Научная статья на тему 'На пути к внедрению основной образовательной программы подготовки молодых учителей - преподавателей курса основ религиозной культуры и светской этики'

На пути к внедрению основной образовательной программы подготовки молодых учителей - преподавателей курса основ религиозной культуры и светской этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / РАЗРАБОТКА КУРСА / ВНЕДРЕНИЕ КУРСА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к внедрению основной образовательной программы подготовки молодых учителей - преподавателей курса основ религиозной культуры и светской этики»

воспроизводстве и производстве новых знаний, второй — на их распространении, третий — на совместных преимуществах создания, распространения и использования новых знаний. Только интеграция усилий может дать значимый эффект, продемонстрировать обществу уникальность отечественной системы подготовки педагогов, показать необходимость поддержки ее дальнейшего развития.

Будущее образования неизбежно связано с созданием совместных образовательных программ и модулей, программ включенного обучения, с совместной организацией разных видов практики студентов, их совместной научно-исследовательской работой магистрантов, реализацией отдельных учебных дисциплин и модулей на базе вузов-партнеров.

Система высшего образования имеет значительный потенциал развития, более продуктивное использование которого при соответствующей поддержке государства может стать фундаментом для становления в России университетов мирового класса. Инвестирование средств в развитие инновационного потенциала вузов — наиболее эффективный вариант национальной стратегии формирования таких университетов.

Литература

1. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Заявление руководителей восьми ведущих стран мира, принятое на саммите в Санкт-Петербурге 16.07.2006 года. http://www. kremlin.ru/interdocs/2006/07/16/1744

2. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. С. 35.

3. Drucker Petez F. Post-capitalist society // Наrреr Вusiness, 1994. 232 р.

4. Understanding Knowledge Societies: In Twenty Questions and Answers with the Index of Knowledge Societies. Department of Economic and Social Affairs (DESA). United Nations, New York, 2005.

5. Доклад на Госсовете РФ «Приоритеты развития профессионального образования в Российской Федерации», 31.08.2010 г.

6. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. 132 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Э. Ф. Алиева, Е. Н. Ивахненко

НА ПУТИ К ВНЕДРЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ -ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСА ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

На протяжении четырех лет сотрудниками Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ППРО) и Федерального института развития образования (ФИРО) осуществляли проекты Федеральной целевой программы развития образования, направленные на разработку, апробацию и внедрение учебных модулей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Также разрабатывались и внедрялись программы повышения квалификации учителей начальной школы по ведению данного курса.

В 2012 году стартовал проект по разработке и внедрению основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки бакалавров «050100 — Педагогическое образование» с учетом профиля «Культура конфессий», которая нацелена на подготовку молодых учителей к преподаванию курса ОРКСЭ.

Из четырех последовательно реализуемых циклов (разработка, экспертиза, апробации и внедрение) по созданию ООП в настоящее время завершены первые три.

Первый цикл. Разработка основных учебных материалов и учебно-методического обеспечения ООП (февраль 2012 г. — декабрь 2012 г.).

Общее руководство разработкой ООП осуществляют Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования и Федеральный институт развития образования. По решению Совета по подготовке ООП во главе с руководителями Академии и Федерального института была создана рабочая группа, в которую вошли опытные специалисты-разработчики действующих образовательных программ по направлениям: «Педагогическое образование», «Философия», «Религиоведение», «Теология», а также ученые, признанные в исследовательских областях по направлениям, соответствующим профилю ООП. Кроме того, в разработке ООП приняли участие представители профильных образовательных структур и основных конфессий: православного христианства (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), ислама (Московский исламский университет), иудаизма (Центр библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета), буддизма (Тувинский государственный университет, Калмыцкий государственный университет, РУДН).

Подготовка ООП осуществлялась на основе выполнения технического задания Министерства образования и науки. В качестве основополагающих документов разработчиками были избраны Федеральный государственный образовательный стандарт, а также распоряжения Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ. Были тщательно изучены основные публикации в ведущих журналах РФ и материалы конференций и совещаний по проблемам курса ОРКСЭ.

Прежде всего, рабочей группой была выработана Концепция ООП, в которой были определены: основные цели и задачи подготовки выпускника, его предполагаемые (требуемые) профессиональные качества — компетенции, а также средства осуществления ООП.

