Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулица Карина Петровна, Хазеева Ирина Наильевна

Показаны особенности применения различных дидактических игр при проведении музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Отмечены условия, при которых происходит развитие музыкальных способностей у детей различных возрастных групп. Предложены конкретные примеры музыкально-дидактических игр для включения их при проведении музыкальных занятиях в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

The features of the use of various didactic games during music lessons with preschool children are shown. The conditions under which the development of musical abilities occurs in children of different age groups are noted. Specific examples of musical and didactic games are proposed for inclusion in music lessons in kindergarten.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 373.21+372.878

К. П. Никулица, И. Н. Хазеева

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактические игры широко используются в образовательном процессе организаций различного уровня образования. Особо важную роль они играют в воспитании и обучении дошкольников, учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Поскольку этот период времени знаменует собой интенсивное развитие психики ребёнка, становление его личности, то и методы обучения должны отличаться развивающимися инновационными технологиями. В современной отечественной педагогике дидактическая игра понимается как вид учебных занятий, в основе которых используются элементы игры, направленные на активное обучение, с использованием определенных правил и сохранением структуры игровой деятельности и отношений между субъектами, участвующими в совместной организации деятельности [1]. У дошкольников дидактическая игра изначально основана на игровой деятельности, поэтому дети охотно принимают правила образовательного процесса, где также учитываются их индивидуальные и гендерные особенности по-

ведения [2]. Разнообразие дидактических игр позволяет в условиях дошкольной организации реализо-вывать процесс воспитания и обучения детей с учётом их возраста, особенностей физического и психического развития, включая и корригирование, например, сенсомоторного или речевого развития.

Музыкальные занятия в детском саду, наряду с другими учебно-предметными видами деятельности, направлены на воспитание и развитие у детей моторики, речи, познавательных интересов в искусстве музыки и пения, пр. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать значительные проблемы музыкального развития воспитанников дошкольного возраста, интегрируясь с иными образовательными областями, в том числе с развитием музыкальных способностей [3]. На фоне данных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять большее внимание развитию музыкальных способностей ребёнка в своей практической деятельности.

В современных обстоятельствах музыкальному руководителю следу-

ет владеть информацией, изучать и овладевать новыми технологиями воспитания и обучения, развития дошкольников. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования [4], особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Дошкольный возраст - первая ступень, где ребёнок знакомится с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщать дошкольника к огромному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому [5].

Наиболее активно дети начинают включаться в образовательные виды деятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте, хотя и младшие дошкольники также с интересом и побуждением вовлекаются в игровые и коммуникативные виды деятельности на занятиях в детском саду или в условиях семьи, где взрослые выступают организаторами различных мероприятий, в том числе и творческих занятий с прослушиванием сказок, чтением книг, пением и танцами.

На протяжении всех этапов взросления организм детей стремительно растёт и развивается. К искусству ребёнок начинает приобщаться с детства. Ведь все культурные ценности -результат творческой деятельности людей. И то, насколько человеческое общество в будущем продвинется вперёд, будет определением творческого потенциала подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве он ищет возможность реализовать свой потенциал. Именно через творчество он может наиболее сильно раскрыться как личность. Для ребёнка процесс творчества - процесс самовыражения. Любое творчество для него - именно процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д.

Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития наглядного мышления и способности усваивать информацию

на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребёнка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.

На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребёнка в своей практической деятельности. Видный советский психолог Б. М. Теплов [6], занимавшийся изучением музыкальных способностей, определял их как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. На важность развития способностей у человека в процессе его воспитания и обучения указывал методолог советской психологии С. Л. Рубинштейн [7], рассматривавший способности не в плане накопления опыта или овладения знаниями, умениями и навыками, а представляющих собой «развитие чего-то нового», не поддающегося, с нашей точки зрения, общему статистическому измерению.

По мнению Б. М. Теплова [8], все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

Ладовое чувство - это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами, способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реак-

ции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.

Слуховое представление характеризуется возможностью ребёнка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.

Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке, что также позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить её на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Развитие у детей музыкальных способностей должно постоянно находится в поле зрения музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат зада-

чи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

При подборе музыкального материала и формулировании игровой задачи, способствующей развитию познавательной активности дошкольников, необходимо соблюдать ряд условий [9]:

• музыкально-дидактические игры должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

• музыкально-дидактические игры должны развивать интерес к занятиям музыкой и изучаемому музыкальному материалу;

• музыкально-дидактические игры должны помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать;

• музыкально-дидактические игры должны создавать ситуации решения познавательных задач, ситуации активного

поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, в которых необходимо разобраться самому, принять собственное решение;

• музыкально-дидактические игры должны способствовать расширению, углублению и творческому применению результатов предшествующего обучения;

• музыкально-дидактические игры должны создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, положительный эмоциональный тонус.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности детей важнейшее условие формирование познавательной активности.

Согласно классификации Н. А. Вет-лугиной [10], в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры для дошкольников принято подразделять на три вида:

• спокойное музицирование;

• игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;

• игры, построенные по типу хороводных.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представляются в определенной последовательности (поэтапно) - постепенно усложняющихся музыкально-познавательных задач [11]:

На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Про-

исходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Все это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально-дидактических упражнений.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных умений и навыков, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкальных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством педагога.

На четвертом этапе дети самостоятельно используют музыкально-дидактическую игру.

Кроме этого, в процессе развития музыкальных способностей можно использовать мультимедиатехноло-гии, в виде презентаций к определенным музыкально-дидактическим играм. Применение презентаций с подсказками-картинками увлекает детей, создаёт визуальную связку между целями игры и реализацией их в практической деятельности детей [12].

