Научная статья на тему 'Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста'

Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / CIVIC CONSCIOUSNESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / RIGHTS / DUTIES / PATRIOTISM / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошук Лариса Анатольевна, Казаева Евгения Анатольевна

Рассматривается проблема воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию комплекса педагогических условий, способствующих эффективности воспитательного процесса: разработка познавательно-развлекательной программы «Я россиянин», создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, включающей литературный банк произведений художественно-гражданского содержания, актуализацию в играх гражданской направленности, приобщение детей к наследию родного края посредством экскурсионно-краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошук Лариса Анатольевна, Казаева Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND RESULTS OF WORK ON EDUCATION Civics of preschool children

The problem of education of civic consciousness of children of senior preschool age through the realization of the complex of pedagogical conditions, which promote efficiency of educational process, is considered in the article. The pedagogical conditions are the development of the informative entertainment program “I Am Russian”; the creation of the subject developing environment which is promoting the education of civil qualities of the preschool child including literary works of the art and civil contents, games of civil orientation; the inclusion of children into the heritage of the native land by means of excursion and local history activity.

Текст научной работы на тему «Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 37.035-053«465.00/.07»

ББК Ч410.052 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02

Дорошук Лариса Анатольевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Шадринский государственный педагогический институт; 641870, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: [email protected]

Казаева Евгения Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети старшего дошкольного возраста; гражданственность; педагогические условия; права; обязанности; патриотизм; толерантность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию комплекса педагогических условий, способствующих эффективности воспитательного процесса: разработка познавательно-развлекательной программы «Я россиянин», создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, включающей литературный банк произведений художественно-гражданского содержания, актуализацию в играх гражданской направленности, приобщение детей к наследию родного края посредством экскурсионно-краеведческой деятельности.

Doroshuk Larisa Anatolyevna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk.

Kazaeva Evgeniya Anatolievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

ORGANIZATION AND RESULTS OF WORK ON EDUCATION CIVICS OF PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: children of senior preschool age; civic consciousness; pedagogical conditions; rights; duties; patriotism; tolerance.

ABSTRACT. The problem of education of civic consciousness of children of senior preschool age through the realization of the complex of pedagogical conditions, which promote efficiency of educational process, is considered in the article. The pedagogical conditions are the development of the informative entertainment program "I Am Russian"; the creation of the subject developing environment which is promoting the education of civil qualities of the preschool child including literary works of the art and civil contents, games of civil orientation; the inclusion of children into the heritage of the native land by means of excursion and local history activity.

Переходные периоды в развитии общества всегда связаны с условиями общественной жизни, динамичностью, изменчивостью ситуации, возрастанием неустойчивости в институтах гражданского воспитания. В стабильном гражданском обществе функционируют устоявшиеся институты, которые отражают признаваемую подавляющим большинством общества систему ценностей, декларируют сохранение гражданского мира, толерантность, партнерство, солидарность, стремление к консенсусу, что приводит к доминированию этих ценностей в сознании и поведении людей. Показательно в данном отношении то, что воспитание гражданственности и любви к Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Исходя из исторической традиции, понятие «гражданственность» можно сформулировать как совокупность убеждений и взгля-

дов, предполагающую высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой стороны - нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой, следовательно, может быть развита в соответствии с внешней волей [3].

Пристальное внимание к проблемам гражданского воспитания поставило на повестку дня необходимость воспитания основ гражданственности у подрастающего поколения, чтобы заложить в сознание детей старшего дошкольного возраста тот образ совершенства отношений личности и общества, который определяет способ мышления и деятельности человека. Нами уточнены сущность и содержание понятия «основы гражданственности у детей старшего дошкольного возраста», которое рассматрива-

© Дорошук Л. А., Казаева Е. А., 2014

ется как гармоничное сочетание патриотических чувств, нравственной и правовой культуры, выражающихся в осознании и соблюдении правовых, моральных, социальных норм поведения, толерантного отношения к другим людям, рассматривающееся в единстве следующих компонентов: когнитивного (знания о своих правах и обязанностях, большой и малой родине, людях разных национальностей); эмоционального (уважение к правам человека, любовь к Родине, доброжелательное отношение к людям других национальностей); деятельно-стного (умение применять знания на практике в различных видах деятельности (игровой, трудовой, творческой), выполнение прав и обязанностей, соблюдение правил культуры межнационального общения).

