Научная статья на тему 'Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России'

Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1765
77
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Польсков К.

В контексте темы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» автор кратко сформулировал результаты исследования круга проблем теологического образования в нашей стране и обозначил место теологии в образовательном научном пространстве России и мира. Помимо общей характеристики теологии как предмета научного изучения, в статье дается сравнительный анализ соотношения теологии и религиоведения, показывается, что выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения быть не может: «Теологическое и религиоведческое знание в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии».

Текст научной работы на тему «Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып. 3. С. 20-27

Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России

Иерей Константин Польсков

Кандидат богословия, кандидат философских наук, ответственный секретарь Совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию

В контексте темы конференции «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» автор кратко сформулировал результаты исследования круга проблем теологического образования в нашей стране и обозначил место теологии в образовательном научном пространстве России и мира. Помимо общей характеристики теологии как предмета научного изучения, в статье дается сравнительный анализ соотношения теологии и религиоведения, показывается, что выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения быть не может: «Теологическое и религиоведческое знание в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии».

1. Общая характеристика теологии

Теология как одна из фундаментальных классических наук берет свое начало в IV в. по Р.Х., ей более полторы тысячи лет. В истории европейской цивилизации она стала краеугольным камнем всего гуманитарного знания. В числе немногих других наук она дала начало университетскому образованию как таковому.

На современном этапе теология - это комплекс наук, которые с точки зрения религиозного опыта изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотно-

шений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Разработанный научный аппарат позволяет выявлять внутренние закономерности существования и функционирования религиозного феномена. У теологии как науки выработан свой специфический метод исследования. Накопленные в ней знания представляют собой стройную научную систему.

Комплекс теологических дисциплин изначально формировался во взаимодействии и взаимопроникновении с фундаментальными областями античного гуманитарного знания. Во все эпохи богословские системы в значительной мере использовали наиболее разработанные философские категории, результаты исторических и филологических исследований. Существенным было и обратное влияние. Так, теология давала толчок развитию методов исторического и филологического исследования, влияла на осмысление и разработку правовых норм, вдохновляла философскую мысль как в позитивном, так и в нигилистическом аспекте.

На русской почве богословие, имея византийские корни, в полноте переработало морфологию западноевропейских богословских исследований и проблематики, впитало интуиции пробудившейся русской философской мысли и к концу XIX столетия достигло полноправия в семье мировой теологической науки, дав целое созвездие имен выдающихся ученых.

Гонения на Церковь и религиозную жизнь в советский период надолго остановили развитие русской гуманитарной науки и культуры. Духовный вакуум породил тогда такие псевдонауки, как научный атеизм, научный коммунизм и т.п. В СССР по идеологическим соображениям не представлялось возможным проводить филологические, исторические, философские исследования, связанные с теологической проблематикой, что ощутимо понизило конвертируемость российских гуманитарных исследований на мировом уровне. Системное изучение христианского богословия и его культурного контекста не являлось предметом ни одной гуманитарной дисциплины, получившей гражданство в СССР. Таким образом, целый пласт как собственно богословских вопросов, так и междисциплинарных исследований взаимного влияния теологии и культуры оставался вне области компетенции советских ученых.

Между тем в университетах Европы и Северной Америки факультеты теологии никогда не теряли своего престижа, продолжая задавать уровень гуманитарного образования и науки в целом. Если отсутствие теологического образования у нас в стране в советский период определялось историческими условиями, то отсутствие разви-

той инфраструктуры теологического образования в наши дни, во-первых, противоестественно, а во-вторых, препятствует полноценной интеграции отечественной науки в общемировое научное пространство. Именно этим характеризуется современное состояние отечественных гуманитарных исследований.

В международном научном сообществе существует стойкий интерес к осмыслению и развитию достижений русской философской и собственно богословской мысли. Исследования русской богословской мысли ведутся как на материале того, что было сделано в России на рубеже XIX и XX столетий, так и того, что возникло в среде русской диаспоры на Западе. Достаточно назвать имена таких теологов этого периода, как И.В. и П.В. Киреевские, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, К.Н. Леонтьев, Н.Н. Глубоковский, В.Н. Лосский, священник Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Василий Зеньковский, протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Иоанн Мейендорф. Таким образом, задача восстановления и развития отечественной теологической науки есть не просто задача восстановления утерянных позиций - это объективная потребность развития отечественной гуманитарной науки.

Можно говорить и о чисто практическом значении теологии. Такие важные сферы деятельности общественной и политической жизни, как взаимодействие различных конфессий и государства, диктуют необходимость богословского образования. Его отсутствие приводит к появлению самого темного сектантства, оккультизма и даже сатанизма. Сегодня мы видим широкое распространение фундаментализма (например, в форме ваххабизма), религиозно-националистических и нацистских движений, беспрепятственно и быстро развивающихся в связи с отсутствием масштабной государственной программы религиозного просвещения.

