Формы организации физического воспитания лиц зрелого возраста - это индивидуальные и групповые занятия, свойственные физкультурно -гигиеническому, оздоровительно -рекреативному направлению физического воспитания. Они охватывают также занятия массовыми видами спорта в оздоровительных целях. Выбор средств физического воспитания лиц зрелого возраста, обусловленные таким интегральным показателем как уровень физического состояния человека.
Список использованной литературы
1. Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И. Остеопороз и физическая активность: Научно-методическое пособие. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. - 112 с.
2. Балашова, В. Ф. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности [Текст] / В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 6. - С. 38-40.
3. Блеер А.Н., Столяров В.И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы). Саратов: Наука, 2013. — 313 а
4. ВОЗ. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. - М.: 2010. - 60 с.
5. Варзин С.А., Тарасковская О.Ю. (ред.) Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения Часть 5. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2010. - 491 с.
6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. - М.: Академия, 2015. - 272с.
7. Иванова Н.Л., Козырева О.В. (ред.) Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития 2015/ Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27-28 мая 2015 г.) - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. - 198 с.
8. Кривонос О.В., Бойцов С.А., Потемкина Р.А., Поляев Б.А. Оказание медицинской помощи взрослому населению по оптимизации физической активности. Москва 2012 - 33 стр.
9. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
10. Население России: численность, динамика, статистика Электронный документ Режим доступа // http://www.statdata.ru/russia
11. Потемкина Р.А. Физическая активность: ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Мин-здравсоцразвития России, Москва 2012. — 31 с.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА _РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА_
Дубогрызова Галина Николаевна
доцент, канд.пед.наук, Армавирский государственный педагогический университет,
г. Армавир
Аннотация:
Применение игровых информационно-коммуникативных технологий, способствует развитию музыкальных способностей дошкольников, оказывает существенное влияние на разные стороны их психического развития. ИКТ используются в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти, улучшает восприятие материала.
Abstract:
Use of game information and communicative technologies, contributes to the development of musical abilities of preschool children, has significant effect on the different parties of their psikhikchesky development. Are used by ICT in different types of musical activity: hearing, singing, rhythmics, playing musical instruments. Use in the course of musical education of interactive means allows to make fast change of didactic material, promotes activ-ization of cognitive activity of pupils, stimulates development of thinking, perception, memory, improves material perception.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, музыкально-сенсорные способности, ладовое чувство, звуковысотный слух, динамический слух, чувство ритма, музыкальная информатика.
Keywords: information and communicative technologies, musical and touch abilities, LVL feeling, sound high-rise hearing, dynamic hearing, feeling of a rhythm, musical informatics.
18
В наше время использование информационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Общая тенденция применения ИКТ не могла не коснуться сферы образования, в частности дошкольного, где использованию информационных и коммуникативных технологий уделяется все большее внимание. Использование современных образовательных технологий в детском саду предусматривает создание новых, доступных средств воспитания. Процесс общения с компьютером в дошкольном возрасте целиком зависит от взрослых и при его правильной организации предоставляет большие образовательные и развивающие возможности с максимальным исключением возможных негативных последствий.
Как отмечают исследователи (Бабаева Т.И., Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Ворожцова О., Дзержинская И.Л. и др.) процесс воспитания и образования детей должен быть подчинен конкретным целям. Основной задачей образования и воспитания становится формирование личности ребенка и наиболее подходящим является период дошкольного возраста, так как именно в это время происходит формирование основных свойств личности. Самой естественной и доступной формой познания в этом возрасте является игра. Игра, как особый вид деятельности, представляет собой процесс, суть которого можно обозначить как отображение и преображение действительности, в ходе которого происходит усвоение общественного опыта, отработка умений и становление навыков. Компьютерная игра - это компьютерная программа, которая направлена на организацию этого процесса. Компьютерные игры, не просто направлены на игровую деятельность, а являются средством образования и воспитания, представленным в игровой форме.
Л. Круглова пишет: «Важное значение имеет то, что развивающие и обучающие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением не только эмоционально привлекательны для дошкольников, но и содержательны и их можно подчинить педагогическим целям. Правильное их применение позволяет скорректировать развитие дошкольника, сделать процесс усвоения знаний более успешным. Они позволяют реализовывать образовательные и воспитательные задачи в игровой, увлекательной форме, но главное достоинство такого рода деятельности - это доступность» [3, с. 39].
