Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования'

Педагогические условия формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER EDUCATION / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОГРАММНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / БАНК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / BANK OF WORKS OF ART / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SIGHTSEEING AND LOCAL HISTORY / TEACHER SUPPORT PROGRAM / GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошук Л. А.

Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Создание комплекса необходимых и достаточных педагогических условий для эффективности воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошук Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING CIVIC CONSCIOUSNESS IN SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN IN FURTHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The subject of the study is developing the basics of civic consciousness in older preschool children in institutions of supplementary education for children, as well as creating a number of necessary and sufficient pedagogical conditions for effective teaching and education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования»

В контексте построения современной педагогической среды из случайного набора действий метод превращается в систему задач (проблем), на решение которых он направлен. В зависимости от того, какой этап создания педагогической среды конструирует (реконструирует) педагог, с помощью методов он обеспечивает:

- целеполагание (диагностика, прогноз, планирование);

- введение необходимой информации;

- включение в практическую деятельность по получению предметного результата;

- создание определенной системы отношений;

- оценку полученного результата;

- коррекцию деятельности и др.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Торосян В. Т. История образования и педагогической мысли. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 352 с.

- С.271.

2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): Автореф. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2006. - 49 с.

3. Макаренко А. С. Полн. собр. соч., 1987. - Т. 1. -С. 53.

4. Носаль А. Л. Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко (психологическое время личности): Автореф. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^Ир^/шшш. childpsy.ru/dissertations/id/19286.php (дата обращения 05.05.2011).

5. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология. - М.: Академия, 2005. - С. 154.

6. Колесникова И. А. Основы технологической культуры педагога. - СПб., 2002.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING CIVIC CONSCIOUSNESS IN SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN IN FURTHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Л. А. Дорошук

Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Создание комплекса необходимых и достаточных педагогических условий для эффективности воспитательного процесса.

L. A. Doroshuk

The subject of the study is developing the basics of civic consciousness in older preschool children in institutions of supplementary education for children, as well as creating a number of necessary and sufficient pedagogical conditions for effective teaching and education.

Ключевые слова: дополнительное образование, гражданственность, педагогические условия, программно-методическое обеспечение, воспитательная среда, банк художественных произведений, игровая деятельность, экскурсионно-краеведческая деятельность.

Keywords: further education, civic consciousness, pedagogical conditions, teacher support program, educational environment, bank of works of art, games, sightseeing and local history.

Жизнедеятельность общества, его способность к развитию зависят от наличия в нем потенциальных сил, устремленных на поиски путей и средств достижения идеала в общественных отношениях. Такие силы выступают носителями гражданского сознания, гражданственности.

Образование по-прежнему остается тем социальным институтом, где возможно воспитывать новые поколения

граждан, способных усвоить демократические ценности, понять необходимость законопослушного поведения, готовых к проявлению гражданской активности в решении социально значимых проблем.

Образование, в том числе и дополнительное, как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества в целом и каждой личности в частности,

регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека.

Из анализа теоретических исследований по проблеме формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод о наличии ряда противоречий: между необходимостью обновления содержания программно-методических указаний по гражданскому воспитанию дошкольников и отсутствием достаточного научного и методического осмысления организационно-педагогических основ этого процесса; между существующими нормативными и законодательными актами, ориентирующими систему образования на подготовку достойных граждан, и объективно существующими условиями для их выполнения; между требованиями к культурно-профессиональному опыту педагога и реальным уровнем его педагогической и гражданской культуры.

Для успешной работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования нужен комплекс необходимых и достаточных условий.

Отдельные, случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Анализ изучаемой проблемы позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в опытно-экспериментальной работе:

1. Программно-методическое сопровождение процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника.

3. Создание банка произведений художественно-гражданского содержания.

4. Включение в игровую деятельность гражданского содержания.

5. Информационно-гражданственное насыщение детей посредством приобщения к наследию родного края.

Рассмотрим первое условие - программно-методическое сопровождение процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности УДОД.

Разработанная нами программа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в УДОД имеет следующую направленность содержания:

1) работа с педагогами;

2) работа с родителями;

3) работа с детьми.

Первое направление - работа с педагогами, подготовка их к участию в предстоящей работе по воспитанию основ гражданственности у воспитанников УДОД старшего дошкольного возраста.

