключений с замечаниями, 8 положительных экспертных заключений с существенными замечаниями и предложениями и 1 экспертное заключение, оцененное как условное с требованиями существенной доработки. В результате проведенной экспертизы программа была доработана и откорректирована.

18 июня 2013 г. состоялась научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ)» по вопросам апробации экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата в рамках научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам введения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Конференция была организована Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Федеральным институтом развития образования при поддержке Министерства образования и науки России на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В пленарном заседании конференции с докладом «Некоторые вопросы (аспекты) преподавания ОРКСЭ в светской школе и подготовка специалистов к преподаванию этого курса» выступил заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена, профессор А. Ю. Григоренко.

В формате конференции была проведена секция «Вопросы апробации экспериментальной основной программы бакалавриата по подготовке молодых учителей к преподаванию курса ОРКСЭ», модератором которого была кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ ФИРО Э. Ф. Алиева.

На секции с докладом «Опыт РГПУ им. А. И. Герцена по подготовке учителей к преподаванию курса ОРКСЭ» выступил заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена, доктор фил. наук, профессор А. Ю. Григоренко.

С 01.09.2013 г. по 20.10.2013 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена проводился первый этап апробации экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» для подготовки молодых учителей к преподаванию курса ОРКСЭ. В апробации приняли участие следующие студенты:

1. Психолого-педагогический факультет, I—II курсы, специальности: клиническая психология, социальная педагогика.

2. Факультет философии человека, III курс, специальность: философская антропология.

3. Юридический факультет. Педагогическое образование (правовое образование), I курс.

4. Факультет социальных наук, специальность: социология, I—II курсы.

5. Факультет социальных наук, специальность: политология, II курс.

6. Факультет социальных наук, специальность: педагогическое образование (историческое образование — I, II, III курс, обществоведческое образование — I, II, III курс, краеведческое образование — I, II, III курс).

Всего 197 человек.

Отчет РГПУ А. И. Герцена о проведении апробации экспериментальной образовательной программы с учетом профиля «Культура конфессий» был принят и положительно оценен в ФГАУ «Федеральный институт развития образования». В процессе апробации студентам на выбор были предложены 1 или 2 из четырех конфессиональных модулей обучения студентов: преподавание основ православной культуры, преподавание основ культуры ислама, преподавание основ культуры буддизма, преподавание основ иудейской культуры. Студенты, приступившие к изучению того или иного модуля, были предварительно протестированы; наиболее высокие результаты показали студенты, изучавшие курсы религиоведения и история и теория религии. В конце обучения студенты написали эссе по заданной теме, которые показали, что все студенты значительно углубили свои теоретические знания и практические компетенции по курсу «Культура конфессий», смоделировав в кейсах решение практических ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия религии и государства, приверженцев различных религигиозных традиций.

Помимо РГПУ им. А. И. Герцена в эксперименте участвовали и другие вузы, в их числе:

• Православный институт святого Иоанна Богослова;

• Российский государственный гуманитарный университет;

• Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет:

• Московский исламский университет;

• Калмыцкий государственный университет;

• Тувинский государственный университет;

• Забайкальский государственный университет;

• Новосибирский государственный педагогический университет;

• Бурятский государственный университет;

• Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова;

• Елецкий государственный университет.

С осени 2013 г. ожидается расширение апробации экспериментальной программы бакалавриата с учетом профиля «Основы религиозных культур и светской этики (Культура конфессий)». В Минобрнауки РФ планируется выделение бюджетных мест для участников эксперимента по апробации. Сама апробация будет длиться в течение 4 лет. Учебный план реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования. Срок обучения — 4 года. Основная цель учебного плана — установление последовательности, содер-

жания и соответствия заданным ФГОС компетенциям, обеспечивающим достижения целей и задач, установленных концепцией ПООП с учетом профиля «Культура конфессий». Содержание учебного плана обеспечивает создание последовательной, логичной и целостной системы подготовки бакалавров по направлению «050100 — Педагогическое образование». Учебный план рассчитан на четыре года обучения и состоит из четырех циклов. Освоение каждого цикла позволяет решить определенную часть компетенций, предусмотренных ФГОС с учетом профиля «Культура конфессий». Учебный план данной дисциплины предполагает изучение следующих модулей: «Теоретические основы и технологии преподавания "Культуры конфессий" в школе», «Теоретические основы и технологии преподавания этики в школе», «Теория и история мировой культуры», «Организация культурно-просветительской и до-суговой деятельности в школе». В вариативной части программы предложены следующие блоки: «Искусство конфессий», «Педагогическая культура конфессий», «Религия и мировое искусство», «История мировых религий и новых религиозных течений».

Из содержания экспериментальной программы и учебного плана дисциплины «Культура конфессий» видно, что реализовать их усилиями одной только кафедры религиоведения достаточно сложно, так как часть предметов из учебного плана профиля «Культура конфессий» должна читаться преподавателями различных факультетов (философии человека, психолого-педагогического, которые специализируются на проблемах этики, православной педагогики и т. д.). В связи с этим становится очевидным тот факт, что предстоящая полномасштабная апробация программы «Культура конфессий» требует межкафедральной и межфакультетской интеграции, объединения усилий преподавателей различных факультетов и кафедр. Для объединения усилий различных факультетов и кафедр целесообразно создание в рамках действующего на базе РГПУ им. А. И. Герцена УМО по направлению «Педагогическое образование» и сетевого консорциума «Педагогические кадры России» учебно-методического центра для интеграции и координации деятельности преподавателей и сотрудников различных кафедр и факультетов РГПУ им. А. И. Герцена, различных российских педагогических вузов, участвующих в подготовке учителей для чтения ОРКСЭ в школе.