Приводим примеры музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста [13].

1. «Тихие и громкие звоночки»

Цель: развивать звуковысотный слух у детей.

Задачи: образовательные (учить детей различать тихое и громкое звучание музыки, играть на инструменте в соответствии с динамикой; умение работать в коллективе);

развивающие (развитие внимательности); воспитательные (воспитывать любовь к музыке, воспитывать желание играть на музыкальных инструментах).

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: исполняется песня Р. Рустамова.

1. Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит

(2 раза).

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

(2 раза)

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й - громко.

2. «Ритмическое эхо»

Цель: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о длительностях звуков и о динамических оттенках).

Задачи: образовательные (учить детей различать длительности, различать динамику); развивающие (развитие внимательности, точности исполнения); воспитательные (воспитывать любовь к музыке).

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно: точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы); эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

3. «Руки рисуют музыку»

Цель: научить дошкольников внимательно слушать музыку, представлять музыкальный образ, его настроение, передавать его при помощи пластических движений.

Задачи: образовательные (учить детей различать композиции); развивающие (развитие у дошкольников выразительных пластических движений, развитие динамического слуха, выразительности); воспитательные (воспитывать любовь к музыке).

Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) послушать музыку;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) выявить сенсорные особенности её звучания;

д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмо-интонаций;

е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.

«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.

При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.

Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие - эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные - эмоцию взволнованности и т. д. Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе [14]. Выполнение дидактического задания требует от детей определенных усилий, большой умственной активности. Дети проявляют смекалку, находчивость, внимание, память. Все это приносит воспитанникам моральное удовлетворение, укрепляет их веру в собственные силы, наполняет их радостью.

Таким образом, включение музыкально-дидактических игр позволяет детям сохранять интерес к занятиям, делают процесс развития музыкальных способностей более эффективным, так как применяемый образный и игровой подход, использование разнообразных игровых упражнений соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб.-метод. пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ: Флинта, 2003. 151 с.

2. Тельнюк И. В., Худик В. А. Тендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2004. 156 с.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Веракса Н. Е. и др.; под ред. Н. Е. Верак-сы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. 5-е изд., испр. и доп. М.: Мазаика-Син-тез, 2019. 334 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от

21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_154637/1ad1a834f2604827f926f8d 5cce7251c500a26cd/ (дата обращения:

02.10.2020).

5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: [учебно-методическое пособие]. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 650 с.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 2003. 377 с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 12-23.

8. Теплов Б. М. Указ. соч.

9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 198 с.

10. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.

11. Богоявленская Д. Б., Осипенко С. П. Динамика креативности в младшем возрасте // Ежегодник Российского психологического общества: спец. вып. М., 2005. Т. 1. С. 56-59.

12. Лопушкова Т. А., Хазеева, И. Н. Использование мультимедиатехноло-гий на музыкальных занятиях детей младшего школьного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2018. С. 298-300.

13. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. М.: Просвещение, 2012. 96 с.

14. Никашина Г. А. Малыш и музыка. Пособие для музыкальных руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Минск: Изд-во Беларусь, 2004. 190 с.

REFERENCES

1. Bukatov V. M. Pedagogical mysteries of didactic games: Study method. manual / Russian Academy of Education, Moscow

Psychological and Social Institute. 2nd edition, corrected and supplemented. M.: MPSI: Flint, 2003. 151 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschoolers: theoretical and applied aspects. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg Academy. postgraduate. ped. education, 2004. 156 p. (In Russ.).

3. From birth to school. Innovative program of preschool education / Veraxa N. E. et al.; edited by N. E. Veraxa, T. S. Koma-rova, E. M. Dorofeeva. 5th edition, revised and supplemented. M.: Mazaika-Synthesis, 2019. 334 p. (In Russ.).

4. Federal State Educational standard of preschool education / Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federationdated 17.10.2013№°1155 (edition dated 21.01.2019) «On approval of the Federal state educational standard of preschool education» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 14.11.2013 N 30384) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604 827f926f8d5cce7251c500a26cd / (date of application: 02.10.2020).

5. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Childhood with music: modern pedagogical technologies of musical education and development of children of early and preschool age: [educational and methodical manual]. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2010. 650 p. (In Russ.).

6. Teplov B. M. Psychology of musical abilities / Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology. M.: Nauka, 2003. 377 p. (In Russ.).

7. Rubinstein S. L. The problem of abilities and questions of psychological theory // Questions of psychology. 2020. No. 3. P. 12-23. (In Russ.).

8. Teplov B. M. Index ofthe composition.

9. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creative abilities. M.: Academy, 2002. 198 p. (In Russ.).

10. Vetlugina N. A. Musical development of a child. M.: Prosveshchenie, 1968. 415 p. (In USSR).

11. Bogoyavlenskaya D. B., Osipenko S. P. Dynamics of creativity at a younger age // Yearbook of the Russian Psychological Society: special issue. M., 2005. Vol. 1. P. 56-59. (In Russ.).

12. Lopushkova T. A., Khazeeva, I. N. The use of multimedia technologies in music classes of primary school children // Pedagogical experience: from theory to practice / Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference / Editorial Board: O. N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, 2018. P. 298-300. (In Russ.).

13. Kononova N. G. Musical and didactic games for preschoolers: From the experience of the muses. M.: Prosveshchenie, 2012. 96 p. (In Russ.).

14. Nikashina G. A. Baby and music. A manual for music directors of institutions providing preschool education. Minsk: Publishing House of Belarus, 2004. 190 p. (In Russ.).

nocmynuna e peda^um 11.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.