Второе направление - работа с родителями.

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительская деятельность -одна из форм утверждения нравственно-правовых норм и воспитания гражданственности в семье.

Третье направление - работа с детьми реализуется в четырех содержательных блоках.

Первый содержательный блок - «Права гражданина», второй содержательный блок - «Юные патриоты», третий содержательный блок - «Люди разных национальностей», четвертый - «Обязанности».

Каждый блок должен воспитывать определенные нравственные качества личности, такие, как любовь к Родине, преданность, сочувствие, сопереживание, уважение к другим людям, ответственность, долг, способствующие формированию у дошкольников гражданственности. При переходе из одного блока в другой эти качества расширяются и дополняются новым содержанием, в результате чего происходит более четкое осмысление детьми элементов гражданственности [1].

Второе условие - создание среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника.

Внутренняя программа развития ребенка разворачивается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Для того чтобы добиться эффективности в образовательно-воспитательной работе, необходимо создание не просто среды обитания ребенка, а среды, способствующей формированию гражданских качеств личности.

Формирование среды, способствующей воспитанию основ гражданственности, происходит за счет:

- организации жизнедеятельности педагогического и детского коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, атмосферы терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личному успеху каждого ребенка;

- формирование у воспитанников знаний о своих правах и обязанностях и механизмах их реализации в современном социуме;

- эстетики помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- формирование информационного пространства учреждения дополнительного образования;

- обеспечение системы противодействия негативным явлениям в обществе;

- психологического сопровождения воспитанников;

- обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе воспитания;

- открытого характера воспитательной системы учреждения дополнительного образования: тесного контакта с семьей, участия родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

- взаимодействие с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса [2].

Третьим условием, обеспечивающим эффективное функционирование структурно-функциональной модели воспитания основ гражданственности у дошкольников в УДОД, является создание банка произведений художественно-гражданского содержания.

При подготовке литературного банка художественно-гражданского содержания упор прежде всего делается на Конвенцию о правах ребенка. Главная идея, отвечающая принципам Конвенции о правах ребенка, состоит в том, что ребенок воспринимается как личность, самостоятельный субъект права. Теоретической основой являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

С самых своих истоков детская литература ориентирована на гуманистические ценности, учит различать добро и зло, правду и ложь. При этом не может быть вполне свободна от общественных идей своего времени, и ее индивидуальный стиль соответствует стилю эпохи [3].

Книга поможет не только у дошкольников, но и у педагогов сформировать разумное отношение к праву и закону, понимание необходимости соблюдения правопорядка, межнациональную толерантность, а значит, основы гражданственности в целом.

Игра и книга соперничают по силе способности разбудить детский интеллект. Нередко книжные персонажи дополняют игровой мир ребенка, к тому же этот мир можно строить по мотивам полюбившейся книги.

Четвертое условие - включенность в игровую деятельность гражданского содержания.

Проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования детской игры и игровой культуры современного дошкольника с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития и воспитания ребенка.

Игры, которые неизменными передаются в детской культуре от поколения к поколению, обеспечивают преемственность игрового опыта и вносят важный вклад в социокультурное развитие дошкольников. Разнообразные творческие самодеятельные игры, игровые импровизации, игры-эксперименты, а также традиционные и новые игры с готовым содержанием и правилами составляют комплекс личного игрового опыта дошкольника.

Современный образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей целенаправ-

лен на неуклонное обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников. Это достигается конструированием образовательного процесса на основе принципов интеграции развивающего образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, созданием творческой и гуманистической направленности активности детей по отношению к миру. Невозможно развитие дошкольника без игровой деятельности. С другой стороны, игра не является изолированной частью образовательного процесса. Она естественно вплетается в ткань всей жизни ребенка.

Рассматриваемые нами игры служат средством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания детей, способствуют их всестороннему развитию.

Применительно к старшему дошкольному возрасту нравственное воспитание через игры, - это прежде всего воспитание нравственных чувств, целеустремленности, качеств коллективизма, любви к Родине, людям разных национальностей, воинам Российской Армии [4].

Игры могут и должны стать средством воспитания основ гражданственности.

Пятое условие - информационно-гражданственное насыщение детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсионно-краеведческой деятельности.