К этой работе подключились участники рабочей группы, как со стороны вузовской, академической общественности, так и представители основных конфессий РФ. По согласованию сторон был принят дополнительный набор специальных компетенций (СК) выпускника. В их числе:

СК-1 — владеет знанием истории, теоретических основ культуры конфессии (по выбору) и способен применять их в системе начального и среднего общего (полного) образования;

СК-2 — владеет знанием истории этических представлений, проблем этики и способен применять их в системе начального и среднего общего (полного) образования;

СК-3 — способен проектировать, организовывать и реализовывать культурно-просветительские программы, вести консультационную деятельность в области конфессиональной культуры (по выбору) и педагогики;

СК-4 — владеет знанием специфики, истории, теории искусства конфессии и способен применять их в педагогической деятельности, направленной на художественно-эстетическое и музыкальное развитие учащихся;

СК-5 — владеет знанием традиций педагогической культуры конфессии (по выбору) и способен учитывать их при организации взаимодействия с обучающимися и их родителями;

СК-6 — владеет знанием истории и современного состояния социальной деятельности конфессии, особенностей, традиций и специфики волонтерской (добровольческой) работы в России и мире, способен применять их при проектировании, организации и управлении деятельностью детей, обучающихся в системе начального и среднего общего (полного) образования;

СК-7 — владеет знанием истории мировых религий и специфики новых религиозных движений, способен анализировать различные мировоззренческие позиции и учитывать их специфику в профессиональной деятельности.

Следующий шаг в реализации проекта — разработка учебного плана ООП — оказался наиболее сложным и многотрудным, в первую очередь в вопросе согласования позиций. На этом этапе возникли разногласия со стороны участвующих в разработке представителей образовательных и конфессиональных структур. Споры велись преимущественно по построению и взаимному пересечению модулей (блоков) конфессиональной направленности. Важно было прояснить несколько основополагающих концептуальных вопросов: как содержание учебного плана, будучи реализованным в программах курсов, будет выводить на формирование компетенций обучающихся студентов? какова концепция формирования модулей и блоков учебного плана? каким должно быть их содержательное наполнение? какой должна быть принципиальная установка в определении межпредметных связей внутри модулей и блоков? В конечном итоге, разногласия были разрешены. Учебный план и пояснительная записка к нему обозначили собой результат согласованной работы, потребовавшей компромиссов от всех сторон-участниц.

Так, вариативная часть профессионального цикла (ПЦ) учебного плана построена по модульному принципу с разделением на блоки конфессиональной направленности. Такая структура ПЦ предложена для реализации задач формирования целостности профессиональной подготовки преподавателя, формирования его способности глубоко осмыслять и ясно излагать общие и частные проблемы выбранной им предметной области.

Вариативная часть ПЦ построена таким образом, что вузу предлагается на выбор четыре конфессионально сориентированных блока дисциплин, а именно:

Блок 1. Теоретические основы и технология преподавания православной культуры;

Блок 2. Теоретические основы и технология преподавания культуры ислама;

Блок 3. Теоретические основы и технология преподавания культуры иудаизма;

Блок 4. Теоретические основы и технология преподавания культуры буддизма.

Вуз может реализовать в рамках ООП один или несколько (в зависимости от наличных возможностей) из предложенных блоков вариативной части ПЦ.

Блоки сформированы таким образом, чтобы студент, осваивающий конкретный конфессиональный блок, мог последовательно, глубоко и обстоятельно изучить культуру одной выбранной конфессии, но при этом также располагать необходимым минимумом знаний о культуре других религиозных конфессий. Содержание дисциплин каждого из четырех блоков позволяет будущему педагогу овладеть как предложенным в ФГОС набором компетенций, так и набором дополнительных специальных компетенций.

Важное место в формировании профессионализма и личностных качеств выпускника занимают модули «Теоретические основы и технологии преподавания этики в школе» (13 зачетных единиц (з. е.)). В него включены пять курсов, четыре из которых («История этических учений», «Этика», «Этика семейных отношений», «Биоэтика») составляют теоретическую основу всего модуля. Один, завершающий, курс из данного модуля («Методика преподавания этики в школе») позволяет студенту сформировать методические знания и навыки для преподавания школьного курса ОРКСЭ в младших

и средних классах школы, а также для решения других задач, определяемых списком компетенций и концепцией ООП.

В целом все курсы ПЦ по методике преподавания конкретных дисциплин подкрепляются педагогическими практиками, которые студенты проходят в шести семестрах из восьми (2 семестр, 3, 4, 5, 6, 8).

