Научная статья на тему 'Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся'

Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

151
25
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Григоренко Андрей Юрьевич

Будущее любого народа зависит, прежде всего, от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовно-нравственные ценности и традиции народа. Для современной России, находящейся на сложном этапе своего развития, это вдвойне актуально. Сегодня российское общество и особенно молодое поколение продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся»

А. Ю. Григоренко,

заведующий кафедрой религиоведения

Будущее любого народа зависит, прежде всего, от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовнонравственные ценности и традиции народа. Для современной России, находящейся на сложном этапе своего развития, это вдвойне актуально. Сегодня российское общество и особенно молодое поколение продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Снижается возраст, когда начинают употреблять наркотики, с 18 лет до 14. Одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, по числу абортов среди девушек, не достигших 19 лет, по уровню потребления наркотиков и алкогольных напитков занимает наша страна. Как явствует из социологических опросов, около 55% молодых людей высказывают готовность нарушить моральные нормы для того, чтобы достигнуть личного успеха. Словом, налицо нравственный кризис, который и есть главная причина указанных явлений. Сложившуюся ситуацию в нашем обществе многие расценивают сегодня как угрозу национальной безопасности и заявляют о

необходимости принятия неотложных мер по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Всё больше и больше педагогов, общественных и политических деятелей начинают понимать, что «приобщение детей и молодёжи к культурным традициям на основе мировых и отечественных духовных ценностей — одна из важнейших задач российского общества и государства» (из доклада министра образования и науки Российской Федерации

А. А. Фурсенко).

На совещании 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность «духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения» и заявил о своём решении поддержать «идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». При этом он коснулся деталей практической реализации этой идеи в российских школах. В первую очередь он отметил вариативность чтения таких дисциплин: «Во-первых, это могут быть основы православной культуры,

основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопросам и ученики, и их родители смогут принять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. И тогда все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определенных религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями, конечно же, их родителей».

Тем самым Президент сформулировал право учеников и родителей на мировоззренческий выбор, заявил о недопустимости насильственного навязывания ученикам того или иного предмета. К принципу добровольности мировоззренческого выбора учеников и их родителей Президент возвращался в своих выступлениях неоднократно: «Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным... Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».

Президента на совещании поддержал и патриарх Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) Кирилл, который по этому поводу сказал: «Тогда (до 1917 г. — Авт.) все учили Закон Божий, а потом шли спиливать кресты. В результате выбора (учеников и родителей. — Авт.) будут покрыты все озабоченности».

На совещании 21 июля 2009 г. Президент выступил против тех, кто ратует за клери-кализацию российского образования, потребовал при введении в учебные планы современной школы дисциплин, связанных с духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения, сохранить светский характер школы, что соответствует

Основному закону нашей страны. Президент при этом недвусмысленно и однозначно сказал: «Преподавать эти предметы будут светские педагоги». С Президентом были единодушны и главы всех традиционных конфессий нашей страны, присутствовавшие на совещании. Их мнение выразил патриарх РПЦ Кирилл: «Правильно, что все эти дисциплины будут преподавать светские педагоги, так как ни один закон не подвергается деформации.»

Во исполнение поручений Президента (от 2 августа 2009 г. № Пр. — 2009) Правительство Российской Федерации приняло решение (от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632) о проведении в 19 субъектах Российской Федерации эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Поручение Президента и решение Правительства Российской Федерации оказались очень своевременными для нашей страны, в которой, как, впрочем, и в других странах, наблюдаются симптомы духовнонравственного кризиса общества, возрастает напряжённость в этнических, конфессиональных, этнокультурных отношениях. В этом смысле мы идём «в ногу» с мировым сообществом, встали, если так можно выразиться, на «европейский путь»: глобализация, миграция, увеличение доли мусульманского населения, рост нетерпимости — все это подтолкнуло Западную Европу на осуществление неожиданных и небывалых ранее шагов.

В 2007 г. в Сан-Марино была принята декларация Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога, а в апреле 2008 г. в Страсбурге прошла знаменательная встреча: светские деятели совместно с представителями различных религиозных организаций обсуждали вопрос о месте религии в средней школе. Участниками встречи были и представители России, в том числе Православной Церкви.

