Научная статья на тему 'Задачи духовно-нравственного просвещения и воспитания в современной школе'

Задачи духовно-нравственного просвещения и воспитания в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ / СВЕТСКАЯ ЭТИКА / КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанов Владимир Васильевич, Григоренко Андрей Юрьевич

На совещании 21 июля 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения и сообщил о своём решении поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи духовно-нравственного просвещения и воспитания в современной школе»

В. В. Барабанов,

декан факультета социальных наук А. Ю. Григоренко, заведующий кафедрой религиоведения

ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

На совещании 21 июля 200 9 г. президент РФ Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность духовнонравственного просвещения подрастающего поколения и сообщил о своём решении поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики. При этом он коснулся деталей практической реализации этой идеи в российских школах. В первую очередь он отметил вариативность чтения таких дисциплин: во-первых,

это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма; для тех, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны; наконец, тем, кто не имеет определенных религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики.

Тем самым президент сформулировал право учеников и родителей на мировоззренческий выбор, заявил о недопустимости насильственного навязывания ученикам того или иного предмета. К принципу добровольности мировоззренческого выбора учеников и их родителей президент возвращался в своих выступлениях неоднократно, подчеркивая, что вы-

бор учеников и их родителей должен быть абсолютно добровольным и что любое принуждение будет незаконным и контрпродуктивным.

В своём выступлении президент выступил против тех, кто ратует за клерикализацию российского образования, потребовал при введении в учебные планы современной школы дисциплин, связанных с духовнонравственным просвещением подрастающего поколения, сохранить светский характер школы, что соответствует Конституции — основному закону нашей страны. Президент при этом недвусмысленно и четко сказал: «Преподавать эти предметы будут светские педагоги».

С президентом были единодушны и главы всех традиционных конфессий нашей страны, присутствовавшие на совещании. Их мнение выразил патриарх Кирилл: «Правильно, что все

эти дисциплины будут преподавать светские педагоги, так как ни один закон не подвергается деформации...»

Оценивая итоги прошедшего совещания, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского университета, член Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями, эксперт Совета Европы по религиозному измерению межкуль-турного диалога в образовании М. М. Шахнович отметила, что «решение президента — результат компромисса. Компромисс этот тяжёлый, но,

Материалы заседания Ученого совета университета 31 августа 2009 г.

видимо, в нынешних условиях наиболее приемлемый».

В своём выступлении президент поставил перед Министерством образования и науки

РФ задачу: до начала эксперимента

весной 2010 г. подготовить 40 000 учителей для преподавания этих предметов, разработать соответствующие учебные программы и учебнометодические материалы.

Заместитель министра образования и науки И. И. Калина для реализации поставленных президентом задач предложил, помимо школьного учебника для учащихся, создать универсальное пособие для учителей: преподаватель любого из шести вариантов нового предмета должен хорошо представлять себе

и другие модули, которые преподаются. Нужна также очень серьезная брошюра для директоров школ, поскольку этот предмет должен быть системно интегрирован в образовательный процесс. И. И. Калина предложил вариант реализации этой идеи: «Если

к ученику будет приходить светский учитель,

то вполне допустимо, чтобы к учителям, которые будут преподавать этот предмет, пришли и представители конфессий, которые

сегодня глубже знают историю и основы

религиозной культуры». В нашей стране

есть опыт по созданию подобных учебников. Однако учебник под редакцией академика

А. А. Чубарьяна «История мировых религий» вызвал критику в церковных кругах, так как любая религия была представлена в нем как мифология. Следовательно, создание подобного учебного комплекса является очень тонким и деликатным делом, которое может быть выполнено только высококлассными специалистами.