Новации внесены и в курсы по выбору (КПВ) вариативной части ПЦ, которые составили значительный по объему сегмент общих трудозатрат студента, осваивающих ООП (38 з. е.). Эта часть ООП построена так, что студент должен определять свою образовательную траекторию не посредством выбора отдельных дисциплин, а блоков. Всего в учебном плане предлагается выбрать два блока (по 19 з. е. каждый) из четырех. Выбор блоков КПВ ПЦ дисциплин осуществляется в течение последних 2-3 семестров обучения, когда интерес студента к конкретным областям его будущей профессии становится более содержательным и мотивированным.

Предложенные в экспериментальной ООП блоки КПВ вариативной части ПЦ, а также включенные в них курсы лишь задают образцы и направление реализации данной части учебного плана и всей образовательной программы. Вуз вправе устанавливать собственное предметное наполнение блоков КПВ.

Кроме того, на данном этапе были разработаны установки, позволяющие согласовать обучение по модулям и блокам учебного плана с формированием специальных (для профиля «Культура конфессий») компетенций выпускника.

Второй цикл. Экспертиза основных учебных материалов и учебно-методического обеспечения ООП (февраль 2013 г. — март 2013 г.).

Экспертиза была проведена в три этапа: подготовительный, этап проведения и доработки ООП.

Особо следует выделить этап доработки ООП, на котором реализованы положения принятого плана с учетом замечаний экспертов. Здесь уместно вспомнить поучительное высказывание: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». По сути, к большинству вопросов пришлось вернуться заново. Так, по рекомендациям экспертов, были внесены изменения в программы курсов (главным образом, в курсах вариативной части профессионального цикла), учебный план, создан дополнительный портфель рабочих программ, осуществлена редакция содержания компетенций, адресно конкретизирован модульный подход, внесены поправки в концепцию ООП и др.

Третий цикл. Апробация ООП (май 2013 г. — ноябрь 2013 г.).

В апробации участвовали 12 вузов РФ, с общим числом студентов 1104 человек (см. табл. 1).

Проведение апробации потребовало тщательной подготовки. Так, были разработаны критерии для мониторинга оценки усвоения экспериментальной ООП, система оценок усвоения ООП, сформирован и утвержден список вузов (ответственных лиц в каждом вузе), участвующих в апробации. В этот список был включен РГПУ им. А. И. Герцена, а ответственными за проведение апробации являлись заведующий кафедрой религиоведения доктор филосовских наук, профессор А. Ю. Григоренко и декан психолого-педагогического факультета доктор психологических наук, профессор В. В. Се-микин.

Количество участников апробации от каждого вуза РФ показаны на рис. 1.

В соответствии с принятой концепцией, контрольно-измерительные материалы (КИМы) по выбранным модулям были нацелены на проверку динамики формирования требуемых в ООП компетенций студентов, обучающихся на педагогических, религиоведческих и других гуманитарных факультетах. КИМы разработаны с учетом сформированности у студентов предметной грамотности и минимума метапредметных умений. Каждый

Таблица 1

№ ВУЗ Аббревиатура Регион

1 НОУ ВПО «Российский православный институт св. Иоанна Богослова» ПИ Москва

2 ФБГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» РГПУ Санкт-Петербург

3 НОУ ВПО «Русская христианская гуманитарная академия» РХГА Санкт-Петербург

4 ФБГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» РГГУ Москва

5 НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» ПСТГУ Москва

6 НОУ ВПО «Московский исламский университет» МИУ Москва

7 ФБГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» КГУ Республика Калмыкия, Элиста

8 ФБГОУ ВПО «Тувинский государственный университет» ТувГУ Республика Тыва, Кызыл

9 ФБГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» ЗабГУ Чита

10 ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» НГПУ Новосибирск

11 ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» БГУ Республика Бурятия, Улан-Удэ

12 ФБГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» СВФУ Республика Саха (Якутия), Якутск

Вузы-участники апробации

комплект КИМов по выбранному вузом модулю состоял из трех частей: тесты, эссе, кейсы.

Зафиксировать учебные достижения студентов до начала апробации позволяют разработанные тестовые задания по каждому модулю, вынесенному на апробацию. Выполнение заданий по написанию эссе позволило оценить не только формирование знаний в памяти студента, но его способности к пересказу информации (содержания материалов курса и курсов по модулю в целом, критических статей, текста учебника и т. д.), а также — что особенно важно — проявлению его аналитических способностей; также эссе связано с формированием и возможностью проверки коммуникативных, в данном случае способностей студента к написанию текстов.