Как показывают исследования, уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста невысок, имея некоторые представления о том или ином процессе или явлении, не соотносят их со своим поведением и не применяют их в реальных ситуациях. Дошкольники владеют недостаточно полными представлениями о своих правах, испытывают трудности в поведении в коллективе в соответствии с правилами межнационального общения, частично владеют знаниями о своих обязанностях. Кроме того, наблюдается крайне редкая инициатива в деятельности гражданской направленности.

Процесс воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста представляет собой ряд последовательных шагов:

1 шаг - подготовительный. Его цель в формировании у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей.

2 шаг - репродуктивно-поисковый -уточнение, систематизация, обобщение и углубление представлений, полученных на первом этапе и реализация комплекса педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

3 шаг - репродуктивно-творческий. Его цель в закреплении полученных представлений в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении оценивать поступки и действия других людей.

Нами реализован комплекс педагогических условий, способствующий эффективности процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: разработка познавательно-развлекательной программы «Я Россиянин»; создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию граж-

данских качеств дошкольника, включающей литературный банк произведений художественно-гражданского содержания, актуализацию в играх гражданской направленности; приобщение детей к наследию родного края посредством экскурсионно-краеведческой деятельности.

Первое педагогическое условие - разработка познавательно-развлекательной программы «Я Россиянин» по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи, поставленные в интегративной программе направлены на структурное, содержательное и методическое обеспечение процесса воспитания и включают следующие основные направления:

1) работа с педагогами;

2) работа с родителями;

3) работа с детьми.

1. Разработка мер, отражающих специфику деятельности педагога по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

С целью обеспечения программно-методического сопровождения процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста был проведен конкурс на лучшую программу, а также конкурс по разработке занятий, мероприятий и праздников. Одним из приемов по формированию гражданственности у педагогов являлась организация выставок педагогической литературы.

Работа с педагогическим коллективом по проблеме воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования проводилась в рамках серии консультаций, круглого стола, мастер-класса, педагогических советов и дискуссий.

Еще одной формой методической работы было проведение с педагогами мастер-класса, где они были познакомлены с играми гражданского содержания. Их вниманию были предложены игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Неоконченные предложения», «Экскурсия по городу», подвижные игры разных народов. Представленные нами игры можно проводить как на занятиях, в свободное время, так и на прогулке, что непосредственно будет способствовать закреплению у дошкольников определенных представлений о гражданственности.

С целью формирования представлений педагогов об основах гражданственности, подготовки их к работе по воспитанию данного качества личности были предложены творческие задания:

- разработка конспектов занятий по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;

- изготовление дидактических игр;

- создание атрибутики для игрового уголка.

Все это способствуют формированию более полных и четких представлений о гражданственности у педагогов, что является необходимым условием, обеспечивающим эффективность работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработка мер работы с родителями

Данное направление работы заключалось в проведении консультативных мероприятий для родителей, привлечение к участию в работе семейного клуба «Истоки». Выставка литературы «Проблемы воспитания гражданственности в семье» была приближена к жизни и проблемам современной семьи. Цель выставки заключалась в популяризации изданий, демонстрирующих педагогический потенциал семьи в процессе воспитания основ гражданственности.

Работа с родителями предполагает:

1) знакомство с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей; с правами, которые имеют дети;

2) изготовление семейных альбомов совместно с детьми «Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»;

3) создание в домашних условиях библиотеки, в которую бы входили произведения разных народов;

4) памятки для родителей по вопросам воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на воспитание у ребенка основ гражданственности. Фундамент воспитания основ гражданственности закладывается в семье в период раннего детства. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а информация гражданской направленности для обсуждения - личностно значимой.

3. Разработка систематичной работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию основ гражданственности

При разработке познавательно-развлекательной программы должно учитываться наличие трех компонентов гражданственности: когнитивного, эмоционального и деятельностного.

