Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и развивающих игр'

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и развивающих игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
80
Поделиться
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / САЗКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макушкина Светлана Вячеславовна

Целью статьи является рассмотрение потенциала использования сказкотерапии и развивающих игр В.В. Воскобовича в духовно-нравственном воспитании дошкольников как аспекта социально-коммуникативного развития. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности детского сада, согласно ФГОС ДО, является социально-коммуникативное развитие дошкольников, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. В систему духовно-нравственного воспитания ребенка входит приобщение его к культурному наследию своего народа. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Одним из таких видов является знакомство со сказкой Современному ребенку недостаточно лишь прочитать сказку. Деятельностная натура современных детей требует реализации своих устремлений, а возможность помочь героям сказки дарит им необыкновенное ощущения перевоплощения, проживания сказки вместе с героем, помогает глубже постичь ее нравственный смысл. И здесь на помощь приходят развивающие игры В.В. Воскобовича. Эти игры нацелены на развитие познавательных процессов, творческих способностей ребенка. Игры объединены в систему, элементы которой органично связаны сказочным сюжетом, «привязаны» к оригинальным сказочным образам. Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет «прожить» сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. Игры В.В. Воскобовича представляют наилучшие возможности в этом плане: из «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «богатырей» и «Царевну-лебедь». Его игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей. Для более точного понимания того, как игры В.В. Воскобовича помогают решить ряд задач по духовнонравственному воспитанию детей, приведем несколько примеров. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и семье, включая моральные и нравственные ценности Педагог с детьми размышляет над тем, что «родительский наказ, все равно что царский указ» и становится понятным, почему девочка кинулась за братцем, которого унесли гуси-лебеди. Осознавая слово «ответственность», дети помогают ей с братцем, конструируя речку, печку, яблоню из деталей «Чудо-Крестики3». После проделанной работы воспитанники осознают важность благодарственных слов. Надо видеть, как приятно детям рассматривать свою яблоньку, которую они делали, приложив усилия. И вряд ли им понравится, если их не поблагодарят. Именно после работы приходит осознание «благодарить». Воспитание любви и уважения к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям В «Былине про Илью Муромца», главный герой испросил благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовала суть понятия «благословение». И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей как опоры, непрерывной связи поколений. Понимая, что идет Илья на благое дело, дети с увлечением наделяют его коня волшебной богатырской силой (Закрывают серое изображение коня «волшебными льдинками» из «Прозрачный квадрат»). Собирая Илью на защиту Руси, воспитанники не просто выкладывают фигуру из деталей пособия «Чудо-крестики2», они знакомятся с деталями одежды: колпак узорчатый, кольчуга, шлем, палица, копье, булава, меч. И надо видеть с каким удовольствием мальчишки самостоятельно дают в руки богатырям щит и меч, как сжимаются их пальчики, как хотят они запечатлеть образ богатыря в своей памяти. Педагог комментирует: «Посмотрите, какого славного и могучего богатыря вы сложили. Мальчики, присмотритесь внимательней, может это будущие вы? Кто знает, возможно, и вы впишите свой подвиг в историю нашей страны, возможно, о вас потом будут складывать былины и петь песни». Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Понимают, принимают «близко к сердцу» дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказам П. Бажова, их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: «А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из деталей «Чудо-Сот 1» или «Чудо-Крестиков 2» свои цветы, прислушивались к себе: доволен ли я продуктом своего творчества? Эти примеры демонстрируют, что развивающие игры В.В. Воскобовича, введенные в сказочный сюжет, не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность, формируют саморегуляцию, способствуют развитию эмпатии. При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, осознанию себя членом общества с принятием норм и правил, формированию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макушкина Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и развивающих игр»

The intervention is expected to differentially benefit 'left-behind children', girls, and ethnic minorities in rural counties and strengthen the human capital infrastructure for ECD programs in central and western China.

Lessons learned to date

The study is in its implementation phase and faces some un-anticipated obstacles such as high level of rural household mobility from resident villages to urban centers and arduous physical access for home visitors due to the mountainous terrain covering over 80% of the project county, all pose increased risks to program fidelity and intensity. Close supervision, mentoring, and support by project supervisors and high level political attention from the local government may mitigate these risks.