На заключительном этапе студентам было предложено решить проблемную ситуацию путем создания кейсов, что предполагало измерение и оценку компетентностных приобретений студента, осуществленных в ходе освоения модуля. По сути, проверка по кейсам позволила оценить суммативный промежуточный итог сформированности компетенций за весь период апробации, то есть то, что студент смог сформировать в ходе обучения по предложенным модулям/курсам.

При этом внешняя валидность КИМов заключается в том, насколько результаты теста (эссе и кейса) соответствуют внешнему критерию, по которому испытуемых оценивают эксперты. А внутренняя валидность КИМов определяется корреляцией заложенных в них целей проверки и качеством ответов студентов при апробации в их сопоставлении с уровнем сформированности компетенций, вынесенных на апробацию.

Поскольку измерение компетенций означает измерение уровней их сформированности, они оценивались в разное время на разных уровнях. Как ранее отмечалось, таких уровней измерения было предложено всего три:

первый уровень - репродуктивный (измерение сформированности так называемого нулевого уровня осуществлялось с помощью тестов);

второй уровень - пользовательский (измерение осуществлялось при помощи оценки самостоятельных работ — эссе);

третий уровень - конструктивный (измерение осуществлялось при помощи оценки проблемных кейсов).

Полученные результаты апробации были подвергнуты тщательному анализу. Учитывая ограничение объема статьи, приведем только некоторые, в основном наглядные части проведенного анализа.

На рис. 2 показано количественное и процентное соотношение студентов, принявших участие в апробации по шести модулям.

Общие результаты апробации по трем уровням представлены на диаграммах рис. 3, 4, 5.

Репродуктивный уровень

7 -■ 6 5 4

1

О

;

Православие

I Баллы —*— Ср. балл

Рис. 3

Пользовательский уровень

100 -

Православие Ислам Буддизм Иудаизм Этика Мир.культ

—^—Ср. %

Рис. 4

Конструктивный уровень

Православие Ислам Буддизм Иудаизм Этика Мир.культ

—*—Ср. %

Представленные диаграммы позволили вывести некоторые общие закономерности. К таковым, к примеру, относится вывод: по уровню сформированности компетенций результаты только по модулю «Теоретические основы и технологии преподавания православной культуры» превышают средние значения на всех трех уровнях оценки. Или, например, еще, вывод: результаты по светским модулям на конструктивном уровне измерения сформированности компетенций ниже среднего уровня (на репродуктивном и пользовательском уровнях они выше средних значений), с одной стороны, усматривается общая тенденция нарастания трудности в решении задач конструктивного уровня; с другой — здесь проявляется сложная специфика самих предметов — «Этика» и «Мировая культура». Студент часто полагает, что его знаний достаточно, чтобы ответить на занятии или экзамене, однако, когда оказалось востребованной компетентность в творческом распоряжении этими знаниями, он сталкивается со значительными трудностями. Данный вывод нацеливает на перенос центра тяжести на занятиях по этики и культуре на проблемные области знания и интерактивные технологии.

Общая картина процентного и количественного соотношения студентов, принявших участие в апробации модуля «Теоретические основы и технологии преподавания православной культуры», наглядно представлена на диаграмме (рис. 6).

Рис. 6

Данные диаграммы свидетельствуют, что в РГПУ им. А. И. Герцена больше всего студентов, прошедших апробацию по модулю «Теоретические основы и технологии преподавания православной культуры». Данное обстоятельство объясняется тем, что в этом вузе давние и хорошо зарекомендовавшие себя традиции культурно-просветительской и воспитательной работы совместно с Русской православной церкви. О последнем свидетельствуют и приведенные ниже результаты апробации по данному модулю.

Интересно также было проанализировать общие результаты апробации по модулю «Теоретические основы и технологии преподавания православной культуры» (см. табл. 2).

Важно проанализировать результаты апробации модуля «Теоретические основы и технологии преподавания православной культуры» по трем уровням, которые наглядно представлены в диаграммах (см. рис. 7, 8, 9).