Процесс воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялся при ознакомлении

со своим учреждением, улицей, родным городом, его достопримечательностями, природой, а затем и со страной, ее столицей и символами, правами и обязанностями. Задача педагога - отобрать из всего многообразия впечатлений, получаемых дошкольниками, наиболее доступные ему: мир живой природы, труд людей, народные и местные традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых -граждан России. Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи формируются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.

Необходимо поддержать и направить интерес детей старшего дошкольного возраста к людям разных национальностей, где территориально живет тот или иной народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его самобытность и неповторимость, быт, особенности труда и т. д.

В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

Важной частью работы по воспитанию основ гражданственности является формирование у детей представлении о людях, которые прославили нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов). На конкретных примерах дети знакомятся с характером российского народа (творческие способности, песенность, умелость, гостеприимство, отзывчивость, сострадание, умение защищать свою Родину).

В настоящее время во многих государственных документах: Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, Концепции организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) указывается на недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. В связи с этим образовательные направления должны охватывать различные области окружающей действительно-

сти: предметный и природный мир, социальные отношения, мир художественной культуры (музыка, изобразительное и прикладное искусство, художественная литература и др.). В этих направлениях должно прослеживаться гармоничное сочетание содержания, отражающего эти области действительности и определенные виды деятельности дошкольников: игра, как ведущий вид деятельности детей, рисование, конструирование, слушание музыки, ее исполнение, театрализация и т.п.

Второе педагогическое условие -создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, включающей литературный банк произведений художественно-гражданского содержания, актуализация в играх гражданской направленности. Создание литературного банка произведений художественно-гражданского содержания и работа с ним предполагает актуализацию в играх гражданской направленности - это обыгрывание различных нравственных ситуаций и ситуаций выбора, предлагаемых различными литературными произведениями, сказочным материалом, фольклором, что особенно невозможно без народной игры. В свою очередь создание банка произведений художественно-гражданского содержания и актуализация в играх гражданской направленности подразумевает участие в создании предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника.

Рассмотрим этот вопрос на примере четырех содержательных блоков: «Права гражданина», «Наши обязанности», «Юные патриоты», «Люди разных национальностей», в каждый из них входят сказки, поэтические произведения, художественная проза, энциклопедический материал.

Дети старшего дошкольного возраста лучше усваивают материал занятий, на которых педагог обращается к персонажам известных сказок. Читая литературные произведения, педагог обязательно обращает внимание на хорошие дела и поступки главных героев. Например, можно познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность, обращаясь к сказкам «Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя», «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), поэтическим произведениям Б. Заходера «Лиса и крот», С. Маршака «А что у вас?» и «Кошкин дом», Э. Успенского «Над нашей квартирой» и др. Книга Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» и энциклопедия Л. Ва-сильевой-Гангнус «Дом, в котором ты живешь» знакомят дошкольников с элементарными правилами общежития.

Второй содержательный блок «Наши обязанности» помогает сформировать не только у детей, но и у педагогов разумное отношение к праву и закону, понимание необходимости соблюдения правопорядка, выполнения своих обязанностей. Знакомство со сказками «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Кукушка» (ненецкая народная сказка), «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и т. д. способствует пониманию того, что родители должны заботиться о своих детях, а те в свою очередь должны уважать старших, проявлять о низ заботу, добросовестно выполнять свои обязанности каждый день. Поэтические произведения «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского помогают усвоить правила поведения, необходимые для первичной социализации ребенка.

Следующий содержательный блок -«Юные патриоты».

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Обратимся к сказочному материалу:

- чтение «Сказов старого Урала» П. П. Бажова способствует воспитанию любви к своей малой родине;

- знакомство с былинами (героическим эпосом народа), имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Илья Муромец побеждает Идолище», «Как Илья Муромец богатырем стал», Карнаухова И. В. «Русские богатыри. Былины»;

- в произведениях А. Гайдара «Горячий камень», «Сказка о Военной тайне, о Маль-чише-Кибальчише и его твердом слове» создан образ ребенка-героя, готового сменить взрослого на трудовом и боевом посту;

- сказка А. М. Р. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» о том, что необходимо любить свою землю и нести ответственность за все, что на ней происходит.

Богат фонд поэтических произведений для детей, направленных на воспитание любви к Родине, гордости за свою страну: З. Александрова «Родина»; В. Степанов «Моя Родина - Россия», «Флаг России», «Герб России», «Москва»; И. З. Суриков «Вот моя деревня...».