В воспитании патриотизма могут и должны быть использованы богатые потенциальные возможности экскур-сионно-краеведческой деятельности. Ознакомление с природой, памятниками истории, культуры, народным творчеством и традициями удовлетворяет естественную познавательную потребность, развивает воображение детей, их способность воспринимать и ценить прекрасное. Специфика экскурсионно-краеведческой работы способствует обострению эмоционального восприятия, накоплению ярких впечатлений и переживаний. Воспитание истинного патриота предполагает развитие в детском возрасте интереса и любви к своей малой родине. Не меньшую значимость приобретают и знания, которые показывают жизнь в прошлом и настоящем, а также перспективы ее дальнейшего развития. Это приводит к пониманию того, что «мой край, мой город» - это неотъемлемая часть «большой Родины».

Экскурсии - это мощное средство в воспитательной работе педагога дополнительного образования. Они вызывают живой интерес у детей старшего дошкольного возраста, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания.

Приобщение к наследию родного края - естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая родина»: социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры родного города. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деталях. Чаще всего это связано со знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы города, с памятниками истории и культуры, расположенными недалеко от учреждений дополнительного образования.

Атмосфера радостной встречи с родной природой, своим городом способствует формированию сознания дошкольника как гражданина и патриота [5].

Отметим, что совокупность педагогических условий, представленных нами, является, на наш взгляд, необходимой и достаточной для успешной работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арзамасцева И. Н, Николаева С. А. Детская литература. - М.: Академия, 2007.

2. Жуковская Р. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975. - 110 с.

3. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. -Екатеринбург, 2000. - 213 с.

4. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2008.

5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» / Под ред. А. А. Остап-ца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2004. - 176 с.

КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

THE CONCEPT OF ETHNO-NATIONAL EDUCATION: THEORETICAL PREMISES IN THE RUSSIAN PEDAGOGY

З. Ф. Мубинова

Статья посвящена исследованию теоретических предпосылок концепции этнонационального воспитания, сложившихся в современной российской педагогике.

Z. F. Mubinova

The article examines theoretical premises for the concept of ethno-national education present in the modern Russian pedagogy.

Ключевые слова: этнонациональное воспитание, поликультурное и интеркультурное воспитание, этнокультурная педагогика, педагогика межнационального общения, школа диалога культур.

Keywords: ethno-national education, multicultural and intercultural education, ethno-cultural pedagogy, pedagogy of cross-national communication, school of cultural dialogue.

Этнонациональное воспитание, как показывает развитие науки и практики образовательно-воспитательной деятельности, стало на современном этапе эволюции отечественного общества, да и человечества в целом одной из актуальнейших проблем мировой педагогической мысли. При этом результаты специального анализа этой проблемы демонстрируют, что и в зарубежной, и особенно в российской педагогике наиболее слабым местом остается большая понятийно-категориальная разноголосица, отсутствие единых концептуальных подходов к определению смысла этнонаци-онального воспитания и его структурных составляющих. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на практику реализации в нашей стране во множестве возникших, «как грибы после дождя», моделей этнонационального образовательно-воспитательного процесса. Последние осуществляются в образовательной практике преимущественно эмпирическим путем, методом «проб и ошибок», несмотря на очень высокую цену подобных ошибок для развития российского полиэтничного по сво-

ему характеру общества [1, с. 75-145]. Наша позиция основана на признании того, что современное этнонациональное воспитание - сложный и многоуровневый, перманентный процесс овладения учащимися знаниями, чувствами и мировоззренческими установками, формирование у них соответствующей компетентности, применительно к «своей» и «другим» этнокультурам, конфессиям и расам; это процесс системного усвоения созданных человеческой цивилизацией ценностей и правовых норм позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия, формирование прочных установок согласия, толерантности и мира [2, с. 17].

Общеизвестно, что в отечественной педагогической науке советского периода вплоть до конца 1980-х гг. реализация этнического аспекта образовательно-воспитательного процесса осуществлялась главным образом в рамках двух концептуальных подходов: с одной стороны, интернационалистического воспитания в духе дружбы и братства народов, советского патриотизма, интернационализма трудящихся; с другой стороны - в рамках этнопедагогики, представляю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.