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и

развивающих игр

Макушкина Светлана Вячеславовна

ДОУ №4 "Аленушка" ОАО "ПСОМ" г.Мытищи

Ключевые слова:

развивающие игры, духовно-нравственные ценности, сазкотерапия

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение потенциала использования сказкотерапии и развивающих игр В.В. Воскобовича в духовно-нравственном воспитании дошкольников как аспекта социально-коммуникативного развития. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности детского сада, согласно ФГОС ДО, является социально-коммуникативное развитие дошкольников, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. В систему духовно-нравственного воспитания ребенка входит приобщение его к культурному наследию своего народа. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Одним из таких видов является знакомство со сказкой Современному ребенку недостаточно лишь прочитать сказку. Деятельностная натура современных детей требует реализации своих устремлений, а возможность помочь героям сказки дарит им необыкновенное ощущения перевоплощения, проживания сказки вместе с героем, помогает глубже постичь ее нравственный смысл. И здесь на помощь приходят развивающие игры В.В. Воскобовича. Эти игры нацелены на развитие познавательных процессов, творческих способностей ребенка. Игры объединены в систему, элементы которой органично связаны сказочным сюжетом, «привязаны» к оригинальным сказочным образам. Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет «прожить» сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. Игры В.В. Воскобовича представляют наилучшие возможности в этом плане: из «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «богатырей» и «Царевну-лебедь». Его игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей. Для более точного понимания того, как игры В.В. Воскобовича помогают решить ряд задач по духовно-нравственному воспитанию детей, приведем несколько примеров. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и семье, включая моральные и нравственные ценности Педагог с детьми размышляет над тем, что «родительский наказ, все равно что царский указ» и становится понятным, почему девочка кинулась за братцем, которого унесли гуси-лебеди. Осознавая слово «ответственность», дети помогают ей с братцем, конструируя речку, печку, яблоню из деталей «Чудо-Крестики3». После проделанной работы воспитанники осознают важность благодарственных слов. Надо видеть, как приятно детям рассматривать свою яблоньку, которую они делали, приложив усилия. И вряд ли им понравится, если их не поблагодарят. Именно после работы приходит осознание «благодарить». Воспитание любви и уважения к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям В «Былине про Илью Муромца», главный герой испросил благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовала суть понятия «благословение». И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей как опоры, непрерывной связи поколений. Понимая, что идет Илья на благое дело, дети с увлечением наделяют его коня волшебной богатырской силой (Закрывают серое изображение коня «волшебными льдинками» из «Прозрачный квадрат»). Собирая Илью на защиту Руси, воспитанники не просто выкладывают фигуру из деталей пособия «Чудо-крестики2», они знакомятся с деталями одежды: колпак узорчатый, кольчуга, шлем, палица, копье, булава, меч. И надо видеть с каким удовольствием мальчишки самостоятельно дают в руки богатырям щит и меч, как сжимаются их пальчики, как хотят они запечатлеть образ богатыря в своей памяти. Педагог комментирует: «Посмотрите, какого славного и могучего богатыря вы сложили. Мальчики, присмотритесь внимательней, может это будущие вы? Кто знает, возможно, и вы

впишите свой подвиг в историю нашей страны, возможно, о вас потом будут складывать былины и петь песни». Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Понимают, принимают «близко к сердцу» дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказам П. Бажова, их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: «А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из деталей «Чудо-Сот 1» или «Чудо-Крестиков 2» свои цветы, прислушивались к себе: доволен ли я продуктом своего творчества? Эти примеры демонстрируют, что развивающие игры В.В. Воскобовича, введенные в сказочный сюжет, не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность, формируют саморегуляцию, способствуют развитию эмпатии. При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, осознанию себя членом общества с принятием норм и правил, формированию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

Список литературы:

1. Бажов П.П. Сказы. - М.: Эксмо., 2008.

2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. - СПб., 2007.

3. Русь богатырская. Былина в пересказе И. Карнауховой. - М.: Нигма., 2013.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014