РГПУ им. А. И. Герцена обладает достаточным потенциалом для реализации тех задач, которые поставил перед российским образованием пре-

зидент. На факультете социальных наук существует кафедра религиоведения, преподаватели которой читают курс «История и теория религии» на разных факультетах университета. Помимо значительной научной деятельности, кафедра ведет учебно-методическую работу, связанную с преподаванием истории религий и религиозных культур, по разработке учебно-методи-ческой литературы

для учителей и студентов педагогических вузов — будущих педагогов. Так, в 2008 г. с грифом «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений» было издано учебное пособие «Религиоведение: Учебное

пособие для студентов педагогических вузов» (30 п. л.),

а также справочное издание «Религии мира: словарь-справочник» (25

п. л.). Учебное пособие и словарь-справочник были награждены дипломом первой степени в номина-ции «Разработка для высшей школы в области гуманитарных и социальноэкономических дисциплин» на 13-й университетской выставке научных достижений РГПУ им.

А. И. Герцена весной 2009 г. В печати находится хрестоматия «Сакральные тексты религий мира: антология» (27 п. л.), которая вый-

дет весной 2010 г. В настоящее время коллектив кафедры работает над программами, учебными пособиями и рекомендациями по истории мировых религий и религиозных культур, традиционных конфессий современной России.

Кафедра приняла активное участие в работе университета по выполнению инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена на 2007-2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Под общей редакцией заведующего кафедрой А. Ю. Григоренко был подготовлен и издан в 2007 г. учебно-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

методический комплекс «Технологии межэтнического, межконфессиональ-ного и межкультурного взаимодействия», а под редакцией доцента Д. А. Головушкина — учебно-

методический комплекс «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности».

Кафедра в течение последних пяти лет ежегодно проводит международную научную конференцию на тему «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии», в которой участвуют как отечественные, так и зарубежные ученые, преподаватели, государственные,

общественные и религиозные деятели. Благодаря этому удается осуществлять постоянный мониторинг религиозной ситуации в регионе, в том числе

состояния и уровня религиозности молодежи. Материалы конференций регулярно публикуются: на сегодняшний день выпуще-

но пять сборников. Последние два изданы по программе «Толерантность» Правительства Санкт-

Петербурга.

На кафедре религиоведения работают

3 доктора философских наук и 4 кандидата наук, являющихся специалистами в области истории различных религий и религиозных культур. Среди них имеются специалисты по различным конфессиям. Доцент В. М. Кудряшов специализируется по истории католицизма, доценты Д. А. Го-ловушкин и

Н. С. Поляков — в области православия,

доцент А. М. Прилуцкий — в области протестантизма, профессор А. Ю. Григоренко — в области истории иудаизма, П. Д. Ленков — в области истории религий Китая и Индии (владеет китайским языком и санскритом), старший преподаватель А. А. Воробьева — в области ислама (знает арабский язык).

Однако реализация задач, поставленных президентом, требует межфа-

культетской и межкафедральной интеграции. Вот почему в решении задач, стоящих перед университетом по формированию компетенций в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения в современной школе, могут и должны включиться и другие подразделения университета, в частности, кафедры методики преподавания истории и обществоведения факультета социальных наук и эстетики и этики факультета философии человека.

В связи с решениями о введении в учебные планы средних общеобразовательных учреждений курсов, связанных с изучением на альтернативной основе религиозных культур (православной, мусульманской, иудейской и буддистской), истории мировых религий или светской этики, предлагаем: 1) ввести в новый

стандарт педагогического образования дисциплины, обеспечивающие подготовку будущих учителей к преподаванию этих новых школьных предметов; 2) разработать магистерскую

программу «Религиозная культура»; 3) организовать переподготовку учителей средней школы и высших учебных заведений Северо-Запада России по курсам «История мировых религий и религиозных культур», «Традиционные конфессии современной России», а также «Основы светской этики»; 4) ввести как обяза-

тельные предметы для всех факультетов РГПУ им. А. И. Герцена следующие дисциплины: «История миро-

вых религий и религиозных культур», «Традиционные конфессии со-

временной России», а также «Основы светской этики»; 5) создать учеб-

но-методические пособия для преподавателей педагогических вузов, ведущих подготовку студентов к преподаванию этих дисциплин; 6)

работу по реализации этих положений поручить декану факультета социальных наук и заведующему кафедрой религиоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.