В 2006 г. была начата разработка Толедских руководящих принципов по обучению вопросам религии и убеждений в государственных школах. Испанский город

Толедо выбрали как исторический символ пересечения культур и религий в Европе: иудаизма, христианства и ислама. Один из разработчиков рабочих документов встречи, профессор Миланского университета Сильвио Феррари, так сказал о причинах встречи: в результате значительных миграций получился «неожиданно резкий рост плюрализма в области культуры и религии», «люди других религий и культур стали восприниматься как "другие", "чужие", что часто приводит к межрелигиозному напряжению». Так что, объясняет профессор, сегодня обучение религии стало делом не только религиозных общин, но и государства. В числе толедских принципов указаны: научные принципы преподавания, уважение к правам человека, обязательная приверженность преподавателей идее религиозной свободы.

Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес во время своего визита в Россию специально пояснил: речь идет об изучении религий, а не обучении религиям. В европейских странах, в России в том числе, сегодня широко презентуется так называемая Белая книга по межкультурному диалогу — «Живем вместе как равные», которая недавно была принята Советом Европы. В книге говорится, что в государственных школах религия должна преподаваться как светское знание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, становится понятно, что введение в школы в нашей стране изучения основ религиозной культуры и светской этики не есть нечто, нарушающее право на свободу совести, форма клерикализации образования, а напротив — есть проявление и дальнейшее развитие этнической, религиозной и межкультурной толерантности, форма углубления межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога, форма духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Подготовка к эксперименту и его дальнейшее развитие — мероприятие не из простых. В своем выступлении весной 2009 г. Президент Российской Федерации поставил перед Министерством образования и науки РФ задачу до наступления

эксперимента по чтению указанного выше курса в 19 субъектах Федерации подготовить весной 2010 г. 40 000 учителей, а также разработать соответствующие учебные программы и учебно-методические материалы.

Большую роль в решении поставленных на совещании задач могут и должны сыграть педагогические вузы, которые всегда готовили педагогов, владеющих не только знанием предмета, но и обладающих компетенциями и навыками воспитательной работы среди учащихся разных возрастных категорий. Именно таких педагогов, которые и в годы коммунистического режима не переставали воспитывать своих учеников в духе гуманистических ценностей, формировать из них духовно-нравственных, самостоятельных и инициативных личностей, имел в виду протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, ректор Саранского духовного училища, когда говорил, что «и при советской власти школа хранила основы гуманитарного знания, заложенного в царской России, сохраняла и передавала народу духовное наследие. Каждый урок литературы был возвращением к основам нормальной нравственности — и в человеческой жизни, и в государственной политике. Даже Жданов, идеолог партии, не посмел разрушить эту преемственность... Введение "духовно-нравственного воспитания" — позитивное усиление этой преемственности, возвращение современному человеку знания о себе самом».

К числу таких педагогических вузов относится и РГПУ им. А. И. Герцена, который ведет свою историю с 1797 г. и который всегда был и остается по сей день кузницей педагогов-воспитателей. Выпускники Гер-ценовского университета не испытывают растерянности сегодня, когда перед многими учителями встает задача проведения уроков по основам религиозных культур, основам православной культуры и т. д. Герценовская кафедра религиоведения, в составе которой три доктора философских наук и пять кандидатов исторических и философских наук, каждый из которых занимается изучением и преподаванием основ той или иной религиозной культуры

(православной, буддистской, мусульманской, иудаизма), обеспечивает преподавание истории религий мира на разных факультетах нашего университета: физики, математики, философии человека, пси-холого-педагогическом, филологическом

и т. д. При этом следует отметить, что лекционный курс, в соответствии с разработанной на кафедре религиоведения программой, не превратился в историю церквей (в каком году произошло разделение христианства, когда и где был принят христианский «Символ веры», когда родился Мухаммад, когда состоялся Первый Вселенский собор и т. д.). Он знакомит студентов, прежде всего, с культурой различных религиозных традиций, с их гуманистическим потенциалом. Студенты должны понять, во-первых, что в основе всех религий лежат общие духовно-нравственные ценности (их общность обусловлена единством рода человеческого); во-вторых, что каждая религия, каждая религиозная традиция, культура имеют свою специфику и обладают уникальностью, ибо связаны с разными историческими судьбами, с разным менталитетом народов. Именно эти цели и являются главными, приоритетными для преподавателей кафедры религиоведения.