Такая работа по интеграции усилий преподавателей различных кафедр и факультетов Герценовского университета, участвующих в подготовке молодых учителей для чтения ОРКСЭ в школе, уже ведется. Кафедра религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена уже несколько лет тому назад, осознав потребность российского образования в специалистах по истории религиозных культур [1], расширила диапазон направлений в своей работе и, помимо подготовки бакалавров и магистров по направлению «031800 — Религиоведение», совместно с кафедрой методики и обучения истории и обществоз-нания факультета социальных наук открыла магистерскую программу «Религиоведческое образование» и вариативный модуль «История религиозных культур» по профилю «Историческое образование» по направлению «050100 — Педагогическое образование».

Значительная часть дисциплин из указанных программы и модуля, читаемых кафедрой религиоведения уже несколько лет, аналогична дисциплинам, входящим в учебный план экспериментальной программы «Культура конфессий» (Введение в церковную жизнь и православное вероучение, Введение в Литургическое Предание, Ли-тургика, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Ис-

тория Церкви, История Русской православной церкви, Патрология, Методика преподавания православной культуры в школе; Основы исламского вероучения, Источники ислама: Коран и Сунна, Священные тексты, Корановедение, Хадисоведение, Возникновение и распространение ислама, Методика преподавания исламской культуры в школе, Исламская педагогическая традиция, Исламская педагогика, Исламское право и законоведение, Этика семейных отношений в исламе, Исламская художественная культура, Исламская культура повседневности и др.).

Помимо преподавателей кафедры религиоведения, в реализации магистерской программы «Религиоведческое образование (Мировые религиозные культуры)» и вариативного модуля «История религиозных культур» привлечены преподаватели других кафедр и факультетов (кафедра методики и обучения истории и обществознания, кафедра эстетики и этики, кафедра методов психологического познания и др.).

На сегодняшний день кафедра религиоведения накопила богатый методический опыт преподавания основ религиозной культуры. Сотрудники кафедры разработали десятки соответствующих программ и целый ряд учебников и научных пособий, которые подготовлены сотрудниками кафедры религиоведения лично или в соавторстве [2]. Преподаватели кафедры и ее магистранты занимаются также и решением различных проблем, связанных с изучением отдельных сторон и аспектов религиозной культуры как социально-духовного феномена [3]. Преподаватели кафедры активно участвуют в переподготовке учителей средних общеобразовательных учреждений города Санкт-Петербурга на базе Академии постдипломного педагогического образования и Центра повышения квалификации специалистов Выборгского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, большую роль в успешном завершении второго этапа апробации экспериментальной программы «Культура конфессий» должна сыграть интеграция усилий различных кафедр и факультетов РГПУ им. А. И. Герцена. Кафедра религиоведения готова взять на себя системообразующие функции и аккумулировать богатый творческий потенциал сотрудников и преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена в решении этой столь важной задачи, стоящей перед российским образованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григоренко А. Ю. Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Вестник Герценовского университета. 2010. № 1 (75). С. 116-120.

2. Григоренко А. Ю. Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание в школе // Вестник Герценовского университета. 2010. № 8 (82). С. 15-25.

3. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. Задачи духовно-нравственного просвещения и воспитания в современной школе // Вестник Герценовского университета. 2009. № 10 (72). С. 18-20.

4. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «основ религиозных культур и светской этики» // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92-10.

5. Григоренко А. Ю. (ред.). Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.

6. Григоренко А. Ю. (ред.) Религии мира: Словарь-справочник. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

7. Религиоведение: Учебник для юридических вузов МВД России / Под. ред. В. В. Балахонского. — СПб.: Изд-во СПбУМВД России, 2013. — 349 с.

8. Прилуцкий З. Термин «религия» в научной и научно-методической литературе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 87-92.

9. Астэр И. В. Монашество как социорелигиозный феномен // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 1. — СПб., 2012. С. 50-51.

10. Прилуцкий А. М. Лютеранский традиционализм и «высокоцерковное лютеранство» // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 1. — СПб., 2012. С. 75-90.

11. Прилуцкий А. М. Метафорика религиозного ритуального дискурса // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 2. — СПб., 2013. С. 21-39.

12. Григоренко А. Ю. Немецкая классическая философия как теоретический источник современного религиоведения // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 1. — СПб., 2012. С. 12-21.

13. Григоренко А. Ю. Психология ритуала и колдовства // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 2. — СПб., 2013. С. 12-20.

14. Тулынин Ф. П. Историко-литургические особенности использования национальных языков...// Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 2. — СПб., 2013. С. 75-90.

15. Головушкин Д. А. Проблемы актуализации и концептуализации курса «Православная культура» в современной российской системе высшего профессионального образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 110-118; Соболева О. Б. Религиоведческое образование в современной российской школе в контексте межпредметных связей // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.