Данные, представленные на диаграммах (рис. 7, 8, 9), свидетельствуют, что на всех трех уровнях проверки студенты РГПУ им. А. И. Герцена показали результаты выше среднего уровня.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ ВУЗ Кол-во чел. Тесты Эссе Кейсы

Репродуктивный уровень (средний балл) Пользовательский уровень, % освоивших (число студентов, получивших баллы +1, 0, -1) Конструктивный уровень, % освоивших (число студентов, получивших баллы + 1, 0, -1)

1 ПИ 107 7,7 71 (37-39-31) 69 (34-40-33)

2 РГПУ 197 9,3 89 (98-78-21) 82 (90-69-35)

3 РГГУ 87 6,8 69 (29-31-27) 67 (23-35-29)

4 ПСТГУ 55 9,6 86 (22-25-8) 80 (12-32-11)

5 ЗабГУ 20 9,3 100 (12-8-0) 90 (4-14-2)

6 СВФУ 39 7,2 100 (14-25-0) 91 (11-24-4)

7 РХГА 88 8,4 91 (35-45-8) 89 (38-40-10)

ВСЕГО 593 8,3 84 79

Православие. Репродуктивный уровень

РГГУ ПСТГУ ЗабГУ

■ Балл » Ср. балл

Рис. 7

Православие. Пользовательский уровень

100 90 30 70 60 50 40 30 20 10 о

ТТТТ1

ПИ РГПУ РГГУ ПСТГУ ЗаОГУ СВФУ РХГА

-Ср. %

Рис. 9

Аналогичный анализ был проведен по всем другим конфессиональным и светским модулям.

В целом было установлено, что уровень сформированности компетенций у студентов двенадцати вузов, принявших участие в апробации, в отношении к ожидаемому максимальному уровню, составил 76%. Данное значение уровня освоения компетенций находится в пределах установленной нормы успешности апробации (от 60 до 100%).

В настоящее время мы только приступаем к четвертому циклу — внедрение ООП, которое планируется в вузах РФ в 2014/15 уч. году. Вполне конкретное место в этом цикле отводится РГПУ им. А. И. Герцена, который по оценкам экспертов может успешно проводить обучение студентов с ежегодным набором 50 абитуриентов. На основании предшествующих циклов были выработаны предварительные рекомендации. Несколько важных, с нашей точки зрения, пунктов рекомендаций по внедрению ООП выносим на суд читателей.

1. Выбор вузов для первичного внедрения ООП

Изучение позиций руководителей вузов, факультетов, отделений, а также мнений преподавателей и студентов позволило сделать вывод: заявленные цели и задачи, а также набор требований к подготовке молодых преподавателей ОРКСЭ не может реализоваться сам по себе, по инерции, на прежнем вузовском наборе форм и методов обучения студентов. Этот потенциал, несомненно, важен и необходим. Однако успех реализации ООП, как показала апробация, напрямую зависит от полноценного и качественного воплощения наработанных форм обучения студентов, которыми располагают не только педагогические вузы, но и университеты с сильными гуманитарными факультетами, центрами (отделениями) изучения религий, кафедрами религиоведения и теологии.

Успех внедрения ООП во многом определяется успешностью его первого шага. Таким первым шагом следует считать определение условий и распределение бюджетных мест, которые вузы способны эффективно освоить по данной ООП. Наиболее неудачными будет механическое распределение мест по педагогическим вузам и регионам. Здесь таится много «подводных камней», которые могут существенно затруднить полноценную реализацию программы бакалавриата с ее уникальными для российского образовательного пространства задачами.

Далеко не всякий педагогический вуз располагает кадровым потенциалом для полноценной реализации ООП бакалавриата по данному профилю («Культура конфессий»).

Возможности вуза во многом варьируются в зависимости от наличия преподавательских и научных кадров, наличия и направленности научных школ, специфики социально-гуманитарных и психолого-педагогических исследований, а также от возможностей административного ядра полноценно реализовать ООП.

Так, апробация показала, что для реализации профиля бакалавриата «Культура конфессий» важно наличие устойчивой и продолжительной традиции в вузе по преподаванию не только педагогических и методико-ориентированных курсов, но и широкого спектра социально-гуманитарных дисциплин. Во многом успех внедрения ООП в вузе будет зависеть от работы центров и отделений по изучению религий, кафедр религиоведения, наличия опыта взаимодействия в образовательном пространстве с местными традиционными религиозными организациями, а также недавно открытыми кафедрами теологии. Именно такие вузы и входящие в них структурные подразделения располагают специалистами по базовым религиоведческим и теологическим дисциплинам, составляющим ядро профильной подготовки учителя — преподавателя ОРКСЭ.

В дополнение к сказанному следует также обратить внимание на педагогические вузы и университеты, сотрудники которых уже имеют опыт участия в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей ОРКСЭ.

Важнейшей рекомендацией также является привлечение к реализации ООП профильных негосударственных вузов, в первую очередь РХГА, ПСТГУ, ПИ, МИУ. Эта мера позволит включить кадровый потенциал и наработанный за два десятилетия опыт успешных негосударственных учебных заведений для решения важнейшей государственной задачи.

