Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение преподавания основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт'

Научно-методическое обеспечение преподавания основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / "ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прилуцкий Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение преподавания основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт»

них системы необходимости ветхозаветного сознания в новое время почти не обозначена, то в ходе обсуждения штейнбергского доклада в Вольфиле эта осознанность определена достаточно конкретно — вместе с осознанностью системы необходимости христианского сознания.

Как мы видели, по Штейнбергу, и Платон, и Данте, и Достоевский систематизировали человеческую мысль, создавали ее систему «на переломе и в кризисе», в точках исторического кризиса, прерыва истории, смотря из них на пройденный человечеством путь. Тем самым эти гении продолжали историческую непрерывность. Ибо она может быть продолжена лишь после того, как систематизировано прошедшее. Достоевский в точке прерыва мировой истории являет себя нам как ее систематик, но систематик с ветхозаветной точки зрения, которая и определяет своеобразие философского дара писателя. Федор Михайлович и дирижирует оркестром идей, и пишет для него музыку, исходя из роли ветхозаветного пророка, живущего в новое время. Поэтому Ф. М. Достоевский заслуженно и справедливо претендует на роль русского пророка. Но после Христа, явление которого было предсказано в ветхозаветных пророчествах, прежде всего Его не искаженное новыми пророками Слово должно вести людей и помогать им систематизировать собственную мысль в ее точках прерыва.

ЛИТЕРАТУРА

1. Священник Георгий Ореханов. Русская православная церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников. М., 2010. С. 281.

2. Штейнберг А. З. Философские сочинения. СПб., 2011. С. 39-40.

3. Там же. С. 774-775.

4. Далее биографическая канва жизни А. З. Штейнберга прослеживается преимуществено по источнику: Столович Л. Возвращение Аарона Штейнберга // Заметки по еврейской истории. 2011. № 10 (145). — http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer10/Stolovich1.php

5. Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. Русское издание. 2005. № 1 // http://www1 .ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html

6. Штейнберг А. З. Указ. соч. С. 559-562.

7. Степун Ф. А. Сочинения. М., 2000. С. 643.

8. Штейнберг А. З. Указ. соч. С. 749-750.

9. Там же. С. 32-33. 10. Там же. С. 473-474.

А. М. Прилуцкий

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Вопрос о том, с каких позиций и в рамках какой методологической парадигмы следует знакомить школьников с религиозными традициями и верованиями народов мира в настоящее время широко обсуждается в России и за рубежом. Широкая общественная дискуссия по вопросу о преподавании религиозных культур в школе, в которой принимают участие учителя, политики, ученые, представители религиозных организаций и др., доказывает актуальность и комплексность этой проблемы, которая затрагивает сферы педагогики, организации образовательного процесса, этики и морали, свободы совести и других сфер социальной и духовной жизни. Начало преподавания во всех общеобразовательных учреждениях России в 2012 г. модульного курса «Основы

156

религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призвано решить целый ряд информационных, воспитательных и социальных задач, обладающих особой общественной актуальностью.

Очевидно, что содержание подобного курса не может быть сведено к банальному информированию, оно должно содействовать формированию школьника как духовно развитой личности, обладающей богатой духовной культурой независимо от того, разделяет ли он или не разделяет религиозные установки. В любом случае выпускник школы должен быть готов реализовывать свой личностный потенциал в условиях многонационального и многоконфессионального мира, серьезно относиться к собственным мировоззренческим установкам и уважать духовные ценности окружающих. «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди», — отметил В. В. Путин во время встречи с представителями религиозных конфессий в 2012 г. [1].

В свою очередь Министерство образования и науки видит задачей курса «формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России» (см. [2]).

24 апреля в РГПУ им. А. И. Герцена проходила Международная конференция «Преподавание основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт», организованная в рамках Международного симпозиума «Религии в современных дискурсах». Инициаторами конференции выступили кафедра религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена и Або Академия (Шведский университет) г. Турку.

С самого начала эксперимента по внедрению ОРКСЭ кафедра религиоведения активно занимается научно-методическими разработками в области преподавания этого курса, сотрудничая с российскими образовательными учреждениями и изучая международный опыт. Так, уже в «2011 г. на площадке РГПУ им. А. И. Герцена при информационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по инициативе кафедры религиоведения и активном участии ее членов была проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания"» [3], собравшая широкую аудиторию педагогов, ученых, религиозных и общественных деятелей. Осенью 2013 г. в РГПУ им. А. И. Герцена проходила апробация экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий», имеющая своей целью подготовку молодых учителей для преподавания курса ОРКСЭ в школе. Кафедра религиоведения активно включилась в этот процесс [4]. Нынешняя конференция «Преподавание основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт» логично продолжила — уже в международном формате — научно-методологическую работу кафедры по обеспечению преподавания ОРКСЭ, стала тем самым площадкой для международной дискуссии и обмена опытом, что является столь востребованным в условиях современной школы.

Открывая пленарное заседание, председатель оргкомитета Конференции проф. А. Ю. Григоренко отметил важность международных контактов для педагогического сообщества и особо подчеркнул, что проводимая конференция задумана именно как площадка для обмена опытом, а ее главная задача — помощь школьным учителям, преподающим курс ОРКСЭ, практическими рекомендациями и методологическими наработками, учитывающими передовой международный опыт.