Литературная проза: С. Алексеев «Богатырские фамилии», С. Баруздин «Страна, где мы живем», «Хозяин» - произведения проникнуты любовью и гордостью за свою страну, воспитывают чувство патриотизма, уважения и гордости за армию.

Четвертый содержательный блок -«Люди разных национальностей».

В литературный банк произведений для детей старшего дошкольного возраста входят сказки разных народов: «Храбрый мальчик» (дагестанская сказка), «Два брата» (латышская сказка), «Заработанный рубль» (грузинская сказка) и многие другие, которые дают понимание, насколько многолика наша страна, в которой комфортно каждому народу.

Поэтические произведения «Как повезло тебе и мне...» Я. Акима, «Наша семья» З. Александровой, «Российская семья» В. А. Степанова, «Встреча» Б. Заходера знакомят детей с представителями разных национальностей, их самобытностью, неповторимой национальной культурой.

В современных условиях трудно переоценить воспитательное значение традиционной высокохудожественной детской книги. Опора в воспитательно-образовательной деятельности на лучшие образцы российской и зарубежной детской литературы, передающей все богатство и разнообразие мира, позволяющей полноценно думать и чувствовать, осознается сегодня как насущная необходимость.

Игры наряду с детской литературой могут и должны стать средством воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Этому способствует создание банка игр гражданской направленности в соответствии с четырьмя вышеназванными блоками.

Для начала в игровой форме дети знакомятся с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачева. На каждой следующей встрече происходит знакомство детей с одним или несколькими правами (когнитивный компонент). Банк игр гражданской направленности в первом содержательном блоке включает игры, которые вариативно используются для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами, например: право на жизнь (ролевые игры «Пожар», «Милиция», «Скорая помощь», «Я один дома», «Спасатели»); право на имя («Назови друга ласково», «Угадай по голосу», «Имена великих людей»); право на жилье («Кто имеет право жить в этом доме?», игра с мячом «Назови свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу», дидактическая игра «Ступеньки образования») и др.

Чтобы сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о том, что обязанности необходимо выполнять, и что если их не выполнять, то это может привести к плачевным последствиям, используется игра-упражнение «Кинематограф». Дети делятся на три группы: фотографы и художники, сценаристы и режиссеры. Фотографы и художники «фотогра-

фируют» и рисуют картины, изображающие обязанности дома, в детском саду, на прогулке и так далее. Сценаристы пишут к каждой картине рассказ. А режиссеры монтируют сам фильм, склеивая картины, чтобы получилась кинопленка. Надо отметить, что дети выполняют данное задание воодушевлено, стремясь сделать фильм как можно интереснее.

В процессе воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках. Игры-путешествия способствуют воспитанию любви к большой и малой родине; военно-спортивные игры способствуют воспитанию уважения к армии, проводятся в виде спортивной эстафеты с использованием военных атрибутов (пилоток, санитарных сумок).

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения [1]. Дети старшего дошкольного возраста с интересом и удовольствием знакомятся с разными национальными играми, принимают в них активное участие; параллельно знакомятся с отдельными элементами народных костюмов и используют их в процессе игры, например использование национального головного убора в дагестанской народной игре «Надень папаху», использование головного платка с характерным узором «Подними платок», в бурятской национальной игре «Сурхарбан» используются лук и стрелы. Целесообразно при разучивании национальной игры знакомить детей старшего дошкольного возраста с характерными особенностями внешности того или другого народа с помощью иллюстративного материала. Для достижения большего эффекта в работе по воспитанию межнациональной толерантности помимо игр происходит знакомство со сказками разных народов с использованием технических средств.

В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Важнейший результат игры - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом [4].

Третье педагогическое условие -приобщение детей к наследию родного края

посредством экскурсионно-краеведческой деятельности. Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с дошкольниками, прежде всего близкого, доступного им материала. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к экскурсионно-краеведческой деятельности является еще одним условием успешности воспитания основ гражданственности.

Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами «близких» людей - земляков и членов семьи в сопоставлении с общероссийской историей. Занятие экскурсионно-краеведческой деятельностью сближает историю страны с историей области, города, семьи, знакомит ребенка не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за ее конкретный уголок, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

Приобщение детей к наследию родного края происходит через осознание (эмоциональный компонент):

- роли человека как гражданина на основе сопоставления истории региона с историей страны;

- значимости для себя, для общества тех или иных фактов, событий, происходящих в регионе;

- неразрывности связи, единства и общности Родины, региона, семейного очага;

- особенностей культуры своего Отечества, малой родины.

Формируется целый ряд гражданских знаний, которые составляют единое целое другого компонента структуры - когнитивного. Сюда относятся знания:

- об особенностях исторического и культурного развития региона;

- людях, самоотверженно работающих на благо малой родины;

- письменных и вещественных источниках.

В этих знаниях сосредоточен потенциал, дающий возможность получения необходимых сведений обо всех сторонах жизни общества. В процессе получения знаний происходит постепенное соединение личного опыта детей старшего дошкольного возраста с гражданским опытом людей, наиболее близким ему духовно, так как они проживают в той же местности, что и он.

Осознанное применение этих знаний составляет основу деятельностного компонента. Деятельностный компонент определяет реальное поведение ребенка дошкольного возраста. В историческом краеведении оно проявляется в умении:

- ознакомления с новыми краеведческими фактами;

- приобщения к местным народным традициям;

- устанавливания взаимосвязи общеисторического и краеведческого материала;

- применения полученных краеведческих знаний на практике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимодействия с различными организациями;

- оценивания своей деятельности.

Экскурсионные маршруты - один из

путей совершенствования образовательно-воспитательной работы, усиления ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития ребенка (прежде всего - приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей жизни ребенка, создать запоминающийся образ Родины). Это, например, экскурсия в воинскую часть, краеведческий музей «История края и города» и «Знаменитые земляки», «Народные промыслы», автобусная экскурсия «Улицы нашего города», пешеходная экскурсия «Мой родной город» и др.

Экскурсионно-краеведческая деятельность тесно переплетается с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развиваясь в сочетании с ними. Свои впечатления от увиденного, услышанного на тематических прогулках, экскурсиях ребенок передает в творческих работах. Здесь ребенок получает возможность проявить себя, самоутвердиться, пережить ситуацию успеха, поделиться с другими полученными знаниями и впечатлениями. Для педагогов творческие работы детей - важнейший источник анализа своей деятельности.

Чтобы облегчить осмысление новых, мало известных слов и понятий составляется «Толковый словарь для детей», с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста [2]. Педагог вписывает в специально подготовленные тетради новые слова и понятия, а родители совместно с детьми подбирают иллюстрации или выполняют рисунки сами. Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о патриотизме, правах, обязанностях, людях разных национальностей, формирование положительных эмоций и чувств к Родине, к человеку другой национальности, стремление сделать что-то приятное для близкого человека, оказать помощь и прочее проходит с использованием системы

методов и приемов, применяемых в процессе организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, с участием родителей и педагогов.

Таким образом, в процессе проведения работы была разработана и применена методика по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей старшего дошкольного представлений о патриотизме, правах, обязанностях, людях разных национальностей, формирование положительных эмоций и чувств к Родине, к человеку другой национальности, стремление сделать что-то приятное для близкого человека, оказать помощь и прочее проходило с использованием системы методов и приемов, применяемых нами в процессе организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, с участием родителей и педагогов.

Исследование показывает, что воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является очень эффективным в рамках системы, основанной на принципах гуманизации и демократизации, которая обеспечивает условия для личностного развития ребенка, профессионального самоопределения, развития креативности, тем самым формируя опыт гражданского действия. Главным педагогическим ориентиром при внедрении комплекса педагогических условий явилась поддержка детей старшего дошкольного возраста в освоении, присвоении, реализации гражданских ценностей в жизни и деятельности. В таком аспекте дошкольники имеют возможность раскрыть свои творческие, интеллектуальные, физические способности, осознать ценности гражданственности, нравственности, поиск своей индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспит. дет. сада / сост. А. В. Кенеман; под. ред. Т. И. Осокиной. М. : Просвещение, 1988.

2. Дорошук Л. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

3. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.

4. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиологии эмоций. М. : АН СССР, 1962.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. И. Пономарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.