Чтение лекций по истории религий, религиозных культур в Герценовском университете способствует не только духовнонравственному просвещению и воспитанию наших студентов, но и их профессиональному становлению. Ведь будущие учителя литературы, истории, мировой художественной культуры, русского языка не могут не обращаться к темам религии и этики в развитии мировой и отечественной литературы, живописи, архитектуры. Будущие преподаватели истории Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени не смогут осветить многие темы, обойдя вниманием роль религиозного фактора в историческом процессе. Учитель географии нуждается в знаниях о современной географии религий, учитель естествознания должен знать не только теорию Дарвина, но и религиозное учение креационизма, уметь сопоставлять рели-

гиозные и научные знания о мире. Будущие преподаватели физики, математики, химии и других естественных и точных наук также нуждаются в соответствующей информации, ибо преподаваемые ими науки, помимо всего прочего, несут в себе глубокий мировоззренческий смысл. Все это вместе взятое обусловливает необходимость и важность преподавания основ религиозных культур, истории мировых религий в педагогическом вузе на разных факультетах.

Кафедра религиоведения является не только общеуниверситетской, но и выпускающей: ведет подготовку бакалавров и специалистов по направлению «Религиоведение». В настоящее время она проходит процедуру лицензирования двух магистерских программ: по направлению «Религиоведение» — программы «История религии», а по направлению «Социальноэкономическое образование» — программы «Религиоведческое образование».

Помимо учебной работы, кафедра религиоведения ведет значительную учебнометодическую работу, связанную с методикой преподавания истории религии и религиозных культур, с разработкой учебно-методической литературы по указанной проблематике для учителей средних общеобразовательных учреждений и студентов педагогических вузов — будущих педагогов и воспитателей. Так, в 2008 г. было издано учебное пособие для студентов педагогических вузов «Религиоведение» (30 п. л.), в котором даны общие знания о религии как духовном институте, подробно и глубоко рассказано об истории различных религий мира и их культурах, об их вкладе в общечеловеческую культуру. В 2009 г. было опубликовано справочное издание для студентов и школьников «Религии мира: словарь-справочник» (25 п. л.), в котором дана подробная информация о религиозных культурах, их традициях. В печати находится хрестоматия «Сакральные тексты религий мира: антология» (26 п. л.) и иллюстрированная энциклопедия «Религии мира: от А до Я» (50 п. л.). В настоящее время коллектив ка-

федры работает над программами, учебными пособиями и рекомендациями по истории мировых религий и основам религиозных культур. Некоторые из них завершены и в ближайшем будущем на их основе будут прочитаны соответствующие курсы в Институте переподготовки и повышения квалификации учителей средней школы и преподавателей высших учебных заведений Северо-Запада России. Кафедра имеет большой опыт работы по повышению квалификации работников образования Санкт-Петербурга в области истории религии, религиозной культуры и толерантности.

В течение последних пяти лет кафедра ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии», в которой участвуют как отечественные, так и зарубежные ученые, преподаватели, государственные, общественные и религиозные деятели. Благодаря этому удается осуществлять постоянный мониторинг религиозной ситуации в регионе, в том числе состояния и уровня религиозности молодежи. Материалы конференций регулярно публикуются: на сегодняшний день выпущено пять сборников по материалам этих конференций. Последние два изданы в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга.

Под общей редакцией заведующего кафедрой А. Ю. Григоренко был подготовлен и издан в 2007 г. учебно-методический комплекс «Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия», а под редакцией доцента кафедры Д. А. Головушкина — учебнометодический комплекс «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности».

Коллектив Герценовского университета активно включился в решение тех задач по духовно-нравственному просвещению и воспитанию молодежи, которые поставил Президент Российской Федерации на совещании весной 2009 г. и которые нашли свое отражение в его поручении Правительству. Уже 30.08.2009 г. на заседании Ученого совета университета декан факультета социальных наук профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. Барабанов выступил с развернутым сообщением «Потенциал университета и задачи, стоящие перед его коллективом, по формированию компетенций в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения в современной школе». Была разработана специальная программа по исполнению поручений Президента и Правительства Российской Федерации, предусматривающая целый ряд университетских мероприятий в области духовно-нравственного воспитания молодежи.