Самоустранение государства от участия в создании адекватной системы традиционного конфессионального обучения, а также отказ от возможности теологического образования в государственных вузах приводит к утрате эффективных рычагов нравственного воспитания молодежи, к неготовности государства противостоять проявлениям крайнего религиозного фундаментализма, тоталитарным сектам, демоническим и иным деструктивным культам, осуществляющим на территории нашей страны хорошо спланированную антигосударственную деятельность.

Проблема государственной безопасности в области психического здоровья нации также настоятельно требует масштабной работы, направленной на социальную адаптацию лиц, пострадавших от деятель-

ности новых деструктивных религиозных движений, от алкоголизма, наркомании, разврата. Эта работа, по существу, недоступна для представителей других специальностей, даже религиоведов, поскольку предполагает изучение положительного религиозного опыта изнутри, а не с точки зрения расплывчатой «надконфессиональности».

Особое практическое значение теология имеет в области взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций. На сегодняшний день в российских учреждениях культуры продолжают сохраняться многочисленные памятники как национального, так и мирового уровня, которые одновременно являются и религиозными святынями. Для правильного использования, изучения и сохранения этих памятников требуется глубокое осознание не только культурного, но в равной мере и культового их значения. Недооценка важности такой задачи зачастую приводит к утрате величайших национальных сокровищ. Всем памятно, как в XX в. множество уникальнейших произведений религиозной культуры было продано за бесценок за рубеж или просто уничтожено.

Сама жизнь подсказывает новые формы взаимодействия государства и Церкви. Примером служит плодотворное сотрудничество в области теологии между светскими и церковными специалистами при подготовке «Православной энциклопедии», работа над которой осуществляется в рамках государственной программы. Из многих сотен ее авторов подавляющее большинство являются не клириками, а светскими людьми. Однако на сегодняшний день очень многих специалистов, даже в рамках одной этой государственной программы, приходится искать за границей, так как в нашей стране из-за отсутствия теологического образования и серьезных научных исследований катастрофическим образом не хватает соответствующих кадров.

2. Соотношение теологии и религиоведения

Религиоведение - это молодое, зародившееся в XIX в. научное компаративное направление, давшее самостоятельные результаты во второй половине ХХ столетия. Теологическое и религиоведческое знания в мировой практике соотносятся по образу теоретической математики и философии математики; искусства и искусствоведения. Религиоведение использует разработанные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии, в особенности феноменологии, психологии и социологии. Выявление же внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена предметом религиоведения не является.

До распада СССР становление этого нового перспективного научного направления было всецело обязано зарубежной науке, однако бурные изменения общественной жизни в России в 1990-х годах породили интерес к религиоведческой проблематике, особенно масштабно- у философов марксистско-ленинской направленности. К сожалению, развитие религиоведения в это время не обошлось без проблем. Попытки искусственно противопоставить религиоведение и теологию или подменить последнюю религиоведческим анализом явились у нас проявлением болезни роста этой науки. Эксперимент по отрыву компаративного направления от органически развивающегося теологического знания может дать результаты, подобные «хронологической гипотезе» академика РАН А.Т. Фоменко, декларативно отвергающей внутренние законы развития исторической науки.

Взаимосвязь религиоведения и теологии отражена и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) соответствующих образовательных программ. Но именно здесь наиболее заметны все особенности его становления периода 90-х годов. Действительно, изучение собственно теологических систем (христианской, исламской, иудейской) в структуре программы подготовки специалиста-религиоведа ограничено ознакомительным курсом. Центр тяжести религиоведческого образования приходится на изучение совокупности гуманитарных наук в религиозном аспекте (история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии).

Ядром образовательной программы по теологии, напротив, является глубокое освоение развитой теологической системы. Последующее ознакомление с другими религиями и сравнительный анализ опирается, таким образом, на разработанный понятийный аппарат и развитую интуицию.

Кроме этого, у специалистов-теологов есть специфические сферы деятельности, а именно: социальная адаптация, межконфессио-нальный диалог, воспитательная работа с молодежью, обеспечение государственной безопасности в области психического здоровья нации. Перечисленные прикладные области требуют умения анализировать конкретный религиозный опыт изнутри, что не обеспечивается квалификацией специалиста-религиоведа.

Таким образом, теология и религиоведение, дополняя друг друга, тем не менее имеют отличные цели, предмет исследования, методологию и области приложения теоретических результатов.

3. Возрождение теологии в современной России

Установка на возрождение и развитие теологии в России является ответственной гражданской позицией. В ней заложено стремление поставить новую область образования под защиту государства и религиозных объединений культурообразующих конфессий, чтобы, во-первых, преградить путь деструктивным антигосударственным псевдоучениям, во-вторых, реализовать возможности новых образовательных программ в сфере служения Российскому государству, обществу, науке.