Нужно понимать, что интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением должны являться лишь дополнением основных видов деятельности, а не замещать их. Представляя собой наглядно-символический тип информации, они отвечают особенностям познавательных процессов дошкольников, т.к. у них преобладает наглядно-образный тип мышления, но, несмотря на это, следует соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Важно подбирать такие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением, которые соответствуют
возрасту и общему развитию ребёнка. Таким образом, осуществляется замечательная возможность реализации индивидуального подхода к обучению. Воспитатель с легкостью может подобрать интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением, соответствующие индивидуальным особенностям и потребностям дошкольника.
Возможность воспитателя контролировать, направлять и корректировать процесс игры - ценное качество компьютерных игровых программ. Уникальным свойством интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением является возможность при их помощи моделировать такие проблемы и ситуации, которые нельзя наблюдать в повседневной жизни. Обучающие и развивающие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитания дошкольников. Они очень привлекательны для дошкольников и вызывают у них огромный интерес, что позволяет использовать их в качестве поощрения или побуждения к деятельности другого рода.
Интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением направлены на развитие музыкально-сенсорных способностей (ладового чувства, звуковысотного слуха, динамического, тембрового, чувства ритма), познавательных процессов дошкольника (мышления, памяти, внимания, воображения), на становление положительных качеств личности (самостоятельность, последовательность, терпение, усидчивость, любознательность). Ю.Н. Князева отмечает: «В основе интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением чаще всего находится задача, которая содержит определенную познавательную трудность, ориентирована на перспективный уровень умений. Подбирая дошкольнику компьютерные игры стоит учитывать, что условие поставленной в игре задачи должно соответствовать уровню развития дошкольника, содержание игры должно быть ему понятно и доступно, но решение задачи ориентировано на «ближайший уровень развития». При таких условиях интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением будут стимулировать общее развитие дошкольника» [1, с. 25].
Развивающие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением могут быть творческого характера. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления. Следует отметить, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. компьютерные игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение дошкольниками определенных знаний и умений. Играя в развивающие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением, дети параллельно осваивают компьютер.
О.С. Фомичева отмечает, что более тонкое использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией детей во время занятия. Здесь имеются в виду, в первую очередь, мотивирующие реплики интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением, т.е. фразы, в которых оцениваются действия ребенка и стимулируют дальнейшее обучение. Эти фразы могут иметь неформальный характер с оттенком юмора и создавать теплую эмоциональную атмосферу при работе с компьютером. Важное значение имеют элементы интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением, звуковые и зрительные эффекты (звучание музыкальных мелодий, мигание и цвета на экране дисплея) [5].
К сожалению, дети, проживающие в небольших городах, не имеют возможности посещать оперные театры, музыкальные театры для детей, консерватории и музеи. Использование интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением позволяет воспитателям, пусть и виртуально познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства. Дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Воспитатель должен знать такие интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением и уметь ими пользоваться.
Очевидно, что воспитатель, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Говоря о преимуществах, которые дает нам использование интерактивных компьютерных игр с музыкальным сопровождением в воспитательно-образовательном процессе детского сада, следует помнить об огромной роли наглядных пространственных представлений в становлении музыкального восприятия. Исследователи, прежде всего, подчеркивают их значение в возникновении дифференцированного и целостного восприятия музыки, без которого её художественное познание невозможно вообще.
19
0.П. Радынова отмечает, что без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. Огромную роль в организации этой опоры как раз и могут сыграть интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением. Применение таких игр в различных формах взаимодействия педагога с детьми в системе дошкольного образования может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом [4]. Важно определить назначение игр музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра, интерактивная компьютерная игра с музыкальным сопровождением).
Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Применяя интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением на занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.
Список литературы:
1. Князева Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ. - М, 2014.
2. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
3. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http ://doshkolnik. ru/
4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., Феникс +. 2011.
5. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : Гелиос АРВ, 2000 г.