Важнейшим, с нашей точки зрения, является учет регионального аспекта рекомендаций. Здесь важно исключить конфликты на религиозно-этнической почве, которые могут быть инициированы экстремистскими элементами, проявляющими свою активность в различных регионах нашей страны за последние два десятилетия.

Прежде всего настоятельно не рекомендуется открывать ООП там, где остается высокой активность экстремистских религиозных групп и велика степень вероятности того, что конфликт может быть перенесен в стены вуза. Опыт подсказывает, что экстремистские элементы могут предпринять попытку перехватить инициативу путем навязывания студентам (на занятиях, лекционных и практических) враждебных и воинствующих взглядов по отношению к традиционным конфессиям Российской Федерации.

2. От междисциплинарности к трансдисциплинарности

Необходимо добавить к междисциплинарности, практикуемой в вузах РФ, транс-дисциплинарность. Речь идет о пересечении границ вуза как со стороны — из вуза в общественные и религиозные организации, так и со стороны общественных и религиозных организаций в вуз. Трансдисциплинарность — это один из основных трендов современного высшего образования. В этой связи, применительно к внедрению ООП, необходимо создать расширенную периферию с трансдисциплинарными центрами по подготовке молодых учителей, преподавателей курса ОРКСЭ. В этой связи в ходе апробации сформировалась и была сформулирована консолидированная позиция разработчиков и исполнителей. Ее суть в следующем: социально значимые образовательные и воспитательные задачи, которые возложены на проект преподавания ОРКСЭ в школе и подготовке учителей в вузе, требуют принципиального пересмотра с точки зрения усиления сотрудничества вуза со светскими общественными организациями и организациями, представляющими на местах основные религиозные конфессии.

Необходимо применение дополнительного набора прежде практически не используемых в образовательном процессе форм и методов сотрудничества вуза с основными

традиционными религиозными организациями (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Данная рекомендация продиктована следующими аспектами в подготовке молодых учителей.

Пересечение границ со стороны вуза чрезвычайно важно в аспекте реализации ООП, так как оно позволяет студенту получить представления о реальной жизни конфессии, ее духовной культуре, морали, воспитательном потенциале. На практике трансдисци-плинарность предполагает перенос части практических занятий в религиозные центры, посещение студентами храмов, монастырей, духовных управлений, организацию встреч и бесед со священнослужителями, старцами, монахами, церковными чиновниками, беседы с прихожанами и др. Кроме того, необходима и практическая работа (производственная практика) студентов в светских и религиозных волонтерских (добровольческих) организациях и т. д. Только таким, направленным на практические аспекты религиозной жизни способом студент может глубоко вникнуть в опыт религиозной жизни. При этом администрация вуза четко декларирует и соблюдает принцип свободы совести. Категорически не допускается принуждение обучающихся студентов к участию в религиозных обрядах.

Другим важным аспектом следует считать движение в обратном направлении — пересечение границ вуза со стороны общественных и религиозных организаций — второе слагаемое успеха в реализации ООП.

На протяжении почти ста лет подобные задачи не ставились и не практиковались в высшем и среднем образовании. Это обстоятельство требует существенного пересмотра определенных устойчивых стереотипов, закрепившихся за десятилетия и связанных с «допуском» представителей традиционных конфессий к образовательному процессу и участию в нем.

Для успешного решения задач по подготовке молодых учителей, преподавателей ОРКСЭ, вузы и конфессиональные образовательные центры должны перейти к принципиально новому существенно более тесному сотрудничеству.

С. А. Константинов

кафедра физического воспитания в неспециализированном высшем учебном заведении. путь к созданию научно-педагогической школы

Предмет «Физическая культура» является обязательной учебной дисциплиной для студентов всех специальностей, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации. Данная дисциплина на сегодняшний день — одна из важнейших составных частей общего гуманитарного образования, которая служит задачам как укрепления здоровья молодых людей, так и, в более широком смысле, физического, интеллектуального и духовного совершенствования студентов. «Физическая культура» — это обязательный федеральный компонент образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентностный подход в подготовке квалифицированных специалистов в рамках высшего профессионального образования в нашей стране. Основной её целью является формирование, во-первых, физической культуры личности; во-вторых, общекультурных компетенций студентов. Особенность процесса физического воспитания в высших учебных заведениях Российской Федерации заключается в том, что это последняя возможность получения молодыми людьми необходимых и жизненно важных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.