В основу преподавания теологии положены принципы гражданского согласия. С 2001/2002 г. Министерством образования Российской Федерации утвержден поликонфессиональный стандарт, позволяющий вести подготовку православных, мусульманских и иудейских теологов, сохраняя научные и образовательные традиции, созданные этими вероисповеданиями в условиях их многовекового сосуществования на российской земле. Наличие государственного стандарта препятствует проникновению в наше образовательное пространство представителей антигосударственных течений (например, арабского исламского фундаментализма, псевдохристианского сектантства и других). Российская светская конфессиональная (неклерикальная) модель использует опыт партнерства государства и культурообразующих религиозных организаций, доминирующий в теологическом образовании большинства стран Европы и Ближнего Востока.

Спустя четыре года с момента введения в действие стандарта по теологии обучение по этой дисциплине начато в тридцати пяти вузах, из которых двадцать - государственные университеты. Еще восемь высших учебных заведений приступили к подготовке пакета документов для введения образовательных программ по направлению 031900 и специальности 031901 теология.

4. Уровни подготовки теологов

Действующие в России ГОС ВПО предполагают возможность реализации программ подготовки бакалавра, специалиста и магистра теологии.

Стандарты в области теологии являются поликонфессиональны-ми. Подготовка бакалавров, специалистов и магистров теологии ведется по конфессионально-образовательным профилям: христианская теология, исламская теология, иудейская теология. В структуре стандартов предусмотрен инвариантный блок дисциплин конфессиональной подготовки (ДКП), требующий конкретизации для каждого профиля.

Перечень и удельный вес по трудоемкости циклов дисциплин ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины), ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины), ОПД (общепрофессиональные дисциплины) и конфессионального блока у направления и специальности «теология» в целом совпадают.

Несущей конструкцией как специальности, так и направления подготовки специалистов в области теологии является сочетание фундаментальной классической системы теологических дисциплин, охватывающих вероучительное ядро конфессии, анализ относящихся к ней письменных источников, культовую и правовую практику, этапы исторического бытия с обобщающими и компаративными дисциплинами (например, «этика и аксиология в религии», «наука и религия», религиозно-исторические курсы), а также наличие сопутствующих философских и исторических курсов.

В программу подготовки бакалавра включены основные базовые практики: педагогическая, научно-исследовательская и производственно-ознакомительная.

Помимо общего для направления и специальности образовательного ядра в программе специалиста-теолога предусмотрена специализация по основным разделам теологического знания, а также освоение комплекса курсов, требующихся для получения квалификации «преподаватель».

На уровне магистерской программы основной акцент делается на научно-исследовательской работе в области актуальных проблем теологии, что отражено в курсах «Современные проблемы теологии», «Методология теологии» и других, а также в требованиях к научноисследовательской и научно-педагогической практике.

Таким образом, комплекс программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров теологии позволяет разрабатывать как научно-теоретическую теологическую проблематику, так и практические применения теологии, востребованные в современной России (см. раздел «Общая характеристика теологии»).

Структура теологических образовательных программ позволяет осуществить их последовательную реализацию на базе основной программы бакалавра по направлению теология.

5. Общие выводы

Рассмотрев общую характеристику и внутреннюю структуру образовательных программ по теологии, особенности их возрождения в современной России и соотношение с программами подготовки религиоведов, мы пришли к следующим основным выводам.

1. Теология во многом обуславливает развитие религиоведения как компаративной «надстройки», существенно использующей выработанные теологией как наукой архетипы и категории осмысления религиозного опыта.

2. Образовательные программы по теологии не могут существенно и содержательно быть заменены программами подготовки религиоведов без ущерба как для самого религиоведения, так и для системы российского гуманитарного знания в целом.

3. Программы подготовки бакалавра, специалиста и магистра теологии отвечают как задаче развития собственно научной теологической проблематики, так и разработке практических приложений теологии, востребованных в современной России: обеспечение государственной безопасности в области психического здоровья нации, социальная адаптация, межконфессиональный диалог и воспитательная работа с молодежью.

4. При переходе к образовательным стандартам третьего поколения реализация многоуровневого высшего образования в области теологии может происходить на базе программы подготовки бакалавра теологии. Продолжение образования в таком случае будет организовано в виде магистерских программ двух уровней: а) магистр теологии (один год); б) магистр-исследователь по теологии (два года).

Theology and Religious Studies with a view to

REGENERATION OF THE HUMANITIES

in present-day Russia

Priest Constantine Polskov

The author presents a summary of the research into a wide range of problems connected with theological education in this country and defines the role of Theology in educational institutions both in Russia and abroad. Complementary to general characteristics of Theology, the author gives a comparative analysis of Theology and Religious Studies ratio. The article shows that the subject of Religious Studies should be other than the eliciting of the intrinsic regularity of the existence and functioning of the religious phenomenon. «Worldwide, knowledge in Theology and Religious Studies correlates in the same way as theoretical Mathematics and the philosophy of Mathematics, Art and Art criticism. Religious Studies deals with Theology- generated archetypes and categories of religious experience comprehension, involving concepts of Philosophy, especially Phenomenology, Psychology and sociology».