Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности'

Экспериментальное исследование по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Бондарь Елена Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий), показатели и уровни воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, начальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Бондарь Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 Алимова Л.У. , Бондарь Е.Е.

1Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Бондарь Елена Евгеньевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий), показатели и уровни воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, начальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: нравственные качества, трудовая деятельность, диагностика, критерии, показатели, уровни воспитанности нравственных качеств, дети старшего дошкольного возраста.

УДК 372.3

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных качеств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для морально -нравственного воспитания, формирования нравственных качеств, нравственной позиции, поведения.

Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова). Теоретические основы работы опираются на положения A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, P.C. Буре, Г.Н. Годиной, А.Д. Шатовой, В.И. Логинова, М.В. Крулехт и других представителей отечественной педагогики и психологии, уделявших большое внимание нравственному и трудовому воспитанию детей в соответствии с их психологическими и физиологическими возможностями и условиями воспитания.

Под нравственными качествами понимаем нравственное сознание, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения, наиболее типичные черты поведения людей, которые характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера [2].

Трудовая деятельность вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание, способствует укреплению таких качеств личности как: готовность к преодолению

44

трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма - умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом [1].

Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов - материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми [3].

Целью экспериментально-исследовательской деятельности было выявление актуального уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате анализа психо лого-педагогической и методической литературы (А.В. Зосимовский, О.С. Богданова, И.А. Каиров, И.Ф. Харламов), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С.Каган, В.Н.Мясищев) и, опираясь на труды Е.Н. Бородиной, нами были выделены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий) воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.

Оценка сформированности когнитивного критерия проводилась на основе анализа знаний и представлений дошкольников о нравственных качествах, о ситуациях, в которых они проявляются, понимания причин эмоциональных состояний участников ситуаций, объектах, в отношении которых проявляются положительные нравственные качества, возможных способах реагирования в ситуациях. Эмоциональный критерий оценивался по проявлениям адекватных переживаний, отношений, поведенческий - по умениям определять причины эмоциональных состояний участников ситуации, направленность собственных реакций, выражать сочувствие, оказывать содействие участнику ситуации. При определении уровней воспитанности нравственных качеств во всех сериях эксперимента использовались количественные показатели.

Нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. С детьми были проведены пять диагностических методик: Диагностическое задание «Метод - беседа», Диагностическая методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Сделаем вместе», Диагностическая методика «Подели игрушки».

На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, средний, начальный уровень.

Проведенное исследование выявило, что у большинства дошкольников 5-6 лет, участвовавших в констатирующем эксперименте, диагностируется средний уровень воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Так, на высоком уровне воспитанности нравственных качеств 30% детей старшего дошкольного возраста (5 чел.), на среднем уровне находятся 50% детей группы

(10 чел.) и на начальном уровне воспитанности нравственных качеств находятся, соответственно, 20% детей старшего дошкольного возраста (4 чел.).

Дети испытывали значительные сложности при объяснении таких качеств как «справедливость», «вина». Наиболее чёткое, точное, правильное представление они имеют о «добре», «зле», «дружбе».

Отрицательная направленность ребят во время эксперимента проявлялась очень часто в использовании в речи личных местоимения типа «я», «мне». Одним из ведущих показателей стала общительность детей. Больше половины детей показали результат выше среднего (по поведенческому критерию).

Но, необходимо отметить тот факт, что результаты диагностики выявили низкий уровень воспитанности нравственных качеств у 20% детей, поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.

Список литературы

1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012. 276 с.

2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. М.: Детство-Пресс, 2010. 96 с.

3. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с.

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Мустафоев Б.И.

Мустафоев Бахтиёр Ибрагимович - доцент, заведующий кафедрой, кафедра методики преподавания дошкольного и начального образования, Бухарский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыты особенности уроков музыки в общеобразовательных школах. Ведущий принцип педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, -заинтересовать и увлечь школьников музыкой требует выведения на первый этап тех методов обучения и воспитания, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.

Ключевые слова: школа, урок музыка, воспитания, обучения.

В Республике Узбекистан развита музыкально -эстетическая культура. Во всех школах нашей страны проводятся учебные занятия по музыке, которые оснащены и оборудованы наглядными пособиями, аудио-техникой, музыкальными инструментами, проекторами и телевизорами.

Урок музыкальной культуры рассматривается сегодня как произведение художественно-педагогического искусства. Систематическая работа музыкального воспитания в музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке. Такое отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью и открывает для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.