Выступивший с пленарным докладом профессор Або Академии Мартин Бьёркген рассказал о преподавании курсов, знакомящих учащихся с религиями, на различных уровнях образования в современной Финляндии — от школы и до университета. Док-

ладчик рассказал и о сложившейся в Финляндии системе подготовки учителей религиозных курсов для различных образовательных учреждений Финляндии, об опыте сотрудничества высшей школы и религиозных учреждений. Этот опыт, по оценке профессора Бьёркгена, является позитивным и в принципе — бесконфликтным, так как стороны строго придерживаются конституционных норм, защищающих свободу совести и свободу религиозных организаций в условиях светского государства. Особо было отмечено в выступлении, что в современной Финляндии постоянно растет социальный статус учителя, привлекательность этой профессии велика, что подтверждается высоким конкурсом на педагогические специальности в финских университетах (он стабильно превышает 10 абитуриентов на одно место). В обществе социального благополучия — заключил докладчик — учитель является ключевой фигурой.

Госпожа Мулари Сабина, гимназический учитель, отвечающая в настоящее время за проведение общественных дискуссий о религиозном образовании в Финляндии, рассказала участникам конференции о тех задачах, которые финское общество решает при помощи ознакомления школьников с религиями. Цель преподавания основ религии в школе — не только познакомить учащегося со своей собственной религиозной традицией, но и побудить школьника к принятию этической ответственности по отношению к своей религиозной культуре и религиозным культурам окружающих. В рамках соответствующих курсов школьники посещают церкви и другие объекты религиозного назначения, получают представление о существующих обрядовых практиках, общаются с приверженцами различных религий. При этом она подчеркнула, что на уроках, информирующих учеников о религии, не совершаются религиозные обряды. Все это оказывает помощь учащимся в ответе на мировоззренческие вопросы и вызовы современности.

Выступивший на конференции профессор Е. Н. Ивахненко (РГГУ, Москва) рассказал об экспериментальной программе бакалавриата педагогических вузов «Культура конфессий». В основе подготовки бакалавров по данной программе — отметил докладчик — должна лежать не межпредметность, а транспредметность, предполагающая, что в вуз могут придти священнослужители, обладающие высокой квалификацией, а студенты смогут сформировать представление о сущности религиозной общины, получат опыт посещения религиозных объединений.

Обеспокоенность недостаточностью методического обеспечения курса ОРКСЭ являлась лейтмотивом большинства выступлений учителей отечественных школ. Но несмотря на это учителям российских школ тоже есть чем поделиться друг с другом и с иностранными коллегами. Выступившая на конференции кандидат сельскохозяйственных наук Л. С. Голутвина (Санкт-Петербург, школа № 120) рассказала о разработанной ей авторской программе «Библейские сюжеты», которая получила высокую оценку Московской патриархии.

Участники конференции — учителя ОРКСЭ Т. А. Белова (школа № 558), Е. Е. Серкова и В. В. Горячева (школа № 83), О. Н. Шишкунова (школа № 129) в своих выступлениях делали акцент на воспитательном потенциале обсуждаемого курса, делясь своим опытом, они отметили, что школьники любят уроки ОРКСЭ, с интересом выполняют задания и участвуют в обсуждениях и дискуссиях. При этом главная сложность — отсутствие хороших методических пособий и наглядного материала, есть претензии к учебникам, многие формулировки которых страдают излишней расплывчатостью, неточностью, и в силу академизма — зачастую «заумны» для учеников четвертого класса.

Интересно отметить, что опыт отечественных учителей оказывается созвучным видению проблемы их зарубежными коллегами, а слова госпожи Сабины о необходи-

мости мотивации ответственного поведения учеников неоднократно иллюстрировались примерами из опыта российских педагогов, которые рассказывали, как преподавание ОРКСЭ побуждает учеников с большим уважением относиться к религиозным традициям народов России.

Состоявшийся после пленарного заседания круглый стол по теме конференции позволил участникам обсудить практические аспекты — те детали, из которых складывается педагогическое мастерство.

По итогам работы конференции была принята резолюция.

Резолюция участников международной конференции «Преподавание основ религиозной культуры в средней школе: национальный и региональный опыт» (26 апреля 2014 года)

1. Одобрить инициативу кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена, затронувшей вопросы методики и методологии преподавания религиозной культуры в светской школе.

2. Отметить важность кооперации отечественных и зарубежных преподавателей вузов и учителей школы в решении проблем, связанных с преподаванием религиозной культуры в государственных учреждениях.

3. Одобрить работу рабочей группы Минобрнауки по разработке экспериментальной программы подготовки молодых учителей (бакалавров) — будущих преподавателей курса «Культура конфессий».

4. Оценить высокий уровень докладов участников конференции.

5. Просить первого проректора РГПУ им. А. И. Герцена опубликовать ряд докладов в журнале «Universum».

6. Создать неформальное методическое объединение учителей ОРКСЭ и преподавателей кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена по разработке методических материалов, связанных с преподаванием этого курса в школе.

7. Организационные функции по методическому сопровождению подготовки и переподготовки учителей, читающих курс ОРКСЭ, возложить на кафедру религиоведения и всероссийский электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования».

8. Создать при кафедре религиоведения общественный центр переподготовки учителей, читающих курс ОРКСЭ в школе, и просить об информационной поддержке этого направления деятельности кафедры редакцию журнала «Universum: Вестник Гер-ценовского университета».

ЛИТЕРАТУРА

1. Стенограмма встречи председателя Правительства РФ В. В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. Электронная публикация на официальном сайте Московского патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/2005767.html

2. См. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД — 1427/03 Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

3. Григоренко А. Ю. Кафедре религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена 50 лет // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. Вып. 2. С. 175-177.

4. Григоренко А. Ю. Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики?» О результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий // Universum: Вестник Герценовского университета. 203. № 4. С. 180-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.