Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКА / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазеева Ирина Наильевна, Гиниятуллина Алия Ильясовна

Обсуждается роль музыкальных видов деятельности в работе с детьми, в формировании у них нравственно-эстетических чувств. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки выступает частью общей воспитательной работы с детьми, реализуемой в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазеева Ирина Наильевна, Гиниятуллина Алия Ильясовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOLERS BY MEANS OF MUSICAL ACTIVITIES

The role of musical activities in working with children, in the formation of their moral and aesthetic feelings is discussed. Spiritual and moral education by means of music is part of the general educational work with children, implemented in the conditions of a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 373.21+ 37.034

И. Н. Хазеева, А. И. Гиниятуллина

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

И. Ф. Свадковский

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей стал на сегодняшний день особо актуальным, поскольку каждая семья столкнулась с влиянием на молодое поколение информационно-цифровых технологий. Чтение книг, занятия изобразительной деятельностью или музыкальным искусством, физическая культура и спорт, трудовая активность и помощь взрослым всё меньше и меньше заметны в детской среде.

1 Иван Фомич Свадковский - советский учёный-педагог, академик АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Основные работы - по методологическим проблемам педагогики, дидактике, вопросам воспитания, истории педагогики, подготовки учителей начальных классов [1].

А ведь эти увлечения составляют основу духовно-нравственного развития подрастающего поколения, поэтому вопросы воспитания становятся важными для семьи, школы, государства и общества в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задаёт ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребёнка на следующих этапах его жизненного пути [2].

Согласно ФГОС дошкольного образования, утвержденному в 2013 г.,

формирование личности ребёнка должно быть направлено на:

• усвоение принятых в обществе норм и ценностей, в том числе моральных;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• формирование самостоятельности собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста -это первый этап формирования личности ребёнка [3-4]. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и правила, - приоритетная задача педагогов и родителей [5]. Ведь не случайно в Словаре русского языка отмечено, что духовно-нравственное воспитание детей надо начинать еще в дошкольном возрасте, когда ребёнок готов впитывать в себя ценностное отношения к жизни, обеспечивающее его устойчивое, гармоничное развитие [6, с. 646].

В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и потребности. В этом возрасте ребёнок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, приобретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный выбор.

Нравственное воспитание испокон веков высоко ценилось в человеческом обществе и являлось предметом исследований основоположников

философии и педагогики (Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ский, В. А. Сухомлинский, И. А. Ильин, В. С. Соловьёв, В. В. Зеньковский) и современных учёных (В. Г. Александрова, В. А. Беляева, Е. А. Воронина, Л. П. Гладких, Н. А. Пархоменко, О. Л Князева, Е. В. Пчелинцева, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова и др.).

Видный советский педагог В. А. Су-хомлинский в своих трудах не раз подчёркивал, что «основы нравственной убежденности закладываются в детстве и ранней юности, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7, с. 170]. В. А. Сухомлинский утверждал, что надо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека» [там же, с. 120].

Проблемой нравственного воспитания дошкольников занимались многие педагогик, психологи, что нашло своё отражение в трудах: Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, Е. И. Сухова и др. Духовность определяется как «...уровень развития личности, на котором вечные человеческие ценности становятся главной целью жизни. Духовное развитие помогает ребёнку на подсознательном уровне сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он сделает не по необходимости, а исходя из собственного понимания этой потребности [8, с. 7].

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие духовность трактуется, как «.. .состояние духовного, связанное с умственной деятельности, к области духа в смысле сознания, мышления, психических способностей, побуждающих к действию» [9, с. 157], то есть «нравственность» - это система правил, норм и принципов, определяющих поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и его институтам.

Рассматривая духовно-нравственное воспитание сквозь призму педагогической деятельности, А. Д. Сол-датенков говорит о формировании духовного мира подрастающего человека, что «включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [10, с. 11]. Духовно-нравственное воспитание тесто связанно с ценностями, которые являются главными в жизни и поведении каждого человека, но вот какими будут эти духовные ценности, зависит от очень многих причин. Одна из них лежит в плоскости проблем дошкольного воспитания, в частности, речь идёт о недостаточности представления о сущности формирования нравственных характеристик у детей, определения общего подхода к пониманию данного процесса.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка принадлежит музыке, ведь именно музыка развивает не только разум, но ещё развивает и облагораживает чувства. Музыкальный руководитель детского сада, как никто другой, понимает, что духовность подрастающего поколения надо воспитывать с самого

раннего детства, а также сформировать у ребёнка музыкальную и общую культуру, духовное становление и развитие личности. Ведь именно с помощью музыки наилучшим способом можно развивать всё то хорошее, что изначально заложено в ребёнке. По утверждению известного педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского [11], музыкальное искусство играет в жизни любого человека важную роль, музыка не может выступать простым дополнением, она проникает и формирует жизненный смысл, в том числе и в школьный период развития человека.

Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребёнка повсеместно, поэтому он чувствует её физиологическое и психическое воздействие. Повторное восприятие музыкальных произведений помогает ребёнку открыть для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры) позволяют ребёнку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание музыки. Слушание

музыки является очень важным звеном так как может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия: а) тщательный подбор музыкального материала; б) правильный выбор методов и приёмов. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям: военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, знакомство с образом Родины, духовное [12].

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений - от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям: а) их содержание должно быть представлено яркими образами; б) музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объёмные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбо-

ма» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»). Но даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки.

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, в которых они принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях, в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о

задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод что, работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проводиться на целенаправленной основе, охватывая все виды и формы деятельности дошкольников, все ре-

жимные моменты их пребывания в детском саду. Только при этих условиях заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом творческой личности, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свадковский, Иван Фомич // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Свадков-ский,_Иван_Фомич (дата обращения: 15.08.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 // URL: https:// base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 04.12.2021).

3. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М.: Просвещение, 2000. 254 с.

4. Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования, Каф. психологии и социал. педагогики. Екатеринбург: Б. и., 2018 // URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10130 (дата обращения 04.12.2021).

5. Белоусова Р. Ю., Егорова А. Н., Калинкина Ю. С. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем». М.:

ООО «Русское слово - учебник», 2019. 112 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 740 с.

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / [Составители: О. С. Богданова, В. З. Смаль; Редкол.: Н. П. Кузин (гл. ред.) и др. Т. 2. М.: АПН СССР, 1980. 383 с.

8. Белоусова Р. Ю., Егорова А. Н., Калинкина Ю. С. Указ. соч.

9. Ожегов С. И. Указ. соч.

10. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1998. 47 с.

11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1982. 214 с.

12. Кузмичева И. Н., Хазеева И. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-художественную деятельность // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1-1 (46). С 77-81.

Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 4 REFERENCES

1. Svadkovsky, Ivan Fomich // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / CBagKOB-CKHH,_HBaH_®OMm (date of application: 15.08.2021).

2. Federal State educational standard of preschool education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated 17.10.2013 // URL: https://base .garant.ru /70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4d db4c33 / (date of application: 04.12.2021).

3. Bozhovich L. I. On the moral development and upbringing of children. M.: Prosveshchenie, 2000. 254 p. (In Russ.).

4. Larionova S. O., Dzatsilo Yu. A. Moral education of preschoolers in kindergarten [Electronic resource]: teaching aid / Ural State Pedagogical University, Institute of Social Education, Department of Psychology and Social Pedagogy. Yekaterinburg, 2018 // URL: http://elar. uspu.ru/handle/uspu/10130 (date of application: 04.12.2021).

5. Belousova R. Yu., Egorova A. N., Kalinkina Yu. S. Partial program of spiritual and moral education of children 5-7 years old "With a pure heart". M.: OOO "Russian word - textbook", 2019. 112 p. (In Russ.).

6. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language / edited by N. Y. Shve-

dova. 17th ed., stereotype. M.: Rus. yaz., 1985. 740 p. (In USSR).

7. Sukhomlinsky V. A. Selected pedagogical works: In 3 volumes / [Compilers: O. S. Bogdanova, V. Z. Smal; Editors: N. P. Kuzin (Chief Editor) and others. Vol. 2. M.: APN USSR, 1980. 383 p. (In USSR).

8. Belousova R. Yu., Egorova A. N., Kalinkina Yu. S. Index of the composition.

9. Ozhegov S. I. Index of the composition.

10. Soldatenkov A. D. Theory and practice of spiritual and moral education of schoolchildren. Autoref. diss. ... Doctor of Pedagogical Sciences / Lomonosov Moscow State University. M., 1998. 47 p. (In Russ.).

11. Kabalevsky D. B. How to tell children about music? 2nd ed. Moscow: Soviet composer, 1982. 214 p. (In USSR).

12. Kuzmicheva I. N., Khazeeva I. N. Moral and patriotic education of preschoolers through musical and artistic activity // Scientific discussion: questions of pedagogy and psychology. 2016. No. 1-1 (46). P. 77-81. (In Russ.).

Поступила в редакцию 12.12.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.